МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Тоталитарный режим: идейные истоки предпосылки черты и разновидности

    органами. Примером могут быть созданные фашистами профсоюзы, основной

    задачей которых было внедрение идеологических мифов в массовое сознание и

    контроль за ним.

    Отрицанием демократических институтов режим реализовывал важную задачу -

    ликвидацию тех промежуточных звеньев, которые стоят между индивидом и

    государством, в результате чего происходит полное поглощение индивида

    государством, превращение его в "винтик" огромной государственной машины.

    Тоталитарный режим - детище ХХ века, так как в предыдущие годы техника не

    была столь развита, чтобы человек быстро получал и усваивал пропаганду

    идейного единства-поддержки режима. До ХХ века политическая деятельность

    была, как правило, уделом интеллигенции, грамотных слоев общества, умеющих

    через прессу и телеграф, почту обращаться к себе подобным. Научно-

    технический прогресс значительно расширил возможности общения.

    Исключительная роль здесь принадлежит радио, повсеместное распространение

    которого позволило приобщить к политике широкие слои неграмотного

    населения, люмпен-пролетариат, что весьма расширило базу политической

    борьбы. Кто не умел читать, мог слушать. А когда был проведен ликбез,

    подключились и газеты.

    Пропаганда шла по всем каналам: в первых классах начальной школы

    проходили ленинские уроки, по окончании года дарились книжки под названием

    "Из жизни В. И. Ленина", и будущий первоклассник, еще не выучив таблицы

    умножения, уже знал о том, каким хорошим пловцом был Владимир Ильич; в

    школьных учебниках (особенно по иностранному языку) муссировалась тема

    лучшей страны в мире - Советского Союза, ну а самая большая часть

    пропаганды приходилась на историю.

    Широко практиковались различные фальсификации; в учебнике история

    представлялась как история победы КПСС аж со средних веков, разумеется,

    ничего не говорилось о"красном терроре", политзаключенных и голоде в период

    Советской власти.

    По радио передавались бесконечные речи вождей, в газетах каждый день

    печатался портрет Сталина, в предисловиях любое произведение

    рассматривалось с точки зрения марксизма-ленинизма-сталинизма.

    Пропаганда превращалась в воспитательный процесс. В лестнице октябрята -

    пионеры - комсомол - партия вышестоящие шефствовали, воспитывали

    нижестоящих.

    Пропагандой и поддержкой общественно-политического движения, о котором

    позже, режим решал весьма важную задачу:взяв под практически полный

    контроль души граждан, он прививал людям тоталитарное сознание, готовность

    подчиняться идеям, идущим из центра.

    Особо стоит сказать о роли церкви. Являясь более древним институтом , чем

    политические партии, обладая значительным весом в обществе, церковь стала

    тем камнем преткновения, который не позволял полностью подчинить душу

    индивида. Попытки тоталитарного режима устранить, или, по крайней мере,

    сотрудничать с ней не везде приводили к успеху. В тех странах, где церковь

    сохранила свои позиции (Италия, Испания), отрицательные последствия

    тоталитаризма были не столь глубоки, как там, где она была жестоко

    подавлена (Германия, Россия).

    5. Общественно-политическое движение -основа существования тоталитарного

    режима.

    Третий признак - общественно-политическое движение, составляющее массовую

    социальную базу режима. К сожалению, в ранних концепциях тоталитаризма

    практически не рассматривалась роль самого народа в создании и

    функционировании тоталитарного режима.

    Народные массы чаще выступали в облике несчастных жертв, бедных

    непротивленцев, являющихся объектом приложения тоталитарных сил. Некоторые

    исследователи советского тоталитаризма производят искусственное разделение

    общества на отдельные части.

    С одной стороны, лидер-диктатор во главе единственной массовой

    политической партии, террористический полицейский контроль,

    сверхцентрализованная система управления, а с другой - страдающий,

    несчастный народ. Если первая часть буквально аккумулирует в себе страшные

    черты тоталитаризма, то вторая часть общества находится как бы в стороне,

    вызывая симпатии и даже любовь.

    Известно, что в Германии и Италии установлению тоталитарных режимов

    предшествовали массовые движения, участники которых совершенно добровольно

    поддерживали и разделяли фашистскую идеологию.

