МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Правовое положение иностранных граждан в РФ

    СССР, проживавший на территории республики, входившей в состав CCCР,

    прибывший на территорию Российской Федерации по тем же основаниям.

    ГЛАВА 3. Анализ конституционно-правового статуса иностранных граждан

    Конституционно-правовой статус в самом общем виде можно определить как

    систему основных прав и обязанностей, закрепленных государством в

    конституционных и иных правовых актах.

    Основу, определяющий исходный элемент любого статуса, его главное

    содержание составляют соответствующие права и обязанности.

    Между тем такие явления правовой действительности, как гражданство,

    правоспособность и гарантии, не входя в известном смысле в число элементов

    конституционно-правового статуса иностранных граждан, имеют важное, а порой

    и решающее влияние на его регулирование и реализацию. Остальные элементы,

    упоминающиеся в юридической литературе (ответственность, законные интересы

    и т.д.), вряд ли целесообразно включать в данную структуру, так как они или

    являются производной, обобщающей характеристикой уже названных компонентов,

    или не оказывают заметного воздействия на конституционно-правовой статус

    иностранных граждан.

    Гражданство

    Если следовать этим путем, то необходимо прежде всего обратиться к

    гражданству, так как оно является объективным фактором, важной предпосылкой

    для распространения на отдельное лицо всего комплекса прав и обязанностей,

    существующих в государстве. Надо иметь в виду, что иностранец — это лицо,

    которое состоит в гражданстве конкретного иностранного государства, что в

    ряде случаев имеет непосредственное значение для установления того или

    иного объема прав и обязанностей иностранцев в РФ.

    В подтверждение сказанного можно сослаться на действующее

    законодательство. Так, в п. 3 ст. 2 Закона СССР "О правовом положении

    иностранных граждан в СССР" установлено, что правовое положение иностранных

    граждан может определяться также на основании международных договоров, а п.

    3 ст. 3 этого же закона предусматривает возможность становления ответных

    ограничений (реторсий) в отношении граждан тех государств, в которых

    имеются специальные ограничения прав и свобод наших граждан.[6]

    Правоспособность

    Что касается правоспособности, то она является, как известно, важным

    юридическим свойством любого индивидуального субъекта конституционного

    (государственного) права. Стало быть, конституционно-правовая

    правоспособность иностранцев предопределяет обладание основными правами и

    обязанностями данной категории лиц. Она является всеобщей, равной и

    неотъемлемой для любого иностранного гражданина. Вместе с тем

    правоспособность собственных и иностранных граждан имеет естественные

    различия, обусловленные характером их правовой связи с государством. Эти

    различия проявляются, например, в том, что конституционно-правовая

    правоспособность иностранца возникает с того момента, когда он вступает в

    конкретные правоотношения с государством, гражданином которого он не

    является.

    По мнению многих авторов[7], наиболее разработанной и целесообразной с

    теоретической и практической точек зрения является классификация основных

    прав и обязанностей по их социальному назначению. Дело в том, что при всем

    многообразии классификаций все они с теми или иными поправками исходят в

    конечном счете из социального назначения прав и обязанностей. Довольно

    широко используется этот критерий и в международно-правовых документах

    (Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах;

    Международный пакт о гражданских и политических правах; и др.).

    Таким образом, все основные права и обязанности иностранных граждан

    можно условно подразделить на:

    — личные (гражданские);

    — политические;

    — социально-экономические.

    Следует подчеркнуть, что права иностранных граждан в РФ не могут быть

    ограничены по мотивам расовой принадлежности, национальности, языка,

    социального происхождения, имущественного и должностного положения, места

    жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным

    объединениям, а также других обстоятельств. А всякого рода ограничения прав

    иностранцев, установленные их национальным законодательством по указанным

    причинам, не признаются и не могут получить применение на территории нашего

    государства.

