МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Правовой статус личности

    Защита страны чаще всего рассматривается как одна из обязанностей

    гражданина, однако некоторые конституции считают ее также и его правом.

    Обязанность защиты страны может предполагать обязательную военную службу

    или заменяющую ее (альтернативную) гражданскую службу, а также выполнение

    определенных законом повинностей в случае войны или военной опасности.

    Ст. 52 итальянской конституции считает защиту Родины - священным долгом

    гражданина. "Военная служба обязательна в пределах и в порядке,

    установленном законом. Ее несение не должно причинять ущерб трудовому

    положению гражданина и осуществлению им политических прав".

    Свобода информации.

    Эта целая группа свобод и прав: свобода слова, свобода печати и иных

    средств массовой информации, права на получения информации, имебщей

    общественное значение, свобода распространения информации.

    Это право в рассматриваемых конституциях лишь односторонее отражено в

    контексте свободы мысли и совести.

    Право на сопротивление угнетению впервые было определено в Декларации

    независимости США 1776 г., где говорится, что если форма правительства

    станет гибельной, то народ имеет право изменить или уничтожить ее и

    учредить новое правительство. "Конечно, осторожность советует не менять

    правительств, существующих с давних мадлважных и временных причин... Но

    когда длинный ряд злоупотреблений и узурпаций, неизменно преследует одну и

    ту же цель, обнаруживает намерение предать этот народ...то он не только

    имеет право, но и обязан свергнуть такое правительство и на будущее

    время вверить свою безопасность другой охране."

    Французская Декларация прав человека и гражданина в ст. 2 среди

    естественных и неотъемленных прав человека называет сопротивление

    угнетению.

    V. Экономические, социальные и культурные права и свободы.

    К этой группе прав относятся право частной собственности, свобода

    хозяйственной инциативы, право на труд, право на участие в управление

    предприятием. на здоровую окружающую среду, на социальное обеспечение, на

    охрану здоровья, право на жилище, на образование, отдых, право свободного

    доступа к культурным ценностям, свобода творчества.

    Право частной собственности.

    Ст. 17 французской Декларации прав человека и гражданина определяет

    собственность как право неприкосновенное и священное.

    В конституциях, принятых уже после первой мировой войны, собственность

    более не является священной. Собственность может быть экспроприирована, но

    основой для этого стала ее "социальная польза" и т.п.

    Например, ст. 43 Конституции Италии установливает возможность

    экспроприации, но только при условии выплаты соответсвующей компенсации, и

    только в отношении предметов важных

    интересов.

    Поправка V к Конституции США устанавливает,что никакая частная

    собственность не должна отбираться без справедливого вознаграждения, и, что

    "никто не должен лишаться... имущества без законного судебного

    разбирательства". Интересно, что этой поправкой ограничиваются социально-

    экономические права и свободы американской конституции.

    Право на труд.

    В Конституции Италии право на труд записано не в части "Права и

    обязанности граждан", а во вводной части "Основные принципы". Ст.

    4:"Республика признает за всеми гражданами право на труд и способствует

    созданию условий, которые делают это право эффективным".

    Право на труд обычно включает стандартный набор прав: свободный выбор

    труда, право на справедливое вознаграждение, на создание профсоюзов,

    право на забастовку, право на отдых и оплачиваемый периодически

    отпуск.

    Право на участие в управлении предприятиями.

    В преамбуле Французской Конституции 1946 г. сказано: "Каждый работник

    участвует через своих делегатов в коллективном определении условий труда, а

    также в управлении предприятиями."

    Ст. 46 Конституции Италии устанавливает: "С целью повышения

    экономической и социальной роли труда и в соответствии с требованиями

    производства Республика признает право трудящихся сотрудничать в формах и

    пределах, установленными законами, в управлении предприятиями."

    Право на социальное обеспечение.

    В Преамбуле Конституции 1946 г. Франции закреплено, что Нация

    гарантирует личности и семье.

