МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Тоталитарный режим: идейные истоки предпосылки черты и разновидности

    нас» или «враг не сдается его уничтожают» В подобном духе в одном из своих

    выступлений в 1935 г. Гитлер говорил: «В нашей борьбе возможен только один

    исход: либо враг пойдет по нашим трупам, либо мы пойдем по его». Неизменным

    атрибутом тоталитаризма является тесная взаимосвязь истины и силы: здесь

    сила определяет истину. Особым фактором, способствавшим ориентации общества

    на построение тоталитарных порядков и обладавших существенным значением

    именно в России были традиции подпольной деятельности террористических

    организаций революционизировавших политическую активность населения и

    легитимизировавших в общественном мнении идей насильственного передела и

    богатства, избавления от лиц мешавших прогрессу и установлению

    справедливости. Это традиции, утверждавшие презрение к ценности

    человеческой жизни и авторитету закона, в последствии послужили одним из

    самых мощных источников распространения повседневного «стукачества»,

    бытового доносительства оправдывающего предательства людьми своих родных и

    близких во имя «идеалов», из страха и уважения к власти.

    В принципе тоталитарной можно, очевидно, признать такую идеологию, которая

    в той или иной форме обосновывает исключительность роли какой либо общности

    людей (класса, нации, приверженцев той или иной религии, мировоззрения)

    связывает с данной общностью выполнение особой миссии, а так же содержит

    убедительные для ее членов аргументы в пользу того, что лишь одна

    определенная политическая сила призвана их возглавить. Как правило, в

    тоталитарной идеологии содержится и понятие «образ врага», ибо борьба

    «против» часто сплачивает людей, чем за достижение чего либо.

    В тоже время при определенных условиях любая идея может получить

    тоталитарное

    толкование. Скажем стремление развития национальных культур, традиций зыка

    к

    восстановлению в своих правах ранее угнетенной или униженной нации легко

    трансформируются в воинствующий национализм, доходящий в своей крайней

    форме до провозглашения той или иной нации «высшей» призванной руководить

    другими. Религиозная идея обладает способностью превращаться из проблемы

    веры каждого отдельного человека в основу оправдания нетерпимости по

    отношению к исповедующим иные религии и атеистам.

    Антропологический компонент тоталитаризма состоит в стремлении к полной

    переделки и трансформации человека в соответствии со своими

    идеологическими установками конструирование нового типа личности -

    некоего homo totalitaricus с особым политическим складом, особой

    ментальностью мыслительным и поведенческим характеристиками путем

    стандартизации унификации индивидуального начала, его растворения в массе

    сведения всех индивидуумов к некому среднестатистическому знаменателю,

    стерилизации или, во всяком случае, подавлению индивидуального,

    личностного начала в человеке. При этом следует особо подчеркнуть, что

    тоталитаризм как особый общественно политический феномен невозможен без

    массовой базы, массовости как таковой. Он предполагает полную и безусловную

    лояльность индивидуального человека, общества к режиму, партии или вождю.

    Здесь вождь-фюрер и массы слиты в неразрывном единстве: вождь-фюрер зависит

    от масс в такой же степени, в какой они зависят от него, без него они

    останутся аморфной толпой, лишенной внешнего представительства, в свою

    очередь, сам вождь-фюрер без масс нечто.

    Первоначальная системная характеристика тоталитарных политических порядков

    шла по пути выделения наиболее важных принципиальных черт тоталитаризма.

    Так к. Фридрих и З. Бзежинский в своей работе «Тоталитарная диктатура и

    автократия» выделили основные признаки:

    . наличие «тоталитарной» идеологии;

    . существование единственной партии, возглавляемой сильным лидером;

    . секретной всесильной полиции

    . монополию государства над массовыми коммуникациями, а так же над

    средствами вооружения

    . монополию над всеми организациями общества включая экономические

    Тоталитаризм не возникает случайно он имеет свои социальные предпосылки и

    причины. К важнейшим из них относятся:

    1. Само индустриальное общество, усложнение общественных связей и

    взаимозависимости;

    2. Нарастание рационализма и организованности в жизни общества, новые

    возможности для манипулирования общественным сознанием ( радио,

    средства связи , СМИ);