    Права и обязанности иностранных граждан

    Все иностранные граждане пользуются равной защитой со стороны

    Российского государства в отношении своих личных прав (неприкосновенность

    личности и жилища, свобода совести и др.), а также экономических,

    социальных и культурных прав, если они предусмотрены для неграждан (право

    на экономическую деятельность и частную собственность, прудовую

    деятельность, отдых, охрану здоровья, социальной обеспечение, образование,

    участие в общественных организациях, пользование достижениями культуры и

    др.). Но они лишены тех прав, преимущественно из категории политических,

    которые согласно российской Конституции и законам предоставляются только

    гражданам России (занятие некоторых государственных должностей, участие в

    политических партиях, право избирать и быть избранными в органы

    государственной власти, участие в референдумах и др.). Иностранный

    гражданин вправе защищать свои права всеми предусмотренными Конституцией РФ

    средствами, включая право на обращение в суд.

    Тот же принцип лежит в основе определения обязанностей иностранных

    граждан. Эти граждане не несут военную службу в рядах Вооруженных Сил РФ

    (согласно Конституции РФ это обязанность только граждан России), но на них

    распространяется конституционная обязанность платить законно установленные

    налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к

    природным богатствам, беречь памятники истории и культуры. Иностранные

    граждане обязаны уважать Конституцию РФ и соблюдать законы, действующие на

    территории России, а иностранные граждане, совершившие преступления,

    административные или иные правонарушения на территории России, несут

    ответственность на общих основаниях с российскими гражданами.[8]

    Иностранные граждане в Российской Федерации равны перед законом

    независимо от каких бы то ни было условий. Использование ими прав и свобод

    не должно наносить ущерба интересам Российской Федерации, законным

    интересам граждан Российской Федерации и других лиц. Иностранные граждане

    обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и ее законодательство.

    Иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации,

    могут работать в качестве рабочих и служащих или заниматься иной трудовой

    деятельностью на общих основаниях с гражданами Российской Федерации.[9]

    Они имеют право на отдых, охрану здоровья, на пособия, пенсии и другие

    формы социального обеспечения, на пользование жилым помещением, на

    собственность жилого дома и иного имущества, на образование, пользование

    достижениями культуры.

    Иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации,

    могут вступать в профсоюзы, кооперативные, акционерные, научные,

    культурные, спортивные и другие общественные объединения, если это не

    противоречит их уставам.

    Наравне с гражданами Российской Федерации им гарантируется свобода

    совести, неприкосновенность личности и жилища.

    Они могут заключать и расторгать браки с гражданами Российской

    Федерации и другими лицами.

    Иностранные граждане в Российской Федерации не могут избирать и быть

    избранными в выборные государственные органы, занимать государственные

    должности, а также участвовать во всенародных голосованиях (референдумах).

    Они не несут обязанности военной службы в рядах Вооруженных Сил

    Российской Федерации.

    Допускается передвижение иностранных граждан по территории Российской

    Федерации и выбор места жительства в порядке, установленном

    законодательством, а также соответствующими международными договорами

    Российской Федерации. Однако в интересах обеспечения государственной

    безопасности, охраны общественного порядка могут устанавливаться

    ограничения в передвижении и выборе ими места жительства.

    При соблюдении установленных законом правил иностранные граждане могут

    въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из нее.

    Иностранные граждане, совершившие преступления, административные или

    иные правонарушения на территории Российской Федерации, подлежат

    ответственности на общих основаниях с гражданами Российской Федерации. Тем

    из них, которые нарушают законодательство о правовом положении иностранных

    граждан, может быть сокращен срок пребывания в Российской Федерации.[10]

    Ограничения в правах

    Стоит отметить, что установленные в свое время в законодательстве

    изъятия из прав иностранных граждан были немногочисленны, и они могут быть

    сведены к двум группам.

