Международная политика и международные отношения
Международная политика и международные отношения
Содержание
1. Международные отношения: субъекты и формы взаимодействия……….2
2. Основные теории международной политики ……………………………...7
3. Современные тенденции развития международных отношений ………...9
4. Россия в системе международных отношений……………………………14
5. Литература…………………………………………………………………..17
1. Международные отношения: субъекты и формы взаимодействия
Независимые государства не развиваются в вакууме, они взаимодействуют
друг с другом и выступают субъектами политики более высокого уровня —
мировой политики. То есть государства действуют в сфере международных
отношений.
Международные отношения — это совокупность экономических, политических,
правовых, идеологических, дипломатических, военных, культурных и других
связей и взаимоотношений между субъектами, действующими на мировой арене.
Главной особенностью международных отношений является отсутствие в них
единого центрального ядра власти и управления. Они строятся на принципе
полицентризма и полииерархии. Поэтому в международных отношениях большую
роль играют стихийные процессы и субъективные факторы.
Международные отношения выступают тем пространством, на котором
сталкиваются и взаимодействуют на разном уровне (глобальном, региональном,
многостороннем и двустороннем) различные силы: государственные, военные,
экономические, политические, общественные и интеллектуальные.
Все международные отношения можно подразделить на два основных типа:
отношения соперничества и отношения сотрудничества.
Международная или мировая политика является ядром международных
отношений.
Мировой политикой называют процессы выработки, принятия и реализации
решений, затрагивающих жизнь мирового сообщества.
В современной мировой политике действует огромное количество различных
участников. Но до сих пор преобладающим остается взгляд, что основными
субъектами мировой политики являются государства и группы (союзы)
государств.
Однако сегодня обозначилась объективная тенденция расширения участников
международных отношений. Все более важными субъектами в международных
отношениях становятся международные организации. Они обычно разделяются на
межгосударственные или межправительственные и неправительственные
организации.
Межгосударственные организации являются стабильными объединениями
государств, основанными на договорах, обладают определенной согласованной
компетенцией и постоянными органами.
Сложность межгосударственных отношений в политической сфере,
потребность регулировать международную жизнь привели к созданию
неправительственных организаций. Неправительственные организации имеют
более сложную структуру, чем межгосударственные. Они могут быть и чисто
неправительственными, а могут иметь смешанный характер, то есть включать и
правительственные структуры, и общественные организации, и даже
индивидуальных членов.
Как субъекты международных отношений международные организации могут
вступать в межгосударственные отношения от своего собственного имени и в то
же время от имени всех государств, входящих в них. Число международных
организаций постоянно растет.
Международные организации охватывают самые разные аспекты международных
отношений. Они создаются в экономической, политической, культурной,
национальной областях, имеют определенные особенности и специфику. В
качестве примера различных международных организаций можно привести:
— региональные организации, такие как Ассоциация Государств Юго-
Восточной Азии (АСЕАН), Европейское Экономическое Сообщество (ЕЭС, Общий
рынок), Лига Арабских Государств (ЛАГ) и т. д.;
— организации экономического характера, охватывающие сферу финансов,
торговли и так далее, например: Международная Торговая Палата (МТП),
Международный Валютный Фонд (МВФ), Международный Банк Реконструкции и
Развития (МБРР);
— организации в области отдельных отраслей мирового хозяйства,
например: Международное Энергетическое Агентство (МЭА), Международное
Агентство по Атомной Энергии (МАГАТЭ), Организация Стран Экспортеров Нефти
(ОПЕК) и т. д.;
— политико-экономические организации, например: Организация
Африканского Единства (ОАЕ);
— профессиональные организации: Международная Организация Журналистов
(МОЖ); Международная Организация Криминальной Полиции (ИНТЕРПОЛ);
— демографические организации: Международная Демократическая Федерация
Женщин (МДФЖ), Всемирная Ассоциация Молодежи (ВАМ);
— организации в области культуры и спорта: Международный Олимпийский
Комитет (МОК), Организация Объединенных Наций по Вопросам Образования,
Науки и Культуры (ЮНЕСКО);
— военные организации: Организация Северо-Атлантического Договора
(НАТО), Тихоокеанский Пакт Безопасности (АН-ЗЮС);
— профсоюзные организации: Международная Конфедерация Свободных
Профсоюзов (МКСП), Всемирная Конфедерация Труда (ВКТ);
— различные организации в поддержку мира и солидарности: Всемирный
Совет Мира (ВСМ), Пагоушское Движение, Международный Институт Мира;
— религиозные организации: Всемирный Совет Церквей (ВСЦ), Христианская
Мирная Конференция (ХМК);
— Международный Красный Крест (МКК) — организация, целью которой
является помощь военнопленным, другим жертвам войны, катастроф и стихийных
бедствий;
— экологические организации: Гринпис и др.
Самую значительную роль в системе международных отношений играет
Организация Объединенных Наций (ООН). Она стала практически первым в
истории механизмом широкого многогранного взаимодействия различных
государств в целях поддержания мира и безопасности, содействия
экономическому и социальному прогрессу всех народов.
