Функции государства
Функции государства
СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ 1
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА 4
1.1. Понятие и признаки функций государства 4
1.2. Эволюция функций государства 5
1.3. Классификация функций государства 7
1.4. Формы и методы осуществления функций государства 9
2. ОСНОВНЫЕ ВНУТРЕННИЕ ФУНКЦИИ 11
2.1. Политическая функция 12
2.2. Экономическая функция 13
2.3. Социальная функция 15
2.4. Экологическая функция 17
2.5. Налогообложение 19
2.6. Защита прав и свобод граждан 19
3. ОСНОВНЫЕ ВНЕШНИЕ ФУНКЦИИ 22
3.1. Функция обороны 23
3.2. Функция взаимодействия с другими государствами и
международными организациями 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
ЛИТЕРАТУРА 31
ВВЕДЕНИЕ
Вопросы о государстве, рассматриваемые в «Теории государства и права»,
его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу
основополагающих и остродискуссионных в государствоведении. Это объясняется
тем, что названные вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы
различных слоев общества. Рожденное противоречивым обществом государство
само неизбежно становится противоречивым, противоречивы его деятельность и
социальная роль. Как форма организации общества, призванная обеспечивать
его целостность и управляемость, государство выполняет потребности
общества, служит его интересам.[1]
Теория государства для описания, объяснения и прогнозирования
деятельной стороны государства использует понятие функции государства –
характеристики именно того, что и как государство «делает».[2]
В философии под функциями понимается внешнее проявление свойств какого
– либо объекта в определенной системе отношений. В юридической литературе
нет единства мнений относительно категории «функции государства». Под
последними обычно подразумеваются: основные направления, стороны или виды
деятельности государства, его практическая деятельность. Однако функции не
могут реализовываться внутри самой государственной организации: они
реализуются в воздействии на общественные отношения.
Возникнув как продукт общества, государство становится по отношению к
нему управляющей системой, силой, воздействующей на все важнейшие процессы,
происходящие в нем.
Функции государства – это направления деятельности, но не сама
деятельность.[3] В функциях государства выражаются его сущность, цели и
задачи. Функции государства сложное по своему содержанию явление.[4]
Вопрос о функциях государства имеет не только теоретическое, но и
практическое значение. Он позволяет взглянуть на государство не только со
стороны его формы, но и рассмотреть его под углом зрения его разносторонней
деятельности, функционирования. С помощью функций представляется возможным
с достаточно высокой точностью определить характер деятельности
государства, правильность выбора им на том или ином этапе его развития
приоритетов, наконец, уровень его организованности и эффективности.[5]
Рассматриваемая в настоящей курсовой работе тема приобретает все
большее значение в новых политических условиях, когда Российской
государство начинает создавать свою политическую систему, укреплять
властную вертикаль. Цель данной работы определить перечень функций,
присущих государству.
1. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
1.1. Понятие и признаки функций государства
Функциями государства называют основные, социально значимые
направления его деятельности, выражающие сущность государства и
соответствующие главным задачам определенного исторического этапа разки
вития общества, а также механизм государственного воздействия на
происходящие в нем процессы.[6]
В функциях государства выражается его сущность, его предназначение и
структура государства, т.е. его внутреннее строение, которое определяется в
первую очередь его назначением и направлением деятельности, которую оно
осуществляет. Предназначение государства, проявляющееся в его функциях,
есть объективная необходимость выполнения общественно полезной, социально
обусловленной деятельности.[7]
Иногда понятие функций государства ограничивается представлением об
основных направлениях деятельности государства лишь «по управлению
обществом» или, наоборот, расширяется за счет включения в их понятие и
содержание «механизма государственного воздействия на развитие общественных
процессов».[8] Кроме того, ранее существовала точка зрения на функции
государства как на предметно-политическую характеристику содержания его
деятельности.[9]
Существенными признаками функций государства являются:
- предметная деятельность государства в важнейших сферах общественной
жизни;
- направленность этой деятельности на выполнение тех задач и целей,
которые стоят на конкретном историческом этапе развития общества;
- определенные формы (чаще всего правовые) реализации государственных
функций, связанные с применением особых, в том числе властно-
принудительных, методов.[10]
Формирование функций происходит в процессе становления и развития
государства. Последовательность возникновения тех или иных функций зависит
от важности и очередности задач, стоящих перед обществом. В разные
исторические периоды приоритетное значение могут приобретать различные цели
государства, а, следовательно - и его различные функции.
