МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Парламент Великобритании

    Шотландскую национальную партию).

    Кандидат, выдвинутый в установленном порядке, вправе назначить так

    называемого агента по выборам (он сам может выступать в этом качестве).

    Определение результатов выборов. Выборы проводятся по мажоритарной

    системе относительного большинства (ее именуют иногда системой первого,

    оказавшегося избранным). Этот метод основан на избрании одного кандидата от

    округа. Избранным считается кандидат, собравший большее число голосов

    избирателей по сравнению с каждым из других кандидатов. Важно подчеркнуть,

    что при этой системе избиратель имеет право голосовать только за одного

    кандидата из тех, фамилии которых внесены в избирательный бюллетень.

    Кандидат может и не собрать абсолютного большинства голосов, но он должен

    иметь большинство по отношению к другому или другим кандидатам в

    избирательном округе.

    Не существует требования о получении кандидатом минимального процента

    всех голосов избирателей. Если кандидаты получили одинаковое число голосов,

    то чиновник по выборам решает вопрос о победившем кандидате путем

    проведения жеребьевки. Кандидат, на которого пал жребий, имеет

    дополнительный голос.

    Метод относительного большинства в условиях двухпартийной системы

    приводит к нарушению соотношения между числом голосов, поданных за

    кандидатов партии по стране, и числом мест, полученных ею в палате общин.

    Он оказывается также весьма неблагоприятным для кандидатов третьих партий.

    Партийный состав палаты .

    По своему социальному составу большинство парламентариев — лица,

    принадлежащие к так называемому “среднему классу” (в парламенте созыва 1983

    г. их было среди консерваторов — 95%, лейбористов — 60%). В основном это

    представители таких профессий, как юристы, преподаватели высших учебных

    заведений, учителя. Среди депутатов-консерваторов довольно велик процент

    бизнесменов (37—46 % в парламентах созывов 1945—1974 гг.). В 80-х гг. их

    число сократилось. Что касается выходцев из рабочего класса, то в

    консервативной партии их число не превышает 1%, в лейбористской партии их

    12—18%. Большинство парламентариев (около 80%) имеют высшее образование. По

    своему возрастному составу большинство парламентариев находится в

    возрастной группе 30—60-летних (не более 2% — лица 21— 30 лет, около 14% —

    свыше 60 лет). В палате общин 42 депутата — женщины.

    Главный фактор, оказывающий влияние на состав депутатов, — то, что все

    650 членов палаты (за исключением спикера) представляют политические

    партии. В палате общин, образованной после выборов 1987 г., 375 депутатов —

    от консервативной партии, 229 — от лейбористской, 17 — от либеральной, 5 —

    от социал-демократической, 24 — от других партий (Ольстерские националисты,

    Шинн Фейн, Шотландская национальная партия).

    Партийная структура — основа всей организации и деятельности палаты

    общин. Две главные партии образуют официально признанные стороны в палате

    общин — правительственное большинство и “официальную оппозицию Ее

    величества”. Партия, победившая на выборах, располагает большинством и в

    силу этого формирует правительство. Лидер этой партии становится премьер-

    министром. Сторонники победившей партии образуют в палате правительственное

    большинство. Партия, вторая по количеству мест, становится официальной

    оппозицией, а ее лидер — лидером оппозиции. Должность лидера оппозиции

    получила законодательное закрепление в 1937 г., когда ему было назначено

    жалованье в размере 2 тыс. фунтов стерлингов в год (в настоящее время он

    получает 48148 фунтов). Для оппозиции характерно состояние готовности

    принять власть от правительственного большинства. Лидер оппозиции формирует

    из руководящих членов фракции “теневой кабинет” и назначает “министров-

    теней”, которым поручается выступать в парламенте по определенным

    вопросам государственной политики.

    Даже само расположение депутатов в палате общин отражает ее разделение на

    правительственное большинство и партию официальной оппозиции. Справа от

    спикера расположены скамьи правительственного большинства; слева —

    оппозиции. Члены палаты — министры сидят на передних скамьях, а

    руководители оппозиции — напротив них. Соответственно их называют

    “переднескамеечниками”, и “задне-скамеечниками”.

