Правовые основы создания и функционирования международных коммерческих арбитражей
западноевропейскими фирмами, предусматривается рассмотрение возможных
споров в порядке арбитража в Стокгольме. Третейский суд создается для
рассмотрения конкретного спора. В контрактах оговаривается, что третейский
суд выносит решение большинством голосов в соответствии с условиями
контракта, действующими международными торговыми обычаями и
внутригосударственными правовыми нормами, подлежащими применению согласно
принципам международного частного права. Если такой третейский суд будет
образован в Стокгольме, то арбитры будут исходить из коллизионных норм,
действующих в Швеции.
Может иметь место и более сложный случай. В отдельных контрактах
предусматривается, что при неизбрании арбитрами суперарбитра он назначается
Торговой палатой в Стокгольме из определенных лиц. Местом нахождения
арбитража в этом случае будет место жительства суперарбитра, и арбитраж
тогда будет исходить из коллизионных норм страны места жительства
суперарбитра.
Таким образом, рассматривая дело по существу, арбитры обязаны исходить из
условий контрактов и учитывать торговые обычаи. Они должны применять право,
избранное сторонами, а если стороны не сделали такого выбора — право,
подлежащее применению в соответствии с коллизионной нормой, из которой в
данном случае будут исходить арбитры. Такой вывод вытекает из положении
Европейской конвенции о внешнеторговом арбитраже 1961 года.
Аналогичным образом рекомендует решать этот вопрос Арбитражный регламент
ЮНСИТРАЛ. Согласно п. 1 ст. 33 этого регламента, «арбитражный суд применяет
право, которое стороны согласовали как подлежащее применению при разрешении
спора по существу. При отсутствии такого согласия сторон арбитражный суд
применяет право, определенное в соответствии с коллизионными нормами,
которые он считает применимыми».
Третейский суд в Украине в соответствии со ст. 28 Закона о международном
коммерческом арбитраже будет разрешать споры в соответствии с такими
нормами права, которые стороны избрали в качестве применимых к существу
спора. Любое указание на право или систему права какого-либо государства
должно толковаться судом как непосредственно отсылающее к материальному
праву этого государства, а не к его коллизионным нормам.
При отсутствии какого-либо указания сторон третейский суд будет применять
право, определенное в соответствии с коллизионными нормами, которые он
считает применимыми.
Во всех случаях третейский суд будет принимать решение в соответствии с
условиями договора и с учетом торговых обычаев, применимых к данной сделке.
Приведенные положения свидетельствуют о том, что в современных условиях
широкого развития международного сотрудничества действие коллизионного
принципа «кто выбирает суд, тот выбирает и право» (qui elegit juridice
elegit jus) все более и более ограничивается.
Арбитражное рассмотрение инвестиционных споров
В двусторонних международных договорах о поощрении и взаимной защите
инвестиций, действующих для Украины, предусматриваются специальные
положения о рассмотрении в арбитражном порядке так называемых
инвестиционных споров, под которыми понимаются споры между инвесторами и
государствами, в которых сделаны инвестиции. В эту категорию входят споры,
относящиеся к размеру и порядку выплаты компенсации, подлежащей выплате в
качестве возмещения за ущерб, причиненный инвестициям в результате какого-
либо вооруженного конфликта, введения чрезвычайного положения или
гражданских беспорядков (ст. 4 соглашения с Великобританией, п. 5 ст. 4
соглашения с ФРГ). Это споры, относящиеся к размеру и порядку выплаты
компенсации в случае национализации, экспроприации или мер, имеющих
аналогичные национализации или экспроприации последствия (ст. 5 соглашения
с Великобританией, пп. 1—3 ст. 4 соглашения с ФРГ, ст. 6 соглашения со
Швейцарией). Это споры, касающиеся последствий неисполнения или
ненадлежащего исполнения обязательств по переводу капиталовложений и
доходов от них в страну постоянного места пребывания инвестора (ст. 6
соглашения с Великобританией; ст. 5, подпункт «а» п. 2 ст. 8 соглашения со
Швейцарией), иные споры (подпункт «б» п. 2 ст. 8 соглашения со Швейцарией).
