Избирательное право и избирательные системы. Курсовая работа.
в эти последние.
20
§2. Избирательное право и избирательные системы зарубежных стран
2.1. Избирательное право зарубежных стран
Одним из элементов демократии являются выборы в различного рода
центральные и местные представительные учреждения. Эти учреждения
создаются правоспособными гражданами посредством голосования за
кандидатов, выдвигаемых в соответствии с установленными законом правилами.
В зарубежных странах существуют и иные органы, которые также избираются
либо населением страны, либо населением субъектов федерации или
административно-территориальных единиц. Во всех этих случаях проводятся
всеобщие, федеральные, местные и т.д. выборы, представляющие собой
массовые политические кампании.
Выборы - это процедура формирования государственного органа или наделения
полномочиями должностного лица, осуществляемая посредством голосования
управомоченных лиц.
Сущность выборов - это определение партий и должностных лиц, которые в
течение определенного срока будут управлять государством, государственным
образованием или административно-государственной единицей. Это средство
реализации народного суверенитета, способ выражения общественного мнения,
форма непосредственной демократии.
Характерные черты выборов:
• выборы легитимируют власть;
• выборы служат барометром политической жизни;
• выборы - средство селекции политических руководителей.
Всеобщая декларация прав человека и гражданина (1948 г.) устанавливает
важнейшее право человека и гражданина выражать свою волю посредством
выборов (ч. 3 ст. 21): \"Воля народа должна быть основой власти
правительства: эта воля должна находить себе выражение в периодических и
нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и
равном избирательном праве, путем тайного голосования или же
21
посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу
голосования\".
Ключевой категорией для выборов, референдума является понятие
\"избирательного права\".
Избирательное право понимается в двух значениях.
1. Объективное избирательное право - система конституционно-правовых норм,
регулирующих общественные отношения, связанные с выборами органов
государства и местного самоуправления.
2. Субъективное избирательное право - гарантированная государством
возможность гражданина участвовать в выборах в органы государственной
власти и местного самоуправления (активное и пассивное избирательное
право).
Принципы избирательного права:
1) Всеобщность (избирательные права признаются за всеми взрослыми и
психически здоровыми гражданами)
Тем не менее всеобщее избирательное право ограничено рядом цензов
(требований, к потенциальному избирателю).
Общие требования (регламентируют активное избирательное право -право
избирать):
• возрастной ценз -установленное законом требование, согласно которому
право участвовать в выборах предоставляется лишь по достижении
определенного возраста. (Как правило - 18 лет; в Бразилии, Иране, на Кубе,
в Никарагуа - с 16 лет; в Марокко - с 20 лет, в Латвии - с 21 года);
• ценз оседлости - требование, согласно которому избирательное право
предоставляется только тем гражданам, которые проживают в той или иной
местности в течение определенного времени (США - 1 мес., ФРГ - 3 мес., во
Франции и Бельгии - 6 мес., в Канаде и Финляндии - год, а в Норвегии - не
менее 10 лет);
• ценз пола - долгие годы избирательное право зарубежных стран было чисто
\"мужским\". В большинстве стран этот ценз пал лишь после второй
22
мировой войны (США - в 1920 г., Англия - в 1928, Франция - в 1944, Италия
-в 1945, Греция - в 1956, Швейцария - в 1971);
• имущественный ценз - в неприкрытой, откровенной форме встречается крайне
редко, однако отсутствие прямых имущественных ограничений \"компенсируется\"
другими цензами, которые играют ту же роль;
• профессиональный ценз - лишение избирательных прав военнослужащих
(обычно рядовые и младший командный состав) и представителей некоторых
других профессий;
• \"Моральный ценз\" - В Италии предусматривается возможность лишения права
на голосование \"в случае совершения недостойных поступков\", некоторые
штаты США требуют, чтобы избиратель имел \"хороший характер\";
• расовый ценз - лишение избирательных прав \"цветных\" и иных национальных
меньшинств, (в ЮАР до 1994 г. - африканцы).
Дополнительные требования (относятся к пассивному избирательному праву -
праву быть избранными):
• более высокий возрастной ценз (23-25 лет - в нижнюю палату и 30-40 -в
верхнюю);
• значительно чаще применяется ценз оседлости и он носит обычно более
жесткий характер (для кандидата в Президенты США - 14 лет);
• неизбираемость - невозможность для определенных должностных лиц
выдвигать свои кандидатуры на выборах, пока они не ушли в отставку с
занимаемого поста (иногда заблаговременно - за 6 мес., за год);
• несовместимость - запрещается одновременно занимать выборную и иную
другую государственную должность;
• образовательный ценз - умение читать и писать на государственном языке,
владеть государственным языком (в Турции кандидат на должность Президента
должен иметь высшее образование);
• избирательный залог - пассивным избирательным правом может в полной мере
обладать лишь тот кандидат, кто внес залог (например, каждый
23
депутат в нижнюю палату из собственных средств должен внести: во Франции -
1000 франков, в Канаде - 200 канадских долларов, в Великобритании - 500
фунтов стерлингов и т.д.);
• кандидаты должны исповедовать определенную религию.
