МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Конституционно-правовой статус общественных объединений

    Конституционно-правовой статус общественных объединений

    Конституционное право.

    Тема: Конституционно - правовой статус общественных объединений.

    План.

    1. Содержание и гарантии права на объединение. Политическое многообразие,

    многопартийность.

    2. Законодательство об общественных объединениях.

    3. Понятие, организационно-правовые формы и виды общественных

    объединений.

    4. Порядок создания, реорганизации и ликвидации общественных

    объединений.

    5. Права, обязанности и ответственность общественных объединений.

    1. Содержание и гарантии права на объединение. Политическое многообразие и

    многопартийность.

    Согласно Международному пакту о гражданских и политических правах[1]

    каждый человек имеет право на свободу ассоциаций с другими, включая право

    создавать профсоюзы и вступать в них для защиты своих интересов (ч.1

    ст.22). По Всеобщей декларации прав человека, никто не может быть принужден

    вступать в какую-либо ассоциацию (ч. 2 ст. 20).[2]

    Свобода деятельности общественных объединений, ее гарантирование, как и

    ограничение, также осуществляются согласно принципам и нормам

    международного права.

    В ч. 2 ст. 22 Международного пакта о гражданских и политических правах

    говорится, что пользование правом на свободу ассоциации не подлежит никаким

    ограничениям, кроме тех, которые предусматриваются законом и которые

    необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или

    общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и

    нравственности населения, для защиты прав и свобод других лиц. Возможно

    лишь введение законных ограничений пользования этим правом для лиц,

    входящих в состав вооруженных сил и полиции.

    Конституция Российской Федерации, основываясь на нормах международного

    права, гласит: «Каждый имеет право на объединение, включая право создавать

    профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности

    общественных объединений гарантируется. Никто не может быть принужден к

    вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем» (ст.30).

    Право на объединение закреплялось в Основном законе страны и ранее,

    Конституция СССР 1977 г. определяла роль общественных организаций как

    важной составной части политической системы. Но существовала ли в Советском

    Союзе, где правила Коммунистическая партия, политическая система? Нет, не

    существовала. Идея политической системы в течение двадцати лет была не

    востребованной в советской государственно-правовой науке. Её использование

    было здесь ограниченным: или как аналога политической организации или в

    качестве пропагандистского клише, когда речь шла о «политической системе

    развитого социализма», как это и делалось в Конституции СССР 1977 г. В

    преамбуле устанавливалось, что в СССР сложилось «идейное единство

    советского общества». А в соответствии со ст. 6 руководящей и направляющей

    силой советского общества, ядром его политической системы, государственных

    и общественных организаций является КПСС, существующая для народа и

    служащая народу. В стране с одной правящей партией не нужны были равные ей

    по статусу, способные противостоять оппозиционные объединения. Поэтому не

    осуществлялось законодательной регламентации порядка их образования. Все

    общественные объединения в значительной мере были огосударствлены,

    действовали под руководством КПСС без какой-либо законодательной основы,

    руководствуясь лишь своими уставами.

    С началом реформирования в 90-х годах прошлого века, когда идея –

    создание демократического правового государства, гражданского общества -

    начала воплощаться в жизнь, признание принципа многопартийности стало

    необходимо и естественно. Одним из первых шагов на этом пути стала отмена

    ст.6 Конституции СССР, закреплявшей роль КПСС как ядра политической системы

    советского общества. Статьи, гарантировавшие гражданам СССР свободу

    научного, технического и художественного творчества только «в соответствии

    с целями коммунистического строительства» (ст. 47), а политических прав и

    свобод – «в целях укрепления и развития социалистического строя» (ст.50)

    были сохранены. Таким образом, единственной официально признаваемой

    оставалась идеология марксизма, а без идеологического многообразия не может

    быть многообразия политического.

    9 октября 1990 г. был принят Закон «Об общественных объединениях»[3].

    Верховным Советом РСФСР 18 декабря 1991 г. было принято постановление «О

    регистрации общественных объединений в РСФСР и регистрационном сборе». В

    нем закреплялось, что законодательство СССР об общественных объединениях (в

    том числе о политических партиях, профессиональных союзах) применяется в РФ

    постольку, поскольку оно не противоречит ее законодательству и

    общепризнанным нормам международного права.

    Принятая в 1993 г. Конституция Российской Федерации закрепила принцип

    идеологического многообразия как одну из основ конституционного строя

    страны, тем самым исключив возможность существования в России

    государственной или обязательной идеологии и сделав возможным становление и

    развитие политической системы страны. «1. В Российской Федерации

    признается идеологическое многообразие.2. Никакая идеология не может

    устанавливаться в качестве государственной или обязательной» - ст. 13

    Конституции Российской Федерации.

    Идеология - это система политических, правовых, религиозных,

    философских взглядов на социальную действительность, общество и отношения

    людей между собой. Характерная особенность идеологии состоит в том, что она

    непосредственно связана с практической деятельностью людей и направлена на

    утверждение, изменение либо преобразование существующих в обществе порядков

    и отношений.