    Отношения между партиями в палате общин подчиняются некоторому неписаному

    кодексу, или правилам “честной игры” (“fair play”). Правительство,

    руководящее большинством, должно действовать в соответствии с принципом

    ответственного правления. Оппозиция должна быть ответственной и

    конструктивной.[6]

    Постоянным правилам и иным правилам парламентской процедуры едва ли

    знакомы такие понятия, как “партии” или “фракции”, но вся организация и

    деятельность палаты строится в соответствии с партийным делением палаты.

    Партийные фракции — базовые единицы в палате общин. Они именуются

    парламентскими партиями. Термин “партия” означает, что фракции в палате

    общин являются независимыми, автономными образованиями и не связаны в своей

    деятельности решениями и предписаниями партийных организаций вне

    парламента.

    Лидер партия является также лидером парламентской фракции, что

    подтверждает значение, которое придается партиями парламентской

    деятельности.

    Лидер консервативной партии избирается членами парламентской фракции

    после консультации с пэрами-консерваторами и партией вне парламента.

    Проводятся собрания рядовых членов фракции, имеющие форму так называемого

    “Комитета 1922 года”. На заседаниях, созываемых еженедельно, обсуждаются

    текущие дела, которые предполагается внести на обсуждение палаты общин.

    “Комитет 1922 года” — средство связи лидера и рядовых членов.

    Начиная с 1980 г. в выборах лидера лейбористской партии и его заместителя

    принимают участие не только члены парламентской партии, но и представители

    тред-юнионистов и местных партийных организаций. Когда партия находится в

    оппозиции, члены парламентской фракции избирают так называемый

    “парламентский комитет” (по существу, это и есть “теневой кабинет”).

    Проводятся регулярные заседания всех членов фракции.

    Каждая парламентская фракция имеет в палате свои партийные комитеты. Их

    организация и деятельность не регулируются какими-либо документами, а

    определяются нормами, сложившимися в ходе деятельности фракций. Не

    существует определенного и строго установленного состава членов. На

    заседании может присутствовать любой член фракции, по каким-либо причинам

    заинтересованный в его работе.

    Партийные фракции имеют особых должностных лиц в палате, роль которых

    чрезвычайно велика в организации всего хода парламентского производства.

    Это парламентские организаторы партий, официально именуемые “кнутами”.

    Должность “кнута” не предусмотрена правилами парламентской процедуры. Она

    появилась в ходе эволюции партийной организации в палате общин.

    В консервативной партии “кнуты” назначаются лидером партии; в

    лейбористской — избираются собранием парламентской фракции путем тайного

    голосования.

    Правительственное большинство имеет главного “кнута” правительства, его

    заместителей и младших “кнутов”. “Кнуты” правительства являются министрами

    и получают жалованье из государственной казны. Оппозиция имеет главного

    “кнута”, его заместителей и помощников.

    Главная обязанность “кнутов” — налаживать сотрудничество фракций так,

    чтобы она шла без эксцессов и неожиданностей, при взаимной координации

    деятельности. Главный “кнут” правительства должен также следить за тем,

    чтобы все намеченные правительством к рассмотрению законопроекты прошли

    через палату к концу сессии. “Кнуты” правительства и оппозиции находятся в

    тесном контакте друг с другом и образуют те обычные каналы, через которые

    достигается компромиссное урегулирование спорных вопросов между

    правительством и оппозицией. Консультации между “кнутами” правительства и

    оппозиции стали обычной практикой, хотя они нигде не регламентированы.

    “Кнуты” обеспечивают присутствие сторонников своих партий на заседаниях

    палаты и соответственно поддержку политики правительства или оппозиции. С

    этой целью им предоставлен целый ряд полномочий по отношению к депутатам.

    “Кнуты” следят за соблюдением партийной дисциплины. Ни один депутат не

    вправе покинуть заседание палаты, не посоветовавшись с “кнутом”. Если какой-

    либо депутат не может по каким-либо причинам присутствовать на заседании

    палаты, он обязан уведомить об этом “кнута” своей партии. Последний, в свою

    очередь, договаривается с “кнутом” другой партии так, чтобы не нарушалось

    равновесие между партиями в палате общин и число отсутствующих в

    правительственной партии соответствовало числу отсутствующих депутатов

    официальной оппозиции.