В договорах предусмотрена возможность до обращения к арбитражу
полюбовного рассмотрения спора сторонами. Спор может быть передан в
арбитраж по истечении трехмесячного срока с момента письменного уведомления
о таком споре (ст. 8 соглашения с Великобританией), по истечении
шестимесячного срока (ст. 8 соглашения со Швейцарией; ст. 10 соглашения с
Испанией). В других договорах такой предварительный срок не установлен
(например, в соглашении с ФРГ).
Следует обратить внимание на то, что в договорах предусмотрено
рассмотрение любого спора между инвестором и государством в международном
арбитраже или третейском суде по желанию или требованию любой из сторон в
споре (ст. 8 соглашения с Великобританией; ст. 9 соглашения с ФРГ).
Предусмотрено рассмотрение в третейском суде споров основных категорий
(перевод прибылей, порядок и размер компенсации в случае национализации и
аналогичных мер) по инициативе любой из сторон и друшх споров лишь с
обоюдного согласия сторон в споре (ст. 8 соглашения со Швейцарией).
Установлено, в каком арбитраже (третейском суде) будут рассматриваться
возможные споры. В ст. 8 соглашения с Великобританией говорится об
арбитраже: арбитражном институте Торговой палаты в Стокгольме,
международном арбитре или арбитражном суде ad hoc, назначаемом по
специальной договоренности или создаваемом в соответствии с Арбитражным
регламентом Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ). В ст.
9 соглашения с ФРГ предусмотрено создание в каждом конкретном случае
третейского суда. Если сроки назначения сторонами членов третейского суда
не будут выдержаны, предусмотрена возможность назначения таких членов
третейского суда председателем Международного Суда ООН. Аналогичные правила
содержатся в ст. 9 соглашения со Швейцарией.
В договорах предусмотрен порядок рассмотрения спора в третейском суде.
В ст. 8 соглашения с Великобританией говорится лишь о том, что арбитражное
разбирательство будет проводиться в соответствии с Регламентом ЮНСИТРАЛ,
если стороны в споре не договорятся в письменной форме о его изменении. В
ст. 9 соглашения с ФРГ прямо предусмотрены отдельные основные правила
рассмотрения спора в третейском суде (принятие решения большинством
голосов, несение расходов).
В ст. 8 соглашения со Швейцарией предусмотрено, что третейский суд сам
установит свои правила процедуры, если стороны в споре не договорятся об
ином. В соглашении предусмотрен также порядок несения расходов по
арбитражу.
Стремясь обеспечить на многосторонней основе гарантии интересов
инвесторов, западные государства предложили заключить Конвенцию о
рассмотрении споров по инвестициям между государствами и лицами других
государств. Вашингтонская конвенция была подписана 18 марта 1965 г. и
вступила в силу 14 октября 1966 г. Участницами конвенции в 1992 году были
106 стран, кроме того, еще 50 стран подписали, но не ратифицировали ее.
Участницей конвенции является и Украина. Она предусматривает правила
примирительной и арбитражной процедур разрешения споров, а также создание
Международного центра по разрешению инвестиционных споров при Международном
банке реконструкции и развития. Целью конвенции является изъятие из
юрисдикции национальных органов стран-участниц инвестиционных споров, что
обеспечивает защиту частного капитала иностранных государств в этих
странах.
Правила Вашингтонской конвенции предусматривают универсальный механизм
арбитражного рассмотрения инвестиционных споров, оговорена возможность
примирительной процедуры.
