Избирательное право и избирательные системы. Курсовая работа.
вписывать в сциски новых кандидатов (Бельгия);
2) прием соединения списков (блокирование) - партии блока выступают на
выборах с общими списками кандидатов, а после того, как общий список
получил какое-то количество мандатов, распределяют это количество между
собой;
3) заградительный пункт (заградительный барьер) - это установленный в
законе минимальный процент голосов избирателей, который необходимо
получить партии в целом по стране, чтобы иметь доступ к депутатским
мандатам. Используется для создания в парламенте крупных партийных
фракций, и избежания засилья в нем мелких группировок. Заградительный
пункт неодинаков в разных странах: 1% - в Израиле, 2% - в Дании, 2,5% - в
Шри-Ланке, 3% - в Аргентине, 4% - в Болгарии, Венгрии, Швеции, Италии, 5%
- в Словакии, 8% - в Египте, 10% - в Турции.
Разновидностью пропорциональной системы является система единственного
передаваемого (переходящего) голоса - избиратель имеет лишь один голос, но
этот голос он может использовать не для голосования за партийный список, а
только для преференциального (предпочтительного) голосования за одну из
кандидатур любого партийного списка кандидатов.
зо
Пропорциональная система представительства может применяться наряду или
совместно с мажоритарными системами (ФРГ). Пропорциональная система, если
она не искажена различного рода дополнениями и поправками, дает
относительно верное отражение в представительном органе действительного
соотношения политических сил.
2.4. Референдум в зарубежных странах
Термин \"референдум\" происходит от латинского \"referendum\" - \"то, что
должно быть сообщено\".
Референдум представляет собой институт непосредственной (прямой)
демократии, процедура которого весьма близка к процедуре выборов.
Основное отличие состоит в объекте волеизъявления избирателей:
• при выборах - это кандидат в депутаты или на какую-либо другую должность
(президент, вице-президент, губернатор штата, мэр и т.д.);
• при референдуме - это определенный вопрос (закон, законопроект,
конституция, поправка к конституции, какая-либо проблема, касающаяся
международного статуса соответствующей страны, внутриполитическая
проблема. При референдуме избирательные округа не нужны).
Референдум - это голосование избирателей, посредством которого принимается
решение государственного или самоуправленческого характера, имеющее
общегосударственное или местное значение.
В точном смысле слова референдум представляет собой обращение к
избирательному корпусу для окончательного решения какого-либо (большей
частью законодательного или конституционного) вопроса.
Это обращение может исходить как от парламента, так и от главы государства
в случае решения общенациональных вопросов или от местных властей к
местному избирательному корпусу для решения местных вопросов.
Своеобразной разновидностью референдума является плебисцит, но это
голосование населения по наиболее важным для страны вопросам: по
территориальным, международным проблемам.
Референдумы по разному используются в зарубежных странах. Например, в США,
Нидерландах референдум никогда не проводился на федеральном уровне, но в
Швейцарии он используется очень часто (более 400 раз на федеральном
уровне). Не используется референдум в странах мусульманского
фундаментализма.
Вопрос, выносимый на референдум, называется формулой референдума . Как
правило, в законодательстве устанавливаются пределы допустимого
использования института референдума. На референдум не выносятся вопросы:
• чрезвычайного или безотлагательного характера;
• требующие специальных знаний;
• ответ на которые известен заранее (о снижении налогов, повышении
i заработной платы и т.д.; \\
• бюджета;
• амнистии;
• кадровые вопросы;
• о мерах по обеспечению общественного порядка, здоровья и безопасности
населения.
Референдум не может проводиться в условиях в условиях чрезвычайного,
военного, осадного положения, не может проводиться дважды по одному и тому
же вопросу в течение определенного времени (в Италии в течение 3 лет).
Виды референдума:
• общенациональный и местный;
• обязательный и факультативный;
• конституционный и обыкновенный;
• допарламентский, послепарламентский, внепарламентский;
• утверждающий и отменяющий;
• решающий и консультативный.
