Политологический анализ Армении
вопрос о важности развития народного хозяйства и культурного строительства
Армении. В состав вновь избранного Центрисполкома входили 150 членов и 70
кандидатов. Были избраны 82 делегата на V Закавказский и 15 на V Всесоюзный
съезды Советов.
Состоялись три сессии Центрисполкома данного созыва Советов.
В феврале 1931 г. был созван очередной VII съезд Советов республики при
участии 476 депутатов с правом решающего голоса.
Съезд по традиции заслушал отчетные доклады правительств Закавказской
федерации и Армении, а также рассмотрел следующие вопросы повестки дня: о
социалистической реконструкции сельского хозяйства, а также о всеобщем
обязательном обучении и ликвидации неграмотности. Съезд внес изменения в
Конституцию республики, которые касалась нового административно-
хозяйственного деления ССРА, деятельности различных народных комиссариатов.
На Съезде был избран Центрисполком в составе 236 членов и 91 кандидата в
члены, а также делегаты на VI Закавказский и VI Всесоюзный съезды Советов.
Центрисполком седьмого созыва в течение 4 лет созвал всего три сессии,
две из которых занимались вопросами выборов.
Предпоследний VIII съезд Советов состоялся в январе 1935 г. при участии
453 делегатов с правом решающего голоса. Был заслушан отчетный доклад
правительства ССРА и рассмотрены доклады Наркомзема о состоянии
животноводства, доклад Наркомпроса о культурном строительстве.. Были
внесены изменения в Конституцию республики, избран новый состав
Центрисполкома и делегаты на VII Закавказский и VII Всесоюзный съезды
Советов.
Последний IX съезд Советов был чрезвычайным и проходил с перерывами - в
ноябре 1936 г. и марте 1937 г.. Съезд рассмотрел итоги всенародного
обсуждения проекта новой Конституции ССРА, а 23 марта 1937 г. утвердил
новую Конституцию. Съезд принял постановление (на основе новой Конституции
ССРА) о ликвидации Закавказской Федерации и зафиксировал право и факт
непосредственного вхождения Армянской ССР в состав СССР.
По новой Конституции были внесены изменения в систему управления страны.
Высшим органом власти стал Верховный Совет.
Выборы в Верховный Совет Армянской ССР первого созыва состоялись 12 июня
1938 г. (было избрано 256 депутатов), а первая сессия вновь избранного
Верховного Совета первого созыва - в июле 1938 г.. Сессия избрала постоянно
действующие комиссии, Президиум Верховного Совета и было сформировано
правительство.
Этот созыв Верховного Совета стал самым продолжительным, он действовал
до 1947 г. и имел девять сессий. Весьмая сессия, состоявшаяся в марте 1944
г., приняла постановление об образовании Народного комиссариата по военным
делам (союзный) и Народного комиссариата иностранных дел (союзно-
республиканский) Армянской ССР.
Все съезды и сессии Советов Армянской ССР проходили в столице - Ереване.
Девятого февраля 1947 г. состоялись выборы в Верховный Совет Армянской
ССР второго созыва.
Согласно сообщению Центральной избирательной комиссии из общего числа
713240 людей, имеющих право голоса, в выборах участвовали 713164 человека,
что составляет 99,99 поцента от общего числа охваченных списками
избирателей. Из избранных 269 депутатов 203 были коммунисты, 75 - женщины.
Депутатами Верховного Совета Армянской ССР были избраны И.Сталин и
В.Молотов, которые за свою жизнь так и не побывали в Армении, ученый Виктор
Амбарцумян, поэт Аветик Исаакян, генерал Иван Баграмян. 28 марта того же
года в Ереване открывается первая сессия Верховного Совета, которая
избирает Председателя Верховного Совета, Мандатную комиссию, постоянные
комиссии, Председателя и членов Президиума, формирует правительство,
избирает Верховный Суд Армянской ССР. Сессия длится 2 дня.
10-11 июля 1947 г. состоялась вторая сессия Верховного Совета Армянской
ССР, на которой были утверждены государственный бюджет республики на 1947
г. и отчет об исполнении государственного бюджета за 1946 г, внесены
изменения и дополнения в Конституцию Армянской ССР, исходя из изменений,
имевших место в Конституции СССР.
Третья сессия Верховного Совета состоялась 22-23 марта 1948 г.,
четвертая - в 1949 г., пятая - 6-7 июля 1950 г., на которых утверждались
государственные бюджеты на данный год и указы Президиума Верховного Совета.
