МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Международная политика и международные отношения

    Международная политика и международные отношения

    Содержание

    1. Международные отношения: субъекты и формы взаимодействия……….2

    2. Основные теории международной политики ……………………………...7

    3. Современные тенденции развития международных отношений ………...9

    4. Россия в системе международных отношений……………………………14

    5. Литература…………………………………………………………………..17

    1. Международные отношения: субъекты и формы взаимодействия

    Независимые государства не развиваются в вакууме, они взаимодействуют

    друг с другом и выступают субъектами политики более высокого уровня —

    мировой политики. То есть государства действуют в сфере международных

    отношений.

    Международные отношения — это совокупность экономических, политических,

    правовых, идеологических, дипломатических, военных, культурных и других

    связей и взаимоотношений между субъектами, действующими на мировой арене.

    Главной особенностью международных отношений является отсутствие в них

    единого центрального ядра власти и управления. Они строятся на принципе

    полицентризма и полииерархии. Поэтому в международных отношениях большую

    роль играют стихийные процессы и субъективные факторы.

    Международные отношения выступают тем пространством, на котором

    сталкиваются и взаимодействуют на разном уровне (глобальном, региональном,

    многостороннем и двустороннем) различные силы: государственные, военные,

    экономические, политические, общественные и интеллектуальные.

    Все международные отношения можно подразделить на два основных типа:

    отношения соперничества и отношения сотрудничества.

    Международная или мировая политика является ядром международных

    отношений.

    Мировой политикой называют процессы выработки, принятия и реализации

    решений, затрагивающих жизнь мирового сообщества.

    В современной мировой политике действует огромное количество различных

    участников. Но до сих пор преобладающим остается взгляд, что основными

    субъектами мировой политики являются государства и группы (союзы)

    государств.

    Однако сегодня обозначилась объективная тенденция расширения участников

    международных отношений. Все более важными субъектами в международных

    отношениях становятся международные организации. Они обычно разделяются на

    межгосударственные или межправительственные и неправительственные

    организации.

    Межгосударственные организации являются стабильными объединениями

    государств, основанными на договорах, обладают определенной согласованной

    компетенцией и постоянными органами.

    Сложность межгосударственных отношений в политической сфере,

    потребность регулировать международную жизнь привели к созданию

    неправительственных организаций. Неправительственные организации имеют

    более сложную структуру, чем межгосударственные. Они могут быть и чисто

    неправительственными, а могут иметь смешанный характер, то есть включать и

    правительственные структуры, и общественные организации, и даже

    индивидуальных членов.

    Как субъекты международных отношений международные организации могут

    вступать в межгосударственные отношения от своего собственного имени и в то

    же время от имени всех государств, входящих в них. Число международных

    организаций постоянно растет.

    Международные организации охватывают самые разные аспекты международных

    отношений. Они создаются в экономической, политической, культурной,

    национальной областях, имеют определенные особенности и специфику. В

    качестве примера различных международных организаций можно привести:

    — региональные организации, такие как Ассоциация Государств Юго-

    Восточной Азии (АСЕАН), Европейское Экономическое Сообщество (ЕЭС, Общий

    рынок), Лига Арабских Государств (ЛАГ) и т. д.;

    — организации экономического характера, охватывающие сферу финансов,

    торговли и так далее, например: Международная Торговая Палата (МТП),

    Международный Валютный Фонд (МВФ), Международный Банк Реконструкции и

    Развития (МБРР);

    — организации в области отдельных отраслей мирового хозяйства,

    например: Международное Энергетическое Агентство (МЭА), Международное

    Агентство по Атомной Энергии (МАГАТЭ), Организация Стран Экспортеров Нефти

    (ОПЕК) и т. д.;

    — политико-экономические организации, например: Организация

    Африканского Единства (ОАЕ);

    — профессиональные организации: Международная Организация Журналистов

    (МОЖ); Международная Организация Криминальной Полиции (ИНТЕРПОЛ);

