Власть как общественное явление
Власть как общественное явление
Тема: Власть как общественное явление.
План.
Введение……………………………………………………….
1.Природа политической власти……………………………..
1.1.Понятие «Политической власти»………………………
1.2.Сущностные черты политической власти……………..
2.Структура политической власти……………………………
Заключение…………………………………………………….
Библиографический список…………………………………..
Введение.
Понятие власти является одним из центральных политологии . Оно дает
ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой
политики. Определение понятия власти, её сущности и характера имеет
важнейшее значение для понимания природы политики и государства , позволяет
выделить политику и политические отношение из всей суммы общественных
отношений.
Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в
той или иной форме всегда сопутствовать его развитию. Власть необходима ,
прежде всего , для воспроизводства человеческого рода . Семейно – родовая
форма власти наблюдалась у кочевых народов России. С развитием оседлости
постепенно утверждалась племенная власть . Формирование власти
территориальной обусловлено необходимостью организации общественного
производства , которая немыслимо без подчинения всех участников единой воли
, а также потребностью регулирования социальных отношений между людьми. С
появлением классов и государства кровные , родовые связи были разрушены ,
моральный авторитет старейшины рода сменился авторитетом публичной власти
, которая отделилась от общества и встало над ним.
В мировой политологии современное понимание власти в целом ,
политической в особенности , является результатом использования разных
концептуальных подходов . Согласно западной традиции первичным видом власти
является власть индивидуальная , как произвольная от естественного права
на свободу действия распоряжения собой , вещами ,всем , что доступно .
Поэтому распространенными моделями власти являются межперсональные
конструкции , отношение между двумя и большим числом субъектов . Согласно
позитивистскому подходу основу определения власти составляет признание
асимметричности
отношений между субъектами , существующая в связи с этим возможность
одного субъекта влиять или воздействовать на другого субъекта. Если
констатируется факт способности одного субъекта (А) влиять на других (ВиС)
и добиваться поставленных целей , не смотря на сопротивление (со стороны
ВиС) , то можно утверждать , что субъект (А) имеет власть (над ВиС) .
Власть определяется так же , как способность или менять отношение людей ,
или сохранять их , как способность добиваться цели. Как заметил Г.Лассуел ,
классик американской политической науки , вся политическая наука сводится к
изучению влияний . Власть начинается там , где информация , рекомендация ,
решения реализуются переходя в достижении цели1 .
В данной лекции рассмотрим сущность политической власти её основные
компоненты и способы функционирования этого феномена.
1.Природа политической власти.
1. Понятие «политической власти»
Понятие «власть» в обыденной жизни и в научной литературе употребляется в
самых разных смыслах. Одни считают , что власть означает реальную
способность одного из элементов существующей системы реализовать
собственные интересы в её рамках , и в этом смысле власть есть
осуществления влияния на процессы , происходящие внутри системы. Другие
считают властью результаты, продукт некоторого целенаправленного влияния .
Третьи полагают, что власть представляет собой такие взаимные отношения
между людьми или группами людей , сущность которых заключается во влиянии ,
воздействии , что это стремление к достижению равновесия2 .
Власть есть присущее обществу волевое отношение между людьми . Власть
необходима , подчеркивал Аристотель , прежде всего , для организации
общества , которое немыслимо без подчинения всех участников единой воле ,
для поддержания его целостности и единства3.
Исторический опыт показывает , что там , где появляется необходимость
в согласованных действиях людей (будь то отдельная семья , группа ,
социальный слой , нация или общество в целом ) , там происходит подчинение
их деятельности достижению определенных целей .
В этом случае определяются ведущие и ведомые, властвующие и подвластные ,
господствующие и подчиненные . Мотивы подчинения весьма разнообразны. Они
могут быть основаны на заинтересованности в достижении поставленной цели ,
на убежденности в необходимости выполнения распоряжения , на авторитете
властвующего и , наконец , просто на чувстве страха перед нежелательными
последствиями в случае неподчинения . Сами мотивы имеют большое значение
для эффективности власти и её долговечности . Здесь важно
подчеркнуть , что властные отношения объективно присуще общественной жизни
. Это своеобразная плата за жизнь в обществе , ибо жить в обществе и быть
свободным от его правил невозможно. Другими словами, без отношений власти
человеческая цивилизация невозможна.
Власть вовсе не является непременно результатом только насилия ,
подавление одной личности другой. Замечено , например , что в сложной
натуре человека есть несомненное искание над собой власти , которой он мог
бы подчинится . Это своего рода потребность воздействия одного человека на
другого , силы , соединяющая людей в общество.
Исходя из выше сказанного , можно дать следующее определение власти .
Власть в общем смысле есть способность и возможность оказывать определенные
воздействие на деятельность, поведения людей с помощью каких – либо
средств – воли , авторитета , права , насилия .
