МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Основы конституционного строя РФ

    осуществляется нормами ряда законодательных актов, центральное место среди

    которых принадлежит конституционным нормам, служащим основой для всего

    правового регулирования отношений собственности в стране.

    Конституционное регулирование отношений собственности имеет свою

    специфику. Она выражается в том, что главной его задачей является

    юридическое закрепление форм собственности, признаваемых и защищаемых

    государством. В Российской Федерации такими формами являются частная,

    государственная, муниципальная и другие формы собственности.

    Под частной собственностью понимается собственность граждан, их

    объединений, юридических лиц, не являющихся государственными и

    муниципальными организациями и предприятиями.

    Государственная собственность Российской Федерации выступает в виде

    федеральной собственности и собственности субъектов Федерации.

    Муниципальная собственность - собственность, принадлежащая местному

    самоуправлению.

    По своему юридическому содержанию любая форма собственности означает

    право владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Детально право

    собственности регламентировано Гражданским кодексом РФ.

    Конституция гарантирует равную защиту всех форм собственности. В

    отличие от ранее действовавшего законодательства, устанавливающего

    преимущества в защите социалистической, и в особенности государственной,

    собственности, в ныне действующем законодательстве реализуется принцип

    единства квалификации и санкций за преступления против собственности, чьей

    бы она ни была. Таким образом, Российское государство охраняет

    собственность в ее различных формах на равных основаниях.

    В политической жизни общества государство играет ведущую роль, ибо оно

    - центральный субъект политической системы. И поэтому в Конституции должна

    быть определена роль государства в политической жизни общества и пределы

    его вмешательства в деятельность иных политических субъектов. Главным

    принципом взаимодействия политики субъектов в российском обществе

    признается политический плюрализм, т. е. многообразие и свобода различных

    социальных субъектов в борьбе за государственную власть. Это предполагает

    многопартийность, сознание равных возможностей всем социатьно-политическим

    силам участвовать в политическом процессе, т. е. признание их равноправными

    субъектами права.

    Многопартийная система способствует вовлечению в политическую жизнь

    страны широких слоев населения, преодолению отчуждения граждан от власти.

    Кроме того, такая система позволяет создавать атмосферу здоровой и

    свободной конкуренции в политической жизни, постоянного контроля общества

    за деятельностью государственных структур. однако, провозглашая свободу

    политической деятельности, Конституция РФ оставляет за государством функцию

    главного контролера за законностью в деятельности всех политических сил,

    которые подчинены, как и все субъекты права, Конституции, и законам

    государства.

    Конституция РФ определяет и основы правового статуса политических

    партий и объединений. Такие критерии определенны в ч. 5 ст. 13 Конституции

    РФ: “Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели и

    действия которых направлены на насильственное изменение основ

    конституционного строя и нарушения целостности РФ, подрыв безопасности

    государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной,

    расовой, национальной и религиозной розни”. При этом сами основы

    конституционного строя, установленные данной Конституцией, не возводятся в

    ранг незыблемой догмы, истины в “последней инстанции”.

    Принцип политического многообразия непосредственно связан с признанием

    свободы, мысли, свободы слова (ст. 29), а также политического плюрализма,

    закрепленного в ст. 13 Конституции РФ. Это основной принцип деятельности

    государства в идеологической сфере. Государство не вправе возводить какую-

    либо идею или теорию в ранг государственной, обязательной,

    предпочтительной. Свободное развитие общества возможно только в условиях

    свободной конкуренции различных идей.

    Таким образом, принципы экономического, политического и

    идеологического плюрализма, закрепленные в Конституции РФ являются

    гарантией свободного развития личности, соблюдения прав человека и

    гражданина.

    ГЛАВА VI. Принципы светского и многонационального (вненационального)

    государства.

    Духовная жизнь общества многообразна, она включает в себя культуру, в

    том числе искусство, область верований, национальный аспект, в том числе

    языковый и др. Действующая Конституция отказалась от принципа жесткой опеки

    государства над духовной жизнью общества и устанавливает принцип светского

    государства.

    Светским государством следует считать такое государство, в котором не

    существует какой-либо официальной, государственной религии и ни одно из

    вероучений не признается обязательным или предпочтительным.