    3. Появление монополий и их срастания с государством;

    4. Этатизация общества, усиление в общественном сознание культа

    государства, распространение коллективистских взглядов;

    5. Массовая эмоциональная уверенность в возможность быстрого улучшения

    жизни с помощью планирования и рациональных преобразований;

    6. Массовая психологическая неудовлетворенность, отчуждением личности

    ее незащищенностью и одиночеством. Тоталитарные движения дают иллюзию

    приобщения к «вечным ценностям»: классу, нации, государству;

    7. Острые социально-экономические кризисы ведут к маргинализации

    общества, появлению многочисленных люмпенских и полулюмпенских слоев

    особо восмприимчевых к тоталитарной идеологии и склонных к

    политическому радикализму;

    Основными свойствами люмпена являются: нигилизм по отношению к прошлому и

    настоящему, беспокойство, агрессивность, честолюбие, чувствительность,

    стесненность, эгоцентричность. На все это делали ставку вожди тоталитарных

    режимов. Следует иметь в виду различие в программных установках между

    элитой движения и основной массой: у первых – расчетливое, рационально

    -индустриальное видение цели, у вторых- стремление слиться с организацией ,

    традиционно-общинный коллективизм . Адресаты у различных движений , слои

    на которые они упираются , тоже отличаются: в России, у большевиков это

    были пролетариат и беднейшее крестьянство, у нацистов Германии – служащие и

    мелкая буржуазия, пострадавшие от экономического кризиса. В любом случае

    интересы и нужды этих слоев очень мало связаны с задачами таких движений и

    нужны им лишь как предлог для прихода к власти.

    У носителей тоталитарного сознания выделяются следующие отличительные

    черты: нетерпимость к любому инакомыслию, стремление политически или даже

    физически уничтожить несогласных или их насильственно перевоспитать в

    духе правильного учения, все остальные идей, их плюрализм они рассматривают

    как заблуждение или сознательную ложь Им присуще стремление к

    «математическому безошибочному всеобщему счастью».

    3. Абсолютная концентрация власти и

    отсутствие разделения властей в тоталитарном государстве.

    Отталкиваясь от результатов анализа, прежде всего тоталитарных структур

    гитлеровской Германии и сталинского СССР, которые можно назвать

    "тоталитарным максимумом"[5], выделим пять основных признаков

    тоталитаризма. Поскольку в настоящем исследовании мы исходим в первую

    очередь из анализа "тоталитарного максимума", то и все эти признаки

    являются в определенной степени идеальными и проявляются в различных

    тоталитарных режимах в неодинаковой степени, вплоть до тенденций.

    Итак, первый признак - абсолютная концентрация власти, реализуемая через

    механизмы государства и представляющая собой этатизм, то есть вмешательство

    государства в экономическую и политическую жизнь страны, возведенное в

    высшую степень. Такая концентрация власти с точки зрения формы правления

    непременно представляет собой автократию, для которой характерны:

    . Соединение исполнительной и законодательной власти в одном лице при

    фактическом отсутствии независимой судебной власти.

    . Принцип "вождизма", причем вождь харизматического, мистического

    типа.

    Тоталитарное государство не могло и не может стать правовым, то есть

    таким, где суд не был бы зависим от властей, а законы реально соблюдались.

    Такого государства система не приемлет. Незыблемость суда и торжество

    законности неизбежно открывали путь появлению оппозиции.

    Признавая формально гражданские свободы, тоталитарные режимы ставили

    одно, но решающее условие: пользоваться ими можно было исключительно в

    интересах той системы, которую проповедовали вожди, что означало бы

    поддержку их владычества.

    Отсюда вытекала необходимость сохранения формы законности и одновременно

    монополии правления. Главным образом по этой причине законодательная власть

    не могла отделиться от исполнительной. При однопартийной системе это как

    раз и был один из источников, питающих произвол и всемогущество правителей.

    Точно так же практически невозможно было отделить власть полицейскую от

    судебной.

    Так зачем в таком случае тоталитарная диктатура прибегала к закону, зачем

    прикрывалась законностью?

