Конституционно-правовой статус общественных объединений
Конституционно-правовой статус общественных объединений
Конституционное право.
Тема: Конституционно - правовой статус общественных объединений.
План.
1. Содержание и гарантии права на объединение. Политическое многообразие,
многопартийность.
2. Законодательство об общественных объединениях.
3. Понятие, организационно-правовые формы и виды общественных
объединений.
4. Порядок создания, реорганизации и ликвидации общественных
объединений.
5. Права, обязанности и ответственность общественных объединений.
1. Содержание и гарантии права на объединение. Политическое многообразие и
многопартийность.
Согласно Международному пакту о гражданских и политических правах[1]
каждый человек имеет право на свободу ассоциаций с другими, включая право
создавать профсоюзы и вступать в них для защиты своих интересов (ч.1
ст.22). По Всеобщей декларации прав человека, никто не может быть принужден
вступать в какую-либо ассоциацию (ч. 2 ст. 20).[2]
Свобода деятельности общественных объединений, ее гарантирование, как и
ограничение, также осуществляются согласно принципам и нормам
международного права.
В ч. 2 ст. 22 Международного пакта о гражданских и политических правах
говорится, что пользование правом на свободу ассоциации не подлежит никаким
ограничениям, кроме тех, которые предусматриваются законом и которые
необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или
общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и
нравственности населения, для защиты прав и свобод других лиц. Возможно
лишь введение законных ограничений пользования этим правом для лиц,
входящих в состав вооруженных сил и полиции.
Конституция Российской Федерации, основываясь на нормах международного
права, гласит: «Каждый имеет право на объединение, включая право создавать
профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности
общественных объединений гарантируется. Никто не может быть принужден к
вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем» (ст.30).
Право на объединение закреплялось в Основном законе страны и ранее,
Конституция СССР 1977 г. определяла роль общественных организаций как
важной составной части политической системы. Но существовала ли в Советском
Союзе, где правила Коммунистическая партия, политическая система? Нет, не
существовала. Идея политической системы в течение двадцати лет была не
востребованной в советской государственно-правовой науке. Её использование
было здесь ограниченным: или как аналога политической организации или в
качестве пропагандистского клише, когда речь шла о «политической системе
развитого социализма», как это и делалось в Конституции СССР 1977 г. В
преамбуле устанавливалось, что в СССР сложилось «идейное единство
советского общества». А в соответствии со ст. 6 руководящей и направляющей
силой советского общества, ядром его политической системы, государственных
и общественных организаций является КПСС, существующая для народа и
служащая народу. В стране с одной правящей партией не нужны были равные ей
по статусу, способные противостоять оппозиционные объединения. Поэтому не
осуществлялось законодательной регламентации порядка их образования. Все
общественные объединения в значительной мере были огосударствлены,
действовали под руководством КПСС без какой-либо законодательной основы,
руководствуясь лишь своими уставами.
С началом реформирования в 90-х годах прошлого века, когда идея –
создание демократического правового государства, гражданского общества -
начала воплощаться в жизнь, признание принципа многопартийности стало
необходимо и естественно. Одним из первых шагов на этом пути стала отмена
ст.6 Конституции СССР, закреплявшей роль КПСС как ядра политической системы
советского общества. Статьи, гарантировавшие гражданам СССР свободу
научного, технического и художественного творчества только «в соответствии
с целями коммунистического строительства» (ст. 47), а политических прав и
свобод – «в целях укрепления и развития социалистического строя» (ст.50)
были сохранены. Таким образом, единственной официально признаваемой
оставалась идеология марксизма, а без идеологического многообразия не может
быть многообразия политического.
9 октября 1990 г. был принят Закон «Об общественных объединениях»[3].
Верховным Советом РСФСР 18 декабря 1991 г. было принято постановление «О
регистрации общественных объединений в РСФСР и регистрационном сборе». В
нем закреплялось, что законодательство СССР об общественных объединениях (в
том числе о политических партиях, профессиональных союзах) применяется в РФ
постольку, поскольку оно не противоречит ее законодательству и
общепризнанным нормам международного права.
Принятая в 1993 г. Конституция Российской Федерации закрепила принцип
идеологического многообразия как одну из основ конституционного строя
страны, тем самым исключив возможность существования в России
государственной или обязательной идеологии и сделав возможным становление и
развитие политической системы страны. «1. В Российской Федерации
признается идеологическое многообразие.2. Никакая идеология не может
устанавливаться в качестве государственной или обязательной» - ст. 13
Конституции Российской Федерации.
Идеология - это система политических, правовых, религиозных,
философских взглядов на социальную действительность, общество и отношения
людей между собой. Характерная особенность идеологии состоит в том, что она
непосредственно связана с практической деятельностью людей и направлена на
утверждение, изменение либо преобразование существующих в обществе порядков
и отношений.
