Основные задачи, принципы и направления внешней политики Республики Казахстан
направленность на укрепление стабильности и безопасности как в
региональном, так и в глобальном контексте. Стремлением Казахстана
способствовать укреплению международной безопасности и стабильности
обусловлен сбалансированный и реалистический подход нашего государства к
мировым политическим проблемам. Позиция нашей Республики при голосовании по
наиболее острым и чувствительным вопросам повестки дня Генассамблеи
признается и получает в целом позитивную оценку на этом международном
форуме. Важнейшим событием года явилась Конференция участников Договора о
нераспространении ядерного оружия по рассмотрению и продлению действия
Договора, которая прошла в Нью-Йорке. Этот Договор, участниками которого
являются 175 государств, на протяжении 25 лет был самым широко признанным
инструментом контроля над вооружениями. Казахстан в декабре 1993 года
ратифицировал Договор о нераспространении ядерного оружия в качестве
неядерного государства. Это было позитивно оценено мировым сообществом как
практический вклад нашей страны в дело укрепления международного мира и
безопасности. За первые годы своей независимости Казахстан, благодаря
внешнеполитическому курсу его руководства, приобрел на международной арене
позитивный имидж, располагает существенными потенциальными возможностями
для гармоничной интеграции в мировое сообщество. Поэтому, как бы ни было
трудно, необходимо с самого начала строить дипломатическую деятельность,
ориентируясь на общепризнанные в этом деле нормы. Следует четко определяя
приоритеты, обеспечивать активное участие Республики в работе ключевых
форумов многосторонней дипломатии. Принимая активное участие в работе ООН,
Казахстан имеет реальную возможность активно участвовать в выработке
решений по многим международным вопросам в первую очередь тем, которые
входят в сферу жизненно важных интересов Республики. При этом, безусловно,
членство в ООН должно давать Казахстану политическую, экономическую и иную
отдачу, способствовать прогрессивному развитию нашего государства -
укреплению национальной безопасности.
Жизненно важным интересам Казахстана соответствует дальнейшее
закрепление тенденции к утверждению в отношениях между государствами
основополагающих принципов международного права как средства решения и
регулирования споров и противоречий. В силу особенностей своего
геополитического положения Казахстан придерживается политики
многовекторности, осуществляя курс на развитие сбалансированных отношений
как с европейскими, так и с азиатскими странами.
Что же касается конкретных внешнеполитических приоритетов, то для
Казахстана одной из важнейших целей является интеграция постсоветского
пространства. Этот процесс проходит как в рамках СНГ, так и путем развития
двусторонних связей со странами Содружества. Выдвинутая казахстанским
Президентом идея Евразийского Союза как интеграционного образования с
действенным механизмом выполнения совместных решений нашла широкий отклик в
политических кругах всех стран Содружества и стала катализатором
интеграционных процессов между новыми суверенными государствами.
Формирование Таможенного союза и образование общего экономического
пространства в рамках Центрально-азиатского союза являются наглядным
подтверждением верности выбранного Казахстаном курса.
Идея реинтеграции, политической, научно-культурной, гуманитарной и,
особенно, экономической на территориях бывшего Советского Союза получает
все большее распространение и поддержку. [6]Интегрируясь, идя навстречу
друг другу, страны - участники Содружества Независимых Государств могут
успешно решать те экономические проблемы, которые невозможно решить в
одиночку.
Несмотря на разные подходы по отношению к будущему Содружества,
большинство государств - членов едины во мнении о необходимости его
серьезного совершенствования. Действительно, СНГ, как форма интеграции
постсоветских республики, не решило пока всех политических, экономически и
социальных проблем, стоящих перед странами - членами. Его договоренности
остаются мало кого обязывающими декларациями, созданные структуры подчас
аморфны. В проекте “О формировании Евразийского союза государств”,
Президент РК Н. А. Назарбаев подчеркнул: “... существующая в настоящее
время структура органов СНГ не позволяет реализовать имеющийся
интеграционный потенциал в полном объеме. На это обращает внимание не
только руководители стран Содружества, но и большая часть населения этих
государств”. Поэтому не случайно все большее число политиков склоняются к
необходимости реформирования как Содружества в целом, так и его институтов.
