Политология
Политология
1. В начале своего возникн-я полит мысль у древних народов – египтян,
индусов, китайцев…- восходит к мифологическим истокам и оперирует мифолог-
ми представлениями о месте человека в мире. У всех народов порядки освещены
божественным началом, они предопределены изначально. Но способы и характер
связи этого б-го начала с земными отношениями освещаются в мифолог-м
сознании разных народов по-разному. Так не ранее, чем во 2 тыс. до н.э. по
древнекитайскому мифу о божест-м происхождении и хар-ре земной власти -
именно персона верховного правителя Поднебесной (т.е. император Китая) явл-
сь единств-ой точкой связи с высшими небесными силами. В Египте, Вавилоне,
Индии бытовали и несколько иные подходы, по которым Боги, являясь
источником власти правителя, вместе с тем сами продолжали оставаться
вершителями земных дел и людских судеб. Согласно мифам некоторых народов
(особенно египтян, а затем греков), Боги выступали также и в качестве
первонач-х непосредст-х правителей и законодателей в общ-ах и госуд-ах, кот-
е они сами создали. Аналогичные объяснения природы власти были свойственны
практически всем народам этой благоприятной для жизни человека средней
полосы земного шара. Параллельно мифологическим трактовкам власти возникают
чисто теологические и даже рационалистические учения о власти и
государственном устройстве.
2. Феодальный строй и абсолютистские режимы исчерпали себя задолго до
Нового времени, еще в 15 веке, с кот начинается упадок феодализма и
зарождение капитал-х отношений. Более 2 веков продолжалась агония
феодального гос строя, сопровождаемая внутридворцовыми переворотами и
кровавыми рев-ми. Научное прозрение человечества, накопление идей о рацион-
м утср-ве общ-ва создало предпосылки для перехода кол-ва в кач-во –
кардинальной смены приоритетов в господствующей идеологии и массовом
сознании. Новая эпоха однозначно высказыв-сь за первичность прав человека,
законность, полит-й плюрализм и др демократич-е идеи. Пришла пора новой –
буржуазной – демократии и новых полит идей, которых требовало время,
ожидало общ-во и оплачивал восходящий класс капиталистов. Обществоведческая
мысль металась м/у несколькими «огнями» – полит интересами экономики
господствующих классов, идеями рационализма и оптимальности, интересами
королей и широких гражданских масс.
3. В противовес рабовлад-й идеологии христ-во проповедовало рав-во всех
перед Богом, восхваляло труд и, осуждая бедность, не считало ее пороком.
Христианская церковь определенно высказывалась против жадности,
стяжательства, эгоизма, владения собств-тью. Церковь делала ставку на
добро, кот понимала как непротивление злу, смирение, гуманизм милосердие,
отвергала насилие. Не убий, не укради, возлюби ближнего своего, как самого
себя и др нормы прав5едной жизни закладывали в обществ-ю жизнь опр-е общ-е
ценности и ориентировали на их выполнение всех простых смертных. Эти
заповеди христ-й морали можно считать духовным источником утопического соц-
ма.
4. впервые в комун учении обещество было осознано как целостный организм,
в котором производительные силы и производственные отношения определяют все
др сферы. Отсюда – для того чтобы общество стало справедливым изменения
должны происходить в сфере производства и распределения жизненных благ. (в
капиталистич – возрастающее богатство на одном полюсе приводит к накоплению
нищеты на др.
5. либерализм (от лат либералис-свободный) – предпологается свобода
личности, т.е. гарантии ее основных прав и свобод(совести, слова,
собраний), свобода волеизьявления на выборах, свобода предприним,
конкуренции. Важ свойство – открытость, гибкость, способность учитывать
реалии и реагир на измен в обществе и мире. Фактич основатель-Дж. Люкка,
первый круп теоретик общественных отношений-Т.Гоббс.
6. Так не ранее, чем во 2 тыс. до н.э. по древнекитайскому мифу о божест-м
происхождении и хар-ре земной власти - именно персона верховного правителя
Поднебесной (т.е. император Китая) явл-сь единств-ой точкой связи с высшими
небесными силами. Согласно этим воззрениям, вся власть концентрировалась в
особе верх-го правителя в виде его личной потенции и внутр-ей силы, а
остальные должностные лица и аппарат управления – это лишь проводники
личной власти правителя. Взаимоотношения населения и властей оставались за
рамками офиц. Законов ,а значит и вне пределов компетенции масс. Не то,
чтобы влиять на проводимую политику и корректировать ее в пользу простых
людей, избирать или, не дай Бог, каким-то образом смещать правящих с их
должностей, но и задумываться, просто знать о такой возможности не дано
было народам, жившим в ту довольно жестокую эпоху, когда жизнь простого
смертного ценилась не выше жизни лошади.
