МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Правовое положение иностранных граждан в РФ

    Правовое положение иностранных граждан в РФ

    Иркутская Государственная Экономическая Академия

    Факультет конституционного и международного права

    Курсовая по конституционному праву РФ

    Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации

    Copyright:

    Антипина Юлия Валерьевна

    julianort@pisem.net

    Иркутск

    2001

    ОГЛАВЛЕНИЕ

    Введение 2

    ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ 3

    Понятие «иностранный гражданин» 3

    Случаи двойного и множественного гражданства 4

    Проблема интернирования 5

    ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИКО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ИНОСТРАННЫХ

    ГРАЖДАН 6

    Классификация иностранных граждан по времени пребывания в стране 6

    Классификация иностранных граждан по иным основаниям 6

    Беженцы и вынужденные переселенцы 8

    ГЛАВА 3. Анализ конституционно-правового статуса иностранных граждан

    10

    Гражданство 10

    Правоспособность 11

    Права и обязанности иностранных граждан 12

    Ограничения в правах 14

    Дееспособность 15

    Правовые режимы для иностранных граждан 16

    1. Национальный режим 16

    2. Специальный режим 17

    3. Режим наибольшего благоприятствования 18

    Границы применения национального режима 19

    ГЛАВА 4. СПЕЦИФИКА СИТУАЦИИ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ 21

    Проблемы незаконной миграции 21

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26

    Список использованной литературы 27

    Введение

    В связи с расширением международных связей Российской Федерации остро

    встала проблема урегулирования отношений, участниками которых являются

    иностранные граждане и лица без гражданства. Таковые отношения имеют место

    в международном частном праве; а когда указанные лица прибывают на

    территорию Российской Федерации, то становятся субъектами российского

    права. Основу же их статуса определяет конституционное право,

    руководствующееся положениями Основного закона РФ.

    Иностранец подчиняется как бы двум правопорядкам: отечественному и

    государства, в котором он находится. В этой двойственности — своеобразие

    правового положения иностранца, чей конституционный статус будет далее

    подробно проанализирован.

    Иностранными гражданами признаются лица, не являющиеся гражданами РФ и

    имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного

    государства. В настоящей работе термин «иностранец» применяется как

    адекватный термину «иностранный гражданин».

    Положение иностранцев определяется прежде всего Конституцией РФ.

    Статья 62 Конституции устанавливает: «Лица, не являющиеся гражданами

    Российской Федерации и законно находящиеся на ее территории, пользуются

    правами и свободами, а также несут обязанности, установленные Конституцией,

    законами и международными договорами Российской Федерации».

    Поскольку в России в течение определенного времени сохранялось

    действие Закона СССР «О правовом положении иностранных граждан в СССР» от

    24 июня 1981 г., следует проанализировать некоторые его положения, а также

    заметить, что закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской

    Федерации» уже находится на заключительной стадии принятия.

    Определение статуса иностранных граждан – весьма острая проблема,

    часто зависящая от политической ситуации в мире, от международной политики,

    проводимой Россией. Поэтому необходимо выделить положения, которые не

    могли бы быть поколеблены охлаждением отношений между странами; положений,

    которые незыблемо стояли бы на страже прав и свобод личности, находящейся

    на территории РФ и считающейся иностранным гражданином.

    ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    Понятие «иностранный гражданин»

    Основной принцип, определяющий правовой статус иностранных граждан и

    лиц без гражданства в Российской Федерации, закреплен в ст. 62 Конституции

    Российской Федерации. В соответствии с ней указанные лица пользуются

    правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации,

    кроме случаев, установленных федеральным законом или международным

    договором Российской Федерации.

    Закона Российской Федерации, конкретизирующего правовой статус

    иностранных граждан и лиц без гражданства, пока еще нет. В бывшем Союзе ССР

    был принят закон от 24 июля 1981 г. «О правовом положении иностранных

    граждан в СССР». В нем были закреплены общие принципы их правового

    положения, их основные права, свободы, обязанности и ответственность.

