МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Принцип разделения властей в Конституции РФ 1993г.

    единоличный глава государства — монарх или президент. Его положение обычно

    описывается формулой: «Царствует, но не управляет». Глава государства

    формально наделен широкими полномочиями, но на деле не имеет почти никакой

    власти. Его полномочия осуществляют другие государственные органы, в

    основном правительство. Однако глава государства пользуется большим

    авторитетом. Вот почему говорят что в этих странах глава государства

    обладает не властью, а влиянием.

    Порядок замещения главы государства различен в монархиях и

    республиках. Монарх занимает свой пост пожизненно.

    В парламентарных республиках главой государства является президент. Он

    высшее должностное лицо государства и верховный представитель страны. Он

    избирается на определенный срок (Правда известны случаи пожизненного

    избрания президента). В отличие от президентских республик и стран со

    смешанной формой правления в парламентарных странах президент избирается,

    как правило, не населением непосредственно (хотя есть и исключение,

    например, Австрия, Ирландия, Португалия), а коллегией выборщиков, состоящей

    преимущественно из парламентариев.

    Конституционные акты содержат обычно весьма широкий перечень

    полномочий, принадлежащих главе государства. Так, согласно Конституции

    Испании, король является и законодателем, и руководителем исполнительной

    власти, и главой администрации и вооруженных сил. Но в действительности

    король Испании ни одно из этих полномочий не осуществляет самостоятельно.

    Монарх — политически не ответственное лицо. Его акты не имеют никакой

    законной силы, если не скреплены подписью главы правительства или, в

    зависимости от конкретного решаемого вопроса, иного высшего должностного

    лица. (Это так называемый институт контрасигнатуры.)

    Глава государства в парламентских монархиях и республиках,

    действительно пользуется не властью, а влиянием. Тем не менее, это влияние

    порой столь значительно, что может воздействовать на процесс формирования

    ведущих государственных институтов. А это в свою очередь, сказывается на

    механизме реализации принципа разделения властей.

    Носителем законодательной власти в рассматриваемых странах является

    парламент. Его положение в системе государственных органов определяется

    тем, что он является высшим представительным органом. Большинство

    парламентов имеют двухпалатную структуру. Порядок формирования палат в

    разных странах различен. Нижняя палата состоит всегда из депутатов,

    избираемых путем свободного, тайного, всеобщего, равного избирательного

    права. Верхняя палата формируется по другим принципам. Так в федерациях это

    представители субъектов федерации, а в Англии, например, верхнюю палату

    представляют пэры и духовная верхушка, что является пережитком сословно-

    представительной монархии.

    В странах с парламентарными формами правления партии играют

    исключительно важную роль во всей деятельности парламента. В некоторых

    странах именно лидер победившей партии становится премьер-министром страны.

    При всех особенностях политической и организационной структуры парламента и

    его палат довольно отчетливо прослеживается тенденция — не допустить,

    чтобы партия, явно доминирующая в парламенте, полностью подчинила себе

    руководящие и вспомогательные органы и саму процедуру работы. Определенная

    система противовесов действует и в данном случае. Мнения и голос

    меньшинства обязательно должны быть услышаны. В этом одна из характерных

    особенностей парламентской демократии.

    Особо важную часть полномочий парламента составляет его участие в

    формирование других государственных органов и контроль за деятельностью

    исполнительной власти. В странах с парламентарными формами правления

    представительный орган всегда имеет решающую роль в формировании

    правительства. Также правительство подотчетно перед парламентом. К числу

    наиболее распространенных и известных форм парламентского контроля за

    деятельностью исполнительной власти относятся устные и письменные вопросы

    депутатов, интерпелляции, контрольные и следственные комиссии, институт

    парламентской ответственности правительства.

    Парламент также имеет ряд полномочий в сфере внешней политики и

    обороны. К компетенции представительного органа относятся вопросы войны и

    мира. На основе закона осуществляется ратификация международных договоров и

    соглашений.

