Применение избирательных технологий на выборах в Пермскую городскую Думу 2000 года: технологичность выборов
Применение избирательных технологий на выборах в Пермскую городскую Думу 2000 года: технологичность выборов
Министерство образования Российской Федерации.
Пермский государственный университет.
Кафедра политических наук.
Применение избирательных технологий на выборах в Пермскую городскую Думу
2000 года:
технологичность выборов.
Курсовая работа
студента 2 курса 3группы
историко-политологического факультета.
Никитина Владимира.
Научный руководитель: Неганов С.В.
Пермь.
2001г.
Содержание:
Стр.
Введение.
4
I Проблема технологичности выборов на уровне
местного самоуправления.
5
§1 Избирательные технологии их применение в
современной России.
5
§2 Выборы органов местного самоуправления:
проблема технологичности.
11
II Выборы депутатов Пермской городской Думы
по округу №12 в 2000году.
16
§1 Характеристика избирательного округа №12. 16
§2 Политическая ситуация в избирательном
округе №12.
19
§3 Ситуация в начале избирательной компании по
выборам депутатов в Пермскую городскую
Думу 3 созыва в округе №12.
21
§4 Технологичность работы штабов кандидатов в
депутаты Пермской городской думы по 12
избирательному округу в 2000г.
23
§5 Реализация технологий и результатов выборов. 30
Заключение.
27
Источники и литература.
32
Приложение №1: варианты стратегии поведения в
предвыборной кампании.
33
Приложение №2: команда кандидата на выборную
должность различного уровня.
34
Приложение №3: примерный график предвыборной
кампании.
35
Приложение №4: агитационная листовка кандидата
в депутаты Пермской городской думы по округу №12
Буторина А.С., от 13 ноября 2000г. 36
Приложение №5: агитационный плакат кандидата
в депутаты ПГД по округу №12 Буторина А.С.,
от 18 ноября 2000г.
37
Приложение №6: информационный бюллетень
кандидата в депутаты Пермской городской думы
по округу №12 Буторина А.С., от 24 ноября 2000г. 38
Приложение №7: информационная листовка “Мы за
честную борьбу” кандидата в депутаты ПГД
по округу №12 Буторина А.С., от 1 декабря 2000г. 39
Приложение №8: предвыборная программа кандидата
в депутаты ПГД по округу №12 Титова С.И.,
от 29 октября 2000г.
40
Приложение №9: информационный бюллетень
кандидата в депутаты ПГД по округу №12
Титова С.И. от 4 ноября 2000г.
41
Приложение №10: агитационный плакат кандидата
в депутаты ПГД по округу №12 Кочкаевой Л.,
от 15 ноября 2000г.
42
Введение
Важной частью любой политической системы в демократических государствах
является регулярное проведение выборов в представительные органы власти
различного уровня, а также выборы высших должностных лиц страны и
руководителей местной исполнительной власти. Одновременно с укреплением и
развитием демократических традиций совершенствуются формы и методы
воздействия на общественное мнение и на избирателей.
На избирательный процесс в современной России в значительной степени
влияет технологизация методов подготовки, организации и проведения выборных
кампаний, то есть использование избирательных технологий в узком смысле
этого слова.
Чаще всего в российском масштабе проходят выборы органов местного
самоуправления. В частности прошедшие в Перми 3 декабря 2000 года выборы
депутатов Пермской городской думы 3 созыва обнаружили много новых
тенденций, новых технологий, повлияли на восприятие населением города этого
органа местной власти. Меньший масштаб, по сравнению с общефедеральным или
областным, не снижает их значимости, зачастую на выборах такого уровня
отрабатываются новые методы и технологии избирательных кампаний. Этими
причинами и объясняется выбор данной темы.
В работе сделана попытка, выявить общие тенденции проведения
избирательных кампаний по выборам депутатов органов местного
самоуправления, и рассмотреть на примере выборов в Пермскую городскую думу
3 созыва технологичность работы штабов некоторых кандидатов. Автор
постарался представить независимый взгляд на работу двух соперничавших
штабов, хотя сам был работником одного из них.