Идеологическое многообразие понимается как право отдельной личности,
социальных групп, политических партий и общественных объединений:
1) беспрепятственно разрабатывать теории, взгляды, идеи относительно
экономического, политического, правового и иного устройства Российской
Федерации, зарубежных государств и мировой цивилизации в целом;
2) пропагандировать свои взгляды, идеи с помощью средств массовой
информации: прессы, радио, телевидения, а также путем издания
монографических и научно-популярных работ, трудов, статей и т. п.;
3) вести активную деятельность по внедрению идеологии в практическую
сферу: разрабатывать программные документы партии, готовить законопроекты,
иные документы, предусматривающие меры по совершенствованию, переустройству
социального и политического строя Российской Федерации;
4) публично защищать свои идеологические воззрения, вести активную
полемику с иными идеологиями;
5) требовать по суду или через иные органы государства устранения
препятствий, связанных с реализацией права на идеологическое многообразие.
Конституционный принцип, согласно которому никакая идеология не может
устанавливаться в качестве государственной или обязательной, закрепляет
равноправие идеологий в обществе. Ни одна из них не имеет и не может иметь
приоритета перед другими, который бы закреплялся официально государством с
помощью закона или иным способом. Граждане России вправе придерживаться той
или иной идеологии, принимать активные меры по ее реализации в жизнь. Но их
выбор должен быть осознанным, добровольным и самостоятельным. Государство
не может навязывать гражданам какую-либо идеологию, которую они обязаны под
страхом уголовного и иного наказания разделять, изучать и пропагандировать.
Закрепление принципа многообразия делает возможным появления
политического многообразия и многопартийности. Конституция Российской
Федерации устанавливает, что в Российской Федерации признаются политическое
многообразие, многопартийность – п.3 ст. 13.
П.4 ст. 13 гласит: « Общественные объединения равны перед законом».
Равенство общественных объединений перед законом проявляется в
равенстве требований государства к уставам общественных объединений, к
порядку их регистрации и прекращения их деятельности. Так, устав, положение
или иной основополагающий акт общественного объединения должен указывать
цели, задачи, структуру и территорию деятельности общественного
объединения, условия, порядок приема новых членов и выхода, права и
обязанности участников, порядок образования и сроки полномочий руководящих
органов, источники образования средств и иного имущества общественного
объединения и его организаций.
Равенство общественных объединений означает равенство их прав в
общественной и хозяйственной деятельности.
Конституцией предусматривается перечень оснований, при наличии
которых запрещается создание и деятельность общественных объединений:
«запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или
действия которых направлены на насильственное изменение основ
конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв
безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание
социальной, расовой, национальной и религиозной розни».
Подобные основания ограничения свободы ассоциации предусмотрены и в
Международном пакте о гражданских и политических правах (ч. 2 ст. 22),
Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод
(ч. 2 ст. 11).
То есть круг причин, по которым создание и деятельность
общественного объединения не допускается, ограничен на конституционном
уровне и не зависит от прихоти регистрирующих и контролирующих органов.
Подробнее этот вопрос будет рассмотрен далее.
Конституционное право каждого на объединение включает в себя
право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты
общих интересов и достижения общих целей; право вступать в существующие
общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также
право беспрепятственно выходить из общественных объединений. Таковы суть и
содержание права на свободу объединения или, как принято формулировать в
международных документах и зарубежных конституциях, права на свободу
ассоциации с другими.
.
2. Правовое регулирование деятельности общественных
объединений.
Основы правового статуса общественных объединений
устанавливает и гарантирует Конституция Российской Федерации – статьи
13, 30 и ряд других, без которых существование общественных объединений
было бы невозможно (например, ст.ст. 28, 29, 31, 32 Конституции
Российской Федерации).
Важное значение имеют международные документы, такие как
Всеобщая декларация прав человека[4], Пакт о гражданских и политических
правах[5].