Каждая из функций государства имеет определенное содержание, которое
показывает, что делает государство, чем занимаются его органы, какие
вопросы они решают. Содержание функций не остается неизменным - оно
меняется вместе с изменениями, происходящими в обществе. На содержание
функций современных государств оказывают влияние национальные факторы,
научно-технический прогресс, процессы информатизации и др.
1.2. Эволюция функций государства
Появление тех или иных новых функций на различных этапах развития
государственности конкретных обществ не имеет строго предопределенного,
причинно - следственного характера, не жестко детерминировано новой
сущностью и формой государства. Вместе с тем такая более или менее
причинная зависимость все же характеризует функции государства, которые
представляют собой важнейшие направления деятельности государства в
определяющих областях его существования в экономической, политической,
социальной и иных. Основные функции наиболее "чутки" к сущностным
изменениям государства.
Иные же функции подвергаются мощному влиянию стабильных этнокультурных
пластов жизни общества, национальных, территориальных особенностей,
традиций и тому подобное. Поэтому новый тип государства, появившийся в
развитии конкретного государственно-организованного общества, может в явной
или скрытой форме сохранять и иногда развивать некоторые старые функции.
Делаем вывод, что, таким образом, в государственности того или иного
общества сохраняется преемственность функций, но действует и механизм
обновления функций. Например, на появление новых функций влияют
самоорганизационные, субъективные и даже случайностные (синергетические)
процессы, а не только та или иная степень зависимости функций от изменения
сущности и формы государства.
Функции не являются чем-то раз и навсегда, навечно данным,
фундаментальным, застывшим и неизменным. В зависимости от конкретно -
исторических условий элементы этих общих функций могут приобретать
самостоятельное значение, становясь в силу особой значимости
самостоятельными функциями. Это могут быть функции организации общественных
работ (например, строительство ирригационных сооружений в азиатских
странах), обеспечение прав и свобод граждан (современные развивающиеся
страны, в которых осуществляется переход к правовому государству), охраны
природы (в странах, где серьезно нарушено экологическое равновесие) и
другие.
В дополнение ко всему сказанному отметим, что в настоящее время более
важным становится выделение глобальных функций государства, характеризующих
деятельность современного государства в экологической, демографической,
сырьевой, космической сферах, в области создания и использования ядерной,
информационной технологий, в области защиты прав и свобод человека и в
других современных глобальных государственных сферах деятельности,
затрагивающих всю цивилизацию.
1.3. Классификация функций государства
В юридической теории существует множество оснований (критериев)
классификации функций государства. Ученые дают различный перечень этих
функций, по-разному их называют.
Их пытаются подразделять в зависимости от продолжительности их
существования и деятельности: постоянные, присущие государству на всех
этапах его развития, и временные. Первые выполняются государством в течение
длительного времени и чаще всего присущи государству на ряде этапов его
существования. Вторые - обусловлены конкретным периодом общественного
развития и по мере перехода к иному периоду утрачивают свое значение.
В зависимости от социальной значимости на выражающие интересы правящих
классов, слоев, групп, или представляющие, концентрирующие в себе интересы
всего общества.
Предпринимаются попытки классификации функций государства,
базирующиеся на принципе разделения властей. В соответствии с данным
критерием функции подразделяются на законодательные (правотворческие),
управленческие и судебные.[11] Каждая из названных функций осуществляется,
как правило, не одним, а совокупностью государственных органов,
принадлежащих к определенной ветви власти – законодательной, исполнительной
и судебной.[12]
Кроме того, существуют классификации: по сферам «приложения» и
осуществления (политические, идеологические, социальные, экономические), по
формам реализации (правотворческие, правоохранительные,
правоприменительные), на основании территориального масштаба, в пределах
которого они реализуются (федеративные и унитарные).[13]
По важности в общественной жизни функции делят на основные и
неосновные (подфункции).[14] К последним относят: учет и координация
интересов различных групп населения, защита меньшинств; вмешательство в
экономику с целью социальной защиты человека; охрана окружающей среды;
поддержание общественного порядка[15], организация статистического учета.
Однако данная классификация вызывает возражения в юридической науке. Ряд
ученых полагает, что поскольку функциями государства являются основные
направления его деятельности, признание каких-либо функций неосновными
некорректно.
Наиболее распространенной и широко признанной является классификация
функций государства по объекту воздействия на внутренние и внешние.[16]
1.4. Формы и методы осуществления функций государства
Государство осуществляет свои функции в определенных формах. Формы
осуществления функций государства - это однородная деятельность органов
государства, посредством которой реализуются его функции.
Формы осуществления функций государства делятся на правовые и
организационные.