    Право на охрану здоровья.

    В ст. 32 итальянской Конституции сказано: "Республика охраняет здоровье

    как основное право индивида и интерес коллектива и гарантирует бесплатное

    лечение для неимущих."

    Право на образование - одно из наиболее существенных социальных прав

    человека, без которого не возможно развитие личности, общества в целом.

    Конституции уделяют этому праву все большее внимание.

    О праве на образование ничего не сказано в Конституции США. В

    большенство же конституций регулируют это право все более подробнее. Право

    на образование часто включает в себя такие принципы, как бесплатность,

    ощедоступность профессионального образования, обязательность начального

    образования.

    Глава 3. Правовой статус личности в РФ.

    Анализ закрепляемых российской Конституцией прав и свобод личности

    представляется целесообразным начать с общих принципов, положенных в основу

    правового регулирования статуса личности. Это, в свою очередь, требует

    обратиться для начала к общей характеритстики действующей Конституции РФ.

    Конституция РФ 1993 г. ознаменовала собой завершение этапа демонтажа

    тоталитарного советского государства и переход к длительному и трудному

    этапу построения в России основ подлинно демократического и правового

    государства. Конституция Рф 1993 г. является первой в ряду отечественных

    конституций, основанной на общечеловеческих ценностях в их общепризнанном в

    современном миропонимании. Она вобрала в себя многовековой опыт развития

    зарубежных демократий, теории и практики зарубежного конституционализма,

    недолгий, но драматический опыт молодой российской демократии. В месте с

    тем новая Конституция России не могла не воспринять и отдельных фрагментов

    конституционного опыта советского периода (это касается, прежде всего,

    некоторых чисто “советских” социально-экономических прав).

    Учитывая весьма жесткую систему организации государственной власти,

    установленную Конституцией 1993 г., можно сказать, что демократический

    характер этой Конституции отразился именно в положениях, устанавливающих

    правовой статус личности. Нормы, посвященные правовому статусу личности

    сосредоточены в Конституции главным образом в специальной Главе 2 “ПРАВА И

    СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА”. Однако ряд важнейших принципов и норм можно

    найти уже в Главе 1”ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ”. Отдельные нормы,

    затрагивающие права человека, обнаруживаются также практически во всех

    других главах основного закона. Именно в совокупности, со всеми

    процессуальными и институциональными гарантиями эти нормы образуют единый

    институт конституционных прав и свобод личности в Российской Федерации.

    Какие же принципы заложены Конституцией 1993 г. в основу правового

    статуса личности? Ответ на этот вопрос мы находим в Главе 1”ОСНОВЫ

    КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ”. В этой главе закреплены такие фундаментальные

    принципы, как принцип приоритета (высшей ценности) прав и свобод человека

    (статья 2), а также принцип непосредственного действия общепризнанных

    принципов и норм международного права на территории Российской Федерации (

    часть 4 статьи 15). В Главе 2 закреплены принципы неотчуждаемости прав и

    свобод человека (часть 2 статьи 17), прямого и непосредственного действия

    прав и свобод человека (статья 18), равноправия (равенства перед законом и

    судом)(статья 19). Чтобы понять подлинный смысл и значение закреплениия в

    новой Конституции РФ этих принципов, нужно оглянуться назад. Как известно,

    большинство из вышеперечисленных принципов не признавались советской наукой

    государственного права, как сонованные на “буржуазных” теориях

    естественного права. Советская государственно-правовая доктрина исходила

    из того, что правами и свободами личность наделяет государство. Из этого

    логически вытекало, что государтство могло и лишить человека “дарованных”

    ему прав, если это потребуют интересы того же государства.

