МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Международная политика и международные отношения

    различия. При некоторых обстоятельствах национальные и государственные

    интересы могут не совпадать.

    Борьба за реализацию интересов позволяет державе занять в мире

    положение, соответствующее ее силе. «Международная политика, как и всякая

    другая, — подчеркивает Г. Моргентау, — есть борьба за силу. Каковы бы ни

    были абсолютные цели международной политики, сила всегда является

    непосредственной целью».

    «Модернистские» теории, созданные в противовес традиционной теории

    реализма, заявили о намерении связать процессы и достижения НТР с моделями

    международных отношений. Формирование данных теорий происходило под сильным

    влиянием количественным методов исследований. Представители данного течения

    сконцентрировали свои усилия на сборе фактических данных и создании таких

    моделей, которые можно было бы анализировать с помощью ЭВМ.

    Пионерами «модернизма» выступали К. Райт, К. Дойч, М. Ка-план. В русле

    этого направления сложились школы структурно-функционального и системного

    анализа внешней политики. Модернисты иначе, чем реалисты, анализируют

    политику государства. Если реалисты рассматривали государства как цельные

    единицы, определяющие свой курс на основе национальных интересов, то

    модернисты рассматривают государства как системы, подверженные влиянию

    извне и изнутри. Г. аллисон.и Дж. Розенау описали социальные и политико-

    психологические факторы, действующие на формирование и осуществление

    внешнеполитического процесса. Это позволило выделить во внешней политике

    три области: бюрократическая сфера с ее вниманием к особенностям

    функционирования действующих в этой сфере организаций; специфика принятия

    решений по вопросам внешней политики государственным руководством; роль

    элит и групп давления в формировании внешней политики. Все они объединялись

    изначально концепцией внутриполитических истоков внешней политики.

    Повышенное внимание модернисты уделяют международным организациям,

    транснациональным корпорациям и другим субъектам международных отношений,

    влияющим на формирование мировой политики.

    Если с традиционной точки зрения угроза силой наиболее эффективное

    средство внешней политики, то модернисты делают упор на стимулирование или

    препятствование развитию процессов взаимной зависимости.

    Введение в научный оборот самого термина «геополитика» связывают с

    именем шведского исследователя и политического деятеля Р. Челлена (1846-

    1922). Он характеризовал геополитику как «науку, которая рассматривает

    государство как географический организм или феномен в пространстве».

    Отцами-основателями и главными адептами геополитики считаются

    американский историк А. Т. Мэхен, британский географ и политик Г.

    Маккиндер, британский географ Дж. Фейргрив, американский исследователь

    международных отношений Н. Спайкмен, германский исследователь К. Хаусхофер.

    В трактовке отцов-основателей геополитики центральное место в

    детерминации международной политики того или иного государства отводилась

    его географическому положению. Смысл геополитики виделся в выдвижении на

    передний план пространственного, территориального начала.

    По мнению Г. Маккиндера: «Тот, кто управляет Восточной Европой,

    руководит Хартлендом (срединной землей) Евразии; кто управляет Хартлендом,

    руководит мировым островом Европы, Азии, Африки, а тот кто управляет

    мировым островом, руководит миром». Хартленду противостоит «островной

    комплекс» (Америка, Австралия, Океания, Великобритания), родина

    либерализма.

    Идея значения географических: факторов для положения государств, их

    политики и исторической судьбы может считаться плодотворной. Все эти

    аспекты имеют существенное значение в распределении ресурсов держав и при

    планировании ими внешней политики.

    Главный недостаток этой модели международных отношений, как, впрочем, и

    многих других, — в абсолютизации какого-то одного из разнообразных

    компонентов уравнения мировой политики.

    Таковы основные теории внешней политики, лежащие в основе политической

    науки о международных отношениях и внешней политике. Многие из них в той

    или иной степени берутся на вооружение политическими деятелями, оказывают

    влияние на формирование внешнеполитического курса государств нашей планеты.

    Разумеется, ни одна из этих теорий не является исчерпывающей и не обладает

    монополией на истину в последней инстанции. Однако, взятые вместе, они с

    разных сторон и по-разному проливают свет на сложный и противоречивый мир

    внешней политики.

    3. Современные тенденции развития международные отношений

    Современный этап международных отношений характеризуется

    стремительностью перемен, новыми формами распределения власти.

    Ушло в прошлое противостояние двух сверхдержав — СССР и США.

    Разрушилась старая система международных отношений, которая получила

    название биполярной — двухполюсной.

