МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

    голосования или получения консенсуса.

    4. Реализация и проведение в политическую практику принятых

    государственных решений. Управленческое решение практически внедряется и

    претворяется в жизнь на данном этапе.

    5. Контроль за ходом осуществления решения и "обратная связь" с его

    результатами. Это завершающий весь цикл принятия решения этап. Отсутствие

    контроля и "обратно связи" приводит к тому, что государственное решение

    либо искажается, либо просто перестает выполняться, либо даже приносит

    обратные исходному замыслу результаты.

    Английский социолог П. Геддс в своей работе "Города в процессе

    эволюции" сформулировал два существенных принципа обратной связи в ходе

    выработки решений, касающихся городского развития: а) принцип двойного

    информирования (специалисты информируют граждан о целях разрабатываемых

    планов городского развития - жители городов информируют специалистов об

    условиях жизни в городах и о своих запросах) и б) принцип взаимодействия в

    проектировании (специалисты разрабатывают базовые варианты проекта - жители

    оценивают эти варианты и выдвигают альтернативные предложения). Ясно, что в

    этом случае имелось в виду право граждан участвовать в формировании их

    жизненной среды, защищая таким образом свои насущные интересы от произвола

    властей и капитала.

    В условиях стабильного, интегрированного общества политические

    решения, основанные на стратегиях социального партнерства или конкуренции,

    могут сохранять адресность, принудительную силу, но они не вызывают остро

    конфликтной реакции тех групп населения, чьи интересы оказались обойдены

    или несколько ущемлены. Апробированная временем процедура снятия и

    предупреждения напряженности позволяет вносить поправки, корректировать ход

    исполнения решения, амортизировать его отрицательные последствия.

    В современной российской действительности решающим при согласовании

    интересов для принятия государственных решений становится групповой сговор

    административно-элитарных кругов, клиентарный тип кооперирования интересов,

    приоритет персональной лояльности над интересами дела. Раскол между властью

    и обществом углубляется: политико- управленческая сфера становится еще

    менее понятой и принятой рядовыми гражданами, что способствует их

    отчуждению от власти. Перебороть устоявшиеся ментальные реакции на процесс

    преобразований и на условия профессиональной деятельности чиновничества

    возможно лишь в процессе радикального изменения институциональной среды,

    формирования нового типа организации властных отношений.

    4. Государственное управление

    как система и как процесс.

    С научных позиций рациональное объяснение природы и сущности

    государственного управления предполагает его всестороннее рассмотрение как

    системы и процесса во взаимодействии с окружающей социальной средой.

    Система государственного управления образуется подсистемами целей и

    принципов осуществления государственно-властного воздействия на

    общественную жизнедеятельность. Данное воздействие выражается обычно в

    правовых формах. Оно включает организационные структуры государственного

    аппарата (госорганы), систему государственной бюрократии (персонал),

    совокупность реализуемых ими функций, комплекс используемых методов,

    средств и ресурсов, а также прямые и обратные взаимосвязи между субъектами

    и объектами управления, необходимые при этом информационные потоки,

    документооборот и т.п.

    Процесс государственного управления представляет собой сознательную

    и целенаправленную деятельность, связанную с реализацией государственно-

    властных полномочий субъектами публичной власти и регламентированную

    юридическими нормами, вследствие чего происходит непосредственная смена

    общественных состояний, событий и явлений. Иными словами, в процессе

    государственного управления выполняется определенная совокупность действий,

    приводящая к желаемой динамике управленческих результатов. В частности,

    проводятся в жизнь принятые законы и политика, провозглашаемая высшей

    публичной властью.

    Изучение социальной среды, в которой реализуется государственное

    управление, на которую оно влияет и которое в свою очередь оказывает на

    него взаимообратное воздействие, означает поиск ответов на вопросы о том,

    каковы характеристики гражданского общества и способы влияния последнего на

    властно-управленческую деятельность государства. Фактически решается

    проблема соотношения публичной власти, государственной администрации и

    гражданского общества, т.е. взаимодействия политических институтов при

    реализации государственного управления.

