МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Функции государства

    Функции государства

    СОДЕРЖАНИЕ

    СОДЕРЖАНИЕ 1

    ВВЕДЕНИЕ 2

    1. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА 4

    1.1. Понятие и признаки функций государства 4

    1.2. Эволюция функций государства 5

    1.3. Классификация функций государства 7

    1.4. Формы и методы осуществления функций государства 9

    2. ОСНОВНЫЕ ВНУТРЕННИЕ ФУНКЦИИ 11

    2.1. Политическая функция 12

    2.2. Экономическая функция 13

    2.3. Социальная функция 15

    2.4. Экологическая функция 17

    2.5. Налогообложение 19

    2.6. Защита прав и свобод граждан 19

    3. ОСНОВНЫЕ ВНЕШНИЕ ФУНКЦИИ 22

    3.1. Функция обороны 23

    3.2. Функция взаимодействия с другими государствами и

    международными организациями 25

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28

    ЛИТЕРАТУРА 31

    ВВЕДЕНИЕ

    Вопросы о государстве, рассматриваемые в «Теории государства и права»,

    его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу

    основополагающих и остродискуссионных в государствоведении. Это объясняется

    тем, что названные вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы

    различных слоев общества. Рожденное противоречивым обществом государство

    само неизбежно становится противоречивым, противоречивы его деятельность и

    социальная роль. Как форма организации общества, призванная обеспечивать

    его целостность и управляемость, государство выполняет потребности

    общества, служит его интересам.[1]

    Теория государства для описания, объяснения и прогнозирования

    деятельной стороны государства использует понятие функции государства –

    характеристики именно того, что и как государство «делает».[2]

    В философии под функциями понимается внешнее проявление свойств какого

    – либо объекта в определенной системе отношений. В юридической литературе

    нет единства мнений относительно категории «функции государства». Под

    последними обычно подразумеваются: основные направления, стороны или виды

    деятельности государства, его практическая деятельность. Однако функции не

    могут реализовываться внутри самой государственной организации: они

    реализуются в воздействии на общественные отношения.

    Возникнув как продукт общества, государство становится по отношению к

    нему управляющей системой, силой, воздействующей на все важнейшие процессы,

    происходящие в нем.

    Функции государства – это направления деятельности, но не сама

    деятельность.[3] В функциях государства выражаются его сущность, цели и

    задачи. Функции государства сложное по своему содержанию явление.[4]

    Вопрос о функциях государства имеет не только теоретическое, но и

    практическое значение. Он позволяет взглянуть на государство не только со

    стороны его формы, но и рассмотреть его под углом зрения его разносторонней

    деятельности, функционирования. С помощью функций представляется возможным

    с достаточно высокой точностью определить характер деятельности

    государства, правильность выбора им на том или ином этапе его развития

    приоритетов, наконец, уровень его организованности и эффективности.[5]

    Рассматриваемая в настоящей курсовой работе тема приобретает все

    большее значение в новых политических условиях, когда Российской

    государство начинает создавать свою политическую систему, укреплять

    властную вертикаль. Цель данной работы определить перечень функций,

    присущих государству.

    1. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

    1.1. Понятие и признаки функций государства

    Функциями государства называют основные, социально значимые

    направления его деятельности, выражающие сущность государства и

    соответствующие главным задачам определенного исторического этапа разки

    вития общества, а также механизм государственного воздействия на

    происходящие в нем процессы.[6]

    В функциях государства выражается его сущность, его предназначение и

    структура государства, т.е. его внутреннее строение, которое определяется в

    первую очередь его назначением и направлением деятельности, которую оно

    осуществляет. Предназначение государства, проявляющееся в его функциях,

    есть объективная необходимость выполнения общественно полезной, социально

    обусловленной деятельности.[7]

    Иногда понятие функций государства ограничивается представлением об

    основных направлениях деятельности государства лишь «по управлению

    обществом» или, наоборот, расширяется за счет включения в их понятие и

    содержание «механизма государственного воздействия на развитие общественных

    процессов».[8] Кроме того, ранее существовала точка зрения на функции

    государства как на предметно-политическую характеристику содержания его

    деятельности.[9]

    Существенными признаками функций государства являются:

    - предметная деятельность государства в важнейших сферах общественной

    жизни;

    - направленность этой деятельности на выполнение тех задач и целей,

    которые стоят на конкретном историческом этапе развития общества;

    - определенные формы (чаще всего правовые) реализации государственных

    функций, связанные с применением особых, в том числе властно-

    принудительных, методов.[10]

    Формирование функций происходит в процессе становления и развития

    государства. Последовательность возникновения тех или иных функций зависит

    от важности и очередности задач, стоящих перед обществом. В разные

    исторические периоды приоритетное значение могут приобретать различные цели

    государства, а, следовательно - и его различные функции.