    Объем полномочий, осуществляемых высшим представительным органом во

    всех парламентских государствах остается весьма значительным. Парламент

    повсеместно, несмотря на определенное ограничение его властных полномочий

    или их фактическое урезание, продолжает быть важнейшим элементом всей

    системы разделения властей.

    Носителем исполнительной власти во всех странах с парламентской формой

    правления является правительство. Независимо от названия — совет министров,

    кабинет, федеральный совет, государственный совет и т.п. — оно всегда

    остается коллегиальным органом, осуществляющим функции управления

    государственными делами. Правительство должно обеспечить исполнение

    законов, и оно руководит государственными делами. Конечно, стратегические

    цели и задачи государства призван определять парламент. В настоящее время

    правительство, как правило, обладает законодательной инициативой. За

    правительством или даже за главой закрепляются также важнейшие полномочия,

    как выработка национальной политики и ее осуществление. В связи с этим

    многие исследователи предпочитают использовать термин не «исполнительная»,

    а «правительственная» власть.

    Современное правительство — важнейшая составная часть механизма

    осуществления власти. Правительство сосредотачивает в своих руках ведущих

    политических деятелей, возглавляющих правящую партию или коалицию.

    Правительство и особенно его глава играют решающую роль в разработке,

    формулировании и реализации внутренней и внешней политики государства.

    «Правительство — гласит Конституция Испании, — руководит внутренней и

    внешней политикой, гражданской и военной администрацией и обороной страны.

    Оно осуществляет исполнительную власть в соответствии с Конституцией и

    законами».

    Обладая широкими полномочиями, правительство всегда остается под

    контролем парламента и всегда во всех странах с парламентской формой

    правления оно несет ответственность перед парламентом. Как правило

    парламент может отправить правительство в отставку.

    Только хорошо отлаженная система сдержек и противовесов, без которой

    не может функционировать механизм разделения властей, обеспечивает

    эффективную и легитимную власть. Отыскание такого баланса институтов и

    интересов — одна из важнейших задач, стоящих перед теми, кому доверил народ

    конструирование и приведение в действие сложного и многообразного механизма

    осуществления власти.

    3. РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ В СТРАНАХ СО СМЕШАННОЙ ФОРМОЙ ПРАВЛЕНИЯ (ОПЫТ

    ФРАНЦУЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ)

    Франция принадлежит к числу государств, сыгравших особую роль в

    становлении концепции и утверждении принципа разделения властей.

    Французская революция 1789 года положила путь к превращению несколько

    абстрактной и отвлеченной теории в ведущий конституционно-правовой принцип,

    на котором покоится сегодня государственный строй любого демократического

    государства.

    В минувшие два столетия Франция стала своеобразным полигоном, где

    прошли проверку на прочность, стабильность и эффективность самые

    разнообразные формы правления и демократические режимы. Политический строй

    утвердился в этой стране в 1958 году и положивший начало существованию

    Пятой республики, привел к появлению новой формы правления, которая

    сочетает в себе элементы, характерные и для президентской, и для

    парламентарной республик. Вот почему она получила название смешанной формы

    правления. Ее называют также иногда полупрезидентской республикой или

    говорят о «рационализированном» парламентаризме.

    Что же привело к радикальным изменениям в конституционном строе

    Франции, внесшем существенные изменения в практику реализации принципа

    разделения властей?

    Весной 1958 года разразился острый политический кризис. Парламентаризм

    доведенный до крайности, вызвал резкое ослабление исполнительной власти. В

    это время начался мятеж в колонии Франции — Алжире. Беспорядки могли

    перекинуться на метрополию. В сложившейся ситуации французские

    парламентарии нашли в себе силы и мужество поступиться своими привилегиями

    в целях утверждения сильной исполнительной власти и преодоления кризиса.