    — демографические организации: Международная Демократическая Федерация

    Женщин (МДФЖ), Всемирная Ассоциация Молодежи (ВАМ);

    — организации в области культуры и спорта: Международный Олимпийский

    Комитет (МОК), Организация Объединенных Наций по Вопросам Образования,

    Науки и Культуры (ЮНЕСКО);

    — военные организации: Организация Северо-Атлантического Договора

    (НАТО), Тихоокеанский Пакт Безопасности (АН-ЗЮС);

    — профсоюзные организации: Международная Конфедерация Свободных

    Профсоюзов (МКСП), Всемирная Конфедерация Труда (ВКТ);

    — различные организации в поддержку мира и солидарности: Всемирный

    Совет Мира (ВСМ), Пагоушское Движение, Международный Институт Мира;

    — религиозные организации: Всемирный Совет Церквей (ВСЦ), Христианская

    Мирная Конференция (ХМК);

    — Международный Красный Крест (МКК) — организация, целью которой

    является помощь военнопленным, другим жертвам войны, катастроф и стихийных

    бедствий;

    — экологические организации: Гринпис и др.

    Самую значительную роль в системе международных отношений играет

    Организация Объединенных Наций (ООН). Она стала практически первым в

    истории механизмом широкого многогранного взаимодействия различных

    государств в целях поддержания мира и безопасности, содействия

    экономическому и социальному прогрессу всех народов.

    Созданная в 1945 г., ООН превратилась в неотъемлемую часть

    международной структуры. Ее членами являются 185 государств, что

    свидетельствует о том, что она достигла практически полной универсальности.

    Ни одно крупное событие в мире не остается вне поля зрения Организации

    Объединенных Наций.

    В рамках ООН сложился целый ряд организаций, которые органически вошли

    в систему международных отношений и как структуры ООН, и как

    самостоятельные организации. К ним относятся:

    — ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения);

    — МОТ (Международная Ассоциация Труда);

    — МВФ (Международный Валютный Фонд);

    — ЮНЕСКО (Организация, занимающаяся вопросами культуры и науки);

    — МАГАТЭ (Международная Организация по Атомной Энергии);

    — ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию);

    — Международный суд.

    Международные правительственные организации имеют больше рычагов

    воздействия на международную политику и отдельные государства, чем

    общественные организации, которые воздействуют, в основном, через

    формирование международного общественного мнения.

    Огромным влиянием на мировой арене пользуются международные монополии

    или транснациональные корпорации (ТНК). К ним относятся предприятия,

    учреждения и организации, целью которых является получение прибыли и

    которые действуют через свои филиалы одновременно в нескольких

    государствах. Крупнейшие ТНК обладают огромными экономическими ресурсами,

    дающими им преимущества в этом отношении не только перед малыми, но даже и

    крупными державами.

    Важными субъектами мировой политики выступают религиозные организации.

    Чрезвычайно влиятельным субъектом формирования и функционирования

    мировой политики выступают сами люди, которым по праву должна принадлежать

    решающая роль в выработке основных принципов внешнеполитической стратегии

    как своих стран, так и мира в целом.

    Но все же роль всех вышеназванных субъектов остается пока несоизмеримой

    с ролью государств, которые имеют полномочия представлять в мировой

    политике общество в целом, а не какую либо отдельно взятую социальную

    группу или политическую организацию. Вопросы, связанные с общенациональными

    задачами обеспечения суверенитета, безопасности, территориальной

    целостности, находятся в ведении именно государства. Политологи

    подчеркивают, что государство — единственный общенациональный институт,

    имеющий легитимные полномочия участвовать в отношениях с другими

    государствами, заключать договоры, объявлять войну. Государства по-прежнему

    остаются основными субъектами мировой политики и международных отношений.

    Влияние, силу государства на мировой арене можно представить как его

    способность, защищая собственные интересы, воздействовать на другие

    государства, на ход событий в мире.