    В пестрой картине ломки старых и строительства новых международных

    отношений все же можно выделить несколько четко просматривающихся тенденций

    развития.

    Первая тенденция развития современных международных отношений —

    рассредоточение власти. Идет процесс становления мультиполярного

    (многополюсного) мира. Сегодня все большую роль в международной жизни

    приобретают новые центры. На мировую арену все активнее выходит Япония,

    которая уже сегодня является «экономической сверхдержавой». Идут

    интеграционные процессы в Европе. В Юго-Восточной Азии возникли новые

    постиндустриальные государства — так называемые «Азиатские тигры». Есть

    основания думать, что в обозримом будущем в мировой политике сильнее всего

    заявит о себе Китай.

    Среди политологов пока нет единого мнения о будущем системы

    международных отношений. Одни склонны к мнению о том, что в настоящее время

    происходит формирование системы коллективного лидерства США, Западной

    Европы и Японии. Другие исследователи полагают, что надо признать США

    единственным мировым лидером. Третьи не исключают возрождения биполярной

    системы, в которой место СССР в идеологическом и военно-политическом

    противостоянии с США займет Китай.

    Второй тенденцией развития современных международных отношений стала их

    глобализация (С1оЬе — земной шар), заключающаяся в интернационализации

    экономики, развитии единой системы мировой связи, изменении и ослаблении

    функций национального государств, активизации деятельности

    транснациональных негосударственных образований. На этой основе формируется

    все более взаимозависимый и целостный мир; взаимодействия в нем приняли

    системный характер, когда мало-мальски серьезные сдвиги в одной части мира

    неизбежно дают отзвук в других его частях, независимо от воли, намерений

    участников таких процессов.

    В международной области эта тенденция стремительно реализуется в форме

    взрывоопасного роста международного сотрудничества, влияния международных

    институтов — политических, экономических, гуманитарных, — а также создания

    по своей сути наднациональных органов.

    Третьей тенденцией развития международных отношений стало нарастание

    глобальных проблем, а соответственно стремление государств мира к

    совместному их решению.

    Научно-техническая революция (НТР), зародившаяся в середине XX века, в

    течение нескольких десятилетий произвела такие радикальные изменения в

    развитии производительных сил, перед которыми блекнут тысячелетние

    достижения наших предшественников. Она способствовала резкому повышению

    производительности труда, привела к огромному приросту необходимой для

    людей продукции. Но существует и другая сторона этой революции: возникло

    множество неординарных, так называемых глобальных проблем, которые встали

    перед человечеством во весь рост и показали, что наш неспокойный и полный

    противоречий мир есть в то же время взаимосвязанный, взаимозависимый и во

    многом целостный мир. Мир, императивно, повелительно требующий не

    разобщения и противостояния, а объединения усилий всех стран и народов во

    имя сохранения цивилизации, ее приумножения и благополучия как нынешнего,

    так и грядущих поколений людей.

    Все глобальные проблемы, стоящие перед человечеством, можно разделить

    на четыре основные группы: политические, экономические, экологические,

    социальные.

    Важнейшая из них, раньше всех заставившая человечество сначала

    почувствовать, а затем и понять надвигающуюся угрозу, — появление, быстрое

    накопление и совершенствование оружия массового поражения, которое в корне

    изменило ситуацию в мире. Характер ядерного оружия не дает возможности

    любому государству военными средствами обеспечить надежность своей обороны.

    Иначе говоря, безопасности в мире можно добиться лишь совместными усилиями.

    Она может быть либо общей для всех стран, либо ее вообще не может быть.

    Положительные сдвиги в отношениях между ведущими странами мира,

    обладающими наибольшим научным, экономическим и военно-техническим

    потенциалом и сделавшими значительный шаг на пути к осознанию опасности

    гонки вооружений, сняли былую напряженность в международных отношениях.

    Важной проблемой, беспокоящей все человечество, становится

    международный терроризм, среди различных форм которого наиболее опасной

    является государственный терроризм.

    К другой, не менее важной, но гораздо более трудно решаемой группе

    экологических проблем следует отнести проблемы сохранения окружающей среды.

    Опасность нарушения экологического равновесия возникла не сразу. Она

    надвигалась как бы исподволь, иногда в результате неосведомленности, а чаще

    всего из-за пренебрежения людей к возможным вредным и даже губительным

    последствиям своей практической деятельности.

