Проблемы формирования международного имиджа России в постсоветский период
потери солидарных отношений между людьми и обществом.
Традиционным корпорациям Тоффлер противопоставляет малые
экономические формы, среди которых особенно выделяет индивидуальную
деятельность в «электронном коттедже». Тоффлер писал о том, что крупнейшие
фабрики и учреждения опустеют, превратятся в складские или жилые помещения,
а с появлением доступной техники, позволяющей оборудовать рабочее
пространство «умной» печатной машинкой, копировальной машиной, компьютерным
пультом и телекоммуникационными средствами – резко возрастут возможности
организации работы на дому[31].
В конце XX в. начался новый этап развития идей глобального
информационного общества. Прежде всего, это связано с работами П. Дракера и
М. Кастельса.
Американский экономист Питер Дракер выпустил в 1999г. книгу
«Посткапиталистическое общество»[32]. Ядром концепции Дракера является идея
преодоления традиционного капитализма. Основными признаками происходящего
сдвига Дракер считает переход от индустриального хозяйства к экономической
системе, основанной на знаниях и информации, преодоление частной
капиталистической собственности, формирование новой системы ценностей
современного человека и трансформацию национального государства под
воздействием процессов глобализации экономики и социума.
Современная эпоха, как считает Дракер, можно назвать временем
радикальных перемен, когда с развитием информационных технологий
человечество получило реальный шанс преобразовать капиталистическое
общество в информационное общество.
Мануэль Кастельс подверг анализу современные тенденции, приводящие к
формированию основ общества, которое он назвал «сетевым». В качестве
отправной точки анализа Кастельс использует глобальную экономику и
международные финансовые рынки. Информацию он рассматривает как ресурс,
который легче других проникает сквозь всевозможные преграды и границы,
информационную эру он рассматривает как эпоху глобализации. При этом
сетевые структуры являются и средством, и результатом глобализации
общества.
Кастельс неоднократно обращает внимание на тот факт, что информация и
обмен информацией всегда сопровождали человечество на всех этапах его
развития. Однако только новое, зарождающееся общество строится таким
образом, что сбор, анализ и передача информации становятся фундаментальными
источниками производительности и власти[33].
Из отечественных ученых, обращавшихся к теме нового общества за
последнее время можно выделить А. И. Ракитова.
В своих работах А. И. Ракитов писал, что переход к информационному
обществу предполагает превращение производства и использование услуг и
знаний в важнейший продукт социальной деятельности, с постоянно растущим
удельным весом знаний. Главной целью информационного общества А. И. Ракитов
видел обеспечение правовых и социальных гарантий того, что гражданин
общества, находящийся в любом месте и в любое время, сможет получить всю
необходимую для решения насущных проблем информацию. Основными критериями
информационного общества являются количество и качество имеющейся в
обращении информации, эффективность передачи и переработки информации.
Дополнительным критерием можно выделить доступность информации для каждого
человека. Это достигается в результате развития и широкого внедрения новых
телекоммуникационных технологий. Залогом успешного функционирования
экономики постиндустриального общества станет ее информационный сектор,
который выйдет на первые позиции по количеству занятых в нем
трудящихся[34].
Г. Л. Смолян и Д. С. Черешкин в разработанном ими подходе к основным
признакам информационного общества относят формирование единого
информационного пространства и углубление процессов информационной и
экономической интеграции стран, становление и, в дальнейшем, доминирование
в экономике стран, наиболее приблизившихся к информационному обществу,
новых технологических укладов, базирующихся на массовом использовании
сетевых информационных технологий и телекоммуникаций. К основным же
признакам информационного общества они относят повышение уровня
образования, за счет расширения возможностей систем обмена информацией на
региональном, национальном и международном уровнях, и соответственно,
повышение роли квалификации, профессионализма и способностей к творчеству
как основных характеристик услуг труда[35].