32
§3. Международные избирательные стандарты как гарантия защиты прав граждан
и независимости демократического государства
К концу XX и началу XXI веков мировое сообщество выработало комплекс
международно-правовых норм в области прав и свобод человека -международные
стандарты, и среди них - стандарты в области прав человека, касающихся
проведения свободных, справедливых, подлинных и периодических выборов
(международные избирательные стандарты).
Международные избирательные стандарты - это обязательства государств не
только предоставлять лицам, находящимся под их юрисдикцией, права и
свободы на участие в проведении свободных справедливых подлинных и
периодических выборов, но и не посягать на
такие права и свободы и принимать соответствующие меры по их
(
реализации. \\
Существуют и региональные избирательные стандарты, действующие в группе
стран, например, в рамках Совета Европы. Эти избирательные стандарты более
конкретны, содержат ряд требований к проведению различных этапов
избирательного процесса.
Вместе с тем в настоящее время с учетом глобальных политических изменений,
произошедших в Европе, и опыта проведения демократических выборов,
накопленного в различных странах мира, актуальной становится задача
кодификации международных избирательных стандартов путем приведения в
единую систему действующих норм в более точной их формулировке, отражения
в договорной форме международных обычаев, а также выработки новых норм.
Российской Федерации, в короткий период создавшей соответствующее
международным избирательным стандартам избирательное
законодательство, динамично его развивающей и реализующей на практике,
целесообразно выступить с инициативной такой кодификации прежде всего в
рамках Совета Европы.
33
Конвенция Совета Европы в этой области должна быть открытой не только для
государств-членов, но и для других государств, стремящихся к развитию
международного сотрудничества в области прав человека и основных свобод и
готовых взять на себя обязательства по реализации прав своих граждан на
участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через
своих представителей, избираемых в результате свободных справедливых и
подлинных выборов, проводимых периодически на основе всеобщего равного
избирательного права при тайном голосовании.
Назрела необходимость дать в этой конвенции развернутые определения
принципов избирательного права, признанных мировым сообществом и
получивших законодательное оформление в различных государствах.
Всеобщее избирательное право должно предусматривать право каждого
взрослого гражданина участвовать в голосовании, иных избирательных
действиях и быть избранным независимо от пола, расы, цвета кожи, языка,
религии, политических или иных убеждений, национального или социального
происхождения, принадлежности к национальному меньшинству, имущественного
положения, рождения или и иного обстоятельства.
Давая определение принципу равного избирательного права, важно учесть не
только то, что голос каждого гражданина имеет такой же вес, как и голоса
других граждан, но и обеспечить действенную, беспристрастную и равную
процедуру регистрации избирателей и право на равный и реальный доступ к
ящику для голосования, с тем, чтобы осуществить свое право на голосование.
Механизм тайного голосования на выборах должен гарантировать, что
голосование является абсолютной привилегией избирателя и никто не может
принудить его объявить, как он голосовал или как намерен голосовать.
Исходя из многолетнего опыта проведения демократических выборов в
различных странах и с учетом норм ряда международно- правовых документов,
в конвенции следует обозначить ряд мер, которые хоть и
34
ограничивают права граждан, но не считаются дискриминационными (например,
имевшаяся судимость за тяжкие и особо тяжкие преступления). Должно быть
указано, что ограничения могут устанавливаться только законом и
обоснованно применяться в интересах национальной безопасности, поддержания
общественного порядка, защиты морали, прав и свобод граждан и при этом
должны соответствовать международно-правовым обязательствам государства.
В конвенции можно было бы перечислить принципы деятельности политических
партий и средств массовой информации в избирательных кампаниях, установить
ряд требований к подготовке выборов, в частности, к формированию и
функционированию избирательных органов, критерии финансирования
избирательных кампаний кандидатов, политических партий и контроля за таким
финансированием, обеспечения свободного и независимого наблюдения за
подготовкой и проведением выборов, в том числе со стороны международных
наблюдателей.