    К первой группе относятся изъятия в отношении возможности для

    иностранцев занимать определенные должности или осуществлять занятия той

    или иной деятельностью на равных началах с нашими гражданами. Согласно п. 7

    Положения об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства в водоемах

    СССР от 15 сентября 1958 г., иностранным гражданам и юридическим лицам

    запрещается заниматься промысловой добычей рыбы и других водных животных и

    растений в водоемах СССР, за исключением случаев, предусмотренных

    соглашениями СССР с иностранными государствами.

    В соответствии со ст. 16 Закона СССР о государственной границе СССР от

    24 ноября 1982 г. запрещена промысловая, исследовательская и изыскательская

    деятельность иностранных судов в территориальных и внутренних водах СССР. В

    соответствии с указом «Об экономической зоне СССР» Президиума Верховного

    Совета СССР от 28 февраля 1984 г. в экономической зоне СССР промысел рыбы и

    других живых ресурсов может осуществляться иностранными юридическими и

    физическими лицами только на основе международных договоров или иной

    договоренности между СССР и соответствующим иностранным государством.[11]

    Вторую группу изъятий составляют правила, устанавливающие особый режим

    прав иностранцев, определяемый характером охраняемых прав, особенностями их

    юридической природы. Так, в силу территориального характера авторских прав

    (согласно ст. 5 Закона об авторском праве и смежных правах) национальный

    режим в отношении авторских прав иностранцев установлен применительно к

    произведениям, обнародованным на территории РФ либо необнародованным, но

    находящимся на территории РФ в какой-либо объективной форме. В отношении

    других произведений иностранцев авторские права признаются в соответствии с

    международными договорами РФ (см. гл. 12).

    Дееспособность

    Законодательство содержит также специальные правила, касающиеся

    дееспособности физических лиц, под которой понимается способность совершать

    определенные действия, принимать на себя определенные обязательства.

    Коллизионные вопросы дееспособности физического лица возникают прежде всего

    вследствие того, что законы разных стран не всегда одинаково определяют

    возраст, с наступлением которого человек достигает совершеннолетия и тем

    самым становится полностью дееспособным. Как и во многих странах

    континентальной Европы, наш закон исходит в вопросах дееспособности из

    принципа lex patriae.[12]

    Согласно Основам гражданского законодательства, «гражданская

    дееспособность иностранного гражданина определяется по праву страны,

    гражданином которой он является» (ч. 2 ст. 160). Таково общее правило в

    отношении дееспособности иностранцев. Наряду с этим закон предусматривает и

    некоторые специальные правила.

    Гражданская дееспособность лица без гражданства определяется по праву

    страны, в которой он имеет постоянное место жительства (ч. 3 ст. 160).

    Гражданская дееспособность иностранных граждан и лиц без гражданства в

    отношении сделок, совершаемых в РФ, и обязательств, возникающих вследствие

    причинения вреда в РФ, определяется по российскому праву (ч. 4 ст. 160).

    Таким образом, ч. 3 и 4 ст. 160 Основ гражданского законодательства

    содержат изъятия из действия принципа личного закона лица в пользу

    территориального принципа.

    Постоянно проживающие в РФ иностранные граждане и лица без гражданства

    могут быть признаны в РФ недееспособными или ограниченно дееспособными в

    порядке, установленном нашим законодательством.

    В договорах о правовой помощи, заключенных с другими странами,

    дееспособность физического лица обычно определяется по закону его

    гражданства.

    Согласно многосторонней Конвенции о правовой помощи стран СНГ от 22

    января 1993 г., дееспособность физических лиц определяется

    законодательством договаривающейся стороны, гражданином которой является

    это лицо (ст. 23).

    Правовые режимы для иностранных граждан

    В рамках данного вопроса особое значение имеет тот факт, что основные

    права и обязанности иностранных граждан во многом обусловлены применением

    так называемых правовых режимов, установленных в государстве для

    иностранцев. В этой связи существует необходимость более подробно

    разобраться в вопросах, связанных с сущностью и содержанием этих режимов.

