Правовой статус личности
Правовой статус личности
Министерство общего и профессионального образования
Российской Федерации
Ессентукский институт управления, бизнеса и права
Кафедра _______________________________________________
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине ________________________________________
Тема _________________________________________________
______________________________________________________
Выполнил студент _____________________________________
(фамилия, имя,
отчество)
________ курса ________ группы __________ отделение ________ шифр
дата представления _____________________
Руководитель _____________________________________
Оценка _____________________________________________
Ессентуки 2000
План:
Введение 3
Глава 1. Понятие, виды и структура правового статуса личности. 5
Глава 2. Правовой статус личности в демократическом и антидемократическом
государстве. 11
Глава 3. Правовой статус личности в РФ. 18
Заключение 28
Использованная литература 30
Введение
Выбор темы для настоящей курсовой работы обусловлен тем, что
закрепление и защита прав и свобод личности в Конституции РФ представляются
нам самой важной ее функцией, степень реализации которой затрагивает
каждого жителя Россйской Федерации. На наш взгляд, не получив четкого
представления о мере своих прав, свобод и обязанностей, ни один человек не
может почуствовать себя полноправным членом гражданского, демократического
общества, а значит, и жить по правилам этого общества.
В данной работе я поставил перед собой две цели: рассмотреть
непосредственно конституционную защиту прав и свобод личности по
конституции РФ, используя доступные мне средства и методы, в том числе и
метод сравнительно-правового анализа, во-вторых, что кажется мне наиболее
существенной и значимой частью моей работы, выявить недостатки Конституции
РФ 1993 в сфере защиты прав и свобод личности.
Для этих целей я использую такие источники как, прежде всего,
Конституция РФ 1993, Конституция Франции 1958 года(включая Декларацию прав
и свобод человека и гражданина 1783 года и Преамбулу Конституции 1946
года), и отчасти Конституция США. Что же касается вторичных источников, то
есть комментаторов данных правовых документов, то, на мой взгляд, они не
так важны. Это книга Француа Люшера "Конституционная защита прав и свобод
личности", а также "Основы Конституционного права Российской Федерации"
А.И. Коваленко. Для определения некоторых понятий, таких как демократия,
либерализм, я использую компилятивный источник "Что такое демократия"
Информационного агентства США. Общей теоретической базой для меня явились
такие источники как "Теория государства и права"(МЮИ, 1993 год) и "Идея
правового государства:истоки, перспективы, тупики" Также я цитирую А.П.
Герасимова и его работу "53 вопроса о Конституции РФ"
Почему я выбрал именно эту тему для курсовой работы? Дело в том, что
"Российская Федерация - демократическое правовое государство..."(ст.1
Конституции РФ, далее КРФ) и "Человек, его права и свободы являются высшей
ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и
гражданина - обязанность государства"(ст. 2 КРФ) Мне нравятся принципы,
заложенные в этих двух статьях. И я искренне надеюсь, что они получат
дальнейшее развитие. Именно по этой причине я решил выбрать эту тему для
курсовой работы. На мой взгляд, пока еще не все так хорошо и замечательно,
как провозглашено в Конституции РФ. Однако это не умаляет того факта, что в
ней заложен огромный потенциал, при реализации которого Россия имеет шанс
стать правовым и демократическим государством.
Безусловно, что работе, претендующей хотя бы на минимальную степень
научности, необходима объективность. Sine ira et studio, сказал римский
историк Тацит. Но дело в том, что я убежден, что полная объективность
невозможна по определению. Над нашими суждениями довлеет груз моральных
ценностей и прочих субъективных вещей. К объективности конечно же надо
стремиться, однако я не могу не быть ограниченным своими ценностными
суждениями, что неизбежно, вопреки моим стараниям, отразится на содержании
данной работы. Для меня приоритетными являются принципы либерализма и
демократии, и из двух последних либерализм, как вы можете заметить, я
поставил на первое место. Это вовсе не означает однобокого подхода к данной
теме, но критика моя в основном направлена на несоответствие Конституции РФ
1993 года этим двум принципам, которых я нашел достаточное количество.
Глава 1. Понятие, виды и структура правового статуса личности.
Правовой статус личности определяется всей совокупностью прав человека
и гражданина , отраженных в нормах всех отраслей действующего права .
Основы правового статуса личности охватывают конституционно
закрепленные права и свободы . Понятие же основных прав и свобод человека и
гражданина можно сформулировать следующим образом :” Конституционные
(основные) права и свободы, принадлежащие ему от рождения (в надлежащих
случаях в силу его гражданства), защищаемые государством , составляющие
ядро правового статуса личности .”
Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод
не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав
и свобод человека и гражданина . Об этом говорится в ст.55 ч.2 Конституции
Р.Ф.
Глава 2 Конституции Р.Ф., посвященная правам и свободам человека и
гражданина, включает 48 статей (с 17 по 64).