Значение международно-правовой кодификации избирательных стандартов трудно
переоценить. Такой подход способствовал бы распространению действия
принципов выборной демократии, гарантий избирательных прав и свобод
правового государства на весь европейский континент, а значит, укреплению
стабильности в Европе. Вместе с тем закрепление стандартов на столь
высоком уровне обеспечило бы и защиту от необоснованного вмешательства во
внутренние дела государства в решении вопросов, оставленных
международно-правовым актом на усмотрение государства, гарантию от
произвольного моделирования таких стандартов применительно к сиюминутным
геополитическим интересам.
35
Заключение
Сравнительное изучение избирательных стандартов, таким образом, позволяет
получить емкое представление о различных его институтах, существующих в
мире. Такой подход к изучению, кроме того, демонстрирует сближение или
отдаление друг от друга соответствующих институтов, включая и институты
избирательного права. Одной из целей сравнительного анализа, как уже
говорилось, является улучшение национального законодательства. Выявленные
особенности могут учитываться при разработке этого законодательства; в
перспективе возможна унификация в отдельных областях права. Унификация
порождается в результате многосторонней интеграции, повседневных
политических, экономических, культурных и
\\
других связей. Что же касается конкретных отраслей права, то унификация в
них имеет уже довольно значительную историю; например, в позапрошлом веке
скандинавские страны унифицировали законодательство о чеках,
законодательство в области морского права, в начале XX в. — в сфере
бракосочетания, разводов и т. д.
С образованием в 1957 г. Европейского экономического сообщества, в 1992 г.
преобразованного в Европейское сообщество, сближение законодательства в
областях, в которых проводится интеграция, получило значительный толчок. В
п. «h» ст. 3 Договора об учреждении Европейского сообщества говорится о
первоочередной цели Сообщества — «сближении законодательства
государств-членов в мере, необходимой для функционирования общего рынка».
Если сравнение указывает на схожесть действующих в различных государствах
норм, на их повторяемость и имеет одни и те же цели реализации этих норм,
включая и нормы избирательного права, то на этой основе возникает
потребность унификации и кодификации. В избирательном праве также можно
указать на несколько примеров такого подхода. Так, в Хартии Европейского
Союза об основных правах 2000 г., имеющей политическое значение и
представляющей программу интеграции в рамках
36
этого Союза, прописаны некоторые избирательные права граждан этого
международного объединения: избирательное право и право быть избранным в
Европейский парламент (ст. 39), избирательное право и право быть избранным
на муниципальных выборах (ст. 40). Еще одним примером унификации является
Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и
свобод в государствах — участниках Содружества Независимых Государств.
Очевидно также, что при сравнительном подходе к изучению избирательных
стандарт возникает потребность в большей четкости и строгости при анализе
и описании существующих и существовавших реалий. Чем большее число стран с
различными правовыми системами будет привлечено к рассмотрению, necm
большая потребуется скрупулезность, систематичность при их анализе и
сопоставлении. Одновременно, очевидно, будут получены и выводы,
отличающиеся большей степенью обобщения.
Вместе с тем, что уже не раз отмечалось, нормы существуют для
регулирования соответствующих общественных отношений. В силу этого наука
избирательного права не ограничивается исследованием лишь правовых норм
(и, соответственно, институтов). В рамках этой науки рассматриваются также
регулируемые указанными нормами общественные отношения. Собственно говоря,
особенности отдельных групп общественных отношений оказывают существенное
влияние на характер регулирующих правовых норм. Предметом регулирования
конституционно-правовых (государственно-правовых) норм являются, как
известно, главным образом политические отношения. Поскольку для
избирательного права как подотрасли права характерно обращение в первую
очередь к конституционно-правовым (государственно-правовым) нормам (хотя
не остаются в стороне финансово-правовые, административно-правовые и иные
нормы), то и регулирование политических отношений находится в центре
внимания избирательного права (но этим не ограничивается).
Мировой опыт не может быть применен непосредственно, без всякой
37
адаптации к практике формирования и применения норм избирательного права в
России. Однако выводы и обобщения этой науки дают возможность судить об
основных направлениях эволюции данной подотрасли в мире, что позволяет
лучше разобраться в развитии российского избирательного права, оценить
применимость иностранного опыта к российским реалиям. Ввиду этого
неудивительно, что при разработке законопроектов, в том числе и проектов
поправок к действующим законам, как правило, изучают иностранный опыт.