    Здесь определяющее значение имеет само понятие правового режима.

    Правовой режим представляет собой не что иное, как установленный и

    контролируемый государством порядок приобретения и реализации иностранными

    гражданами определенных прав и обязанностей.

    В литературе по международному и государственному (конституционному)

    праву, как правило, выделяют в различных сочетаниях три вида правовых

    режимов: национальный, специальный и наибольшего благоприятствования.[13]

    Национальный режим

    Нормы о правах иностранцев содержатся в различных международных

    договорах, заключенных РФ с другими странами (торговых договорах,

    консульских конвенциях, договорах о правовой помощи, по вопросам

    налогообложения, и т. д.). В этих договорах закрепляется уравнение

    иностранцев в правах либо с отечественными гражданами (предоставление

    национального режима), либо с гражданами любого другого государства, с

    которым заключен договор на аналогичных условиях (предоставление режима

    наибольшего благоприятствования). Приведем некоторые примеры из договорной

    практики.

    По соглашению между СССР и Францией о торговых взаимоотношениях от 3

    сентября 1951 г. французские граждане или юридические лица, образованные

    согласно французскому закону, будут в отношении их личности и имущества

    пользоваться режимом столь же благоприятным, как граждане и юридические

    лица наиболее благоприятствуемой нации, при осуществлении ими

    непосредственной или через избранных ими посредников хозяйственной

    деятельности на территории СССР в тех условиях, в каких эта деятельность

    разрешается законодательством СССР (ст. 4).

    Закрепленный в законодательстве национальный режим в отношении

    гражданской правоспособности иностранцев носит безусловный характер, то

    есть он предоставляется иностранцу в каждом конкретном случае без

    требования взаимности[14].

    Известно, что когда говорят о национальном режиме, то обычно соотносят

    правовой статус иностранных граждан со статусом собственных граждан.

    Однако иностранцы практически никогда полностью не уравниваются с

    собственными гражданами в правах и обязанностях, т.е. объем их правового

    статуса в любом случае несколько меньше.

    В России имеется также некоторое количество лиц без гражданства. К ним

    относятся проживающие на территории РФ лица, не являющиеся гражданами РФ и

    не имеющие доказательства своей принадлежности к иностранному гражданству.

    Согласно Основам гражданского законодательства (ст. 160), лица без

    гражданства пользуются в России гражданской правоспособностью наравне с

    нашими гражданами. Отдельные изъятия могут быть установлены

    законодательными актами.

    Таким образом, в отношении лиц без гражданства, независимо от того,

    проживают они в РФ или нет, действует принцип национального режима.

    Специальный режим

    Очевидно, что помимо национального существует иной режим, называемый

    специальным, которым предусмотрены особые правила обращения с иностранцами.

    При этом следует учесть, что сущность специального режима сводится к

    установлению не только ограничений, но и определенных льгот,

    предоставленных государством иностранцам.

    Если подробнее остановиться на вопросе о льготах, которые

    устанавливает государство для иностранных граждан, то можно отметить, что

    граждане определенных государств могут на основе взаимности полностью или

    частично освобождаться от уплаты подоходного налога[15]. Сегодняшнее

    положение дел в этом вопросе несколько изменилось. Связано это с тем, что

    наше государство по вполне понятным причинам стремится форсировать

    поступление в экономику страны иностранных инвестиций, опыта и современных

    технологий. Поэтому для иностранных инвесторов устанавливаются различные

    льготы в области налогового и таможенного обложения, валютного контроля.

    Помимо этого, с целью максимального использования потенциала зарубежных

    инвесторов предусмотрено создание свободных экономических зон (зон

    свободного предпринимательства), в которых предоставляются дополнительные

    льготы.

    Режим наибольшего благоприятствования

    Как было отмечено, в юридической литературе упоминается и так

    называемый режим наибольшего благоприятствования. Он означает

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.