    Кроме внешнеполитических и пропагандистских резонов немаловажно и то, что

    тоталитарный режим обязан был обеспечить правовые гарантии тем, на кого он

    опирался, то есть партии. Формально законы охраняли права всех граждан, но

    в действительности только тех, кто не попал в разряд "врагов народа" или

    "врагов рейха".

    В силу вышеизложенного политические судебные процессы-инсценировки, где

    доминировал политический тезис; от суда требовалось уложить в рамки права

    заготовленный политический вывод о враждебных происках обвиняемого.

    При таком способе судить важнейшую роль играло признание обвиняемого.

    Если он сам называл себя врагом, тогда тезис подтверждался. "Московские

    процессы" -это наиболее гротескный и кровавый пример судебно-юридического

    фарса в коммунизме. Обычно политические процессы затевались по

    "разнарядке". Тайная полиция (НКВД, ГПУ, и др. ) получала число требуемых к

    аресту "врагов народа" и начинала действовать. Никаких доказательств не

    требовалось - нужно было лишь признание.

    Работа полиции в СССР чрезвычайно упрощалась всемогущей 58-й статьей

    Уголовного Кодекса 1926 года. Она состояла из 14 пунктов. Но главное в этой

    статье было не её содержание, а то, что её возможно было истолковать

    "расширительно", "диалектически". Один пример - пункт 3 :"способствование

    каким бы то ни было способом иностранному государству, находящемуся с СССР

    в состоянии войны". Этот пункт давал возможность осудить человека за то,

    что, находясь под оккупацией, он прибил каблук немецкому солдату.[6] Но

    главный принцип коммунистического суда выражен в одной фразе председателя

    ревтрибунала г. Рязани (1919 г. ): "Мы руководствуемся НЕ ЗАКОНАМИ, а нашей

    революционной совестью. "[7].

    Теперь подробнее о принципе "вождизма". Дело в том, что ко второму

    десятилетию ХХ века республика с ее демократическими институтами еще не

    стала привычной формой государственного устройства в большинстве

    промышленно развитых и развивающихся стран. Отдельные государства еще

    сохраняли монархию, а иные совсем недавно установили республиканский строй.

    Этим, по-видимому, и объяснялась тоска уставших от революционных потрясений

    и войны народов по подобной монарху политической фигуре как объединительном

    начале нации. И если в фашистской Германии фюрер смог заместить ушедшего

    императора Вильгельма II в душах немецких граждан, то в Италии Б. Муссолини

    этого сделать не смог, главным образом из-за существования в Италии всеми

    признанного монарха, хотя и не игравшего большой роли в итальянском

    обществе.

    В Испании Ф. Франко через фалангу пытался возвыситься в общественном

    сознании испанцев до уровня свергнутого короля; однако это ему удавалось

    плохо. Придя к власти, Франко восстановил монархию, но ...без монарха. В

    1945 году испанский король в эмиграции издал манифест, осудивший диктатуру,

    чем окончательно испортил отношения с Франко.

    В сущности, тоталитаризм и монархия - взаимозамещающие системы, для

    которых "вождизм" не является чем-то пришедшим извне. Он возникает из

    низкого уровня развития демократического сознания и потребности людей в

    вожде как в символе единства нации, особенно в период национальной

    нестабильности.

    Пример - принцип "фюрерства" в фашистской Германии. Фюрер стоит во главе

    государства и выражает его волю: сила государства исходит от фюрера.

    Верховный фюрер наделяет всех других фюреров определенными полномочиями в

    строго иерархическом порядке. Каждый из фюреров подчиняется своему

    непосредственному начальнику, но при этом, по сути, имеет неограниченную

    власть над своими подчиненными.[8]

    Авторитет вождя, таким образом, зиждется не на осознанном доверии, и

    связь вождя с массами носит скорее мистический, личностный характер.

    4. Однопартийная политическая система - как средство осуществления

    политической власти

    Второй признак - однопартийная политическая система, не допускающая

    никаких иных политических организаций. Такая политическая система тесно

    связана с двумя моментами.

    Во-первых, основой однопартийной политической системы обязательно

    становится монистическая-единая, господствующая идеология, исходящая

    исключительно от правящей партии и не терпящая никакой оппозиции или

    критики. В самой партии также поддерживается идейное единство.