    Отделение религиозных объединений от государства (это более четкая

    формула, чем отделение церкви от государства), закрепленное частью второй

    ст. 14 Конституции РФ, означает, что государство, его органы и должностные

    лица не вмешиваются в вопросы определения гражданами своего отношения к

    религии, в законную деятельность религиозных объединений и не поручают

    последним выполнение каких-либо государственных функций. В то же время

    государство охраняет законную деятельность религиозных объединений.

    Религиозные объединения не могут смешиваться в дела государства, не

    участвуют в выборах органов государственной власти и в деятельности

    политических партий. Вместе с тем религиозные объединения могут принимать

    участия в социально-культурной жизни общества в соответствии с

    законодательством, регулирующим деятельность общественных объединений.

    Указанные положения содержатся в ст. 8 Закона РСФСР от 25 октября 1990 г.

    “О свободе вероисповеданий”[7].

    Статья 9 Закона “О свободе вероисповеданий” называется “Светский

    характер системы государственного образования”. Она устанавливает, что

    обучение в государственных и национальных образовательных учреждениях носит

    светский характер и не преследует цели формирования какого-либо отношения к

    религии. В то же время в негосударственных образовательных учреждениях,

    частным образом на дому или при религиозном объединении, а также

    факультативах (по желанию граждан) во всех учебных заведениях преподавание

    вероучений и религиозное воспитание допускается. Указанное положение нельзя

    путать, как это часто бывает, с возможностью включения в официальное

    обучение программы государственных и муниципальных образовательных

    учреждений Закона Божьего или других религиозных дисциплин. Светское

    образование несовместимо с этим.

    Таким образом, светское государство не провозглашает какой-либо

    официальной или предпочтительной религии, ни одно вероучение не оказывает

    определяющего влияния на деятельность государства, систему государственного

    и муниципального образования.

    Принцип вненационального государства прямо в Конституции не

    закрепляется, но прослеживается. Употребляется понятие “многонациональный

    народ”. Но в данном случае этот термин применим для того, чтобы усилить

    акцент на неделимости власти по национальному признаку. Сегодня каждому

    человеку дано право самому выбирать национальность, язык общения и

    обучения.

    Раньше паспорт был единственным источником сведений о национальности.

    Ее изменить в течении жизни нельзя, хотя государство считалось

    интернациональным. Сведения о национальности учитывались и влияли на

    карьеру. Теперь в графе “национальность” можно не писать ничего, указать

    несколько национальностей, считать себя лицом без национальности. Все это

    имеет огромное прогрессивное значение для становления человека как

    свободной личности.

    ГЛАВА VII. Принципы государственного суверенитета и разделения властей.

    К основам конституционного строя относятся принципы внутренней

    организации самого государственно-правового механизма. К ним в первую

    очередь следует отнести государственный суверенитет и разделение властей.

    Суть принципа государственного суверенитета, закрепленного ст. 4

    Конституции РФ, состоит в верховенстве и единстве государственной власти и

    распространении ее на всю территорию Россию. Этот принцип означает

    обязательность актов федеральных органов власти для всех субъектов права на

    территории Российской Федерации: Верховенство центральной (федеральной)

    власти по отношению к власти субъектов федерации. Правовым выражением

    верховенства суверенитета Российской Федерации является верховенство

    Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ (ч.2 ст. 4).

    Конституция обязательна для исполнения всеми субъектами права на территории

    России, она обладает высшей юридической силой по отношению к федеральным

    законам, законам субъектов федерации и любым подзаконным актам органов

    государственной власти, а также нормативным актам органов местного

    самоуправления.

    Важнейший принцип внутреннего построения демократической

    государственной власти - разделение властей. В российском государстве этот

    принцип признан только в 1990 г. в Декларации о государственном

    суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г.

    Смысл разделения властей состоит в относительной самостоятельности и

    независимости различных структур (частей) государственного механизма -

    законодательных, исполнительных, судебных и иных, например надзорных

    органов. Цели такой системы построения власти: 1) создать гарантии от ее

    произвола и сосредоточения в руках одного лица или какого-либо органа,

    группы органов; 2) обеспечить высокий профессионализм и эффективность в

    выполнении различных и весьма специфических функций власти; 3) наиболее

    широко представить во власти интересы различных слоев и групп населения.

