Функции государства
существования государства от полного невмешательства в экономику (концепция
“государства - ночного сторожа”) до полного контроля всей хозяйственной
деятельности и регулирования всех вопросов экономической жизни
(тоталитарные государства социалистического типа).
В современных условиях, когда неизмеримо умножились и усложнились
хозяйственные связи, демократическое государство не остается наблюдателем
со стороны. Оно активно разрабатывает и проводит экономическую политику,
которая строится на принципах свободного рынка и свободного
предпринимательства.
Государство влияет на экономику через налоговую политику, кредитно-
финансовую и валютно-денежную системы.
В условиях развитых рыночных отношений, свободы предпринимательской
деятельности, многообразия и равенства всех форм собственности,
добросовестной конкуренции экономика развивается на основе
саморегулирования. Вмешательство государства имеет определенные пределы:
- выработке экономической политики;
- управлению предприятиями и организациями, составляющими
государственную собственность. Их круг должен быть ограничен
важнейшими отраслями, имеющими общегосударственное значение, например
ядерной энергетикой, деятельностью в космосе, транспортом, связью и
т.д.;
- установлению правовых основ рынка и ценовой политики, в частности,
стимулированию государственными средствами предпринимательства и
свободного труда, обеспечения равноправия всех форм собственности,
правовой защите собственника, принятию мер для пресечения монополизма
и недобросовестной конкуренции, охране прав потребителя и пр.;
- регулированию внешнеэкономических отношений государства
В периоды экономических кризисов, состояния депрессии, на переходных
этапах вмешательство государства в экономику увеличивается. Это характерно,
например, для современного этапа развития России. Как показывает опыт,
экономические реформы, которые в настоящий момент реализуются в нашей
стране, не могут быть результативными без адекватного воздействия
государства на развитие экономических процессов. Отсюда - большой массив
законодательных актов в этой области и экономические мероприятия,
проводимые государством, например, приватизация жилого фонда,
государственной и муниципальной собственности, земельная реформа и т.д.
Политическая и экономическая функции выступают одновременно и как
внешние функции государства. Так как «внешние функции есть не что иное, как
развитие и продолжение внутренних функций»[20].
2.3. Социальная функция
Социальная функция многообразна по содержанию и масштабна по объему
деятельности. Главное ее назначение - обеспечить общественное благополучие,
создать равные возможности для всех граждан в его достижении.
Многие государства характеризуют себя социальными. Это означает, что
они считают своей важной задачей заботу о всех тех гражданах, кто в силу
каких-либо причин не в состоянии обеспечить для себя нормальное
существование, достойное человека. Государство проводит мероприятия
направленные на защиту от безработицы, проявляет заботу о детях и
нетрудоспособных людях.
Так в Конституции Российской Федерации[21] в частности сказано:
“Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае
болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных
случаях предусмотренных законом”.
В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и
укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию
государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется
деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию
физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-
эпидемиологическому благополучию.
Поощряются добровольное социальное страхование, создание
дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность. Кроме
этого в РФ принят ряд важнейших законов и других актов, направленных на
социальную защиту отдельных категорий граждан, например: жертв политических
репрессий [22], малообеспеченных граждан, ветеранов[23] и др.
Таким образом, государство принимает различные меры для повышения
жизненного уровня граждан.
В реализации социальной функции большое место принадлежит проведению
государственной политики в области образования, науки, культуры, здоровья
граждан. В указанных сферах социальная функция осуществляется в форме
государственной поддержки (финансовой, материальной, программной и др.)
образовательных, воспитательных и научных учреждений, а так же учреждений
культуры. Что касается управления и организации их работы, то они
автономны, свободны в своей деятельности, и вмешательство государства здесь
недопустимо.
Общество в целом и государство заинтересованы в том, чтобы каждый
гражданин имел образование, соответствующее принятому стандарту. Без
образования в настоящее время немыслимо активное участие граждан в
общественной жизни, в производстве, во всех сферах государственной
деятельности, в связи с чем во многих государствах образование является
обязательным.