    Основным методом монистической идеологии является массовая оболванивающая

    пропаганда, базирующаяся на социально - классовой(СССР), расово -

    националистической (Германия) или религиозной (Иран времен аятоллы Хомейни)

    демагогии. В годы консервации режима руководящая роль партии была узаконена

    6-й статьей конституции СССР.

    Весь механизм власти был сведен к следующему :политические структуры -

    это исключительная привилегия партийцев, во всех остальных органах и

    учреждениях партийцы либо непосредственно хозяйничали, либо держали

    управление под своим надзором.

    Достаточно было центру провести заседание или опубликовать статью, как

    мгновенно приводился в действие весь государственно-общественный механизм.

    А чуть где сбой, партия и полиция в кратчайшие сроки устраняли

    "неисправность" -отклонение от общего мнения.

    В последующем подробнее будет рассмотрена коммунистическая партия,

    находившаяся у власти как в Советском Союзе, так и в странах Восточной

    Европы.

    Коммунистическая партия партией особого типа являлась не только потому,

    что была централизованна, по-армейски дисциплинированна, стремилась к

    определенным целям и т. п.

    Между тем лишь в коммунистической партии идеологическое единство,

    тождественность мировоззрений и взглядов были обязательны для всех без

    исключения членов, хотя данный императив касался скорее головных органов и

    высших инстанций партии. Тем, кто пониже, только формально было вменено в

    обязанность соблюдать единство, "блюсти идейную чистоту своих рядов"; их

    прямой задачей было выполнять решения. Однако и низы должны были усваивать

    взгляды вождей.

    Во времена Сталина идейное единство, то есть обязательное философское и

    прочее, стало условием пребывания в партии. Единогласность стала законом

    для всех компартий.

    Раз в любой партии власть сосредоточена в руках вождей и высших

    инстанций, то идейное единство как приказ несло с собой владычество центра

    над умами рядовых партийцев.

    Прекращение всякой идейной борьбы в партии означало паралич свободы в

    обществе, так как общество целиком и полностью в ее власти, а внутри самой

    партии - ни проблеска свободы.

    Идеологическое единство-духовная основа личной диктатуры, которую без

    него невозможно представить. Одно порождает другое.

    Идеи - плод творчества отдельных людей, а приказной идейный монополизм,

    осуществляемый с помощью пропаганды и террора, придает этим идеям характер

    закона.

    Устранение идейной разноголосицы в среде высших руководителей

    автоматически упразднило фракции и течения , а с тем и всякую демократию в

    коммунистических системах.

    В коммунизме возобладал принцип "вождь знает все»: идеологами партии

    становились обладатели власти - партийной и прочей - вне зависимости от

    скудоумия таких лидеров. Получилось так, что надо было быть не просто

    марксистом , а марксистом в соответствии с предписаниями верхов, центра.

    Коммунисты воспитывались на убеждении, что идейное единство, идейное

    подчинение есть неприкосновеннейшая из святынь, а фракция в партии - черное

    злодейство.

    В борьбе за власть над умами не гнушались никакими средствами, широко

    применяли террор, запугивание, пропаганду или круговую поруку по

    обстоятельствам.

    Конечно, Сталин знал , что Троцкий, Бухарин и Зиновьев никакие не

    иностранные шпионы или предатели социалистического отечества. Но нужно было

    свалить на кого-то вину за нерешенные вопросы, в частности

    продовольственный, благо они еще и "чистосердечно" признались, и устранить

    несогласных, инакомыслящих.

    Идеологическое единство, прошедшее немало фаз и приобретшее на этом пути

    разнообразные формы, было самой отличительной чертой партии

    большевистского, коммунистического типа.

    Во-вторых, однопартийная политическая система сопровождалась фактическим

    отсутствием демократических институтов, таких как парламент, Советы

    депутатов и др. , в результате чего достигалось тотальное отчуждение

    индивида от политической власти.

    Индивид мог получить политическую власть только вступив в партию и

    "съев", "подсидев", то есть тем или иным образом устранив вышестоящего

    сотрудника, тем самым заняв его кресло.

    Возможное существование некоторых общественных организаций ничего не

    меняло, так как они контролировались партийными и государственными

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.