Политология
ть как в собств-й – кап-й сфере, сфере пр-ва, так и в соц-кой, т.е. соц-й,
распределит-й, - все это есть ни что иное, как оптимальное сочет-е кап-й и
соц-х начал.
27. Соц-полит строй Древ Геции представлял своеобразную сист полисов, т.е.
небольших, даже крошечных гос-в, состоящих из города и прилегающих к нему
селений. Тогда особое место среди них занимает город-государство Спарта.
Общей чертой полисной жизни в Др Греции явл-сь борьба м/у родовой
аристократией, перераставшую в рабовлад-ю наследств-ю знать и торгово-
ремесленными кругами, образовавшими вместе с отд-ми слоями крестианства
лагерь демократии. В завис-ти от перевеса той или иной стор гос-я власть в
полисах принимала форму либо аристократич-го правления ( в Спарте), либо
демократии (Афины), либо переходного правления тиранов (тирания – власть
одного или неск-х лиц, узурпирововших ее силой). С превращ-м рабства в
господств-й способ эксплуат-и росло им-е нерав-во свободных, обострялись
противоречия древнегреч-го общ-ва. Аристократия богатства, оттесняя
родовитую знать и демократ-ки настр-е классы, устанавливала в ряде полисов
олигархические режимы. Основанные на господстве аристократии военно-политич-
е каолиции и гос союзы (Афинский мор союз). Позже вследствие м/уусобных
войн полисы приходят в упадок.
28. Если идея светского гос родилась в Греч-й и Римской культурах еще до
нашей эры и уже тогда прочно закрепилась в общ-м сознании греков и римлян,
материализ-сь в полит традициях и институтах, то на Арабском Востоке, в
Средней Азии и Закавказье теологич-е трактовки гос-ва – божеств-го происх-я
власти и самих правителей еще долго, уже в 1 тысячелетии н.э.были
господствующими. Целый ряд политиков и арабских мыслителей, труды кот дошли
до нашего врем защищают идеи верховенства светской власти и выступают
против тирании духов-ва. Среди них – Ибн Рушид, Ибн Халдун, Алишер Навой,
Низамий Гянджеви, Шотто Руставели, Мхтиар Гош… Как видим, наследие довольно
богатое и полезное. Еще не родился Маркс с его историч-ми формациями, еще
даже не задуман «обществ договор» Руссо, не вояет своего «Левиафана» Гоббс
– словом, Зап Европейская мысль еще на пути к своему расцвету, а Арабский
Восток, Средняя Азия и Закавказье дают миру целые научные школы,
обосновывающие идеи, кот в Европе появятся спустя несколько столетий.
29. Клерикализм как политическое направл-е (от лат церковный) сложился в
19 веке. Его идеи распространились во всем Мире, оказав серьезное
воздействие на общ-полит-ю жизнь. Во многих странах наряду с религиозн орг-
ми созданы конфессиональные полит партии, профсоюзы, женские и молодежн
объедин-я.
30. Утоп соц-м возник на заре развития кап-ма. Это был протест угнетенных
масс против нищеты, бесправия. Утопический соц-м критиковал кап общ-во,
осуждал его, фантазировал о лучшем строе, убеждал богатых в безнравств-ти
эксплуатации. Причина нар-х бедствий в частной собств-ти. Само наличие
такой собств-ти неизбежно ведет к эксплуатации одного класса другим.
Поэтому справедливое будущее должно быть основано на общности владения и
труда, обязательности труда и всеобщем рав-ве, сочетании умственного и физ
труда, справедливом распредел-и, отказе от прим-я всякого насилия, свободе
любви и брака, воспитании человека в духе правды и его всесторонним
развитии. Источник всех зол (Мелье) – гнусная политика людей, и присвоение
людьми благ и богатств земли.
31. федералисты были за сильный центр. Они доказывают, что без реш-я общих
проблем и создания благопр-х для человека макроусл-й не возможно развитие
самого индивида. Также они за сильную власть центра, способную справится с
внутр конфликтами и успешно противостоять внеш угрозе. Сильный центр
предполагал не размягченное демокр-е правление, годное для законодат
работы, а профессиональное. Энергичность ипсолнит-й власти основной
элемент, определ-й здоровое правит-во. Она необх для обеспечения безопасн-
ти страны, в проведении в жизнь актов законодат власти, ограждение им-ва от
несправедливых манипуляций, защиты свободы от посягательств лиц с
тщеславными и анархическими порывами. Составными частями такоя власти явл:
единоначалие, кот придает ей дополнит-ю силу, решительность, умение хранить
тайну, способность быстро управляться с делами – все это присуще одному
человеку, а не группе лиц.
