Тоталитарный режим: идейные истоки предпосылки черты и разновидности
нас» или «враг не сдается его уничтожают» В подобном духе в одном из своих
выступлений в 1935 г. Гитлер говорил: «В нашей борьбе возможен только один
исход: либо враг пойдет по нашим трупам, либо мы пойдем по его». Неизменным
атрибутом тоталитаризма является тесная взаимосвязь истины и силы: здесь
сила определяет истину. Особым фактором, способствавшим ориентации общества
на построение тоталитарных порядков и обладавших существенным значением
именно в России были традиции подпольной деятельности террористических
организаций революционизировавших политическую активность населения и
легитимизировавших в общественном мнении идей насильственного передела и
богатства, избавления от лиц мешавших прогрессу и установлению
справедливости. Это традиции, утверждавшие презрение к ценности
человеческой жизни и авторитету закона, в последствии послужили одним из
самых мощных источников распространения повседневного «стукачества»,
бытового доносительства оправдывающего предательства людьми своих родных и
близких во имя «идеалов», из страха и уважения к власти.
В принципе тоталитарной можно, очевидно, признать такую идеологию, которая
в той или иной форме обосновывает исключительность роли какой либо общности
людей (класса, нации, приверженцев той или иной религии, мировоззрения)
связывает с данной общностью выполнение особой миссии, а так же содержит
убедительные для ее членов аргументы в пользу того, что лишь одна
определенная политическая сила призвана их возглавить. Как правило, в
тоталитарной идеологии содержится и понятие «образ врага», ибо борьба
«против» часто сплачивает людей, чем за достижение чего либо.
В тоже время при определенных условиях любая идея может получить
тоталитарное
толкование. Скажем стремление развития национальных культур, традиций зыка
к
восстановлению в своих правах ранее угнетенной или униженной нации легко
трансформируются в воинствующий национализм, доходящий в своей крайней
форме до провозглашения той или иной нации «высшей» призванной руководить
другими. Религиозная идея обладает способностью превращаться из проблемы
веры каждого отдельного человека в основу оправдания нетерпимости по
отношению к исповедующим иные религии и атеистам.
Антропологический компонент тоталитаризма состоит в стремлении к полной
переделки и трансформации человека в соответствии со своими
идеологическими установками конструирование нового типа личности -
некоего homo totalitaricus с особым политическим складом, особой
ментальностью мыслительным и поведенческим характеристиками путем
стандартизации унификации индивидуального начала, его растворения в массе
сведения всех индивидуумов к некому среднестатистическому знаменателю,
стерилизации или, во всяком случае, подавлению индивидуального,
личностного начала в человеке. При этом следует особо подчеркнуть, что
тоталитаризм как особый общественно политический феномен невозможен без
массовой базы, массовости как таковой. Он предполагает полную и безусловную
лояльность индивидуального человека, общества к режиму, партии или вождю.
Здесь вождь-фюрер и массы слиты в неразрывном единстве: вождь-фюрер зависит
от масс в такой же степени, в какой они зависят от него, без него они
останутся аморфной толпой, лишенной внешнего представительства, в свою
очередь, сам вождь-фюрер без масс нечто.
Первоначальная системная характеристика тоталитарных политических порядков
шла по пути выделения наиболее важных принципиальных черт тоталитаризма.