Отсюда можно сделать следующий вывод :власть-это один из важнейших
видов социального взаимодействия ,специфическое отношение ,по крайней мере
,между двумя субъектами ,один из которых подчиняется распоряжениям другого
,в результате этого подчинения властвующий субъект реализует свою волю и
интересы.
Сама власть выступает в виде управления , управление – в виде власти .
Но управление не есть функционирование власти. Управление , подчеркивал
Б.Краснов , шире чем власть . Власть – элемент управления , источник силы
управления. Процесс управления представляет собой процесс реализации
властной воли для достижения цели властителя. Управление же является
средством, при помощи которого целенаправленное воздействие власти из
возможности превращения в действительность4 .
Одно из наиболее распространенных представлений о власти – понимание
её как принуждения. Как считает М.Байтин, власть безотносительно от форм
своего внешнего проявления , в сущности , всегда принудительна , ибо так
или иначе , направлена на подчинение воле членов данного коллектива ,
господствующей или руководящей в нем единой воле5. Отрицать то , что власть
проявляется в процессе подчинения , принуждения воли какого – либо субъекта
, было бы нелепо . Вместе с тем считаю , что сводить сущность властных
отношений только к насилию и принуждению было бы неправильно.
Основные признаки власти.
Таблица№ 1
Политическая власть существовала , как известно , не всегда. В
примитивных обществах , т.е. в обществах , социально не структурированных ,
общая власть ещё не носит политического характера , так как нет проблем ,
которые вызывают к жизни политику , - проблем достижения согласия.
Политическая власть возникает в обществе , где люди разделены разными
интересами , неодинаковым положением. В примитивном обществе власть
ограничена родственными племенами связями.
Политическая власть определена пространственными , территориальными
границами. Политической властью обеспечивается порядок на основе
принадлежности человека , группы к данной территории , социальной категории
, приверженности идее . При неполитической власти нет жестких различий
между управляющими и управляемыми . Политическая власть осуществляется
всегда меньшинством , элитой . Политическая власть возникает на основе
соединения процесса концентрации воли множества и функционирования структур
( учреждений , организаций , институтов) , взаимосвязь двух компонентов :
людей , которые сосредотачивают в себе власть , и организаций , через
которые власть концентрируется и реализует.
Политологию же интересует политическая власть , являющаяся , как уже было
отмечено , ядром политической системы общества ,её организационным и
регулятивно контрольным началом . Она определяет все другие институты и
отношения в самой системе общества . Прямо или косвенно политическая власть
воздействует на развитие всех других общественных систем – экономической ,
социальной , духовной и др. К понятию «Политическая власть» , конечно ,
применимо общее , приведенное выше определение власти как таковой , как
широкого понятия , имеющего многочисленные формы проявления.
1.2. Сущностные черты политической власти.
Сущностные черты политической власти
К таковым следует относить:
. суверенитет, что означает независимость и неделимость власти.
. авторитетность власть , т.е. общепризнанное влияние субъекта власти во
всех сферах жизнедеятельности общества;
. принудительных характер власти ( убеждение , подчинение , приказание ,
господство , насилие) ;
. всеобщность власти , которая означает функционирование власти во всех
общественных отношений и политических процессах.
Политическая власть , как и любая власть , означает способность и
право одних осуществляют свою волю в отношении других , повелевать и
управлять другими. Но вместе с тем она имеет в отличие от других форм
власти свою специфику. Её отличительными признаками являются:
Верховенство , обязательность её решений для всего общества и ,
соответственно , для всех других видов власти . Она может ограничить
влияние других форм власти , поставив их в разумные границы , либо вообще
устранить их;
Всеобщность , т.е. публичность . Это означает , что политическая
власть действует на основе права от имени всего общества;
Легальность в использовании силы и других средств властвования в
пределах страны ;
Моноцентричность, т.е. существование общегосударствен-ного центра (
системы властных органов) принятие решений;
Широчайший спектр используемых средств для завоевания , удержания и
реализации власти6.
Основными элементами власти являются её субъект , объект , а также
средства (ресурсы).
Субъект власти воплощает в себе её активное , направляющее начало. Им
может быть личность , орган , организация , социальная общность и др. Для
реализации властных отношений субъект должен обладать рябом таких качеств
, как желание властвовать и воля к власти . Помимо этого субъект власти
должен быть компетентным , должен знать состояние и настроение
подчиненных , обладать авторитетом.
Субъект определяет содержание отношения через:
1) приказ (распоряжение) как властное повеление подчиниться воле
субъекта власти;
2) подчинение как поведение частной воли власти:
3) наказание (санкции) как средство воздействия на отрицания
господствующей воли;
4) нормирование поведения как совокупность правил в соответствии
с всеобщим интересом.
