НАТО И ГЕОПОЛИТИКА УКРАИНЫ
Другие направления сотрудничества:
изучение возможностей размещения на оборонных предприятиях Украины
заказов государств-членов НАТО и стран-партнеров;
участие предприятий Украины в проектировке и производстве вооружений
в рамках отдельных проектов НАТО;
совместная разработка и производство образцов ОВТ с привлечением
государственных и частных инвестиций государств-членов НАТО;
подготовка программы адаптации национальной системы военных
исследований и разработок, военного производства, поставок и ремонта
военной техники к стандартам НАТО.
6. Сотрудничество в области военной экономики
Направления сотрудничества:
привлечение потенциала НАТО и его государств-членов к участию в
процессах конверсии, реструктуризации и технического переоснащения
предприятий военно-промышленного комплекса Украины.
9. Сотрудничество в области науки к технологий
Цели сотрудничества:
обмен результатами научных исследований в сферах высоких технологий и
компьютеризации.
11. Сотрудничество в сфере телекоммуникационных и информационных
систем
Цель сотрудничества заключается в поддержании процессов
взаимодействия Украины с НАТО с помощью внедрения и использования
возможностей современных систем связи и информационных технологий.
Направления сотрудничества:
разработка и внедрение совместно с НАТО системы информационной
поддержки сотрудничества Украины с НАТО;
создание совместной с НАТО телекоммуникационной системы;
решение комплекса вопросов относительно обеспечения защиты информации
совместных с государствами-членами НАТО и странами-партнерами
информационных систем.
12. Сотрудничество в области стандартизации
Цель сотрудничества заключается в обеспечении такой степени
гармонизации украинских стандартов со стандартами НАТО, который бы позволял
достигнуть необходимого уровня взаимосовместимости при осуществлении
сотрудничества НАТО и Украины в военной сфере, в области вооружений и
некоторых других сферах.
13. Сотрудничество в сфере управления воздушным движением
Цель сотрудничества состоит в достижении взаимосовместимости с НАТО в
организации и управлении воздушным движением.
Механизмы сотрудничества:
министерства и ведомства осуществляют сотрудничество с НАТО путем
подготовки и выполнения соответствующей части ИПП и Рабочего плана
имплементации Хартии, а также установления прямых связей с Директоратом
противовоздушных систем НАТО и, в частности, с Комитетом НАТО по
организации воздушного движения (КОВД).
Направления сотрудничества:
участие в пленарных сессиях КОВД, в заседаниях рабочих групп по
мероприятиям связи и навигации (COMNA), по вопросам авиационной системы
распознавания "свой-чужой" и вторичной радиолокации (IFF/SSR) и других.
14. Сотрудничество в космической области
Направления сотрудничества
совместное использование информации, поступающей с космических
аппаратов Украины и государств-членов НАТО, и обмен информацией с
искусственных спутников Земли;
создание оперативных систем связи для обмена информацией
Национального космического агентства Украины (НКАУ) с соответствующими
структурами НАТО и его государств-членов;
совместное создание на взаимовыгодных условиях комплексов
космического наблюдения;
совместное использование существующей наземной космической
инфраструктуры Украины и государств-членов НАТО;
развитие программно-технических средств обработки данных
аэрокосмической разведки.
15. Информационное обеспечение сотрудничества Украины с НАТО
Цель этого направления деятельности заключается в широком освещении
всех аспектов сотрудничества Украины с НАТО, а также формировании в
украинском обществе непредвзятого отношения к деятельности данной
международной организации.
Механизмы реализации совместных с НАТО проектов информационного
характера:
Министерство информации, другие министерства и центральные органы
исполнительной власти Украины поддерживают тесные контакты с Центром
информации и документации НАТО в Украине (ЦИД) и совместно с ним
обеспечивают реализацию проектов информационного характера, которые
осуществляются НАТО в Украине.
Заключение.
Украина обладает промежуточным, "окраинным" геополитическим
положением между европейской, переднеазиатской, российской геополитическими
суперструктурными платами. В этом - ее постоянная геополитическая
"несамодостаточность", которая во времени отнюдь не исчезает, какими бы
самостийными одеждами ее ни пытались бы прикрыть. Это исторический и
геополитический факт - и в этом нет ничего злокозненного по отношению к
Украине. Удел подобных стран, зон, регионов, таких как Украина - поиск
своего места в мире за счет максимально точного геополитического маневра,
точной оценки собственных целей и возможностей их достижения. И в итоге это
часто выбор "меньшего из зол", ориентация на партнерство с тем, со стороны
кого исходит наименьшая угроза собственному существованию, образу жизни,
системе ценностей.