Государство поощряет и развивает искусство, обеспечивает для граждан
свободу творческой деятельности. Не может быть сильного, процветающего
государства без уважения и сохранения исторических традиций и культурного
наследия. Воспитание граждан в духе патриотизм, уважения к историческому
прошлому - непременная составная часть воспитательного процесса.
Большое значение имеет правовое воспитание. Каждый гражданин
Российской Федерации обязан знать законы своего государства и строго
соблюдать их.
Основы государственной политики в области образования закреплены, в
частности в Законе РФ “Об образовании”[24], в сфере защиты интересов
граждан в охране здоровья - в Законе “О медицинском страховании граждан в
Российской Федерации”[25], в области культуры - в Основах законодательства
Российской Федерации о культуре[26] и др.
2.4. Экологическая функция
Непосредственно примыкает к социальной экологическая функция, которая
обусловлена социальной обязанностью государства обеспечивать экологическое
благополучие граждан, их экологическую безопасность.
Охрана природы, окружающей среды - насущная необходимость современного
мира. Человек в результате своей хозяйственной деятельности нарушает
естественные природные связи, разрушает окружающую среду, чем невольно
создает для себя неблагоприятные (даже гибельные) условия обитания. Охрана
природы - дело всего общества, но только государство, обладающее
необходимыми средствами и возможностями мобилизации усилий всех организаций
и граждан, может реально обеспечить защиту окружающей среды.
В современную эпоху проблемы охраны и рационального использования
природных богатств приобрели большое экономическое, социальное и
политическое значение. Они затрагивают интересы всех народов и государств.
Чем разумнее использовать богатства, тем больше успехов добьются
промышленность и сельское хозяйство. Охрана природы выдвигается в число
наиболее острых социальных проблем и представляет собой одну из важнейших
общегосударственных задач.
Деятельность по охране природы в рамках своей компетенции осуществляют
все звенья механизма государства и его органов.
Так, в статье 9 Конституции Российской Федерации[27] говорится: “Земля
и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации
как основа жизни и деятельности народов проживающих на соответствующей
территории”.
Многие нормы, регулирующие природоохранительную деятельность,
содержатся в основах земельного законодательства, основах законодательства
о недрах, а также в земельных и водных кодексах.
В основе осуществления функции лежат следующие принципы:
природные богатства подлежат охране со стороны государства независимо
от того, вовлечены ли они в хозяйственный оборот или нет;
использование природных богатств должно быть рациональным,
соответствовать развитию государства;
неукоснительное соблюдение природоохранительных законодательств и
строгая ответственность за его нарушение;
Так, в Кодексе РСФСР об административных правонарушениях предусмотрены
различные меры наказания за правонарушения в области охраны окружающей
среды.[28]
Проведение этих принципов обеспечивает целенаправленность
природоохранительных функций на решение задач, стоящих перед государством в
области охраны и рационального использования природных ресурсов.
Кроме этого, в России действует Закон “Об охране окружающей
среды”[29], которым определены обязательства государства перед своими
гражданами по обеспечению нормальной среды обитания.
2.5. Налогообложение
Данная функция обусловлена тем, что бюджет государства, как и бюджет
его структурных и региональных единиц состоит целиком из различного рода
налогов, сборов, пошлин и иных обязательных платежей. Так, в бюджете Москвы
на 1992 год они составили 96, 6 % , в том числе налог на прибыль (52, 7%),
подоходный налог с физических лиц (17, 3%), акцизы (косвенные налоги на
отдельные виды товаров - 9,6%) и налог на добавленную стоимость (19,8%).
Аналогичные источники доходов установлены в федеральном бюджете РФ.
Принят Закон “Об основах налоговой системы в Российской
Федерации”[30], где регламентируются права, обязанности и ответственность
налогоплательщиков и налоговых органов, порядок установления и отмены
налогов и других платежей, объекты налогообложения, льготы по
налогообложению, виды налогов и контроль за взиманием налогов на территории
Российской Федерации. Созданная централизованная независимая
Государственная налоговая служба, подчиненная Президенту и Правительству
РФ, которая контролирует правильность исчисления налогов, полноту и
своевременность их уплаты.