    Иностранными гражданами признаются лица, не являющиеся гражданами

    Российской Федерации и имеющие доказательства своей принадлежности к

    гражданству иностранного государства. Таким образом, иностранным

    гражданином следует считать любое физическое лицо, которое, находясь в

    определенной правовой связи с российским государством, не является его

    гражданином и состоит в гражданстве (подданстве[1]) иного государства.

    Однако зачастую в литературе применяется термин «иностранец» как

    синоним термину «иностранный гражданин». Полагается, что иностранцами

    следует считать как иностранных граждан, так и лиц без гражданства. Закон

    РФ «О гражданстве Российской Федерации» под иностранным гражданином

    понимает лицо, обладающее гражданством иностранного государства и не

    имеющее гражданства Российской Федерации, а под лицом без гражданства –

    лицо, не принадлежащее к гражданству РФ и не имеющее доказательства

    принадлежности к гражданству другого государства.

    Случаи двойного и множественного гражданства

    В современных условиях имеющиеся несоответствия между законами

    некоторых государств приводят к появлению лиц с двойным или даже

    множественным гражданством. Например, если по российскому законодательству

    заключение брака гражданином Российской Федерации с лицом, не принадлежащим

    к гражданству Российской Федерации, не влечет за собой изменения

    гражданства, то по законодательству ряда латиноамериканских государств

    (Боливия, Бразилия, Перу) иностранка, вышедшая замуж за гражданина данного

    государства, автоматически приобретает гражданство своего мужа.

    Поэтому уместно специально рассмотреть подобные случаи и определить

    статус таких лиц в России.

    Если лицо является гражданином Российской Федерации и одновременно

    имеет доказательства принадлежности к гражданству иностранного государства,

    то, находясь в России, оно не может считаться иностранцем. Такое лицо

    рассматривается как гражданин Российской Федерации, и на него

    распространяется тот же правопорядок, который установлен для собственных

    граждан. Ведь согласно ст. 11 Закона "О гражданстве" иностранным

    гражданином признается лишь тот, кто обладает гражданством иностранного

    государства и не имеет гражданства Российской Федерации. Если же лицо с

    двойным гражданством находится на территории России, в гражданстве которой

    оно не состоит, то его следует считать иностранцем. Но в этой связи

    возникает вполне логичный вопрос о том, какое из этих иностранных

    гражданств необходимо считать определяющим. Как известно, в действующем

    законодательстве прямого ответа на этот вопрос нет. Вместе с тем в ряде

    случаев это имеет важное практическое значение, прежде всего тогда, когда

    законодательство связывает определенные юридические последствия с

    принадлежностью лица к конкретному гражданству.

    В юридической литературе говорится, что третье государство может

    рассматривать лицо с двойным гражданством как гражданина любого из

    государств, гражданином которого оно является. Полагается, что в вопросе о

    том, гражданству какой страны должен отдаваться "приоритет", необходимо

    исходить из того, в какой из этих стран в последнее время проживал человек

    (так называемый принцип наиболее тесной связи).

    Аналогичный подход мы можем встретить и в законодательстве ряда

    зарубежных стран. Так, по Закону Австрии о международном частном праве,

    лицо, имеющее гражданство нескольких иностранных государств, считается

    гражданином того государства, с которым оно более тесно связано.[2]

    Проблема интернирования

    Мы считаем необходимым кратко затронуть данную проблему, так как,

    несмотря на множественные усилия со стороны миротворческих и гуманитарных

    организация, политическая ситуация в мире (в некоторых его регионах) по-

    прежнему часто является нестабильной, и с началом вооруженного конфликта

    привычный уклад жизни любого государства претерпевает значительные

    изменения. Это касается практически всех жизненно важных сфер общества,

    которые начинают работать в особом, чрезвычайном режиме. Такой особый

    режим, связанный с войной, напрямую влияет на правовое положение

    иностранных граждан и особенно граждан неприятельских государств, а также

    граждан государств, оказывающих различную поддержку неприятелю, находящихся

    на территории воюющих сторон. Такие иностранные граждане могут быть

    интернированы.