От приказа , характера содержащихся в нем требований во многом
зависит отношения к нему объекта ( исполнителей) – второго важнейшего
элемента власти. Власть – всегда двустороннее отношение взаимодействие
субъекта и объекта. Власть не мыслима без подчинения объекта . Где нет
объекта , там нет власти .
Масштабы отношения объекта к субъекту власти простираются от
ожесточенного сопротивления , борьбы на уничтожения до добровольного
, воспринимаемого с радостью повиновения .
Специфическим признаком власти как общественного явления
выступает доминирование властной воли , а не просто влияние . Власть
связана с общественной организацией, она есть качество , внутренне
присущее организацией общество. Следует видеть различия между властью
организацией (на первых ступенях развития человеческого общества) и
организацией власти (в классовом обществе).
Не последнее место в понимание власти как явления, связанного с
процессами , происходящими в жизни общества , занимает такое понятие
как легитимность. Власть – понятие правовое , означающее созидание
ценностей согласно общественным интересам ; это законное право
принимать решение , которым люди обязаны подчинятся , легальное право
использовать принуждение во имя торжества законов. Власть чрезвычайно
необходима для достижения целей , ибо государственная политика вряд ли
будет эффективна , если не соблюдаются правила , установленные для
реализации этой политики. Именно потому , что легитимность играет
важную роль , правительство стремится обосновать свою власть ,
опираясь на определенные принципы. В сущности , правительство пытается
создать ситуацию , в которой решения признавались и соблюдались бы «не
на страх , а на совесть» , с верой в нравственную правоту решений и
законов. Правительство не могут рассчитывать на длительное
существование и эффективную деятельность , полагаясь только на насилие
. Необходимо добровольное согласие , скрепленное уважением законности
.
М.Вебер в свое время предложил классическую теорию , объясняющею
социокультурные основания легитимности власти7.
Традиционная власть.
Власть может приобретать законность благодаря традиции. Такую
власть М.Вебер характеризует как традиционную власть. В этом случае
повинуются потому , что «так всегда было». Традиционное господство
имеет место в патриархальных обществах , организованных по подобию
семьи , где повиновение отцу главе рода , является естественной
реакцией на политический порядок.
Харизматическая власть.
Авторитет носителя харизматической власти – это авторитет какого
– то необычного личного дара – харизмы. М.Вебер отмечает, что харизмой
следует, называет качество личности признаваемое необычайным. Благодаря
этому качеству она оценивается окружающими как одаренная
сверхъестественными или , по меньшей мере , специфически особыми силами и
свойствами , недоступными другим людям . Такая личность рассматривается
как бы посланной богом . В российской истории мы легко найдем примеры
харизматического авторитета. Это авторитет таких большевистских лидеров ,
как Ленин , Сталин , Троцкий и д.р.
Рационально – правовая власть .
Источник её законности состоит в том , что она опирается на
общепризнанный правовой порядок . Люди , обладающие такой властью ,
приходят к своему положению на основе узаконенной процедуре. Например , в
результате выборов.
Легитимность власти в этом случае покоится не на привычке , а на
признании разумности , рациональности существующего политического
порядка.
Следует иметь в виду , что в реальной политических жизни едва ли можно
найти какие – то «чистые» типы , связанные только с одной из форм
легитимности. В действительности можно говорить лишь о доминировании
одной их форм законности и об определенной структуре маргинальных или
второстепенных форм, связанных с разного рода социокультурными традициями
и влияниями . Кроме того , в некоторых Западных обществах можно говорить
о чертах традиционности и восприятии системы рационально – правовой
власти.
Таблица №2
Понятие легитимности власти и её типы.
Предпосылки поддержания легитимности власти.
Политическая власть как , одно из важнейших проявлений власти
характеризуется реальной способностью данного класса , группы , индивида
проводить волю , выраженную в политике. Понятие политической власти шире
понятия власти государственной . Известно , что политическая деятельность
осуществляется не только в рамках государства , но и в других составных
частях социально – политической системы : в рамках партий , профсоюзов ,
международных организаций и т.д.
2.Структура политической власти.
В политологии выделяются следующие базовые компоненты структуры
общения в рамках государственно-публичной власти:
1) агенты;
2) ценности;
3) способы (инструментально-институционные ) и
4) ресурсы
Взаимодействие между ними и определяет ,всю палитру отношений
,выражаемых в русском языке понятиями «господство» и «подчинение» , «воля»
и «сила» , «контроль» и «распределение» , «руководство» и «лидерство» ,
«управление» и «давление» , «властвование» и «влияние» , «авторитет» и
«насилие» , и т.д8.
Таким образом , отношения «господства и подчинения» агентов власти
составляют центральное звено механизма социального общения между людьми ,
при котором его участники признают сложившийся порядок властных отношений
легитимным , т.е. социально значимым и необходимым способом и стереотипом
взаимодействия людей в обществе .
Страницы: 1, 2
|