32. Монархия – форма правления в эксплуататорских гос-х, при кот верховная
гос власть сосредоточена (полностью или частично) в руках единоличного
главы гос-ва – наследственного монарха.
33. (40) Сердцевину политики и основу науки о политике составл-т прежде
всего устр-во гос власти. П – всегда и везде способ существования
определенной идеологии. В любом общ какой бы оно ни было природы, П, чтобы
она могла стать великой преобраз-й силой, должна правильно отражать
потребности развития мат-й жизни общ-ва. Политика монархических режимов
средневековья «питались» идеологие абсолютизма. Взятие Бастилии –
предвестник становления новой идеологии, у истоков кот стояли: Вольтер,
Дидро, Руссо. В ХVII представители философских знаний (Горбацкий, Яворский,
Прокопович, Сковорода) выступали идеологами нац-освободит-го движ-я в
Украине. В XIX появилось новое полит течение – марксизм.
34. В Декларации принципов Соц Интернац-ла ’89г нашли отраж-е новые
подходы соцал-демократии к современному миру. Уделяется внимание реш-ю
глобальных проблем: обеспечению мира и м/унар безопасности, улучшению отнош
м/у Востоком и Западом, ликвидации колониализми и расизма, созданию нового
м/унар экономич порядка, сохранению окруж среды. Особое знач придается осущ-
ю направл-го (регулируемого) развития эконом демократии с учетом специфики
той или иной страны. Большое знач придается «демократич и соц контролю» над
развитием экономики, роль кот возрастает в ходе его интернационализации. В
контроле участвуют вместе с гос органами и общ-но-политич-ми орган-ми.
Полит демократия предусматр-т осущ-е полит прав и свобод (свобода слова,
мысли, образования, организаций и религий), вкл также свободу выбора м/у
разл полит альтернат-ми…
35. Политология – молодая наука. Целыые тысячелетия она развивалась в
рамках истории и философии. Выделившаяся со времен Древнего Рима в
самостоятельную науку – теория гос-ва и права длительное время считала
проблематику политологии собственным содержанием. Полибей, Гай, Гроция
Фортескью внесли основательный вклад в политическую теорию.
Значительная часть творчества Платона и Аристотеля (Государство, Законы,
Политик, Политика) являются собственно политологией. Этих ученых относят к
философам, это верно. Их учения являются фундаментом сформировавшейся
спустя XX веков самост-й науки о политике. Гобс, Макиавелли, Руссо, Локк
занимались теоретическим осмыслением политики: технолог-й завоевания
власти, рац-го гос-го устр-ва…
36. Идеальное гос трактуется Платоном как максимально возможное воплощ-е в
обществ-ю практику гармонии, добра и мира, прав и свобод. Подобно 3 началам
человеческой души – разумному, яростному, вожделеющему. В общ-ве также
должны сущ-ть 3 основных сословия – правители, воины, производители. Высшая
справедливость состоит в том, чтобы каждое начало занималось своим делом и
не вмешивалось в чужие дела. Идеальное гос – это правление лучших, т.е.
аристократия. Если среди прав-й выделяется один, то правление – царская
власть, если несколько – аристократия. Демократию считает не лучшей формой
правл-я. Законодателю рекомендует придерж-ся умеренности. С одной стороны –
должна быть ограничена власть правящих, с другой – свобода управляемых. Все
тогда сущ-е гос-ва он считает несправ-ми (в них 2 вражд-х гос-ва – бедных и
богатых). Но образ идеал-го гос-ва Платона послужил не только методологией
для последующих научных изысканий в этой обл-ти, примером для подражания,
но и побудил последователей к коррект-ке платоновской теории власти.
