МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Бюджетный процесс в Украине

    Бюджетный процесс в Украине

    БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС В УКРАИНЕ

    ВВЕДЕНИЕ

    Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической

    структуры любого современного общества играет государственное

    регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической

    политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству

    осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый

    механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является

    государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство

    образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных

    фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на

    государственные органы функций.

    Экономические и политические реформы, проводимые в Украине с начала

    девяностых годов, также не могли не затронуть сферу государственных

    финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет,

    являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства,

    дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику,

    финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие

    приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее

    защищенным слоям населения.

    Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в

    большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование

    финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет

    отвечать требованиям времени.

    1. ПЛАНИРОВАНИЕ, СОСТАВЛЕНИЕ, РАССМОТРЕНИЕ И УТВЕРЖДЕНИЕ БЮДЖЕТА

    Бюджетный процесс – это регламентированный законодательством порядок

    составления, рассмотрения, утверждения бюджетов, их исполнения и контроль

    за их исполнением, утверждения отчетов о выполнении бюджетов, которые

    составляют бюджетную систему Украины. Бюджетный процесс предусматривает

    разработку нормативно-правовых и организационных основ, дающих

    представление о конкретных формах организации этой работы в центре и на

    местах, о распределении функций в исполнении бюджета между органами

    государственной власти, хозяйственного управления, планово-финансовыми

    органами и учреждениями банков, объединениями, предприятиями, бюджетными

    учреждениями, но всей территории страны.

    Содержание бюджетного планирования более широкое: оно включает также

    вопросы теории и методологии составления бюджетов всех уровней и всех

    финансовых планов народного хозяйства Украины.

    В процессе бюджетного планирования решаются такие задачи как:

    - организация составления финансовых планов в народном хозяйстве, их

    органическая увязка с общей финансовой программой государства на

    предстоящий период; увязка с соответствующими показателями проекта плана

    социально-экономического развития страны;

    - установление общего объема финансовых ресурсов и, их распределение по

    отдельным министерствам, ведомствам и отраслям народного хозяйства,

    регионам страны; выявление размеров собствённых ресурсов хозяйства, которые

    могут быть направлены на их развитие; определение и обоснование

    государственного (местного) бюджета по всем источникам поступления доходов

    в соответствии с финансовыми планами субъектов хозяйствования;

    - определение всех направлений расходования Государственного (местного)

    бюджета и выделение их целевого назначения как в общем объеме, так и по

    видам затрат в соответствии с бюджетной классификацией;

    - установление общих финансовых связей в народном хозяйстве,

    определение необходимых пропорций и соотношений между централизованными и

    децентрализованными финансами, установление степени участия каждого из

    финансовых планов в финансовом обеспечении потребностей расширенного

    воспроизводства, развития экономики и непроизводственной сферы;

    - предоставление в распоряжение органов государственной власти

    централизованного фонда денежных средств, предназначенных для проведения

    как общенациональных мероприятий, так и социально-экономических и

    культурных мероприятий отдельных регионов;

    - проведение и организация работы по мобилизации денежных поступлений

    или финансовых ресурсов и определение возможностей обеспечения ими всех

    отраслей экономики, находящихся на бюджетном финансировании;

    - осуществление государственного финансового контроля за ходом

    исполнения бюджета.

    При осуществлении бюджетного планирования важно руководствоваться его

    основными принципами, в числе которых следует выделить:

    - демократизацию бюджетных отношений, состоящую и том, что при

    планировании необходимо учитывать оптимальные взаимосвязи между

    Государственным или консолидированным бюджетом и местными бюджетами, во-

    первых, а также между бюджетными звеньями внутри местных бюджетов, во-

    вторых;

    - приоритетное значение бюджетного планирования во всей совокупности

    финансовых планов;

    - единство системы бюджетных планов. Бюджетные планы должны быть

    согласованы как по доходной, так и по расходной части по всем звеньям

    бюджетной системы Украины;

    - директивность и целевой характер бюджетных назначений и обязательств;

    - органическую связь бюджетного планирования с планами социально-

    экономического развития страны и регионов.

    Бюджетное планирование осуществляется непосредственно Министерством

    финансов Украины и местными финансовыми органами в соответствии с

    предоставленными им правами. Основы бюджетного планирования, права и

    обязанности плановых органов определены в законе "О бюджетной системе

    Украины", а также в законе "О местных Советах народных депутатов, местном и

    региональном самоуправлении", в Правилах составления и исполнения

    Государственного бюджета Украины, в законе "О внесении изменений и

    дополнений в Закон Украинской ССР "О бюджетной системе Украинской ССР" и

    др.

    Составление Государственного бюджета Украины предусматривает разработку

    плана в два этапа.

    На первом этапе (стадии) осуществляется сводное бюджетное планирование,

    в ходе которого определяются основные направления плановой работы, пути и

    средства мобилизации финансовых ресурсов, изыскиваются возможности для

    балансовой увязки намечаемых доходов и расходов государства на предстоящий

    период, рассматривается возможный дефицит бюджета и источники его покрытия.