    1 июня 1958 года во главе правительства встал Шарль де Голль. Ему были

    предоставлены широкие полномочия, включая полномочия по выработке и

    представлению на референдум нового Основного закона государства.

    Проект новой конституции был закончен в рекордно короткие сроки. 28

    сентября 1958 года состоялся референдум, на котором была принята новая

    конституция. 4 октября 1958 года новая Конституция была промульгирована и

    вступила в силу.

    Текст Конституции Франции 1958 года состоит из очень краткой преамбулы

    и 95 статей, сведенных в 15 разделов. Также в текст Конституции были

    включены Декларация 1789 года и преамбула к Конституции 1946 года. Дело в

    том, что именно в двух названных документах сформулированы основные права и

    свободы, а равно подтверждается принцип разделения властей.

    Присоединение этих двух документов говорило о приверженности Франции

    фундаментальным принципам демократического государства. Поскольку во

    французском праве основные права и свободы сформулированы в качестве

    основополагающих принципов, то можно сделать вывод, что они не подлежат

    пересмотру или отмене законодателем. А орган конституционного надзора

    должен следить, чтобы прокламированные принципы (включая и разделение

    властей) не нарушались текущим законодательством.

    К числу основных принципов Конституция относит национальный

    суверенитет. Он принадлежит только народу и никакая отдельная личность или

    группа не могут присвоить себе его осуществление.

    Осуществление национального суверенитета в соответствии с принципом

    разделения властей возлагается на три ветви власти. Принцип, закрепленный

    еще в ст. XVI Декларации прав человека и гражданина 1789 года, — нет

    конституционного строя, если нет разделения властей — не подлежащая

    пересмотру составная часть французского конституционного права.

    Центральное место в системе государственных органов Франции отведено

    президенту республики. Полномочия президента касаются самых важных сторон

    государственной жизни. Он глава государства. Он осуществляет верховное

    представительство страны во всех актах внутриполитической и международной

    жизни. Он обеспечивает соблюдение Конституции и нормальное функционирование

    государственных органов и преемственность государства. Он гарант

    национальной независимости, территориальной целостности и соблюдения

    международных договоров. Он возглавляет вооруженные силы страны. Президент

    Франции не несет политической, т.е. парламентарной ответственности.

    Специфика положения президента во Франции состоит в том, что в силу

    своих полномочий он как бы участвует в функционировании каждой из ветвей

    власти. И в то же время ни одну из них нельзя отождествлять с президентом.

    С 1962 года президент избирается на всеобщих прямых выборах. Президент

    избирается сроком на 7 лет. Ограничения в переизбрании во Франции не

    предусмотрено. Во Франции отсутствует пост вице-президента. В случае

    вакансии поста главы государства его обязанности временно исполняет

    председатель сената — верхней палаты парламента. Исполняющий обязанности

    несколько ограничен в своих полномочиях. Он не может, в частности,

    объявлять референдум, досрочно распускать Национальное собрание или

    проводить пересмотр Конституции.

    Президент республики наделен обширными полномочиями. Часть из них он

    осуществляет самостоятельно, часть — совместно с другими государственными

    органами.

    Наиболее существенными правами президента являются следующие:

    Это, прежде всего, назначение премьер-министра.

    Президент обладает правом досрочного роспуска Национального собрания —

    нижней палаты парламента. Правда предварительно он должен запросить премьер-

    министра и председателей палат, однако их мнение имеет лишь консультативный

    характер. Решение принимает президент.

    Президент возглавляет вооруженные силы. Он председательствует в

    советах и в высших комитетах национальной обороны. Глава государства

    представляет страну в международных отношениях. Он ведет переговоры о

    заключении международных договоров и ратифицирует их.

    Президент республики может по собственной инициативе ввести в действие

    механизм ст. 16 Конституции, предусматривающий использование чрезвычайных

    полномочий. В этом случае президент обязан запросить мнение премьер-

    министра, председателей палат парламента и Конституционного совета. (Этот

    механизм несколько раз использовал только генерал де Голль. В настоящее

    время все чаще идут разговоры о его отмене).