    Проблема сохранения окружающей среды органически связана с резким

    возрастанием хозяйственной деятельности человека, обусловленной

    закономерными тенденциями общественного развития: увеличением численности

    населения, его стремлением к прогрессу, улучшению материального

    благополучия и т. д. .

    Чрезмерная, без оглядки, эксплуатация человеком природы привела к

    массовой вырубке леса, ухудшению качества ресурсов пресной воды,

    загрязнению морей, озер, рек, нарушению озонового слоя, что представляет

    опасность для жизни людей. Повышается доля углекислого газа в воздухе.

    Увеличиваются выбросы других химических соединений (окислов азота, серы),

    следствием которых являются «кислотные дожди». Происходит потепление

    климата на планете, ведущее к возникновению так называемого «парникового

    эффекта». Ярким показателем загрязнения окружающей среды стала

    Чернобыльская катастрофа.

    Безобразная, неконтролируемая хозяйственная деятельность людей опасна

    своими последствиями, не знающими государственных границ и не признающими

    никаких преград. Это обязывает все страны и народы объединить усилия,

    направленные на защиту и улучшение окружающей среды.

    Экологические проблемы тесно взаимосвязаны с экономическими — с

    проблемами роста общественного производства, и возрастанием в связи с этим

    потребностей в энергии и сырье. Природные ресурсы не безграничны, а поэтому

    требуется рациональный, научно обоснованный подход к их использованию,

    Однако решение этой задачи связано с немалыми трудностями. Одна из них

    обусловлена резким отставанием развивающихся стран по уровню потребления

    энергии на душу населения от промышленно развитых стран. Другая трудность

    вызвана технологическим несовершенством производства многих государств, в

    том числе и России, в результате чего происходит большой перерасход сырья,

    энергии, топлива на выпуск единицы продукции.

    Разнообразны и социальные проблемы. Последние десятилетия отмечены

    растущей обеспокоенностью человечества, вызванной обрушившимся на него

    потоком опасных болезней и вредных пристрастий. Сердечно-сосудистые и

    онкологические заболевания, СПИД, алкоголизм, наркомания приобрели

    интернациональный характер и стали одной из глобальных проблем.

    Весь мир не может не тревожить углубляющееся различие в уровне жизни

    народов развитых и развивающихся стран. Слаборазвитые страны нередко

    посещает голод, в результате которого гибнет большое количество людей.

    Усугублению данных проблем способствует также несоответствие в соотношении

    между демографическим ростом населения и динамикой производительных сил.

    Людей всего мира тревожит рост преступности, усиление влияния мафиозных

    структур, в том числе и наркомафии.

    Глобальные проблемы возникли на стыке взаимоотношений человека,

    общества и природы. Все они органически взаимосвязаны между собой, и

    поэтому их решение требует комплексного подхода.

    Появление глобальных проблем сказалось на всей системе международных

    отношений. Действительно усилия, направленные на предотвращение

    экологической катастрофы, борьба с голодом, смертельными болезнями, попытки

    преодолеть отсталость не могут дать результатов, если будут решаться в

    одиночку, на национальном уровне, без участия мирового сообщества. Они

    требуют планетарного объединения интеллектуальных, трудовых и материальных

    ресурсов.

    Четвертой тенденцией современных международных отношений является

    усиление разделения мира на два полюса — полюса мира, благосостояния и

    демократии и полюса войны, брожения и тирании. Большинство человечества

    живет на полюсе брожения, на котором преобладает бедность, анархия и

    тирания.

    На полюсе мира, благосостояния и демократии находятся 25 стран:

    государства Западной Европы, США, Канада, Япония, Австралия и Новая

    Зеландия. В них проживает 15 % населения земного шара, так называемый

    «золотой миллиард». В этих странах преобладают богатые демократии, в

    которых уровень жизни рядового гражданина по историческим меркам весьма

    высок (от 10 до 30 тысяч долларов ежегодного дохода), продолжительность

    жизни не менее 74 лет. Такого благосостояния страна может добиться только

    благодаря наличию высокоразвитой наукоемкой экономики.

    На другом полюсе находятся государства Африки, Азии, Латинской Америки,

    республики бывшего СССР и стран Востока. В них более 80 млн. человек живут

    в условиях абсолютной нищеты, а из 500 млн. голодающих около 50 млн.

    ежегодно умирали от истощения. В экономике эти государства поставляли

    развитому миру энергоносители и сырье и выступали в качестве свалки для •

    ядовитых отходов.