    Силу государства, его положение в системе международных отношений

    обусловливает целый ряд факторов. Еще недавно считалось, что главным для

    этого является военная мощь. Безусловно, военный потенциал страны во многом

    определяет ее могущество и соответствующее положение на международной

    арене.

    Реальное положение государства на мировой арене определяется более

    широкими показателями. К ним принято относить величину территории,

    природные и людские ресурсы, структуру национальной экономики, объем и

    качество промышленного и сельскохозяйственного производства, умение

    обеспечивать поступательное развитие страны, гарантировать экономическую

    безопасность обществ, а также способность страны оказывать прогрессивное

    влияние на международное развитие.

    Международные отношения как систему нельзя понять без взаимосвязи с

    такой категорией, как «внешняя политика». В конечном итоге международные

    отношения складываются, прежде всего, из совокупности внешнеполитической

    деятельности государств, которые являются основными участниками

    международных отношений и в качестве самостоятельных субъектов, и как члены

    каких-либо организаций.

    Внешняя политика регулирует отношения данного государства с другими

    государствами, обеспечивает реализацию его потребностей и интересов на

    международной арене.

    Внешняя политика есть деятельность и взаимодействие официальных

    субъектов, имеющих или присвоивших право выступать от имени общества,

    выражать интересы общества, избирать определенные методы и способы их

    реализации.

    Внешнеполитическая деятельность по достижению поставленных целей

    реализуется различными средствами: политическими, экономическими, военными,

    информационно-пропагандистскими.

    К политическим средствам относится, в первую очередь, дипломатия.

    Дипломатия — это официальная деятельность государства в лице специальных

    институтов и при помощи специальных мероприятий, приемов, методов,

    допустимых с позиций международного права и имеющих конституционно-правовой

    статус. Дипломатия осуществляется в виде переговоров, визитов, специальных

    конференций и совещаний, встреч, подготовки и заключения двухсторонних и

    многосторонних соглашений, дипломатической переписки, участия в работе

    международных организаций.

    Экономические средства внешней политики подразумевают использование

    экономического потенциала данной страны для достижения внешних политических

    целей. Государство, обладающее сильной экономикой, финансовой мощью,

    занимает и прочное положение на международной арене. Даже небольшие по

    территории государства, небогатые материальными и людскими ресурсами, могут

    играть видную роль на мировой арене, если у них сильная экономика, которая

    базируется на передовых технологиях и способная распространять свои

    достижения далеко за свои пределы. Действенными экономическими средствами

    являются эмбарго, или наоборот, режим наибольшего благоприятствования в

    торговле, предоставление инвестиций, кредитов и займов, другой

    экономической помощи или отказ в ее предоставлении.

    К военным средствам внешней политики принято относить военную мощь

    государства, которая включает в себя армию, ее численность и качество

    вооружения, моральное состояние, наличие

    военных баз, обладание ядерным оружием. Военные средства могут

    использоваться как средство прямого воздействия, так и косвенного. К первым

    относятся войны, интервенции, блокады. Так, за последние 55 веков

    человечество жило в мире всего 300 лет. На протяжении этих веков произошло

    14,5 тысячи войн, в которых погибло 3,6 млрд. человек. Большинство людей на

    Земле согласно со словами Дж. Бернала, что «война — всегда преступление

    против человечества, сейчас же она еще и безумие». Однако осознание

    губительности войн, а тем более ядерных, не означает отсутствия других

    точек зрения. Например, Гегель считал, что война — двигатель прогресса. А

    по мнению Мальтуса: «Война есть естественнонаучный закон борьбы против

    избыточного населения». В современном обществоведении и публицистике

    сохраняет влияние течение, по-прежнему рассматривающее войну, включая

    ядерную, как допустимое средство политики.

    К косвенным военным средствам относится гонка вооружений, включающая

    испытание новых видов оружия, учения, маневры, угрозу применения силы.

    Например, военные расходы всего мира в последнее время составляли 1000

    млрд. долларов в год, более половины ученых мира работали над созданием

    новых видов оружия массового поражения.