Признание и исполнение арбитражных решений
Сторона, в пользу которой вынесено арбитражное решение, заинтересована
в возможности обратить взыскание на имущество ответчика, находящееся часто
за пределами того государства, где вынесено решение. В договорах о торговле
и мореплавании содержатся нормы, предусматривающие признание арбитражных
соглашений, равно как и признание и исполнение основанных на этих
соглашениях арбитражных решений.
Признание иностранных арбитражных соглашений и приведение в исполнение
иностранных арбитражных решений урегулированы многосторонней конвенцией,
принятой в Нью-Йорке в 1958 году. Конвенция действует для РФ, Беларуси,
Украины, Латвии и др. В ней участвуют 84 государства.
В конвенции предусматривается признание письменных соглашений, по
которым стороны договорились передать в арбитраж спор по конкретному делу.
Суды государств-участников обязуются, если к ним поступает дело, по
которому его стороны заключили арбитражное соглашение, направить его в
арбитраж.
Согласно украинскому законодательству, арбитражное решение, независимо
от того, в какой стране оно было вынесено, признается обязательным и при
подаче в компетентный суд письменного ходатайства приводится в исполнение
(ст. 35 Закона о международном коммерческом арбитраже 1994 г.).
Согласно ст. 36 этого Закона, в определенных строго ограниченных
случаях может быть отказано в признании или приведении в исполнение
арбитражного решения (недействительность арбитражного соглашения,
недееспособность стороны в таком соглашении, неуведомление стороны о
назначении арбитра и об арбитражном разбирательстве и ряд других). Кроме
того, в признании и приведении в исполнение может быть отказано, «если суд
найдет, что объект спора не может быть предметом арбитражного
разбирательства по закону Украины или признание и приведение в исполнение
этого арбитражного решения противоречит публичному порядку Украины».
Вместе с тем каждое договаривающееся государство обязалось признавать
арбитражные решения и приводить их в исполнение на своей территории в
соответствии со своими процессуальными нормами. В конвенции также
указываются случаи, когда может быть отказано в признании и приведении в
исполнение арбитражного решения.
Статья 426 Гражданского процессуального кодекса предусматривает, что
порядок исполнения в Украине решений иностранных судов и арбитражей
определяется соответствующими международными договорами. Если международный
договор, на основании которого испрашиваются признание и исполнение в нашей
стране арбитражного решения, не устанавливает перечня документов,
прилагаемых к ходатайству о разрешении принудительного исполнения, или
оснований для отказа в признании и исполнении, перечень таких документов и
такие основания определяются соответственно по правилам ч. V ст, IV Нью-
йоркской конвенции 1958 года. Это положение установлено п. 11 указа «О
признании и исполнении в СССР решений иностранных судов и арбитражей»
Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1988 г. Решение иностранного
арбитража может быть предъявлено к принудительному исполнению в Украине в
течение 3 лет с момента вступления его в силу. Решения иностранных
арбитражей исполняются в нашей стране на началах взаимности.
В заключение отметим, что большую сложность на практике вызывает
решение вопроса 'о так называемых мерах по предварительному обеспечению
иска, по делам, подлежащим рассмотрению в международном коммерческом
арбитраже.
Приведем примеры. В 1992—1993 годах в нидерландских судах
рассматривалось дело по иску «АМП» (Мариуполь) к компании «Гранойл инк.».
Суть дела в следующем: украинское предприятие сдало в аренду (тайм-чартер)
голландской компании судно для перевозки растительного масла из Аргентины.
Во время перевозки масло смешалось с дизельным топливом. В соответствии с
контрактом спор должен рассматриваться в арбитраже в Нью-Йорке. При
прибытии судна в Роттердам на основании требования компании по решению
нидерландского суда был наложен арест на судно в порядке предварительного
обеспечения иска. Требуя отмены решения, истец ссылался на п. 2 ст. 16
договора о торговом судоходстве между СССР и Нидерландами от 28 мая 1969 г.