Впервые научную классификацию данных правомочий осуществила
М.П.Карева, приняв за основу важнейшие сферы деятельности человека. Ее
классификация включала следующие составляющие : а) социально-экономические
права ; б) равноправие граждан ; в) демократические свободы.
В дальнейшем государственно-правовая наука, используя классификационные
основы, предложенные М.П.Каревой , выработала систему основных прав и
свобод , куда вошли:
1)социально-экономические права и свободы граждан;
2) политические права и свободы граждан;
3) личные права и свободы граждан.
Наиболее подробно данная проблема исследуется Л.Д.Воеводиным. Автор
удачно совместил наименование элементов системы конституционных прав и
обязанностей с основанием приведенной классификации. Ученый выделил
следующие группы основных прав, свобод и обязанностей:
1) права и обязанности граждан в сфере социально-экономической и
культурной жизни;
2) права и обязанности граждан в сфере государственной и общественно-
политической жизни ;
3) права и обязанности граждан в сфере индивидуальной свободы.
Однако систему основных прав и свобод характеризует не только их
группировка, но и те приоритеты, которых придерживается Конституция в их
последовательном расположении.
Последнее имеет далеко не техническое значение, а отражает
соответствующую идеологию, которой придерживается государство в трактовке
сущности концепции правового статуса личности.
В действующей Конституции, основанной на новой концепции прав человека,
перечень прав и свобод установлен в следующей последовательности. Сначала
указаны личные, затем политические, а за ними социально экономические.
Именно такая последовательность присуща Всеобщей Декларации прав человека,
принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г.
В российском законодательстве она впервые была воспроизведена в
Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом
Российской Федерации 22 ноября 1991года, а затем отражена в Конституции
Российской Федерации 1993 года.
В отличие от основных личных прав, которые по своей природе
неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения как человеку, политические
права и свободы связаны с обладанием гражданством государства . Это
различие отражает Конституция, адресуя личные права “каждому”, политические
- “гражданам”. В соответствии с Конституцией гражданин Российской Федерации
может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности
с 18 лет (ст.60). Эта норма прежде всего , касается политических прав и
свобод .
Система же политических прав и свобод граждан состоит из двух
взаимосвязанных подсистем. Первая из них включает в себя права граждан,
содержащие правомочия по участию в организации и деятельности государства и
его органов. Сюда мы относим: избирательное право; право на референдум;
право петиций.
Вторая группа субъективных прав и свобод, входящих в систему
политических, состоит из правомочий, представляющих собой неотъемлемые
права граждан, целью реализации которых является активное участие индивида
в жизни общества. Сюда относятся: свобода слова и печати; свобода союзов;
свобода собраний.
Право участвовать в управлении делами государства закреплено в статье
32 Конституции. Оно адресовано каждому гражданину, а не политически
организованной совокупности граждан , ассоциированных как народ , ибо народ
не “участвует ” в управлении , а осуществляет власть, является субъектом
этой власти (ст. 3 Конституции Российской Федерации).
Осуществление этого права граждан выражается в различных формах, как
непосредственно, так и через своих представителей. Непосредственными
формами являются участие граждан в референдуме, всенародном голосовании по
важнейшим вопросам государственной и местной жизни, путем реализации права
избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы
местного самоуправления.
Право на референдум включает в себя не только право на участие во
всенародном (местном) голосовании, но и право требовать выставления любого
вопроса на голосование, а также право требовать, чтобы результаты
общенародного (местного) обсуждения по этому вопросу учитывались при
принятии окончательного решения по данному вопросу(если решение принимается
не путем референдума).
Если же какой-либо вопрос не подлежит разрешению путем референдума или
не набрал необходимого количества голосов для его постановки на референдум,
а у индивида или группы индивидов возникло желание не просто выразить свое
мнение по определенному вопросу, имеющему общественное значение, но и
воздействовать на деятельность государственных органов по поводу данного
явления общественной жизни, то граждане могут воспользоваться правом
петиций, известным законодательству еще с конца 17 века .
Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной
службе, право участвовать в осуществлении правосудия (ст.32 Конституции
РФ). Это право является новой для российской Конституции нормой. Право на
равный доступ к государственной службе означает равенство исходных
возможностей и отсутствие дискриминации по какому-либо признаку. Однако не
следует толковать это право буквально. Во всем мире существует система
конкурсов, тестирования, собеседований. Так, утвержденное Указом Президента
РФ от 22 декабря 1993 года Положение о федеральной государственной службе
предполагает прием на государственную службу либо в порядке назначения
,либо в порядке конкурса (пункт 22) , а также регулярные аттестации
государственных служащих(пункт 30). Участие граждан России в отправлении
правосудия долгое время имело форму выборов народных судей и народных
заседателей либо участия в работе суда в качестве судей и народных
заседателей. В настоящее время в России осуществляется поэтапное введение
института присяжных заседателей, назначаемых путем жребия для участия в
рассмотрении конкретного дела и вынесения решения по существу (“виновен -
невиновен”) как основы приговора суда.