Существует необходимость разработки концепции интеграции на постсоветском
пространстве.
Сегодня ни у кого не возникает вопроса в необходимости экономической
интеграции государств - членов СНГ.
Необходимо подчеркнуть, что именно экономика была и остается
приоритетным направлением в деятельности Содружества. Здесь в первую
очередь основное значение имеют факторы долговременного сотрудничества
взаимозависимости народного хозяйства, сложного переплетения экономических
связей. Нельзя не видеть и то, что через экономическое сотрудничество
страны-участники СНГ укрепляют и политические отношения. Во многом
благодаря Содружеству удалось избежать конфронтации, серьезного обострения
отношений с какой бы то ни было из бывших союзных республик, постепенно
реализовать курс на сближение. К тому же сохранение Содружества снимает
проблемы, решение которых возможно только в условиях объединения
государств. Государства, которые уже сегодня стремятся к более тесному
союзу, имеют возможность сделать это в рамках СНГ. Достаточно в качестве
пример привести объединение в Таможенный союз Беларуси, Казахстана и
России. Казахстан, Кыргызстан и Узбекистан также реализовали такое
намерение, подписав в июле 1994г. Договор о едином экономическом
пространстве.
Президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев неоднократно
подчеркивал, что долгосрочным интересам нашего государства соответствует
глубокая вовлеченность в деятельность СНГ. При этом для обеспечения
стратегических целей Казахстана наша дипломатия поддерживает широкое поле
политического маневра для развития конструктивного партнерства и
взаимовыгодного сотрудничества с другими странами и международными
организациями.
В этой связи представляется, что политика Казахстана в отношении новых
независимых государств должна проводиться параллельно на двух уровнях. Во-
первых, следует развивать связи на двусторонней основе, во-вторых, важно не
снижать активности по превращению СНГ в дееспособное объединение, способное
решать крупные задачи в целях повышения эффективности экономики государств
- участников и совершенствования сотрудничества между ними.
Что касается первой задачи, то за время, прошедшее после обретения
независимости, наработана достаточная правовая база двустороннего
сотрудничества с большинством стран-членов СНГ, определены приоритеты
внешней политики на постсоветском пространстве. Говоря о приоритетах
необходимо отметить важное значение взаимоотношений с Российской
Федерацией. Равноправное и взаимовыгодное партнерство с Россией имеет
стратегический характер и оказывает серьезное влияние на укрепление
взаимовыгодного экономического, оборонного, информационного и гуманитарного
пространства в рамках СНГ. Партнерству, добрососедству и сотрудничеству с
Россией альтернативы не существует. Мы также исходим из фундаментальной
посылки о том, что демократические развитие России является необходимым
условием стабильного и безопасного развития Казахстана. Дружественные
казахстанско-российские отношения - мощный фактор стабилизации ситуации на
огромной части евразийского пространства, весомый вклад в глобальную
стабильность и безопасность. Не стоит обходить такой аспект казахстанско-
российских отношений, как проживание в Казахстане миллионов этнических
русский и возникающие в связи с этим псевдоконфликтные ситуации. Как бы то
ни было, подписанные в Москве в январе 1995 года соглашения в
экономической, гуманитарной, внешнеполитической областях не только
направлены на решение сложившихся вопросов, связанных с выбором
гражданства, но и стали, по признанию ряда политиков, шагом на пути к
образованию общего пространства - в известной степени предтечи Евразийского
союза. Историческая общность, взаимосвязь и взаимозависимость экономики
двух стран составляют основу казахстанско-российских отношений.