Исторически сложилось так, что Украина постоянно находилась под
влиянием различных культур, течений, политик, интересов различных
государств; в результате чего сформировались особые этнические и культурные
особенности, свой язык, традиции, но они недостаточны для появления фактора
уникальности, способствующего образованию единой нации, самостоятельного
государства как политической силы.
У Украины нет достаточного опыта для создания своего государства,
кроме того, разноречивая ориентация территорий, их специфика не позволяют
создать государство, по крайней мере, в существующих территориальных
рамках.
Участие в блоке НАТО может привести к серьезному конфликту с Россией
– историческим партнером Украины на политической арене, связанным с
Украиной и мощными хозяйственными связями; это может вызвать не только
внешний, но и внутренний конфликт, так как на территории Украины более 25%
населения составляют русские, а 80% - рускоязычны и имеют родственные и
иные близкие связи с населением РФ.
Возможное членство в блоке НАТО не является усилением
государственного суверенитета, напротив – подобный шаг послужит укреплению
зависимости Украины от другого мощного государства, абсолютно отличного по
своим историко-культурным особенностям от Украины – США; будет
способствовать развитию на территории Украины марионеточного режима,
полностью послушного атлантистским силам.
В интервью словацкой газете "Правда" Президент Украины Леонид Кучма
почти буквально повторил то, что уже говорил на саммите СНГ в Минске,
говоря о возможности вступления Украины в русско-белорусский союз: "Это
невозможно. Свою независимость мы завоевали не для того, чтобы ее
утратить", "мы свой союз выбрали: им является Союз Европейский". Кучма
подчеркнул при этом: Украина хорошо осознает, что этот путь будет не
коротким, а длинным, - но заявил, что "свои стратегические планы мы не
намереваемся менять, включая и строительство действительно европейского
демократического государства". Вместе с тем, Кучма не исключил тесного
сотрудничества с русско-белорусским союзом, ссылаясь на то, что и Европа
тесно сотрудничает с Россией, в частности, через значительные русские
запасы сырья. {11}
Резюме.
Общие сведения. Украина - государство, расположенное в восточной
части Европы. Территория - 603,7 тыс. кв. км. Граничит: на севере - с
Белоруссией, на северо-востоке и востоке - с Российской Федерацией, на
северо-западе - с Польшей, на западе - со Словакией, на юго-западе - с
Молдавией, Венгрией и Румынией, на море - с Россией, Болгарией, Турцией и
Грузией.
Государственное устройство. Украина – республика. Президент Украины
является главой государства и выступает от имени государства. На
президентских выборах 1999 года Президентом Украины был переизбран Леонид
Данилович Кучма.
Высшим органом законодательной власти на Украине является парламент -
Верховная Рада Украины. Председатель Верховной Рады Украины - Плющ Иван
Степанович (избран большинством Рады 1 февраля 2000 г.).
Кабинет Министров Украины является высшим органом в системе органов
исполнительной власти. Премьер-министр Украины - Виктор Андреевич Ющенко (с
22 декабря 1999 года).
Министр иностранных дел - Анатолий Максимович Зленко (вновь назначен
указом Президента от 2 октября 2000 года).
Экономика. Украина обладает богатыми природными ресурсами, мощным
промышленным потенциалом, солидной научно-технической базой.
Структура национального дохода: промышленность - 50%, сельское
хозяйство-26%, строительство-10%, транспорт и связь-6%.
Восточные области страны представляют собой индустриальный регион с
развитым машиностроением и металлургией (на него приходится почти половина
разведанных запасов угля). Центральный регион - житница Украины, здесь
сосредоточена значительная часть запасов нефти. Западная часть страны -
агропромышленный регион со значительным рекреационным потенциалом.
Историко-общественные особенности развития Украины. Современная
Украина представляет собой республику, в состав которой входят 24 области и
автономная республика Крым.
Исторический смысл и судьба Украины отражены уже в ее названии –
«украина» – «находящаяся у края», «пограничная территория». Всю свою
историю Украина (точнее, территории, занимаемые ныне этим государством)
находились под чьим-либо военно-политическим влиянием, протекторатом.
Украина никогда не была независимым государством (исключение – период
государства восточных славян Киевской Руси).
Географически масштаб Украины велик – 603.700 кв.м., что превышает
масштаб многих европейских держав. Несмотря на свою исторически сложившуюся
политическую несамостоятельность, на Украине сейчас активизировались
тенденции политического суверенитета. В современных государственных рамках
сложно рассматривать Украину как государство, имеющее геополитический
смысл: у нее нет ни глобальной мощной, единой для всего государства
культурной идеи, ни этнической исключительности, ни географической
уникальности.
Геополитическое место Украины в мировом раскладе сил. Мировая
политика существует без учета шагов Украины, но с учетом Украины как
территории. Украина - лишь место (сцена действия) для НАТО.