2.6. Защита прав и свобод граждан
Переход России от тоталитаризма к демократическому правовому
государству возвел в ряд приоритетных функцию защиты прав и свобод граждан,
обеспечения законности и правопорядка.
Это функция государственной деятельности проявляется в обеспечении
государством общественного и правового порядка, защите и охране прав и
интересов граждан и организаций, защите конституционного строя и
государства от противоправных посягательств. Обеспечение внутреннего мира и
согласия в обществе, урегулирования общественных отношений, снятие
социальных противоречий, неизбежных в обществе, состоящем из различных
классов, групп, слоев, - это насущная необходимость, одна из тех причин,
которые вызывали возникновение государства.
Эта функция также направлена на охрану жизни, здоровья, чести и
достоинства граждан, а также на охрану государственного и общественного
имущества, на охрану частной собственности.
Под общественным порядком понимается система общественных отношений,
регулируемых нормами правового и неправового характера (нормами морали,
нравственности, обычаями, традициями и т.п.)
Общественный порядок в более узком, специальном смысле представляет
собой систему общественных отношений, которые складываются главным образом
в общественных местах и по своему обеспечивают свободу и
неприкосновенность личности, общественное спокойствие, нормальные условия
для труда и отдыха граждан, функционирования и деятельности органов,
предприятий, учреждений, организаций.
Общественный порядок охраняется государственными органами,
общественными организациями и гражданами. Особая роль в обеспечении
общественного порядка принадлежит органам внутренних дел, милиции.
За все виды правонарушений посягающие на общественный порядок
установлены различные виды наказаний. Меры наказаний должны быть соразмерны
вине нарушителя.
Охрана прав и свобод граждан гарантируется Конституцией Российской
Федерации и другими нормативно-правовыми актами.
Так, в частности, в статье 17 Конституции Российской Федерации пункт
1 сказано, что “В Российской Федерации признаются и гарантируются права и
свободы человека и гражданина согласно общеуказанным принципам и нормам
международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.” Основные
принципы прав и свобод человека и гражданина изложены в статьях 17 - 64
Конституции Российской Федерации
В статье 35 пункт 2 сказано, что каждый вправе иметь имущество в
собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так
и совместно с другими лицами. Право частной собственности охраняется
законом.
Таким образом, любое посягательство на частную собственность граждан,
их имущество, а также и на государственное имущество влечет за собой
административные и уголовные наказания.
3. ОСНОВНЫЕ ВНЕШНИЕ ФУНКЦИИ
Внешние функции - это основные направления деятельности государства,
проявляющиеся преимущественно вне государства и общества, во
взаимоотношениях с другими организациями или государствами.
В отличие от внутренних функций, перечень внешних функций сильно
отличается по своему составу.
В классификации В.В. Лазарева к внешним функциям относятся:
- поддержание мира и мирного сосуществования;
- обеспечение делового партнерства и сотрудничества;
- защита государственного суверенитета от внешних посягательств.
По классификации Л.А. Морозовой это:
- интеграция в мировую экономику;
- внешнеэкономическое партнерство и государственная поддержка
иностранных инвестиций;
- оборона страны;
- поддержка мирового правопорядка;
- сотрудничество с другими государствами в решении глобальных проблем
современности (экологической, сырьевой, энергетической,
демографической и др.)
В любом случае, внешние функции сводятся всего к двум:
- оборона, защита государства от внешней угрозы (строительство
вооруженных сил, ведение оборонительных войн, создание и деятельность
контрразведки, пограничных войск и т. д.);
- функция взаимодействия с другими государствами и международными
организациями (экономическое сотрудничество, участие в работе
различных международных организаций, в военно-политических блоках и
союзах и т. д.).[31]
3.1. Функция обороны
Данная функция является важнейшим направлением деятельности
государства, ибо она нацелена на защиту мирного труда, суверенитета и
территориальной целостности государства. Основную роль в этом играют
Вооруженные Силы Российской Федерации.