    Президент — активный участник законодательного процесса.

    Правительственные законопроекты обсуждаются в Совете министров, а

    председательствует на нем президент. Законодательные акты, одобренные

    парламентом, передаются для промульгации президенту. При этом, он может

    вернуть законопроект в парламент для повторного обсуждения либо обратится

    за мнением Конституционного совета, если полагает, что данный акт в чем-то

    противоречит Конституции.

    Президент республики обладает регламентарной властью, т.е. правом

    издания собственных нормативных актов.

    Исполнительная власть во Франции, как и во всех иных странах со

    смешанной формой правления, имеет бицефальный, т.е. двойной характер. Она

    осуществляется и президентом и правительством. Президент участвует в

    осуществлении всех наиболее значимых функций, которые закреплены за

    правительством.

    Президент может принимать участие и в осуществлении некоторых функций

    судебной власти. Он назначает членов Высшего совета магистратуры и является

    его председателем. Данный орган осуществляет дисциплинарную власть в

    отношении судейских работников. Президенту принадлежит право помилования.

    Президент является гарантом судебной власти.

    Президент республики обладает многочисленными иными полномочиями,

    которые также имеют весьма существенное значение, но осуществляются

    совместно с другими государственными органами.

    Статус и полномочия президента Французской Республики подтверждают,

    что данный институт нельзя однозначно отнести только к одной ветви власти.

    Впрочем, во Франции есть и другие институты, которые трудно уместить в

    застывшую схему. Таков, например, Конституционный совет, осуществляющий

    функции конституционного надзора, но не являющийся судебным учреждением.

    Во Франции, как и во всех других демократических государствах,

    обеспечены самостоятельность и независимость судебной власти. Заметно

    сложней и противоречивей выглядят взаимоотношения между законодательными и

    исполнительными государственными органами.

    Носителем законодательной власти в Пятой Республике, хотя и с

    некоторыми оговорками относительно регламентной власти, является парламент.

    Парламент Французской Республики состоит из двух палат. Национального

    собрания (нижняя палата) и сената (верхняя палата). Нижняя палата является

    органом общенационального представительства. Она избирается путем всеобщих,

    равных и прямых выборов при тайном голосовании. Сенат формируется путем

    косвенных выборов. Его члены избираются по департаментам особыми коллегиями

    выборщиков.

    Двухпалатную структуру оправдывают зачастую ссылкой на необходимость

    обеспечить действие системы сдержек внутри парламента. Согласно

    Конституции, закон считается принятым, если он одобрен обеими палатами в

    идентичной редакции. Если примирительная процедура не даст результатов и не

    последует согласия палат между собой, считается отклоненным. Но, в случае

    подобных разногласий между палатами, правительство может просить

    Национальное собрание вынести окончательное решение. К сказанному надо

    добавить, что именно Национальному собранию принадлежит решающее слово при

    окончательном утверждении бюджета. Только Национальное собрание может

    принять резолюцию порицания или отказать в доверии правительству. Все это

    говорит, что нижняя палата играет преимущественную роль при осуществлении

    парламентских функций, хотя формально они равны. Считается, что

    преимущество нижней палаты не противоречит никаким демократическим

    принципам т.к. именно нижняя палата представляет общенациональные интересы,

    что подтверждает и порядок ее формирования.

    Депутаты Национального собрания избираются сроком на пять лет.

    Кандидатом на выборах может быть любой французский гражданин, пользующийся

    в полном объеме избирательными правами, достигший 23 лет и не попадающий

    под действие правил о неизбираемости и несовместимости (Например

    несовместимы мандаты депутатов и членов правительства. Это правило

    представляет прямой отход от правил парламентарных государств). Надо также

    отметить, что в Пятой Республике появился институт заместителя депутата. Он

    занимает пост депутата в случае, если сам депутат его покинет по какой-либо

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.