Так к. Фридрих и З. Бзежинский в своей работе «Тоталитарная диктатура и
автократия» выделили основные признаки:
. наличие «тоталитарной» идеологии;
. существование единственной партии, возглавляемой сильным лидером;
. секретной всесильной полиции
. монополию государства над массовыми коммуникациями, а так же над
средствами вооружения
. монополию над всеми организациями общества включая экономические
Тоталитаризм не возникает случайно он имеет свои социальные предпосылки и
причины. К важнейшим из них относятся:
1. Само индустриальное общество, усложнение общественных связей и
взаимозависимости;
2. Нарастание рационализма и организованности в жизни общества, новые
возможности для манипулирования общественным сознанием ( радио,
средства связи , СМИ);
3. Появление монополий и их срастания с государством;
4. Этатизация общества, усиление в общественном сознание культа
государства, распространение коллективистских взглядов;
5. Массовая эмоциональная уверенность в возможность быстрого улучшения
жизни с помощью планирования и рациональных преобразований;
6. Массовая психологическая неудовлетворенность, отчуждением личности
ее незащищенностью и одиночеством. Тоталитарные движения дают иллюзию
приобщения к «вечным ценностям»: классу, нации, государству;
7. Острые социально-экономические кризисы ведут к маргинализации
общества, появлению многочисленных люмпенских и полулюмпенских слоев
особо восмприимчевых к тоталитарной идеологии и склонных к
политическому радикализму;
Основными свойствами люмпена являются: нигилизм по отношению к прошлому и
настоящему, беспокойство, агрессивность, честолюбие, чувствительность,
стесненность, эгоцентричность. На все это делали ставку вожди тоталитарных
режимов. Следует иметь в виду различие в программных установках между
элитой движения и основной массой: у первых – расчетливое, рационально
-индустриальное видение цели, у вторых- стремление слиться с организацией ,
традиционно-общинный коллективизм . Адресаты у различных движений , слои
на которые они упираются , тоже отличаются: в России, у большевиков это
были пролетариат и беднейшее крестьянство, у нацистов Германии – служащие и
мелкая буржуазия, пострадавшие от экономического кризиса. В любом случае
интересы и нужды этих слоев очень мало связаны с задачами таких движений и
нужны им лишь как предлог для прихода к власти.
У носителей тоталитарного сознания выделяются следующие отличительные
черты: нетерпимость к любому инакомыслию, стремление политически или даже
физически уничтожить несогласных или их насильственно перевоспитать в
духе правильного учения, все остальные идей, их плюрализм они рассматривают
как заблуждение или сознательную ложь Им присуще стремление к
«математическому безошибочному всеобщему счастью».
3. Абсолютная концентрация власти и
отсутствие разделения властей в тоталитарном государстве.
Отталкиваясь от результатов анализа, прежде всего тоталитарных структур
гитлеровской Германии и сталинского СССР, которые можно назвать
"тоталитарным максимумом"[5], выделим пять основных признаков
тоталитаризма. Поскольку в настоящем исследовании мы исходим в первую
очередь из анализа "тоталитарного максимума", то и все эти признаки
являются в определенной степени идеальными и проявляются в различных
тоталитарных режимах в неодинаковой степени, вплоть до тенденций.
Итак, первый признак - абсолютная концентрация власти, реализуемая через
механизмы государства и представляющая собой этатизм, то есть вмешательство
государства в экономическую и политическую жизнь страны, возведенное в
высшую степень. Такая концентрация власти с точки зрения формы правления
непременно представляет собой автократию, для которой характерны:
. Соединение исполнительной и законодательной власти в одном лице при
фактическом отсутствии независимой судебной власти.
. Принцип "вождизма", причем вождь харизматического, мистического
типа.
Тоталитарное государство не могло и не может стать правовым, то есть
таким, где суд не был бы зависим от властей, а законы реально соблюдались.
Такого государства система не приемлет. Незыблемость суда и торжество
законности неизбежно открывали путь появлению оппозиции.
Признавая формально гражданские свободы, тоталитарные режимы ставили
одно, но решающее условие: пользоваться ими можно было исключительно в
интересах той системы, которую проповедовали вожди, что означало бы
поддержку их владычества.
Отсюда вытекала необходимость сохранения формы законности и одновременно
монополии правления. Главным образом по этой причине законодательная власть
не могла отделиться от исполнительной. При однопартийной системе это как
раз и был один из источников, питающих произвол и всемогущество правителей.
Точно так же практически невозможно было отделить власть полицейскую от
судебной.
Так зачем в таком случае тоталитарная диктатура прибегала к закону, зачем
прикрывалась законностью?