    Главной задачей сводного планирования выступает формирование важнейших

    народнохозяйственных пропорций развития экономики на предстоящий период.

    Вместе с тем в числе задач сводного бюджетного планирования следует

    выделить определение факторов экономического роста, а также факторов,

    влияющих на бюджетную политику страны.

    Основой сводного бюджетного планирования являются синтетические

    балансовые расчеты, обобщающие укрупненные показатели, такие как совокупный

    общественный продукт, валовой внутренний продукт, национальный доход,

    прибыль. полученная в масштабе всего народного хозяйства, уровень

    потребления, уровень доходов граждан, минимальный потребительский бюджет и

    т.д. Централизованным плановым органом Украины на этой стадии в первую

    очередь разрабатывается баланс народного хозяйства представляющий систему

    сводных экономических таблиц, иными словами, сбалансированных и

    взаимоувязанных натуральных и стоимостных балансов, которые дают

    представление о движении (производстве, распределении и использовании)

    совокупного общественного продукта и национального дохода, о соотношении

    доходов и расходов государства, складывающихся в соответствии с намеченными

    проектировками плана; о денежных доходах и расходах населения, о валютных

    поступлениях и расходах в иностранной валюте.

    Сводное планирование служит предварительной стадией плановой работы в

    условиях многовариантности разработки проекта плана.

    На втором этапе (стадии) производится адресное бюджетное планирование,

    установление конкретных связей с бюджетом всех финансовых планов народного

    хозяйства. Затем эти бюджеты принимают форму финансовых обязательств.

    Для полного учета всех финансовых ресурсов, а также выявлений средней

    финансовой обеспеченности Автономной Республики Крым, административно-

    территориальных единиц соответствующими исполнительный орган власти

    составляет территориальный сводный баланс финансовых ресурсов, данные

    которого могут быть учтены при определении размеров субвенций.

    Кабинет Министров Украины доводит до исполнительных органов власти

    Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя следующие

    показатели:

    - проектные нормативы отчислений от регулирующих доходов и суммы

    контингентов этих доходов;

    - размер дотаций и субвенций, которые предусматриваются к выплате из

    Государственного бюджета Украины и их целевое назначение;

    - перечень расходов, которые предусматривается передать из

    Государственного бюджета Украины для финансирования бюджетов Автономной

    Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя.

    Аналогичные показатели доводятся исполнительными органами власти

    высшего уровня непосредственно Советам народных депутатов и их

    исполнительным органам низшего уровня в сроки, которые обеспечивали бы

    утверждение бюджетов до начала бюджетного года.

    Составлению проектов бюджетов предшествует разработка основных

    прогнозных макропоказателей экономического и социального развития Украины

    на плановый год с выделением показателей объема валового внутреннего

    продукта, национального дохода, сводного баланса финансовых ресурсов,

    баланса доходов и расходов населения, платежного баланса, валютного плана.

    Обозначенные показатели разрабатываются до 1 июня года, предшествующего

    плановому, Министерством экономики Украины с участием Министерства

    финансов Украины, Национального банка Украины и других министерств и

    ведомств.

    На основании Основных прогнозных макропоказателей экономического и

    социального развития Украины на плановый год правительство Автономной

    Республики Крым, исполнительные комитеты областных, Киевского и

    Севастопольского городского Советов народных депутатов разрабатывают

    прогнозные показатели экономического и социального развития соответствующих

    административно - территориальных единиц.

    Одной из стадий бюджетного процесса является составление проекта

    Государственного бюджета. При составлении проекта исходят из того, что

    Государственный бюджет Украины обеспечивает средствами финансирования

    мероприятия экономического и социального развития страны, которые имеют

    общегосударственное значение, а также межгосударственные отношения.

    Посредством Государственного бюджета осуществляется перераспределение части

    финансовых ресурсов между административно-территориальными единицами

    Украины с учетом их экономического, социального, природного и

    экологического состояния. При этом учитывается необходимость выравнивания

    их финансового состояния.

    Порядок составления проекта бюджета состоит в том, что Верховный Совет

    Украины не позднее 15 июня текущего года разрабатывает и посылает

    Президенту Украины специальное постановление (бюджетную резолюцию) об

    основных направлениях бюджетной политики на предстоящий бюджетный год.

    Правила оформления проекта закона "О Государственном бюджете Украины"

    утверждаются Верховным Советом Украины. Расходы Государственного бюджета

    расписываются в проекте закона в разрезе министерств, ведомств и других

    органов государственной исполнительной власти. Если расходы на статью

    (часть, пункт, подпункт) превышают 0,1% суммы всех расходов

    Государственного бюджета Украины, эти расходы в законе подлежат дальнейшей

    детализации.

