Власть как общественное явление
Коснёмся институциональной основы структуры власти , в основании
которой лежит принцип разделения властей .Оно опиралось на мощную традицию
обеспечения стабильности и равновесия , синтеза единовластия и
коллективизма при принятии решений .Однако в древние и средние века идея
равновесия сводилась к вопросам : кто правит , как властвующий учитывает
интересы всех , кто может влиять на власть .
Разделение властей облегчает взаимоконтроль деятельности
государственных органов. Теорию разделения властей определяют и как
систему контроля и равновесия. Получается , что каждая власть обладает
своей сферой полномочия , закрытой для других , но влияет и на смежную
сферу , так как есть вопросы совместного ведения.
Каково же назначение и место каждой ветви власти в осуществлении
властных полномочий?
Законодательная власть.
Она основывается на принципах Конституции и верховенство права ,
формируется путем свободных выборов. Законодательная власть вносит поправки
в конституцию , определяет основы внутренней и внешней политики
государства, утверждает государственный бюджет , принимает законы ,
обязательные для всех исполнительных органов власти и граждан ,
контролирует их исполнение . Верховенство законодательной власти ограничено
принципами права , конституций , правами человека.
Законодательные органы и другие органы власти (судебные и
исполнительные) подконтрольны избирателям по средствам системы народного
представительства и свободных демократических выборов. В демократических
государствах носителем законодательной власти выступает парламент , который
бывает двухпалатным и однопалатным. Наиболее распространенным является
однопалатный парламент. В ряде стран действует так называемая простая двух
палатная парламентская система , при которой одна палата формируется в
результате прямых выборов , а другая – на основе территориальной
пропорциональности.
Исполнительно – распорядительная власть.
Она отличается динамизмом , повышенной восприимчивостью к
общественной жизни , осуществляется правительством. Особенность
исполнительной власти в том , что она не только исполняет законы , но и
сама издает нормативные акты или выступает с законодательной инициативой.
Если учесть , что это власть осуществляет свою деятельность
преимущественно за «закрытыми» дверями , то при отсутствии надлежащих
сдержек исполнительная власть неизбежно подминает под себя и
законодательную и судебную власти . Исполнительно – распорядительная
деятельность должна быть основана на законе и в рамках закона. Она не имеет
прав присваивать себе полномочия и требовать от граждан выполнения каких
либо обязанностей , если это не предусмотрено законом её сдерживание
достигается по средствам регулярной под отчетности и ответственности перед
народным представительством которое имеет право контроля за деятельностью
исполнительной властью.
Судебная власть.
Она включает учреждения, которые представляют самостоятельную
структуру государственной организации. Состояние судебной власти ,
отношение к ней в обществе , направление её развития оказывают существенное
воздействие на все стороны жизни общества : экономическую , политическую ,
культурную , статус человека , обеспечения и защиту его прав и свобод.
Каждый человек должен иметь твердую уверенность в том , что его обращение к
судебной власти будет завершено справедливым решением , ибо защита прав и
свобод человека , разрешение конфликтов и споров цивилизованными средствами
– норма правового государства. Суд призван быть защитником права пресекая
правонарушения.
Судебная власть воздействует на законодательную и исполнительную.
Законодательная власть контролируется через систему судов. Так, с помощью
Конституционного суда в стране обеспечивается конституционность не только
подзаконных актов , но и самих законов .9
Следующим аспектом структуры власти, на котором я хочу остановиться
подробнее , являются её ресурсы. К основным ресурсам общества , можно
отнести темы материальные предметы и духовные блага , которые способны ,
во – первых , удовлетворять потребностям и интересам людей , представляя
определенную ценность социальных отношениях и , во – вторых , повышать
потенциал влияния и силу воздействия агентов власти. По мнению ряда
американских политологов , власть есть , прежде всего , контроль и
распределения ресурсов общества , а политика , соответственно , - сфера
обмена ресурсами или регулирования ресурсообмена.10
Важнейшей социальной причиной подчинения одних людей другим является
неравномерное распределение ресурсов власти. Ресурсы власти очень
многообразны . Существует несколько классификаций ресурсов. Согласно одной
из них , ресурсы делятся на утилитарные , принудительные и нормативные . К
утилитарным относятся материальные и другие социальные блага; к
принудительным – меры уголовного и административного воздействия на
внутренний мир , ценностные ориентации и нормы поведения человека .Они
призваны обеспечить одобрение действий субъекта власти , принятие его
требований .Второй классификацией является деление ресурсов в соответствии
с важнейшими сферами деятельности на экономические , социальные , политико-
силовые и культурно информационные.
Экономические ресурсы - это материальные ценности , необходимые для
общественного производства и потребления (деньги , продукты питания ,
полезные ископаемые.).
Социальные ресурсы - это способность повышения (или понижения)
социального статуса или ранга , места в социальной иерархии (должность ,
престиж , образование и д.р.)