    Главный “кнут” правительства занимает должность парламентского секретаря

    министерства финансов, хотя он не имеет ничего общего с финансовыми делами.

    Правящая консервативная партия имеет 14 “кнутов” в палате, лейбористская

    оппозиция — 11. Остальные партии оппозиции — по одному (жалованье получают

    только “кнуты” правительственной партии, три “кнута” официальной оппозиции;

    остальные “кнуты” оппозиционных партий не оплачиваются) .

    Способом согласования деятельности партийных сторонников служит документ,

    который также именуется “кнутом”. Этот документ посылается членам

    соответствующей фракции еженедельно. В нем содержится перечень дел, стоящих

    в повестке дня заседания палаты на следующую неделю. Каждый вопрос в

    “кнуте” в зависимости от того значения, которое ему придает партийное

    руководство, подчеркивается. Член фракции, получивший документ, должен

    согласовать свои планы с содержащимися в нем предписаниями. При наличии

    трех линий член фракции обязан присутствовать, а в случае отсутствия дать

    удовлетворительное объяснение (болезнь, договоренность с “кнутом” и

    пр.)[7].

    Вручение “кнута” означает, что партийное руководство во фракции

    признает получателя членом фракции. Если же партийное руководство считает,

    что деятельность члена фракции не согласуется с предписаниями “кнута”, то

    документ больше не посылается депутату. Почти в 90% случаев голосование

    проводится в соответствии с партийным делением палаты. В редких, заранее

    оговариваемых руководством фракций случаях в палате объявляется свободное

    голосование (по таким вопросам, как отмена смертной казни, разрешение или

    запрещение абортов и др.). Случается, что депутаты голосуют и против

    партийных установок. В парламентской практике это довольно частое явление.

    Но в принципе от члена фракции ждут, что он будет поддерживать партийную

    фракцию в качестве представителя либо правительственного большинства, либо

    — оппозиционной партии. Депутат, отклоняющийся от партийной линии, может

    быть не выдвинут на следующих выборах, что фактически равносильно утрате

    места в парламенте.

    Глава IV. Парламентская процедура и внутренняя

    организация палаты общин

    Правила парламентской процедуры

    В отличие от большинства западноевропейских стран в Англии нет единого

    писаного документа (регламента) либо закона, в котором были бы

    зафиксированы основные принципы внутренней организации палаты общин. Это не

    значит, что британский парламент не руководствуется в своей деятельности

    никакими правилами. Напротив, вопросам процедуры придается чрезвычайно

    большое значение в парламентском производстве. Это означает лишь, что

    правила процедуры не кодифицированы и содержатся не в одном документе, а в

    различных источниках (“практика” парламента, постоянные и сессионные

    правила, решения спикера, законы) .

    Основной источник парламентской процедуры в настоящее время — постоянные

    правила. Они принимаются, изменяются и отменяются палатой в обычном

    порядке. Их действие продолжается и после окончания сессии, на которой они

    были приняты. Действие постоянного правила может быть приостановлено

    палатой в любой момент в порядке обычного голосования простым большинством

    голосов.

    Помимо постоянных палата принимает сессионные правила, срок действия

    которых ограничен временем сессии, на которой они были приняты. Цель

    сессионных правил обычно состоит в том, чтобы предоставить преимущество

    какому-либо делу, подлежащему обсуждению и решению на данной сессии. Палата

    может также принять правило ad hoc в связи с рассмотрением какого-либо

    отдельного дела.

    Авторитетным сборником правил парламентской процедуры является “Трактат

    Эрскина Мэя о праве, производстве и обычаях парламента” (сокращенно его

    называют “Эрскин Мэй”). Систематическое издание правил началось в прошлом

    веке, и с тех пор работа выдержала 20 изданий. Редакторы сборника — клерки

    палаты общин.[8]

    Организация парламентских сессий и заседаний палаты общин. Созыв и

    роспуск парламента являются прерогативой главы государства и производятся

    путем издания королевской прокламации. Эти полномочия осуществляются

    королевой по совету премьер-министра.

    Срок полномочий парламента одного созыва равен пяти годам. Парламент

    может быть распущен досрочно. Парламентские сессии созываются ежегодно.

