МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Власть как общественное явление

    Власть как общественное явление

    Тема: Власть как общественное явление.

    План.

    Введение……………………………………………………….

    1.Природа политической власти……………………………..

    1.1.Понятие «Политической власти»………………………

    1.2.Сущностные черты политической власти……………..

    2.Структура политической власти……………………………

    Заключение…………………………………………………….

    Библиографический список…………………………………..

    Введение.

    Понятие власти является одним из центральных политологии . Оно дает

    ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой

    политики. Определение понятия власти, её сущности и характера имеет

    важнейшее значение для понимания природы политики и государства , позволяет

    выделить политику и политические отношение из всей суммы общественных

    отношений.

    Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в

    той или иной форме всегда сопутствовать его развитию. Власть необходима ,

    прежде всего , для воспроизводства человеческого рода . Семейно – родовая

    форма власти наблюдалась у кочевых народов России. С развитием оседлости

    постепенно утверждалась племенная власть . Формирование власти

    территориальной обусловлено необходимостью организации общественного

    производства , которая немыслимо без подчинения всех участников единой воли

    , а также потребностью регулирования социальных отношений между людьми. С

    появлением классов и государства кровные , родовые связи были разрушены ,

    моральный авторитет старейшины рода сменился авторитетом публичной власти

    , которая отделилась от общества и встало над ним.

    В мировой политологии современное понимание власти в целом ,

    политической в особенности , является результатом использования разных

    концептуальных подходов . Согласно западной традиции первичным видом власти

    является власть индивидуальная , как произвольная от естественного права

    на свободу действия распоряжения собой , вещами ,всем , что доступно .

    Поэтому распространенными моделями власти являются межперсональные

    конструкции , отношение между двумя и большим числом субъектов . Согласно

    позитивистскому подходу основу определения власти составляет признание

    асимметричности

    отношений между субъектами , существующая в связи с этим возможность

    одного субъекта влиять или воздействовать на другого субъекта. Если

    констатируется факт способности одного субъекта (А) влиять на других (ВиС)

    и добиваться поставленных целей , не смотря на сопротивление (со стороны

    ВиС) , то можно утверждать , что субъект (А) имеет власть (над ВиС) .

    Власть определяется так же , как способность или менять отношение людей ,

    или сохранять их , как способность добиваться цели. Как заметил Г.Лассуел ,

    классик американской политической науки , вся политическая наука сводится к

    изучению влияний . Власть начинается там , где информация , рекомендация ,

    решения реализуются переходя в достижении цели1 .

    В данной лекции рассмотрим сущность политической власти её основные

    компоненты и способы функционирования этого феномена.

    1.Природа политической власти.

    1. Понятие «политической власти»

    Понятие «власть» в обыденной жизни и в научной литературе употребляется в

    самых разных смыслах. Одни считают , что власть означает реальную

    способность одного из элементов существующей системы реализовать

    собственные интересы в её рамках , и в этом смысле власть есть

    осуществления влияния на процессы , происходящие внутри системы. Другие

    считают властью результаты, продукт некоторого целенаправленного влияния .

    Третьи полагают, что власть представляет собой такие взаимные отношения

    между людьми или группами людей , сущность которых заключается во влиянии ,

    воздействии , что это стремление к достижению равновесия2 .

    Власть есть присущее обществу волевое отношение между людьми . Власть

    необходима , подчеркивал Аристотель , прежде всего , для организации

    общества , которое немыслимо без подчинения всех участников единой воле ,

    для поддержания его целостности и единства3.

    Исторический опыт показывает , что там , где появляется необходимость

    в согласованных действиях людей (будь то отдельная семья , группа ,

    социальный слой , нация или общество в целом ) , там происходит подчинение

    их деятельности достижению определенных целей .

    В этом случае определяются ведущие и ведомые, властвующие и подвластные ,

    господствующие и подчиненные . Мотивы подчинения весьма разнообразны. Они

    могут быть основаны на заинтересованности в достижении поставленной цели ,

    на убежденности в необходимости выполнения распоряжения , на авторитете

    властвующего и , наконец , просто на чувстве страха перед нежелательными

    последствиями в случае неподчинения . Сами мотивы имеют большое значение

    для эффективности власти и её долговечности . Здесь важно

    подчеркнуть , что властные отношения объективно присуще общественной жизни

    . Это своеобразная плата за жизнь в обществе , ибо жить в обществе и быть

    свободным от его правил невозможно. Другими словами, без отношений власти

    человеческая цивилизация невозможна.

    Власть вовсе не является непременно результатом только насилия ,

    подавление одной личности другой. Замечено , например , что в сложной

    натуре человека есть несомненное искание над собой власти , которой он мог

    бы подчинится . Это своего рода потребность воздействия одного человека на

    другого , силы , соединяющая людей в общество.

    Исходя из выше сказанного , можно дать следующее определение власти .

    Власть в общем смысле есть способность и возможность оказывать определенные

    воздействие на деятельность, поведения людей с помощью каких – либо

    средств – воли , авторитета , права , насилия .