    Кабинет Министров Украины организует составление проекта

    Государственного бюджета в соответствии с правилами государственного

    регулирования экономического и социального развития Украины,

    межгосударственных отношений, обозначенных Верховным Советом Украины в

    бюджетной резолюции. Отклонения от требований бюджетной резолюции должны

    мотивироваться и быть обозначены отдельно.

    На основании "Основных прогнозных макропоказателей экономического и

    социального развития Украины" на плановый год и финансовых возможностей

    страны Министерство финансов Украины составляет предварительный проект

    сводного бюджета Украины и доводит соответствующие прогнозные показатели до

    министерств, ведомств и других органов государственной исполнительной

    власти.

    Министерства и ведомства в двухнедельный срок рассматривают

    представленные им показатели относительно проекта сводного бюджета и подают

    Министерству финансов Украины свои предложения, подкрепленные

    экономическими расчетами и обоснованиями.

    Министерство финансов Украины рассматривает указанные предложения с

    участием представителей соответствующих министерств и ведомств, готовит

    проект сводного и Государственного бюджетов Украины и до 15 августа подает

    их на рассмотрение Кабинета Министров Украины, а по вопросам, не

    согласованным с министерствами и ведомствами, докладывает Кабинету

    Министров Украины.

    На своем заседании Кабинет Министров рассматривает проект закона "О

    Государственном бюджете Украины", принимает окончательное решение

    относительно проекта закона и представляет его Президенту Украины,

    Президент Украины рассматривает проект закона "О Государственном бюджете" и

    в случае согласия с ним выносит его Верховному Совету Украины до 15

    сентября.

    В случае, если Президент Украины до 15.09. не подаст проект закона "О

    Государственном бюджете", Верховный Совет Украины может рассматривать

    вопрос относительно причин нарушения срока подачи проекта и ответственности

    за это служебных лиц.

    К проекту закона прилагаются: "Основные прогнозные макропоказатели

    экономического и социального развития Украины" (величина совокупного

    общественного продукта, национального дохода, национального продукта,

    прибыли, производительности общественного труда, уровень потребления и

    др.); сводный баланс финансовых ресурсов Украины; основные направления

    бюджетной и налоговой политики; предложения относительно взаимоотношений

    Государственного бюджета Украины с бюджетами Автономной Республики Крым,

    областей, городов Киева и Севастополя; объемы централизованных капитальных

    вложений с расчетами и обоснованиями по отдельным позициям и общие

    показатели консолидированного бюджета Украины.

    Для всех показателей доходов и расходов Государственного бюджета,

    внесенных в проект закона "О Государственном бюджете Украины", отдельно

    представляются расчеты и обоснования. Персональную ответственность за

    соблюдение этого правила песет Министр финансов Украины.

    Проект Государственного бюджета, разработанный и представленный

    Кабинетом Министров Украины в Верховный Совет Украины, предварительно

    обсуждается в Комиссиях по вопросам планирования, бюджета, налоговой

    политики, финансовой политики, политики ценообразования и в других

    постоянных комиссиях и подкомиссиях Верховного Совета Украины. По

    результатам его рассмотрения постоянные комиссии Верховного Совета готовят

    и представляют Верховному Совету заключение и предложения по

    совершенствованию бюджетного процесса.

    Верховный Совет Украины рассматривает проект закона "О Государственном

    бюджете Украины" в порядке, предусмотренном Регламентом Верховного Совета

    Украины.

    Если Президент Украины не подает проект закона "О Государственном

    бюджете Украины" в срок, Верховный Совет через Комиссию Верховного Совета

    по вопросам бюджета принимает постановление о порядке рассмотрения проекта

    закона, в котором изменяются сроки, указанные в Регламенте Верховного

    Совета Украины.

    Проект закона "О Государственном бюджете Украины" представляет на

    заседании Верховного Совета Президент Украины. С докладом о проекте закона

    выступает Министр финансов Украины или лицо, выполняющее его обязанности.

    По Государственному бюджету Верховный Совет утверждает:

    - предельный размер дефицита Государственного бюджета Украины и

    источники его покрытия;

    - суммы доходов Государственного бюджета Украины в соответствии с

    бюджетной классификацией;

    - суммы расходов Государственного бюджета относительно каждого

    распорядителя кредитов в соответствии с бюджетной классификацией, суммы

    дотаций, субвенций и размеры отчислений от регулирующих доходов в бюджеты

    Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя;

    - размер оборотной кассовой наличности Государственного бюджета

    Украины.

    Доходы и расходы целевых общегосударственных фондов, включенных в

    состав Государственного бюджета Украины, утверждаются по каждому фонду

    отдельно. Текущие расходы целевых общегосударственных фондов утверждаются

    Верховным Советом Украины в пределах доходов этих фондов. Запрещается

    использовать средства Пенсионного фонда Украины на другие цели, кроме

    предусмотренных Положением об этом фонде.

    В закон "О Государственном бюджете Украины" не допускается установление

    новых, изменение или устранение существующих налогов, сборов и платежей,

    внесение изменений в действующее законодательство. В случае необходимости

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.