МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Политология

    виду все представляемое им общество.

    Примерно до XVII в. государство обычно трактовалось широко и не

    отделялось от общества. Для обозначения государства использовались многие

    конкретные термины: «полития», «княжество», «королевство», «империя»,

    «республика», «деспотия», «правление» и др.

    В современной науке государство в узком смысле понимается как

    организация, система учреждений, обладающие верховной властью на

    определенной территории. Оно существует наряду с другими политическими

    организациями: партиями, профсоюзами и т.п.

    Общие признаки государства

    Государства разных исторических эпох и народов мало схожи между собой.

    И все же они имеют некоторые черты, которые в большей или меньшей степени

    присущи каждому из них, хотя у современных государств, подверженных

    интеграционным процессам, они порою достаточно размыты. Общими для

    государства являются следующие признаки:

    1. Отделение публичной власти от общества, ее несовпадение с

    организацией всего населения, появление слоя профессионалов-управленцев.

    Этот признак отличает государство от родо-племенной организации, основанной

    на принципах самоуправления.

    2. Территория, очерчивающая границы государства. Законы и полномочия

    государства распространяются на людей, проживающих на определенной

    территории. Само оно строится не по кровнородственному или религиозному

    признаку, а на основе территориальной и, обычно, этнической общности людей.

    3. Суверенитет, т.е. верховная власть на определенной территории. В

    любом современном обществе имеется множество властей: семейная,

    производственная, партийная и т.д. Но высшей властью, решения которой

    обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, обладает

    государство. Лишь ему принадлежит право на издание законов и норм,

    обязательных для всего населения.

    4. Монополия на легальное применение силы, физического принуждения.

    Диапазон государственного принуждения простирается от ограничения свободы

    до физического уничтожения человека. Возможность лишить граждан высших

    ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую

    действенность государственной власти. Для выполнения функций принуждения у

    государства имеются специальные средства (оружие, тюрьмы и т.д.), а также

    органы - армия, полиция, службы безопасности, суд, прокуратура.

    5. Право на взимание налогов и сборов с населения. Налоги необходимы

    для содержания многочисленных служащих и для материального обеспечения

    государственной политики: оборонной, экономической, социальной и т.д.

    6. Обязательность членства в государстве. В отличие, например, от такой

    политической организации, как партия, пребывание в которой добровольно и не

    обязательно для населения, государственное гражданство человек получает с

    момента рождения.

    7. Претензия на представительство общества как целого и защиту общих

    интересов и общего блага. Ни одна другая организация, кроме разве что

    тоталитарных партий-государств, не претендует на представительство и защиту

    всех граждан и не обладает для этого необходимыми средствами.

    Причины возникновения государства

    Государство появляется в результате разложения родо-племенного строя,

    постепенного обособления от общества вождей и их приближенных и

    сосредоточения у них управленческих функций, ресурсов власти и социальных

    привилегий под воздействием ряда факторов, важнейшие из которых:

    . развитие общественного разделения труда, выделение управленческого

    труда в целях повышения его эффективности в специальную отрасль и

    образование для этого специального органа - государства;

    . возникновение в ходе развития производства частной собственности,

    классов и эксплуатации (марксизм).

    . демографические факторы, изменения в воспроизводстве самого

    человеческого рода.

    . психологические (рациональные и эмоциональные) факторы.

    Исторические рубежи в развитии государства

    Традиционные государства возникли и существовали преимущественно

    стихийно, на основе обычаев и норм, уходящих корнями в глубокую древность.

    Они имели институционально не ограниченную власть над подданными, отрицали

    равноправие всех людей, не признавали личность как источник государственной

    власти. Типичным воплощением такого государства являлись монархии.

    Конституционное государство является объектом сознательного

    человеческого формирования, управления и регулирования. Оно не стремится

    охватить своим регулятивным воздействием все проявления жизнедеятельности

    человека - его экономическую, культурную, религиозную и политическую

    активность и ограничивается лишь выполнением функций, делегированных

    гражданами и не нарушающих свободу личности.

    Конституция

    Сам термин «конституция» в науке употребляется в двух значениях. Первое

    из них, часто обозначаемое термином «реальная конституция», восходит к

    Аристотелю, который в своей знаменитой «Политике» трактовал конституцию как

    «определенный порядок для жителей одного государства». Иными словами,

    реальная конституция - это государственный строй, устойчивая модель

    государственной деятельности, определяемая тем или иным ценностно-

    нормативным кодексом.

    Во втором, наиболее распространенном значении термин «конституция» -

    это свод законов, юридический или нормативный акт. Она представляет собой

    систему зафиксированных в специальном документе (или нескольких документах)

    относительно стабильных правил (законов), которые определяют основания,

    цели и устройство государства, принципы его организации и функционирования,

    способы политического воле-образования и принятия решений, а также

    положение личности в государстве.