При создании первой главы использовалась литература: Ковлера А.И.
“Избирательные технологии: российский и зарубежный опыт” и Цветнов А.В.
“Управление социально политическими процессами”. Вторая глава в основном
состоит из источниковой базы, в которую включены: Internet – сайты,
интервьюирования участников выборов депутатов Пермской городской думы 3
созыва по 12 округу и материалов избирательного штаба кандидата по выборам
мера города Перми 3 декабря 2000г. Г. Тушнолобова.
Для написания данной работы автор пользовался методом включённого
наблюдения, а также анализа и исследования существующих данных.
I Проблема технологичности выборов на уровне местного самоуправления.
§1 Избирательные технологии, их применение в современной
России
Прошло 12 лет с момента первых демократических выборов в России. Многое
изменилось. Вместо депутатов Верховного Совета СССР мы выбираем депутатов
Государственной Думы, нет больше должности Президента СССР. Но изменения
претерпели не только те выборные должности, которые существовали в
распадавшемся Союзе, но и сама структура выборов. Постоянно претерпевало
изменение выборное законодательство, а также избирательные (предвыборные)
технологии, которые формируют, управляют и направляют мнения избирателей.
Многочисленные выборы, прошедшие с 1989г. показывают усложнение
избирательной кампании. Уже недостаточно для достижения успеха только
эмоциональных выступлений, митинговых страстей, популистских программ.
Примитивное воздействие на чувства избирателей получивших возможность
выбирать, а не голосовать, эффективное на выборах 1989-1991гг., сейчас уже
практически “не работает”. В настоящее время, победу одерживает только тот
кандидат, который профессионально и максимально лучше подойдёт к проведению
своей предвыборной кампании, применяя и учитывая весь Российский опыт
проведения подобных кампаний.
Существует ли в политической науке и практике какая-либо типология
избирательных технологий? Общих позиций здесь пока не выработано, но
интересные предложения уже высказаны[1]. Так, в работе известных
политологов В. Комаровского и М. Анохина избирательные технологии (по
характеру своего воздействия на электорат) подразделяются на:
1. “прозрачные” технологии, которые обращаются прежде всего к разуму
человека и нацелены на то, чтобы убедить избирателя в том, что зона
совпадения программы, интересов личности данного кандидата и интересов
избирателей шире, чем у других кандитатов;
2. “манипуляторские” технологии – технологии внушения, использования таких
состояний и эмоций человека, как неудовлетворённость, страх, зависть,
нетерпимость и т.п. Питательной почвой для таких технологий является не-
стабильность в стране, разорванность социальных связей, потеря идейных и
нравственных ориентиров, низкий уровень политико-электоральной культуры
граждан и т.д;
3. технологии дискредитации противника и полного одурачивания
избирателей;
А также в последнее время стала применяться так называемая система
выборов без выборов. Когда основному кандидату (в основном уже действующему
и переизбирающемуся на следующий срок) противостоит 1 или несколько “мало
раскручиваемых” соперников.
В арсенале подавляющего большинства субъектов избирательного процесса в
России все типы технологий используются очень широко и часто.
Основные требования к проведению избирательной кампании.
Проведение избирательной кампании – это целая отрасль знания, со своими
законами и правилами, которые должен соблюдать или уметь обходить любой
специалист в этой области.
Безусловным преимуществом обладает тот, кто действует по определённой
системе, заранее разработанному замыслу[2]. План избирательной кампании
должен сочетать в себе жесткость и гибкость, что создаёт с одной стороны
устойчивую “конструкцию”, с другой – позволяет оперативно разворачивать и
частично модифицировать эту “конструкцию” в соответствии с меняющимися
обстоятельствами. По целям избирательные кампании можно разделить следующим
образом:[3]
. а) цель кампании – участие, а не победа;
. б) цель кампании – достижение частичной, относительно полной или
абсолютной победы.
