МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Государство и полновластие народа

    государство характеризуется как демократическое, федеративное, правовое,

    социальное, светское, с республиканской формой правления. Рассмотрим кратко

    содержание этих конституционных характеристик государства.

    Демократическим оно является потому, что признает носителем

    суверенитета и единственным источником власти многонациональный народ

    Российской Федерации. Кроме того, государство, согласно Конституции РФ, в

    полном объеме обеспечивает права и свободы человека, видит в этом свою

    главную задачу. Только в условиях демократического режима права и свободы

    становятся реальными.

    Федеративное государство. Россия является федеративным государством,

    так как она состоит из 89 равноправных субъектов, перечень которых дан в

    ст.65 Конституции Российской Федерации. Среди этих субъектов 21 республика,

    6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область

    и 10 автономных округов. Республики, автономная область и автономные округа

    созданы по национально-территориальному принципу, остальные субъекты – по

    административно-территориальному принципу.

    Следует подчеркнуть, что федеративное устройство нашего государства

    основано на государственной целостности, единстве системы государственной

    власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами

    государственной власти субъектов, равноправии и самоопределении народов.

    Правовое государство. Это означает, что в Российской Федерации

    действует законодательная система, направленная прежде всего на обеспечение

    прав и свобод человека и гражданина. В нем обеспечена независимость суда

    как главного механизма реализации этих прав и свобод. Для правового

    государства характерно верховенство конституции по отношению ко всем иным

    нормативным актам и приоритет норм международного права. В нем

    обеспечивается также обязательность требований закона не только для

    граждан, но и для государства в целом и всех его органов.

    Социальное государство. Это означает, что политика государства

    направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное

    развитие человека. Как подчеркивается в ст.7 Конституции РФ, в Российской

    Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный

    минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка

    семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан,

    развивается система социальных служб, устанавливаются государственные

    пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

    Светское государство. Это конституционное определение Российской

    Федерации означает, что государство и религиозные объединения отделены друг

    от друга. Никакая религия в России, согласно ст.14 Конституции РФ, не может

    устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Особое

    значение для многоконфессиональной страны, каковой является Россия, имеет

    конституционное закрепление равенства всех религиозных объединений перед

    законом. В связи с конституционным закреплением светского характера

    Российской Федерации Федеральный закон об основах государственной службы от

    31 июля 1995 года запрещает государственным служащим использовать свое

    служебное положение в интересах религиозных объединений для пропаганды

    отношения к ним. Хотя Конституция РФ не закрепляет положение об отделении

    школы от религии, Закон о свободе вероисповедания от 25 октября 1990 года

    содержит норму о светском характере государственного образования (ст.9

    Закона).

    Республиканская форма правления. В настоящее время известны две

    основные формы правления: республика и монархия. Статья 1 Конституции РФ

    закрепила для Российской Федерации республиканскую форму правления. Это

    означает выборность главы государства и высшего органа законодательной

    власти – парламента. Хотя Конституция Российской Федерации не закрепляет

    непосредственно вид республики (парламентская или президентская), анализ

    конституционных норм, устанавливающих порядок формирования и компетенцию

    высших органов государственной власти, показывает, что в России установлен

    президентский вид республиканской формы правления.

    Вопрос 2. Конституционное регулирование деятельности общественных

    объединений

    Важное место в политической системе, как механизме реализации

    суверенитета народа, занимают общественные объединения. Право граждан

    России на создание этих объединений закреплено в ст.30 Конституции РФ,

    которая устанавливает, что каждый имеет право на объединение, включая право

    создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода

    деятельности общественных объединений гарантируется. Никто не может быть

    принужден к вступлению в какое-либо общественное объединение или пребыванию

    в нем.

    Основы правового статуса общественных объединений закреплены в ст.13

    Конституции РФ, которая определяет принцип идеологического многообразия и

    подчеркивает, что «никакая идеология не может устанавливаться в качестве

    государственной или обязательной». В этой статье Конституции закрепляется

    принцип политического многообразия и многопартийности, а также важное

    положение о том, что «общественные объединения равны перед законом».