Согласно Конституции Российской Федерации “Защита Отечества является
долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин
Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным
законом”.[32]
Согласно этому закону: все мужчины - граждане РФ, независимо от
происхождения, социального и имущественного положения, места жительства,
обязаны проходить действительную военную службу в рядах Вооруженных Сил
Российской Федерации. На действительную военную службу призываются граждане
мужского пола, которым ко дню призыва исполняется 18 лет.
Согласно Конституции Российской Федерации: “Гражданин Российской
Федерации в случае, если его убеждениям или верованиям противоречит несение
военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях
имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.”[33] Также
граждане, достигшие 17-летнего возраста, имеют право учится в военно-
учебных заведениях. В этом случае, они не несут военную повинность в рядах
Вооруженных сил Российской Федерации.
Согласно статье 87 Конституции Российской Федерации “Президент
Российской Федерации является Верховным главнокомандующим вооруженными
силами Российской Федерации. В случае агрессии против Российской Федерации
или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации вводит
на территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях военное
положение...”
За воинское преступление - преступления против установленного порядка
несения воинской службы, военнослужащие, а также военнообязанные во время
прохождения ими учебных или поверочных сборов, несут ответственность
(уголовную). Санкции за различные виды воинских преступлений предусмотрены
в Уголовном Кодексе РСФСР[34].
Практическое исполнение функции обороны так же возложено на особые
государственные вооруженные организации. Они предназначены для обеспечения
суверенитета, защиты территории, границы и населения от внешних
посягательств и обеспечении общественного порядка и безопасности граждан.
Особые вооруженные организации наделяются компетенцией в соответствие с
конституцией. Характер задач выполняемых вооруженными государственными
организациями обуславливает особенности их формирования, деятельности,
управления и обеспечения. К особым вооруженным государственным организациям
относятся:
Службы внешней разведки. Они осуществляют сбор информации на случай
ведения военных действий.
Служба безопасности. Она предназначена для защиты государственной
безопасности и конституционного строя от внешних посягательств.
Полиция (милиция) является основой и гарантом общественного порядка.
Полиция призвана служить всему обществу, обеспечивать порядок, спокойствие
и безопасность граждан.
В России принят специальный Закон “Об обороне”[35], в котором
определены основы организации обороны страны и подчеркивается, что оборона
является элементом безопасности и одной из важнейших функций государства.
3.2. Функция взаимодействия с другими государствами и
международными организациями
Эта функция государства обеспечивает существование государства в
мировом сообществе и включает в себя политические отношения, экономические
и культурные связи, а также борьбу с международными преступлениями и
участие в международной охране окружающей среды.
Интеграция России в мировое сообщество существенно изменила ее внешнюю
политику и побудила к признанию ряда гуманистических и общедемократических
норм и принципов в межгосударственных отношениях.
Обеспечению мирового правопорядка способствует сотрудничество нашего
государства с другими государствами в таких сферах, как борьба с
организованной преступностью, в частности с контрабандой, наркобизнесом,
терроризмом.
Ни одно государство не в силах в одиночку справиться с этой проблемой.
Очевидна необходимость совместных действий государств по борьбе с
международной преступностью.
Конкретными действиями государств в этой области является создание
международных организаций по борьбе с преступлениями.
Одной из таких организаций является ИНТЕРПОЛ. Государство планирует
свою деятельность по предупреждению и пресечению этих преступлений,
проводит совместные мероприятия, обменивается информацией. Это позволяет
более эффективно бороться с международной преступностью.
Каждое государство связано с другими государствами различными
отношениями: политическими, экономическими и культурными. Эти отношения
необходимо устанавливать, развивать и регулировать.
Политические отношения: Государство обязано защищать своих граждан
находящихся на территории других государств и оказывать им покровительство.