Роль и место Украины в геополитических раскладах США и их европейских
союзников. На самом деле, во внешнеполитических раскладах США и их
европейских союзников основное внимание уделяется, конечно, России. Даже
без отделенных республик, Россия объективно представляет собой мощную силу,
способную противостоять далеко идущим планам по установлению “нового
мирового порядка”. С другой стороны, Россия в союзе с Белоруссией и
Украиной сама способна ставить и решать проблемы мирового масштаба. Вот
почему основной целью США, как мирового лидера, и их европейских союзников
сегодня является недопущение союзнических отношений между братскими
государствами (так сказать, политика “превентивного устранения возможного
конкурента”).
Украина в системе геополитических приоритетов Российской Федерации.
Украина – ключевое звено в формировании внешнеполитической стратегии
российской федерации в отношении стран “ближнего зарубежья”. Особая роль
Украины в формировании иерархии внешнеполитических приоритетов РФ
основывается на понимании следующих моментов, а именно: исходным пунктом
российской государственности является Киевская Русь. Окончательное
размежевание Украины и России ставит под сомнение историческую
преемственность государственной власти в РФ. Без Украины история России не
имеет начала и, следовательно, лишается смысла.
Восстановление адекватных отношений России с Украиной имеет громадное
геополитическое значение. В геополитическом смысле союз Украины с Россией
означает выход России к Черному морю, и далее – на Балканы, к Черноморским
проливам, на Ближний Восток и, в целом, в Азиатский регион. Возрождение
реального союза Украины и России обеспечит усиление позиций РФ в
Средиземноморье, Центральной Европе, в том числе, и в контактах – прежде
всего - с Германией, Восточноевропейскими государствами, затем и – с
Англией, Францией, Скандинавскими странами.
Украина имеет чрезвычайно выгодное транзитное положение. Через ее
территорию проходят важные пути поставок в Западную Европу российских
энергоносителей. Неурегулированность отношений России и Украины заставляет
последнюю искать альтернативные маршруты транзита углеводородов. Отсюда –
оптимизация российско-украинских отношений может стать значимым источником
пополнения государственного бюджета РФ.
Однако, реализации геополитических интересов Российской Федерации
препятствуют следующие основные факторы: внешнеполитическая стратегия
Соединенных Штатов Америки и их европейских союзников, недружественная РФ
позиция киевского руководства (участие Киева в блоке ГУУАМ, имеющем явно
антироссийскую направленность, и факт отсутствия подписи президента Украины
под Уставом СНГ и Договором о коллективной безопасности, и бесконечные
споры российского и украинского внешнеполитических ведомств вокруг
Севастополя, Крыма и Черноморского флота, и дискриминационная политика
деруссификации, проводимая администрацией Кучмы и т.д., и т.п. ).
Внешняя политика Украины. Внешняя политика Украины характеризуется
сбалансированностью, предсказуемостью и взвешенностью. Говоря об основных
направлениях внешней политики Украины следует выделить стратегические
направления:
. европейская интеграция,
. развитие стратегического сотрудничества с Российской Федерацией,
. развитие стратегического сотрудничества с Соединенными Штатами Америки;
. развитие взаимовыгодного сотрудничества с соседними и другими странами.
НАТО и Украина.
Североатлантический альянс (НАТО) был образован в 1949 году
представителями 12 стран: Бельгия, Канада, Дания, Франция, Исландия,
Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Великобритания и
Соединенные Штаты Америки. Греция и Турция присоединились в 1952 году;
Федеративная Республика Германии в 1955; Испания в 1982.
Основным принципом НАТО, как и всех военных союзов, стала статья 5:
"Стороны соглашаются что вооруженная атака против одной или более из них, в
Европе или Северной Америке, будет рассматриваться как атака против их
всех". НАТО разрабатывался в соответствии с 51 статьей устава Организации
Объединенных Наций, которая предусматривала право коллективной самозащиты
региональными организациями. Это обязывало нации, входящие в НАТО, к защите
западной Европы и Севера Атлантики; также договор разрабатывался с целью
углубления политической, экономической и социальной связи между его
членами.
Принципиально важное значение имеют отношения Украины с НАТО, в
частности в сфере миротворческой деятельности, которая осуществляется под
политическим руководством ООН.
Непосредственные отношения между Украиной и НАТО могут иметь
положительный, с точки зрения национальных интересов Украины,
"балансирующий", а при необходимости - и "сдерживающий" эффект на отношения
с РФ.
Вариант вхождения Украины в ближайшее время в Североатлантический
Альянс практически исключен. Поэтому Украине и Западу нужно разработать
стратегический курс, направленный на укрепление независимости Украины и
обеспечение ее развития по западной модели.