Важным правом , имеющим тесное отношение к участию граждан в управлении
делами государства, является закрепляемое за каждым право на объединение,
включая право создавать профсоюзы для защиты своих интересов, никто не
может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в
нем (ст.30 Конституции РФ).
Это право дает гражданам возможность использовать в указанных целях
различные формы совместной организованной общественной деятельности,
объединять свои усилия для осуществления тех или иных задач.
Общественные объединения способствуют развитию политической активности
и самодеятельности граждан, удовлетворению их многообразных интересов.
Право на объединение имеют как российские граждане, так и иностранцы и
лица без гражданства (см. часть третью статьи 62), исключением являются
политические партии, права на создание которых и участие в которых имеют
только граждане России.
Право на объединение не является абсолютным правом и может подвергаться
определенным ограничениям. Ограничения на пользование правом на
объединение устанавливаются Конституцией и федеральными законами. Например,
на основании статьи 56 Конституции РФ отдельные ограничения права на
обьединения могут устанавливаться в условиях чрезвычайного положения.
Одной из политических свобод, входящих в правовой статус советского
гражданина, является конституционная свобода собраний, митингов, уличных
шествий и демонстраций. Что понимается под этими терминами. Еще в начале
века известный английский ученый А.В.Дайси писал, что, ” право собираться
есть не что иное, как результат взгляда судов на индивидуальную свободу
личности и индивидуальную свободу слова”.
Свобода манифестаций как важный элемент правового статуса гражданина
представляет собой взаимосвязанное с другими правами, свободами и
обязанностями граждан субъективное право, имеющее целью воздействовать на
государственные и общественные органы путем согласования и формирования
мнения граждан и его выражения по различным вопросам общественной жизни,
участия их в управлении жизнью общества и решении конкретных вопросов
повседневной жизни.(Ю.А.Дмитриев).
Правовое регулирование механизма реализации права граждан на свободу
собраний как нельзя лучше иллюстрирует нелегкий путь юридической науки и
практики от формально-догматического подхода к объективно-реалистическому.
Конституция СССР 1977г. и вслед за ней Конституция РСФСР 1978г. в
первоначальной радакции не устанавливали каких-либо ограничений на способы
реализации названной свободы. При формальном закреплении политических прав
граждан этого не требовалось. Никто и не помышлял о том, что граждане могут
реально воспользоваться этим правом. Если же и происходило нарушение
традиции, виновного ждала суровая кара. Когда же в условиях "перестройки"
манифестации, проводимые по инициативе граждан, приняли массовый характер,
исполкомы местных Советов Свердловска, Ленинграда, Москвы и других городов
и областей поспешили принять временные правила организации и проведения
собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, пытаясь восполнить
образовавшийся правовой вакуум. Поскольку подобные акты закрепили
разрешительный порядок реализации этой субьективной свободы, возникло
противоречие между нормой Конституции и положениями указанных актов.
25 мая 1992г. принят Указ Президента РФ " О порядке организации и
проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования ". В нем
установлено, что впредь до урегулирования законом РФ порядка проведения
этих мероприятий следует исходить из положений Декларации прав и свобод
человека и гражданина, принятой Верховным Советом РФ, о праве граждан
собираться свободно и без оружия, проводить митинги и другие указанные
мероприятия при условии предварительного уведомления властей. Осуществление
этого права не должно нарушать свободы и права других лиц. Не допускалось
использование его для насильственного изменения конституционного строя,
разжигания рассовой, национальной, религиозной ненависти, для пропаганды
насилия и войны.
Этот Указ определил, что до принятия соответствующего российского
закона упомянутый выше союзный указ на территории России применяется в
части, не противоречащей указанной Декларации.
Статья 31 Конституции РФ 1993 года регламентирует проведение следующих
видов публичных мероприятий:
собрания - совместного присутствия граждан в заранее определенном месте
и в заранее определенное время для коллективного обсуждения и решения каких-
либо вопросов;
митинга - формы организованного выражения общественного мнения,
массовой поддержки резолюций, требований и других обращений граждан,
проводимой в заранее определенном месте и в заранее определенное время;
демонстрации - формы организованного выражения коллективного и
индивидуального мнения по любому вопросу общественной и государственной
жизни;
шествия - формы демонстрации, проводимой путем передвижения граждан по
заранее определенному маршруту;
пикетирования - формы публичного выражения коллективного или
индивидуального мнения, осуществляемой без шествия и звукоусиления путем
размещения граждан у пикетируемого объекта и использования плакатов,
транспарантов и иных средств наглядной агитации.
В основе механизма правового регулирования любой конституционной
Страницы: 1, 2, 3, 4
|