МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Особенности политического процесса в России на современном этапе

    активности приходиться на время выборов, после чего политическая жизнь как

    бы затихает, а осуществление контрольных функций за управляющими

    рутинизируется.

    Циклы государственного управления может задавать деятельность правящих

    партий. К примеру, в бывшем СССР очередные съезды КПСС, определяя

    исторические задачи, рубежи пятилеток, обуславливали ритм деятельности всех

    институтов власти на внутри- и внешнеполитической арене. В то же время

    сегодня- в период реформации общественных отношений- решающее влияние на

    ритмы функционирования государственных учреждений; способы политического

    участия населения оказывают уже не решения высших органов управления, а

    отдельные политические события, изменяющие расстановку и соотношение

    политических сил. Аналогичный «рваный» ритм задавали политическому процессу

    военные перевороты в ряде афро-азиатских стран, менявшие как

    институциональные структуры управления, так и условия включения населения в

    политическую жизнь.

    В конечном счете все частные политические процессы объединены одной и

    той же потребностью их субъектов повлиять на принимаемые государственной

    властью политические решения. Поэтому главная задача всех участников

    различных по значению политических процессов состоит в том, чтобы включить

    свои интересы и требования в принимаемые институтами государственной власти

    управленческие решения.

    Институты государственной власти являются важнейшим инструментом учета

    групповых требований и выработки общеколлективных целей политического

    развития (политической воли общества). Таким образом, в их деятельности все

    частные политические процессы выражают тот или иной аспект выработки,

    принятия и осуществления управленческих решений. От деятельности

    государственных институтов зависит степень централизации власти и

    распределения полномочий между группами, участвующими в выработке целей

    политического развития. Используя свою устойчивость и мобильность,

    институты государственной власти способны поддерживать даже те нормы и цели

    (а следовательно, и связанные с ними частные политические процессы),

    которые не отвечают интересам основной части общества, расходятся с

    политическими традициями социума и противоречат гражданскому менталитету.

    С точки зрения системных качеств организации политической власти

    различаются две основные разновидности политических процессов:

    демократические, где сочетаются различные формы прямого и представительного

    народовластия, и недемократические, внутреннее содержание которых

    определяется наличием тоталитарных или авторитарных режимов; деятельностью

    соответствующих политических партий и общественных организаций и лидеров,

    существованием авторитарной политической культуры и менталитета граждан.

    Целесообразно выделять основные этапы формирования и развития

    политического процесса.

    Его началом можно рассматривать этап выработки и представления

    политических интересов групп и граждан институтам, принимающим политические

    решения.

    Далее выделяется этап принятия политических решений, в которых и

    концентрируется межгрупповая, государственная и коллективная политическая

    воля.

    Третий этап политического процесса – реализация политических решений,

    воплощения волевых устремлений институтов власти, различных субъектов

    политики.

    С точки зрения устойчивости основных форм взаимосвязи социальных и

    политических структур, определенности функций и взаимоотношений субъектов

    власти можно выделять стабильные и нестабильные политические процессы.

    Стабильный политический процесс характеризуется устойчивыми формами

    политической мобилизации и поведения граждан, а так же функционально

    отработанными механизмами приятия политических решений. Такой процесс

    основывается на легитимном режиме правления, соответствующей социальной

    структуре, высокой эффективности господствующих в обществе правовых и

    культурных норм.

    Нестабильный политический процесс обычно возникает в условиях кризиса

    власти. К этому может привести осложнение международных отношений, спад

    материального производства, социальные конфликты. Неспособность режима

    отреагировать на новые потребности общества или его основных групп

    адекватным образом и вызывает нестабильность политического процесса.

    В целом, как и сама политика, имеющая свою объективную логику,

    независимую от предначертаний тех или иных лиц или партий, политические

    процессы так же в значительной мере носят объективированный относительно

    базовых основ характер. Степень этой объективации зависит и от ряда

    социальных факторов, в том числе от уровня развития демократии,

    политической культуры масс, социально-классовой структуры населения,

    существующих традиций.