Одной из принципиально важных характеристик рубежа 80 – 90-х гг.
является то, что большинство американских, европейских и российских
специалистов в области информационного общества стали акцентировать
внимание не только на роли и значении самой информации, но и на знаниях и
беспрецедентного ускорения их прироста. Если в середине XX столетия объем
суммарных знаний удваивался раз в 10 лет, в 80-е годы – раз в 5 лет, то
сегодня он удваивается каждый год.
Обобщая существующие подходы к трактовке понятия «глобальное
информационное общество», можно сказать, что под таковым понимается
общество нового типа, формирующееся в результате новой глобальной
социальной революции, основой которой является стремительное развитие
информационных и телекоммуникационных технологий.
Это общество знания, в котором главным условием благополучия человека
в отдельности и всего общества становится знание, беспрепятственно
полученное вследствие ее доступности и умения с ней работать.
Это глобальное общество, в котором процесс обмена информацией не имеет
временных, пространственных политических границ.
Это общество, которое с одной стороны способствует взаимопроникновению
культур, а с другой – открывает каждому сообществу новые возможности для
самореализации.
Информационная революция очень быстро меняет мир, предоставляя
человечеству совершенно новые решения и расширенные возможности во всех
сферах его жизнедеятельности.
Вместе с очевидными благами информационная революция уже поставила
перед человечеством принципиально новые проблемы, при этом их количество
имеет тенденцию расти. Сегодня можно перечислить ряд проблем, которые уже
стоят перед человечеством – цифровой разрыв, проблемы правового
регулирования сети Интернет, электронной коммерции и налогообложения в этой
области, вопросы интеллектуальной собственности, проблемы обеспечения
безопасности и сохранение конфиденциальности информации, возможное
психологическое воздействие на индивидуальное или массовое сознание в
корыстных целях и проч.
Термин «цифровое неравенство» стран и регионов или «цифровой разрыв»
(англ. “Digital divide”) начали употреблять в США, обозначая неравенство в
доступе к новейшим информационным технологиям. Примечательно, что этот
процесс может проистекать не только на международном уровне, но и в рамках
отдельных государств. Происходит расслоение общества на имеющих свободный
доступ к современным технологиям в информационной сфере, и не имеющих
таковую возможность. Возник даже новый вид грамотности – компьютерная: без
навыков работы на компьютере сегодня трудно найти престижную и
высокооплачиваемую работу, пользоваться новейшими электронными услугами.
К примеру, по данным The Computer Industry Almanac, в 1992г. всего
было 148 миллионов единиц компьютеров. Распределение компьютеров по странам
было следующим: США – 67 миллионов, по Европе в целом – 36,6 миллионов,
Япония – 10,5 миллионов единиц[36]. Таким образом, на весь оставшийся мир
приходилось 33,9 миллионов компьютеров. Со временем ситуация практически не
изменилась: через пять лет, в 1997г. в мире было уже 305 миллионов
компьютеров. На США приходилось 108,2 миллиона единиц, на Европу – 79,6
миллионов, на Японию – 23,3 миллиона. На весь остальной мир приходилось
93,9 миллионов компьютеров[37]. Трехкратное увеличение общего количества
компьютеров сопровождалось сохранением объема разрыва.
Тот же ресурс приводит данные количества компьютеров на 1 тысячу
человек в мире и в США с 1985г. по 2002г. и прогноз на 2007г.[38]:
|Всего компьютеров (млн.) |19.8 |48 |86 |177 |206 |255 |
|Кол-во компьютеров на 1000 чел.|82.9 |192.2|323.9|629.5|712 |831.3|
|В мире: | | | | | | |
|Всего компьютеров (млн.) |31.4 |98 |226 |523 |663 |1,069|
|Кол-во компьютеров на 1000 чел.|6.5 |18.7 |40 |86.2 |106.4|161.8|
По вышеприведенным данным четко прослеживается разрыв в
компьютеризации группы стран и всего остального мира.