К правовым формам относятся:
- правотворческая форма (разработка и принятие юридических норм, издание
нормативно-правовых актов);
- правоисполнительская форма (принятие мер по исполнению норм права,
издание индивидуальных актов применения права (приговор суда и др.));
- правоохранительная форма (контроль и надзор за соблюдением и
исполнением норм, а также применение принудительных мер к их
нарушителям).
Организационными формами осуществления функций государства являются
следующие:
- организационно-регламентирующая (текущая деятельность государственных
структур по обеспечению функционирования органов государства,
связанная с подготовкой проектов документов, организацией выборов и т.
д.);
- организационно-хозяйственная (оперативно-техническая хозяйственная
работа, связанная с бухучетом, статистикой, снабжением и т. д.);
- организационно-идеологическая (повседневная идеологическая работа,
связанная с разъяснением вновь изданных нормативных актов и
формированием общественного мнения).[17]
Государство может осуществлять свои функции и в так называемых
внеправовых формах, т. е. помимо права и даже вопреки ему. В частности,
добиваться своих целей с помощью насилия, угроз, не издавая и не реализуя
правовые нормы. Современным демократическим государствам это, однако,
несвойственно.
Другим основанием для классификации функций государства является
характер государственного воздействия на общественные отношения. В
соответствии с ним все функции могут быть разделены на охранительные и
регулятивные.
Охранительные функции - это деятельность государства, направленная на
обеспечение охраны всех существующих общественных отношений (охрана прав и
свобод граждан, экологическая функция, защита государства от внешней
угрозы).
Регулятивные функции - это деятельность государства, направленная на
развитие существующих общественных отношений (экономическая, функция
взаимодействия с другими государствами).
2. ОСНОВНЫЕ ВНУТРЕННИЕ ФУНКЦИИ
Внутренние функции - это основные направления деятельности государства
внутри страны. К внутренним функциям государства относятся:
1. функция охраны законности и правопорядка, прав и свобод граждан
государства;
2. функция легализованного осуществления принуждения в отношении
различных социальных групп и индивидуумов;
3. политическая функция (обеспечение народовластия и государственного
суверенитета);
4. экономическая функция (выработка экономической политики, формирование
и контроль за расходованием государственного бюджета, установление
системы налогообложения, ценовой политики, управление государственными
предприятиями и т. д.);
5. социальная функция (создание системы социальной защиты населения,
систем здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения и т. д.);
6. экологическая функция (деятельность, направленная на охрану,
восстановление и улучшение природных условий жизни людей);
7. идеологическая функция (пропаганда определенных идей и ценностей с
помощью государственных средств массовой информации, воспитание в духе
официальной идеологии подрастающего поколения и т. д.).[18]
Такой набор функций государства - свидетельство полного
огосударствления общества, характерное для тоталитарных режимов. С
изменением социальной структуры общества на современном этапе насилие в
отношении многих социальных групп перестает быть актуальным. Государство
уменьшает свое присутствие в экономике. Не может быть признана главной и
идеологическая функция: общество должно развиваться в условиях
идеологического и политического плюрализма. На первый план выходит охрана
интересов, прав и свобод человека. В деятельности государства важны также
учет и координация интересов различных групп населения, защита прав
меньшинств, охрана окружающей среды.[19]
Рассмотрим каждую из функций государства подробнее.
2.1. Политическая функция
Все функции государства носят политический характер, однако в
политической области действует целая система политических институтов,
учреждений государственных органов, через которые осуществляется функции
народовластия. Это прежде всего представительные органы, выбираемые народом
и уполномоченные от имени народа осуществлять государственную власть в
стране, органы местного самоуправления, а так же осуществление народом
своей власти непосредственно, через референдум.
Обладая верховенством в системе государственной организации,
представительные органы сосредотачивают в своих руках государственное
руководство обществом, выполняют функцию публичной власти, защиты
конституционного строя. Содержание данной функции составляют:
- реализация волеизъявления народа в форме законодательства
(правотворчества);
- обеспечение государственного суверенитета, определение правового
положения конкретных территорий и управление ими;
- официальное представительство общества, т.е. будучи носителем
политической власти, государство представляет собой юридическую
личность, субъект права. Вместе с тем осуществление функции
обеспечения народовластия предполагает наличие правовых отношений
между государством и обществом, зависимость государства от общества,
ответственность перед ним;
- защита конституционного строя, которая реализуется как специальными
органами (Конституционным судом), так и непосредственно народом, путем
осуществления права на сопротивление любой попытке насильственного
изменения или устранения существующего конституционного строя.
2.2. Экономическая функция
Эта функция государства сильно изменилась в ходе исторического
Страницы: 1, 2
|