Политические и социально-экономические права человека
мысли при условии соблюдения действующего законодательства, а также
недопустимость дискриминации граждан по мотивам высказанных ими мнений.
Свобода слова включает несколько структурных элементов, которые тесно
взаимосвязаны и существуют в неразрывном единстве. Во-первых, это свобода
каждого человека публично выражать свои мысли, идеи и суждения и
распространять их любыми законными способами. Во-вторых, это собственно
свобода печати и других средств массовой информации как свобода от цензуры
и право создавать и использовать органы информации, позволяющее
материализовать свободу выражения мнений. В-третьих, это право на получение
информации, представляющей общественный интерес или затрагивающей права
граждан, т.е. на свободу доступа к источникам информации. Вот как определён
термин свобода слова в Комментарии к Конституции РФ: свобода слова — это
гарантированная государством возможность беспрепятственно выражать своё
мнение и убеждения по самым различным вопросам общественного,
государственного, иного характера посредством устного или печатного слова,
на собраниях, митингах, другими средствами.
Право свободно выражать своё мнение, как это формулируется в
международно-правовых актах, включает свободу придерживаться своего мнения
и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми
средствами без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и
независимо от государственных границ (ст. 19 Всеобщей декларации прав
человека, ст. 10 Международного пакта о гражданских и политических правах,
ст. 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод).
Свобода выражения мнения лежит в основе многих других прав и свобод, прежде
всего таких, как, например, право на участие в выборах, право петиции,
свобода совести, право на образование, свобода творчества и др.
Конституция не обусловливает свободу мысли и слова какими-либо
идеологическими рамками. Наоборот: конституционные нормы о свободе мысли и
слова должны действовать в единстве с положениями Конституции о признании
идеологического и политического многообразия, недопущении установления
какой бы то ни было идеологии в качестве государственной или обязательной
(ст. 13 Конституции РФ). Реально гарантированная свобода выражения
разнообразных взглядов, мнений, убеждений, свобода критики, оппозиции
является конкретным показателем демократизма общества.
Свобода мысли и слова, выражения своего мнения чрезвычайно важна для
реального проявления свободы человека. Но эта свобода не может быть
абсолютной, безграничной. Слово как главное средство человеческого общения
оказывает сильнейшее воздействие на сознание и поведение людей. Оно может
созидать и разрушать, звать к социальному прогрессу и призывать к насилию,
обогащать внутренний мир человека и унижать личное достоинство. Этим
объективно обусловлена необходимость определенных нравственных и правовых
ограничений, связанных с осуществлением свободы слова.
Большинство современных конституций закрепляет такие формы
политической активности граждан, как свобода собраний, митингов,
демонстраций и т.д., не исключение и Конституция РФ. Эти демократические
институты являются формами публичного выражения коллективного или
индивидуального мнения по любому вопросу общественной или государственной
жизни. Указанными политическими свободами граждане пользуются как в
интересах развития своей личности, самовыражения и самоутверждения, так и
для своего активного участия в общественно-политической жизни.
Правовое содержание рассматриваемых свобод включает наличие правомочий
трех видов: право на личные положительные действия (организация публичного
мероприятия и участие в нем); право требования (предоставление общественных
зданий, улиц и пр. как необходимых материальных предпосылок проведения
массовых публичных мероприятий); право притязания (юридическая возможность
в случае необходимости прибегнуть к помощи государственного принуждения и
государственной защиты). Очевидно, что это право должно выступать в форме
реализации общеправового принципа разрешено все, что не запрещено законом
(разумеется, применительно к данной сфере общественных отношений).
Для осуществления свободы собраний, митингов, демонстраций, как
правило, вводится уведомительный порядок проведения публичных мероприятий,
при котором их организаторы ставят в известность органы государственной
власти о предстоящем мероприятии. Причём последние вправе воспрепятствовать
проведению публичного мероприятия лишь в тех случаях, когда цели и условия
его проведения представляют угрозу общественному порядку.
В связи с тем, что возможность ограничить основные права и свободы
личности по соображениям обеспечения интересов общества в целом или прав и
свобод других лиц нередко таит в себе угрозу если и не злоупотреблений, то
принятия несоразмерных охраняемому общественному интересу ограничительных
мер, в законе закрепляется строго ограниченный перечень оснований, по
которым публичное мероприятие может быть признано незаконным.
Цель проведения публичных мероприятий не должна противоречить
Конституции и текущему законодательству. Например, по российскому
законодательству публичное мероприятие может быть запрещено по требованию
представителей органов власти в следующих случаях: 1) если не было подано
заявление о его проведении; 2) если состоялось решение о его запрете; 3)
если нарушен порядок его проведения; 4) если возникла опасность для жизни и
здоровья граждан; 5) если нарушен общественный порядок. Во многих странах
проведение публичных мероприятий не допускается "на общественном пути", т.
е. в местах функционирования городского транспорта. Российское
законодательство предусматривает уголовные и административные санкции за
нарушение установленного порядка организации и проведения публичных
мероприятий.