Вопрос о вхождении Украины в НАТО неминуемо отражается и на
внутренней политике РФ, Соединенных Штатов и европейских стран; этот вопрос
станет важным фактором в деятельности НАТО, в отношениях между Западом и
РФ.
Отношение Запада к Украине остается неоднозначным. Европейцы до сих
пор не уверены, является ли Украина "настоящим государством", и не склонны
инвестировать значительные средства в дело стабилизации Украины, в
особенности в связи с возрастанием количества экономических проблем в их
собственных странах.
На Западе не существует единого понимания ее места и роли в
европейской системе безопасности после окончания "холодной войны". Украина
не является членом Западноевропейского Союза или Европейского Союза, и, как
считают западные аналитики, едва ли присоединится к ним в ближайшем
будущем, если вообще когда-нибудь присоединится. Вместе с тем Киев
продолжает находиться в значительной экономической зависимости от РФ и
ощущает ее возрастающее давление, для которого она имеет все рычаги - от
политических до экономических, что приводит к ограничению выбора решений
Украиной, в том числе и в сфере безопасности.
Официально Украина продолжает проводить политику нейтралитета.
Украинские государственные деятели не имеют принципиальных возражений
против расширения НАТО. Они поддержали вступление в НАТО Польши, Чехии и
Венгрии, делая ударение на том, что ни одно государство не имеет права
накладывать вето на участие другой в любом военно-политическом союзе.
Вместе с тем они выступили за постепенное, эволюционное расширение и
призывали НАТО принимать во внимание интересы безопасности и других стран,
которые не входят в блок, в частности Украины.
Стратегия Украины остается направленной на то, чтобы выиграть время и
сохранить возможность выбора (в пользу западных приоритетов). Украина не
готова подавать заявление о вступлении в НАТО. Украинские официальные лица
понимают, что такой шаг непременно будет расцениваться РФ как провокация и
приведет к усилению как политического, так и экономического давления на
Украину.
Украинский вопрос должен учитывать и проблему взаимоотношений РФ и
Запада. Именно это является сложным и деликатным моментом как в
переговорном процессе РФ и НАТО, так и в диалоге РФ - США. И если
расширение НАТО будет происходить неосторожно, то это может усложнить
проблемы безопасности Украины и вызвать противодействие со стороны РФ, не
исключая стремления последней ускорить интеграционные процессы в СНГ с
всеми отрицательными следствиями такого развития событий.
Указом президента Украины Л.Кучмы от 4 ноября 1998 года утверждена
Государственная программа сотрудничества Украины с Организацией
североатлантического договора (НАТО) на период до 2001 года. (Это
многостраничный документ, детально определяющий аспекты взаимодействия: от
целей до ответственных исполнителей.) По своей сути эта программа реализует
механизм вступления Украины в НАТО. В программе освящены следующие вопросы:
o Сотрудничество в политической сфере
o Сотрудничество в военном сфере
o Сотрудничество в области вооружений
o Сотрудничество в области военной экономики
o Сотрудничество в области науки к технологий
o Сотрудничество в сфере телекоммуникационных и информационных
систем
o Сотрудничество в области стандартизации
o Сотрудничество в сфере управления воздушным движением
o Сотрудничество в космической области
o Информационное обеспечение сотрудничества Украины с НАТО
Список используемой литературы.
1. Нартов Н.А. Геополитика - М: ЮНИТИ, 2000.
2. Гаджиев К.С. Геополитика – Москва, 1997.
3. Дугин А. Основы геополитики – Москва, 1999.
4. Тихонравов Ю.В. Геополитика – Москва, 1999.
5. Ивашов Л. Россия-НАТО // Международная жизнь №9. 1998.
6. Давыдов Ю.П. Россия и НАТО: «После бала» // США: экономика,
политика, идеология №1, 1998.
7. Дергачев А. Украина в современных геополитических
преобразованиях// Полис №3, 1998.
8. Иванов П., Халоша Б. НАТО и интересы национальной безопасности
России // МэиМО №9, 1997.
9. Згурець С. Союз недовгих надій, або самотній ГУУАМ бажає
познайомитися // День. 2000. 7 березня.
10. Стрекаль О.В., Гончаренко О.М. Региональные направления и
особенности геополитической стратегии и внешней политики Украины,
1999.
11. Виктор ЗАМЯТИН, №104 14.06.2001 “День”.
12. Политическая жизнь Украины: www.politic.donetck.ua
13. Россия – Украина: www.ln.mid.ru
14. Геополитика Украины: www.mrezha.ru/ua
15. Украина и Европейский Союз: http://eu-ukraine.kharkov.ua
16. Информационный сайт: www.ukraine.ru
17. www.geopolitica.ru
Страницы: 1, 2, 3, 4
|