    В системе разделения властей одна ветвь государственной власти

    ограничивается и контролируется другой, взаимно уравновешивая друг друга,

    как механизм сдержек и противовесов. В ст. 10 Конституции РФ установлено:

    “Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе

    разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы

    законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны”.

    Обратим внимание на два обстоятельства. Во-первых, система властей в

    государствах, конституции которых провозглашают такое разделение, не

    исчерпывается только тремя перечисленными ветвями власти. Каждая

    национальная система разделения властей имеет свои особенности. В

    государствах, где президентская власть отделена от исполнительной (т. е.

    президент не является главой исполнительной власти), но наделена

    значительными полномочиями, система разделения властей включает

    самостоятельную четвертую власть. Самостоятельна и независима иногда и

    контрольно-надзорная власть (органы прокуратуры и др.). Во-вторых, в

    федеральных государствах суверенная власть государства разделена по иному

    признаку между центральными (федеральными) органами и органами субъектов

    федерации.

    В Российской Федерации государственная власть представлена, с одной

    стороны, федеральной властью, полномочия которой закреплены ст. ст. 71, 72

    Конституции РФ, а также властью субъектов федерации - республик, краев,

    областей, городов федерального значения, автономной области, автономных

    округов, действующих согласно ст. ст. 72, 73 в пределах своей компетенции,

    с другой стороны - президентской, законодательной, исполнительной и

    судебной.

    Президент РФ может воздействовать на законодательную власть с помощью:

    а) права законодательной инициативы, внося законопроекты в законодательную

    палату парламента - Государственную Думу; б) используя право

    законодательного вето - возможности оспорить принятый парламентом закон

    (ст. ст. 104, 107); права в указанных в законе случаях распустить

    Государственную Думу (ст. ст. 111, 117). Федеральная законодательная

    власть, представленная российским парламентом - Федеральным Собранием РФ

    может преодолеть вето президента (ст. 107), а в определенных законом

    случаях даже отрешить его от должности (ст. 93).

    Судебная власть в Российской Федерации представлена системой общих

    судов, возглавляемых Верховным Судом РФ, системой экономических судов во

    главе с Высшим арбитражным судом РФ, Конституционным судом РФ и иными

    федеральными судами (например, военными). Система федеральных судов, с

    одной стороны, зависит от Президента РФ и законодательной власти, ибо эти

    органы формируются по согласованному решению главы государства и одной из

    палат парламента (ст. 83), с другой стороны, Конституционный суд обладает

    правом отменить неправомерные акты Президента и парламента, а Верховный и

    Конституционный суды РФ принимают участие в процессе отрешения Президента

    от должности (ст. ст. 125, 93).

    Принцип разделения властей, закрепленный в ст. 10 Конституции РФ,

    конкретизируется в главах 3, 4, 5, 7, 8рпи определении статуса Президента,

    Федерального Собрания, судебной власти и других систем государственных

    органов местного самоуправления. При этом разделение полномочий между

    различными системами органов предполагает не только их определенную

    самостоятельность и взаимосвязь, но и тесное взаимодействие (например,

    процедура назначения главы правительства, отрешение Президента от

    должности, решение проблем федерального бюджета, введение чрезвычайных

    режимов и др.).

    Итак, ст. 4 Конституции РФ является одной из отправных статей,

    входящих в главу 1 “Основы конституционного строя”. Суть части первой

    статьи 4 состоит в провозглашении суверенитета. Этот суверенитет

    предполагает верховенство и единство власти Федерации, и обязательность

    актов ее органов для всех граждан и вообще всех физических лиц на

    территории Российской Федерации. А принцип разделения властей, закрепленный

    в общей форме в статье 10 Конституции РФ, реализуется и конкретизируется в

    нормах Конституции, определяющих статус и компетенцию Федерального

    Собрания, Президента, Правительства и судов Российской Федерации.

    Заключение.

    Новая российская Конституция восприняла структуру, характерную для

    многих новейших конституций. Первая ее глава устанавливает основы

    конституционного строя России, составляющие совокупность принципов,

    основных ее положений, являющихся первичной нормативной базой, как для

    остальных положений конституции, так и иных нормативно-правовых актов.