37. Полит сотрудн-во с религиозными лидерами оправдывалось для официальной
власти решением главного вопр: сохранить власть и не допустить вторжения в
большую политику нар масс, свержения все6х правящих элит. Для этого так
долго, насколько хватало сил, церковь и светские правители «облегчали»
законодат-во изъятием из него всего полит-го. Запреты, меры, механ-мы и
санкции по прежнему сурово действовали. Молчаливо подразумевалось, что
власть и гос-во сущ-т сами по себе как извечная и нерушимая данность. В
реальной жизни властям приходится заниматься такими делами, кот не
приличествуют церкви, они не достойны ее высокой морали и дух-го сана. Для
выполнения этих дел церковь и уполномачивает государя. Но, чтобы он не
превратился в тирана, зорко надзирает за ним, т.е. сохраняет свое
верховенство в сист власти.
38. Абсолютизм (безусловный) –При нем достигается наибольшая степень госуд-
й централизации, создается разветвленный демократический аппарат, большая
постоянная армия и полиция.
39. Анархизм –Сложилось в сер. 19 в., выражает соц-ную психологию и
идеологию мелкособств-х и деклассированных слоев города и деревни,
разоряемых и притесняемых крупным капиталом, склонных к стихийному
бунтарству и не привыкших к строгой дисциплине в труде и борьбе.
40. (33) В мировоззренческом измерении политики немаловажное место
занимает идеология. Политическая идеология в целом имеет следующие основные
струк-е элем-ы: 1)связь с общей мировоззренч-й сист эпохи; 2)программные
установки, сформулир-е на основе тех или иных полож-й этой сист;
3)стратегия реализ-ции прогр-х установок; 4)пропоганда; 5) конкретные шаги
по реализации программы. Идеология неразрывно связана с проблемами,
касающимися авторитета, власти, властных отношений. Ид призвана придавать
значимость институциональным отношениям м/у людьми как субъектами политики,
объяснять, обосновывать, оправдывать или отвергать политические реальности
в конкретных общественно-историч-х условиях. Хотя научный подход и
отвергает идеологию в качестве инструмента или исходной посылки
исследования, необходимость ее изучения как неотъемлемого элемента мира
политического не отпадает.
41. Томас Мор (1478- 1535) английский философ и полит.деятель. В утопии
мора нет частной собственности, и трудятся все( 6 часов в день а остальное
отдых)- в этом источник счастья утопистов. В своём произведении «утопия» он
в первые системно изложил свои взгляды на социалистическое устройство:
правители- ответственные перед избирателями, занимают свои посты на строго
определённый срок согласно волеизъявлению выборщиков. Высший орган- сенат,
а верховная власть принадлежит верховному собранию. Собственность общая,
все трудятся и сдают продукцию на склад. Мор стал родоначальником в истории
социалистической мысли, именуемого утопическим социализмом.
42. Весь 14 век и первую половину 16 века судьба Украины была незавидной.
Вначале она стала провинцией Литовского княжества, а затем с 1569 года
частью польско-литовского государства, речи посполитой, западная украина-
галицко- волынский регион- был присоединён к Австро-Венгрии, а боковина к
Румынии. Но даже в этот период не угасли элементы укр.государственности :
они продолжали существовать в идее национальной независимости. В этих
условиях строилось запорожское казачество, основная военно-политическая
основа будущей гос-ти. Высшей законодательной властью у казаков считался
совет, в котором участвовали все. В малом совете( исполнительный орган)
заседала только старшина, она избиралась на основе общего избирательного
права. Само казачество делилось на полки- по 500 человек во главе с
полковником, сотни- во главе с сотником. Войском руководил атаман- гетман,
а сечью- кошевой атаман.
43.
44. По современной конституции Президент США назначает глав и старших
должностных лиц органов исполнительной власти, министров, именуемых
секретарями. Назначает федеральных судей, послов и руководит всей
внешнеполитической деятельностью. Большая часть назначений и действий
подлежит подтверждению в сенате. Судебная власть возглавляется верховным
судом, кроме него конгресс учредил 11 федеральных апелляционных судов и 91
подчиненный им окружной суд. Все соглашения заключенные президентом с
иностранными державами, как назначение гос.должностных лиц подлежат
последующему утверждению в сенате. Таким образом контролируется и
всемогущий президент.
