Политология
рассматривается не только как право, но и как обязанность граждан, а за
неучастие предусматриваются денежные штрафы, общественное порицание или
другие наказания. В других же странах (США) голосование - дело
добровольное.
Сразу же после завершения голосования избирательная комиссия или другой
специальный избирательный орган начинают подсчет его результатов. Между
голосованием и подсчетом голосов не должно быть перерыва или задержки,
поскольку это может быть использовано для различного рода подлогов. Для
того чтобы предотвратить фальсификации (изготовление и учет лишних
избирательных бюллетеней, прямая приписка голосов одному из депутатов,
изъятие бюллетеней, поданных за неугодного кандидата ) и обеспечить доверие
граждан к результатам выборов, необходим надежный контроль за голосованием
и подведением его итогов. Это обеспечивается формированием пользующейся
доверием конкурирующих партий избирательной комиссии; использованием
независимых, в том числе международных, наблюдателей; независимое
параллельное подведение итогов голосования, которое могут осуществлять
совместно или раздельно представители партий, СМИ, церкви, авторитетные
отечественные или международные наблюдатели.
Политическая психология
Сущность и особенности политической психологии
Политическая психология представляет собой совокупность духовных
образований, которые содержат в основном эмоционально-чувственные ощущения
и представления людей о политических явлениях и которые складываются в
процессе их (людей) непосредственного взаимодействия с институтами власти и
своего политического поведения. К политико-психологическим явлениям
относятся как универсальные чувства и эмоции человека, специфически
проявляющиеся в политической жизни (например, гнев, любовь, ненависть и
др.), так и те ощущения, которые встречаются только в политической жизни
(чувства симпатии и антипатии к определенным идеологиям или лидерам,
чувства подвластности государству и проч.).
Однако политическая психология - не просто важная и влиятельная форма
политического сознания. Ее неустранимость из политической деятельности
превращает психологию и в своеобразный универсальный измеритель всей
политики в целом. Иными словами, власть, государство, партии, разнообразные
политические поступки субъектов, а также другие явления политики могут быть
представлены как те или иные формы психологического взаимодействия людей.
Зная законы формирования психологических образов, можно определять их
структуру и направленность, тем самым успешно влияя на отношения граждан к
государству и на их индивидуальное поведение. В истории немало примеров
того, как отдельные правители, создавая очаги временного психологического
возбуждения у населения, подавляли структуры его рационального мышления, а
также, используя другие приемы манипулирования сознанием, заставляли людей
испытывать чувства единения с государством и ненависти к его врагам,
объединяться вокруг лидера и переживать при этом массовое воодушевление,
утрачивать ощущение реальности или понижать восприимчивость к тем
проблемам, которые невыгодны власть имущим.
Противоречивость политической психологии
Политическая психология – внутреннее и противоречивое явление. В
отличие от идеологии, стремящейся подвести политические взгляды людей под
некий общий знаменатель, политическая психология отражает политическую
реальность во всем ее многообразии, допуская одновременное сосуществование
самых разноречивых и даже противоположных эмоций.
Одной из причин такой противоречивости выступает многообразие
механизмов идентификации. Ведь человек отождествляет себя с самыми разными
группами и ролями. Поэтому в психологии всегда присутствуют различные и
даже противоречивые чувства: долга и желания освободиться от обязательств,
потребность в самоуважении и жажда подчинения более сильному, общительность
и чувство одиночества, осуждения власти и желания быть к ней поближе и т.д.
Как полагают специалисты, только в слое политических профессионалов и
приблизительно у одной трети рядовых граждан (как идеологически
сориентированной части электората) высок уровень согласованности знаний и
их подчиненности какой-то главной идее.
Рациональное и иррациональное в политической психологии
Еще одной причиной, обусловливающей внутреннюю противоречивость,а
равным образом и особенность политической психологии, является ее сложное
внутреннее строение. Прежде всего это связано с тем, что психология
содержит в себе как социальные, так и физиологические механизмы
воспроизводства чувств и эмоций.
В самом общем и несколько огрубленном виде можно сказать, что
политическая психология включает в себя:
. социализированные чувства и эмоции, связанные с отображением
интересов человека и формированием мотивов его политической
деятельности;
. индивидуально-психические свойства (воля, память и др.);
. биохимические и биофизиологические механизмы, обусловленные
врожденными свойствами человека (возбуждением, нервными окончаниями,
наследственностью) и проявляющиеся в пси-хо-физических свойствах,
регулирующих темперамент, демографические и поло-возрастные черты,
здоровье и проч. его аналогичные характеристики.