    Гражданское общество - не что иное, как свободная и относительно

    независимая от государства общественная жизнь, включающая не только

    экономическую сферу, но и источники культурной инициативы людей.

    Демократизация является классическим шагом на пути к его автономии от

    государственного аппарата. Подтверждением данного положения является то,

    что самые различные течения общественной мысли доказывают невозможность

    демократии, если гражданское общество неавтономно по отношению к

    государственному аппарату. Однако это, хотя и необходимое, но само по себе

    недостаточное условие демократии. В то же время полная автономия здесь

    практически невозможна.

    5. Государственное управление

    в современной России.

    Применительно к современной России в государственном управлении

    можно отметить причудливое переплетение двух противоречивых тенденций.

    Первая заключается в сокращении директивного начала управления, уменьшении

    государственного сектора экономики, превращении государства в одного из -

    хотя и наиболее влиятельного - субъектов регулирования общественных

    процессов. Вторая тенденция реализуется в расширении и усложнении задач

    государства в силу создания рыночной инфраструктуры, формирования новых

    законодательных и иных нормативно- правовых процедур социальных,

    экономических и политических отношений, необходимости регулировать

    становление разных форм собственности и их взаимоотношений. Поэтому нельзя

    однозначно приветствовать призывы к сокращению объема государственного

    управления, особенно если он не замещается самоуправленческими механизмами

    гражданского общества. В таком случае может усилиться состояние

    неуправляемости, произвола и хаоса, элементы чего в той или иной степени

    всегда присутствуют в переходном обществе.

    В РФ конца 90-х годов государственное управление имеет объектом

    общество переходного типа. Для него характерны социальное напряжение и

    конфликты, рост недоверия к социальным институтам и быстрое увеличение

    проявлений отклоняющегося от социальных норм поведения. В этот период

    нарушается баланс интересов различных социальных (профессиональных,

    региональных, национальных, демографических, имущественных и т.д.) групп,

    ломается усвоенная обществом модель социальной справедливости. Отсюда в

    ряду первоочередных, требующих государственного решения стоят проблемы

    нестабильности и кризисов, слабой управляемости, снижения эффективности

    социального управления.

    Государственное управление на основе беспристрастной законодательно

    выверенной системы и современных технологий является для России желаемой

    целью. Это весьма сложный и протяженный во времени процесс. Он имеет много

    различных аспектов. Один из них - развитие теории государственного

    управления, способной не только дать научно обоснованную методологию

    изучения этого важнейшего вида социальной деятельности, но и определить

    верные ориентиры системной, последовательной, реалистичной реформы

    государственного аппарата и обеспечивающих его институтов и механизмов.

    6. Методы государственного управления в экономике.