    Пятой тенденцией стало то, что в целом как во внутренней, так и в

    международной жизни политика как стихийное столкновение социально-

    исторических сил все заметнее теснится началами сознательного,

    целенаправленного, рационального регулирования, основанного на праве,

    демократических принципах и знаниях.

    Шестой тенденцией стала демократизация как международных отношений, так

    и внутриполитических процессов. Она наблюдается во всех странах независимо

    от господствующего в них типа политического режима. С окончанием «холодной

    войны» даже в условиях самых авторитарных режимов значительно сузились

    возможности скрывать, а тем более легитимизировать нарушения государством

    личной свободы граждан, их естественных и политических прав. Всемирное

    распространение получает такое явление, как прогрессирующая политизация

    масс, повсеместно требующих доступа к информации, участия в принятии

    касающихся их решений, улучшения своего материального благосостояния и

    качества жизни. Достижения постиндустриальной революции — спутниковая связь

    и кабельное телевидение, телефаксы и электронная почта, глобальная сеть

    Интернет, делающая возможным почти мгновенное распространение и получение

    необходимой информации едва ли не по всем интересующим современного

    человека вопросам, — стали признаками повседневной жизни людей не только в

    экономически наиболее развитых государствах, но и получают все более

    широкое распространение во всем мире. Резко расширяется состав и

    многообразие политических факторов. В результате разработка и реализация

    внешнеполитических установок перестают быть уделом узкой группы людей

    специального государственного ведомства, становясь достоянием совокупности

    самых разнообразных институтов, — как правительственных, так и

    неполитического характера. В свою очередь это оказывает глубокие

    последствия на политические отношения с точки зрения их непосредственных

    участников.

    4. Россия в системе международных отношений

    В конце XX века для россии возникли задачи, связанные с поиском,

    установлением места и роли нового государства в мировом сообществе. Россия

    не унаследовала от СССР ни статуса сверхдержавы, ни роли одного из центров

    мировой политики, равновесного США и их союзников. Резко снизилось ее

    геополитическое пространство. С распадом Советского Союза Россия была как

    бы оттеснена дальше в восточную часть Европы, лишена удобных выходов в

    Мировой океан, ослаблена инфраструктура, так как вместе с Украиной,

    Белоруссией и Прибалтикой от нее отошли и наиболее развитые в этом

    отношении регионы. Россия отделена от Западной и Центральной Европы поясом

    суверенных государств и выходит к Тихому океану наименее развитой своей

    частью.

    После роспуска Варшавского договора соотношение сил в Европе изменилось

    не в пользу России, усилилось влияние НАТО, которое вскоре выйдет на

    государственную границу России. Россия утратила своих бывших союзников и не

    приобрела ни одного нового.

    Обширность географического пространства и неравномерное распределение

    природных богатств на территории страны, этноцивилизационное многообразие

    ее населения, включающее более 150 различных народов, большая протяженность

    сухопутной и морской государственной границы, большое количество

    примыкающих к ним или расположенных рядом плотнозаселенных и имеющих

    ограниченные природные ресурсы иностранных государств, многие из которых

    заинтересованы в расчленении России и включении отдельных ее богатых

    природными ресурсами регионов в состав своей территории, — все это

    накладывает отпечаток на формирование внешней политики России.

    В результате непродуманных реформ экономический и военный потенциал

    страны заметно снизился. Происходит ее вытеснение на периферию, на задворки

    мировой экономики. По большинству параметров (кроме размеров территории и

    ядерного потенциала) Россия перешла в категорию средних держав. Снижение

    экономической, технологической и военной мощи России существенно уменьшило

    ее международный авторитет. При решении острых международных проблем мнение

    российского государства практически не учитывается.

    Когда-то действительно великой стране, мировой державе сегодня

    приходится искать более или менее удобное место и играть скромную роль в

    условиях интенсивного наращивания геополитического потенциала США, Китаем,

    объединенной Европой и рядом других стран.

    Стремление вернуть геополитический статус сверхдержавы или даже

    перворазрядной великой державы сегодня пока несостоятельно и, может, даже

    губительно.

    В поисках своего места в международной политике, которое бы

    соответствовало ее возможностям, ее традициям, России придется учитывать

    как реальности нынешнего моноцентризма при гегемонии США, так и вероятные

    перспективы формирования полицентризма в мировом геополитическом

    пространстве и изменяющихся международных отношениях.

    Современной России следует избегать негативных аспектов формирования

    нового мирового порядка, следует научиться использовать благоприятные

    факторы.