Такое положение вещей было выгодно властям, «Идеал правления, - утверждал
китайский философ Хань Фэй, - это когда подданые не могут постичь тайны
управления». Правители нах-сь вне досягаемости воли тех людей, кот-х
обязаны были обслуживать и за счет кот-х содержались. Они были почти там
же, где Боги, только ближе, и реакция их на любое недовольство или даже
косой взгляд была немедленной, реальной и беспощадной. Поэтому они значили
для людей даже больше, чем Боги. В силу этого ни эти, ни другие законы того
времени не содержали ни малейшего намека на политику, не притязали на
регулирование отношений господства и подчинения.
7. объективная необходимость в объедин-ии разрозненных арабских племен (к
примеру), враждовавших м/у собой и уничтожавших араб-ю культуру побуждали
их к поиску соц механизмов, кот бы способствовали объедин-ю арабов, их
процветанию и способности противостоять внеш угрозе неверных.такими мех-ми
были институт частной собств-ти, составл-й фундамент стабильности в любом
общ-ве, и гос-во. Нужен был матер-л, скреплявший всех людей. Таким
материалом живших здесь народов выступала вера в одни и те же идеи – в
религиозно-политич-ю идеологию ислама. Он наделял разных людей одинаковыми
кач-м. Эта идеолог возникла в 7 в.н.э. и в переводе означает «покорность».
Аллах и его посланник, управл-й людми по божеств-й воле, определяют жизнь
подданных. Смысл идеологии – покорность и смирение. Повиновение сильному,
богатому, власть имущему. Кто со смирением перенесет бедность и невзгоды в
потустор-м мире ожидает рай. Ислам изначально обосновывает идею теократии.
8. У С – учение об идеальном общ-ве, основанном на рав-ве всех его членов,
коллект-й собств-ти и обязательности труда для всех. Термин УС происходит
от названия произведения «Утопия» Тмора, в кот были развиты идеи УС.
Критиковали противоречия и пороки эксплуат-го общ-ва, сочувствовали
угнетенным трудящимся массам.
9. Науч ком-м, созданный Марксом и Энгельсом как теоретич-е обобщение
опыта классовой борьбы пролетариата и обоснование его историч-й миссии
могильщика капитализма и созидателя ком-го общ-ва был творчески продолжен
Лениным в новых исторических усл-х.
10. консерватизм – явление интерклассовое. (с лат – сохранять,
охранительный). Конс – при для выражения такой идеологии, кот
характеризуется приверженностью традиционным ценностям, устоявшимся
порядкам и принципиальной неизменчивости окруж среды.
11. по своему гос строю это была типич монархия. При наличии всех
признаков ценрализованного гос – админ аппарата, войска, границ, системы
местного гос управления и самоуправления – государством управлял киевский
князь, кот сосредоточил в своих руках всю власть (законодат, исполнит,
судеб, военную).
В этот период окончательно утверждается христианство, строятся крепости
возводятся соборы и монастыри, в Киеве закладывается Софийский собор и
организуется впервые на руси библиотека и школа. Крепнет авторитет Киево-
Печерского монастыря, сост первый сборник законов «русская правда»,
провозгласивший неприкосновенность феодальной собственности.
12. Деклорация начиналась с крнстатации права народа «порвать полит связь
с др народом и занять на равне с остальными державами независь положение».
Если же форма правления становится гибельной, то они имеют право учредить
новое правительство, кот способствует безопасности и счастью народа. Если
ряд злоупотреблений способствует установлению неограниченного деспотизма,
то народ не только имеет право, но и обязан свергнуть свое правительство.
13. В Ведах (древнеиндийском памятнике 2-го тыс. до н.э.) закреплялось
жесткое деление общ-ва на четыре варны – сословия. Созданных Богами, и эти
варны были неравноправными, возникает и критическое отношение к такой
несправедливой участи крестьян, ремесленников и торговцев, обязанных
подчиняться брахманам – жрецам и кшатриям – воинам. Уже в Законах Ману царь
определяется как лицо, обязанное чтить брахманов, следовать их советам и
наставлениям, учиться «изначальному искусству управления». Согласно учению
Будды, отношения всех людей должны строится на принципах гуманизма и
доброго отношения к др людям, ибо никогда в этом мире ненависть не
прекращается ненавистью. Тот факт, что Буддизм становится гос религией
свидетельствует и о принятии его норм значительной частью насел. В трактате
«Артхашастра» анализир-ся законное и незаконное, польза и вред, верная и
неверная политика.