По масштабу избирательные кампании подразделяются на:
. местные выборы (от поселковых до городских);
. региональные (районные, областные);
. федеральные (общегосударственные).
Каждая избирательная кампания имеет свои особенности и специфику, вместе с
тем для определения единственно верной линии управления мнением избирателей
необходимо иметь развёрнутые данные об объекте воздействия (избирателях). В
целом такие сведения можно определить как наиболее полные количественные и
качественные характеристики избирательного корпуса данной территории. Для
получения исчерпывающих сведений об избирателях следует располагать
следующими данными:[4]
а) социально-демографическими;
б) статистическими;
в) социологическими.
Но, изучая внешнюю среду не нужно забывать и о самом главном – кого
будут выбирать. Кандидат на выборную должность должен обладать следующими
качествами:
- владеть некоторыми навыками ораторского искусства,
- демонстрировать (в разумных пределах) уверенность в себе,
- обладать умением держать себя соответствующим образом в различных
аудиториях (чего явно не демонстрировал В. В. Жириновский на выборах
губернатора Белгородской области),
- иметь соответствующий внешний вид,
- владеть некоторыми элементами артистизма,
- способностью выслушивать и “переваривать” критику,
- иметь определённый уровень здоровья, позволяющий выдерживать физические
и психологические нагрузки,
- уметь быстро ориентироваться в случае резкого изменения ситуации и
управлять своими эмоциями,
- уметь слушать (выслушивать до конца) людей,
- не теряться в сложных (неожиданных, непрограммируемых ситуациях),
- способностью даже при самом для себя неблагоприятном раскладе извлекать
максимум возможного,
- уметь непринуждённо, естественно держаться и говорить перед телекамерой
(этого поначалу не хватало кандидату в президенты РФ от коммунистов Г.А.
Зюганову обильно краснеющему и потеющему перед каждым выходом в эфир),
- обладать основными навыками полемики,
- обладать чувством юмора,
- быть готовым беспрекословно подчиняться определенным требованиям
руководителя избирательной кампании,
- уметь подбирать подходящие примеры для обоснования своих утверждений.
Часть выше перечисленных качеств уже может быть свойственна кандидату,
другая же часть усваивается посредством теоретической подготовки и
практических занятий.
Состав и действия команды зависят от масштаба кампании, но в целом
должны отвечать следующим требованиям[5]:
- профессионализм,
- психологической совместимостью членов команды,
- жёсткой исполнительной дисциплиной,
- оптимальной загруженностью работой (ни лишних без дела слоняющихся без
дела людей, ни чрезвычайной загруженности всех работой быть не должно),
- чётким распределением функциональных обязанностей,
- руководитель каждого направления должен иметь собственное видение
решения поставленных задач (это должен быть не механический исполнитель,
а творчески мыслящий человек),
- синхронностью действий и взаимодополняемостью,
- наличие резерва для усиления определённых направлений или замены
выбывшего члена команды,
- исключительно деловым “без воды” и словоблудия обсуждением путей решения
стоящих задач.
В целом можно выделить три возможных модификации команды:
а) команды по выборам высшего должностного лица государства,
б) команда для коалиции партий или одной партии,
в) команда кандидата на выборные должности различного уровня.
Разработка избирательной кампании и её планирование.
Предварительное изучение избирательной конъюнктуры, неофициальные
договорённости о поддержке кандидата (избирательного объединения),
стремление иметь заранее целостную концепцию избирательной кампании делают
необходимой разработку стратегии кампании до её официального начала.
В условиях предсказуемого развития политического процесса и устойчивого
календаря выборов стратегическое планирование избирательной кампании
начинается за 1-1,5 года. В российских условиях, учитывая динамизм
политической жизни и высокую степень непредсказуемости, этапы подготовки к
выборам естественно спрессованы, что не освобождает политиков от серьёзной
предварительной проработки стратегии кампании, пусть даже в сжатые сроки.
