Общественная культура и партийные системы
Общественная культура и партийные системы
Реферат
На Тему:
Общественная культура
И
Партийные системы
Омск 2004
Содержание:
I
1. Культура в общественной системе.
Культура как объект социального познан
2. Основные элементы культуры.
Понятия и виды субкультур.
Взаимодействие культуры и экономики.
Социальные функции культуры.
II
1. Политические партии и партийные системы.
2. природа партий и их типология.
Партия как разновидность политических сил
Отличительные признаки партии
Причины возникновения партий и их природа
Типология партий.
Фукции партий.
3. Партийные системы.
Критерии типологии партийных систем.
Типология партий и партийных систем по количественному критерию.
Типология партий и партийных систем по качественному критерию.
4. Партийная система в России.
Особенности партийной системы: природа и функции.
Тенденции развития партийной системы России.
Литература
I
Культура в общественной системе
1)
Культура как объект социального познания.
Термин «культура» латинского происхождения и первоначально означал
возделывание почвы, её обрабатывание. Первоначально под культурой
понимались все изменения в природном объекте, происходящие под воздействием
человека, в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными
причинами. В дальнейшем слово «культура» получило обобщенное значение и им
стали называть все созданное человеком. При таком подходе культура
предстаёт как сотворенная человеком «вторая природа», надстроенная над
первой естественной, природой, как весь созданный человеком мир. Культура
включает в себя результаты материального и духовного производства. Это
общефилософский подход к культуре.
В социологии под культурой в широком смысле этого слова понимают
специфическую, генетически не наследуемую совокупность средств, способов,
форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой1 существования,
которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определённых
структур деятельности и общения. В узком смысле культура трактуется в
социологии как система коллективно разделяемых ценностей, убеждений,
образцов и норм поведения, присущих определенной группе людей. Можно
сказать, что «культура – это коллективное программирование человеческого
разума, которое отличает членов данной группы людей от другой».
Культура формируется как важный механизм человеческого
взаимодействия, помогающий людям жить в своей среде, сохранять единство и
целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами.
Культура рассматривается в социологии как сложное динамичное
образование, имеющие социальную природу и выражающиеся в социальных
отношениях, направленных на создание, усвоение, сохранение и
распространение предметов, идей, ценностных представлений, обеспечивающих
взаимопонимание людей в различных социальных ситуациях. Объектом
социологического исследования являются конкретное распределение
существующих в данном обществе форм и способов освоения, создания и
передачи объектов культуры, устойчивые и изменчивые процессы в культурной
жизни, а также обуславливающие их социальные факторы и механизмы. В этом
контексте социология изучает широко распространенные, устойчивые и
повторяющиеся во времени многообразные формы отношений членов социальных
общностей, групп и общества в целом с природным и социальным окружением,
динамику развития культуры, которая позволяет определить уровень развитие
культуры сообществ и, следовательно, говорить об их культурном прогрессе
или регрессе.
Каждое конкретное сообщество (цивилизация, государство, народность и
т.д.) создаёт на протяжении многих веков свою собственную гигантскую
суперкультуру, которая сопровождает индивида на протяжении всей его жизни и
передаётся из поколения в поколение. В результате в историческом процессе
возникает множество культур. Перед социологами встаёт проблема определить,
существует ли что-то общее в человеческой культуре или, выражаясь научным
языком, существуют ли культурные универсалии. Американский социолог и
этнограф Джорж Мердок выделил более 60 культурных универсалий, свойственных
всем обществам: язык, религию, символы, изготовление орудий труда,
сексуальные ограничения обычай дарить подарки, спорт, нательные украшения и
т.д. Эти универсалии существуют потому, что они удовлетворяют наиболее
важные биологические, психологические и социальные потребности.
Важной проблемой социологии является оценка людьми другой культуры.
Зачастую люди склонны оценивать другие культуры через призму своей
собственной. Такая позиция называется этноцентризмом. Энтноцентризм –
весьма широко распространённое явление. Ярким проявлением этноцентризма
является всякого рода миссионерская деятельность, начиная от попыток
насадить свои верования, свою религию покорённым народам в период
колонизации и кончая современными устремлениями навязать «американский
образ жизни» в Европе, или «или советский образ жизни» в других странах
мира.
Этноцентризму противостоит культурный релятивизм, провозглашающий
абсолютную самобытность любой культуры. В соответствии с этой установкой,
любая культура может быть понята только в её собственном контексте и только
тогда, когда она рассматривается в её целостности. Вывод о том, что не одна
ценность, ни один обычай не могут быть поняты полностью, если их
рассматривать в в отрыве от целого, бесспорно, правилен. Но представляется
не верным делать акцент только на самобытности культуры, не увязывая данную
культуру с другими, не рассматривая культурный процесс как общечеловеческий
процесс, развитие мировой цивилизации в целом.
