МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Основы конституционного строя РФ

    Федерации, так и территорий ее субъектов, где обязательным условием

    федеративного государства является верховенство федерального

    законодательства над законодательством субъектов федерации.

    И, наконец, четвертый принцип - Российская Федерация как правовое

    государство.

    Правовое государство - государство, само ограничивающее свою власть

    правом, т. е. системой общеобязательных норм, вырабатываемых обществом для

    упорядочивания, стабилизации жизни людей. Правовое государство “связано”

    правом, исходит из признания неотчуждаемых (прирожденных) прав и свобод

    человека и возложения на государство обязанности соблюдать и защищать права

    и свободы человека и гражданина. А нормы, выражающие меру прав и свобод,

    должны быть зафиксированы в Конституции и законах.

    Правовое государство обладает чертами, которые присущи всякому

    государству. Однако, в дополнение к ним, правовое государство

    характеризуется следующими особенностями, которые являются признаками

    правового государства:

    - верховенство закона (в правовом государстве ни один государственный

    орган, ни одно должностное лицо или общественная организация, ни один

    человек не вправе посягать на закон; Конституция РФ, ее положения

    обязательны абсолютно для всех государственных и самоуправленческих

    органов, учреждений и организаций, общественных объединений, любых

    должностных лиц, а так же частных физических и юридических лиц, находящихся

    на российской территории, независимо от их государственной принадлежности);

    - взаимная ответственность государства и личности (важным гарантом

    незыблемости прав и свобод граждан является конституционное положение, в

    соответствии с которым властные структуры государства обязаны обеспечить

    каждому возможность ознакомления с документами и материалами,

    непосредственно затрагивающими его права и свободы; ответственность

    государственных органов и должностных лиц перед гражданами за их

    посягательство на их права и свободы обретает реальный характер только при

    наличии соответствующих нормативно-правовых актов; все вместе взятое делает

    государство ответственным перед гражданином, в свою очередь гражданин

    несет ответственность за свои незаконные действия перед государством в лице

    его органов (ст. ст. 2, 3, 6 Конституции РФ);

    - разделение властей (это правовой принцип, суть которого заключается

    в недопущении сосредоточения всей полноты государственной власти в руках

    какой-либо одной из ее ветвей: законодательной, исполнительной или

    судебной, чтобы тем самым предотвратить возможность злоупотребления

    властью; данный принцип закреплен в ст. 10 Конституции РФ: “Государственная

    власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на

    законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной,

    исполнительной и судебной власти самостоятельно.”);

    - гарантия прав и свобод личности (реальная гарантия прав и свобод

    личности является чрезвычайно важным конституционным признаком правового

    государства, принцип которого закреплен в статье 2 Конституции РФ: “

    Человек, его права и свободы, являются высшей ценностью. Признание,

    соблюдение и зашита прав и свобод человека и гражданина - обязанность

    государства”. Иными словами, государство обязано не только соблюдать права

    и свободы человека, но и создавать условия для их реального воплощения);

    Кроме того, важнейшая характеристика права - это отражение в его

    содержании возможных для реализации потребностей общества (народа), прав и

    свобод человека, легитимность, т. е. одобрение народом. Закон, принятый не

    легитимной властью, игнорирующий интересы народа, свободы человека, может

    быть и не правовым (например, нормативные акты, согласно которым ссылке и

    иным репрессиям подвергались члены семей осужденных за государственные

    преступления). Именно в Конституции страны должны быть сформулированы

    основные принципы права, которые могут и должны использоваться как критерии

    проверки “правового” и “не правового” в действиях государственной власти,

    прежде всего принятых ею законодательных актах. Конституция страны и должна

    выступать тем исходным правовым законом, который содержит в себе свод

    принципов национального права.

    Поэтому верховенство Конституции РФ в правовой системе страны ( ст. 4,

    15 ), как и верховенство права ( ст. 1 ) должны служить одной общей цели -

    подчинению государственной власти, законов и подзаконных нормативных актов,

    деятельности государственных органов, должностных лиц, т. е. праву как

    общепризнанному социальному порядку, обеспечивающему нормальное свободное

    прогрессивное развитие общества, позволяющему сочетать, учитывать и

    разграничивать возникающие в обществе многообразные интересы; мирным,

    ненасильственным путем разрешать социальные проблемы (конфликты и споры).

    Правовая деятельность государства (т. е. деятельность, протекающая в

    рамках права) отличается от деятельности не правовой, в рамках которой

    превалируют мотивы политической целесообразности (а целесообразность каждым

    индивидом может пониматься по-своему), под которым чаще всего кроются

    интересы конкретной властной верхушки. Так, Указ Президиума Верховного

    Собрания от 17 февраля 1967 г. № 818, утвержденный парламентом страны,

    узаконил не правовой порядок автоматической утраты гражданства лицами,

    отъезжающими на постоянное жительство в Израиль. Закон “ О гражданстве

    СССР” 1978 г. такой способ утраты не предусматривал.