    Современный политический процесс характеризуется рядом общих задач,

    которые проявляют себя неодинаково в различных исторических условиях и

    странах, а также на тех или иных стадиях деятельности его собственных

    субъектов.

    Внутренне ему присущи переплетения и взаимосвязи революционных и

    реформаторских начал; сознательных, упорядоченных и стихийных, спонтанных

    действий масс; восходящих и нисходящих тенденций развития.

    По мере усложнения и демократизации общества видоизменяются структуры,

    механизмы, формы, средства и методы осуществления политики. В этой сфере по

    сравнению с прошлым более активно проявляют себя представительные

    социальные слои и движения, в том числе партии, профсоюзы, армия,

    студенчество и молодежь, национальные организации, концессии, группы

    поддержки и давления, творческие союзы. Характерны диалектически

    противоречивые тенденции развития: преемственность и новизна, необратимость

    и незавершенность, поступательность и неповторимость, направленность и

    непредсказуемость, стабильность и изменчивость.

    Одновременно на политический процесс внутри отдельных стран оказывают

    значительное воздействие внешний фактор, мирополитические и

    мирохозяйственные отношения и связи, вся совокупность экономических,

    политических, военно-стратегических и других реалий международного

    характера. В этом проявляют себя усиливающиеся интеграционные процессы,

    интернационализация экономической и социальной жизни, взаимосвязь и

    взаимозависимость развивающихся в мире политизированных движений,

    складывающаяся общность коренных интересов и целей народов и государств.

    Развитие процесса демонстрирует все возрастающую роль политики в

    качестве мощного орудия общественных сил, системообразующего звена всех

    социальных движений, а также самого существенного элементов политики-

    политическая власть.

    §3 Режимы протекания политического процесса.

    С изменением форм, методов и функций, осуществляемых институтами

    государственного управления, изменяются базовые и периферийные политические

    процессы. Чаще всего различают три режима их протекания. Первый – это режим

    функционирования, не выводящей политическую систему за рамки сложившихся

    взаимоотношений граждан и институтов государственной власти. В этом случае

    политические процессы отражают простое воспроизводство структурами власти

    рутинных, повторяющихся изо дня в день отношений между элитой и

    электоратом, политическими партиями, органами местного самоуправления и

    т.д. Традиции и преемственность в развитии связей участников политических

    процессов обладают при этом неоспоримым приоритетом перед любыми

    инновациями.

    Второй режим протекания политических процессов – это режим развития. В

    этом случае структуры и механизмы власти выводят политику государства на

    уровень, который позволят адекватно отвечать на новые социальные

    требования населения, вызовы времени. Такой характер политических изменений

    означает, что институты государственной власти, правящие круги нащупали

    цели и методы управления, соответствующие происходящим изменениям в

    социальной структуре, меняющемуся соотношению сил внутри страны и на

    международной арене. Политическое развитие сопровождается интенсивным

    взаимодействием макро- и микрофакторов власти, ведущим к повышению

    соответствия политической системы другим сферам общественной жизни,

    нарастанию сложности ее строения, повышению способности применять гибкие

    стратегии и технологии властвования с учетом разнообразных интересов групп

    и граждан.

    И, наконец, третьей разновидностью режима существования политических

    процессов является режим упадка, распада политической целостности. В данном

    случае политические изменения (в способах артикулирования интересов, отбора

    элит, принятия решений) имеет негативный характер по отношению к нормам и

    условиям целостного существования политической системы. Энтропия и

    центробежные тенденции преобладают здесь над интеграцией, атомизация

    политических субъектов и распад режима правления носят необратимый

    характер. В результате принимаемые режимом решения утрачивают способность

    управлять и регулировать социальные отношения, а сам режим теряет

    стабильность и легитимность.