Для поддержания международных политических отношений государства
обеспечиваются представителями в лице дипломатов, служащих-послов, консулов
и др.
Экономические отношения: Государство, являясь членом мирового
сообщества, вовлекается в систему мирового хозяйства. Экономическое
развитие, природные ресурсы определяют место государства на мировом рынке.
Ни одно государство не может существовать без экологических связей с
другими государствами. Внешняя торговля, кредиты и займы, инвестиции,
совместные проекты - это наиболее распространенные составляющие
внешнеэкономической деятельности государства.
Культурные отношения: Культура каждого народа, государства является
достоянием всего человечества. Она не может развиваться обособленно, так
как связана с мировой культурой. Государство поддерживает и развивает
культурные связи, что служит взаимному духовному росту и обогащению.
Конкретными видами деятельности государства в этом направлении являются:
международные выставки, фестивали, олимпиады, международный туризм и многое
другое.
Участие в охране окружающей среды: В настоящее время остро встал
вопрос об охране окружающей среды. Данный вопрос постоянно находится в
центре внимания всего мира. Охрана окружающей среды становится составной
частью программы завершения строительства материально - технической базы в
государстве.
Крупные ученые ряда государств обеспокоены экологическим состоянием
природы в различных уголках мира. Из государственного бюджета все больше и
больше выделяется средств на поддержание экологии в надлежащем виде, также
оказывают различную помощь и общественные организации. В ряде государств
правительство принимает различные меры к нарушению нормативных актов по
охране природы. Главенствующее положение занимает убеждение, а также штрафы
и уголовные наказания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В формулировании определенной цели государства проявляется его
социальное назначение. Для ее достижения нужно решить конкретные задачи,
что в свою очередь обусловлено осуществлением соответствующих функций.
Постановка перед государством и обществом определенных задач порождает
необходимость осуществления соответствующих функций, так как вне реализации
функций государства его задачи останутся неосуществленными. Функции
государства – это не его задачи, хотя и связаны с ними и даже напрямую
зависят от них. Однако при всей своей значимости задачи не являются
первоосновой для развития государства и его функций, так как они сами
происходят из экономических и политических потребностей общества,
определяются закономерностями его развития и зависят от национально –
исторической и иной специфики каждого государства.
Любые государства, находящиеся на одном этапе развития, имеют
одинаково звучащие функции, хотя отличия в их содержании, а тем более в
формах и, особенно в методах реализации могут быть довольно сильными. При
этом следует понимать, что каждому этапу соответствуют «свои» функции,
совершенно несхожие с функциями других этапов развития, и что с переходом
государства на новый этап происходит полная или частичная замена его
функций: появляются новые функции, большая часть существующих
трансформируется и наполняется иным содержанием.
Функции государства историчны. Они меняются на разных этапах развития
общества, а также в зависимости от изменений его социально-политического
строя. В тоталитарных обществах, например, в число основных направлений
деятельности государства включаются функция подавления сопротивления
классовых, национальных и иных противников и культурно-воспитательная
функция, обеспечивающая господство единой идеологии. В социалистических
обществах с их плановой экономикой появляется хозяйственно-организаторская
функция и функция охраны социалистической собственности.[36]
Сказанное подтверждает вывод: в функциях государства раскрывается его
политическая природа, которая в свою очередь выражает характер породившего
его общества.
Следует указать и на новые направления в решении вопросов о функциях
государства. Высказываются идеи, что все функции, о которых говорилось
выше, фактически не характерны именно для государства, поскольку в их
решении заинтересовано все общество. Все это представляет собой цели (или
задачи) общества в целом. Для государства же характерны те функции, которые
вытекают из его основной сущности — осуществления политической власти. В
таком случае государство имеет три основные функции: законодательную,
исполнительную и судебную, которым соответствуют три основные ветви власти
— законодательная, исполнительная и судебная (иногда выделяется четвертая
функция и соответствующая ей ветвь власти — надзорная).[37]
Каждая из этих властей имеет основную, соответствующую ее наименованию
функцию, но обладает, хотя и в меньшей степени, другими функциями, Так,
исполнительная власть (президент, правительство) помимо исполнительской
деятельности осуществляет нормотворчество, а также в некоторой мере
судебные полномочия (разрешение споров государственных органов, входящих в
систему исполнительной власти, привлечение к дисциплинарной ответственности
за нарушения норм права должностных лиц, привлечение к материальной
ответственности рабочих и служащих, назначение и реализация в определенной,
установленной законом части мер административной ответственности и т.п.).