Та же самая тенденция наблюдается и в динамике роста пользователей
сети Интернет: в 2001г. количество пользователей глобальной информационной
сети Интернет в мире составляло 533 миллиона человек, из них количество
пользователей из США составляло 149 миллионов, в Европе – 126 миллионов
человек[39].
Новые информационно-коммуникационные технологии уже значительно
изменили жизнь на Земле, предоставив широким массам населения новые
возможности и услуги в режиме онлайн по поиску информации, дистанционного
образования, и в то же время подавляющее большинство населения не имеет
доступа к ним. Уже можно говорить о том, что дальнейшее развитие
глобального информационного общества невозможно без вовлечения в него
действительно широких масс пользователей.
Таким образом, решение этой проблемы зависит не только от
информационной политики государств в отдельности, но и от уровня и
эффективности международного сотрудничества стран, в первую очередь
экономически развитых, в данной области.
Не смотря на все преимущества сети Интернет, сегодня человечество
ежедневно сталкивается с негативными составляющими этого явления. Речь
идет, прежде всего, об информационных ресурсах, на которых расположена
порнография и непристойные материалы, представляющие угрозу моральным
устоям общества, материалов фашистского толка, использования Интернета для
азартных игр, осуществления электронных преступлений и проч.
Сегодня существует огромное количество Интернет – ресурсов, содержащих
информацию (контент) порнографического характера – фото- и видеоматериалы,
тексты неприличного содержания и т.п. Большинство этой информации находится
в свободном доступе и может посещаться детьми и подростками.
Помимо этого сеть Интернет может использоваться как средство
распространения материалов преступных, террористических организаций,
пропаганды фашистского толка. К примеру, в российском сегмента сети
Интернет («Рунет») в каталоге сетевых ресурсов российских ультраправых
экстремистов, собранных информационно-аналитическим центром «Сова», 10
сайтов в разделе «Скинхеды» и еще 48 – в разделе «Русские
националисты»[40].
Подавляющее большинство этих ресурсов имеет специальную оговорку
«Данный сайт не является пропагандой межнациональной и межрасовой розни,
фашизма и экстремизма». Однако оформление таких сайтов не вызывает сомнений
в их идеологической направленности: цветовое решение в красно-черно-белых
тонах, нередко использование фотографий людей со вскинутой правой рукой в
нацистском приветствии, а использование стилизации свастики (либо
нацистской, либо псевдорусского коловрата, либо рисунков, напоминающих
свастику) – обязательный элемент оформления подобных экстремистских сайтов.
В глобальной сети Интернет есть, что регулировать. Первое – защита
личных данных и частной жизни в Интернете. Второе – регулирование
электронной коммерции и иных сделок и обеспечение их безопасности. Третье –
защита интеллектуальной собственности. Четвертое – борьба против
противоправного содержания информации и противоправного поведения в
Интернете. Пятое – правовое регулирование электронных сообщений.
Современные реалии таковы, что отдельные законы для регулирования
деятельности человека или группы лиц в сети Интернет не нужны: возникающие
в сети Интернет правоотношения так или иначе регулируются действующими
законами. Весь вопрос в данном случае состоит в адекватном использовании
существующей законодательной базы и адаптации некоторых положений законов
под реалии современного мира.
Защита личных данных и частной жизни в сети Интернет сегодня является
одной из самых серьезных проблем. Следы виртуального преступления очень
четко видны и легко систематизируются. Конечно, существуют специалисты,
которые способны удалять следы преступления, однако к среднему пользователю
это не относится. Основная цель всех виртуальных преступлений – базы
данных, в которых содержится конфиденциальная информация самого различного
толка, от паролей к домашним компьютерам до результатов секретных
исследований.
Специальный закон для регулирования не нужен, т.к. неприкосновенной
частной жизни в России гарантирует Конституция, и сеть Интернет не может
быть исключением.