    Указанные в части первой ст. 1 Конституции характеристики РФ как

    государства, только взятые в совокупности, выражают его политико-

    юридическую природу. Они дополняют и уточняют друг друга, находятся во

    взаимозависимости.

    ГЛАВА III. Принципы суверенитета народа и формы его осуществления.

    Важнейшей основой конституционного строя России признается принцип

    суверенитета народа (ст. 3). Его смысл состоит в том, народ (постоянно

    проживающее население страны, имеющее избирательные права) выступают

    важнейшим субъектом государственного права и государственной власти. Воля

    народа должна быть главным источником государственной власти и его решений.

    Само понятие “суверенитет” дословно “ верховная власть” означает

    единство, независимость власти какого-либо социального целого (субъекта). В

    науке этим термином принято охватывать три вида суверенитета: народный,

    национальный и государственный. С учетом того, что Конституция РФ признает

    “человека, его права и свободы высшей ценностью”, философы, политологи и

    социологи стали говорить о суверенитете личности. В органическом сочетании

    характерных особенностей каждого из видов суверенитета центральное место

    принадлежит суверенитету народа. Принцип суверенитета народа означает, что

    именно народ определяет судьбу и характер своего государства, придает своим

    решениям обязательную (и для самого государства) силу и форму закона

    (референдум), формирует конституцию страны и важнейшие органы

    государственной власти (выборы). В Конституции установлено, что “носителем

    суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации

    является ее многонациональный народ" (ч. 1 ст. 3). Здесь подчеркивается,

    что власть государства ограничивается не только действующим правом, но и

    волей народа, которая, будучи выраженной, в формах, установленных

    конституцией, становится правом. Народ любой страны неоднонационален. Любой

    народ как носитель суверенитета составляет социальную общность, проживающую

    на определенной территории, имеющую свои традиции, культуру, историю,

    государственность. Поэтому, как носитель государственного суверенитета

    народ всегда многонационален. Социальная миграция на Земле привела к тому,

    что в XX веке понятия “суверенитет народа” и “национальный суверенитет”,

    как и “суверенитет нации” приобретают сходное значение. Государство, тем

    более демократическое, признающее естественные права человека, стоит на

    страже свободы любого индивида независимо от его национальности, поэтому

    национальный, этнический, расовый признак не должен становиться критерием

    государственной власти. В Конституции России “многонациональный народ”

    употреблено, чтобы усилить акцент на неделимость власти по национальному

    признаку, несмотря на то, что внешние признаки государственности,

    образуемому, поэтому признаку, еще остались в российском, федеративном

    устройстве в виде республик в составе РФ, автономной области и автономных

    округов.

    Народ как субъект конституционного права осуществляет суверенитет

    непосредственно (прямая демократия), выражая свою волю на референдуме,

    всеобщих выборах, кроме того, воля народа может быть выражена его

    представителями (представительная демократия). Представительными органами

    по Конституции РФ являются:

    1) Президент Российской Федерации;

    2) Парламент РФ - Федеральное Собрание РФ;

    3) законодательные органы субъектов РФ;

    4) руководители исполнительной власти субъектов РФ;

    5) народные заседатели и присяжные заседатели в судах;

    6) представительные органы местного самоуправления.

    Важнейшей формой осуществления суверенитета народа России является

    всенародное принятие или утверждение Конституции. Народ также вправе

    формировать важнейший учредительный орган - Конституционное Собрание,

    способный решать судьбу Конституции страны.

    Таким образом, суверенитет народа - право народа решать важнейшие

    вопросы установления принципов власти и государства. Во всех кризисных

    ситуациях власть должна обращаться к народу.

    ГЛАВА IV. Принципы приоритета права и свобод человека.

    Социальное государство.

    Принципы демократического, правового, федеративного государства и

    республиканской формы правления, суверенитета народа, так или иначе,

    отражают взаимосвязь государственной власти с народом, т. е. обществом в

    целом, производность власти от общества, подчинение его потребностям.

    Признание прав и свобод высшей ценностью непосредственно вытекает из

    зафиксированного в ст. 1 Конституции положения о Российской Федерации как о

    демократическом правовом государстве. Провозглашение приоритета человека,

    его прав и свобод по отношению к остальным социальным ценностям, ориентация

    на эти права и свободы в государственной деятельности - один из важнейших

    принципов такого государства. Права и свободы во многом определяют место

    человека в обществе, его взаимосвязи с государством.

    По отношению к государству человек выступает в разных ролях:

    гражданин, иностранец, лицо без гражданства, как личность по отношению к

    обществу. Вся система связей, которые человек поддерживает, его

    индивидуальное положение - личность человека. По словам Сукало А. Е.: “Само

    общество формируется с помощью личности. Чем более развито общество, тем

    более развита личность, и наоборот”.[5] Для нормального развития общества

    нужно, чтобы свободно развивалась личность. К признанию этого человечество

    шло очень долго. Если не защищена личность, то и государство может

    погибнуть, т. к. личность с помощью силовых мер будет освобождаться от

    угнетения. Признание этого нашло свое отражение в ряде международных

    конвенций, которые регулируют отношения человека, общества и государства. В

    них подчеркнуто, что личность имеет такой суверенитет независимо от того, в

    каком государстве он находится и от статуса этой территории.