    Конституции, как правило, состоят из двух важнейших частей. В первой

    определяются нормы взаимоотношений граждан и государства, права личности,

    утверждается правовое равенство всех граждан; во второй части описываются

    характер государства (республика, монархия, федерация и т.п.), статус

    различных властей, правила взаимоотношения парламента, президента,

    правительства и суда, а также структура и порядок функционирования органов

    управления.

    Первые конституции были приняты в 1789 г. в США (в 1791 г. Билль о

    правах) и во Франции (в 1789 г. «Декларация прав человека и гражданина» и в

    1791 г. конституция), хотя ряд правовых документов, фактически носящих

    характер конституционных актов, появился еще раньше - в 1215, 1628, 1679,

    1689 гг. в Англии. В современном мире лишь несколько государств

    (Великобритания, Израиль, Саудовская Аравия, Бутан и Оман) не имеют

    конституционных сводов законов.

    Наличие демократической конституции - показатель подлинной

    конституционности государства лишь в том случае, если она реально воплощена

    в государственной организации и неукоснительно исполняется органами власти,

    учреждениями и гражданами. Завершенность процесса формирования

    конституционного государства, закрепление принципа ограничения его

    компетенции с помощью специальных институтов и законов, исходящих от

    народа, характеризует понятие «правовое государство».

    Правовое социальное государство

    Понятие правового государства

    Правовое государство - реальное воплощение идей и принципов

    конституционализма. В его основе лежит стремление оградить человека от

    государственного террора, насилия над совестью, мелочной опеки со стороны

    органов власти, гарантировать индивидуальную свободу и основополагающие

    права личности. Это государство, ограниченное в своих действих правом,

    защищающим свободу, безопасность и достоинство личности и подчиняющим

    власть воле суверенного народа.

    Гражданское общество

    Появление правовой государственности было обусловлено развитием самого

    общества и стало возможным в результате вызревания гражданского общества.

    Сам термин «гражданское общество» употребляется как в широком, так и в

    узком значениях. В широком смысле гражданское общество включает всю

    непосредственно не охватываемую государством, его структурами часть

    общества, т.е. все то, до чего «не доходят руки» государства. Гражданское

    общество имеет сложную структуру, включает хозяйственные, экономические,

    семейно-родственные, этнические, религиозные и правовые отношения, мораль,

    а также не опосредованные государством политические отношения между

    индивидами как первичными субъектами власти, партиями, группами интересов и

    т.д. В гражданском обществе в отличие от государственных структур

    преобладают не вертикальные (подчиненности), а горизонтальные связи -

    отношения конкуренции и солидарности между юридически свободными и

    равноправными партнерами.

    Отличительные черты правового государства

    Обобщая опыт возникновения и развития различных правовых государств,

    можно выделить их следующие общие признаки: 1) наличие развитого

    гражданского общества; 2) ограничение сферы деятельности правового

    государства охраной прав и свобод личности, общественного порядка,

    созданием благоприятных правовых условий для хозяйственной деятельности; 3)

    мировоззренческий индивидуализм, ответственность каждого за собственное

    благополучие; 4) правовое равенство всех граждан, приоритет прав человека

    над законами государства; 5) всеобщность права, его распространение на всех

    граждан, все организации и учреждения, в том числе органы государственной

    власти; 6) суверенитет народа, конституционно-правовая регламентация

    государственного суверенитета. Это означает, что именно народ является

    конечным источником власти, государственный же суверенитет носит

    представительный характер; 7) разделение законодательной, исполнительной и

    судебной властей государства, что не исключает единства их действий на

    основе процедур, предусмотренных конституцией, а также определенного

    верховенства законодательной власти, не нарушающие конституцию решения

    которой обязательны для всех; 8) приоритет в государственном регулировании

    гражданских отношений метода запрета над методом дозволения. Это означает,

    что в правовом государстве по отношению к гражданам действует принцип:

    «Разрешено все то, что не запрещено законом». Метод же дозволения

    применяется здесь лишь по отношению к самому государству, которое обязано

    действовать в пределах дозволенного - формально зафиксированных полномочий;

    9) свобода и права других людей как единственный ограничитель свободы

    индивида. Правовое государство не создает абсолютной свободы личности.

    Свобода каждого кончается там, где нарушается свобода других.

    Социальное государство

    Социальное государство - это государство, стремящееся к обеспечению

    каждому гражданину достойных условий существования, социальной

    защищенности, соучастия в управлении производством, а в идеале примерно

    одинаковых жизненных шансов, возможностей для самореализации личности в

    обществе. Деятельность такого государства направлена на всеобщее благо,

    утверждение в обществе социальной справедливости. Оно сглаживает

    имущественное и иное социальное неравенство, помогает слабым и

    обездоленным, заботится о предоставлении каждому работы или иного источника

    существования, о сохранении мира в обществе, формировании благоприятной для

    человека жизненной среды.