    Под интернированием следует понимать санкционированное государством

    временное ограничение прав и свобод граждан враждебного государства, исходя

    из интересов обеспечения государственной безопасности воюющей стороны[3].

    Основанием для интернирования граждан враждебного государства может

    служить исходящая от них потенциальная угроза государству пребывания или

    желание властей обеспечить их личную безопасность от последствий военных

    действий.

    ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИКО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ИНОСТРАННЫХ

    ГРАЖДАН

    Классификация иностранных граждан по времени пребывания в стране

    Действующее законодательство России различает постоянно проживающих и

    временно пребывающих в стране иностранных граждан. В статье 5 Закона СССР

    от 24 июня 1981 г. "О правовом положении иностранных граждан в СССР"

    говорится, что иностранные граждане могут постоянно проживать в стране,

    если они имеют на то разрешение и вид на жительство, выданные органами

    внутренних дел. Иностранные граждане, находящиеся на ином законном

    основании, считаются временно пребывающими. Они обязаны в установленном

    порядке зарегистрировать свои паспорта и выехать из страны по истечении

    определенного срока пребывания.

    Принадлежность к той или иной категории имеет важное практическое

    значение, поскольку объем прав и обязанностей иностранных граждан зависит о

    того, к какой категории они относятся. Правовой статус постоянно

    проживающих (домицилированных) иностранцев шире, чем иностранцев, лишь

    временно находящихся на территории Российской Федерации. Это касается,

    например, таких важных вопросов, как трудовая деятельность, пользование

    медицинской помощью, предоставление социального обеспечения.

    Необходимо, однако, отметить и то, что прежнее законодательство

    относило иностранцев к той или иной категории в зависимости от времени

    пребывания их в стране. Действующее законодательство проводит такое

    разделение, руководствуясь не критерием длительности пребывания, а

    правовыми основаниями нахождения лица, степенью устойчивости правовой связи

    его с государством.

    Отмечая важную практическую роль деления иностранных граждан на

    постоянно проживающих и временно пребывающих, следует подчеркнуть, что оно

    не может быть признано достаточным, так как отражает не все особенности их

    правового статуса.

    Классификация иностранных граждан по иным основаниям

    В работах по конституционному и международному праву уже предприняты

    попытки классификации иностранных граждан по самым различным основаниям.

    Анализ разнообразных точек зрения на вопрос о классификации иностранных

    граждан позволяет сделать определенные выводы.

    Необходимо помнить, что обстоятельства, влияющие на конституционно-

    правовой статус иностранных граждан, нельзя рассматривать в отрыве друг от

    друга.

    В связи с этим представляется возможным указать следующие группы

    иностранцев:

    — иностранные граждане, не обладающие иммунитетами и привилегиями;

    — иностранные граждане, наделенные определенными иммунитетами и

    привилегиями;

    — иностранные граждане, получившие убежище.[4]

    К первой группе относятся постоянно проживающие и временно пребывающие

    в Российской Федерации иностранцы, которые подчинены юрисдикции России в

    полном объеме, наравне с ее собственными гражданами. Данная группа

    иностранцев является в Российской Федерации преобладающей, и с ней чаще

    всего сталкиваются в ходе своей профессиональной деятельности работники

    органов внутренних дел. Поскольку иностранцы могут находиться в России с

    самыми различными целями, то перечислять все вряд ли представляется

    возможным. К ним относятся иностранные граждане, прибывшие в Российскую

    Федерацию для работы на различных совместных предприятиях, иностранные

    студенты, журналисты, спортсмены, бизнесмены, артисты и многие другие.