    Процессы трансформации экономик бывших советских республик привели

    к тотальным преобразованиям всего общественного уклада жизни, включая и

    общественное сознание. Превалирующая среди экономистов и политиков на

    начальном этапе реформирования точка зрения, опирающаяся на неолиберальные

    взгляды относительно минимизации роли государства сыграла, на мой взгляд,

    отрицательную роль. Это проявилось прежде всего в формировании

    тенденциозных взглядов по поводу идеи реформирования, путей и методов

    осуществления реформ. Рынок и государство рассматривались как антиподы. В

    действительности же это не так. В сущности взгляды неолибералов сходны со

    взглядами консервативных западных экономистов, утверждавших, что кроме

    экономических издержек, связанных с расширением государственного сектора,

    есть и другие, касающиеся ограничения индивидуальной свободы. Однако, даже

    при высоком уровне демократии государственному сектору присущи подчинение и

    принуждение и именно от эффективности государственного управления зависит

    насколько целесообразно государство использует предоставленные ей

    возможности. Наряду с традиционными экономическими функциями государства,

    которые позволяют освободиться обществу от невежества, безработицы,

    бедности, болезней, преступности, дискриминации и других бед, в переходный

    экономический период, в период становления новых экономических отношений,

    когда кардинально меняются формы и методы управления, у государства

    возникают новые функции и задачи. Основные функции государства

    заключаются в проведении институциональных преобразований, в отработке

    законодательства, отвечающего рыночной системе, обеспечении условий для его

    обязательного исполнения, содействии в формировании рыночных институтов,

    разработке и проведении социально-экономической политики. Для нормального

    функционирования рынка это более важные и значимые вопросы, чем проведение

    собственно структурных преобразований, таких например, как приватизация,

    реструктуризация отраслей, предприятий. При таком рассмотрении переходных

    процессов, происходящих в обществе особое значение приобретает активная

    государственная политика, которая должна быть нацелена на создание

    институциональных возможностей для продвижения реформ и развития экономики.

    Естественно, что суть переходного процесса предполагает прежде

    всего переход от командных принципов управления экономикой к принципам

    управления в свободной экономике. Свободной прежде всего от

    бюрократического администрирования. Свобода экономической деятельности

    должна дать новые стимулы для производительного труда и весь опыт

    человечества показывает, что чем меньше бюрократических препятствий на пути

    создания и продвижения товара и услуг, тем более эффективнее и выше

    производительность труда. Частные сектор считается более эффективным, чем

    государственный не из-за того, что в государственный сектор попадают более

    ленивые и некомпетентные работники, а в силу того, что у менеджеров частных

    предприятий есть сильный личный стимул – получение дохода с прибыли. В

    государственном секторе меньше стимулов сокращать издержки. И в этом

    различии заложен рыночный принцип эффективности управления, критерием

    которой являются прибыли и убытки. В этой связи актуальна задача

    искоренения повсеместно используемых властями методов управления

    экономикой, основанных на создании искусственных преград на пути

    предпринимательства, увеличивающих издержки производства. Такие приемы

    бюрократического администрирования несовместимы с природой рыночной

    системы.

    Идеи экономического либерализма являются первенствующими и незыблемыми

    при выборе модели экономического развития в развитых и новых индустриальных

    странах, но пути осуществления либерализации могут различаться. Степень

    участия государства в экономике принципиально определяется не только

    политическими режимами, крайними полюсами которых являются авторитаризм и

    демократия, но и развитостью рыночных институтов. Развитые страны со

    сложившейся рыночной инфраструктурой и имеющих крепкое рыночное

    законодательство более привержены к минимизации государственного

    регулирования, и только в той части экономического организма где существуют

    барьеры на пути либерализации отношений.

    В целом же существует прямая зависимость между экономической

    политикой государства и уровнем развития рыночных отношений, что достаточно

    убедительно доказано в экономической науке. Об этом свидетельствует опыт

    послевоенного развития большинства промышленно развитых стран и особенно

    опыт новых индустриальных стран Юго-Восточной Азии. Анализ показывает, что

    эта зависимость носит прямо пропорциональный характер, что выражается в

    усилении государственного влияния на развитие и формирование рыночных

    механизмов и регуляторов по мере развития рыночных отношений. Именно

    государство должно создавать условия по развитию институциональных основ

    рыночной экономики – свободного предпринимательства и добросовестной

    конкуренции. Как убедительно показывает успешная практика новых

    индустриальных стран, государство должно быть инициатором, регулирующим

    формирование рыночной среды, обеспечивать динамизм и устойчивость

    экономического роста. Естественно, что “при сохранении основных принципов

    государственного регулирования, формы и методы воздействия государства на

    экономические процессы значительно изменились, модифицировались. Опыт

    промышленно развитых и новых индустриальных стран свидетельствует о

    длительной эволюции политики государственного вмешательства от жесткого

    контроля к либеральному монетаризму, к созданию механизмов саморегуляции”.