Созданная в 1945 г., ООН превратилась в неотъемлемую часть
международной структуры. Ее членами являются 185 государств, что
свидетельствует о том, что она достигла практически полной универсальности.
Ни одно крупное событие в мире не остается вне поля зрения Организации
Объединенных Наций.
В рамках ООН сложился целый ряд организаций, которые органически вошли
в систему международных отношений и как структуры ООН, и как
самостоятельные организации. К ним относятся:
— ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения);
— МОТ (Международная Ассоциация Труда);
— МВФ (Международный Валютный Фонд);
— ЮНЕСКО (Организация, занимающаяся вопросами культуры и науки);
— МАГАТЭ (Международная Организация по Атомной Энергии);
— ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию);
— Международный суд.
Международные правительственные организации имеют больше рычагов
воздействия на международную политику и отдельные государства, чем
общественные организации, которые воздействуют, в основном, через
формирование международного общественного мнения.
Огромным влиянием на мировой арене пользуются международные монополии
или транснациональные корпорации (ТНК). К ним относятся предприятия,
учреждения и организации, целью которых является получение прибыли и
которые действуют через свои филиалы одновременно в нескольких
государствах. Крупнейшие ТНК обладают огромными экономическими ресурсами,
дающими им преимущества в этом отношении не только перед малыми, но даже и
крупными державами.
Важными субъектами мировой политики выступают религиозные организации.
Чрезвычайно влиятельным субъектом формирования и функционирования
мировой политики выступают сами люди, которым по праву должна принадлежать
решающая роль в выработке основных принципов внешнеполитической стратегии
как своих стран, так и мира в целом.
Но все же роль всех вышеназванных субъектов остается пока несоизмеримой
с ролью государств, которые имеют полномочия представлять в мировой
политике общество в целом, а не какую либо отдельно взятую социальную
группу или политическую организацию. Вопросы, связанные с общенациональными
задачами обеспечения суверенитета, безопасности, территориальной
целостности, находятся в ведении именно государства. Политологи
подчеркивают, что государство — единственный общенациональный институт,
имеющий легитимные полномочия участвовать в отношениях с другими
государствами, заключать договоры, объявлять войну. Государства по-прежнему
остаются основными субъектами мировой политики и международных отношений.
Влияние, силу государства на мировой арене можно представить как его
способность, защищая собственные интересы, воздействовать на другие
государства, на ход событий в мире.
Силу государства, его положение в системе международных отношений
обусловливает целый ряд факторов. Еще недавно считалось, что главным для
этого является военная мощь. Безусловно, военный потенциал страны во многом
определяет ее могущество и соответствующее положение на международной
арене.
Реальное положение государства на мировой арене определяется более
широкими показателями. К ним принято относить величину территории,
природные и людские ресурсы, структуру национальной экономики, объем и
качество промышленного и сельскохозяйственного производства, умение
обеспечивать поступательное развитие страны, гарантировать экономическую
безопасность обществ, а также способность страны оказывать прогрессивное
влияние на международное развитие.
Международные отношения как систему нельзя понять без взаимосвязи с
такой категорией, как «внешняя политика». В конечном итоге международные
отношения складываются, прежде всего, из совокупности внешнеполитической
деятельности государств, которые являются основными участниками
международных отношений и в качестве самостоятельных субъектов, и как члены
каких-либо организаций.
Внешняя политика регулирует отношения данного государства с другими
государствами, обеспечивает реализацию его потребностей и интересов на
международной арене.
Внешняя политика есть деятельность и взаимодействие официальных
субъектов, имеющих или присвоивших право выступать от имени общества,
выражать интересы общества, избирать определенные методы и способы их
реализации.
Внешнеполитическая деятельность по достижению поставленных целей
реализуется различными средствами: политическими, экономическими, военными,
информационно-пропагандистскими.
К политическим средствам относится, в первую очередь, дипломатия.
Дипломатия — это официальная деятельность государства в лице специальных
институтов и при помощи специальных мероприятий, приемов, методов,
допустимых с позиций международного права и имеющих конституционно-правовой
статус. Дипломатия осуществляется в виде переговоров, визитов, специальных
конференций и совещаний, встреч, подготовки и заключения двухсторонних и
многосторонних соглашений, дипломатической переписки, участия в работе
международных организаций.
Экономические средства внешней политики подразумевают использование
экономического потенциала данной страны для достижения внешних политических
целей. Государство, обладающее сильной экономикой, финансовой мощью,
занимает и прочное положение на международной арене. Даже небольшие по
территории государства, небогатые материальными и людскими ресурсами, могут
играть видную роль на мировой арене, если у них сильная экономика, которая
базируется на передовых технологиях и способная распространять свои
достижения далеко за свои пределы. Действенными экономическими средствами
являются эмбарго, или наоборот, режим наибольшего благоприятствования в
торговле, предоставление инвестиций, кредитов и займов, другой
экономической помощи или отказ в ее предоставлении.