[7] Следует исходить также из того, что Россия в настоящий момент и в
перспективе представляет собой наиболее широкий и надежный рынок для
разнообразной казахстанской продукции, и наоборот, источник получения
необходимых для нас товаров и технологий. Стабильное и динамичное развитие
казахстанско-российских связей в новых исторических условиях обеспечивается
серьезной договорно-правовой базой. Основу составляет Договор о дружбе,
сотрудничестве и взаимной помощи между РК и Российской Федерацией от 25 мая
1992г., а также - договоры и соглашения, подписанные в ходе первого
официального визита в Россию Президента Н. А. Назарбаева в марте 1994 г. и
его рабочей встречи с Президентом Б. Н. Ельциным в январе 1995 г. 28 марта
1994 г. был подписан пакет из 22 договоров и соглашений, в том числе 4 на
уровне глав государств.
Прежде всего - это Договор о дальнейшем углублении экономического
сотрудничества и интеграции, Договор о военном сотрудничестве, Соглашение
об основных принципах использования космодрома Байконур и Меморандум по
вопросам гражданства и правового статуса граждан двух стран. 20 января 1995
года президенты Н. А. Назарбаев и Б. Н. Ельцин скрепили своими подписями
Договор между РК и Российской Федерацией о правовом статусе граждан РФ,
постоянно проживающих на территории РК и граждан РК, постоянно проживающих
на территории РФ, а также Соглашение между РФ и РК об упрощенном порядке
приобретения гражданства гражданами РФ, прибывающими для постоянного
проживания в РК и гражданами РК, прибывающими, для постоянного проживания в
РФ. Тогда же в Кремле были подписаны Соглашение между двумя правительствами
о едином порядке регулирования внешнеэкономической деятельности, Протокол о
введении режима свободной торговли без изъятий и ограничений при
объединении таможенных территорий РК и РФ, целый ряд двусторонних
соглашений в области военного сотрудничества, в финансовой сфере и,
наконец, трехстороннее Соглашение о Таможенном союзе между Казахстаном,
Россией и Беларусью.
28 января 1995 года на встрече глав правительств наших государств был
подписан ряд трехсторонних документов, прежде всего Программа действий
правительств РК, РФ и республики Беларусь по реализации договоренностей о
дальнейшем расширении и углублении взаимного сотрудничества,
предусматривающая не только конкретные мероприятия и сроки их реализации по
созданию Таможенного союза, но и дальнейшие меры по гармонизации
законодательства, развитию производств и предпринимательства, а также в
области финансов и платежных отношений между тремя странами. Такие шаги
хорошо согласуются с интеграционными усилиями наших государств в рамках
СНГ. Положено начало созданию Экономического и Платежного союзов, в Москве
начал функционировать Межгосударственный экономический комитет (МЭК),
который является координирующим и исполнительным органом Экономического
союза. Наши страны выработали единый проект Концепции охраны внешних границ
СНГ и согласованную пограничную политику.
Сегодня можно с удовлетворением констатировать, что, несмотря на
известную противоречивость политических и социально-экономических
процессов, протекавших в 1991-1993 годах как в России, так и в Казахстане,
между нашими двумя государствами характер двусторонних отношений неизменно
сохранялся добрососедским и дружественным. Все эти годы продолжалось
последовательное и планомерное наращивание сотрудничества во всех сферах.
Но в нашем двустороннем сотрудничестве ряд вопросов решается трудно. До сих
пор российская сторона не ратифицировала Договор о военном сотрудничестве и
Соглашение о стратегических ядерных силах, временно расположенных на
территории Казахстана, подписанные в марте 1994 г. Не ратифицированы пока и
важные документы по гражданству. Вместе с тем, в России положительно
оценивается активная поддержка Казахстаном проекта Концепции охраны внешних
границ СНГ и согласованная пограничная политика с Россией. В интересах
стимулирования двустороннего товарообмена подписано казахстанско-российское
Соглашение о единстве управления Таможенными службами.
