МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Гражданское общество

    Остается добавить, что структура гражданского общества носит в

    основном горизонтальный характер: все организации гражданского

    общества относятся к числу добровольных самоорганизующихся и

    самоуправляющихся. Однако в гражданском обществе не исключены и

    вертикальные связи, возникающие тогда, когда ряд однотипных

    объединений организует местный орган, членами которого они становятся.

    Такие органы возникли и в России, например Союз научных и инженерных

    обществ.

    Рассмотрим один из важнейших вопросов, вопрос о взаимодействии

    государства о гражданского общества. Он возник вместе с появлением

    гражданского общества. Его ставили крупнейшие ученые разных времен.

    Кто должен первенствовать ? Кто над кем возвышается: государство над

    гражданским обществом или гражданское общество над государством ? Эти

    вопросы и в настоящее время остаются дискуссионными. Что же касается

    реальной, сложившейся в демократических странах ситуации, то она

    очевидна: первенствует тот, у кого в руках политическая власть. Вместе

    с тем нельзя не подчеркнуть, что гражданское общество есть крупнейшая

    общественная сила, с которой государство не может не считаться.

    Рассмотрим, как взаимодействует государство и гражданское общество,

    каковы конкретные формы их сотрудничества, делающие его плодотворным,

    полезным для общества в целом.

    Очевидно, что гражданское общество и государство постоянно идут

    навстречу друг другу. Гражданское общество обращается к государству со

    своими инициативами, требующими государственной поддержки (прежде

    всего материальной), интересами, требованиями, просьбами и т.д.

    Государство идет навстречу гражданскому обществу в разных формах: это

    изучение гражданских инициатив (их поддержка или неодобрение),

    выделение материальных средств для развития активности многих

    общественных объединений, организаций, фондов.

    Практически во всех современных демократических странах в системе

    властных структур организованы и функционируют специальные органы для

    связи с организациями гражданского общества. Направления и формы их

    деятельности чрезвычайно многообразны: регистрация данных организаций,

    оказание им помощи (консультация, финансирование), создание

    благоприятных условий для их финансирования. Например, в

    Великобритании действуют уже многие годы специальный государственный

    орган - Комиссия по благотворительности. Она регистрирует

    благотворительные организации и фонды (в данной стране они достаточно

    многочисленны), деятельность которых направлена на помощь бедным, на

    поддержку церкви, развитие образования, предотвращение дискриминации

    по расовому признаку, на защиту здоровья граждан, обеспечения равных

    возможностей для граждан Великобритании. Важной функцией Комиссии

    является оказание помощи (прежде всего материальной) общественным

    организациям.

    Кроме специализированных органов типа Комиссии по

    благотворительности, есть еще одна распространенная форма контактов

    государства с гражданским обществом. Речь идет о том, что

    представители организаций гражданского общества входят в различные

    советы и комиссии, работающих при парламенте и правительстве. Они

    нередко становятся депутатами в представительных органах политической

    власти. В парламентских комитетах и комиссиях представители

    гражданского общества выступают как эксперты и профессионалы,

    владеющие весьма ценной информацией, касающейся конкретных проблем

    развития гражданского общества и состояния общественного мнения.

    Среди такого рода комитетов и советов при парламентах и

    правительствах ряда западноевропейских стран следует отметить

    социально-экономические советы, имеющие консультативный характер. В

    них входят как представители государственных организаций, так и

    представители многих общественных организаций экономической и

    социальной сфер. Такие советы существуют во Франции, Австрии, Швеции,

    Италии, Бельгии, Испании и других странах. Правительства этих

    государств запрашивают мнение советов о проектах принимаемых законов

    по вопросам социального и экономического характера. В свою очередь, по

    инициативе данные советы могут обратить внимание правительства на

    важность и неотложность решения тех или иных конкретных проблем.