Следует отметить, что в отдельных случаях, разбирая некоторые дела, и
Конституционный Суд РФ обращается к иностранному опыту. В этом заключается
практическая важность изучения сравнительного избирательного права.
Литература:
1. Ардан Ф. Франция: государственная система.-М, 1994.
2. Басу Д.Д. Основы конституционного права.-М, 1986.
3. Всеобщая декларация прав человека.- 1948.
4. Гарнер Д. Великобритания: центральное и местное управление.-М., 1984.
5. Государственное право Германии: в 2-х томах.-М., 1994.
6. Егоров С.А. Конституционализм в США: политико-правовые аспекты.-М.,
1993.
7. Инако Ц. Современное право Японии.-М., 1981.
8. Иностранное конституционное право. Сборник статей.-М., 1998.
9. Иностранное конституционное право/Под, ред. В.В. Маклакова.-М., 1996.
10.КНР. Законодательные акты. Вып. 2. М. 1989.
11.Ковлер А.И. Избирательные технологии: российский и зарубежный опыт.-М.,
1995.
12.Конституции государств Американского континента / Под. Ред Г.С.
Гурвича. Т. 2.-М., 1959.
13. Конституции государств Европейского Союза.: Австрии, Бельгии,
Великобритании, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Португалии, Финляндии,
Франции, Швеции М.: Норма, 1997.
14.Конституции государств Европейского Союза.-М., 1997.
15.Конституции государств Центральной и Восточной Европы.: Албании,
Болгарии, Венгрии, Латвии, Литвы, Польши, Румынии, Словакии, Словении,
Хорватии, Чехии, Эстонии.-М., 1997.
16.Конституции зарубежных государств. Учебное пособие. 2-е издание.-М,
1998.
17.Конституции зарубежных государств.: США, Великобритании, Франции,
Германии, Италии, Испании, Греции, Японии, Канады.-М, 1999.
18.Конституции социалистических государств. Сборник в 2-х тт.-М., 1987.
^.Конституционное (государственное) право зарубежных стран, (отв. Редактор
Б.А. Страшун., в 4-х томах, выпускается с 1996 г., том 1 и 2
39
выпускаются издательством БЕК в одной книге. Том 3 выпускается
издательством БЕК с 1997 г. ежегодно. Том 4 планируется к выпуску в 2000
г.
20.Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник ТТ.
1-2. Под ред. Б.А. Страшуна.-М., 1998.
21.Конституционное (государственное) право. Справочник / под редакцией
Лафитского.-М., 1995.
22.Конституционное право / Под редакцией А.Е. Козлова.-М., 1999.
23.Конституционное право зарубежных стран. Учебник/Под ред. М.В. Баглая.
М. 200(Х
24.Конституционное право развивающихся стран: основы организации
государства / Онан Э.С., Троицкий С.В., Штанина М.А. др.-М., 1992.
25.Конституция Китайской Народной Республики 1982 г., // Конституция и
законодательные акты.-М., 1984.
26.Конституция США: история и современность.-М., 1988.
27.Международный пакт о гражданских и политических правах. 1966.
2 8. Между народный пакт об экономических, социальных и культурных
правах.- 1966.
29.Мишин А.А. Конституционное право зарубежных стран.-М., 1999.
30.Современные зарубежные конституции.-М., 1992.
31.США. Конституция и законодательные акты.-М., 1993.
32.Топорнин Б.Н. Европейские сообщества: право и институты (динамика
развития).-М., 1992.
33.Французская Республика. Конституция и законодательные акты.-М., 1989.
34.ФРГ. Конституция и законодательные акты.-М., 1991. ЗЗ.Чиркин В.Е.
Конституционное право зарубежных стран.-М., 1999. Зб.Чиркин В.Е.
Конституционное право зарубежных стран.-М., 1999. ЗУ.Чиркин В.Е.
Конституционное право: Россия и зарубежный опыт.-М., 1998.
40
Страницы: 1, 2, 3, 4
|