Культурно-информационные ресурсы – знания и информация , а также
средства их получения : институты науки и образования , средства массовой
информации и д.р.
Силовые ресурсы – это оружие и аппарат физического принуждения ,
специально подготовленные для этого люди.
Специфическим ресурсом власти является сам человек (
демографические ресурсы). Люди – это универсальный , многофункциональный
ресурс , который создает ресурсы .11
Использование ресурсов власти приводит в движение все её компоненты ,
делает реальностью её процесс , который происходит по следующим
этапам(формам) ; господство , руководство , организация и контроль.
Ресурсы власти.
Таблица № 4
Еще один аспект структуры властного общения затрагивает
отношения «управления (руководство)-давление (участие)» , связанные с самим
институциональным механизмом «властвования» , способами государственного
управления , а также с механизмом «обратной связи», т.е. поддержкой и
давлением «снизу» групп гражданского общества. Эти противоположные стороны
властного общения представляют собой взаимонаправленные силовые векторы. В
этом аспекте весьма наглядно проявляется способность потенциала власти и
влияния раскрываться в конкретном политическом контексте не только в виде
управленческих и административных решений, но и в виде силового и
морального давления управляемых.
Механизм осуществления власти.
Заключение.
В данной лекции я постарался показать и раскрыть феномен политической
власти в некоторых ее основных проявлениях. Власть и есть та основа,
которая определяет политику; власть существует везде, где есть совместная
деятельность; это необходимый атрибут общественных отношений, суть
которого заключается в переводе материальных и духовных интересов и сил в
совместное действие. Для того чтобы обеспечить совместность материальных,
духовных интересов и сил в совместное действие. Для того чтобы обеспечить
совместность в любом деле, кто – то должен взять на себя инициативу
распоряжения . Эта инициатива либо принимается , либо оспаривается. Такова
абстрактная модель функционирования власти : господства , доминирования и
согласия и подчинения. В реализации же действительного властного акта
дело обстоит гораздо сложнее. Подчинение и сопротивление оказываются
переплетенными между собою весьма сложным и для каждого отдельного случая
специфическим образом.
Нельзя не согласиться с позицией А.Здравомыслова , что власть
является центром , своего рода , силового поля , напряжение в котором
распространяется неравномерно. Можно сказать , что сама власть представляет
собой определенную совокупность средств организации социального
пространства через соответствующие точки напряжения , через линии
искривления пространства. Там , где появляются или существуют точки
нелояльности , несогласия , неподчинения и протеста , возникает
напряженность и необходимость концентрации властных усилий различного рода
. Если напряженность накапливается в центрах , жизненно значимых для всей
системы доминирования и подчинения , а не в периферийных областях , то
возникает непосредственная угроза самим основаниям властных отношений . В
современным условиях идет процесс развития власти , котором можно выделить
ряд главных тенденций.
Первая тенденция заключается в усилении интенсивности процесса
демократизации политической власти. Четко выраженным является процесс
замены форм политической власти , основанных на прямом насилии и подчинении
, формами общественного консенсуса и самоуправления.
Вторая тенденция проявляется в возрастании фактора легитимности
власти как обязательного признака цивилизованной власти. Властные структуры
всех стран предпринимают максимум усилий для обеспечения легитимности
политической власти, т.е. признание ее законного характера обществом.
Третья тенденция проявляется в высоких темпах бюрократизации
аппарата властных структур.
Четвертая тенденция . Как правило было замечено, злоупотребление
властью, подавление свободы граждан заложены не в сущности самой власти, а
в необоснованной и неоправданной ее Конституции.
Пятая тенденция отражает негативных процесс нарастания конфликтности
между различными ветвями власти. Эта тенденция отрицательно воздействует
на столь желательную для всех стран экономическую и политическую
стабильность. Политическая власть, которая как видно из предыдущего текста,
охватывает все сферы жизни и моделируя человеческие отношения предает им
статус политических является источником и основой этой политики, т.е.
власть – первооснова политики.
Библиографический список
1. Аристотель. Сочинения в четырех томах. Е.4,М.,1984.
2. Байтин. М. И. Государство и Политическая Власть. Саратов, 1972.
3. Белов. Г.А. Институциональная система политической власти. Кентавр №4
1996
4. Белов. Г.А. Политология. М., Наука 1994
5. Белов. Г.А. Пути эволюции нормативной политической системы российского
общества. Вестник МГУ Сер 12 №1 1997
6. Вебер. М. Избранные произведения. М., Прогресс. 1990
7. Гончаров Д.В., Гоптарева И.Б. Введение в политическую науку. Юрист М.,
1996
8. Дегтярев А.А. Политическая Власть Как Регулятивный Механизм
Социального Общения. Полис: Политические Исследования 96г. №3
9. Дмитриев.Ю.А. Соотношения понятий политической и государственной
власти в условиях формирования гражданского общества. Государство и
право 1994 №7
10. Краснов. Б.И. Власть как общественное явление. Социально –
политический журнал. 1994. №7 – 8
11. Краснов. Б.И. Теория власти и властных отношений . Социально –
Политический журнал. 1994. №3 – 6
12. Мельников. Ю. Легитимность власти. Власть 1996 №4 (С 37)
13. Политология. Учебное пособие для Высших Учебных Заведений. Под ред.,
Г.В. Полуниной. М., «Акалис» 1996.