    Организационно-правовыми формами общественных объединений являются:

    общественные организации, движения, фонды, учреждения, органы общественной

    самодеятельности.

    Общественная организация – это основанное на членстве общественное

    объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих

    интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

    Общественное движение – состоящее из участников и не имеющее членства

    массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и

    иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного

    движения.

    Общественный фонд является одним из видов некоммерческих фондов и

    представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель

    которого заключается в формировании имущества на основе добровольных

    взносов, иных, не запрещенных законом поступлений, и использование данного

    имущества на общественно полезные цели.

    Общественное учреждение – это не имеющее членства общественное

    объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг,

    отвечающих интересам участников и уставным целям объединения.

    Орган общественной самодеятельности. Им является не имеющее членства

    общественное объединение, целью которого является совместное решение

    различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства,

    работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей

    неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных

    целей и реализации программ органа по месту его создания.

    Общественные объединения независимо от их организационно-правовой

    формы вправе создавать союзы (ассоциации) общественных объединений на

    основе учредительных договоров и (или) уставов, образуя новые общественные

    объединения. Правоспособность таких союзов (ассоциаций) как юридических лиц

    возникает с момента государственной регистрации.

    По территориальной сфере деятельности общественные объединения

    подразделяются на общероссийские, межрегиональные и местные.

    Принципы создания и деятельности общественных объединений: равенство

    перед законом; добровольность; равноправие; самоуправление; законность;

    свобода в определении своей структуры, целей, форм и методов деятельности;

    гласность; открытость и общедоступность информации об учредительных и

    программных документах.

    Законодательство конкретизирует отношения государства и общественных

    объединений. Вмешательство органов государственной власти и их должностных

    лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство

    общественных объединений в деятельность органов государственной власти и их

    должностных лиц, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных

    законом.

    Государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов

    общественных объединений, оказывает поддержку их деятельности,

    законодательно регулирует предоставление им налоговых и иных льгот и

    преимуществ. Государственная поддержка может выражаться в виде целевого

    финансирования отдельных общественно полезных программ общественных

    объединений по их заявкам (государственные гранты); заключения любых видов

    договоров, в том числе на выполнение работ и предоставление услуг;

    социального заказа на выполнение различных государственных программ

    неограниченному кругу общественных объединений на конкурсной основе.

    Вопросы, затрагивающие интересы общественных объединений в

    предусмотренных законом случаях, решаются органами государственной власти и

    местного самоуправления с участием общественных объединений или по

    согласованию с ними.

    Важное значение для создания и деятельности общественного объединения

    имеет Устав. Устав определяет: название, цели и организационно-правовую

    форму объединения; его структуру, руководящие и контрольно-ревизионные

    органы, территорию деятельности; условия и порядок приобретения членства,

    права и обязанности членов общественного объединения; компетенцию и порядок

    формирования руководящих органов, сроки полномочий и местонахождение;

    порядок внесения изменений и дополнений в устав; источники формирования

    денежных средств и иного имущества; порядок реорганизации и ликвидации и

    т.д.

    Важное юридическое последствие имеет факт государственной регистрации

    общественного объединения. Оно вправе не регистрироваться в органах

    юстиции, но в таком случае общественное объединение не приобретет прав

    юридического лица.

    Для государственной регистрации необходимы следующие документы:

    - заявление в регистрирующий орган, подписанный членами постоянно

    действующего руководящего органа с указанием места жительства каждого;

    - устав общественного объединения в двух экземплярах;

    - выписка из протокола учредительного съезда (конференции) или общего

    собрания;

    - сведения об учредителях;

    - документ об уплате регистрационного сбора;

    - документ о предоставлении юридического адреса;

    - протоколы учредительных съездов структурных подразделений для

    международного, общероссийского и межрегионального общественных объединений

    и др.

    Основаниями для отказа в регистрации являются: противоречие положений

    устава Конституции РФ и законодательству; отсутствие полного перечня

    учредительных документов; ранняя регистрация объединения с тем же названием

    на той же территории и др. Отказ от регистрации может быть обжалован в

    суде.