Право на объединение в общественные организации в числе других
политических прав и свобод обеспечивает участие индивида в общественно-
политической жизни. Это право, известное также под названием свобода союзов
и ассоциации, представляет собой право образовывать любой союз в рамках
требования закона. Общественные объединения создаются в результате
свободного волеизъявления граждан, объединившихся на основе общности
интересов для достижения общих целей. Обычно это право предполагает принцип
свободы деятельности общественных объединений и их равноправие. По общему
правилу закон определяет виды объединений, подлежащих регистрации, порядок
этой регистрации, а также формы надзора за общественными объединениями.
Объединения граждан призваны удовлетворять и защищать их интересы.
Основные принципы образования и деятельности общественных объединений
нередко закрепляются в конституциях. Например, Конституция РФ (ст. 30) к их
числу относит добровольность, свободу образования и деятельности.
Законодательство РФ закрепляет право создавать общественные объединения в
таких организационно-правовых формах, как общественная организация,
общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган
общественной самодеятельности. В качестве основных каналов, фокусирующих
политическую активность граждан, выступают политические партии, профсоюзы,
женские и молодежные организации, творческие, предпринимательские и прочие
союзы.
Право на объединение ограничивается лишь в четко установленных законом
случаях. Наиболее часто в конституциях и законах встречаются ограничения
этого права в виде запрета создавать тайные общества, военизированные
организации и объединения с антиобщественными целями.
Право на объединение - одно из самых всеобъемлющих политических прав
граждан, затрагивающее основные аспекты политической жизни граждан. Его
цель состоит в том, чтобы обеспечить возможность участия каждого в
политической и общественной жизни, а так же юридически установить создание
разного рода общественных объединений.
Конституция Российской Федерации и Закон "Об общественных
объединениях" статьи 2 и 225 КЗоТ Российской Федерации закрепляют за
гражданами право на общественные объединения, общественные движения,
партии, профсоюзы, предпринимательские объединения, общества и ассоциации.
Статья 30 Конституции Российской Федерации применяет формулировку
"каждый гражданин Российской Федерации имеет право на объединение..." - это
значит, что каждый человек, законно находящийся на территории Российской
Федерации и обладающий всеми ее правами и обязанностями имеет право
создавать общественные объединения и организации для реализации своих
общественных, социальных и политических интересов. Право на объединения
имеют как российские граждане, так и лица без гражданства, исключением
являются политические партии, права на создание и участие в которых имеют
только граждане Российской Федерации. Принятие или вступление гражданина в
общественную организацию осуществляется на добровольных началах в
соответствии с условиями, записанными в её уставе. Никто не может
быть принужден к вступлению в какие-либо общественные организации, а так же
пребывания в них. Право на общественные объединения предоставляет
гражданину широкие возможности реализации своих интересов непосредственно
или вместе с общественной организацией. Конституция Российской Федерации
гарантирует свободу деятельности общественных объединений. Это означает,
что общественные объединения создаются без предварительного разрешения
государственных органов.
Право на объединение не является абсолютным правом и может
подвергнуться определенным ограничениям. Эти ограничения устанавливаются
Конституцией Российской Федерацией.
В частности на основании ст. 56 Конституции Российской Федерации
отдельные ограничения устанавливается в условиях чрезвычайного положения.
Согласно ст. 23 Закона РСФСР "О чрезвычайном положении", в случае введения
чрезвычайного положения при попытках насильственного свержения
конституционного строя, массовых беспорядках и т.п. может быть
приостановлена, после соответствующего предупреждения, деятельность
политических партий, общественных организаций массовых движений,
препятствующих нормализации обстановки.
В числе политических прав следует указать и право на обращение,
именуемое ещё правом петиций. Посылаемые в государственные органы и органы
местного самоуправления петиции граждан представляют собой не только способ
восстановления нарушенного права, но и форму политического участия в
решении публичных дел. Реализация этого права предполагает развитие личной
инициативы и личной заинтересованности граждан при решении вопросов
государственного и общественного характера. Как правило, порядок подачи и
рассмотрения письменных обращений, как и принятия по ним решений,
определяет закон.
Суть этого права усматривается в возможности граждан направлять
индивидуальные и коллективные обращения в компетентные государственные
органы. Обращения, имеющие форму жалобы, чаще всего сводятся к требованию
устранить нарушение субъективного права гражданина, допущенное в результате
неправомерного действия (или бездействия) властей. Поэтому анализируемому
праву соответствует обязанность должностных лиц в установленном порядке и в
установленные сроки принять по ним обоснованные и законные решения. В
отличие от жалобы предметом предложения или заявления может быть
общественный интерес, требование оценки государственным органом какого-либо
политического или иного события.
Право на обращение закреплено не только за гражданами, но и за
общественными организациями, в частности, творческие союзы, а так же
учреждения, предприятия и должностные лица в целях защиты своих прав и
интересов, прав и интересов своих членов. Закреплено право на коллективные
обращения, когда затрагиваются законные интересы группы лиц.
