МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Авторское право

    Авторское право

    Университет РАО

    Факультет журналистики

    Реферат по

    Правоведению

    на тему:

    «Авторское право»

    Москва, 2002 г.

    Введение

    Интеллектуальная собственность - очень тонкая материя. Идеи витают в

    воздухе. "Слово не воробей - вылетит, не поймаешь", - гласит русская

    пословица. Ну, а если это "слово" на самом деле - научная идея, ключ к

    завоеванию рынка или вообще любая концепция?

    Собственность защищали все цивилизации, все общественные системы,

    независимо, была ли эта собственность материализована.

    Научно-техническая революция заставила обратить внимание на "

    невидимую руку" прогресса человечества. Интеллект превращается в

    материальную силу, мысль материализуется в конкретные изобретения.

    Личные неимущественные права, согласно российскому законодательству, не

    отчуждаемы и, следовательно, не обратимы. Вместе с тем нельзя сказать, что

    они не имеют ценности. Например, право на имя может иметь вполне реальную

    ценность, как для автора, так и для работодателя, который охотно бы выкупил

    бы имя у автора право на имя, будь такая возможность предусмотрена

    законодательством. Поскольку законодательство такую возможность не

    предусматривает, работодатель вынужден искать более хитрые приемы,

    позволяющие обеспечить такое использование автором своего права на имя и

    других личных неимущественных прав, которые выгодны работодателю. При этом

    автор получает соответствующую компенсацию. Иначе говоря, даже личным

    неимущественным правам можно предать определенную оборотоспособность. В

    договорах, на основании которых происходит передача прав интеллектуальной

    собственности, обязательно отражается оценка передаваемых прав и порядок

    расчетов между сторонами.

    Авторское право - один из институтов гражданского права. Регулируемые

    им имущественные и личные неимущественные отношения связаны с созданием и

    использованием произведений литературы, науки и искусства. Авторское право

    как самостоятельный институт решает конкретные задачи, которые включают в

    себя всемирную охрану имущественных и личных неимущественных прав и

    законных интересов авторов; обеспечение правовыми средствами наиболее

    благоприятных условий для создания научных и художественных произведений;

    широкое использование их обществом.

    Защита авторских прав является одной из важнейших проблем в современном

    гражданском праве. Несмотря на то что сегодняшнее законодательство содержит

    достаточно эффективные механизмы защиты от незаконного внедоговорного

    использования произведений авторского права, тем не менее далеко не всегда

    эти механизмы реализуются на практике. Сложилось два подхода в определении

    юридической природы авторских прав.

    Первый, так называемый "проприетарный" подход основан на отождествлении

    права создателя на достигнутый результат с правом собственности лица,

    создавшего материальный объект. Так, в российском законодательстве XIX в.

    право автора на созданное им произведение трактовалось как право

    собственности, а предпринимателям предоставлялась возможность не только

    "покупать" авторское право на данное произведение, но и становиться

    собственником всего будущего творчества автора.

    Другой подход - через призму понятия исключительных прав. В юридической

    литературе существуют различные трактовки исключительного характера

    авторских прав: от толкования их как неотчуждаемых и неотторжимых от

    личности автора в течение всей его жизни до полного отрицания этого

    понятия.

    Понимание правовой природы авторских прав имеет важное практическое

    значение прежде всего для определения совокупности авторских правомочий,

    передача которых возможна, и к тому же для установления сущности авторских

    договоров, режима использования прав, приобретенных в результате заключения

    договоров.

    I. Понятие и объекты авторского права

    1) Понятие авторского права

    Большая группа гражданских правоотношений возникает в связи с созданием

    и использованием результатов творческой деятельности - произведениями

    науки, литературы и искусства, изобретений, программ для ЭВМ, промышленных

    образцов и т.п. Указанные продукты творческой деятельности являются

    объектами так называемой интеллектуальной собственности. Интеллектуальная

    собственность - это условное понятие, которое используется в ряде

    международных конвенций и в законодательстве многих стран, включая Россию,

    для обозначения совокупности исключительных прав на результаты

    интеллектуальной и прежде всего творческой деятельности, а также

    приравненные к ним по правовому режиму средства индивидуализации

    юридических лиц, продукции, работ и услуг (фирменное наименование, товарный

    знак, знак обслуживания и т.п.).

    Право вообще, и гражданское право в частности, процесс интеллектуальной

    деятельности, завершающийся созданием новых, творчески самостоятельных

    результатов в области науки, техники, литературы и искусства, не

    регулирует. Сам процесс творчества остается за пределами действия правовых

    норм. Однако тогда, когда процесс творчества завершается производящим

    актом, независимо от того, какую объективную форму приобретает его

    результат, вступают в действие нормы гражданского права, обеспечивающие его

    общественное признание, устанавливающие правовой режим соответствующего

    объекта и охрану прав и законных интересов его творца.

