МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

    МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

    Институт государственной службы при Президенте Республики Татарстан

    Факультет Государственного и муниципального управления

    Реферат на тему:

    МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

    Выполнил:

    Студент гр. 1011 Шагеев А.

    Проверил:

    Ершов А.Н.

    Казань

    2002

    Содержание:

    1. Введение…………………………………………………………………….3 стр.

    2. Методы государственного управления……………………………..…….4 стр.

    3. Выработка политических решений……………………………………….6 стр.

    4. Государственное управление как система и как процесс………….……8 стр.

    5. Государственное управление в современной России……………………9 стр.

    6. Методы государственного управления в экономике……………….…...10 стр.

    7. Заключение………………………………………………………………...13 стр.

    8. Список литературы………………………………………………………..14 стр.

    1. Введение.

    В преддверии XXI столетия формационные преобразования в развитии

    российского государства - смена общественно-политического строя и социально-

    экономического уклада, внедрение рыночных отношений, темпы и масштабы

    мирового научно- технического прогресса - приобретают особое значение для

    науки и практики управления. Они обусловливают необходимость кардинального

    изменения принципов, функций, форм, методов и средств государственного

    управления. Поэтому требуется решительный пересмотр стереотипов мышления,

    сложившихся в прошлые десятилетия, значительные перемены в мотивах и

    стимулах субъектов и объектов управленческой деятельности.

    В настоящее время, говоря о ситуации в этом плане в стране,

    приходится констатировать, что мы имеем дело с глубоким и беспрецедентным

    управленческим кризисом. Он приобрел всеобщий характер, задев основы

    управленческой вертикали, горизонтальных связей и информационных потоков.

    Это нарушило принципы стимулирования, ответственности и дисциплины, четкого

    исполнения принятых решений, строгого контроля и санкций, государственно-

    административной этики и культуры.

    И все-таки для России с ее многообразным историческим опытом и

    своеобразной восприимчивостью к мировым новациям, огромными масштабами

    ресурсного потенциала и устойчивости, возможностями социального динамизма

    вполне реальна долгосрочная перспектива научного и эффективного управления.

    Именно она выходит в ряд первостепенных условий и факторов преодоления

    эпохи кризиса и спада, перехода к подъему и развитию.

    Понятие “государственное управление” характеризует область научного

    знания и вид социального управления - сферу практической деятельности,

    связанную с решением проблем государственной организации и регулирования

    общественной жизни. Это организующе-регулирующее воздействие государства

    может быть подразделено на две составляющие - политическую и

    административную. В рамках первой - политического управления - решаются

    вопросы что, зачем и почему? Вторая представляет более конкретное

    проявление собственно государственного управления, решающего вопросы, как и

    при помощи чего? В этом смысле оно именуется некоторыми авторами

    административно-государственным управлением. Однако, на мой взгляд, в таком

    термине заложена этимологическая путаница. Действительно, латинское

    “administration” означает не что иное, как управление. Совмещение этих двух

    слов равносильно тому, что характеризовать железо опрелением железное.

    Существуют два полярных подхода к вопросу о соотношении понятий

    “политика” и “государственное управление”. Один в утрированном виде состоит

    в том, что политику следует изгонять отовсюду, т.е. минимизировать ее роль.

    Другой рассматривает государственное управление лишь как механизм

    воплощения политического курса, сформулированного высшими органами власти.

    И если первый подход превозносит свободный рынок и экономические методы

    регулирования, то второй отстаивает создание централизованной системы

    руководства и усиление мер административного воздействия. Истина, как это

    чаще всего бывает, лежит посередине.

    Между политическим и государственным управлением имеются как тесная

    взаимосвязь, так и существенные отличия. Политика в значительной степени

    эмоциональна, в том смысле, что чувствительна к общественному мнению,

    настроениям широких масс людей, их сиюминутным устремлениям, подвержена

    влиянию текущих событий, зависит от предпочтения тех или иных лидеров,

    социальных интересов и т.п. Государственное управление более рационально,

    т.е. функционально организовано и решает конкретные задачи. В первом

    главенствуют нормативно-ценностные знания, обращенные на выяснение

    целесообразности государственных действий и на оценочные характеристики. Во

    втором основную роль играют нормативно-позитивные знания, направленные на

    анализ государственной деятельности и ее последствий. Объединяющие два этих

    понятия начала вытекают не только из особенностей государства как

    политического института, но и из властного характера его организационной

    деятельности.

    Можно выделить три структурных уровня организации государственного

    управления. Высший - институциональный - являющийся пограничным между

    политическим и государственным управлением. На нем определяются общая

    политика и главные задачи ее осуществления. Средний - административный

    уровень - сфера функционального управления (администрирования). На нем

    любое направление деятельности подвергается анализу и раскладывается на

    различные организационно-управленческие компоненты - планирование,

    организацию, руководство, контроль и т.д. На третьем - технологическом

    (низшем) - происходит непосредственное удовлетворение социальных

    потребностей в услугах государственного управления, превращаемых в

    конкретные продукты (результаты), которыми пользуется общество в целом и

    отдельные граждане или их организации.