Законодательные органы, в свою очередь, имеют кроме законодательных и иные
функции: исполнительную (работа ряда комитетов и комиссий) и судебную
(вопросы ответственности депутатов, например). Судебная же власть наряду с
основной выполняет и другие функции (руководящие разъяснения пленума
Верховного суда РФ, законодательная инициатива, деятельность судебных
исполнителей).
ЛИТЕРАТУРА
1. Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред.проф. В.М.
Корельского и проф. В.Д. Перевалова – М.: ИНФРА-М, 2000.
2. Венгерова А.Б. Теория государства и права Учебник для юридических
вузов – М.: Юриспруденция, 1999.
3. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. Учебно –
методическое пособие. Краткий учебник для вузов. – М.: ИНФРА-М, 1999.
4. Проблемы теории государства и права. Учебное пособие. / Под ред. М.Н.
Марченко – М.: Проспект, 1999.
5. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. –
М.: Зерцало, 1998.
6. Клименко А.В., Румынина В.В. Теория государства и права: Учеб.пособие
для студ. Учреждений сред.проф.образования.-М.: Мастерство: Высшая
школа, 2000.
7. Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права – М.: Теис,
1996.
8. Морозова Л.А. Функции Российского государства на современном этапе //
Государство и право. 1993 № 6.
9. Денисов А.И. Сущность и формы государства. М., 1960.
10. Каск Л.И. Функции и структура государства. Л., 1969.
11. Теория государства и права / Отв.ред. Н.А. Катаев, В.В. Лазарев – Уфа,
1994.
12. Обществознание. Пособие для поступающих в вузы Российской Федерации.
Под ред.проф. М.Н. Марченко. – М.: Зерцало, 2000.
13. Черноголовкин Н.В. Теория функций социалистического государства. М.,
1970.
14. Лившиц Р.З. Государство и право в современном обществе // Теория
права: новые идеи. М., 1991. Вып. 1.
15. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. Учебник – М.: Проспект,
1999.
16. Механизм диктатуры монополий / Отв.ред. И.Д. Левин, В.А. Туманов – М.,
1974.
17. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием
12.12.1993.
18. Закон РСФСР от 18.10.1991 № 1761-1 «О реабилитации жертв политических
репрессий» (в ред. от 07.08.2000)
19. Федеральный закон от 30.09.1997 № 127-ФЗ «О повышении минимального
размера пенсий, порядке индексации и перерасчета государственных
пенсий в РФ в 1997 году» принят Генеральный директор РФ 19.09.1997.
20. Закон РФ от 10.07.1997 № 3266-1 «Об образовании» (в ред. от
07.08.2000)
21. Закон РФ от 28.06.1991 № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в
Российской Федерации» (в ред. от 01.07.1994)
22. «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» утв. ВС РФ
09.10.1992 № 3612-1 (в ред. от 23.06.1999)
23. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях утв. ВС РСФСР
20.06.1984 (в ред. от 02.01.2000)
24. Закон РСФСР от 19.12.1991 № 2060-1 «Об охране окружающей природной
среды» (в ред. от 02.06.1993)
25. Закон РФ от 27.12.1991 № 2118-1 «Об основах налоговой системы в РФ» (в
ред. от 05.08.2000)
26. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ принят Генеральный директор
ФС РФ 24.05.1996 (в ред. от 09.07.1999)
27. Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» принят
Генеральный директор ФС РФ от 24.04.96 (в ред. от 30.12.1999)
-----------------------
[1] Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. Проф. В.М.