    Закон подробно регламентирует права и обязанности общественного

    объединения. Среди обязанностей на первом месте стоит требование соблюдать

    законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы

    международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы,

    предусмотренные Уставом и иными учредительными документами.

    Для общественных объединений, являющихся юридическими лицами,

    закрепляется право на собственность; указываются источники формирования

    имущества; устанавливаются субъекты права собственности, регламентируются

    вопросы предпринимательской деятельности.

    Закон регулирует вопросы ответственности государства и его органов, а

    также общественных объединений за нарушения законодательства об

    общественных объединениях. Ответственность установлена уголовным,

    гражданским и административным законодательством Российской Федерации.

    Политические партии выражают политическую волю своих членов, участвуют

    в формировании органов государственной власти и в ее осуществлении через

    избранных в эти органы представителей. Партии имеют право выдвигать

    кандидатов в представительные органы, в том числе единым списком, вести

    предвыборную агитацию, оформлять депутатские группы и фракции.

    Массовые общественные движения преследуют политические и иные цели и

    не имеют фиксированного членства. В законодательстве установлено, что

    военнослужащие и лица, занимающие должности в правоохранительных органах, в

    своей служебной деятельности руководствуются законом и не связаны решениями

    партий и массовых общественных движений.

    Профессиональные союзы представляют и защищают интересы членов

    профсоюзов в области производства, социально-экономической и культурной

    сферах, во взаимоотношениях с государственными органами, хозяйственными

    организациями и иными объединениями. Все профессиональные союзы равны перед

    законом. Более подробно статус профсоюзов регулируется законодательством, в

    котором устанавливается, что профессиональный союз (профсоюз) является

    добровольной общественной организацией, объединяющей трудящихся, связанных

    общими интересами по роду их деятельности как в производственной, так и в

    непроизводственной сферах, для защиты трудовых и социально-экономических

    прав и интересов своих членов.

    Закон регулирует порядок образования профсоюзов, устанавливает принцип

    независимости их деятельности от государственных органов, политических и

    других общественных организаций; запрещает дискриминацию граждан по

    признаку принадлежности к профсоюзу.

    Законодательство закрепляет право профсоюзов на участие в управлении

    государственной и общественной жизнью; защиту конституционного права на

    труд для своих членов; право на ведение переговоров с администрацией и

    заключение коллективных договоров и соглашений; право контроля за

    соблюдением законодательства о труде администрацией и собственниками; право

    на объявление забастовки и др. В законодательстве установлены также

    гарантии прав профессиональных союзов со стороны государства и его органов.

    Вопрос 3. Институты непосредственной демократии

    Конституция Российской Федерации, закрепив положение о том, что

    носителем суверенитета и единственным источником власти является

    многонациональный народ, устанавливает: «Высшим непосредственным выражением

    власти народа являются референдум и свободные выборы» (ст.3 п.3 Конституции

    РФ). Данное положение включено в число основ конституционного строя

    Российской Федерации.

    Референдум – это способ принятия гражданами решений по наиболее важным

    вопросам государственной и общественной жизни путем всенародного

    голосования.

    Право каждого гражданина Российской Федерации участвовать в

    референдуме закреплено в ст.32 Конституции РФ как форма реализации права

    граждан на участие в управлении делами государства.

    Референдум проводится на всей территории России на основе всеобщего

    равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Каждый участник

    референдума голосует лично и обладает одним голосом. Контроль за

    волеизъявлением гражданина не допускается; в ходе референдума никто не

    может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от

    них.

    В референдуме имеет право участвовать каждый гражданин Российской

    Федерации, достигший на день референдума 18 лет. Не имеет права участия

    гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным или

    содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.

    На референдум Российской Федерации не могут выноситься вопросы:

    1) изменения статуса субъектов Российской Федерации;

    2) досрочного прекращения или продления полномочий Президента

    Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, а равно о

    проведении досрочных выборов этих органов либо отсрочки таких выборов;

    3) принятия или изменения федерального бюджета, исполнения и изменения

    внутренних финансовых обязательств государства;

    4) введения, изменения и отмены федеральных налогов и сборов, а также

    освобождения от их уплаты;

    5) принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и

    безопасности населения;

    6) амнистии и помилования.