25 февраля 1951 г. состоялись выборы в Верховный Совет Армянской ССР.
Общее число избирателей составило 786263 человек, из которых в выборах
приняли участие 99,99 процента избирателей. Было избрано 289 депутатов, в
их числе Сталин, Молотов, Маленков, Берия и Микоян.
30-31 марта 1951 г. проходила первая сессия Верховного Совета, 6-7
апреля 1952 г. - вторая, с 31 августа по 1 сентября - третья, 1-2 апреля
1954 г. - четвертая, 3-4 июня 1954 г. - пятая, которые утверждают
государственные бюджеты на данный год и указы Президиума Верховного Совета.
6 марта 1955 г. состоялись выборы в Верховный Совет Армянской ССР
четвертого созыва. Как на предыдущих выборах, так и в этот раз в выборах
приняли участие 99,99 процента избирателей. Из 300 избранных депутатов 209
- члены КПСС, 40 - рабочие, 67 - колхозники, 91 - женщины.
В отличие от предыдущих созывов Верховного Совета, этот созыв собирался
на две сессии, и кроме утверждения государственного бюджета рассматривал
вопросы, касающиеся экономики, природы, культуры республики.
5-6 апреля 1955 г. проходила первая сессия Верховного Совета, 23-24
января 1956 г. - вторая, 25-26 июля 1956 г. - третья, 15-16 марта 1957 г. -
четвертая, 6-7 июня 1957 г. - пятая, 29-30 января 1958 г. - шестая, 13-14
мая 1958 г. - седьмая, 19-20 января 1959 г. - восьмая.
15 марта 1959 г. состоялись выборы в Верховный Совет Армянской ССР
пятого созыва.
Число избирателей Армянской ССР впервые превысило миллионную отметку и
составило 1.045.394 человека. Как обычно в выборах приняло участие 99,99
процента избирателей.
Из 300 избранных депутатов 97 - женщины, 204 - члены КПСС, 134 - рабочие
и колхозники.
В 1959-1962 гг. было созвано 9 сессий Верховного Совета.
17 марта 1963 г. состоялись выборы в Верховный Совет Армянской СССР
шестого созыва.
Состав депутатов по партийной, социальной принадлежности и соотношению
мужчин и женщин остался неизменным. Из 300 избранных депутатов 96 были
женщины, 204 - члены КПСС, 133 - рабочие и колхозники.
В 1963-1966 гг. было созвано 9 сессий Верховного Совета.
19 марта 1967 г. состоялись выборы в Верховный Совет Армянской ССР
седьмого созыва. В этот раз число участвующих в выборах несколько снизилось
и составило 99,96 процента, число недействительных бюллетеней составило 3.
Из 310 депутатов 101 были женщины, столько же беспартийные, 139 -
рабочие и колхозники.
В 1967-1970 гг. было созвано 8 сессий Верховного Совета.
13 июня 1971 г. состоялись выборы в Верховный Совет Армянской ССР
восьмого созыва. В выборах приняло участие 99,99 процента избирателей. В
числе 310 избранных депутатов 103 или 33,9 процента составляли женщины, 105
или 33,2 процента - беспартийные, 149 или 48,1 процента - рабочие и
колхозники.
15 июня 1975 г. состоялись выборы в Верховный Совет Армянской ССР
девятого созыва. Количественный и качественный состав избранных депутатов
остался неизменным.
14 апреля 1978 г. внеочередная седьмая сессия Верховного Совета
Армянской ССР принимает новую Конституцию Армянской ССР, по которой срок
полномочий Верховного Совета Армянской ССР с 4 лет увеличивается до 5 лет,
а количество депутатов доводится до 340.
24 февраля 1980 г. и 26 февраля 1985 г. были созваны десятая и
единнадцатая сессии Верховного Совета Армянской ССР. Число избирателей
достигло пости двух миллионов. Как всегда, в сообщении Центральной
избирательной комиссии число участвующих в выборах было указано 99,99
процента.
Вследствие начавшегося в 1988 г. Карабахского движения Верховный Совет
начинеют созывать внеочередные сессии, где рассматриваются нетрадиционные
вопросы. В 1989 г. в состав Верховного Совета избираются первые
представители оппозиционных сил.
20 мая 1990 г. состоялись выборы в Верховный Совет Армянской ССР
двенадцатого созыва, которые впервые проходили на принципе многопартийности
и за депутатское место вели борьбу разные партии, в основном представители
КПА и АОД.