    Результаты творческой деятельности, в отличие от вещей, представляют

    собой блага нематериальные. Так, произведение науки, литературы или

    искусства - есть совокупность новых идей, образов, понятий; изобретение,

    полезная модель и рационализаторское предложение - технические решения

    задачи; промышленный образец - художественно-конструкторское решение

    внешнего вида изделия и т.п. Но объектами гражданских правоотношений они

    становятся лишь тогда, когда облекаются в какую-либо объективную форму,

    обеспечивающую их восприятие другими людьми[1].

    Материальный носитель творческого результата (рукопись, магнитная лента

    и т.п.) выступает в качестве вещи и может передаваться в собственность

    другим лицам, может быть уничтожен и т.п. Но сам результат творческой

    деятельности, будучи благом нематериальным, сохраняется за его создателем и

    может использоваться другими лицами лишь по согласованию с ним, за

    исключением случаев, указанных в законе[2].

    Понятие «интеллектуальная собственность» охватывает также результаты

    деятельности, которые не имеют творческого характера. Примером могут

    служить многие секреты производства, которые хотя и представляют

    коммерческую ценность, но результатом творчества часто не являются.

    Действующее Российское законодательство не признает результатами творчества

    также фирменные наименования, товарные знаки и другие средства

    индивидуализации юридических лиц, продукции, работ и услуг. Однако

    поскольку правообладателям указанных объектов закон гарантирует

    исключительное право на их использование, правовой режим указанных объектов

    приравнен по ряду моментов к режиму результатов интеллектуальной

    деятельности и они также включаются в понятие интеллектуальной

    собственности.

    В качестве субъектов гражданских правоотношений выступают либо

    отдельные индивиды, либо определенные коллективы людей. Отдельные индивиды

    именуются в гражданском законодательстве гражданами. Вместе с тем

    субъектами гражданских правоотношений в нашей стране могут быть не только

    граждане РФ, но и иностранцы, а также лица без гражданства[3].

    Наряду с отдельными индивидами в качестве субъектов гражданских

    правоотношений могут участвовать и организации (юридические лица). В

    гражданских правоотношениях могут участвовать не только российские, но и

    иностранные юридические лица. В регулируемых гражданским законодательством

    отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты РФ и

    муниципальные образования (п. 1 ст. 2 ГК).

    Таким образом, субъектами гражданских правоотношений могут быть:

    Граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства.

    Российские и иностранные юридические лица.

    Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования.

    2) Объекты авторского права

    Авторское право распространяется:

    на произведения, обнародованные либо необнародованные, но находящиеся в

    какой-либо объективной форме на территории Российской Федерации, независимо

    от гражданства авторов и их правопреемников;

    на произведения, обнародованные либо необнародованные, но находящиеся в

    какой-либо объективной форме за пределами Российской Федерации, и

    признается за авторами - гражданами Российской Федерации и их

    правопреемниками;

    на произведения, обнародованные либо необнародованные, но находящиеся в

    какой-либо объективной форме за пределами Российской Федерации, и

    признается за авторами (их правопреемниками) - гражданами других государств

    в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

    Произведение также считается опубликованным в Российской Федерации,

    если в течение 30 дней после даты первого опубликования за пределами

    Российской Федерации оно было опубликовано на территории Российской

    Федерации.

    При предоставлении на территории Российской Федерации охраны

    произведению в соответствии с международными договорами Российской

    Федерации автор произведения определяется по закону государства, на

    территории которого имел место юридический факт, послуживший основанием для

    обладания авторским правом.

    Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и

    искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от

    назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения.

    Авторское право распространяется как на обнародованные произведения,

    так и на необнародованные произведения, существующие в какой-либо

    объективной форме:

    Авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы,

    способы, концепции, принципы, открытия, факты.

    Авторское право на произведение не связано с правом собственности на

    материальный объект, в котором произведение выражено.

    Передача права собственности на материальный объект или права владения

    материальным объектом сама по себе не влечет передачи каких-либо авторских

    прав на произведение, выраженное в этом объекте, за исключением случаев,

    предусмотренных статьей 17 закона "Об авторском праве и смежных правах"[4].

    Объектами авторского права являются:

    литературные произведения (включая программы для ЭВМ);

    драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные

    произведения;

    хореографические произведения и пантомимы;

    музыкальные произведения с текстом или без текста;

    аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы,

    диафильмы и другие кино- и телепроизведения);

    произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические

    рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

    произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

    произведения архитектуры, градостроительства и садовопаркового

    искусства;

    фотографические произведения и произведения, полученные способами,

    аналогичными фотографии;

    географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и

    пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим

    наукам;

    другие произведения.

    Конституция Российской Федерации предусматривает "правовое

    регулирование интеллектуальной собственности".

    В понятие "интеллектуальной собственности" входят: авторское право и

    смежные права, а также промышленные права (права на товарные знаки,

    изобретения, полезные модели, промышленные образцы и некоторые другие

    объекты).

    Интеллектуальная собственность - это право на результаты творческой,

    духовной деятельности.