    Таким образом, государственная администрация в теоретических

    представлениях находится вне сферы политики, тогда как государственное

    управление на институциональном уровне политично и основано на учете

    разнообразия конфликтующих интересов, идей и целей. Профессионально

    ориентированная область государственного управления сосредоточена именно на

    административном уровне и является как бы посредником между сильно

    политизированным институциональным и аполитичным бюрократизированным

    технологическим уровнями.

    2. Методы государственного управления.

    В работе А.А. Дегтярева "Основы политической теории" (1998 г.)

    дается классификация методов государственного управления. Во-первых,

    наиболее радикальным приемом управления является открытое насилие и

    применение карательно- силовых средств. Когда-то на начальных этапах

    политической истории человечества этот метод был одним из доминирующих.

    Например, этот метод активно использовался в восточных деспотиях,

    захватывающих новые территории и вплоть до полного уничтожения притеснявших

    при помощи грубой силы их население. На современном же этапе инструменты

    насилия преобладали в основном в тоталитарных государствах, как, к примеру,

    в фашистской Германии и СССР в 30-е годы или в Кампучии в 70-е годы

    нынешнего века. Во-вторых, возможно такое применение принудительной

    мобилизации и административной регламентации населения, когда органы

    государства обходятся и без регулярного насилия и открытого террора. При

    этом в качестве опоры используется вполне реальная угроза использования

    административных санкций со стороны государства (например, в ряде арабских

    и африканских авторитарных режимов, а при определенных кризисных ситуациях

    и в условиях переходных обществ становящейся демократии).

    В-третьих, одним из главных методов современного государственного

    управления выступает правое регулирование на базе законодательных норм и

    судебно-арбитражной системы. Конечно же, данные методы используются прежде

    всего в правовых государствах, где норма закона становится основным

    регулятором жизни граждан. В-четвертых, эффективным методом управления в

    условиях стабильного общества является систематическое социально-

    политическое маневрирование, включающее в себя инструменты компромиссов

    между правящей и оппозиционными группировками, уступки и повороты в

    социальной и экономической политике, связанные с перегруппировкой сил и

    перераспределением ресурсов. Например, в случае, если консервативная модель

    политики правительства не дает ожидаемых результатов, то последнее может

    усилить социальные программы и перебросить на их осуществление определенные

    ресурсы.

    И, наконец, пятым основным средством управления можно назвать идейно-

    политическое манипулирование, действующее в "мягких" формах на механизмы

    сознания и установки поведения граждан, то есть, прежде всего, на "голову"

    людей, в отличие от грубой силы, действующей на их "тело". На ранних этапах

    государственного развития подобную роль инструмента идейно-политического и

    морального воздействия на массы выполняла религиозная проповедь. Сегодня же

    на первый план выдвигаются средства идейно-политического и социально-

    психологического манипулирования со стороны "масс-медиа". Средства

    телекоммуникаций и массовой информации (СМИ) в конце XX века стали

    приоритетными и эффективными инструментами манипулирования народными

    массами, играя в особенности заметную роль в структуре демократических

    режимов Запада (одним из методов манипулирования общественным сознанием в

    России являются, например, рейтинги политических лидеров и общественно-

    политических организаций).

    Конечно, не следует забывать о том, что в структуре средств и

    методов практически каждого государства имеется весь арсенал упомянутых

    выше инструментов в той или иной пропорции и комбинации, которые

    используются в зависимости от конкретной ситуации (кризис, война и так

    далее), типа режима и фазы его становления, воспроизводства или

    трансформации. В любом случае методы государственного управления

    подвергаются пересмотру, модернизируются, изменяются. Усложнение социально-

    экономических и политических отношений в период проведения в стране

    кардинальных реформ повышает необходимость использования всей совокупности

    ресурсов, обеспечивающих модернизацию политико- управленческой

    деятельности.

    Что же можно считать критериями эффективной модернизации политико-

    управленческой деятельности? Во-первых, углубление и расширение обратной

    связи с электоратом органов власти и аппарата управления, и прежде всего

    предоставление гражданам реальной возможности принимать участие в

    обсуждении через средства массовой информации законопроектов,

    разрабатываемых верховной властью, а также вносить свои замечания и

    предложения по этому поводу в специальные отделы государственного аппарата

    и местного самоуправления; во-вторых, создание не только равных

    возможностей, но и равных условий всем желающим для получения образования,

    приобретения профессии, обеспечивающих социальный престиж и благосостояние

    на уровне среднего класса; в-третьих, пропуск всего управленческого

    аппарата через тренинг с наглядным показом работы по-новому и формированием

    у каждого внутренней психологической установки на длительное и

    бескомпромиссное преодоление стереотипов прежнего труда; в-четвертых,

    формирование принципа ответственности власти, который включает: а) комплекс

    политико-юридических норм, требований, установок, определяющих

    ответственность субъектов власти за качество политики, за принимаемые

    решения, действия и поведение; б) государственные и общественно-гражданские

    институты, обеспечивающие контроль и способность добиться от власти

    выполнения установленных для нее требований; в) систему развития духовно-

    нравственных мотивов, стимулов, побудителей к добросовестному выполнению

    долга у субъектов власти; г) способность общества предупреждать и устранять

    безответственность, произвол и беззаконие из действий и поведения власти;

    д) сама ответственная деятельность субъектов власти, обеспечивающая

    наибольшие результаты на благо общества и граждан.