В этом пункте предусматривалось, что на территории одной из
договаривающихся сторон не будет налагаться арест на судно, принадлежащее
другой договаривающейся стороне, в связи с любым гражданским делом,
упомянутым в п. 1 ст. 16. В пункте 1 говорится о том, что каждая из сторон
(т. е. государств) обеспечит возмещение по претензиям на основании решения,
вынесенного судом другой стороны. Суд не согласился с доводами истца и
отказал в иске, в частности потому, что речь шла не об обеспечении иска,
подлежащего рассмотрению в суде Нидерландов, а о предварительном
обеспечении иска, подлежащего рассмотрению в арбитраже в третьей стране.
В другом деле суд Финляндии вынес решение об аресте счета украинской
организации в банке Финляндии в порядке предварительного обеспечения иска,
предъявленного к ней в Арбитражном суде при ТПП Украины.
Согласно Закону о международном коммерческом арбитраже, если стороны
не договорились об ином, третейский суд может по просьбе любой стороны
распорядиться о принятии какой-либо стороной таких обеспечительных мер в
отношении предмета спора, которые он считает необходимыми.
Сторона может обратиться и в обычный суд до или во время арбитражного
разбирательства с просьбой о принятии мер по обеспечению иска.
Закон о международном коммерческом арбитраже исходит из того, что
обращение в суд и вынесение судом определения о принятии таких мер не
являются несовместимыми с арбитражным соглашением.
Арбитражная процессуальная форма защиты права в оптимальной
степени приспособлена для установления обстоятельств судебных дел и
правильного их разрешения в соответствии с указаниями закона. Во
многом это обусловлено ее демократичностью. Основные демократические
черты арбитражного судопроизводства заключаются в следующем.
Правосудие, как особая форма государственной деятельности
осуществляется специально для этого созданным органом- СУДОМ. Идея
правового государства, воспринятая в последнее время украинской
официальной идеологией , а также правовой доктриной, базируется на
теории разделения властей- законодательной, исполнительной и
судебной. При этом имеется ввиду, что правосудие
осуществляется независимым судом, наделенным для его эффективного
функционирования необходимыми властными полномочиями, а законодательная
и исполнительная власть ни прямо ни косвенно не вмешивается в
рассмотрение конкретных судебных дел.
При рассмотрение судебных дел все участники равны перед законом и
судом, а стороны процессуально равноправны и имеют одинаковые
процессуальные возможности.
Любое судопроизводство ведется в условиях действия принципов
гласности, состязательности, равноправия сторон, непосредственности,
а также равенства перед законом и судом, национального языка
судопроизводства.
Заключение
Принятие нового законодательства в сфере АПК(закона о арбитраже
и закона о международном коммерческом арбитраже) в украинском праве
определил начало движения в сторону демократии и создания
правового государства. Естественно, крупные преобразования во внешней и
внутренней политике государства, прежде всего, должны исходить со
стороны законодателя, именно он должен создать такие условия, чтобы
государство можно было с полной уверенностью назвать правовым. В
условиях построения рыночной экономики, хозяйствующие субъекты должны
ощущать свою защищенность от государственного произвола и от
недобросовестных бизнес-партнеров. Система арбитража как раз и служит
этим целям - защита прав и законных интересов учреждений, организаций,
предприятий и граждан- предпринимателей. Чем совершеннее и мощнее
эта система, тем больше возможностей для нормального
функционирования субъектов экономики в рыночных условиях, а,
следовательно, тем здоровее и сильнее экономика данного государства. Таким
образом, построение жизнеспособной системы государственного арбитража
является делом общегосударственного масштаба и определяет перспективы
развития всей страны в целом. Можно сказать, что предпринятые на этом
пути шаги в целом дали положительный эффект и теперь система арбитража
отвечает реалиям времени.
