Политическая система общества (WinWord, HTML)
аристократия ( власть в руках немногих “лучших” ), полития ( власть
большинства из средних в имущественном отношении людей ).
“Неправильные” формы государства - те, при которых стоящие у власти люди
действуют в собственных интересах, не заботясь о благе общества. К
“неправильным” формам относятся: тирания (власть в руках тирана ),олигархия
( у власти имущее меньшинство ) и демократия ( контроль общества
(большинства ) над властью)).
Демократия понималась как форма государства, в котором власть
принадлежит всем или большинству свободных граждан, подчиняющихся закону.
Такое представление о демократии сохранялось вплоть до конца 1868
года, а со времен Великой
французской революции понятие демократии стало применяться не к формам,
а к принципам политического устройства государства. Выделяют два основных
демократических принципа: свобода и равенство.
Одна из достаточно простых, широко распространенных, классификаций
политических режимов - деление их на тоталитарные, авторитарные и
демократические. Типология политических режимов:
а) демократический политический режим;
б) либеральный политический режим;
в) авторитарный политический режим;
г) тоталитарный политический режим.
Политика
Политика - сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными
группами, ядром которой является проблема завоевания ,удержания и
использования государственной власти.
Любая проблема приобретает политический характер, если ее решение
связано с классовыми интересами, проблемой власти. Политика обладает
большой степенью самостоятельности и оказывает сильное влияние на экономику
и др. сферы общества.
Политическая деятельность - одна из форм общественной деятельности. Но
это особая, специфическая сфера деятельности. Она представляет собой
совокупность действий общественных групп и отдельных лиц, а так же партий
по реализации своих политических интересов и прежде всего по поводу
завоевания, использования и удержания власти.
Формы политической деятельности внутри политических партий различны:
Споры, диспуты, широкий обмен мнениями как в аудитории, так и в средствах
массовой информации; Цель диалога - выяснения точек зрения, достижения
согласия по обсуждаемым вопросам, а главное - осуществление согласованных
действий.
Политическая деятельность, как любая другая, разделяется на
теоретическую и практическую.
Для теоретической деятельности характерны такие виды: познавательная,
прогностическая, ценностно-ориентировачная.
Для практической деятельности: обширный спектр видов, зависящий от
конкретной сферы политической жизни, где осуществляются политические
действия: это внешняя политика и международные отношения, выработка и
реализация внутренней политики государства, участие в жизни партий, военная
политика и т.д.
Политика и право
Правовой статус личности определяется всей совокупностью прав человека и
гражданина , отраженных в нормах всех отраслей действующего права .
Основы правового статуса личности охватывают конституционно
закрепленные права и свободы . Понятие же основных прав и свобод человека и
гражданина можно сформулировать следующим образом : Конституционные
(основные) права и свободы, принадлежащие ему от рождения (в надлежащих
случаях в силу его гражданства), защищаемые государством , составляющие
ядро правового статуса личности:
Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод
не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав
и свобод человека и гражданина . Об этом говорится в ст.55 ч.2 Конституции
Р.Ф. Глава 2 Конституции Р.Ф., посвященная правам и свободам человека и
гражданина , включает 48 статей (с 17 по 64).
Впервые научную классификацию данных правомочий осуществила М.П.Карева
, приняв за основу важнейшие сферы деятельности человека . Ее
классификация включала следующие составляющие : а) социально-экономические
права ; б) равноправие граждан ; в) демократические свободы. В дальнейшем
государственно-правовая наука , используя классификационные основы ,
предложенные М.П.Каревой , выработала систему основных прав и свобод , куда
вошли :
1)социально-экономические права и свободы граждан ;
2) политические права и свободы граждан ;
3) личные права и свободы граждан.
Наиболее подробно данная проблема исследуется Л.Д.Воеводиным. Автор
удачно совместил наименование элементов системы конституционных прав и
обязанностей с основанием приведенной классификации. Ученый выделил
следующие группы основных прав , свобод и обязанностей :
1) права и обязанности граждан в сфере социально-экономической и
культурной жизни ;
2) права и обязанности граждан в сфере государственной и общественно-
политической жизни ;
3) права и обязанности граждан в сфере индивидуальной свободы.
Однако систему основных прав и свобод характеризует не только их
группировка , но и те приоритеты , которых придерживается Конституция в их
последовательном расположении .
Административное право
Управление обществом, обеспечение общественной дисциплины и правопорядка
осуществляется с помощь активных способов целенаправленного воздействия на
сознание и поведение людей, в качестве этих способов выступают и такие
методы государственной и общественной деятельности, как убеждение и
принуждение. Убеждение и принуждение, как методы государственного
управления, явления социальные, так как они находят свое проявление в
содержании связей между участниками конкретных общественных отношений.