Второе направление – электронная коммерция. Несмотря на то, что
торговля ведется через Интернет, она от этого не перестает быть торговлей и
подпадает под существующее законодательство.
Проблема охраны интеллектуальной собственности поначалу казалось
трудноразрешимой. Однако никто не отменял действие законов, касающихся
охраны авторского права и смежного права.
Размещение противоправной информации на Интернет – ресурсах
регулируется «оффлайновым» законодательством в этой сфере – законами о
разжигании межнациональной розни и т.д.
И, наконец, одна из самых сложных проблем – так называемый «спам»,
или нежелательные электронные сообщения. Доход спамерских группировок,
конечно, несопоставим с доходом «традиционных» преступных группировок,
однако причиняемый ими вред велик и затрагивает каждого пользователя сети
Интернет. К сожалению, существующая структура сети Интернет позволяет
спаммерам легко уходить от ответственности. И даже то, что борьба с ними
возможна на основании существующих законах о недобросовестной рекламе - из-
за несовершенства законодательной базы эффект подобной борьбы очень
незначителен[41].
В целом можно выделить два подхода к вопросу правого регулирования
деятельности человека в сети Интернет.
Сторонники первого подхода считают, что государственное регулирование
Интернета должно быть минимальным, поскольку именно в ограниченном
вмешательстве государства в развитие сети Интернет они видят причину
быстрого роста сети. Дополнительным аргументом сторонником минимального
регулирования сети Интернет является огромной объем содержащейся в сети
информации и, как следствие, отсутствие возможности регулирования
информации в общемировом масштабе. Вместе с этим, сторонники минимального
регулирования не отрицают важность вмешательства государства в вопросы
охраны частной информации, запрета доступа к ключам шифрования Интернет -
ресурсов государственных или иных структур, осуществления контроля за
содержанием открытых Интернет – ресурсов, во избежание попадания
порнографической и другой сомнительной информации детям[42].
Сторонники другого подхода, так называемого «сорегулирования»,
предлагают симбиоз законодательного регулирования и саморегулирования сети
Интернет.
Подобный подход объясняется отсутствием специальных законов,
регулирующих деятельность человека в сети Интернет, неэффективным
использованием традиционного законодательства.
В международном аспекте возможны конфликты на почве разницы трактовки
разными государствами понятия «виртуальное преступление», преступления в
сети Интернет.
Сторонники такого подхода предлагают выработать типовые законы,
которые регулировали бы деятельность в сети Интернет в мировом
масштабе[43].
Учитывая все вышесказанное, можно говорить о возникновении в
перспективе проблем развития глобального информационного общества в
результате образования огромного цифрового разрыва между группой
экономически развитых стран и всего остального мира. Сегодня необходимы
согласованные действия всех стран, в первую очередь – экономически
развитых, для устранения цифровой пропасти между странами в мире.
Существует необходимость выработки единого подхода государств к
проблемам правого регулирования деятельности человека в глобальных
информационных сетях. Это необходимо для ликвидации конфликтов на почве
разных трактовок деятельности человека в информационной сфере.
Таким образом, для дальнейшего развития глобального информационного
общества необходимо не допускать расширения в информационной среде
конфронтации и противоборства между государствами, дальнейшего увеличения
цифрового разрыва и создания четкого оговоренного механизма регулирования
деятельности человека в информационных сетях.
1.2 ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ИМИДЖА ГОСУДАРСТВА.
Стремление хорошо выглядеть в глазах других – вполне естественно для
человека. Сегодня существуют целые отрасли, работающие на желание выглядеть
презентабельно – индустрия моды, парфюмерия, косметика, пластическая
хирургия и проч.
Отдельные группы людей также хотят хорошо выглядеть в глазах общества
– компании, корпорации и частные предприниматели, каким видом экономической
деятельности они не занимались бы, тратят огромные средства на имиджевую
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|