20 июля 1990 г. открылась первая сессия Верховного Совета Армянской ССР,
которая приняла Декларацию о независимости.
Председателями Центрисполкома ССРА были Саргис Амбарцумян (1922-1925
гг.), Арташес Каринян (1925-1928 гг.), Саргис Касьян (1928-1931 гг.), Армен
Ананян (1931-1933 гг.), Серго Мартикян (1933-1936 гг.), Геворг Анесоглян
(1936-1937 гг.).
Председателями Верховного Совета Армянской ССР были Хачик Акопджанян
(1938-1943 гг.), Агаси Саргсян (1943-1944 гг.), Симак Саакян (1944-1961
гг.), Эдуард Топчян (1961-1971 гг.), Рубен Парсамян (1971-1972 гг.), Арцрун
Гаспарян (1972-1975 гг.), Сергей Амбарцумян (1975-1980 гг.), Самсон Тоноян
(1980-1990 гг.), Левон Тер-Петросян (1990-1991 гг.), Бабкен Араркцян (1991-
1995 гг.).
Председателями Президиума Верховного Совета Армянской ССР были Мацак
Папян (1938-1954 гг.), Шмавон Арушанян (1954-1963 гг.), Нагуш Арутюнян
(1963-1975 гг.), Бабкен Саркисов (1975-1985 гг.), Грант Восканян (1985-1990
гг.).
Деятельность Верховного Совета (парламента)
Республики Армения в 1991-1996 гг.
В мае 1990 г. состоялись выборы в Верховный Совет Армении. В основном
предвыборная борьба проходила между Коммунистической партией и основной
оппозиционной силой - Армянским Общенациональным движением (АОД). Симпатии
народа были на стороне оппозиции, под руководством которой он поднялся на
освободительную борьбу. Однако по ряду объективных и субъективных причин
большинство депутатов были избраны от коммунистов. Невзирая на это в
августе 1990 г. Председателем Верховного Совета был избран председатель АОД
Левон Тер-Петросян. Это стало важнейшим завоеванием народа, вставшего на
освободительную борьбу, которым фактически завершился период единовластия
армянской компартии.
23 августа 1990 г. первая сессия Верховного Совета Армении приняла Закон
"Декларация о независимости Армении", по которой была упразднена Армянская
Советская Социалистическая Республика и провозглашена полноправная
независимая Республика Армения. "Республика Армения, - указано здесь, -
суверенное государство, наделенное верховенством государственной власти,
независимостью, полноправием. На всей территории Республики Армения
действуют только Конституция и законы Республики Армения". Это - начало
процесса независимой государственности, которая впоследствии была
закреплена новыми законами и постановлениями. По постановлению Верховного
Совета Республики Армения 21 сентября 1991 г. был проведен Референдум о
выходе из состава СССР и установлении независимой государственности. 94,99%
граждан, обладающих избирательным правом в республике, ответили на это
вопрос утвердительно. Спустя два дня Верховный Совет Армении провозгласил
Республику независимым, самостоятельным государством. Это была Третья
республика Армении, рожденная в весьма сложных и тяжелых условиях. Вновь
утвержденные власти республики наряду с государственным строительством были
вынуждены приложить большие усилия для оказания помощи освободительной
борьбе Арцаха, размещение сотен тысяч изгнанных беженцев, ликвидацию
последствий разрушительного декабрьского землетрясения 1988 г.
Исходя из Декларации о независимости Верховный Совет Армении
разрабатывал мероприятия по переходу к рыночным условиям в соответствии с
изменяющимися общественными и экономическими отношениями. В сентябре 1990
г. Верховный Совет принял Закон "О государственной собственности Республики
Армения", по которому имущество всех государственных предприятий и
учреждений, находящееся на территории республики, устанавливается как
собственность Республики Армения.
Важное значение в деле создания условий, необходимых для формирования
рыночных отношений и развития различных форм собственности, имел Закон "Об
основах приватизации в Республике Армения", принятый в феврале 1991 г..