Кроме внешнеполитических и пропагандистских резонов немаловажно и то, что
тоталитарный режим обязан был обеспечить правовые гарантии тем, на кого он
опирался, то есть партии. Формально законы охраняли права всех граждан, но
в действительности только тех, кто не попал в разряд "врагов народа" или
"врагов рейха".
В силу вышеизложенного политические судебные процессы-инсценировки, где
доминировал политический тезис; от суда требовалось уложить в рамки права
заготовленный политический вывод о враждебных происках обвиняемого.
При таком способе судить важнейшую роль играло признание обвиняемого.
Если он сам называл себя врагом, тогда тезис подтверждался. "Московские
процессы" -это наиболее гротескный и кровавый пример судебно-юридического
фарса в коммунизме. Обычно политические процессы затевались по
"разнарядке". Тайная полиция (НКВД, ГПУ, и др. ) получала число требуемых к
аресту "врагов народа" и начинала действовать. Никаких доказательств не
требовалось - нужно было лишь признание.
Работа полиции в СССР чрезвычайно упрощалась всемогущей 58-й статьей
Уголовного Кодекса 1926 года. Она состояла из 14 пунктов. Но главное в этой
статье было не её содержание, а то, что её возможно было истолковать
"расширительно", "диалектически". Один пример - пункт 3 :"способствование
каким бы то ни было способом иностранному государству, находящемуся с СССР
в состоянии войны". Этот пункт давал возможность осудить человека за то,
что, находясь под оккупацией, он прибил каблук немецкому солдату.[6] Но
главный принцип коммунистического суда выражен в одной фразе председателя
ревтрибунала г. Рязани (1919 г. ): "Мы руководствуемся НЕ ЗАКОНАМИ, а нашей
революционной совестью. "[7].
Теперь подробнее о принципе "вождизма". Дело в том, что ко второму
десятилетию ХХ века республика с ее демократическими институтами еще не
стала привычной формой государственного устройства в большинстве
промышленно развитых и развивающихся стран. Отдельные государства еще
сохраняли монархию, а иные совсем недавно установили республиканский строй.
Этим, по-видимому, и объяснялась тоска уставших от революционных потрясений
и войны народов по подобной монарху политической фигуре как объединительном
начале нации. И если в фашистской Германии фюрер смог заместить ушедшего
императора Вильгельма II в душах немецких граждан, то в Италии Б. Муссолини
этого сделать не смог, главным образом из-за существования в Италии всеми
признанного монарха, хотя и не игравшего большой роли в итальянском
обществе.
В Испании Ф. Франко через фалангу пытался возвыситься в общественном
сознании испанцев до уровня свергнутого короля; однако это ему удавалось
плохо. Придя к власти, Франко восстановил монархию, но ...без монарха. В
1945 году испанский король в эмиграции издал манифест, осудивший диктатуру,
чем окончательно испортил отношения с Франко.
В сущности, тоталитаризм и монархия - взаимозамещающие системы, для
которых "вождизм" не является чем-то пришедшим извне. Он возникает из
низкого уровня развития демократического сознания и потребности людей в
вожде как в символе единства нации, особенно в период национальной
нестабильности.
Пример - принцип "фюрерства" в фашистской Германии. Фюрер стоит во главе
государства и выражает его волю: сила государства исходит от фюрера.
Верховный фюрер наделяет всех других фюреров определенными полномочиями в
строго иерархическом порядке. Каждый из фюреров подчиняется своему
непосредственному начальнику, но при этом, по сути, имеет неограниченную
власть над своими подчиненными.[8]
Авторитет вождя, таким образом, зиждется не на осознанном доверии, и
связь вождя с массами носит скорее мистический, личностный характер.
4. Однопартийная политическая система - как средство осуществления
политической власти
Второй признак - однопартийная политическая система, не допускающая
никаких иных политических организаций. Такая политическая система тесно
связана с двумя моментами.
Во-первых, основой однопартийной политической системы обязательно
становится монистическая-единая, господствующая идеология, исходящая
исключительно от правящей партии и не терпящая никакой оппозиции или
критики. В самой партии также поддерживается идейное единство.