Нормативными актами предусмотрено право граждан (юридических лиц)
осуществлять обращения в письменной и устной форме, а за соответствующими
лицами закреплена обязанность эти обращения принимать в порядки и сроки,
установленные законодательством. В частности, предложения граждан
рассматриваются в срок до одного месяца, за исключением тех предложений,
которые требуют дополнительного изучения, о чем сообщается лицу, внесшему
предложение. Заявления же граждан решаются в срок до одного месяца со дня
его поступления, а те, которые не нуждаются в проверке, - безотлагательно,
но не позднее 15 дней со дня получения заявления. Предложения и заявления
граждан рассматриваются теми органами, к непосредственному ведению которых
относятся затрагиваемы в них вопросы.
В отличии от предложений - жалобы подаются в инстанции, вышестоящие по
отношению к тем, действия которых обжалуются. Закон запрещает направлять
жалобы граждан тем органам, на действия которых направлена эта жалоба.
Наряду с административным порядком рассмотрения жалоб на незаконные
действия должностных лиц и органов государства, существует судебный порядок
обжалования таких действий. В частности, за гражданами РФ Закон закрепляет
право непосредственного обращения в судебные органы на незаконные действия.
Естественный характер прав гражданина вытекает из того, что носителем
суверенитета единственным источником власти в Российской Федерации
является ее многонациональный народ (Ст.3 Конституции РФ). Эта важнейшая
основа конституционного строя Российской Федерации реальную и практическую
реализацию получает через политические права каждого человека. Именно это
взаимодействие и обеспечивает должное их применение и реализацию их в
повседневной жизни. Государство обязано гарантировать защиту прав граждан в
случае их умаления тем или иным способом. Гарантия судебной защиты,
закрепление этого права в иных законодательных актах и обеспечивает в общей
мере эту защиту.
Так же этому было уделено внимание Президента РФ в ежегодном послании
Федеральному собранию 26 мая 2004 года.
Глава 2. Социально-экономические права человека.
Социально-экономические права (наряду с культурными) относятся к
правам человека второго поколения. Они касаются поддержания и нормативного
закрепления социально-экономических условий жизни индивида, определяют
положение человека в сфере труда и быта, занятости, благосостояния,
социальной защищенности с целью создания условий, при которых люди могут
быть свободны от страха и нужды. Их объем и степень реализованности во
многом зависят от состояния экономики и ресурсов, и поэтому гарантии их
реализации по сравнению с гражданскими и политическими правами первого
поколения, менее развиты.
В отличие от других видов прав человека особенностями социально-
экономических прав являются[3]:
распространенность на определенную - социально-экономическую область
жизни человека;
допустимость рекомендательных, "нестрогих" формулировок базовых
положений (например, "достойная жизнь", "справедливые и благоприятные
условия труда", "удовлетворительное существование");
зависимость реализации социально-экономических прав от состояния
экономики и ресурсов. Статья 2 Международного пакта об экономических,
социальных и культурных правах специально говорит о том, что эти права
должны обеспечиваться постепенно и "в максимальных пределах имеющихся
ресурсов".
Длительное время правам человека второго поколения отводилась
второстепенная роль, возможности регулирования таких прав оценивались
негативно. Причина этого заключалась в господствовавшем представлении о
невозможности точно определить и юридически квалифицировать эти права,
поскольку они не могут порождать непосредственных обязанностей государства
по их обеспечению и правовой защите. Позже эта тенденция сменилась
отрицанием равноценности социально-экономических и политических прав.
Сегодня значение социально-экономических прав для обеспечения
правового статуса личности бесспорно. Как отмечено в Международном пакте об
экономических, социальных и культурных правах, "идеал свободной
человеческой личности, свободной от страха и нужды, может быть осуществлен,
только если будут созданы такие условия, при которых каждый может
пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами так
же, как и своими гражданскими и политическими правами". Эту точку зрения
подтвердила Генеральная Ассамблея ООН (резолюция от 4 декабря 1986 г.),
провозгласив "неделимость и взаимозависимость экономических, социальных,
культурных, гражданских и политических прав".
Обязанность государства в сфере защиты социально-экономических прав
состоит в том, чтобы осуществлять прогрессивные экономические и социальные
реформы, обеспечивать полное участие своего народа в процессе и выгодах
экономического развития, использовать свои ресурсы для предоставления всем
равных возможностей пользования данными правами. Как отмечается в ст. 7
Хартии экономических прав и обязанностей государств от 12 декабря 1974 г.,
каждое государство несёт ответственность за содействие экономическому,
социальному и культурному развитию своего народа.
Среди источников правового регулирования социально-экономических прав
и свобод базовую роль играют международно-правовые нормы. Универсальные
нормы содержатся в общих принципах Устава ООН, в программных положениях
Страницы: 1, 2, 3, 4
|