Обосновывая насущное требование претворения в жизнь приватизации в новых
условиях, отмечается, что все предприятия областей промышленности и
обслуживания должны постепенно приватизироваться и должны быть созданы
условия для конкурентного развития. Учитывая тяжелое социальное положение
населения, по этому Закону намечается начать процесс приватизации с
аграрной сферы. В последних числах января 1991 г. Верховный Совет принял
Закон "О крестьянских и коллективных крестьянских хозяйствах", по которому
устанавливаются основные принципы организации индивидуальных и коллективных
крестьянских хозяйств. В плане претворения этого Закона в жизнь в 1991-92
гг. на территории республики были упраздены колхозы и совхозы и образованы
320 тысяч индивидуальных крестьянских и коллективных крестьянских хозяйств.
К сожалению, государственные органы после этого решительного шага сочли
свою основную функцию завершенной и не разработали никаких мероприятий для
обеспечения жизнедеятельности крестьянских хозяйств. Оставшись наедине с
собой, крестьянин не смог поднять продуктивность хозяйства. Село попало в
очень тяжелое положение. Только в 1995-96 гг. Верховный Совет разработал
ряд мероприятий по оказанию кредитной и материальной помощи крестьянству.
Новообразованная республика получила тяжелое наследство также и в
области промышленности. Еще в 1989 г. по требованию оппозиции были закрыты
Алавердский горнометаллургический комбинат, Кироваканский химический завод,
Научно-производственное объединение "Наирит", а после распада СССР
прекратили работу и другие предприятия промышленности, которые были лишены
сырья и энергии. Вследствие блокады осложнилась также реализация продукции.
Все это имело тяжелые социальные последствия.
После провозглашения Верховным Советом промышленных предприятий
государственной собственностью не было принято необходимых мер для
сохранения их имущества и большая часть была расхищена бывшими и нынешними
элементами и ловкими бизнесменами. В августе 1992 г. Верховный Совет принял
Закон "О приватизации и разгосударствлении государственных предприятий и
объектов незавершенного строительства", который впоследствии регулярно
дополнялся новыми постановлениями. Эти постановления в основном были
претворены в жизнь после 1993 г.. В 1994 г. в приватизации участвовали 286
предприятий Министерства промышленности, 147 предприятий Министерства
легкой промышленности. В 1995 г. началась приватизация крупных и средних
промышленных предприятий. Только в 1994-95 гг. в республике было
приватизировано около 800 предприятий. Несомненно, здесь были допущены
грубые ошибки, которые негативно отразились на формировании новых
экономических отношений.
В июне 1993 г. сессия Верховного Совета приняла закон о приватизации
жилищного фонда, по которому жильцам были безвозмездно переданы занимаемые
ими квартиры. Этот процесс продолжался несколько лет.
В целях сохранения независимости и безопасности республики в конце 1991
г. было создано Министерство обороны, а в 1998 г. был организован Штаб
Армии и образованы соответствующие управления. Министерство объединило и
возглавило деятельность всех бойцов-освободителей, занимаясь их
необходимыми объединениями. В 1993 г. указом Президента Республики была
организована Армянская национальная регулярная Армия. Уже в 1994 г.
Армянская Армия достигла статуса закрепленного международными документами.
Была проделана большая работа по формированию военно-промышленного
комплекса. Из года в год приобретая опыт и боевое мастерство, Армянская
Армия стала защитницей независимой государственности.
Верховный Совет Армении с самого начала проводил политику установления
дружественных отношений со всеми и особенно соседними странами.
В 1991 г. Республику Армения признали США, Россия, Канада и другие
страны. С марта 1992 г. Армения является полноправным членом ООН. Верховный
Совет периодически обращался к вопросам установления дипломатических и
экономических отношений с разными странами и создавал необходимое правовое
поле для их развития. Верховный Совет провел значительную работу по
улучшению отношений со странами СНГ и развертыванию единой экономической
деятельности.
Верховный Совет новой независимой Республики Армения развернул весьма
широкую деятельность, направленную на укрепление нового статуса
общественных демократических отношений в обществе. Еще в ноябре 1990 г.
Верховный Совет принял постановление о деполитизации государственных
предприятий, учебных заведений, по которому фактически ликвидировалась
однопартийная система и открывалось широкое поле деятельности для
общественно-политических организаций.
В феврале 1991 г. Верховный Совет принял Закон "Об общественно-
политических организациях", создав необходимые условия для формирования
многопартийной системы. В сжатые сроки в Армении начали свою деятельность
десятки партий и общественных организаций. Рядом с традиционными партиями
оказалось множество новых партий и объединений, которые издают свои газеты
и способствуют повышению общественного самосознания населения.
Верховный Совет Армении до заключения в 1994 г. перемирия с
Страницы: 1, 2, 3
|