    Главная задача Конституции - признать правосубъектность и

    правоспособность каждого человека, установить систему взаимоотношений.

    Следует обратить внимание на проводимое в Конституции разграничение на

    права и свободы человека и права и свободы гражданина. Такой подход не

    традиционен для нашего конституционного законодательства, которое прежде

    исходило из представления о гражданстве как о лице, получающем свои права в

    качестве “дара” государства и всецело подчиненном ему. Проводя различия

    между человеком и гражданином, Конституция восстанавливает те

    общечеловеческие ценности, которые впервые в истории человечества были

    закреплены в законодательных актах - в Декларации независимости (1776 г.,

    США), в Билле о правах (1789 г., США), в Декларации прав человека и

    гражданина (1789 г., Франция).

    В соответствии с Конституцией Россия - социальное государство. Из ч. 1

    ст. 7 Конституции РФ следует, что “Российская Федерация - социальное

    государство, политика которого направлена на создание условий,

    обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека”. Таким

    образом, закрепляя принцип социального государства, Конституция РФ

    определяет его обязанность поддерживать малообеспеченные и в ином плане

    социально незащищенные слои населения. Такая деятельность государства,

    направленная на создание условий достойного существования каждого человека,

    осуществляется путем определения социальных государственных стандартов в

    сфере охраны труда, здоровья населения, гарантированного минимального

    размера оплаты труда, государственной поддержки семьи, материнства,

    отцовства, детства, инвалидов, безработных за счет систем социальных служб,

    государственных пенсий, пособий и др.

    Конституция рассматривает принцип социального государства как одну из

    основ конституционного строя и в этом качестве гарантирует ему особую

    защиту: он может быть пересмотрен только новой Конституцией, принимаемый

    особым органом - Конституционным Собранием (ст. 135).

    Понятие “социальное государство” ново для российского

    законодательства: оно впервые употреблено у нас именно в Конституции и

    подчеркивает обязанность государства проводить определенную социальную

    политику и нести ответственность за достойную жизнь людей, свободное

    развитие каждого человека.

    Принцип социального государства тесно связан с другими основами

    конституционного строя России, в особенности с тем, что она является

    демократическим правовым государством, а также с равенством прав граждан

    (ст. 1 и 19 Конституции).

    В социальном государстве демократические формы власти должны строиться

    с учетом ее социального предназначения. Высокоразвитая правовая система как

    важнейший признак правового государства должна непременно включать в себя

    гарантии социальных прав. Связанность всех государственных органов,

    общественных объединений и лиц нормами права предполагает закрепление в них

    социальных гарантий.

    Часть первая статьи 7 определяет принцип социального государства и как

    политический, предусматривая, что Российская Федерация - это государство,

    политика которого направлена на создание определенных условий существования

    его граждан. Пункт “е.” статьи 71 Конституции относит к ведению Федерации

    установление основ федеральной политики и федеральные программы в области

    социального развития.

    ГЛАВА V. Принцип экономического, политического и идеологического плюрализма

    в Российской Федерации.

    Целая группа принципов конституционного строя отражает влияние

    государства на различные области общественной жизни.

    В экономической сфере жизни общества государство признает все формы

    собственности, в том числе и частную собственность, устанавливая принцип

    экономического плюрализма. В соответствии с ч. 1 ст. 8 Конституции РФ в

    нашем государстве “гарантируются единство экономического пространства,

    свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка

    конкуренции, свобода экономической деятельности”.

    Государство отказалось от единого и единственного “командного пункта”

    в экономике, как это устанавливали советские конституции 1936, 1977 г.

    Через монополию государственной собственности и единый государственный план

    экономического развития страны государство полностью подчиняло своим

    велениям деятельность экономических субъектов. Переход к рыночной экономике

    требует принципиального изменения роли государства в экономической жизни

    общества.

    “Важную роль в обеспечении единства экономического пространства играет

    единство правового пространства, которое обеспечивается установлением

    правовых основ единого рынка”[6], а также закрепление в Конституции

    принципа верховенства федерального закона.

    Факторами обеспечения единства экономического пространства являются

    также установление основ федеральной политики и федеральных программ в

    области экономического развития Российской Федерации, единых стандартов,

    метрической системы, статистики и бухгалтерского учета, запрещение введения

    и эмиссии других денег, кроме рубля, который является денежной единицей

    Российской Федерации.

    Успешное функционирование рыночной экономики неразрывно связано с

    обеспечением свободы экономической деятельности, которая означает право

    граждан и их объединений на свободное использование своих способностей и

    имущества для предпринимательства и иной, не запрещенной законом

    экономической деятельности. Свобода экономической деятельности -

    необходимое условие формирования и функционирования рыночной экономики.

    Однако, поощряя свободу экономической деятельности, Конституция запрещает

    такую экономическую деятельность, которая направлена на монополизацию и

    недобросовестную конкуренцию.

    Для экономической системы РФ характерно многообразие форм

    собственности. Правовое регулирование отношений собственности

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.