    Вопросы, выносимые на референдум, не должны ограничивать или отменять

    общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные

    гарантии их реализации.

    Федеральный закон устанавливает обстоятельства, исключающие проведение

    референдума: условия военного или чрезвычайного положения, введенного на

    всей территории Российской Федерации, а также в течение трех месяцев после

    их отмены. Повторный референдум не проводится в течение года после дня

    обнародования результатов референдума с такой же по содержанию или по

    смыслу формулировкой вопроса.

    Субъектами права инициативы проведения референдума являются: не менее

    двух миллионов граждан при условии, что на территории одного субъекта

    Российской Федерации или в совокупности за пределами территории России

    проживают не более 10 процентов из них; Конституционное Собрание в случае,

    предусмотренном ст.135 п.3 Конституции Российской Федерации (по вопросу

    принятия Конституции РФ).

    Порядок реализации инициативы. Каждый гражданин или группа граждан

    Российской Федерации, имеющие право на участие в референдуме, а равно

    общероссийское общественное объединение, устав которого предусматривает

    участие в федеральных органах государственной власти и зарегистрирован

    Министерством юстиции Российской Федерации не позднее чем за шесть месяцев

    до обращения с инициативой о проведении референдума, могут образовать

    инициативную группу в количестве не менее 100 человек для сбора подписей в

    поддержку инициативы.

    Инициативная группа обращается в избирательную комиссию субъекта

    Федерации, на территории которого проживает большинство ее членов, с

    ходатайством о регистрации группы. В ходатайстве указываются: формулировка

    вопроса для вынесения на референдум; субъекты Российской Федерации для

    сбора подписей; данные о членах инициативной группы и лицах, уполномоченных

    действовать от имени группы.

    Основанием для отказа в регистрации инициативной группы может быть

    только нарушение ею положений Конституции Российской Федерации и закона о

    референдуме.

    Назначение референдума. Референдум назначает Президент Российской

    Федерации. До принятия решения в течение десяти дней со дня поступления к

    нему материалов Президент РФ направляет их в Конституционный Суд РФ с

    запросом о соблюдении требований Конституции РФ. Конституционный Суд в

    течение месяца направляет Президенту свое решение, подлежащее

    незамедлительному опубликованию.

    В случае признания Конституционным Судом соблюдения всех требований

    Президент Российской Федерации обязан назначить референдум не позднее 15

    дней со дня поступления решения Конституционного Суда РФ. В случае

    отрицательного решения Суда все процедуры прекращаются.

    В указе о назначении референдума определяется дата его проведения,

    голосование может быть назначено на любой выходной день в период от двух до

    трех месяцев со дня опубликования указа.

    Руководство проведением референдума Российской Федерации осуществляют:

    1) Центральная избирательная комиссия Российской Федерации;

    2) избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;

    3) территориальные (районные, городские и др.) комиссии по проведению

    референдума;

    4) участковые комиссии по проведению референдума.

    В законе определены порядок формирования и полномочия этих комиссий,

    статус членов комиссий и решены вопросы организации их деятельности.

    Решения и действия (воздействие) комиссий по проведению референдума могут

    быть обжалованы в судебном порядке.

    Для проведения голосования и подсчета голосов граждан, имеющих право

    на участие в референдуме, образуются участки референдума, которые образует

    глава местной администрации по согласованию с соответствующей

    территориальной комиссией. Списки граждан, имеющих право на участие в

    референдуме, составляются участковой комиссией на основе данных,

    предоставляемых главой местной администрации.

    Агитация по вопросам, вынесенным на референдум. Граждане Российской

    Федерации, общественные объединения вправе в любых допускаемых законом

    формах беспрепятственно вести агитацию за или против проведения

    референдума, за или против законопроекта, действующего закона или иного

    вопроса, выносимого на референдум.

    Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающие социальную,

    расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду.

    Запрещается проводить агитацию, распространять любые агитационные

    материалы: федеральным органам власти, органам субъектов Российской

    Федерации местного самоуправления, а также их должностным лицам при

    исполнении служебных обязанностей; воинским частям, учреждениям и

    организациям; благотворительным организациям и религиозным объединениям;

    членам избирательных комиссий и комиссий по референдуму.