    Сегодня Россия имеет значительные возможности для ведения активной

    внешней политики. Она сохраняет за собой место постоянного члена Совета

    Безопасности ООН, обладает мощным ядерным потенциалом, имеет самую большую

    территорию со значительными природными богатствами, образованное население.

    Следует отметить своеобразное геополитическое положение России. Наша

    страна занимает центральную позицию на карте мира. Этот регион иногда

    называют сердцевиной Земли. Западной частью страна входит в Европу,

    восточной в Азию.

    Однако следует подчеркнуть, что выработка национальных приоритетов в

    современной России идет сложно и противоречиво. Понятно, что интересы

    безопасности России требуют создания прочных взаимовыгодных связей с

    ближайшим географическим окружением, активного развития экономического,

    социального, культурного сотрудничества с определенными странами. Но до сих

    пор четко не сформулированы национальные или государственные интересы

    страны. Можно сказать, что внешняя политика России находится в стадии

    становления.

    Но уже сегодня можно выделить основные черты этой политики:

    1. Россия отвергает всякую войну, применение военной силы как средство

    достижения политических, экономических и других внешних целей.

    2. Краеугольным камнем нашей внешней политики стало положение о том,

    что Россия ни к одному государству не относится как к своему противнику.

    3. Заявлено, что Россия будет защищать не идеологию, а свои жизненно

    важные интересы.

    4. Внешняя политика не должна быть «затратной», а быть взаимовыгодной.

    Все больше людей в России осознают, что сохранение суверенитета,

    целостности и единства России выступает в качестве ее главного

    национального интереса. И, исходя из этого, складываются основные

    направления внешней политики Российского государства.

    Первостепенной важности задачей внешней политики России является

    установление нормальных доверительных отношений со странами Запада.

    В решении задач консолидации мирового сообщества важное место занимает

    Европа. Для стран Западной Европы Россия и в ближайшие годы будет

    поставлять нефть, газ, химические продукты, пиломатериалы и другое сырье.

    Но Россия является также крупнейшей азиатской державой, и для стран

    Ближнего Востока, Южной и Юго-Восточной Азии Россия может стать партнером

    именно как сильная промышленная страна, как центр науки, культуры и

    образования.

    Уникальное географическое положение России должно быть также

    использовано к ее экономической и политической выгоде. Через Россию идут

    самые удобные пути, соединяющие страны Западной Европы и Тихоокеанского

    региона. Поэтому Россия призвана сыграть роль связующего звена между

    Западом и Востоком.

    В российской внешней политике постепенно происходит осознание

    объективного закона — закона региональной общности, указывающего на то, что

    у наций, живущих в одной части мира, имеются общие интересы, связанные с

    поддержанием добрососедских отношений, экономической кооперации. Если даже

    отвлечься от факта многовекового пребывания в едином государстве,

    географическая близость, единство региональных проблем сами по себе

    являются фактором установления все более тесного сотрудничества и

    интеграции со странами, образовавшимися на территории бывшего СССР, со

    странами СНГ.

    Внешнеполитической стала проблема защиты прав 25 млн. этнических

    русских, оказавшихся против своей воли иммигрантами в новых суверенных

    государствах.

    Внешняя политика в настоящее время должна быть сориентирована на то,

    чтобы избежать изоляции, включиться в мировое сообщество в качестве

    суверенной, уважающей себя державы. Россия должна занять достойное место в

    системе международных отношений, основанных на равенстве сторон, взаимном

    уважении, взаимовыгодном сотрудничестве.

    Наряду с защитой своих сугубо национальных интересов, Россия должна

    принимать активное участие в решении глобальных проблем современности.

    Однако самыми важными условиями обретения достойного статуса в

    международных отношениях являются укрепление целостности Российской

    Федерации, а также развитие собственного экономического потенциала. Лишь

    при выполнении этих условий возможно решение труднейшей задачи —

    превращения России из униженного и завистливого наблюдателя в

    самодостаточный и свободный субъект международных отношений.

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Алексеев С. В., Каламанов В. А., Черненко А. Г. Идеологические

    ориентиры России (Основы новой общерусской идеологии): в 2-х тт. Т. 1. —

    М., 1998. — С. 228—315

    2. Бжезинский 3. Великая шахматная доска. Господство Америки и его

    геостратегические императивы. — М., 1998.

    3. Мурадян А. А. Самая благородная наука (Об основных понятиях

    международно-политической теории).—М., 1990

    4. Цыганков П. А. Международные отношения. — М., 1996.

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.