    Идеологическое многообразие понимается как право отдельной личности,

    социальных групп, политических партий и общественных объединений:

    1) беспрепятственно разрабатывать теории, взгляды, идеи относительно

    экономического, политического, правового и иного устройства Российской

    Федерации, зарубежных государств и мировой цивилизации в целом;

    2) пропагандировать свои взгляды, идеи с помощью средств массовой

    информации: прессы, радио, телевидения, а также путем издания

    монографических и научно-популярных работ, трудов, статей и т. п.;

    3) вести активную деятельность по внедрению идеологии в практическую

    сферу: разрабатывать программные документы партии, готовить законопроекты,

    иные документы, предусматривающие меры по совершенствованию, переустройству

    социального и политического строя Российской Федерации;

    4) публично защищать свои идеологические воззрения, вести активную

    полемику с иными идеологиями;

    5) требовать по суду или через иные органы государства устранения

    препятствий, связанных с реализацией права на идеологическое многообразие.

    Конституционный принцип, согласно которому никакая идеология не может

    устанавливаться в качестве государственной или обязательной, закрепляет

    равноправие идеологий в обществе. Ни одна из них не имеет и не может иметь

    приоритета перед другими, который бы закреплялся официально государством с

    помощью закона или иным способом. Граждане России вправе придерживаться той

    или иной идеологии, принимать активные меры по ее реализации в жизнь. Но их

    выбор должен быть осознанным, добровольным и самостоятельным. Государство

    не может навязывать гражданам какую-либо идеологию, которую они обязаны под

    страхом уголовного и иного наказания разделять, изучать и пропагандировать.

    Закрепление принципа многообразия делает возможным появления

    политического многообразия и многопартийности. Конституция Российской

    Федерации устанавливает, что в Российской Федерации признаются политическое

    многообразие, многопартийность – п.3 ст. 13.

    П.4 ст. 13 гласит: « Общественные объединения равны перед законом».

    Равенство общественных объединений перед законом проявляется в

    равенстве требований государства к уставам общественных объединений, к

    порядку их регистрации и прекращения их деятельности. Так, устав, положение

    или иной основополагающий акт общественного объединения должен указывать

    цели, задачи, структуру и территорию деятельности общественного

    объединения, условия, порядок приема новых членов и выхода, права и

    обязанности участников, порядок образования и сроки полномочий руководящих

    органов, источники образования средств и иного имущества общественного

    объединения и его организаций.

    Равенство общественных объединений означает равенство их прав в

    общественной и хозяйственной деятельности.

    Конституцией предусматривается перечень оснований, при наличии

    которых запрещается создание и деятельность общественных объединений:

    «запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или

    действия которых направлены на насильственное изменение основ

    конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв

    безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание

    социальной, расовой, национальной и религиозной розни».

    Подобные основания ограничения свободы ассоциации предусмотрены и в

    Международном пакте о гражданских и политических правах (ч. 2 ст. 22),

    Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод

    (ч. 2 ст. 11).

    То есть круг причин, по которым создание и деятельность

    общественного объединения не допускается, ограничен на конституционном

    уровне и не зависит от прихоти регистрирующих и контролирующих органов.

    Подробнее этот вопрос будет рассмотрен далее.

    Конституционное право каждого на объединение включает в себя

    право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты

    общих интересов и достижения общих целей; право вступать в существующие

    общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также

    право беспрепятственно выходить из общественных объединений. Таковы суть и

    содержание права на свободу объединения или, как принято формулировать в

    международных документах и зарубежных конституциях, права на свободу

    ассоциации с другими.

    .

    2. Правовое регулирование деятельности общественных

    объединений.

    Основы правового статуса общественных объединений

    устанавливает и гарантирует Конституция Российской Федерации – статьи

    13, 30 и ряд других, без которых существование общественных объединений

    было бы невозможно (например, ст.ст. 28, 29, 31, 32 Конституции

    Российской Федерации).

    Важное значение имеют международные документы, такие как

    Всеобщая декларация прав человека[4], Пакт о гражданских и политических

    правах[5].

    [pic] Содержание права граждан на объединение, основные

    государственные гарантии этого права, статус общественных объединений,

    порядок их создания, деятельности, реорганизации и (или) ликвидации

    регулируются ФЗ «Об общественных объединениях»[6], Гражданским кодексом

    РФ и другими законами об отдельных видах общественных объединений. [pic]

    «Особенности, связанные с созданием, деятельностью,

    реорганизацией и (или) ликвидацией отдельных видов общественных

    объединений - политических партий, профессиональных союзов,

    благотворительных и других видов общественных объединений, - могут

    регулироваться специальными законами, принимаемыми в соответствии с

    настоящим Федеральным законом. Деятельность указанных общественных

    объединений до принятия специальных законов, а также деятельность

    общественных объединений, не урегулированная специальными законами,

    регулируются ФЗ «Об общественных объединениях» - ст. 4 ФЗ «Об

    общественных объединениях»