    Каждая из функций государства имеет определенное содержание, которое

    показывает, что делает государство, чем занимаются его органы, какие

    вопросы они решают. Содержание функций не остается неизменным - оно

    меняется вместе с изменениями, происходящими в обществе. На содержание

    функций современных государств оказывают влияние национальные факторы,

    научно-технический прогресс, процессы информатизации и др.

    1.2. Эволюция функций государства

    Появление тех или иных новых функций на различных этапах развития

    государственности конкретных обществ не имеет строго предопределенного,

    причинно - следственного характера, не жестко детерминировано новой

    сущностью и формой государства. Вместе с тем такая более или менее

    причинная зависимость все же характеризует функции государства, которые

    представляют собой важнейшие направления деятельности государства в

    определяющих областях его существования в экономической, политической,

    социальной и иных. Основные функции наиболее "чутки" к сущностным

    изменениям государства.

    Иные же функции подвергаются мощному влиянию стабильных этнокультурных

    пластов жизни общества, национальных, территориальных особенностей,

    традиций и тому подобное. Поэтому новый тип государства, появившийся в

    развитии конкретного государственно-организованного общества, может в явной

    или скрытой форме сохранять и иногда развивать некоторые старые функции.

    Делаем вывод, что, таким образом, в государственности того или иного

    общества сохраняется преемственность функций, но действует и механизм

    обновления функций. Например, на появление новых функций влияют

    самоорганизационные, субъективные и даже случайностные (синергетические)

    процессы, а не только та или иная степень зависимости функций от изменения

    сущности и формы государства.

    Функции не являются чем-то раз и навсегда, навечно данным,

    фундаментальным, застывшим и неизменным. В зависимости от конкретно -

    исторических условий элементы этих общих функций могут приобретать

    самостоятельное значение, становясь в силу особой значимости

    самостоятельными функциями. Это могут быть функции организации общественных

    работ (например, строительство ирригационных сооружений в азиатских

    странах), обеспечение прав и свобод граждан (современные развивающиеся

    страны, в которых осуществляется переход к правовому государству), охраны

    природы (в странах, где серьезно нарушено экологическое равновесие) и

    другие.

    В дополнение ко всему сказанному отметим, что в настоящее время более

    важным становится выделение глобальных функций государства, характеризующих

    деятельность современного государства в экологической, демографической,

    сырьевой, космической сферах, в области создания и использования ядерной,

    информационной технологий, в области защиты прав и свобод человека и в

    других современных глобальных государственных сферах деятельности,

    затрагивающих всю цивилизацию.

    1.3. Классификация функций государства

    В юридической теории существует множество оснований (критериев)

    классификации функций государства. Ученые дают различный перечень этих

    функций, по-разному их называют.

    Их пытаются подразделять в зависимости от продолжительности их

    существования и деятельности: постоянные, присущие государству на всех

    этапах его развития, и временные. Первые выполняются государством в течение

    длительного времени и чаще всего присущи государству на ряде этапов его

    существования. Вторые - обусловлены конкретным периодом общественного

    развития и по мере перехода к иному периоду утрачивают свое значение.

    В зависимости от социальной значимости на выражающие интересы правящих

    классов, слоев, групп, или представляющие, концентрирующие в себе интересы

    всего общества.

    Предпринимаются попытки классификации функций государства,

    базирующиеся на принципе разделения властей. В соответствии с данным

    критерием функции подразделяются на законодательные (правотворческие),

    управленческие и судебные.[11] Каждая из названных функций осуществляется,

    как правило, не одним, а совокупностью государственных органов,

    принадлежащих к определенной ветви власти – законодательной, исполнительной

    и судебной.[12]

    Кроме того, существуют классификации: по сферам «приложения» и

    осуществления (политические, идеологические, социальные, экономические), по

    формам реализации (правотворческие, правоохранительные,

    правоприменительные), на основании территориального масштаба, в пределах

    которого они реализуются (федеративные и унитарные).[13]

    По важности в общественной жизни функции делят на основные и

    неосновные (подфункции).[14] К последним относят: учет и координация

    интересов различных групп населения, защита меньшинств; вмешательство в

    экономику с целью социальной защиты человека; охрана окружающей среды;

    поддержание общественного порядка[15], организация статистического учета.

    Однако данная классификация вызывает возражения в юридической науке. Ряд

    ученых полагает, что поскольку функциями государства являются основные

    направления его деятельности, признание каких-либо функций неосновными

    некорректно.

    Наиболее распространенной и широко признанной является классификация

    функций государства по объекту воздействия на внутренние и внешние.[16]

    1.4. Формы и методы осуществления функций государства

    Государство осуществляет свои функции в определенных формах. Формы

    осуществления функций государства - это однородная деятельность органов

    государства, посредством которой реализуются его функции.

    Формы осуществления функций государства делятся на правовые и

    организационные.