    Нужно сказать, что качественно новый взгдяд на природу прав и свобод

    человека начал утверждаться в российской конституционной практике еще до

    принятия Конституции 1993 г. Решеющем этапом на этом пути стало принятие

    Верховным Советом РСФСР в ноябре 1991 года Декларации прав и свобод

    человека и гражданина, положения которой вошли в качестве поправок в текст

    действоваавшей тогда Конституции 1978 года в качестве поправок 21 апреля

    1992 года. Нынешняя Конституция РФ как бы подвела итог процессу перехода от

    одной государственно-правовой идеологии к другой, привела все изменения в

    логически стройную, упорядоченную систему норм и принципов.

    Особенно стоит сказать о принципе равноправия (равенства перед

    законом и судом). Необходимо четко отличать принцип равноправия людей

    вообще от принципа равноправия граждан конкретного государства между собой,

    поскольку объем прав и свобод у двух вышеуказанных категорий не одинаков.

    Конституция РФ 1993 г. сначала говорит о равноправии людей вообще (часть 1

    статьи 19), потом (счасть 2 статьи 19) гарантирует равенство прав и свобод

    человека и гражданина независимо от природных и общественных свойств

    личности (расы, национальности, языка, местожительства, отношения к религии

    и т.д.) В этой же части говориться о запрете любых ограничений рав граждан

    по признакам социальной, расовой, языковой или религиозной принадлежности.

    Третье значение равноправия раскрывается в части 3 статьи 19, где говорится

    о равноправии мужчины и женщины, а также о том, что мужчины и женщины имеют

    равные возможности для реализации своих прав (?).

    Конституционная доктрина современных государствв все же признает

    возможность существования некотрых различий в правах и обязанностях

    граждан, имеющие естественный характер: напр., обязанность проходить

    военную службу в большинстве гос-в мира возлагается только на граждан

    мужского пола, особые конституционные права в последние десятилетия стали

    закреплятся за инвалидами, детьми, представителями малочисленных коренных

    народов и т.п.

    Конституция РФ 1993 года закрепляет один из самых полных в мире

    каталогов прав и свобод человека из всех, известных современному

    конституционализму. Конкретный список, содержание, порядок закрепления и

    обеспечения этих прав и свобод и определяет собственно, качество

    конституционного регулирования правового статуса личности в Российской

    Федерации.

    Охватывая общим взглядом этот каталог, нельзя не заметить его

    разительное отличие от набора прав и свобод старых, советских колнституций.

    Эти отличия касаются буквально всего: перечня прав, их формулирования и

    даже порядка их расположения в тексте конституции. Как известно, одно из

    основных отличий социалистического подхода к конституционному оформлению

    прав личности от западно-демократического (термины условны) состоит в том,

    что в социалистических конституциях во главу угла ставились социально-

    экономические права и свободы, а в конституциях западно-демократического

    толка - права личные. Как знак воспринятия западных традиций и ценностей

    конституционализма авторы Конституции 1993 года поставили в Главе о правах

    и свободах на первое место личные права, затем политические и только на

    третье - социально-экономические права, назвав первым из них право частной

    собственности (часть 1 статьи 35). Это настолько четко и недвусмысленно

    обозначило идеолоическую позицию авторов Конституции, что иначе как

    “буржуазной” ее в кругах не только коммунистической, но и социал-

    демократической оппозиции не называют. Между тем, новая Конституция России

    содержит весьма широкий социально-экономических прав, многие из которых до

    сих пор не известны ни одному западному государству. Это говорит о

    сохранении некоторой приемственности по отношению к практике советского

    государственно-правового строительсва.

    Заметнейшим образом изменилась юридическая техника конституционного

    закрепления прав и свобод. На место демагогии советских конституций,

    говоривших о “материальных гарантиях” прав в виде “неуклонного роста

    производительных сил” и т.п., пришли четкие, юридически взвешенные

    формулировки, достаточно конкретные для текста современной демократической

    конституции.