    Было бы неправильно говорить, что преградой на пути

    институциональных преобразований являются только коммунисты и неумение

    правительства регулировать переходными экономическими процессами. Опыт

    реформирования показывает, что не менее значительным тормозом являются

    олигархи, банки и другие монополисты, которые прежде всего из-за своих

    экономических интересов (получения сверхприбыли) не хотят устанавливать

    равные правила игры для всех экономических субъектов. Такая ситуация опять

    же явилась следствием отставания институциональных преобразований в

    обществе в результате чего произошло прежде всего неравномерное

    распределение собственности.

    Еще одной причиной неэффективного государственного регулирования

    является отсутствие транспарентности в работе государственных органов.

    Наряду с созданием рыночного законодательства, повышением эффективности

    исполнения законов за счет включения в законы четких норм их выполнения,

    транспарентность работы государственных органов позволит избежать многих

    негативных моментов, связанных с коррупцией и экономическими

    преступлениями.

    Проведение институциональных преобразований предполагает наличие

    механизмов государственного регулирования экономикой. Весь мировой опыт (не

    только опыт новых индустриальных стран) показывает эффективность применения

    инструментов государственного управления в рыночной экономике, как

    индикативное планирование, активная бюджетная политика, инструменты

    контроля за экономической безопасностью. Опыт проведения реформ в

    Кыргызской Республике с очевидностью показал, что негативы в реформировании

    зачастую связаны с недостаточным пониманием механизмов регулирования.

    Нередко, к сожалению, рыночные реформы осуществлялись и осуществляются

    правительством старыми «коммунистическими» методами. Такой подход

    дискредитирует идеологию реформирования, также как и принцип «переходной»

    демократии или «ограниченной» свободы. Непонимание этого для экономики

    гораздо хуже, чем любая левая идеология.

    7. Заключение.

    На рубеже третьего тысячелетия идет переосмысление парадигмы

    государственного управления, что вызвано глобальными социальными реформами,

    осуществляемыми в разных странах. Процессы трансформации привели к переходу

    цивилизации на постиндустриальные рельсы. Общество становится все более

    информационно открытым, при этом происходит принципиальное обновление

    понимания роли государственного управления, его социальной обусловленности,

    масштабности и эффективности.

    Вопрос о методах государственного управления, как средствах

    достижения правителями своих политических целей, всегда интересовал ученых

    философов и социальных мыслителей. Если попытаться кратко определить

    понятие методов государственного управления, то они представляют собой, во-

    первых, средства осуществления государственных целей и управленческих

    решений, во-вторых, способы поддержания стабильности политической системы и

    воспроизводства институционального порядка в обществе и, в-третьих,

    инструменты мобилизации ресурсов и руководства людьми.

    Исторический опыт политического развития подводит к выводу о том, что

    существует два базовых типа методов государственного управления: убеждение,

    опирающееся в основном на манипулирование механизмами сознания и

    установками поведения граждан, и принуждение, в целом основывающееся на

    использовании силы, а то и крайних форм насилия. Эти два "идеальных типа"

    образуют двухполюсную шкалу "принуждение-убеждение", на которой

    располагаются все промежуточные оттенки применения инструментов руководства

    людьми со стороны государственной администрации.

    1. Список литературы.

    2. Зинченко Г.П. От администрирования к менеджменту // Политические

    исследования. - 1996.- №1.

    3. Комаров Е. Социальная политика как инструмент менеджмента //

    Управление персоналом. - 1997. - №6.

    4. Лебедева М., Исраэлян В. Переговоры - искусство для всех //

    Международная жизнь. - 1991. - №6.

    5. Лебедева М.М. От конфликтного восприятия к согласию // Политические

    исследования. - 1996. - №5.

    6. Нереш Я. После битвы - стол переговоров // Мировая экономика и

    международные отношения. -1989. - №3.

    7. Ростиашвили К.Д. Государственное регулирование в либерально-

    демократической системе // Политические исследования. - 1996. - №6.

    8. Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики

    управления"

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.