    Сталинские репрессии по свидетельству очевидцев воспринимались

    значительной частью населения сочувственно, на этот раз на режим работали

    также пропаганда и террор.

    Советский опыт свидетельствует, что тоталитаризм всегда имел социальную

    опору в народе. Без нее он не мог бы так долго существовать и

    видоизменяться. Документальные кадры: делегат от доярок надрывно кричит и

    от имени колхоза имени Буденного требует смерти для "врагов народа".

    Казалось, каждый колхоз, фабрика, парикмахерская, столовая должны

    отметиться и потребовать "высшей меры"; лица требующих сменяются, но слова

    поразительно похожи.

    Из западных исследователей первой обратила внимание на фактор общественно-

    политического движения Х. Арендт, которая считала, что тоталитарные режимы

    возникают на его базе[9].

    Какова же роль тоталитарного ОПД ?

    В характере тоталитарного режима фактор ОПД занимает определяющее место

    по следующим причинам.

    Во-первых, именно через ОПД как социальную базу режима происходит

    формирование в общественном сознании "тоталитарной идеи".

    Во-вторых, через ОПД достигается всеохватывающий контроль над всеми

    проявлениями общественной жизни, что и обеспечивает осуществление

    тоталитарного господства власти.

    В-третьих, через ОПД тоталитарный режим внедряет мифы в общественное

    сознание, формирует позитивное отношение масс к тоталитарному режиму,

    тотализирует массы изнутри, а всех несогласных, неподдающихся уничтожают.

    С ОПД связана также и атомизация общества.

    Еще до прихода к власти тоталитарное движение строится на принципах

    предельной атомизации своих членов; сначала достигается верность движению,

    преобладание связей с движением над личными связями, а затем их полная

    утрата в пользу своего места в движении.

    После установления тоталитарного режима атомизация распространяется на

    широкие слои общества с помощью аппарата устрашения, включающего в себя,

    кроме террора, также и газеты, радио; однако самый мощный эффект имеет

    развитая система доносительства и круговой поруки, закрепляющая таким

    образом эффект массовой тоталитарной пропаганды.

    "В обстановке всеобщей взаимной подозрительности, когда лояльность режиму

    измеряется числом доносов, любые личные связи становятся обоюдоопасными.

    Элементарная осторожность требует отказа от тесных связей, чтобы не ставить

    близких людей в такое положение , когда они ценой спасения своей

    собственной жизни будут вынуждены погубить тебя.

    В результате достигается предельно возможная атомизация общества, и любое

    несогласие с политикой тоталитарного государства [и с тоталитарной идеей ]

    либо раскол между индивидом и обществом сразу же ставит индивида вне

    закона. Единственной положительной чертой становится безусловная и

    неизменная преданность Движению со стороны каждого его члена."[10]

    Итак, через ОПД атомизированного общества достигается эффект "слияния с

    властью"(власть доноса), несмотря на абсолютную отстраненность людей от нее

    , и как результат -"народ не безмолвствует, как в феодальных государствах

    прошлого, - нет, народ поет, кричит "ура" и рукоплещет казням. "[11].

    И сам им способствует, добавим.

    Теперь несколько слов о том, что такое тоталитарная идея. Тоталитарная

    идея заключает в себе основной ценностный критерий организации

    тоталитарного общества; именно тоталитарной идеей отличаются различные

    формы тоталитаризма .

    В зависимости от основного ценностного критерия можно выделить три формы

    тоталитаризма.

    Правой форме соответствует национальный критерий (фашистские режимы

    Гитлера, Муссолини и др. ).

    Левой форме - классовый(социальный) критерий (сталинизм).

    Религиозной форме -религиозный критерий организации общества(исламский

    фундаментализм в Иране периода Хомейни).

    В то же время, пожалуй, это различие между формами все-таки не является

    принципиальным; по глубинной сути своей все тоталитарные режимы очень

    близки.

    Признаки тоталитарного ОПД следующие:

    Цель Движения - установление диктатуры в какой-либо форме;

    обращение к силе в качестве главного инструмента для достижения цели, а

    отсюда - террористические потенции Движения;

    неприятие оппозиционных мнений, непримиримость к другим партиям, движениям;

    идея своего особого предназначения.

    6. Террор - логическое продолжение тоталитарной пропаганды.