14. В трактовке Гобса власть исходила не от Бога, а из разума, гос-во было
средством покончить с войной всех против всех и предназначалось для
поддержания порядка. Гобс выводил эффектив-ю власть из силы, реальной
возможности гос-во принуждать к исполнению зак-в…Он выступает прямым
сторонником абсолютной, неограниченной власти. Он выступает против идей
полит плюрализма и раздел-я властей, кот вскоре после него будут обоснованы
обществоведами и использованы в практике буржуазной демократии. Локк отверг
концепции божеств-го происхождения власти, был против абсолютного гос-ва.
Он сделал гос-во ответственным перед обществом. Склонялся к конституционной
монархии. Для Локка важное, чтобы любая форма обеспечивала естественные
права и свободы человека. Либель гос-ва Гоббс видел в безвластии и поэтому
всячески укреплял механизм власти, делал его права безмерными, а Локк
наоборот считает опасным для общ-ва положение, при кот власть гос-ва
становится абсолютной.
15. социализм –Соц представ собой мировозрение, учение, идеологию,
движениеи обществен строй, предпологающие приоритет общественных(гос) начал
во всех сферах обществ и част жизни: общественную(гос) собств на средства
производства, централизованное управление производством и распределением,
демократию как прямую власть народа, атеизм, приоритет колл мораль
ценностей над личными, стремление распростран соц на все человечество.
Изначально соц – философия бедных т.е. классовое учение.
16. роковую роль в судббе Киевского гос сыграли такие факторы:
внутренний - межфеодальные расприи. Ярослав разделил Русь м/у своими
сыновьями, м/у кот небыло лада.
Внешний – венгры, печенеги(12вв), татаро-монгольские орды(13вв), кот
захватили русские земли, завоевали и разгромили их города. Киев был
разрушен и утратил роль не только политич и админ центра, но и
религиозного.
17.
18. Идея светского гос-ва родилась в греческой и римской культурах еще до
нашей эры и уже тогда прочно закрепилась в обществ-м сознании греков и
римлян, материализовалась в политич-х традициях и институтах.
19.
20. Целый ряд политиков и арабских мыслителей, труды кот дошли до нашего
врем защищают идеи верховенства светской власти и выступают против тирании
духов-ва. Среди них – Ибн Рушид, Ибн Халдун, Алишер Навой, Низамий
Гянджеви, Шотто Руставели, Мхтиар Гош. Ибн Халдун родился в Тунисе, много
путешествовал. Он резко критиковал политику, кот наносит ущерб собств-ти
подданых. Низаим Ганджеви был не только поэтом и глубоко одаренным
человеком, оставившим свое философское осмысление полит проблем в поэмах.
Его можно отнести к революционерам. Он был и демократом,
интернационалистом, социалистом. Идеалом Низами была просвещенная монархия.
Армянский мыслитель Гош обладал весьма умеренными взглядами на гос-во и
общество. Оправдывал нерав-во людей и считал его источником появления гос-
ва, но критиковал феодальный абсолютизм (выступал сторонником смягчения его
полит режима). Он призывает феодалов взимать разумные налоги и не заствлять
свободных крестьян работать на них больше одного дня в неделю.
21. Фашизм – полит-е течение, возникшее в период общего кризиса
капитализма и выражающее интересы наиболее реационных и агрессивных сил
импириалистической буржуазии. Ф активно использует в своих интересах
колебания в сторону реакции различных слоев мелкой буржуазии и
деклассированных элементов.
22.
23. Первыми филос-ми, соц-полит произведениями стали переводы сочинений
отцов церкви: сборники Святослава, отражавшие мысль о самостоятельности гос
и власти, содержали отд-е отрывки и цитаты христ-х и древне-греч-х
философов, упоминание учения Пифагора, Демокрита, Сократа, Аристина,
Платона, Арестотеля. Содержали высказывания о морали и моральности в общ-
ве. Из античности черпались свед-я о физике, мат-ке, естествознан,
моралистич-е элементы христ-й философии, изменения в мировозрении русичей.