    Таким образом, мы рассмотрели понятие и структуру политического

    процесса, выделили режимы его протекания. Политический процесс- сложное

    многофакторное понятие, имеющее различные формы и режимы протекания. Анализ

    процессов в политике- сложное и неоднозначное дело, требующее от

    исследователя полифоничности своих взглядов, толерантности и, самое

    главное, готовности к политическому согласию, консенсусу.

    Иначе, анализ процессов может перейти к субъективной оценке с точки

    зрения «левых» или «правых». А этого профессиональный политолог должен

    избегать.

    Глава 2. Особенности политического процесса в современной России

    в переходый период от тоталитаризма к демократии

    к демократии.

    На политическом пространстве современной России развивается множество

    политических процессов. Для нас наибольший интерес представляет развитие

    общего политического процесса, приведшее к существенным изменениям и в

    форме правления, и в содержании политического режима. Другими словами, речь

    идет о коренных изменениях в политической системе страны.

    Известно, что по форме правления СССР был республикой, то есть

    формально источником власти в стране был народ, который избирал на

    определенный срок органы государственной власти. Однако особенность данной

    формы правления заключалась в том, что все ветви власти концентрировались в

    Советах.

    Практически разделения властей не было. Вторая особенность

    республиканской формы правления в СССР заключалась в руководящей роли КПСС.

    Все важнейшие решения в стране принимались ее высшим руководством.

    Современный политический процесс в россии высокими темпами перевел в

    новое состояние ее политическую систему. Это коснулось и формы правления, и

    политического режима. Начнем с формы правления. Современная Россия, как это

    подчеркивается в Конституции страны (статья 1)1, является республикой.

    Однако, нынешняя республиканская форма весьма существенно отличается по

    содержанию от республиканского СССР. Общий политический процесс в стране

    наполнил ее единственным ей содержанием. Республиканская форма правления в

    современной России обрела сущностные характеристики: разделение властей,

    политический плюрализм, свободные выборы как путь формирования высшей

    государственной власти.

    Вместе с тем, российская республиканская форма правления сохраняет

    ряд черт советской государственности: государство стремится остаться в роли

    главного распределителя средств, продолжать контролировать различные

    стороны жизни общества, сохраняется в определенной мере номенклатурный

    принцип подбора руководящих кадров, отсутствует подлинная независимость

    судов от государственной власти. Таким образом, нет оснований говорить о

    том, что для России характерна завершенная респубиканская форма

    государственного правления, отвечающая всем основным критериям.

    Тоже самое можно сказать о состоянии государственного устройства

    России в части национально-территориального ее деления. В этом отношении

    общий политический процесс, развиваясь, породил много сложностей.

    Современное федеративное устройство Российского государства – одна из них.

    В России среди субъектов федерации сейчас есть как национально-

    государственные образования (в их числе республики, автономные области,

    автономные округа), так и административно-территориальные единицы (края,

    области, города). Всего их – 89. Это больше, чем в какой-либо другой

    стране. Возможности субъктов Российской Федерации и в плане природных

    ресурсов, и в масштабах промышленного производства существенно различаются.

    Поэтому их позиции в вопросе разграничения полномочий между Центром и

    субъектами Федерации не могут быть одинаковыми.

    Развитие общего политического процесса в России и смены форм

    политического режима также отличается серьезными подвижками. Установившийся

    режим не отвечает «чистому» типу ни одного из основных политических

    режимов. Общий политический процесс «вывел» его из тоталитарной формы,

    направил в сторону демократии, но еще далеко не ввел в эту форму в ее

    совершенном виде. Нынешний политический режим в России характеризуется как

    переходный от тоталитаризма к демократии.

    Таким образом, можно сделать вывод: развитие политического процесса в

    современной России привело к созданию переходного типа в государстве,

    устремленного к демократии.

    §1 Характеристика политического участия.