    К группе иностранных граждан, обладающих определенными иммунитетами и

    привилегиями, относятся сотрудники дипломатических и консульских

    представительств[5], члены правительственных и парламентских делегаций,

    работники межправительственных организаций и некоторые другие лица.

    В зависимости от характера и объема предоставляемых привилегий и

    иммунитетов обладающие ими иностранные граждане могут быть разделены на

    следующие подгруппы:

    — пользующиеся полным иммунитетом;

    — пользующиеся частичным иммунитетом.

    К иностранным гражданам, пользующимся полным иммунитетом от юрисдикции

    Российской Федерации, относятся главы дипломатических представительств (в

    ранге послов, посланников, поверенных в делах), члены дипломатического

    персонала представительств (советники, торговые представители и их

    заместители, военные атташе и их помощники, первые, вторые и третьи

    секретари, атташе и секретари-архивисты), а также члены семей глав

    дипломатических представительств и члены семей дипломатического персонала

    представительств, если они проживают вместе с указанными лицами и не

    являются российскими гражданами.

    Кроме того, к ним относятся еще и представители иностранных государств

    (главы государств, правительств и т.д.), члены парламентских и

    правительственных делегаций, приезжающие для участия в межгосударственных

    переговорах и конференциях или с другими официальными поручениями, а также

    представители иностранных государств, следующие для тех же целей транзитом

    через территорию нашей страны, и члены семей указанных лиц, сопровождающие

    их (если они не являются гражданами Российской Федерации). К этой группе

    примыкают сотрудники некоторых международных организаций (ООН, СБСЕ и

    т.п.).

    Беженцы и вынужденные переселенцы

    Отдельную группу иностранных граждан составляют лица, получившие в

    Российской Федерации убежище. Причем речь может идти только о тех лицах

    (беженцах), в отношении которых их государство не приняло решения о лишении

    гражданства или подданства.

    Присоединение Российской Федерации к Конвенции о статусе беженцев

    (1951 г.) и Протоколу, касающемуся статуса беженцев (1966 г.), создало

    необходимость привести нормы российского права в соответствие с

    вышеперечисленными актами, и российский закон от 19 февраля 1993 г. "О

    беженцах" регламентирует вопросы предоставления убежища уже в соответствии

    с общепризнанными нормами международного права.

    Конституционно-правовой статус беженцев во многом сходен со статусом

    иностранных граждан, не обладающих иммунитетами и привилегиями. Между тем

    он имеет и ряд существенных особенностей, которые позволяют выделить

    беженцев в отдельную группу со своим особым правовым статусом. Прежде всего

    беженцы, в отличие от обычных иностранцев, не пользуются дипломатической

    защитой собственного государства и не связаны с ним какими-либо

    обязательствами, хотя формально и считаются его гражданами (подданными). К

    сказанному следует добавить, что в соответствии со сложившимися нормами и

    обычаями современного международного права беженцы не подлежат выдаче на

    территории того государства, где они могут подвергаться преследованию,

    поскольку иначе теряется смысл самого права убежища.

    Беженец — прибывшее или желающее прибыть на территорию Российской

    Федерации лицо, не имеющее гражданства Российской Федерации, которое было

    вынуждено или имеет намерение покинуть место своего постоянного жительства

    на территории другого государства вследствие совершенного в отношении него

    насилия или преследования в иных формах, либо реальной опасности

    подвергнуться насилию или иному преследованию по признаку расовой или

    национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также принадлежности

    к определенной социальной группе или политических убеждений.

    В отличие от беженца понятие вынужденного переселенца относится, как

    правило, к гражданам Российской Федерации, которые были вынуждены или имеют

    намерение покинуть место своего постоянного жительства на территории

    другого государства либо на территории российской Федерации по тем же

    основаниям, что и беженец.

    Вынужденным переселенцем может быть признано также не имеющее

    гражданства Российской Федерации лицо, покинувшее место постоянного

    жительства на территории Российской Федерации, а также гражданин бывшего

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.