Феномен толпы
Еще одна особенность политической психологии состоит в ее способности к
формированию специфического политического субъекта - толпы. Г.Тард называл
толпу самой «старинной» социальной груп пой после семьи. Однако суть этого
объединения отражают не столько социальные характеристики (например,
отсутствие у нее устойчивой внутренней структуры), сколько его
психологические механизмы. По сути, группу людей делает толпой объединяющая
их психическая связь, какой-то резко переживаемый людьми эмоциональный
фактор (вызывающий массовое состояние гнева, радости, агрессии и т.д.). При
этом внутреннее единство толпы постоянно укрепляется за счет многократного
взаимного усиления коллективных чувств и эмоций. Известный русский ученый
В.М. Бехтерев подчеркивал, что взаимовнушение и самовозбуждение людей
гораздо в большей степени движут поведением толпы, нежели какие-либо
провозглашаемые ею идеи.
Полиструктурный характер политической психологии
Структура политической психологии
Особое значение для политической психологии имеют индивидуальные и
групповые формы сознания, обусловливающие содержание политических чувств и
эмоций. Так, к индивидуальным психологическим образованиям, порожденным
межличностными связями человека с другими субъектами и институтами власти,
относятся: персональный опыт, специфика индивидуализированных чувств,
специфичность эмоциональных реакций на внешние вызовы среды, та или иная
способность к самоанализу, особенности индивидуальной воли и памяти. Эти
элементы придают неповторимый оттенок любым формам политического поведения
индивидов.
Велико значение для политической психологии и тех эмоционально-
чувственных образований, которые опосредуются групповыми формами сознания,
т.е. представлениями тех или иных социальных и функциональных групп, через
которые человек реально включается в политические отношения. Каждая такая
группа отличается собственной эмоциональной реакцией на политические
события, своим психологическим темпераментом, памятью и традициями, которые
образуют некую психологическую ауру, атмосферу соучастия в общих
политических делах.
Как правило, для описания групповых характеристик политической
психологии учитывают специфику двух видов групп. Традиционно в качестве
ведущих групповых образований вьщеляют большие (или дистантные, с формально
опосредованным общением индивидов) группы, к которым можно отнести классы,
слои, территориальные образования, нации и проч., а также малые (с
непосредственным общением индивидов) группы, в частности, микросоциальные
объединения людей, неформальные образования, отдельные политические
ассоциации и т.д. Каждая из этих групп отличается временным или постоянным
характером существования, преобладанием организованных или стихийных
связей, специализированным или мультифункциональным назначением и т.д.
Структурные компоненты политической психологии различаются и с точки
зрения устойчивости, оформленности эмоционально-чувственных реакций. К
наиболее устойчивым, внешне и внутренне оформленным элементам политической
психологии обычно относят здравый смысл, психологический склад той или иной
группы, нравы и т.д. К более подвижным, динамичным, наиболее чутким к
изменениям эмоционально-чувственным образованиям причисляют переживания,
ожидания и настроения. Чем же они отличаются друг от друга?
Устойчивые элементы политической психологии
Психологические типы (личности, лидера) или психологический склад
группы являются результатом длительного формирования стандартных реакций
этих субъектов на постоянные и типичные вызовы политической среды. Индивиды
или группы сообразно особенностям своего темперамента, характера, архетипам
(некритически усвоенным коллективным воззрениям и верованиям) и ролевым
назначениям, привычкам и традициям на протяжении достаточно длительного
времени вырабатывают свойственные им психологические ответы на политические
раздражители в виде устойчивых эмоциональных стандартов и стереотипов
мышления и поведения.
Очень ярко устойчивость психологических черт и механизмов проявляется
на уровне различных групп. Например, молодежи - как доказано
многочисленными исследованиями - как особой социальной группе присущи
эмоциональная неустойчивость, максимализм, повышенная возбудимость и
подверженность неосознанным психическим реакциям, незавершенность системы
функций контроля и самооценки. Такие психологические особенности превращают
ее в наиболее «трудного» политического субъекта, чье поведение или партийно-
политическая идентификация обладают крайней подвижностью и
непредсказуемостью. Молодые люди легко поддаются внушению, становятся
жертвами политических спекуляций и манипулирования. Хотя ее наиболее
интеллектуально развитая и социально чуткая часть - студенчество -
практически всегда принимает участие в акциях политического протеста за
идеалы свободы и справедливости.