“Принуждение существует во всяком человеческом общежитии и является
необходимым элементом всякой социальной организации. В доклассовом обществе
оно базировалось на авторитете старейшин, вождей племен и т.п., в классовом
обществе - на власти государства. Следовательно, принуждение теснейшим
образом связано с государственной властью и определяет качество этой
власти”.
Решающая роль в борьбе с правонарушениями принадлежит государству. Оно
имеет специальный аппарат принуждения. Правовые нормы определяют, за что
государственные органы могут применять метод принуждения «(основания
принуждения), виды и размеры принудительных средств (санкций) и порядок их
применения.» Государственное принуждение, «опосредствуясь в праве,
выступает в форме правового принуждения и, как правило, выражается в
конкретных мерах принудительного характера, применяемых уполномоченными на
то органами государства (должностными лицами) в связи с неисполнением
правовых норм.» В праве выделяют 4 вида мер юридического (правового)
принуждения:
Дисциплинарное, Материальное (гражданско-правовое), Уголовное,
Административное.
Административное принуждение является особой, самостоятельной
разновидностью правового принуждения. «Административное принуждение играет
важную роль в охране правопорядка, включает в себя большое число средств
пресечения (задержание граждан, запрещение эксплуатации механизмов и т.д.),
использование прекращает антиобщественные действия, предотвращает
наступление общественно вредных последствий.» Применение административного
принуждения обусловлено: во-первых, необходимостью в установленных законом
случаях наказать правонарушителей, во-вторых, необходимостью пресекать и, в-
третьих, предупреждать правонарушения. «Административное правонарушение
(проступок) - негативное социально-правовое явление, поскольку на носит
вред охраняемым нормам административного права... общественным и личным
интересам (благам). В силу этого общество (государство) вынуждено вести
борьбу с ними посредством установления соответствующих правовых запретов.»
Поэтому целью применения мер административного принуждения является «защита
охраняемых правом общественных отношений.»
Меры административного принуждения могут применяться как при наличии,
так и при отсутствии правонарушений (на пример, при чрезвычайных
обстоятельствах, при необходимости предупредить совершение правонарушения).
В литературе высказывается и иное мнение. Так, Д.Н. Бахрах считает, что
«административное принуждение - это особый вид государственного
принуждения, состоящий в применении субъектами функциональной власти,
установленных нормами административного права принудительных мер в связи с
административными правонарушениями». Д.Н. Бахрах отмечает, что «всякую
принудительную меру следует рассматривать как дозволено в виде исключения
нарушения неприкосновенности личности и ее прав. ... Мерой принуждения
может быть только индивидуальный акт, имеющий конкретного адресата.»
«Административное принуждение применяется только к правонарушителям в
случаях и в порядке, указанном в законе». Он указывает, что «как и вообще
все средства государственного принуждения, административные меры
применяются в связи с правонарушениями. Но они применяются в связи с
наличием особого основания - административного проступка. Поскольку
проступки менее вредны чем преступления той меры административного
принуждения в общем менее суровы, чем уголовное наказание.»
Севрюгин В.Е. отмечает, что “административное принуждение является
разновидностью юридического (правового) принуждения и состоит в применении
уполномоченными на то административно-юрисдикционными органами
(должностными лицами), народными судами (судьями) установленных нормами
административного права принудительных мер воздействия к правонарушителями
в связи с неисполнением правовых предписаний.” Административное принуждение
имеет свои индивидуальные особенности. Севрюгин В.Е. Выделяет следующие
характерные черты административного принуждения:
“1. Основанием применения мер административного принуждения является
административный проступок, а в случаях, прямо предусмотренных
законодательством, - преступление, не представляющее большой общественной
опасности.
2. Меры административного принуждения применяются к лицам и органам, в
отношении которых субъект административной власти не является вышестоящим в
порядке подчиненности и не обладает по отношению к ним административной
властью.
3. Субъект административной власти и нарушитель не являются членами
одного коллектива и последний непосредственно не подчинен по службе тем,
кто применяет к нему меры административного принуждения.
4. Административное принуждение осуществляется органами государственного
управления и только в некоторых специальных случаях народными судами
(судьями), органами общественных организаций (товарищеские суды,
технические и правовые инспекторы профсоюзов и т.п.), но в порядке,
установленном номами административного права.
5. Являются результатом реализации государственно-властных полномочий и
состоит в понуждении к исполнению гражданами и должностными лицами
установленных правовыми нормами юридических обязанностей.
6. Применяется для прекращения противоправных действий, наказания
нарушителей в административном порядке, обеспечения общественной
безопасности и установленного правопорядка.
7. Осуществляется в рамках административно процессуальных норм.
8. Способствует профилактике преступлений.
9. Осуществляется на строго правовой основе.”