Здесь перечислены только некоторые важные проблемы социологии
культуры. Строго говоря, проблемы культуры являются одними из важнейших в
социологическом исследовании, и мы их будем постоянно касаться. Сейчас
следует отметить, что основное внимание в социологии уделяется исследованию
культуры как символической, ценностной и нормативной системы, направляющей
и регулирующей деятельностью людей.
2)
Основные элементы культуры.
Понятия и виды субкультур.
Культура в широком смысле слова включает в себя все достижения
человечества, в том числе и материальные: орудия труда, здания, сооружения
и т.д. Социологию интересуют эти элементы в том случае, если она изучает
различные аспекты взаимодействия человека с окружающей средой, то есть
социологические аспекты экологической проблемы. Но всё же главное внимание
в социологии отводится функционированию различных элементов в духовной
культуре. Каковы же эти элементы?
1. Первым, и наиболее важным, элементом является познавательный, знаково-
символический элемент, т.е. знания, сформулированные в определённых
понятиях и представлениях и зафиксированные в языке. Язык- это
объективная форма аккумуляции, хранение и передачи человеческого опыта.
Рассмотрим кратко, что что представляет собой язык как важнейший элемент
культуры. Язык-это система знаков и символов, наделённых определённым
значением. Знаки и символы выступают в процессе общения в качестве
представителей (заместителей) других предметов и используются для
получения, хранения, преобразования и передачи информации о них. Знаки и
символы всегда имеют определённое значение. Люди устраивают это значение
знаков и символов в процессе воспитания и образования. Именно это
позволяет им понимать смысл сказанного и написанного.
2. Вторым, не менее важным, компонентом культуры является ценностно-
познавательная система. Ценность- это свойство того или иного
общественного предмета, явления удовлетворять потребности, желания,
интересы. Ценности формируются в результате осознания социальным
субъектом своих потребностей в соотнесении их с предметами окружающего
мира, т.е. в результате ценностного отношения, реализуемого а акте
оценки. В систему ценностей социального субъекта могут входить различные
ценности:
1) смысложизненные (представления о добре и зле, счастье, цели и смысле
жизни);
2) универсальные:
а) витальные (жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние,
семья, родственники, образование, квалификация, правопорядок и т.д.);
б) общественного признания (трудолюбие, социальное положение и т.д.);
в) межличностного общения (честность, бескорыстие, доброжелательность);
г) демократические (свобода слова, совести, партий, национальный
суверенитет и т.д.);
3) партикулярные:
а) привязанность к малой родине, семье;
б) фетишизмы (вера в Бога, стремление к абсолюту).
Ценностное отношение выступает необходимым компонентом в формировании
ценностной ориентации, деятельности и отношений, которые выражаются в
ценностной установке. Ценностная установка является своеобразной
предваряющей программой деятельности и общения, связанное с возможностью
выбора вариантов деятельности и общения, и представляет собой социально-
детерминированную предрасположенность социального субъекта к заранее
определённому отношению к данному объекту, вещи, человеку, явлению, событию
и т.д. Ценностные установки вырабатываются обществом в процессе общественно-
исторической деятельности и передаются индивидами и последующими
поколениями в процессе социализации: обучения, воспитания и т.д.
Ценностные установки ориентируют человека в социальной деятельности,
направляют и стимулируют его деятельность. Осознание индивидами содержания
ценностных установок образует мотив деятельности. Мотив – это фактор,
ведущий к превращению установок в активную деятельность. Мотив позволяет
социальному субъекту соотносить конкретные ситуации, в которых он
действует, с системой ценностей, которыми он руководствуется в своём
поведении.
Ближайший побудительный мотив человеческой деятельности, определяющий
способ и характер последней, выступает в качестве цели. Цель деятельности,
как идеальный прообраз будущего, формируется на основе интересов
социального субъекта. Она выражает осознание, решимость переделать
окружающий мир, приспособить его к своим потребностям. Поскольку полагание
будущего есть предвосхищение субъектов результатов своей деятельности,
которая протекает во времени, поскольку следует подходить дифференцированно
к процессу целеполагания. На основе более или менее точного определения
времени правомерно говорить о ближайших и дальнейших целях. В целом же по
шкале социального времени цели могут быть рассмотрены как ближайшие,
долгосрочные, перспективные, конечные и т.д. Конечная цель является
самоцелью всей деятельности субъекта, насквозь пронизывает эту деятельность
и сводит все остальные цели к роли средств для собственного достижения. В
достижении конечной цели субъект видит смысл своей деятельности, а иногда и
всей жизни.
Для выделения из многообразия целей конечных употребляется понятие
«идеал». Идеал принадлежит к формам опережающего отражение
действительности. Сама возможность возникновения идеала содержится в
целеполагающей способности человеческого сознания. Отдельный человек,
социальная группа, общество в целом прежде, чем что-то создать,
вырабатывают в своём сознании модель будущего объекта, определённую цель,
достижение которой подчиняют всю свою деятельность. С одной стороны, идеал
можно рассматривать как отражение наиболее существенных и значимых сторон
общественной практики определённых социальных групп, классов, отражение
коренных тенденций, закономерностей и возможностей развития, а с другой –
как главную оценочную категорию, определяющую сознательные стимулы,
доминирующий мотив.