    Четвертый признак - государственной организованный террор, основанный на

    постоянном и тотальном насилии. Основой тоталитарного режима может быть

    только всеобщая лояльность граждан, в обеспечении которой террор играет не

    последнюю роль, представляя собой логическое продолжение тоталитарной

    пропаганды.

    Обращенная не к разуму, но к чувствам тоталитарная пропаганда , являясь

    по сути насилием над духом, подкрепляется насилием физическим. Двойной гнет

    разлагает личность, гасит ее мыслительные способности, оставляя место лишь

    почти непроизвольным рефлексам энтузиазма и страха.

    Такое давление со стороны государства ликвидирует не только любую

    оппозицию, но и любую попытку к инакомыслию.

    Террор нанес огромный ущерб нации, практически уничтожив ее генофонд:

    представителей интеллигенции, людей науки уничтожали как относящихся к

    буржуазии, как "социально-чуждых".

    Очень точно описал атмосферу государственного террора С. Цвейг:

    "Систематически совершенствуемый, деспотически осуществляемый

    государственный террор парализует волю отдельного человека [ночное ожидание

    - а за кем пришли? а не за мной -и никакой попытки к сопротивлению. ] ,

    ослабляет и подтачивает всякую общность. Он въедается в души, как

    изнурительная болезнь, и ... вскоре всеобщая трусость становится ему

    помощником и прибежищем, потому что, если каждый чувствует себя

    подозреваемым, он начинает подозревать другого, а боязливые из-за страха

    еще и торопливо опережают приказы и запреты своего тирана. "[12]. А

    боязливым может стать практически любой - наказание за недонесение

    закреплено законодательно.

    7.Экономическая автаркия, государственное планирование и принудительный

    труд в тоталитарном государстве.

    Пятый признак - экономическая автаркия при жесткой регламентации

    экономики и существенной доле внеэкономических форм принуждения.

    Появление тоталитарных тенденций в общественном развитии было обусловлено

    выходом ряда стран из патриархального, феодального состояния и включением

    их в новую систему государств с развитой экономикой. При этом развивающиеся

    государства вступали в конфликт с уже развитыми, занимая подчиненное

    положение, подобное положению полуколоний. Отсюда стремление к

    экономической автаркии как залога независимости.

    С точки зрения внутреннего развития тоталитарному режиму также

    требовалась жестко регламентированная, замкнутая на государство

    экономическая структура. Более того, стоящей у руководства группировке была

    необходима такая экономическая структура, которая не просто замыкалась на

    государство, но в значительной степени зависела от воли лидеров.

    Коммунистические вожди , искренне убежденные в своем знании экономических

    законов, считали, что могут с научной точностью управлять производством.

    В Германии автократическая форма власти, наводящая "железной рукой"

    "новый порядок" в стране, была для монополий предпочтительнее сложного

    механизма демократического государства.

    И в Германии, и в СССР не терпящая никакой оппозиционной организации

    тоталитарная политическая структура, которая практически свела на нет роль

    профсоюзов(или они служили орудием пропаганды), позволяла эксплуатировать

    труд самыми изощренными способами.

    Жесткая централизация и террор позволяли в Германии тесно связанным с

    режимом монополиям извлекать максимальные прибыли при минимальных

    издержках. А монополии благодаря финансовой помощи создавали для

    руководства фашистского режима экономическую базу.

    Тоталитарным характером собственности, как и слишком значительной ролью,

    которую в экономике играла идеология, можно объяснить особую ситуацию с

    производителями при коммунизме. Свобода труда в Советском Союзе была

    ограничена сразу после революции, а полностью с ней было покончено в 1940

    году.

    Постоянно использовались трудовые лагеря, где в полной мере был

    использован голод как важнейший стимул к труду. Границ между лагерями и

    фабричным трудом практически не было.

    Трудовые лагеря и разного рода "добровольные" трудовые акции, например

    субботники , обязательные сверхурочные, являлись тяжелейшей, крайней формой

    несвободного труда. Они могли иметь временный характер, сам же несвободный

    труд - явление при коммунизме постоянное, в зависимости от потребностей

    момента более или менее ярко выраженное.

    Работник был поставлен в такое положение, что свой товар - рабочую силу

    он должен был продавать на не зависящих от него условиях без возможности

    найти другого, лучшего работодателя.