2) Свободное участие в выборах (избиратель сам решает, участвовать ли ему
в избирательном процессе и если да, то в какой мере. Неучастие избирателей
в выборах называется абсентеизмом и оно может быть как аполитичным -
болезнь, отъезд, отсутствие интереса; так и политическим -своеобразная
демонстрация против неугодных кандидатов). В некоторых странах
предусмотрен обязательный вотум (юридическая обязанность избирателей
принять участие в голосовании - Австрия, Бельгия, Болгария, Бразилия,
Греция, Дания, Италия, Нидерланды, Турция и т.д.).
3) Равное избирательное право - это установленные законом равные для
каждого избирателя возможности влиять на результат выборов и одинаковые
возможности быть избранным в соответствии с условиями закона (\"один
человек - один голос\"). Нарушение этого принципа -плюральный вотум , когда
большинство избирателей имеют один голос, а некоторые - несколько голосов.
Равенство нарушается также вследствие куриальных выборов, когда население
делится на группы с неравным представительством (Китай), избирательной
географии (геометрии) , когда избирательные округа нарезаются с неравным
количеством населения.
4) Прямые и непрямые выборы (Прямое (непосредственное) -означает право
избирать и избираться непосредственно в выборный орган или выборную
должность; косвенное (многостепенное) - означает, что избиратель выбирает
лишь членов коллегии, которая затем уже избирает выборный орган. Косвенные
выборы - своеобразное сито, посредством которого производится отбор
кандидатов в состав выборного органа).
5) Тайное голосование (Исключение внешнего наблюдения и контроля за
волеизъявлением избирателя. Нарушение тайны голосования, как правило,
карается законом).
24
2.2. Избирательный процесс
Избирательный процесс - это урегулированная законом и другими социальными
нормами деятельность индивидов, органов, организаций и групп по подготовке
и проведению выборов в государственные и самоуправленческие органы.
Выборы в зарубежных странах проводятся в установленные законом сроки:
• в президентских республиках - через строго определенные промежутки
времени (в США - в первый вторник ноября каждого четного года);
• в парламентарных республиках и парламентарных монархиях:
• по истечении срока полномочий представительного органа (очередные
выборы);
• в случае досрочного роспуска парламента главой государства (внеочередные
выборы);
• в случае отстранения, отставки или смерти депутата (дополнительные
выборы).
Избирательный процесс состоит из определенных стадий : /. Назначение
выборов. Дата выборов может быть установлена конституцией (Коста-Рика,
США, Латвия, Мексика). Обычно выборы объявляются указом (прокламацией)
главы государства и с предусмотренного в этом акте срока начинается
избирательная кампания, которая завершается к моменту окончания
голосования (этот срок либо определен конституцией, либо назван в указе
главы государства).
2. Установление избирательных округов. Выборы проводятся по избирательным
округам: одномандатным, многомандатным и государственным (национальным).
Число и нарезка избирательных округов обычно определяются законом.
Избирательные округа могут быть территориальными (по месту жительства) и
производственными (по месту работы). В отдельных странах округа создаются
по этническому признаку (Сингапур, Фиджи).
25
3. Установление избирательных участков . Избирательный округ
подразделяется обычно на избирательные участки, представляющие
территориальные единицы, обслуживаемые одним пунктом для голосования. По
избирательным участкам, как правило, проводится регистрация избирателей;
они же являются основной ячейкой, в пределах которой соответствующие
органы политических партий проводят непосредственную обработку
избирателей.
4. Формирование избирательных органов. Эти органы ведают организацией и
проведением выборов, обеспечивают контроль за соблюдением избирательного
законодательства, определяют результаты выборов (избирательные комиссии,
трибуналы, советы, гражданский регистр). Избирательные комиссии могут
быть: общегосударственными, территориальными, окружными, участковыми и
т.д.
5. Регистрация избирателей и составление избирательных списков . В
большинстве стран ведение списков избирателей относится к компетенции
муниципальных властей. Существуют 2 системы:
• постоянная - избиратель регистрируется лишь один раз (исправления
вносятся лишь в случае смерти, изменении места жительства или фамилии
-США);
• периодическая - в установленные законом сроки старые избирательные
списки аннулируются и избиратели регистрируются вновь (Великобритания,
Канада, Франция и др.).
6. Выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты. Обычно о возможных
кандидатах известно задолго до объявления выборов, но официальное их
выдвижение и регистрация начинаются только со дня назначения выборов.
Способы выдвижения кандидатов:
• самовыдвижение - подача в надлежащий орган заявления кандидата; иногда
требуется, чтобы такое заявление было скреплено подписями установленного
числа избирателей (Вьетнам, Франция, Япония);
26
• партийное выдвижение - официальное представление от имени партии или
путем подачи петиции, подписанной определенным числом избирателей
(Австрия, Португалия, Египет, Швейцария). Частный случай - праймериз
(первичные выборы - в США, Турции);
• выдвижение общественным объединением (Белоруссия, Украина);
• выдвижение избирателями или группой избирателей (Индия, Канада, Бельгия,
Великобритания, Нидерланды).