Как уже отмечалось, правом применения административно-принудительных мер
пользуются не все, а только специально уполномоченные органы
государственного управления. Это облегчает контроль и надзор за применением
мер принуждения. Произвольное присвоение правомочий по применению
административного принуждения является грубым нарушением законности.
Меры административного принуждения имеют профилактическую
направленность, являются средством предупреждения преступности, так как
применяются к лицам не имеющим устоявшихся антиобщественных установок,
совершающим малозначительные отклонения от правовых предписаний. Именно это
и обуславливает множественность и многочисленность применяющихся различными
субъектами право применения административно-правовых средств воздействия.
Административное принуждение - широкое понятие, формы его конкретного
выражения очень разнообразны, что обуславливается разнообразием задач
органов государственного управления и условий, в которых они действуют.
Административное принуждение служит целям обеспечения государственной
дисциплины, законности и правопорядка.
Меры административного взыскания представляют собой вид юридической
(административной) ответственности, применяется за совершение определенных
правонарушений. «Административное взыскание является мерой ответственности
и применяется в целях воспитания лица, совершившего административное
правонарушение, в духе ... общежития, а также предупреждения новых
правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.»*
Административное взыскание занимает особое место в системе мер
административного принуждения. Их особенность состоит в следующем:
«- они носят ярко выраженный санкционый характер, чем отличаются от
других видов мер административного принуждения, которые этим качеством не
обладают;
• воспитательное воздействие от их применения наиболее высоко,
поскольку достигается простым, быстрым и наглядным способом;
• взыскания могут применять не только органы государственного
управления, но и другие субъекты правоприменения;
• все административные взыскания налагаются на основе специального
индивидуального акта управления - постановления или решения;
• наложение административных взысканий осуществляется уполномоченными
на то органами милиции в определенном процессуальном порядке, при котором
учитывается характер совершенного правонарушения, личность нарушителя,
степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и
отягчающие ответственность;
• являются эффективным средством реализации института ответственность
(под которой понимается обязанность гражданина или должностного лица дать
отчет о своем неправомерном поведении в сфере государственного управления и
понести наказание в виде административного взыскания.»
«Под системой административных взысканий понимается перечень различных
по степени тяжести и правовым последствиям видов наказаний.»
В настоящее время применяются следующие административно-наказательные
средства:
« 1. Меры морального воздействия. Они связаны с малозначительными
проступками, совершенными обычно людьми случайно и не имеющими каких-либо
стойких антиобщественных установок. К ним относятся предупреждение и
общественное порицание.
2. Меры личностного воздействия. Они состоят в ограничении субъективных
прав и вложении на нарушителя определенных претерпеваний.»
В соответствии со ст. 24 КоАП РФ выделяют следующие виды
административных взысканий:
• предупреждение (ст. 26);
• штраф (ст. 27);
• возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или
непосредственным объектом административного правонарушения (ст. 28);
• конфискация предмета, явившегося орудием совершения или
непосредственным объектом административного правонарушения (ст. 29);
• лишение специального права, предоставленному данному гражданину
(права управления транспортными средствами, права охоты (ст. 30);
• исправительные работы (ст. 31);
• административный арест (ст. 32);
• выдворение из пределов РФ иностранных граждан и лиц без гражданства
за совершение административных правонарушений (ст. ).
Итак, административное взыскание - это «мера наказания, применяемая
уполномоченными на-то государственными органами (должностными лицами), а
предусмотренных законом случаях - народными судами ( народными судьями), а
также общественными организациями и их законными представителями к лицам,
виновным в совершении административного проступка.»
Правовое государство
Правовое государство - термин, появившийся у нас в стране достаточно
недавно. В этом нет ничего удивительного т.к. смысл его в том, что
государство должно подчиняться праву, что фактически означает преобладание
общечеловеческих ценностей над классовыми. А в государстве «победившего
пролетариата» создатели, основатели и идеологи которого определяли право
как явление вторичное по отношению к государству, как возведенную в закон
волю господствующего класса - пролетариата подавлять сопротивление
буржуазии, об этом не могло быть и речи. После победы революции, полагали
Маркс, Энгельс, Ленин право, как типичный продукт буржуазного общества,
будет постепенно отмирать. Концепция диктатуры пролетариата предполагала
неограниченное законом и опирающееся на насилие господство пролетариата над
буржуазией.
Однако уже в первые послеоктябрьские дни и недели Ленин стал говорить о
необходимости соблюдения законности. Другое дело, что это была уже так
называемая социалистическая законность, которая, якобы, воплощала в себе
волю рабочего класса, всех трудящихся, всего народа, а фактически выражала
интересы партийно-государственного руководства. Сложившаяся общественно-
экономическая и политическая ситуация в стране привела руководство к
необходимости создания определенных правовых гарантий для граждан в их
взаимоотношениях между собой и с органами власти и управления с целью
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|