    Партийная бюрократия, монопольно владея природными ресурсами, осуществляя

    политическую диктатуру, обрела право диктовать на каких и в каких условиях

    люди будут трудиться.

    При такой системе невозможны свободные профсоюзы, а забастовки-явление

    исключительное.

    Отсутствие забастовок коммунисты объясняли тем, что рабочий класс якобы

    находится у власти и опосредованно - через "свое" государство и "авангард"

    – КПСС – является собственником средств производства:таким образом,

    забастовки были бы направлены против него самого.

    Настоящая причина в том, что партбюрократия располагала всеми ресурсами

    (и аппаратом подавления в том числе) и, главное, рабочей силой: любая

    эффективная акция против нее, если она не носит всеобщего характера, была

    трудноосуществима.

    Забастовки - проблема скорее политическая , нежели экономическая. А в

    Советском Союзе проблем нет: именно для того чтобы скрыть их, произошел

    расстрел мирной демонстрации в Новочеркасске в 1962 году. Об этом не узнали

    бы, если б не А.И.Солженицын, рассказавший всему миру об этом.[13]

    Как только все материальные богатства были сосредоточены в одних руках,

    возникла необходимость планирования. Центр тяжести планирования в любой

    коммунистической системе был на отраслях, имеющих решающее значение для

    политической стабильности режима. Ими были тяжелая и военная

    промышленность; им было подчинено все. Как следствие, возникала неизбежная

    несбалансированность и различные перекосы.

    Идеологические и политические мотивы в большей степени, чем интересы

    национальной экономики как единого целого, являлись движущей силой

    коммунистического планирования.

    Именно эти мотивы являлись доминирующими каждый раз, когда режим должен

    был выбирать между экономическим прогрессом, уровнем жизни народа и своими

    политическими интересами.

    8. Разновидности тоталитарного режима.

    Мировая практика позволяет выявить две разновидности тоталитарного

    режима: правую и левую.

    Правая разновидность тоталитаризма представлена двумя формами -

    итальянским фашизмом и германским национал-социализмом. Правыми они

    считаются потому, что обычно сохраняли рыночную экономику, институт

    собственности, опирались на механизмы экономического саморегулирования.

    С 1922 г. интеграция итальянского общества происходила на основе идеи

    возрождения былого могущества Римской империи. Установление фашизма в

    Италии явилось отрицательной реакцией мелкой и средней буржуазии на

    отставание в процессе складывания национальной и экономической целостности.

    В фашизме воплотился антагонизм мелкобуржуазных слоев по отношению к старой

    аристократии. Итальянский фашизм во многом обозначил признаки

    тоталитаризма, хотя и не развил их в полной мере.

    Классической формой правого тоталитаризма служит национал-социализм в

    Германии, возникший в 1933 г. Его установление было ответом на кризис

    либерализма и утрату социально-экономической и национальной идентичности.

    Возрождение былого могущества и величия Германии пытались преодолеть путем

    объединения общества на основе идей превосходства арийской расы и покорения

    других народов. Массовой социальной базой фашистского движения являлась

    мелкая и средняя буржуазия, которая по своему происхождению, ментальности,

    целям и уровню жизни была антагонистична как рабочему классу, так и

    аристократии, крупной буржуазии. Вследствие этого участие в фашистском

    движении для мелкой и средней буржуазии представлялось возможностью создать

    новый социальный порядок и приобрести в нем новый статус и преимущества - в

    зависимости от личных заслуг перед фашистским режимом. Следует отметить,

    что на рост национального и социального самосознания немцев оказывало

    существенное влияние поражение в Первой мировой войне (1914 - 1918) и

    глубокий экономический кризис 1929 - 1933 гг.

    Левой разновидностью тоталитаризма был советский коммунистический

    режим и подобные режимы в странах Центральной и Восточной Европы, Юго-

    Восточной Азии, на Кубе. Он опирался (а в ряде стран до сих пор опирается)

    на распределительную плановую экономику, уничтожает рынок, если тот

    существует. В СССР предполагалось достигнуть социальной однородности и

    нивелировки социального многообразия интересов. Прогрессивным признавалось

    только то, что соответствовало интересам рабочего класса. Правда, в

    действительности рабочий класс в СССР был маргинализирован, поскольку его

    основу составляли вчерашние крестьяне. Разрушение прежнего уклада жизни,

    привычной упрощенной картины мира, которая делила мир на белое и черное,

    хорошее и плохое, сформировало у них дискомфорт, страх перед будущим,

    показало их неспособность существования в условиях многообразных социальных

    взаимодействий.