Весьма устойчивые черты психологического склада существуют и у наций.
Причем характер этих чувственных механизмов и черт непосредственно зависит
от того, какую роль в социальном самовыражении человека играет национальная
идентификация. Ведь главный психологический механизм образования облика
нации - межнациональное сравнение. Поэтому люди, не испытывавшие серьезных
ущемлений в области изучения родного языка, вероисповедания, приобщения к
культурным ценностям, а также участвовавшие в широких инонациональных
контактах, редко преувеличивают факт национальной принадлежности и страдают
национальными предрассудками по отношению к другим народам. В основе их
психологического склада лежит усвоенное с детства нейтрально-естественное
отношение к ведущим национально-культурным ценностям, выражающееся в их
спокойном социальном темпераменте по отношению к людям других
национальностей. Такие черты не являются психологически доминирующими в
поведении человека и их довольно трудно политизировать и уж тем более
придать им ярко выраженную агрессивную форму.
Политические настроения
Строго говоря, на такой основе возможны и небывалый эмоциональный
подъем, воодушевление образом «своей» нации. Но чаще в русле эустойчивых
эмоций формируется откровенная национальная предубежденность и даже
враждебность по отношению к представителям других наций. Причем в
политическом плане важно иметь в виду, что такая фоновая, скрытая
нетерпимость может мгновенно актуализироваться во время кризисов, породив
самые разрушительные последствия.
В противоположность устойчивым у политической психологии есть и более
динамичные элементы, одним из которых являются политические настроения. По
сути, это тот эмоционально-оценочный показатель вовлеченности населения в
политику, который демонстрирует уровень его адаптированности к
существующему режиму и господствующим ценностям.
Выражая определенное эмоционально-психологическое состояние людей,
настроения могут порождать самые разнообразные, в том числе противоположные
по направленности политические движения, усиливать спонтанность и
импульсивность действий субъектов, изменять психологическую сплоченность
групп и населения в целом.
Однако чувства массового протеста, отрицательная для государства
экзальтация или паника только частично характеризуют роль настроений в
политике. Помимо негативных последствий настроения могут обладать и
нейтральным (например, состояние апатии, свидетельствующей о снижении
притязаний к власти) и положительным значением (люди могут испытывать
энтузиазм в результате призывов властей, предвкушения своей близкой победы
на выборах, героизировать свои чувства, сопротивляясь врагу, и т.д.).
С содержательной точки зрения настроения представляют собой
определенное состояние нервно-психического напряжения, сигнальную реакцию,
выражающую ту или иную степень несовпадения человеческих потребностей и
притязаний с конкретными возможностями людей и условиями их жизни и
деятельности.
Различают настроения, выражающие идеальные требования людей к власти
(например, демонстрирующие, как должен вести сеоя лидер или режим в целом)
и настроения как реально складывающиеся психологические состояния,
характеризующие то или иное отношение людей к различным аспектам политики.
Понимая важность настроений, политические режимы пытаются не только
прогнозировать их динамику, но и управлять ими. Инициирование нужных
властям настроений чаще всего осуществляется при помощи сложных
манипуляций, специфического информирования и дезинформации населения.
Функции политической психологии
Познавательная и адаптивная функции
Политическая психология выполняет гносеологическую функцию, связанную с
обеспечением мышления человека. В отличие от других форм политического
сознания (например, науки или идеологии), которые также способствуют
познанию политической реальности, политические чувства могут не только
дополнить информацию, полученную человеком рационально-логическим путем, но
и заменить ее при выборе им своей политической позиции. Особенно ярко такая
роль политической психологии проявляется в условиях кризисов, когда
создающийся в обществе духовный вакуум, утрата ведущих ценностей буквально
заполняет чувственными оценками все индивидуальные позиции человека.
Впрочем, в других условиях чувствами нередко пренебрегают при выработке той
или иной позиции.
Функция адаптации предполагает обеспечение политической психологией
приспособления человека к окружающей обстановке. Причем психология
осуществляет эту цель как при его пассивном приспособлении к среде, так и
при их активном взаимопреобразовании, когда активно видоизменяются свойства
и человека, осваивающего, к примеру, новые политические роли, и самих
внешних условий под ролевым воздействием.
Психология способна обеспечить три типа приспособления человека к
среде: конформность (означающую приятие сложившегося порядка вещей),
инновационность (предполагающую сохранение активности и самостоятельности
позиции человека по отношению к окружающей среде) и ритуализм (выражающий
символическую и некритическую позицию человека по отношению к среде) (Р.