Одним из древнейших док русско-укр письм-ти, где делались попытки
обосновать необх-ть объедин-е удельных княжеств на Руси есть «Слово о
законе и благодати» киевского метрополита Иллариона. Социолог-й и общ-полит-
е идеи нашли отражение и в летописи «Повести временных лет» летописца
Нестора, где содерж-ся сведения о д-ти Князей, о борьбе с внеш врагами, о
народных восстан-х и смуте в К Руси. Но глав нитью в летописи проходит идея
величия единство и независимости Руси. В «Поучении Владимира Мономаха»
предостерегаются сыновья князя не только не совершать самим, но и служивым
беззакония. Князь – державный муж есть носителем закона и законности. В
«Поучении» много морального поучения, предостережений беречь единство К
Руси. В произведениях метрополита Иллариона, Теодосия Печерского, Климента
Смолятича и др отражается не только моральные поучения, но и содержатся
сведения об истории гос-ва, о власти и т.п. интерес вызывают и христианские
проблемы и пробл толкования Святого Письма. В развитии гос-ти, социологич-й
и соц-полит мысли в К Руси имело большое знач «Слово о полку Игореве», в
кот красной нитью проходит идея о необх-ти объедин-я русских земель и
прекращ междоусобий.
24. В статьях конфедерации (1777-1778) заложен недостаток: она
регламентировала отношения суверенных субъектов – каждый штат имел
суверенитет , свободу, независимость и всякую власть юрисдикцию и право,
собственный парламент, правительство и конституцию. Этот союз пока был
конфедерацией, в кот каждый штат сохранял свое верховенство над структурами
центра. иСторически конфедерация предшествует федерации – спустя 10 лет так
и случилось. Штат Род-Айленд наложил вето на реш-е конгресса о Там-м
обложении экспорта для пополнения общей казны, в штате Массачусетс
вспыхнуло восстание мелких фермеров под руков-м Шейза, часть Сев Каролины
охвачена восстанием, беспорядки в Пенсельвании, повсюду был развал.
Побороть анархию выпало федералистам Гамильтону, Мэдисону.
25. Политика – особый вид д-ти и общ-х отнош-й возникла вместе с
появлением частной собств-ти на средства произв-ва, им-го нер-ва людей, общ-
х классов, противоположности их интересов и стремлений. Мощный импульс
филос-му осмыслению П дало развитие античной демократии, впервые возникшей
в Древ Греции. Сердцевину политики и основу науки о политики сост устр-во
гос власти. П – всегда и везде способ существ-я опр-й идеологии. В любом
общ какой бы оно ни было природы, П, чтобы она могла стать великой преобраз-
й силой, должна правильно отражать потребности развития мат-й жизни общ-ва.
26. Оценка полит теории Маркса и Ленина должна быть дифференцированной:
одна – для теории революции, организации пролетариата на уничтожение
буржуазной гос машины, захват власти и установление диктатуры пролетар-а.
Другая – относительно последующего создания. Одна – для Зап Европы, другая
для Восточной (России, разместившейся и в Азии). Любая теория обречена в
челов-м обществе на неадекватное своему замыслу исполнение. Она неизбежно
дрейфует от общегос-х и общ-х целей в сторону собств интересов тех, кто
берется за ее реализ-ю на практике. Это характерно и для Ленина – в теории
демократа, а на практике идейно и физ-ки уничтожившего все оппозиционные
партии. Не стоит ни упрощать, ни искажать ленинскую теорию – она писалась
для своего класса, для конкретной истор-й эпохи и для росс-го общ-ва. Для
них она была выверена. И не вина Ленина в том, что выдвинутые в нач 20-го
века идеи его рьяные последов-ли пытались подогнать под общ-ю практику
спустя пол века и более, совершенно в иных усл и даже в др странах и
континентах. Всякая истина конкретна. Увы, соц эпоха в чистом виде канула в
лету. Что кас-ся науки, то в ней, как известно и отриц рез-т – тоже рез-т.
он ускоряет поиски др путей, предупреждает от ошибок, словом учит уму-
разуму. Таким долгим, мучительным способом и прозревает челов-во.
Капитализм облагородился и стал более человечным не сам по себе, а под
мощным влияним соц идей, реального соц-ма и пост-м давлением наемных раб-в.
Поэтому то, что мы сегодня наз цивилиз-м кап-м, отмечая его одновременно эф-
Страницы: 1, 2, 3
|