Ценностное отношение обретает своего рода самостоятельное
существование в виде социальной нормы. В определённом смысле социальную
норму следует рассматривать как следствие устойчивой, повторяющейся оценки.
Нормы являются тем средством, определённой ступенью, которая сближает
ценностно-значимое, необходимое, должное с жизнью, с практикой. Социальные
нормы- это исторически обусловленные общественным бытиём требование к
деятельности и отношением индивидов, социальных групп, классов и
общественных институтов, выражающее общественную необходимость организации
деятельности и отношений в соответствии с объективными условиями. В них в
большей мере, чем в ценностях, присутствует приказной момент, требование
поступать определённым образом. Одна из важных особенностей воздействие
социальных норм на деятельность и общественное отношения состоит в том, что
их исполнение и предписание обеспечиваются различными формами принуждения,
начиная от общественного и кончая государственным.
Синтетической формой культуры являются образцы поведения: обряды, обычаи,
традиции. Обряд – это совокупность символических стереотипных коллективных
действий, воплощающих в себе те или иные социальные идеи, представления,
нормы и ценности и вызывающих определённые коллективные чувства. Сила
обряда в его эмоционально-психологическом воздействии на людей. В обряде
происходит не только рациональное усвоение тех или иных норм, ценностей и
идеалов, но и сопереживание их участниками обрядового действия.
Обычай- воспринятая из прошлого форма социальной регуляции деятельности и
отношение людей, которая воспроизводится в определённом обществе или
социальной группе и является причиной для его членов. Обычай состоит в
неуклонном следовании воспринятым из прошлого предписаниям. В роли обычая
могут выступать различные обряды, праздники производственные навыки и т.д.
Традиции- элементы социального и культурного наследия, передающиеся из
поколения в поколения и сохраняющиеся в определённом сообществе, социальной
группе в течении длительного времени. Традиции функционируют во всех
социальных системах и являются необходимым условием их жизнедеятельности.
Пренебрежительное отношение к традициям приводит к нарушению
преемственности в развитии общества и культуры, к утрате ценных достижений
человечества. Слепое же преклонение перед традицией порождает консерватизм
и застой в общественной жизни.
Мы рассмотрели общую характеристику культуры и её основные
элементы, без относительно к тому, как они функционируют в различных
государственно-национальных образованиях, социальных группах и т.д. Можно
сказать, что эти характеристики относятся к культуре как таковой, к
общечеловеческой культуре. Однако культура функционирует в общественных
взаимосвязях на различных уровнях в определённых конкретных формах. Для
отражения этой конкретной формы бытия культуры в социологии используется
понятие субкультуры.
Субкультура - это набор символов, убеждений, ценностей, норм,
образцов поведения отличающих то или иное сообщество или какую либо
социальную группу. Каждое сообщество создаёт свою субкультуру. Субкультура
не отрицает общечеловеческой культуры, но в тоже время она имеет свои
специфические отличия. Эти отличия связанные с особенностями
жизнедеятельности тех или иных сообществ.
Можно выделить национальные, конфессиональные, профессиональные
субкультуры организаций, социальных групп и т.д. Термин «национальная
культура» применяется для определения символов, верований, ценностей, норм
и образцов поведения, которые характеризуют человеческое общество в той или
иной стране, государстве. В государстве, однородном в лигвистическом и
этническом отношении, может быть одна национальная культура. Однако в
большинстве стран земного шара имеется несколько различных национальных
культур. Как правило, в этих странах можно выделить субкультуру большинства
наций и субкультуры нацианальных меньшинств. Примером такого соотношения
культур является Российская Федерация.
Для социалогии важно определить, смешиваются ли эти субкультуры,
сосуществуют и терпимо относятся друг к другу или же имеют место культурные
конфликты. Часто культурные меньшинства прилагают особые усилия, чтобы
сохранить свою самобытность, защитить свои ценности и выжить в среде, где
преобладают культуры большинства населения, которые которые воздействуют на
все остальные культуры и даже подавляют их. От Правильной культурной
политики зависят состояние экономики, социально-политический климат и всё
благосостояние государства.
Другой важнейшей формой является кофессиональная субкультура.
Конфессиональная культура складывается на основе общности вероисповедания,
принадлежности к той или иной церкви. На базе этой общности формируется
общность символов, ценностей, идеалов и образцов поведения. Например, можно
говорить о христианской, мусульманской, буддийской культурах в целом.
Отдельные ветви , направления в мировых религиях создают свои субкультуры:
Например, православную, католическую, протестантскую. В свою очередь, в
этих субкультурах возможны свои субкультуры.
Профессиональноя субкультура образуется на основе общих символов,
ценностей, норм и образцов поведения, разделяемых той или иной
профессиональной группой. Она тесно связана с содержанием работы и ролью,
Страницы: 1, 2
|