    В каждом государственно организованном обществе складывается та или

    иная вовлеченность граждан в политику. Однако сама идея необходимости

    участия людей в политической жизни понимается учеными по-разному. Так,

    многие последователи руссоистских, марксистских и ряда иных традиций в

    политической мысли настаивают на необходимости практически стопроцентного

    участия граждан в политической жизни. Например, Ленин неоднократно говорил

    о неизбежности при социализме «прямого, обеспеченного законами участия

    всех граждан в управлении государством»1. Некоторые теоретики т.н. новых

    левых (Л. Гудмен, Т. Хейден, Ф. Фонон) также убеждены в недостаточности

    участия граждан в «символической» политике (т.е. голосовании) и требуют

    обязательного вовлечения населения в процесс принятия решений. В

    значительной мере подобного рода идеи представлены и в современных теориях

    партисипаторной демократии.

    В то же время теоретические (и идеологические) оппоненты данной точки

    зрения полагают, что «единственными средствами участия, доступными для

    граждан, являются голосование на выборах и дискуссии». Еще более пятидесяти

    лет назад американский ученый Липманн высказал мысль, что ожидать от

    среднего американца интереса к делам государства, значит предполагать у

    него едва ли не патологическую потребность в политических знаниях и

    действиях

    Проблема участия, которое подразумевает не только политическое

    участие граждан в жизни страны, но и другие деятельностные аспекты,

    рассматривается как одна из важнейших характеристик современного общества.

    В основе этого понятия лежит представление, согласно которому без широкого

    участия, соответственно, обеспечение шансов для участия граждан в принятии

    решений невозможно достижение общественного согласия, более того,

    самопроизводство гражданского общества.

    Как показали результаты исследований последних лет, так и результаты

    лично мною проведенного исследования1, население в большинстве своем не

    потеряло вкуса и интереса к политике.

    На фоне сравнительно высокого вербального интереса к политике явным

    диссонансом выглядит уровень непосредственной вовлеченности населения в

    реальный политический процесс. То есть реальное состояние политического

    участия населения сегодня характеризуется явным противоречием между

    достаточно высоким уровнем эмоциональной включенности и очень низким

    уровнем инструментальной активности, не считая периодов участия граждан в

    разного рода выборных компаниях.

    Что побуждает человека к политическому участию? Этот вопрос давно

    интересует политологов. Именно политическая практика, реальные политические

    процессы поставили на повестку дня проблему овладения психологическими

    знаниями о человеке. Все ведущие политические партии заинтересованы в

    надежных средствах воздействия на поведение граждан. Постоянной заботой

    политиков является мотивация участия граждан в официальной политике.

    Политическое участие населения во многом определяется его

    политической активностью и информированностью. Так, на вопрос «имеет ли

    место политическая жизнь в вашем городе (районе)?» 45 % опрошенных

    респондентов ответили, что «да, имеет, в виде предвыборной агитации», 13 %

    опрошенных считают, что политическая жизнь вообще не имеет места. И лишь 9

    % считают, что у нас постоянно действуют политические партии и общественные

    организации. Аналогичный процент респондентов полагает, что политическая

    жизнь имеет место в виде политических скандалов (например, по поводу

    коррупции, злоупотреблений или «грязных» избирательных технологий).

    На сегодняшинй день данное убеждение среди населения имеет весомую

    основу. Так как недовольство большинства населения вплотную подошло к

    пределам, за которыми обычно начинается паралич структур власти. Может

    поэтому сегодня стоит остро проблема абсентеизма. Для большей части

    населения характерно безразличное, равнодушное отношение к политике, к

    критической жизни вообще, характерно уклонение от участия в ней.

    По данным опроса лишь только 6 % из числа опрошенных респондентов

    лично принимают участие в политической деятельности. Соответственно 94 %

    респондентов не принимают участие в политической деятельности вообще. Во

    многом это объясняется тем, что в делах страны ничего не зависит от

    простого народа, народ потерял веру в себя и в свои силы, народ просто

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.