    Сессия парламента начинается осенью (обычно в конце октября или начале

    ноября) и продолжается почти круглый год. В течение сессии до летних

    каникул парламент прерывает заседания в связи с рождеством, пасхой и

    троицей. В августе сессия прерывается на летние каникулы. Число дней,

    которое палата заседает в течение одной сессии, неодинаково (в среднем —

    160—190 дней). Заседания палаты происходят ежедневно, кроме субботы и

    воскресенья.

    Заседания палаты общин, как правило, являются открытыми. Однако спикер

    вправе отдать распоряжение о выводе посторонних, и в этом случае заседание

    идет при закрытых дверях.

    Иногда заседание палаты общин принимает форму так называемого “заседания

    комитета всей палаты”. Палата выносит решение о преобразовании себя в

    комитет для рассмотрения какого-либо конкретного билля. Обычно комитет всей

    палаты рассматривает либо самые важные, имеющие конституционный характер

    законопроекты, либо те из них, которые не имеют спорного характера и

    которые палата не считает нужным направлять в постоянные комитеты. Правила

    процедуры в комитете не столь жесткие, как в палате. Здесь, например, не

    действует правило, запрещающее члену палаты общин выступать более одного

    раза. В конце заседания комитет утверждает отчет, представляемый палате, и

    вновь преобразуется в палату.

    Язык парламентского производства — английский, и выступления на других

    языках не допускаются.

    Стенографический отчет о заседаниях палаты публикуется с 1803 г. в

    официальных сборниках “Парламентские дебаты. Официальный отчет (Ханзард)”

    (имя первого издателя). Ныне отчеты составляются персоналом палаты, но

    старое название “Ханзард” сохранилось и стало официальным. В стенограмме

    допускается лишь редакционная правка, но не исправления по существу. В

    “Ханзарде” публикуются не только стенограммы заседаний палат, но и

    постоянных комитетов. Отдельные отчеты публикуются для палаты общин и

    палаты лордов.

    Деятельность парламента широко освещается прессой. Существует так

    называемая “галерея прессы”, в которую входят парламентские корреспонденты

    газет. Сложилась особая система журналистского “лобби”. В него включено

    около 100 журналистов (их список составляется одним из клерков палаты по

    поручению спикера).

    Входящие в “лобби” журналисты имеют право доступа в холл для членов

    палаты, расположенный возле зала ее заседаний (так называемое “лобби членов

    палаты”), куда обычная публика не допускается. Здесь происходят

    неофициальные встречи с членами палаты и министрами. Члены журналистского

    “лобби” систематически получают брифинги от помощников премьер-министра по

    связи с прессой. Они присутствуют на брифингах лидера палаты общин, лидера

    оппозиции, получают копии подготавливаемых правительством документов до их

    публикации и пр.

    В прессе печатаются отчеты о заседаниях не только палат парламента, но и

    специальных комитетов, создаваемых для рассмотрения отдельных вопросов. С

    1978 г. проводятся постоянные радиопередачи с заседаний палат и комитетов.

    Ведутся прямые телевизионные передачи (палата лордов начала их в 1968 г.,

    палата общин — в ноябре 1989 г.).

    Должностные лица палаты общин

    Должностными лицами палаты общин являются спикер, его заместитель,

    именуемый также председателем комитета путей и средств (Chairman of Ways

    and Means) и два заместителя председателя комитета путей и средств (Deputy

    Chairman of Ways and Means). Они избираются палатой из числа депутатов.

    Спикер — основное должностное лицо палаты общин (“Мистер спикер” — так

    обращаются к нему депутаты).

    Он председательствует в палате, следит за соблюдением правил

    парламентской процедуры, представляет палату в ее внешних сношениях с

    королевой, палатой лордов, другими государственными органами. На его имя

    адресуются все письма, петиции и ходатайства, направляемые палате. Права и

    обязанности спикера регулируются большей частью неписаными нормами,

    созданными практикой, отчасти постоянными правилами палаты общин и редко —

    законодательными актами.

    Спикер избирается палатой общин из числа ее членов в начале срока

    полномочий парламента нового созыва. Он занимает должность вплоть до ухода

    в отставку или смерти (после отставки он получает место в палате лордов).

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.