Президент Н. А. Назарбаев на совещании по вопросам внешней политики,
состоявшейся в феврале 1995 г., подводя итоги внешнеполитической
деятельности за 3 года, отметил, что сложился международный имидж нашей
Республики как серьезного и надежного партнера, заложены необходимые
предпосылки для интегрирования Казахстана в мирохозяйственные связи. В
наступившем новом этапе развития внешних связей, подчеркнул Президент, вся
наша политика должна быть подчинена интересам динамичного экономического и
культурного развития внешних связей. В наступившем новом этапе развития
внешних связей, подчеркнул Президент, вся наша политика должна быть
подчинена интересам динамичного экономического и культурного развития
Казахстана, привязке внешнеэкономического курса к собственным реалиям.
Президент нацелил внешнюю политику Республики на формирование и поддержание
благоприятных условий для успешной реализации стратегии становления и
развития Казахстана как суверенного государства. В этой связи превращение
Казахстана в полноправного субъекта международного права создало совершенно
новую ситуацию в функционировании массового сознания не только в самой
нашей Республике, но и в странах - соседях. Сейчас Казахстан и Россия -
суверенные и независимые государства. Время как бы определило новую точку
отсчета в их государственном строительстве. И тот факт, что граждане
Казахстана имеют свою страну - реальность. Думается, определенные
шероховатости в двусторонних отношениях с Россией как бы вытекают не только
из объективных различий в подходах, диктуемых не вполне идентично звучащими
национально-государственными интересами двух стран, но и из определенной
противоречивости посылок в определении для себя приоритетов на
международной арене в условиях незавершенного формирования
внешнеполитических доктрин. Нет сомнений в истинности, глубокой жизненности
устремлений народов к дружбе и согласию, их понимании того, что у России и
Казахстана - общая судьба. Переживаемый нами исторический период поставил
перед обществом сложные вопросы, подверг каждого из нас серьезным
испытаниям. Народы Казахстана и России, стоящие плечом к плечу на пороге
новой эпохи, вместе, с честью преодолеют имеющиеся проблемы и войдут в 21
век, преисполненные осознанием величия стоящих перед ними задач.
[8] Нельзя не отметить отношения Казахстана с ближайшими соседями
Кыргызстаном и Узбекистаном. Важность наших связей, помимо укрепления
двустороннего сотрудничества, определяется необходимость придания
эффективности союзу трех государств, который, на мой взгляд, имеет большое
будущее. В 1992 году по инициативе нашего Президента была заложена основа
созданию союза Центрально-азиатских стран. Появилась прекрасная эмблема
такого будущего Союза - могучая чинара с глубокими корнями и мощными
ветвями, символизирующими единые корни и общность целей становления и
развития родственных государств. Лидерами Казахстана, Кыргызстана и
Узбекистана были подписаны документы о создании межгосударственного совета,
единого экономического пространства трех стран. Созданы единый
исполнительный орган, советы отраслевых министров и руководителей ведомств.
Принят Меморандум о сотрудничестве в области миграции. Начал
функционировать Центрально-азиатский банк развития, положено начало
согласованным действиям в межгосударственных отношениях и на мировой арене.
Президенты трех стран приняли решение о поддержке инициативы Президента Н.
Назарбаев о созыве совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии
(СВМДА), инициативы президенты И. Каримова о совещании - семинаре в
Ташкенте. Если затронуть более ранние взаимоотношения этих государств, то
можно сказать еще в 1990 г. по инициативе Казахстана, в Алматы впервые
встретились руководители республик Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана,
Таджикистана, Туркменистана и подписали Соглашение об экономическом, научно-
техническом и культурном сотрудничестве. На состоявшейся в январе 1993 г. в
Ташкенте на встрече глав государств Центральной Азии были приняты решения
по дальнейшему углублению взаимного сотрудничества. Реализации
интеграционных возможностей региона способствуют двусторонние договора и
соглашения между государствами Центрально-азиатских государств.
Во время визита Президента РК Н. А. Назарбаева в республику Узбекистан
10-12 января 1994 года обе стороны договорились в дальнейших шагах по
развитию казахстанско-узбекистанских отношений. В целях дальнейшего
Страницы: 1, 2, 3, 4
|