    К военным средствам внешней политики следует отнести разведку и

    шпионаж. Сегодня здесь применяются новейшие достижения науки и техники, от

    многотонных космических кораблей до микроаппаратов. Особое развитие в

    последние десятилетия получил промышленный шпионаж.

    Пропагандистские средства включают в себя весь арсенал современных

    средств массовой информации, пропаганды и агитации, которые используются

    для укрепления авторитета государства на международной арене, способствуют

    обеспечению доверия со стороны союзников и возможных партнеров. С помощью

    средств массовой информации формируется положительный образ своего

    государства, чувство симпатии к нему, а в случае необходимости — антипатии

    и осуждения по отношению к другим государствам. Часто пропагандистские

    средства используются, чтобы завуалировать те или иные интересы и

    намерения.

    2. Основные теории международной политики

    Путь научного обоснования международных отношений связан с созданием

    общеметодологических теорий, призванных сформулировать ключевые принципы и

    приемы научного анализа этих отношений. К числу основных таких теорий

    относятся: марксистская теория мирового революционного процесса, теория

    прагматизма и политического реализма, модернистские теории международных

    отношений и геополитическая теория.

    Заметное место среди теорий международной политики занимает концепция

    революционной трансформации мирового порядка, разработанная К. Марксом, Ф.

    Энгельсом и В. И. Лениным. Для нее характерны: классовый подход к анализу

    мировых проблем, изучение внешней политики государства в связи с

    внутренней, рассмотрение международных отношений в каждую историческую

    эпоху в соответствии с закономерностями развития конкретных общественно-

    экономических формаций, исследование объективных и субъективных факторов

    расстановки сил.

    Считая эпоху после 1917 г. переходной от капитализма к социализму,

    марксисты-ленинцы выдвинули положение о мировом революционном процессе, об

    антиимпериалистической борьбе.

    Согласно В. И. Ленину, содержанием внешней политики империализма

    является мировое господство, при капитализме невозможна иная основа, иной

    принцип дележа, кроме силы.

    Теория политического реализма и прагматизма во внешней политике была

    разработана в середине XX в. Дж. Кеннаном, 3. Бже-зинским, У. Ростоу, Г.

    Киссинджером и другими учеными и политиками. Признанным авторитетом данного

    направления является Г. Моргентау.

    Рассматривая несовершенство положения в мире как результат действия

    сил, заложенных в человеческой природе, «реалисты» призвали не

    противостоять этим силам. Согласно Г. Моргентау, «моральные принципы

    никогда не могут быть полностью осуществлены и должны в любом случае

    приблизительно соответствовать друг другу через неизменно временный баланс

    интересов и всегда непрочное урегулирование конфликтов». Международная

    политика понимается «реалистами» как борьба за власть, начатая суверенными

    государствами в погоне за превосходством. Из борьбы за власть выводится

    «политический детерминизм» мировых процессов.

    Значительное внимание «реалисты» уделяли определению целей и задач

    международной политики: что движет деятельностью государств на

    международной арене, во имя чего они вступают во взаимоотношения друг с

    другом. Реалисты считают, что если в политике всегда выражаются

    общезначимые или групповые интересы, то в международной политике —

    преимущественно национальные интересы. Поэтому в их работах получила

    основательную разработку концепция национальных интересов. Национальный

    интерес представляет собой осознание и отражение в деятельности его лидеров

    коренных потребностей национального государства. К постоянным интересам

    относятся «национальная безопасность» (защита от внешней опасности),

    «экономические интересы» (сохранение связей с партнерами, наращивание

    экспортного потенциала и заграничных инвестиций, защита внутреннего рынка),

    «интересы поддержания мирового порядка». Существуют интересы, играющие

    подчиненную роль или возникающие одновременно.

    Подчеркивая значимость понятий «национальные» и «государственные»

    интересы следует отметить, что между ними существуют и определенные

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.