    Голосование и определение результатов референдума. В законе

    регламентируется порядок оборудования помещений для голосования, требования

    к бюллетеню для голосования и порядок его заполнения. На всех участках

    референдума, в том числе за пределами территории Российской Федерации,

    голосование проводится с 8 до 22 часов по местному времени. О времени и

    месте голосования комиссия по проведению референдума оповещает граждан не

    позднее чем за 20 дней до проведения референдума.

    Голосование осуществляется лично. На участках референдума

    обеспечиваются все условия для соблюдения тайны голосования, для

    обеспечения возможности проголосовать каждому, имеющему право участия в

    референдуме. Контроль за соблюдением порядка в помещении для голосования

    возлагается на председателя участковой комиссии.

    Подсчет голосов проводится непосредственно членами участковой

    комиссии. В протоколы по итогам голосования, составляемые участковой

    комиссией, вносятся следующие данные: число граждан, имеющих право на

    участие в референдуме, зарегистрированных по участку; число бюллетеней,

    полученных участковой комиссией; число выданных открепительных

    удостоверений и предъявленных на участке; число бюллетеней, выданных на

    участке для голосования; число погашенных бюллетеней; число бюллетеней,

    содержащихся в ящиках для голосования; число недействительных бюллетеней;

    число голосов, поданных «за» и «против». Протоколы участковых комиссий

    направляются в территориальную комиссию, где составляется протокол об

    итогах голосования по соответствующей территории. В свою очередь, на

    основании этих протоколов устанавливаются итоги голосования на территории

    субъекта Федерации, а затем по протоколам комиссий субъектов определяются

    результаты референдума на территории Российской Федерации.

    Принятое решение по итогам голосования подлежит официальному

    опубликованию (обнародованию) Центральной комиссией референдума не позднее

    трех дней после определения результатов. Решение, принятое на референдуме

    Российской Федерации, является общеобязательным и не нуждается в

    дополнительном утверждении. Оно может быть отменено или изменено не иначе

    как путем принятия решения на новом референдуме.

    Заключение

    Суверенитет народа относится к числу обязательных исходных принципов

    любой демократической конституции, хотя казалось бы, в наше время в

    цивилизованном мире ее уже никто не оспаривает. Исторически она возникла в

    ходе революционной борьбы народов против феодального абсолютизма (XVII-

    XVIII вв.) и противопоставлялась претензиям монархов на неограниченную

    власть как на мандат, якобы полученный свыше. Таким образом, понятие

    суверенитета, разработанное еще в XVI веке Ж. Боденом (Франция), для

    обоснования безраздельности государственной власти, было использовано в

    новом значении: для утверждения демократической концепции государства и

    народовластия. Конституционный принцип суверенитета народа и сегодня

    напоминает всем властителям о том, от кого они получили власть, а

    следовательно, во имя кого эту власть обязаны употреблять. Суверенитет

    народа – это первоисточник власти. Воля народа, выраженная в юридически

    релевантных формах, является подлинным и единственным базисом государства,

    от нее исходит мандат на устройство и любые изменения формы государственной

    власти. Суверенитет народа неразрывно связан с правами и свободами человека

    и гражданина. В этом его гуманистическая сущность. Народ никогда не бывает

    един в своих целях, ибо различны интересы его социальных групп, поэтому

    отличить реализацию суверенитета народа от эгоистических устремлений к

    власти опытных демагогов часто бывает очень трудно, юридические принципы

    здесь помогают лишь в небольшой степени. Отсюда исключительна важность

    правовой детализации принципа суверенитета народа, создание надежных

    гарантий для реализации этого принципа в жизни. Развитие и защита прав и

    свобод человека и гражданина – самое важная их этих гарантий.

    Список литературы

    1. Конституция Российской Федерации. М., 1997.

    2. В.Г. Стрекозов, Ю.Д. Казанчев. Конституционное право Российской

    Федерации. М., 1997.

    3. Единая конституционная система Российской Федерации. М., 1994.

    4. Абдулатипов Р.Г., Болтенкова Л.Ф. Опыты федерализма. М., 1994.

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.