Основным методом монистической идеологии является массовая оболванивающая
пропаганда, базирующаяся на социально - классовой(СССР), расово -
националистической (Германия) или религиозной (Иран времен аятоллы Хомейни)
демагогии. В годы консервации режима руководящая роль партии была узаконена
6-й статьей конституции СССР.
Весь механизм власти был сведен к следующему :политические структуры -
это исключительная привилегия партийцев, во всех остальных органах и
учреждениях партийцы либо непосредственно хозяйничали, либо держали
управление под своим надзором.
Достаточно было центру провести заседание или опубликовать статью, как
мгновенно приводился в действие весь государственно-общественный механизм.
А чуть где сбой, партия и полиция в кратчайшие сроки устраняли
"неисправность" -отклонение от общего мнения.
В последующем подробнее будет рассмотрена коммунистическая партия,
находившаяся у власти как в Советском Союзе, так и в странах Восточной
Европы.
Коммунистическая партия партией особого типа являлась не только потому,
что была централизованна, по-армейски дисциплинированна, стремилась к
определенным целям и т. п.
Между тем лишь в коммунистической партии идеологическое единство,
тождественность мировоззрений и взглядов были обязательны для всех без
исключения членов, хотя данный императив касался скорее головных органов и
высших инстанций партии. Тем, кто пониже, только формально было вменено в
обязанность соблюдать единство, "блюсти идейную чистоту своих рядов"; их
прямой задачей было выполнять решения. Однако и низы должны были усваивать
взгляды вождей.
Во времена Сталина идейное единство, то есть обязательное философское и
прочее, стало условием пребывания в партии. Единогласность стала законом
для всех компартий.
Раз в любой партии власть сосредоточена в руках вождей и высших
инстанций, то идейное единство как приказ несло с собой владычество центра
над умами рядовых партийцев.
Прекращение всякой идейной борьбы в партии означало паралич свободы в
обществе, так как общество целиком и полностью в ее власти, а внутри самой
партии - ни проблеска свободы.
Идеологическое единство-духовная основа личной диктатуры, которую без
него невозможно представить. Одно порождает другое.
Идеи - плод творчества отдельных людей, а приказной идейный монополизм,
осуществляемый с помощью пропаганды и террора, придает этим идеям характер
закона.
Устранение идейной разноголосицы в среде высших руководителей
автоматически упразднило фракции и течения , а с тем и всякую демократию в
коммунистических системах.
В коммунизме возобладал принцип "вождь знает все»: идеологами партии
становились обладатели власти - партийной и прочей - вне зависимости от
скудоумия таких лидеров. Получилось так, что надо было быть не просто
марксистом , а марксистом в соответствии с предписаниями верхов, центра.
Коммунисты воспитывались на убеждении, что идейное единство, идейное
подчинение есть неприкосновеннейшая из святынь, а фракция в партии - черное
злодейство.
В борьбе за власть над умами не гнушались никакими средствами, широко
применяли террор, запугивание, пропаганду или круговую поруку по
обстоятельствам.
Конечно, Сталин знал , что Троцкий, Бухарин и Зиновьев никакие не
иностранные шпионы или предатели социалистического отечества. Но нужно было
свалить на кого-то вину за нерешенные вопросы, в частности
продовольственный, благо они еще и "чистосердечно" признались, и устранить
несогласных, инакомыслящих.
Идеологическое единство, прошедшее немало фаз и приобретшее на этом пути
разнообразные формы, было самой отличительной чертой партии
большевистского, коммунистического типа.
Во-вторых, однопартийная политическая система сопровождалась фактическим
отсутствием демократических институтов, таких как парламент, Советы
депутатов и др. , в результате чего достигалось тотальное отчуждение
индивида от политической власти.
Индивид мог получить политическую власть только вступив в партию и
"съев", "подсидев", то есть тем или иным образом устранив вышестоящего
сотрудника, тем самым заняв его кресло.
Возможное существование некоторых общественных организаций ничего не
меняло, так как они контролировались партийными и государственными
Страницы: 1, 2, 3
|