    Формирование коллективной цели общества в виде идеала «светлого

    будущего», который воплощал вековую мечту о справедливом и совершенном

    обществе, совпадало с ожиданиями широких слоев тогдашнего советского

    общества. Предполагалось, что осуществить этот идеал можно только с помощью

    сильного государства. Таким образом, тоталитаризм был своеобразной реакцией

    отторжения патриархальным сознанием социальных маргиналов таких

    общечеловеческих ценностей, как рынок, конкуренция, частная собственность,

    свобода личности.

    Заключение.

    Фридрихом и Бжезинским была высказана мысль о том, что с течением

    времени тоталитаризм будет эволюционировать в сторону большей

    рациональности, сохранив свои основополагающие конструкции для

    воспроизводства власти и общественных порядков. Иными словами, источник

    опасности для тоталитаризма они видели во вне системы. Жизнь в основном

    подтвердила эту мысль, хотя продемонстрировала и внутренние факторы

    дестабилизации этого порядка.

    Как показала история, система власти, построенная на главенстве

    моноидеологии и соответствующей ей структуре политических институтов и

    норм, не способна гибко приспосабливаться к интенсивной динамике

    сложносоставных обществ, с выявлением гаммы их разнообразных интересов. Это

    — внутренне закрытая система, построенная на принципах гомеостаза,

    борющаяся с внутренним вакуумом, которая движется по законам самоизоляции.

    Поэтому в современном мире тоталитаризм не может обеспечить политические

    предпосылки ни развития рыночных отношений, ни органичного сочетания форм

    собственности, ни поддержку предпринимательства и экономической инициативы

    граждан. Это политически неконкурентная система власти.

    В условиях современного мира ее внутренние источники разложения

    связаны прежде всего с распадом экономических и социальных основ

    самовыживания. Социальная база тоталитарных режимов узка и не связана с

    повышением общественного положения наиболее инициативных и перспективных

    слоев общества. Действуя только мобилизационными методами, тоталитаризм не

    способен черпать необходимые для общественного прогресса человеческие

    ресурсы. Складывающаяся в этих обществах крайняя напряженность статусного

    соперничества, ненадежность повседневного существования личности,

    отсутствие безопасности перед лицом репрессивного аппарата ослабляют

    поддержку данного режима. У последнего же, как правило, отсутствует

    способность к критической саморефлексии, способной дать шанс для поиска

    более оптимальных ответов на вызовы времени.

    Страх и террор не могут вечно преследовать людей. Малейшее ослабление

    репрессий активизирует в обществе оппозиционные настроения, равнодушие к

    официальной идеологии, кризис лояльности. Вначале, сохраняя ритуальную

    преданность господствующей идеологии, но и не в силах сопротивляться голосу

    рассудка, люди начинают жить по двойным стандартам, двоемыслие становится

    признаком рефлексирующего человека. Оппозиционность воплощается в появлении

    диссидентов, чьи идеи постепенно распространяются и подрывают

    идеологический монополизм правящей партии.

    Но, видимо, главным источником разрушения и невозможности

    воспроизводства тоталитарных порядков является отсутствие ресурсов для

    поддержания информационного режима моноидеологического господства. И дело

    не только в социальных основаниях этого глобального для современного мира

    процесса, когда развитие личности и человечества неразрывно связано с

    конкуренцией мнений, постоянным переосмыслением индивидами программ,

    духовным поиском. Существуют и чисто технические предпосылки

    нежизнеспособности тоталитарных систем. К ним относятся, в частности,

    современные процессы обмена сообщениями, нарастание интенсивности и

    технической оснащенности информационных потоков, развитие коммуникативных

    контактов различных стран, развитие технической инфраструктуры, связанное с

    появлением массовых электронных СМИ, развитием сети Интернет. Коротко

    говоря, качественное изменение информационного рынка не может не вовлечь в

    новые порядки даже те страны, которые пытаются искусственно изолировать

    свое информационное пространство от проникновения «чуждых» идей. А

    разрушение системы единомыслия и есть основная предпосылка крушения

    тоталитаризма.