    2. Личные права и свободы

    К личным правам, которые в науке конституционного права также часто

    именуются гражданскими, относится совокупность естественных и неотчуждаемых

    основополагающих прав и свобод, принадлежащих человеку от рождения и не

    зависящих от его принадлежности к конкретному государствуву. Эти права и

    свободы составляют основу всего правового статуса человека. Международные

    акты (напр., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966

    г.) и конституции обычно относят к личным правам и свободам следущие:

    право на жизнь, право на свободу, физическую целостность и личную

    неприкосновенность, право не подвергатся пыткам или жестокому, унижающему

    человеческое достоинство обращению или наказанию, право на защиту чести и

    доброго имени, право на свободное передвижение и свободный выбор места

    жительства, право покидать собственную страну и свободно в нее

    возвращаться, право на судебную защиту и правосудие, право человека на

    признание его правосубъктности в любой стране мира, свобода мысли, совести

    и религии, свобода слова и иного выражения, право свободно определять свою

    национальную принадлежность и пользоваться родным языком и некоторые др.

    права. Личным посвящены статьи 20-29 Конституции РФ 1993 г.

    Безусловно, важнейшим среди личных прав является право на жизнь.

    Содержание права на жизнь многогранно и различается в разных гос-вах. Так,

    в гос-вах, где отменена смертная казнь как вид наказания (Австралия,

    Австрия, ФРГ , Франция и еще более 40 государств), право на жизнь означает,

    что ни один человек ни за какие деяния не может быть лишен жизни даже

    государством (т.н.абсолютное право на жизнь). В странах, где существуют

    различные режимы сохранения смертной казни (применение смертной казни,

    применение смертной казни только в исключительных случаях, отказ от

    применения смертной казни на практике), под под правом на жизнь обычно

    понимается то, что ни один человек не может быть лишен жизни произвольно,

    без должной правовой процедуры (т.н. относительное право на жизнь). Как

    известно, Российская Федерация относится к последним. Так, ст. 29

    Конституции РФ, провозглашая право на жизнь, оговаривает, что "смертная

    казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в

    качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против

    жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с

    участием присяжных заседателей". Закрепление права на жизнь в отечественной

    государственно-правовой практике также новое явление - его не содержала ни

    одна из конституций советского периода.

    Вторым важнейшим из личных прав является право на личную

    неприкосновенность. Институт личной неприкосновенности предполагает

    недопустимость произвола при применении репрессивных мер. Конституционные

    гарантии личной неприкосновенности заключаются, как пр., в том, что: 1.

    состав преступления должен быть установлен ранее изданным законом; 2.

    задержание может быть обжаловано в суд и устанавливается максимальный срок

    задержания без решения суда; 3. арест должен производится лишь на основе

    судебного приказа или с санкции прокурора; 4. лишение свободы должно быть

    наказанием, накладываемым на человека после установления его вины в ходе

    следствия и суда, проводимых с соблюдением известных процессуальных

    гарантий. Право на личную неприкосновенность гарантируется ст. 22

    Конституции РФ 1993 г.. Согласно п. 2 этой статьи, арест, заключение под

    стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До

    судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более

    48 часов.

    Конституция РФ 1993 года провозглашает право на неприкосновенность

    частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени

    (часть 1статьи 23), а также право на тайну переписки, телефонных

    переговоров, почтовых, телеграфных и иных собщений (часть 2 статьи 23).

    Больим новшеством для нашей страны является содержащееся в этой статье

    условие, что ограничение этого права допускается только на соновании

    судебного решения. На протяжении всейистории и до сегднегошнего дня это

    право произвольно нарушалось “компетентными органами”, которые в лучшем

    случае обязаны были получить санкцию прокурора.

    Резкое усиление процессов информатизации в обществе, связанные с этим

    явлением новые возможности и опасности вызвали появление как в зарубежной,

    так и в отечественной практике целого ряда новых конституционных норм и

    конструкций. Так. совершенно новаторски для отечественной государственно-

    правовой практике выглядит содержание статьи 24: “1. Сбор, хранение,

    использование и распространение информации очастной жизни лица без его

    согласия не допускается. 2. Органы государственной власти и органы местного

    самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.