45.Политология изучает политические системы и политическую жизнь общества,
проблемы внутренней политики и международных отношений, в отличие от
социологии которая изучает закономерности развития и функционирования
общества, философии – которая изучает общие законы развития природы,
общества и мышления, религии, истории – изучающей прошлое человеческого
общества.
46. Политология необходима в современном обществе для отслеживания этапов
политической логики человечества по мере его цивилизации и усложнения
внешних и внутренних политических отношений. Политология в некоторой мере
является историей развития политических отношений в обществе. Политология
это наука изучающая политические системы и политическую жизнь общества,
проблемы отношений.
47. Социальной основой стабильного общества является средний элемент, под
которым философ понимает граждан со средним имущественным состоянием. По
его мнению люди с таким достатком не стремятся к чужому добру. В богатстве
и бедности Аристотель видел зародыши общественных потрясений.(56). К
государствам первого типа относится монархия- правление одного,
просвещенного монарха, который имеет целью общую пользу. Аристократия-
власть знати, элитарных сословий, отличающихся высоким уровнем образования
и культуры, компетентности в политических вопросах, но имеющих в виду
высшее благо- благо государства.
48. Религия и общество не отделимы друг от друга. Религия предшествует
науке об обществе и государстве и самому государству. Но при этом религия
остаётся для правящих инструментом манипулирования массами и удерживания
власти. Обычно в целях консолидации народов формирования национального
самосознания, традиций, поддерживающих гражданское общество и создающих
духовную основу для выживания в борьбе с другими народами все мировые
религии культивируют идею богоизбранности данного народа, его особого
предназначения в мире, именно эта вера, гос.устройство и образ жизни
объявляются самыми передовыми и жизнеспособными.
49. Английский мыслитель не был сторонником феодального абсолютизма.
Эффективная монархия это абсолютная монархия. Признаки: подданные не могут
изменить форму правления; верховная власть не может быть потеряна;
подданные не могут обсуждать действия суверена; любой суверен наказуем
подданными; суверен – судья во всех вопросах по отношению к подданным;
суверен не подчинён гражданским законам; назначает всех высших должностных
лиц; поощряет и наказывает; объявляет войну и заключает мир; власть и честь
подданных исчезают в присутствии верховной власти; второстепенное
представительство, кроме самого суверена опасно для самих людей; власть и
честь любого суверена должны быть больше, чем любого подданного. Таким
образом Гоббс прямо выступал против идей политического плюрализма,
разделения властей.
50. Принципы и методы политологии.
51. Украина в период советской власти, сразу же после ликвидации органов
царской власти получила возможность для создания УНР(ноябрь 1917). В январе
1918 верховная рада провозгласила Украину самостоятельным гос-м, формально
просуществовавшим несколько месяцев. В декабре 1917 выпущены 1е банковские
билеты, на которых фигурировало изображение тризубца. Советский режим был
сравнительно терпимым по отношению к национальной украинской идее. Было
разрешено преподавание и изучение украинского языка в отличие от периода
царского правления, тиражирование учебной и художественной литературы,
газет, радио и телевидение на украинском языке. Однако при всём этом
Украина полностью подчинялась Москве.
В период правления царя Украина находилась в более ужасном положении.
Украинский язык был запрещен, издательство и распространение литературы на
украинском языке каралось законом. Судьбой украинских земель распоряжался
только царь по своему усмотрению. Другими словами украинский народ не имел
возможности строить судьбу своего государства самостоятельно, и кроме этого
он был лишен всех демократических прав.
52. Эта система действует в отношении палаты представителей и сената,
президента и конгресса, конгресса и верховного суда. Так принятый обеими
палатами закон должен быть подписан президентом, или возвращён в палату. В
таком случае палата может согласится с замечаниями, а может преодолеть
президентское вето двумя третями голосов сената и палаты представителей.
Свои поправки в законопроект, принятый нижней палатой, вносит и сенат,
который задумывается, если палата использует свою власть во зло. Если
конгресс проведёт закон оспариваемый в судах как не конституционный,
верховный суд в праве объявить его неконституционным и тем самым
аннулировать.(44)
53. В середине 11 века политические учения о происхождении власти князя и
образования КР. «правда русская» был одним из первых письменных документов
подтверждавших существование КР как государства. Это не только правовой
документ, но и он доносит до нас картину расклада политических сил в КР,
Страницы: 1, 2, 3
|