    Таким образом, можно заключить, что тоталитарные политические системы

    характерны в основном для стран с пред- и раннеиндустриальными

    экономическими структурами, дающими возможность организовать монополизацию

    идейного пространства силовыми методами, но абсолютно не защищенных перед

    современными экономическими и особенно информационно-коммуникативными

    процессами. Поэтому тоталитаризм — это феномен только XX в., данный тип

    политических систем смог появиться лишь на узком пространстве, которое

    предоставила история некоторым странам.

    Тем не менее, и у тоталитаризма есть некоторые шансы на локальное

    возрождение. Ведь многие десятилетия террора сформировали у населения этих

    стран определенный тип культурных ориентации, который способен

    воспроизводить соответствующие нормы и стереотипы, независимо от

    сложившихся политических условий. Не удивительно, что на постсоветском

    пространстве сегодня нередко складываются своеобразные протототалитарные

    режимы, при которых не действуют оппозиционные СМИ, руководители оппозиции

    подвергаются репрессиям и даже физическому уничтожению, безраздельно

    властвует партриархальщина и откровенный страх перед властью. Поэтому

    окончательное уничтожение призрака тоталитаризма органически связано не

    только с наличием демократических институтов и вовлечением стран и народов

    в новые информационные отношения. Колоссальное значение имеют и понимание

    людьми ценностей демократии и самоуважение, осознание ими как гражданами

    своей чести и достоинства, рост их социальной ответственности и инициативы.

    Список литературы.

    1) Соловьев А.И. Политология М «Аспект-Пресс» 2001

    2) Гаджиев К.С. Политическая философия М: ОАО « Издательство «

    Экономика»1999

    3) Солженицын А. И. Архипелаг ГУЛАГ, т. 1. М. , :Центр "Новый мир"-1990.

    4) Игрицкий Ю. И. Концепции тоталитаризма: уроки многолетних дискуссий на

    Западе. //История СССР, 1990, N 6.

    5) Рахшмир П. Ю. Новейшие концепции фашизма в буржуазной историографии

    Запада. М. 1979.

    6) Бессонов Б. Фашизм:идеология и практика. М. , 1985.

    7) Цвейг С. Совесть против насилия. Кастеллио против Кальвина. М. , 1985.

    8) Гозман Л. , Эткинд А. От культа власти к культу людей. Психология

    политического сознания. "Нева", 1989, N7.

    -----------------------

    [1] См. Игрицкий Ю. И. Концепции тоталитаризма:уроки многолетних

    дискуссий на Западе. //История СССР, 1990, N 6.

    [2] См. Totalitarianism. Proceedings of a Conference Held at the American

    Academy of Arts and Sciences. March 1953. Cambridge (Mass), 1954, p. 38.

    [3] См. Fridrich C. J. , Brzezinski Z. K. Totalitarian Dictatorship and

    Autocracy. Cambridge(Mass), 1956, p. 58.

    [4] Цит.по: Корнеев Н. Указ. соч. С138

    [5] А. Кун при анализе фашизма вводит понятие "тоталитарного максимума",

    под которым подразумевается германский национал-социализм. См. Рахшмир П.

    Ю. Новейшие концепции фашизма в буржуазной историографии Запада. М. 1979,

    с. 22.

    [6] См. Солженицын А. И. Архипелаг ГУЛАГ, т. 1. М. , :Центр "Новый мир" -

    1990, стр. 53.

    [7] Там же, стр. 220.

    [8] См. Бессонов Б. Фашизм: идеология и практика. М. , 1985, с. 151.

    [9] Arendt H. The Origins of Totalitarianism, N. Y. , 1951, p. 19.

    [10] Arendt H. The Origins of Totalitarianism, N. Y. , 1951, p. 21.

    [11] Гозман Л. , Эткинд А. От культа власти к культу людей. Психология

    политического сознания. "Нева", 1989, N7, с. 172.

    [12] Цвейг С. Совесть против насилия. Кастеллио против Кальви-

    на. М. , 1985, с. 360.

    [13] См. Солженицын А. И. Архипелаг ГУЛАГ, т. 3. М. , :Центр "Новый

    мир"-1990, стр. 385.

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.