    Деятельность современного социального государства многогранна. Это

    перераспределение национального дохода в пользу менее обеспеченных слоев

    населения, политика занятости и охраны прав работника на предприятии,

    социальное страхование, поддержка семьи и материнства, забота о

    безработных, престаре лых, молодежи, развитие доступного для всех

    образования, здравоохранения, культуры и т.д.

    Соотношение социального и правового принципов

    Социальное государство осуществляет свои цели и принципы в форме

    правовой государственности, однако идет значительно дальше по пути

    гуманизации общества - стремится расширить права личности и наполнить

    правовые нормы более справедливым содержанием. Между правовым и социальным

    принципами государственного устройства есть как единство, так и

    противоречия. Их единство состоит в том, что оба они призваны обеспечивать

    благо индивида: первый - физическую безопасность граждан по отношению к

    власти и друг к другу, индивидуальную свободу и основополагающие, главным

    образом гражданские и политические права личности с помощью установления

    четких границ государственного вмешательства и гарантий против деспотии,

    второй - социальную безопасность, материальные условия свободы и достойного

    существования каждого человека. Противоречия же между ними проявляются в

    том, что правовое государство по своему замыслу не должно вмешиваться в

    вопросы распределения общественного богатства, обеспечения материального и

    культурного благосостояния граждан, социальное же государство

    непосредственно занимается этим, хотя и стремится не подрывать такие основы

    рыночного хозяйства, как частная собственность, конкуренция,

    предприимчивость, индивидуальная ответственность и т.п., не порождать

    массовое социальное иждивенчество. В отличие от социализма советского типа,

    который пытался установить благополучие всех с помощью уравнительного

    распределения благ, социальное государство ориентируется на обеспечение

    каждому достойных условий жизни в первую очередь в результате повышения

    эффективности производства, индивидуальной ответственности и активности.

    Тенденции развития государства

    В развитии современных государств наблюдаются две тенденции. Первая из

    них - деэтатистская - состоит в активизации гражданского общества, его

    контроля над государством, расширении влияния на него политических партий и

    групп интересов, децентрализации ряда функций государства, усилении в

    деятельности некоторых его органов самоуправленческих начал. Вторая

    тенденция - этатистская - проявляется в повышении роли государства как

    регулятивного и интеграционного инструмента общества. Современное

    государство активно вмешивается в экономические, социальные и

    информационные процессы, с помощью налогов, инвестиционной, кредитной и

    иной политики стимулирует развитие производства, устраняет диспропорции в

    народном хозяйстве. Все более важное место в его деятельности занимает

    разработка стратегии и планирование общественного развития.

    Устройство современного государства

    Формы правления

    Строение государства традиционно характеризуется через формы правления

    и формы территориального (государственного) устройства. В них воплощается

    организация верховной власти, структура и порядок взаимоотношений высших

    государственных органов, должностных лиц и граждан. Формы правления делятся

    по способу организации власти, ее формальному источнику на монархии и

    республики.

    Монархия

    В монархии формальным источником власти является одно лицо. Глава

    государства получает свой пост по наследству, независимо от избирателей или

    представительных органов власти.

    Существует несколько разновидностей монархической формы правления:

    абсолютная монархия (Саудовская Аравия, Катар, Оман) - всевластие главы

    государства; конституционная монархия - государство, в котором полномочия

    монарха ограничены конституцией. Конституционная монархия делится на

    дуалистическую (Иордания, Кувейт, Марокко), в которой монарх наделен

    преимущественно исполнительной властью и лишь частично - законодательной, и

    парламентскую, здесь монарх, хотя и считается главой государства, но

    фактически обладает представительскими функциями и лишь частично

    исполнительскими, а иногда имеет также право вето на решения парламента,

    которым практически не пользуется. Подавляющее большинство современных

    демократических монархий - парламентские монархии. Правительство

    формируется в них парламентским большинством и подотчетно не монарху, а

    парламенту.

    Монархия была господствующей формой правления на протяжении

    тысячелетий. В специфической форме она сохраняется и сегодня почти в трети

    стран мира (например в Великобритании, Швеции, Дании, Испании).

    Парламентская республика

    Главной отличительной чертой парламентской республики является

    образование правительства на парламентской основе (обычно парламентским

    большинством) и его формальная ответственность перед парламентом. Он

    осуществляет по отношению к правительству ряд функций: формирует и

    поддерживает его; издает законы, принимаемые правительством к исполнению;

    вотирует (утверждает) государственный бюджет и тем самым уста навливает

    финансовые рамки деятельности правительства; осуществляет контроль над

    правительством и в случае необходимости может выразить ему вотум недоверия,

    что влечет за собой либо отставку правительства, либо роспуск парламента и

    проведение досрочных выборов; критикует правительственную политику,

    представляет альтернативные варианты правительственных решений и всего

    политического курса.

    Правительство обладает исполнительной властью, а нередко и

    законодательной инициативой, а также правом ходатайства перед президентом о

    роспуске парламента. (Такие ходатайства президент обычно удовлетворяет.) В

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.