    К правовым формам относятся:

    - правотворческая форма (разработка и принятие юридических норм, издание

    нормативно-правовых актов);

    - правоисполнительская форма (принятие мер по исполнению норм права,

    издание индивидуальных актов применения права (приговор суда и др.));

    - правоохранительная форма (контроль и надзор за соблюдением и

    исполнением норм, а также применение принудительных мер к их

    нарушителям).

    Организационными формами осуществления функций государства являются

    следующие:

    - организационно-регламентирующая (текущая деятельность государственных

    структур по обеспечению функционирования органов государства,

    связанная с подготовкой проектов документов, организацией выборов и т.

    д.);

    - организационно-хозяйственная (оперативно-техническая хозяйственная

    работа, связанная с бухучетом, статистикой, снабжением и т. д.);

    - организационно-идеологическая (повседневная идеологическая работа,

    связанная с разъяснением вновь изданных нормативных актов и

    формированием общественного мнения).[17]

    Государство может осуществлять свои функции и в так называемых

    внеправовых формах, т. е. помимо права и даже вопреки ему. В частности,

    добиваться своих целей с помощью насилия, угроз, не издавая и не реализуя

    правовые нормы. Современным демократическим государствам это, однако,

    несвойственно.

    Другим основанием для классификации функций государства является

    характер государственного воздействия на общественные отношения. В

    соответствии с ним все функции могут быть разделены на охранительные и

    регулятивные.

    Охранительные функции - это деятельность государства, направленная на

    обеспечение охраны всех существующих общественных отношений (охрана прав и

    свобод граждан, экологическая функция, защита государства от внешней

    угрозы).

    Регулятивные функции - это деятельность государства, направленная на

    развитие существующих общественных отношений (экономическая, функция

    взаимодействия с другими государствами).

    2. ОСНОВНЫЕ ВНУТРЕННИЕ ФУНКЦИИ

    Внутренние функции - это основные направления деятельности государства

    внутри страны. К внутренним функциям государства относятся:

    1. функция охраны законности и правопорядка, прав и свобод граждан

    государства;

    2. функция легализованного осуществления принуждения в отношении

    различных социальных групп и индивидуумов;

    3. политическая функция (обеспечение народовластия и государственного

    суверенитета);

    4. экономическая функция (выработка экономической политики, формирование

    и контроль за расходованием государственного бюджета, установление

    системы налогообложения, ценовой политики, управление государственными

    предприятиями и т. д.);

    5. социальная функция (создание системы социальной защиты населения,

    систем здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения и т. д.);

    6. экологическая функция (деятельность, направленная на охрану,

    восстановление и улучшение природных условий жизни людей);

    7. идеологическая функция (пропаганда определенных идей и ценностей с

    помощью государственных средств массовой информации, воспитание в духе

    официальной идеологии подрастающего поколения и т. д.).[18]

    Такой набор функций государства - свидетельство полного

    огосударствления общества, характерное для тоталитарных режимов. С

    изменением социальной структуры общества на современном этапе насилие в

    отношении многих социальных групп перестает быть актуальным. Государство

    уменьшает свое присутствие в экономике. Не может быть признана главной и

    идеологическая функция: общество должно развиваться в условиях

    идеологического и политического плюрализма. На первый план выходит охрана

    интересов, прав и свобод человека. В деятельности государства важны также

    учет и координация интересов различных групп населения, защита прав

    меньшинств, охрана окружающей среды.[19]

    Рассмотрим каждую из функций государства подробнее.

    2.1. Политическая функция

    Все функции государства носят политический характер, однако в

    политической области действует целая система политических институтов,

    учреждений государственных органов, через которые осуществляется функции

    народовластия. Это прежде всего представительные органы, выбираемые народом

    и уполномоченные от имени народа осуществлять государственную власть в

    стране, органы местного самоуправления, а так же осуществление народом

    своей власти непосредственно, через референдум.

    Обладая верховенством в системе государственной организации,

    представительные органы сосредотачивают в своих руках государственное

    руководство обществом, выполняют функцию публичной власти, защиты

    конституционного строя. Содержание данной функции составляют:

    - реализация волеизъявления народа в форме законодательства

    (правотворчества);

    - обеспечение государственного суверенитета, определение правового

    положения конкретных территорий и управление ими;

    - официальное представительство общества, т.е. будучи носителем

    политической власти, государство представляет собой юридическую

    личность, субъект права. Вместе с тем осуществление функции

    обеспечения народовластия предполагает наличие правовых отношений

    между государством и обществом, зависимость государства от общества,

    ответственность перед ним;

    - защита конституционного строя, которая реализуется как специальными

    органами (Конституционным судом), так и непосредственно народом, путем

    осуществления права на сопротивление любой попытке насильственного

    изменения или устранения существующего конституционного строя.

    2.2. Экономическая функция

    Эта функция государства сильно изменилась в ходе исторического

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.