    Роль и значение интеллектуальной собственности, в том числе, авторского

    права и смежных прав, постоянно возрастают.

    II. Проблема охраны авторских прав

    Единственный способ обеспечения защиты авторских прав - принятие

    международных договоров, устраняющих территориальный характер действия

    авторских прав и унифицирующих наиболее существенные положения национальных

    законов.

    Можно выделить следующие основные положения, общие для всей системы

    международной охраны авторских прав, включенные в национальное

    законодательство большинства государств:

    1) принцип гражданства автора;

    2) территориальный принцип предоставления охраны;

    3) принцип национального режима (в литературе также именуется принципом

    ассимиляции);

    4) принцип предоставления охраны вне зависимости от соблюдения

    формальностей;

    5) принцип срочного характера охраны;

    6) принцип осуществления охраны в пользу автора и его правопреемников.

    С присоединением государства к соответствующим конвенциям

    территориальные ограничения отпадают. Согласно п."а" (1) и (2) ст.3

    Бернской конвенции охрана предоставляется произведениям, как выпущенным,

    так и не выпущенным в свет, авторы которых либо являются гражданами

    государств - участников соответствующих конвенций, либо постоянно проживают

    на их территории. Таким образом, реализуется принцип гражданства автора. В

    литературе данный принцип также называется "национальным принципом" - его

    значение состоит в том, что произведение автора, гражданина государства -

    участника Бернской конвенции, "охраняется во всех странах Бернского союза

    независимо от места его первой публикации"*(2).

    Территориальный принцип предоставления охраны применяется только для

    произведений авторов, не являющихся гражданами стран - участниц конвенций.

    То есть принцип гражданства автора и территориальный принцип не могут

    применяться одновременно. Охрана осуществляется в рамках реализации

    территориального принципа в том случае, если произведение впервые было

    выпущено в свет в одной из стран - участниц соответствующего договора или

    одновременно в стране - участнице и третьем государстве (п. "b" (1) ст.3

    Бернской конвенции).

    При присоединении 13 марта 1995 г. к Бернской конвенции об охране

    литературных и художественных произведений (далее - Бернская конвенция)

    1886 года (последняя редакция - 1971 года) Россия сделала оговорку о том,

    что ее действие "не распространяется на произведения, которые на дату

    вступления этой Конвенции в силу для Российской Федерации уже являются на

    ее территории общественным достоянием" (п.2 постановления Правительства РФ

    от 3 ноября 1994 г.). Каков смысл сделанной оговорки? Для того чтобы

    разобраться в этом вопросе, необходимо проанализировать некоторые положения

    не только самой Бернской конвенции, но также отечественного

    законодательства и даже Всемирной конвенции об авторском праве (далее -

    Всемирная конвенция), участником которой СССР стал 27 мая 1973 г.

    Согласно ст.VII Всемирной конвенции, чьи положения не распространяются

    на произведения, охрана которых в присоединяющемся к ней государстве

    "окончательно прекратилась или никогда не существовала", в России они

    охраняются только в том случае, если впервые были опубликованы после даты

    присоединения нашей страны к Конвенции, т.е. после 27 мая 1973 г.

    Бернская конвенция декларирует намного более высокий "уровень охраны":

    согласно ст.ст.7 и 18 охране подлежат все произведения, в том числе и

    впервые опубликованные до момента присоединения к Бернской конвенции, если

    с момента смерти автора прошло менее 50 лет. Так, все произведения Агаты

    Кристи, умершей в 1976 году, были опубликованы за рубежом до 1973 года, не

    охранялись на территории СССР в момент опубликования и теперь не охраняются

    на территории России по правилам Всемирной конвенции. В то же время в силу

    Бернской конвенции данные произведения должны были бы охраняться в любой

    присоединившейся к ней стране в течение 50 лет после смерти писательницы,

    т.е. до 2026 года.

    В п.1 ст.28 Закона РФ от 9 июля 1993 г. "Об авторском праве и смежных

    правах" в полном соответствии с положениями Всемирной конвенции

    предусматривалось, что перешедшими в общественное достояние считаются не

    только произведения, срок действия авторского права на которые истек, но и

    произведения, которым на территории России "никогда не предоставлялась

    охрана", что совершенно не соответствует требованиям Бернской конвенции.

    Дело в том, что ее ст.18, сформулированная еще на Берлинской конференции

    1908 года, обязывает предоставлять иностранным произведениям так называемую

    "ретроактивную" охрану, независимо от времени их опубликования - до или

    после присоединения государства к Бернской конвенции.

    Прежде чем рассмотреть этот правовой феномен более подробно, необходимо

    сделать некоторые замечания по поводу используемой терминологии. Некоторые

    специалисты (в основном представляющие интересы пользователей -

    издательств, телерадиовещательных компаний и т.д.) предпочитают вместо

    термина "ретроохрана" использовать формулировку "предоставление охраны с

    обратной силой". Однако такая замена представляется крайне нежелательной,

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.