    Конституция Российской Федерации - это основной закон, который должен

    знать каждый человек, который живет в демократической, федеральной и

    правовой России, и являющийся ее гражданином. И поэтому, при написании

    курсовой работы по дисциплине “Конституционное право Российской Федерации”,

    при выборе темы предпочтение было отдано раскрытию темы “Основы

    конституционного строя Российской Федерации”.

    Именно здесь сформулированы исходные связи государственной власти с

    человеком, народом (обществом), другими государствами, а также ее

    внутреннее устройство. Эту целостную систему образуют: признание человека,

    его прав и свобод высшей социальной ценностью, а также обязанности

    государства соблюдать и защищать таковые; демократический характер власти;

    суверенитет народа; верховенство права; политическое и идеологическое

    многообразие; единство экономического пространства и свобода экономической

    деятельности; разделение властей; социальный характер государства; светский

    характер государства; верховенство конституции; приоритет международного

    права над внутригосударственными; федерализм; признание и гарантирование

    местного самоуправления.

    Список использованных источников и литературы.

    Нормативно-правовая документация:

    1) Закон РСФСР от 25 октября 1990 г. “О свободе вероисповеданий”. -

    М., 1991. - 87 с.

    2) Конституция Российской Федерации. Официальный текст по состоянию на

    1 января 1997 г., с историко-правовоым комментарием. - М.: Издательская

    группа ИНФРА М - НОРМА, 1997. - 80 с.

    3) Федеральный конституционный закон “О референдуме Российской

    Федерации”. Федеральный закон “Об общественных объединениях”. - М., 1995.-

    96 с.

    Литература:

    1) Комментарии к Конституции РФ. / Под ред. Мирошникова В.А. - М.:

    Экмос, 1999. - 174 с.

    2) Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник

    для юридических вузов и факультетов. - М.: Издательская группа ИНФРА М -

    НОРМА, 1997. - 752 с.

    3) Жуйков В. М. Права человека и власть закона. - М., 1995. - 284 с.

    4) Козлова Е. И. , Кутафин О. Е. Конституционное право Российской

    Федерации. Учебник, М.: Юристъ, 1996. - 480 с.

    5) Комментарий к Конституции РФ / Общ, ред. Кудрявцева Ю. В. - М.:

    Фонд “Правовая культура”, 1996. - 552 с.

    6) Конституционное право. Учебник. / Под ред. проф. Лазарева В. В. -

    М.: Новый Юрист, 1998. - 544 с.

    7) Конституционное право России. Сборник нормативных актов. - М.:

    Издательство БЕК, 1996. - 684 с.

    8)Конституционный строй России. / Под ред. Глушко Е. К. - М., 1995. -

    130 с.

    9) О соблюдении прав человека и гражданина в Российской Федерации.

    Доклад Комиссии по правам человека при Президенте РФ. - М.: Юридическая

    литература, 1996. - 96 с.

    10) Румянцев О. Г. Основы конституционного строя России. - М.:

    Издательство “Юрист”, 1996. - 285 с.

    11) Сукало А. Е. Основы конституционного строя. // Право и экономика.

    - 1994. -( 9. - с. 5-13.

    12) Шейнис В. Л. Тернистый путь Российской Конституции. // Государство

    и право. - 1997. -( 12. - с. 62-73.

    13) Яковлев А. М. Конституционный строй: социальный и правовой аспект.

    - М.: “Наука”, 1995. - 160 с.

    14) Якушик В. М. Современное государство переходного типа. - Киев.,

    1992. - 243 с.

    -----------------------

    [1] Конституция РФ. Официальный текст. М.: ИНФРА М- НОРМА, 1997. с.9

    [2] Комментарий к Конституции РФ.- М. 1996. с. 120

    [3] Якушик В. М. Современное государство переходного типа. - Киев., 1992.

    с. 38-40.

    [4] Комментарий к Конституции РФ.- М. 1996, с. 72.

    [5] Сукало А. Е. Основы конституционного строя. //“Право и экономика”, № 9-

    10, 1994, с. 11.

    [6] Комментарий к ст. 71 Конституции РФ.- М., 1996, с. 424.

    [7] Закон РСФСР от 25 октября 1990 г. “О свободе вероисповеданий”.

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.