[pic] Содержание права граждан на объединение, основные
государственные гарантии этого права, статус общественных объединений,
порядок их создания, деятельности, реорганизации и (или) ликвидации
регулируются ФЗ «Об общественных объединениях»[6], Гражданским кодексом
РФ и другими законами об отдельных видах общественных объединений. [pic]
«Особенности, связанные с созданием, деятельностью,
реорганизацией и (или) ликвидацией отдельных видов общественных
объединений - политических партий, профессиональных союзов,
благотворительных и других видов общественных объединений, - могут
регулироваться специальными законами, принимаемыми в соответствии с
настоящим Федеральным законом. Деятельность указанных общественных
объединений до принятия специальных законов, а также деятельность
общественных объединений, не урегулированная специальными законами,
регулируются ФЗ «Об общественных объединениях» - ст. 4 ФЗ «Об
общественных объединениях»
Данная статья не использует термина «законодательство»,
включающего, наряду с законами, и подзаконные акты нормативного
характера исполнительных органов - правительства, министерств и
ведомств, которые по своему объему и детализации регулирования зачастую
начинают конкурировать с законами, ограничивая использование
предоставленных в нем прав многочисленными оговорками. Не подвергая
сомнению регулирующее значение для деятельности общественных объединений
всех видов нормативных актов, всего объема законодательства, в данной
статье подчеркивается значение именно законов - как федеральных, так и
законов Субъектов Федерации в качестве основных, базовых источников
создания нормативной основы регулирования вопросов, связанных с
реализацией права на объединение.
[pic] На момент принятия Федерального закона «Об общественных
объединениях», его исходные правовые принципы опирались лишь на
Конституцию РФ и Гражданский кодекс. В последующем законодательная база
деятельности общественных объединений значительно расширилась и в
настоящее время включает следующие Федеральные законы: настоящий
Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г.,
Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских
общественных объединениях» от 26 июня 1995 г.[7], Федеральный закон «О
благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11
августа 1995 г.[8], Федеральный закон «О профсоюзах, их правах и
гарантиях деятельности» от 12 января 1996 г.[9], Федеральный закон «О
некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г.[10].
[pic] При этом важно учитывать, как взаимодействуют и как применяются
нормы указанных Федеральных законов в отношении каждого отдельного
общественного объединения: если законы о профсоюзах и молодежных
объединениях полностью попадают в сферу деятельности базового закона об
общественных объединениях, устанавливая особенности регулирования
конкретных видов таких объединений, то законы о некоммерческих и
благотворительных организациях попадают в эту сферу лишь частично.
[pic]Закон о некоммерческих организациях регулирует в основном
гражданско-правовые, имущественные отношения в организациях, не
преследующих целей извлечения прибыли, и в этой части его положения
выступают по отношению к соответствующим положениям настоящего
Федерального закона как нормы общего характера, поскольку все
общественные объединения, согласно определению, данному в ст. 5
настоящего закона, являются некоммерческими образованиями.
Однако, общественные объединения, по сравнению с иными некоммерческими
организациями, обладают значительной спецификой, действуя, в основном, в
сфере публичного права, обеспечивая реализацию конституционного права на
объединение, относящегося к политическим правам и не всегда требующего
наличие имущества для его осуществления. Кроме того, и организационные
формы реализации политического права не могут полностью совпадать с
формами приобретения, отчуждения и управления имуществом,
предусмотренными для некоммерческих организаций - юридических лиц, тем
более, что важнейшая особенность общественного объединения - возможность
легального существования без прав юридического лица. Таким образом,
сфера деятельности указанных законов пересекается лишь в определенной
части, и там, где это происходит, закон «Об общественных объединениях»
предусматривает специфику применения законодательства о некоммерческих
организациях к сфере своего регулирования.
[pic] Что касается Федерального закона «О благотворительной
деятельности и благотворительных организациях», он, напротив, в
определенной части выступает по отношению к закону «Об общественных
объединениях», как специальный или частный закон, поскольку конкретные
общественные объединения могут одновременно являться благотворительными,
но не любые, а лишь те из них, которые в своих уставах закрепляют
исключительно благотворительные цели, и, кроме того, придерживаются в
своей деятельности правил и ограничений, установленных в законе для
таких организаций и претендуют на получение льгот, связанных со статусом
благотворительной организации (в частности, статьи 3, 10, 12, 16, 18
Федерального закона «О благотворительности и благотворительных
организациях»).
[pic] Кроме того, субъекты РФ в соответствии с Конституцией РФ
принимают свои законы и иные нормативные акты о деятельности
общественных объединений. Такие акты действуют, например, в республике
Башкортостан - Закон об общественных объединениях[11], в Москве - Закон
г. Москвы о благотворительности[12], в Санкт-Петербурге - Закон о
льготах участникам благотворительной деятельности и другие.
[pic] Рассматривая соотношение норм федеральных законов,
регулирующих деятельность общественных объединений, и соответствующих
законов субъектов РФ, важно отметить следующий факт: в соответствии с п.
«в» ст. 71 Конституцией РФ, в ведении РФ находятся «регулирование и
защита прав и свобод человека и гражданина», а в совместном ведении РФ и
ее субъектов, в аналогичной области, согласно п. «б» ст. 72 Конституции
РФ, находится лишь «защита прав и свобод человека и гражданина». Таким
образом, регулирование реализации важнейших конституционных прав и
свобод, к числу которых относится и право граждан на объединение,
Страницы: 1, 2, 3, 4
|