Стратегию избирательной кампании можно определить как программу будущих
действий ради достижения поставленных целей с учётом реальности. Именно
поэтому стратегическое планирование кампании, по мнению ведущего
британского специалиста по политическому маркетингу Ф. Гоулда, включает в
себя решение, по крайней мере, четырёх задач:
1. Сбор информации, поступающей из двух источников: обследования
общественного мнения и изучения соперников.
2. Оценка имеющейся информации, в первую очередь путём выявления сильных и
слабых сторон всех участников борьбы.
3. Непосредственная разработка стратегии: определение адресных групп,
проблем, целей, политической стратегии и основных лозунгов.
Планирование, т.е. переведение всего вышеперечисленного в законченный план
всей кампании.[6]
Определение содержания кампании, выбор её основных направлений.
Изучив особенности “избирательные конъюнктуры”, наметив основные цели и
приоритетные “мишени” кампании, следует переходить к определению содержания
кампании и её основных направлений. Обычно предусматривается ведение
кампании по нескольким стратегическим направлениям (осям)[7].
1. “Ось“, связанная с “политическим темпераментом” избирателей.
Преследуемая цель: создать или усилить чувство схожести
политических темпераментов.
2. “Ось“, связанная с экономическими, социальными ожиданиями
избирателей. Цель – привлечь внимание избирателей к тем проблемам,
по которым кандидат, по его мнению, имеет преимущество в глазах
избирателей по сравнению со своими соперниками в силу своей
компетентности, способности разрешить эти проблемы.
3. “Ось“, связанная с личностью кандидата. Цель укрепить популярность
известного политика, или сделать в короткий срок, хорошо известным
публике, пока ещё мало известного деятеля.
Итак, очертив общие направления своей избирательной кампании, кандидат,
и его аналитическая группа должны выбрать соответствующие темы, и что не
менее важно – тональность в которой они будут развиваться. Определив же
несколько ударных тем, нужно обратить их в лозунги кампании
Специалисты едины во мнении, что лозунг сердцевина кампании, что
правильно подобранный и афористично сформулированный, он должен многократно
повторяться и дойти до адресата.
Но к сожаления Российская практика показывает, что лозунги наших
кандидатов крайне бедны и повторяются с некоторыми изменениями.
После того как стратегия кампании доведена до небольшого круга
сторонников кандидата наступает этап её осуществления: составляется график
кампании, одновременно готовиться предвыборная программа, и намечается её
бюджет.
Разработка графика кампании представлена ниже, поэтому необходимо
остановиться на методах работы с избирателями.
Нет необходимости доказывать, что главным, и, пожалуй, единственным
объектом избирательной кампании является Избиратель. Общение с ним
трудоёмкая работа, требующая знания, как механизма политического выбора
избирателя под воздействием объективных и субъективных факторов, так и
ожиданий, настроений отдельных категорий избирателей. Необходимо выбрать
средства общения с ни. Определить “каналы медиатизации” кандидата. Только
после выполнения всех этих условий можно рассчитывать на победу кандидата
на выборах.
§2 Выборы органов местного самоуправления: проблема технологичности.
Как уже было сказано ранее избирательные технологии – это целая область
знаний, поэтому у неё тоже есть своя теоретическая база исследований и
литература. Рассмотрим несколько методологических примеров по их применению
на уровне выборов депутатов местного самоуправления.
В России выборы на местном уровне проходят ежегодно, поэтому все, не
задействованные на федеральном или областном уровне выборов политтехнологи
и “PRщики”, уходят на более низкий уровень политических баталий.
В идеале избирательную кампанию лучше всего начинать за 6-8 месяцев до
дня голосования. Только за этот период можно хорошо, грамотно и спокойно
провести рекламу какого либо кандидата.
Действующие депутаты начинают работу, по рекламированию себя в массах за
полгода или год. Для этого у них есть много возможностей. Например,
Страницы: 1, 2, 3
|