    Отсюда можно сделать следующий вывод :власть-это один из важнейших

    видов социального взаимодействия ,специфическое отношение ,по крайней мере

    ,между двумя субъектами ,один из которых подчиняется распоряжениям другого

    ,в результате этого подчинения властвующий субъект реализует свою волю и

    интересы.

    Сама власть выступает в виде управления , управление – в виде власти .

    Но управление не есть функционирование власти. Управление , подчеркивал

    Б.Краснов , шире чем власть . Власть – элемент управления , источник силы

    управления. Процесс управления представляет собой процесс реализации

    властной воли для достижения цели властителя. Управление же является

    средством, при помощи которого целенаправленное воздействие власти из

    возможности превращения в действительность4 .

    Одно из наиболее распространенных представлений о власти – понимание

    её как принуждения. Как считает М.Байтин, власть безотносительно от форм

    своего внешнего проявления , в сущности , всегда принудительна , ибо так

    или иначе , направлена на подчинение воле членов данного коллектива ,

    господствующей или руководящей в нем единой воле5. Отрицать то , что власть

    проявляется в процессе подчинения , принуждения воли какого – либо субъекта

    , было бы нелепо . Вместе с тем считаю , что сводить сущность властных

    отношений только к насилию и принуждению было бы неправильно.

    Основные признаки власти.

    Таблица№ 1

    Политическая власть существовала , как известно , не всегда. В

    примитивных обществах , т.е. в обществах , социально не структурированных ,

    общая власть ещё не носит политического характера , так как нет проблем ,

    которые вызывают к жизни политику , - проблем достижения согласия.

    Политическая власть возникает в обществе , где люди разделены разными

    интересами , неодинаковым положением. В примитивном обществе власть

    ограничена родственными племенами связями.

    Политическая власть определена пространственными , территориальными

    границами. Политической властью обеспечивается порядок на основе

    принадлежности человека , группы к данной территории , социальной категории

    , приверженности идее . При неполитической власти нет жестких различий

    между управляющими и управляемыми . Политическая власть осуществляется

    всегда меньшинством , элитой . Политическая власть возникает на основе

    соединения процесса концентрации воли множества и функционирования структур

    ( учреждений , организаций , институтов) , взаимосвязь двух компонентов :

    людей , которые сосредотачивают в себе власть , и организаций , через

    которые власть концентрируется и реализует.

    Политологию же интересует политическая власть , являющаяся , как уже было

    отмечено , ядром политической системы общества ,её организационным и

    регулятивно контрольным началом . Она определяет все другие институты и

    отношения в самой системе общества . Прямо или косвенно политическая власть

    воздействует на развитие всех других общественных систем – экономической ,

    социальной , духовной и др. К понятию «Политическая власть» , конечно ,

    применимо общее , приведенное выше определение власти как таковой , как

    широкого понятия , имеющего многочисленные формы проявления.

    1.2. Сущностные черты политической власти.

    Сущностные черты политической власти

    К таковым следует относить:

    . суверенитет, что означает независимость и неделимость власти.

    . авторитетность власть , т.е. общепризнанное влияние субъекта власти во

    всех сферах жизнедеятельности общества;

    . принудительных характер власти ( убеждение , подчинение , приказание ,

    господство , насилие) ;

    . всеобщность власти , которая означает функционирование власти во всех

    общественных отношений и политических процессах.

    Политическая власть , как и любая власть , означает способность и

    право одних осуществляют свою волю в отношении других , повелевать и

    управлять другими. Но вместе с тем она имеет в отличие от других форм

    власти свою специфику. Её отличительными признаками являются:

    Верховенство , обязательность её решений для всего общества и ,

    соответственно , для всех других видов власти . Она может ограничить

    влияние других форм власти , поставив их в разумные границы , либо вообще

    устранить их;

    Всеобщность , т.е. публичность . Это означает , что политическая

    власть действует на основе права от имени всего общества;

    Легальность в использовании силы и других средств властвования в

    пределах страны ;

    Моноцентричность, т.е. существование общегосударствен-ного центра (

    системы властных органов) принятие решений;

    Широчайший спектр используемых средств для завоевания , удержания и

    реализации власти6.

    Основными элементами власти являются её субъект , объект , а также

    средства (ресурсы).

    Субъект власти воплощает в себе её активное , направляющее начало. Им

    может быть личность , орган , организация , социальная общность и др. Для

    реализации властных отношений субъект должен обладать рябом таких качеств

    , как желание властвовать и воля к власти . Помимо этого субъект власти

    должен быть компетентным , должен знать состояние и настроение

    подчиненных , обладать авторитетом.

    Субъект определяет содержание отношения через:

    1) приказ (распоряжение) как властное повеление подчиниться воле

    субъекта власти;

    2) подчинение как поведение частной воли власти:

    3) наказание (санкции) как средство воздействия на отрицания

    господствующей воли;

    4) нормирование поведения как совокупность правил в соответствии

    с всеобщим интересом.