Эти способы во многих странах комбинируются.
7. Предвыборная агитация. Начинается в большинстве стран после регистрации
кандидата. Закон всегда определяет допустимые методы агитации, ее начало и
время окончания. Наиболее детально регулируются вопросы использования СМИ,
финансирования выборов. В целях обеспечения равенства шансов кандидатов
запрещается участие в предвыборной агитации определенных должностных лиц,
органов местного самоуправления.
Это самая дорогостоящая стадия избирательного процесса (на выборах
президента США в 1996 г. было израсходовано 53 млрд. долл.).
8. Голосование, т.е. подача голосов за выдвинутых кандидатов (обычно
осуществляется лично, но в некоторых случаях допускается голосование по
почте (Великобритания, Германия, Дания), по доверенности (Германия,
Франция), а также голосование представителей за неграмотных и больных). В
большинстве стран голосуют бюллетенями. Они бывают официальными
(изготовлены государством) и неофициальными (печатаются партиями -Франция,
Швеция). В некоторых странах избиратели используют для голосования
специальные избирательные машины (США, Нидерланды, Индия).
2.3. Избирательные системы зарубежных стран
Избирательная система понимается в двух смыслах: широком и узком.
27
Избирательная система в широком смысле - совокупность общественных
отношений как урегулированных, так и неурегулированных нормами права,
посредством которых формируются органы законодательной, исполнительной и
судебной власти.
Избирательная система в узком смысле - э то способ распределения
депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов
голосования избирателей. Таких способов несколько. Однако все их
многообразие можно свести к двум главным системам: мажоритарной и
пропорциональной. Рассмотрим их более подробно.
1. Мажоритарная - в основу положен принцип большинства (избранным по
избирательному округу считается тот кандидат или список кандидатов,
который получил установленное большинство голосов). Эта система проста, но
часто несправедлива: пропадают голоса, поданные против победивших
кандидатов.
Различают три вида мажоритарной системы:
• относительного большинства (избранным считается тот кандидат (или список
кандидатов), который набрал голосов больше, чем каждый из его противников
в отдельности, даже если он набрал меньше половины (США, Англия, Индия и
т.д.). При этой системе обычно не устанавливается обязательный минимум
участия избирателей в голосовании.
• абсолютного большинства (для избрания требуется абсолютное большинство
поданных за кандидата голосов (50%+1). Критикуется за не результативность
(Франция). При этой системе обычно устанавливается нижний порог участия
избирателей в голосовании.
• квалифицированного большинства (избранным считается кандидат, получивший
квалифицированное большинство голосов, которое устанавливается законом
(большее абсолютного) - Чили).
Наряду с названными тремя используются еще две разновидности мажоритарной
системы:
28
• система единственного непередаваемого голоса
(полупропорциональная) - в многомандатном избирательном округе
избиратель голосует только за одного кандидата, а не за список
кандидатов (Япония);
• кумулятивный вотум (от лат. cumulatio - скопление)- каждый
избиратель в многомандатном округе имеет столько голосов, сколько
следует избрать кандидатов и распределяет свои голоса между
кандидатами как угодно: может отдать нескольким кандидатам по
одному голосу, либо одному - все голоса (Бавария).
2. Пропорциональная - строится не на принципе большинства, а на
принципе пропорциональности между полученными голосами и
завоеванными мандатами. (Такие выборы являются строго партийными -
Финляндия, Швейцария, Швеция, Норвегия, Австрия, Бельгия). Применяется
только в многомандатных избирательных округах. Избиратель может не
знать многих кандидатов от поддерживаемой им партии. Чтобы смягчить
дефекты используются методы:
• избирательная квота (избирательный метр) - это наименьшее число голосов,
необходимое для избрания хотя бы одного кандидата (способы: естественная
квота (метод Хэйра) и искусственная квота (метод Хагенбаха-Бишоффа);
• метод делителей (метод д \' Онта) - это последовательное деление числа
голосов, полученных каждым списком кандидатов, на определенную серию
делителей. Дополнительные правила распределения мандатов:
• правило наибольшего остатка (нераспределенные по квоте места получают по
очереди партии, у которых наибольшие остатки голосов);
• правило наибольшего избирательного числа ( места, не распределенные по
квоте, передаются по очереди в виде премии тем партиям, которые собрали
наибольшее число голосов);
29
• правило суммирования (суммируются все остатки голосов партий по отдельно
взятым округам и нераспределенное число мест в целом по стране, и затем
вычисляется новая квота для страны в целом и по этой квоте распределяются
между партиями оставшиеся места);
• правило преодоления заградительного барьера (нераспределенные мандаты
партий, не преодолевших заградительный барьер передаются партиям, которые
его преодолели, пропорционально числу голосов, собранных этими партиями).
Однако искажать пропорциональную систему могут различные приемы:
1) панашаж (от франц. panachage - смесь): право избирателя проголосовать
за кандидатов из разных партийных списков, ориентируясь не на партийную
принадлежность, а на личные качества того или иного кандидата, либо
Страницы: 1, 2, 3, 4
|