Корельского и проф. В.Д. Перевалова. – М.: ИНФРА-М, 2000, с. 114.
[2] Венгеров А.Б. Теория государства и права. М.: Юриспруденция, 1999, с.
141.
[3] Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. Учебно-
методическое пособие. Краткий учебник для вузов. – М.: ИНФРА-М, 1999, с.
215.
[4] Проблемы теории государства и права. Учебное пособие. / Под ред. М.Н.
Марченко – М.: Проспект, 1999, с. 144.
[5] Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. – М.:
Зерцало, 1998, с. 80.
[6] Клименко А.В., Румынина В.В. Теория государства и права: Учеб.пособие
для студентов учреждений сред.проф.образования – М.: Высшая школа, 2000, с.
99.
[7] Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права – М.: Теис,
1996, стр. 5.
[8] Морозова Л.А. Функции Российского государства на современном этапе //
Государство и право. 1993 № 6, с. 98-108.
[9] Денисов А.И. Сущность и формы государства. М., 1960, с. 9-10.
[10] Каск Л.И. Функции и структура государства. Л., 1969, с. 8-11.
[11] Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко, с.
85.
[12] Теория государства и права / Отв.ред. Н.А. Катаев, В.В. Лазарев – Уфа,
1994, с. 166.
[13] Обществознание. Пособие для поступающих в вузы Российской Федерации /
Под ред. М.Н. Марченко – М.: Зерцало, 2000, с. 291.
[14] Черноголовкин Н.В. Теория функций социалистического государства. М.,
1970, с. 134-135.
[15] Лившиц Р.З. Государство и право в современном обществе // Теория
права: новые идеи. М., 1991. Вып. 1. с. 13.
[16] Обществознание. Пособие для поступающих в вузы Российской Федерации,
с. 290-291.
[17] Клименко А.В., Румынина В.В. Теория государства и права, с. 100-101.
[18] Спиридонов Л.И. Теория государства и права. Учебник – М.: Проспект,
1999, с. 47-48.
[19] Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права, с 219-221.
[20] Механизм диктатуры монополий / Отв.ред. И.Д. Левин, В.А. Туманов – М.,
1974, с. 33.
[21] Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием
12.12.1993, ст. 39.
[22] Закон РСФСР от 18.10.1991 № 1761-1 «О реабилитации жертв политических
репрессий» (посл.ред. от 07.08.2000)
[23] Федеральный закон от 30.09.1997 № 127-ФЗ «О повышении минимального
размера пенсий, порядке индексации и перерасчета государственных пенсий в
РФ в 1997 году принят Генеральный директор РФ 19.09.1997.
[24] Закон РФ от 10.07.1997 № 3266-1 «Об образовании» (в ред. от
07.08.2000)
[25] Закон РФ от 28.06.1991 № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в
Российской Федерации» (в ред. от 01.07.1994)
[26] «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» утв. ВС РФ
09.10.1992 № 3612-1 (в ред. от 23.06.1999)
[27] Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием
12.12.1993.
[28] Кодекс РСФСР об административных правонарушениях утв. ВС РСФСР
20.06.1984 (в ред. от 02.01.2000) ст. 50-87
[29] Закон РСФСР от 19.12.1991 № 2060-1 «Об охране окружающей природной
среды» (в ред. от 02.06.1993)
[30] Закон РФ от 27.12.1991 № 2118-1 «Об основах налоговой системы в РФ» (в
ред. от 05.08.2000)
[31] Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права, с. 217.
[32] Конституция Российской Федерации ст. 59, п. 1.
[33] Там же ст. 59, п. 3.
[34] Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ принят Генеральный директор
ФС РФ 24.05.1996 (в ред. от 09.07.1999) ст. 238-269.
[35] Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» принят
Генеральный директор ФС РФ от 24.04.96 (в ред. от 30.12.1999)
[36] Спиридонов Л.И. Теория государства и права, с. 48.
[37] Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева –
М.: Юрист, 1994, с. 241-242.
Страницы: 1, 2
|