    От приказа , характера содержащихся в нем требований во многом

    зависит отношения к нему объекта ( исполнителей) – второго важнейшего

    элемента власти. Власть – всегда двустороннее отношение взаимодействие

    субъекта и объекта. Власть не мыслима без подчинения объекта . Где нет

    объекта , там нет власти .

    Масштабы отношения объекта к субъекту власти простираются от

    ожесточенного сопротивления , борьбы на уничтожения до добровольного

    , воспринимаемого с радостью повиновения .

    Специфическим признаком власти как общественного явления

    выступает доминирование властной воли , а не просто влияние . Власть

    связана с общественной организацией, она есть качество , внутренне

    присущее организацией общество. Следует видеть различия между властью

    организацией (на первых ступенях развития человеческого общества) и

    организацией власти (в классовом обществе).

    Не последнее место в понимание власти как явления, связанного с

    процессами , происходящими в жизни общества , занимает такое понятие

    как легитимность. Власть – понятие правовое , означающее созидание

    ценностей согласно общественным интересам ; это законное право

    принимать решение , которым люди обязаны подчинятся , легальное право

    использовать принуждение во имя торжества законов. Власть чрезвычайно

    необходима для достижения целей , ибо государственная политика вряд ли

    будет эффективна , если не соблюдаются правила , установленные для

    реализации этой политики. Именно потому , что легитимность играет

    важную роль , правительство стремится обосновать свою власть ,

    опираясь на определенные принципы. В сущности , правительство пытается

    создать ситуацию , в которой решения признавались и соблюдались бы «не

    на страх , а на совесть» , с верой в нравственную правоту решений и

    законов. Правительство не могут рассчитывать на длительное

    существование и эффективную деятельность , полагаясь только на насилие

    . Необходимо добровольное согласие , скрепленное уважением законности

    .

    М.Вебер в свое время предложил классическую теорию , объясняющею

    социокультурные основания легитимности власти7.

    Традиционная власть.

    Власть может приобретать законность благодаря традиции. Такую

    власть М.Вебер характеризует как традиционную власть. В этом случае

    повинуются потому , что «так всегда было». Традиционное господство

    имеет место в патриархальных обществах , организованных по подобию

    семьи , где повиновение отцу главе рода , является естественной

    реакцией на политический порядок.

    Харизматическая власть.

    Авторитет носителя харизматической власти – это авторитет какого

    – то необычного личного дара – харизмы. М.Вебер отмечает, что харизмой

    следует, называет качество личности признаваемое необычайным. Благодаря

    этому качеству она оценивается окружающими как одаренная

    сверхъестественными или , по меньшей мере , специфически особыми силами и

    свойствами , недоступными другим людям . Такая личность рассматривается

    как бы посланной богом . В российской истории мы легко найдем примеры

    харизматического авторитета. Это авторитет таких большевистских лидеров ,

    как Ленин , Сталин , Троцкий и д.р.

    Рационально – правовая власть .

    Источник её законности состоит в том , что она опирается на

    общепризнанный правовой порядок . Люди , обладающие такой властью ,

    приходят к своему положению на основе узаконенной процедуре. Например , в

    результате выборов.

    Легитимность власти в этом случае покоится не на привычке , а на

    признании разумности , рациональности существующего политического

    порядка.

    Следует иметь в виду , что в реальной политических жизни едва ли можно

    найти какие – то «чистые» типы , связанные только с одной из форм

    легитимности. В действительности можно говорить лишь о доминировании

    одной их форм законности и об определенной структуре маргинальных или

    второстепенных форм, связанных с разного рода социокультурными традициями

    и влияниями . Кроме того , в некоторых Западных обществах можно говорить

    о чертах традиционности и восприятии системы рационально – правовой

    власти.

    Таблица №2

    Понятие легитимности власти и её типы.

    Предпосылки поддержания легитимности власти.

    Политическая власть как , одно из важнейших проявлений власти

    характеризуется реальной способностью данного класса , группы , индивида

    проводить волю , выраженную в политике. Понятие политической власти шире

    понятия власти государственной . Известно , что политическая деятельность

    осуществляется не только в рамках государства , но и в других составных

    частях социально – политической системы : в рамках партий , профсоюзов ,

    международных организаций и т.д.

    2.Структура политической власти.

    В политологии выделяются следующие базовые компоненты структуры

    общения в рамках государственно-публичной власти:

    1) агенты;

    2) ценности;

    3) способы (инструментально-институционные ) и

    4) ресурсы

    Взаимодействие между ними и определяет ,всю палитру отношений

    ,выражаемых в русском языке понятиями «господство» и «подчинение» , «воля»

    и «сила» , «контроль» и «распределение» , «руководство» и «лидерство» ,

    «управление» и «давление» , «властвование» и «влияние» , «авторитет» и

    «насилие» , и т.д8.

    Таким образом , отношения «господства и подчинения» агентов власти

    составляют центральное звено механизма социального общения между людьми ,

    при котором его участники признают сложившийся порядок властных отношений

    легитимным , т.е. социально значимым и необходимым способом и стереотипом

    взаимодействия людей в обществе .

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.