Список использованной литературы
1.Цивільний процесуальний кодекс України , 1503-06 ,18/07/1989
http://alpha.rada.kiev.ua/laws/pravo/all/
2.Угода між Всесоюзною торговою палатою (Москва) і Японською комерційною
арбітражною асоціацією (Токіо) про арбітражне застереження, що підлягає
включенню в контракти, які укладаються між радянськими
зовнішньоторговельними організаціями та японськими фізич , 392_009
,30/04/1956 , http://alpha.rada.kiev.ua/laws/pravo/all/
3.Арбітражний регламент ЮНСІТРАЛ , 995_059 ,01/01/1989 ,
http://alpha.rada.kiev.ua/laws/pravo/all/
4.Європейська конвенція про зовнішньоторговельний арбітраж , 995_069
,21/04/1989 , http://alpha.rada.kiev.ua/laws/pravo/all/
5.Конвенція про визнання та виконання іноземних арбітражних рішень ,
995_070 ,29/12/1958 , http://alpha.rada.kiev.ua/laws/pravo/all/
6.Рекомендації Комісії ООН з права міжнародної торгівлі для допомоги
арбітражним установам та іншим зацікавленим організаціям щодо арбітражу,
який проводиться відповідно до Арбітражного регламенту ЮНСІТРАЛ від 1982
року , 995_286 ,01/01/1982 , http://alpha.rada.kiev.ua/laws/pravo/all/
7.Угода щодо застосування Європейської конвенції про зовнішньоторговельний
арбітраж , 995_336 ,17/12/1962 , http://alpha.rada.kiev.ua/laws/pravo/all/
8.Арбітражний регламент Європейської економічної комісії ООН , 995_337
,20/01/1966 , http://alpha.rada.kiev.ua/laws/pravo/all/
9.Правила міжнародного торговельного арбітражу та принципи примирення -
економічна комісія ООН для Азії та Далекого Сходу , 995_390 ,01/01/1973 ,
http://alpha.rada.kiev.ua/laws/pravo/all/
10.Міжамериканська конвенція про міжнародний комерційний арбітраж , 998_024
,30/01/1975 , http://alpha.rada.kiev.ua/laws/pravo/all/
11.Про використання як доказів з арбітражних справ документів,
підготовлених за допомогою електронно-обчислювальної техніки , v-1-4400-79
,29/06/1979 , http://alpha.rada.kiev.ua/laws/pravo/all/
12.Арбітражні правила Китайської міжнародної економічної та торговельної
Арбітражної комісії , 156_100 ,12/09/1988 ,
http://alpha.rada.kiev.ua/laws/pravo/all/
13.Правила Арбітражного Інституту Стокгольмської Торговельної палати ,
752_050 ,01/01/1988 , http://alpha.rada.kiev.ua/laws/pravo/all/
14.Про практику розгляду органами арбітражу спорів, пов'язаних з
розрахунками за продукцію, товари і послуги , v-111400-90 ,06/10/1990 ,
http://alpha.rada.kiev.ua/laws/pravo/all/
15.Про арбітражний суд , 1142-12 ,04/06/1991 ,
http://alpha.rada.kiev.ua/laws/pravo/all/
16.Арбітражний процесуальний Кодекс України , 1798-12 ,06/11/1991 ,
http://alpha.rada.kiev.ua/laws/pravo/all/
17.Про деякі питання практики арбітражних судів по застосуванню Закону
України "Про підприємництво" , v11_2800-91 ,25/10/1991 ,
http://alpha.rada.kiev.ua/laws/pravo/all/
18.Конвенція з примирення і арбітражу в рамках НБСЄ , 996_a11 ,15/12/1992 ,
http://alpha.rada.kiev.ua/laws/pravo/all/
19.Про міжнародний комерційний арбітраж , 4002-12 ,24/02/1994 ,
http://alpha.rada.kiev.ua/laws/pravo/all/
20. Абова Т.Е. «Арбитражный процесс в СССР» М, 1985 г.* СП СССР 1974 №4,
ст.19
Страницы: 1, 2, 3
|