    Данная статья не использует термина «законодательство»,

    включающего, наряду с законами, и подзаконные акты нормативного

    характера исполнительных органов - правительства, министерств и

    ведомств, которые по своему объему и детализации регулирования зачастую

    начинают конкурировать с законами, ограничивая использование

    предоставленных в нем прав многочисленными оговорками. Не подвергая

    сомнению регулирующее значение для деятельности общественных объединений

    всех видов нормативных актов, всего объема законодательства, в данной

    статье подчеркивается значение именно законов - как федеральных, так и

    законов Субъектов Федерации в качестве основных, базовых источников

    создания нормативной основы регулирования вопросов, связанных с

    реализацией права на объединение.

    [pic] На момент принятия Федерального закона «Об общественных

    объединениях», его исходные правовые принципы опирались лишь на

    Конституцию РФ и Гражданский кодекс. В последующем законодательная база

    деятельности общественных объединений значительно расширилась и в

    настоящее время включает следующие Федеральные законы: настоящий

    Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г.,

    Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских

    общественных объединениях» от 26 июня 1995 г.[7], Федеральный закон «О

    благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11

    августа 1995 г.[8], Федеральный закон «О профсоюзах, их правах и

    гарантиях деятельности» от 12 января 1996 г.[9], Федеральный закон «О

    некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г.[10].

    [pic] При этом важно учитывать, как взаимодействуют и как применяются

    нормы указанных Федеральных законов в отношении каждого отдельного

    общественного объединения: если законы о профсоюзах и молодежных

    объединениях полностью попадают в сферу деятельности базового закона об

    общественных объединениях, устанавливая особенности регулирования

    конкретных видов таких объединений, то законы о некоммерческих и

    благотворительных организациях попадают в эту сферу лишь частично.

    [pic]Закон о некоммерческих организациях регулирует в основном

    гражданско-правовые, имущественные отношения в организациях, не

    преследующих целей извлечения прибыли, и в этой части его положения

    выступают по отношению к соответствующим положениям настоящего

    Федерального закона как нормы общего характера, поскольку все

    общественные объединения, согласно определению, данному в ст. 5

    настоящего закона, являются некоммерческими образованиями.

    Однако, общественные объединения, по сравнению с иными некоммерческими

    организациями, обладают значительной спецификой, действуя, в основном, в

    сфере публичного права, обеспечивая реализацию конституционного права на

    объединение, относящегося к политическим правам и не всегда требующего

    наличие имущества для его осуществления. Кроме того, и организационные

    формы реализации политического права не могут полностью совпадать с

    формами приобретения, отчуждения и управления имуществом,

    предусмотренными для некоммерческих организаций - юридических лиц, тем

    более, что важнейшая особенность общественного объединения - возможность

    легального существования без прав юридического лица. Таким образом,

    сфера деятельности указанных законов пересекается лишь в определенной

    части, и там, где это происходит, закон «Об общественных объединениях»

    предусматривает специфику применения законодательства о некоммерческих

    организациях к сфере своего регулирования.

    [pic] Что касается Федерального закона «О благотворительной

    деятельности и благотворительных организациях», он, напротив, в

    определенной части выступает по отношению к закону «Об общественных

    объединениях», как специальный или частный закон, поскольку конкретные

    общественные объединения могут одновременно являться благотворительными,

    но не любые, а лишь те из них, которые в своих уставах закрепляют

    исключительно благотворительные цели, и, кроме того, придерживаются в

    своей деятельности правил и ограничений, установленных в законе для

    таких организаций и претендуют на получение льгот, связанных со статусом

    благотворительной организации (в частности, статьи 3, 10, 12, 16, 18

    Федерального закона «О благотворительности и благотворительных

    организациях»).

    [pic] Кроме того, субъекты РФ в соответствии с Конституцией РФ

    принимают свои законы и иные нормативные акты о деятельности

    общественных объединений. Такие акты действуют, например, в республике

    Башкортостан - Закон об общественных объединениях[11], в Москве - Закон

    г. Москвы о благотворительности[12], в Санкт-Петербурге - Закон о

    льготах участникам благотворительной деятельности и другие.

    [pic] Рассматривая соотношение норм федеральных законов,

    регулирующих деятельность общественных объединений, и соответствующих

    законов субъектов РФ, важно отметить следующий факт: в соответствии с п.

    «в» ст. 71 Конституцией РФ, в ведении РФ находятся «регулирование и

    защита прав и свобод человека и гражданина», а в совместном ведении РФ и

    ее субъектов, в аналогичной области, согласно п. «б» ст. 72 Конституции

    РФ, находится лишь «защита прав и свобод человека и гражданина». Таким

    образом, регулирование реализации важнейших конституционных прав и

    свобод, к числу которых относится и право граждан на объединение,

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.