К военным средствам внешней политики принято относить военную мощь
государства, которая включает в себя армию, ее численность и качество
вооружения, моральное состояние, наличие
военных баз, обладание ядерным оружием. Военные средства могут
использоваться как средство прямого воздействия, так и косвенного. К первым
относятся войны, интервенции, блокады. Так, за последние 55 веков
человечество жило в мире всего 300 лет. На протяжении этих веков произошло
14,5 тысячи войн, в которых погибло 3,6 млрд. человек. Большинство людей на
Земле согласно со словами Дж. Бернала, что «война — всегда преступление
против человечества, сейчас же она еще и безумие». Однако осознание
губительности войн, а тем более ядерных, не означает отсутствия других
точек зрения. Например, Гегель считал, что война — двигатель прогресса. А
по мнению Мальтуса: «Война есть естественнонаучный закон борьбы против
избыточного населения». В современном обществоведении и публицистике
сохраняет влияние течение, по-прежнему рассматривающее войну, включая
ядерную, как допустимое средство политики.
К косвенным военным средствам относится гонка вооружений, включающая
испытание новых видов оружия, учения, маневры, угрозу применения силы.
Например, военные расходы всего мира в последнее время составляли 1000
млрд. долларов в год, более половины ученых мира работали над созданием
новых видов оружия массового поражения.
К военным средствам внешней политики следует отнести разведку и
шпионаж. Сегодня здесь применяются новейшие достижения науки и техники, от
многотонных космических кораблей до микроаппаратов. Особое развитие в
последние десятилетия получил промышленный шпионаж.
Пропагандистские средства включают в себя весь арсенал современных
средств массовой информации, пропаганды и агитации, которые используются
для укрепления авторитета государства на международной арене, способствуют
обеспечению доверия со стороны союзников и возможных партнеров. С помощью
средств массовой информации формируется положительный образ своего
государства, чувство симпатии к нему, а в случае необходимости — антипатии
и осуждения по отношению к другим государствам. Часто пропагандистские
средства используются, чтобы завуалировать те или иные интересы и
намерения.
2. Основные теории международной политики
Путь научного обоснования международных отношений связан с созданием
общеметодологических теорий, призванных сформулировать ключевые принципы и
приемы научного анализа этих отношений. К числу основных таких теорий
относятся: марксистская теория мирового революционного процесса, теория
прагматизма и политического реализма, модернистские теории международных
отношений и геополитическая теория.
Заметное место среди теорий международной политики занимает концепция
революционной трансформации мирового порядка, разработанная К. Марксом, Ф.
Энгельсом и В. И. Лениным. Для нее характерны: классовый подход к анализу
мировых проблем, изучение внешней политики государства в связи с
внутренней, рассмотрение международных отношений в каждую историческую
эпоху в соответствии с закономерностями развития конкретных общественно-
экономических формаций, исследование объективных и субъективных факторов
расстановки сил.
Считая эпоху после 1917 г. переходной от капитализма к социализму,
марксисты-ленинцы выдвинули положение о мировом революционном процессе, об
антиимпериалистической борьбе.
Согласно В. И. Ленину, содержанием внешней политики империализма
является мировое господство, при капитализме невозможна иная основа, иной
принцип дележа, кроме силы.
Теория политического реализма и прагматизма во внешней политике была
разработана в середине XX в. Дж. Кеннаном, 3. Бже-зинским, У. Ростоу, Г.
Киссинджером и другими учеными и политиками. Признанным авторитетом данного
направления является Г. Моргентау.
Рассматривая несовершенство положения в мире как результат действия
сил, заложенных в человеческой природе, «реалисты» призвали не
противостоять этим силам. Согласно Г. Моргентау, «моральные принципы
никогда не могут быть полностью осуществлены и должны в любом случае
приблизительно соответствовать друг другу через неизменно временный баланс
интересов и всегда непрочное урегулирование конфликтов». Международная
политика понимается «реалистами» как борьба за власть, начатая суверенными
государствами в погоне за превосходством. Из борьбы за власть выводится
«политический детерминизм» мировых процессов.
Значительное внимание «реалисты» уделяли определению целей и задач
международной политики: что движет деятельностью государств на
международной арене, во имя чего они вступают во взаимоотношения друг с
другом. Реалисты считают, что если в политике всегда выражаются
общезначимые или групповые интересы, то в международной политике —
преимущественно национальные интересы. Поэтому в их работах получила
основательную разработку концепция национальных интересов. Национальный
интерес представляет собой осознание и отражение в деятельности его лидеров
коренных потребностей национального государства. К постоянным интересам
относятся «национальная безопасность» (защита от внешней опасности),
«экономические интересы» (сохранение связей с партнерами, наращивание
экспортного потенциала и заграничных инвестиций, защита внутреннего рынка),
«интересы поддержания мирового порядка». Существуют интересы, играющие
подчиненную роль или возникающие одновременно.
Подчеркивая значимость понятий «национальные» и «государственные»
интересы следует отметить, что между ними существуют и определенные
Страницы: 1, 2
|