Мертон). Понятно, что первый и третий типы адапти-рованности, означающие,
по сути, сформировавшуюся привычку и стабильно прогнозируемое поведение
человека, наиболее привлекательны для властей. Наиболее часто встречающаяся
конформная адаптированность лишает человека каких-либо острых ответных
реакций на политическую обстановку, отчасти ритуа-лизируя его связи с
государством, но во всяком случае придавая им искомую властями
стабильность. Конформистски адаптированная личность часто не замечает
промахи властей и нередко прощает ей даже преступления (особенно в тех
случаях, когда они непосредственно не затрагивают ее интересов).
Мотивационная функция
Как уже говорилось, политическая психология организует и интегрирует
субъективные свойства человека. Тем самым она служит главным механизмом
перенесения его политических целей и намерений из сферы сознания в сферу
бытия. То есть она не только обеспечивает постоянный контакт сознания и
практики, но и выступает достаточно автономным фактором мотивации
человеческих действий.
При этом политические чувства и эмоции действуют двояким образом.
Первым способом осуществления политической психологией ее мотивационной
функции является самостоятельное определение действий групповых и
индивидуальных субъектов. При таком варианте удельный вес эмоциональных
установок будет доминировать над всеми иными соображениями. В целом
преобладание эмоционально-чувственных мотивов проявляется прежде всего при
реализации людьми их политических ролей и функций.
История дала немало убедительных примеров и того, как психически
эволюционировали многие лидеры-революционеры. Например, Робеспьер и ряд
других известных его соратников по мере развития революционных процессов
превращались из радостных, многоречивых романтиков в подозрительных,
неприязненно относящихся к несогласным с ними людям, а затем и вовсе
эволюцонировали в личностей, не терпящих возражений, замыкающихся в себе,
мнящих повсюду заговоры и предательства.
Вторым способом осуществления политической психологией своей
мотивационной функции является преломление и дополнение ею действия
различных рассудочных и рациональных намерений человека. В этом отношении
политические чувства и эмоции играют уже не ведущую, а подчиненную,
вторичную роль. Механизм подобного рода мотивации хорошо виден на примере
ее взаимоотношения с идеологией. Последняя рационализирует • политическую
психологию. Однако степень претворения в жизнь идеологических требований
зависит от эмоциональной чувствительности человека к ее элементам -
идеалам, принципам и нор-: мам. Поэтому в конкретных случаях в мотивации
людей могут доминировать либо общие идеологические ценности, либо
конкретные нормы и требования к поведению отдельных субъектов,
сформулированные теми или иными институтами власти.
Основные типы политического поведения
Эмоционально-чувственное преломление идеалов и нормативных требований
политической идеологии предопределяет соответствующие формы
целенаправленного политического поведения граждан.
В зависимости от типа мотивации можно выделить открытые формы поведения
граждан (носящие характер прямого политического действия, например участие
в выборах, демонстрациях, пикетах и т.п.) и закрытые (характеризующие
уклонение людей от выполнения своих гражданских и политических
обязанностей, например абсентеизм). С точки зрения соответствия
направленности гражданских поступков общепринятым в политической системе
ценностям и нормам «политической игры» говорят о нормативных формах
политического поведения (ориентирующихся на господствующие принципы) и
девиантных (отклоняющихся от них). Там, где воздействие идеологии
стимулирует рутинные, постоянно повторяющиеся мотивы и действия граждан,
принято выделять традиционные формы политического поведения и
противостоящие им инновационные способы практического достижения
политических целей (в которых преобладают творческие формы политической
активности).
Идеологии, воплощенные в разнообразных типах политического поведения,
эффективно влияют на содержание властных процессов и характер
функционирования управленческих институтов. Они составляют ядро
политической культуры.
Литература:
1. Кривогуз И.М. Политология: Учеб. Для студ. Высш.учеб. заведений.-
М.:Гуманит.изд.центр.ВЛАДОС, 1999.
2. Кумар К. Гражданское общество. М., 1994.
3. Матвеев Р.Ф. Теоретическая и практическая политология. М., 1993.
4. Папарин А.С. Глобальное политическое прогнозирование: учебник для
студентов вузов.-М.:Алгоритм, 2000.
5. Политологический словарь. М., 1994. Ч. I и II.
6. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учебник для
студентов высш.учеб. заведений.-3-е изд., перераб. И доп.-
М.:Аспект Пресс, 1999.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|