    3. Выработка политических решений

    Важное место в политико-управленческой деятельности отводится

    процессу принятия решения. В зарубежной науке управления понятие "решение"

    имеет несколько смыслов: 1) отыскание стратегии действия, ожидаемая

    ценность которого не меньше ценности любой другой стратегии из заданного

    набора; 2) набор поведенческих реакций в пользу чего-то; 3) волевая

    готовность к совершению действий, несомненных для субъекта; 4) заключение о

    должном способе действий в определенной ситуации после сравнения

    альтернатив.

    В процессе решения отмечают три основных технологических этапа:

    обоснование, принятие, реализация. Особая роль в процессах решений

    отводится технологическому прогнозированию, прогнозам. Прогноз включает

    набор различных путей и вариантов развития. Он необходим, желателен, но не

    обязателен для решения и действия.

    Характерной чертой решения является его ориентация на цель,

    целенаправленность. Цели должны ставиться, исходя из трех важнейших

    принципов:

    а) это должны быть объективно созревшие цели (соответствующие реальным

    возможностям и потребностям общества и властных субъектов);

    б) эти цели должны быть поняты обществом и достижимы, доступны ему для

    практического осуществления;

    в) цели должны быть приняты обществом, нечужеродны.

    Итак, принятие решения связано со сбором и анализом исходной

    информации, проверенной на достоверность, и моделированием поведения

    объекта. До того, как будет сделан выбор, то есть, принято данное решение,

    определяется стратегия действий, варианты исходов, критерии выбора.

    Для принятия оптимального решения в государственной политике

    существуют два основных способа выбора альтернативного варианта и

    определения согласованного решения: консенсус и голосование. Первый из них

    - способ консенсуса весьма эффективен в тех случаях, когда интересы

    участников принятия решения частично совпадают и лишь незначительно

    расходятся, поэтому решение принимается как компромисс между различными

    альтернативами, поддержанный всеми сторонами. Именно принцип "согласия

    всех" используется для принятия ключевых решений в Совете безопасности ООН

    и ОБСЕ. Но в то же время еще более распространенной является практика

    применения в государственной политике способа голосования для принятия

    стратегических решений. Этот способ выбора решений не ограничивается лишь

    формальной процедурой и техникой голосования, но включает в себя выяснение

    сильных и слабых сторон разных вариантов решения, уточнение позиций лиц,

    принимающих решения.

    Нельзя не заметить, что в механизме принятия политических решений

    выделяются формальные и неформальные звенья, официальные каналы его

    выработки и подготовки. В качестве иллюстрации можно привести процесс

    принятия решений на высшем уровне в современной России. Правила игры и

    социальные факторы в процессе подписания президентских указов примерно уже

    определились: тут и лоббистское давление, и психологический настрой

    Президента, и процедура длительных согласований, которая может заморозить

    на полгода - год подписание документа, а то и просто, образно говоря,

    "спустить его с рельсов". Руководители администрации, премьер, его

    заместители, а также другие высшие государственные руководители,

    согласование с которыми считается необходимым для визирования проекта

    указа, получают решающую возможность затормозить, а то и вообще остановить

    процесс принятия решений по тому или иному важному вопросу. В некоторых

    случаях для виз требуется несколько страниц. Таким образом, даже на первый

    взгляд сугубо персональные решения государственных деятелей несут и

    коллективно-групповой отпечаток (например, интересов и ориентаций семьи

    Президента) и предполагают порой не один уровень проработки и согласования.

    Процесс принятия государственных решений распадается на отдельные

    этапы и функциональные фазы. В обобщенном плане можно было бы выделить

    следующие основные этапы в целостном процессе принятия государственных

    решений:

    1. Определение приоритетных проблем и формирование политической

    "повестки дня". На этом начальном этапе собирается, селектируется и

    анализируется предварительная информация, необходимая для принятия

    политического решения. Изучаются интересы, запросы и требования отдельных

    индивидов, социальных групп и общественных объединений, отбираются

    приоритетные проблемы.

    2. Разработка и рассмотрение альтернативных вариантов политического

    решения общественных проблем.

    3. Окончательный выбор, формулирование и легитимация государственного

    решения. Это, по сути дела, и есть основной этап в процессе принятия

    решения, технологически осуществляемый субъектами государственного

    управления в демократических странах при помощи выясненных выше способов

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.