14. Пугачев В. П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 1995.
15. Шаран. П. Сравнительная Политология; Ч.1., М., 1992.
-----------------------
2.Краснов.Б.И. Власть как явление общественной жизни. Социально –
Политический журнал. 1991. №11 (С.35).
3.Аристотель . Соч . В 4
Власть:
1) способность , право и возможность распоряжаться кем – либо , чем –
либо ; оказывать решающее воздействие на судьбу , поведение и
деятельность людей с помощью различного рода средств – права ,
авторитета , воли , принуждения;
2) политическое господство над людьми;
3) система государственных органов;
4) лица , органы , облеченные соответствующими государственными ,
административными полномочиями.
4 Краснов.Б.И. Теория власти и властных отношений. Социально – Политический
журнал. 1994. №3-6 (с 80)
5. Байтин.М.И. Государство и Политическая Власть . Саратов , 1972 , (с112)
6 Там же (с 53)
7 Вебер.М. Избранные произведения. М.,Прогрес.1990(С299)
8. Дектярёв.А.А. Политическая власть как регулятивный механизм социального
общения. Полис: политические исследования 1996г. №3 (с110)
9. Краснов.Б.И. Власть как общественное явление. Социально – политический
журнал. 1994. №7-8 (с43-45).
Предпосылки поддержания
Легитимности власти
Совершенствования законодательства и государственного управления в
соответствии с новыми требованиями
Создание такой политической системы , легитимность которой основана на
традициях населения , и потому не только более стабильна , но и косвенно
влияет на поведение граждан
Личные харизматические черты политического лидера
Успешное осуществление государственной политики , поддержание законности и
правопорядка
Легитимность власти – соответствие власти законно установленным нормам , а
также основополагающим целям государств и общепринятым принципам и
ценностям
Типы легитимности власти
Легальный – власть узаконена нормами права , основана на признанных
обществом конституционных принципах государства
Идеологическая легитимность – власть признается обоснованной в силу
внутренней убежденности или веры в правильности тех идеологических
ценностей, которые ею провозглашены
Традиционная легитимность – власть признается легитимной , поскольку она
действует по правилам, закрепленным в традициях, и соответствует
традиционным ценностям масс
Структурная легитимность – правомочность власти вытекает из убеждения в
законности и ценности установленных структур норм, регулирующих
политические отношения
Харизматическая легитимность – признание власти основывается на вере масс в
особые способности политического лидера, вождя
Ресурсы власти – средства , использование которых обеспечивает влияние на
объект власти в соответствии с целями субъекта
Экономические :
- материальные ценности , необходимые для общественного производства и
потребления;
- деньги;
- плодородные земли;
- полезные ископаемые и т.п.
Социально – политические:
- численность населения, его качество;
- социальное единство;
- социальная стабильность и порядок;
- демократизм общественных отношений;
- участие населения в политике;
- патриотизм гражданского общества и т.п.
Морально – идеологические:
- идеалы, интересы, убеждения людей;
- идеология, вера, доверие, общественное настроение;
- чувства ( патриотические, национальные, религиозные), эмоции людей и
т.п.
Информационно – культурные:
- знания и информация;
- институты науки и образования;
- язык;
- пропаганда во всех её формах;
- средства массовой информации и т.п.
Силовые:
- оружие и аппарат физического принуждения (армия, милиция, службы
безопасности, суд, прокуратура)
Контроль как обратная связь, с помощью которой власть следит за тем, какие
результаты имеют те или иные управленческие решения
Руководство, т.е. определение и законодательное закрепление стратегии
развития общества, политической системы, выбор средств осуществления
основных задач и целей
Господство, т.е. подчинение одних социальных групп другим , что
закрепляется в государственных нормативно – правовых актах
Механизм осуществление власти
включает следующие моменты
Управление и организация, т.е. принятие конкретных управленческих решений,
согласование, упорядочивание деятельности различных социальных групп,
личностей, действий политических и неполитических организаций и учреждений
10. Дегтярев .А.А. Полис : Политические Исследования 96г. №3 Политическая
Власть как регулятивный механизм социального общения. (с115)
11.Гончаров.Д.В. , Гоптарева .И.Б. Введение в политическую науку
.Юрист М.,1996 (с42-44)
Страницы: 1, 2
|