    Среди других форм взаимодействия гражданского общества и

    государства следует отметить существующую во многих странах службу

    парламентского уполномоченного, контролирующую соблюдение прав и

    свобод граждан. Возглавляет эту службу независимое должностное лицо

    высокого ранга, ответственное перед законодательной властью.

    Уполномоченный получает жалобы от граждан, недовольных действиями

    должностных лиц или предпринимателей, и действует в соответствии с

    предоставленными ему возможностями изучать полученные материалы и

    докладывать парламенту результаты расследования с соответствующими

    рекомендациями. Рекомендации уполномоченных редко игнорируются, что

    говорит об их высоком авторитете. В Великобритании уполномоченный по

    гражданским правам назначается королевой по рекомендации премьер-

    министра. Положение уполномоченного по гражданским правам является

    столь высоким и ответственным, что его сравнивают со статусом

    генерального аудитора-контролера парламента, на которого возложены

    обязанности финансового контроля за расходованием правительством

    государственных средств.

    Рассмотрение вопроса о взаимодействии гражданского общества с

    государством позволяет сделать ряд важных выводов.

    1. Гражданское общество является одним из важных и мощных рычагов в

    системе «сдержек» и «противовесов» стремлению политической власти к

    абсолютному господству. Для выполнения этой миссии у него немало

    средств: активное участие в избирательных компаниях и референдумах,

    большие возможности в формировании общественного мнения (в

    частности, с помощью независимых телевизионных каналов), возможности

    в организации компаний сопротивления проведению тех или иных

    государственных реформ.

    2. Само гражданское общество (очень многие из его организаций и

    объединений) нуждается в государственной поддержке. Поэтому

    представители организаций активно участвуют в работе ряда

    государственных органов. Существуя независимо от государства, будучи

    самообразующимися и саморегулирующимися, организации гражданского

    общества в различных формах взаимодействуют с государством.

    3. В свою очередь, государство в высокой степени заинтересовано во

    взаимодействии с гражданским общество. Объясняется это рядом причин:

    именно гражданское общество есть источник легитимности политической силы,

    стоящей у власти;

    контакты с организациями гражданского общества являются для государства

    крупномасштабным источником информации о состоянии общества, его интересах,

    настроениях, отношении к господствующей политической власти;

    в сложные исторические периоды (экономические кризисы, войны и т.д.)

    гражданское общество, как правило, становится мощной силой, поддерживающее

    государство;

    среди организаций гражданского общества немало нуждающихся в материальной

    поддержке со стороны государства, однако есть и такие, которые оказывают

    финансовую помощь государству (ассоциации банков, предпринимательские союзы

    и др.).

    1. Специфика гражданского общества, автономный характер и независимость

    составляющих его организаций не исключает непредсказуемость их

    действий. Поэтому логичными являются усилия государства,

    направленные на создание различных форм контроля за его развитием. К

    таким формам относятся рассмотренные выше представительства

    организаций гражданского общества в различного рода властных

    структурах, создание совместных органов, включающих представителей

    государства и общественных организаций.

    В целом же демократический режим предполагает тесное

    взаимодействие государства и гражданского общества как основы

    политической и экономической стабильности.

    Противостояние гражданского общества и государства хотя и возможно,

    но крайне недолговечно. Прогноз такого состояния не является

    оптимистичным.

    Современные экономические реформы в Российской Федерации призваны

    обеспечить хозяйственную свободу в качестве основы гражданской

    независимости личности. Идет процесс развития многообразных форм

    собственности. Приватизация позволяет частным лицам приобретать в

    собственность часть государственного имущества. Трудовые коллективы

    получили право арендовать государственные предприятия, приобретать на

    акционерной основе объекты промышленности, торговли, сферы услуг.

    Развитие частной собственности и рыночных отношений, как уже

    отмечалось, делает гражданское общество необходимым. Проведение в

    России экономических реформ, направленных на создание свободной

    рыночной экономики, подтвердило это положение уже достаточно

    основательно. За несколько лет в нашей стране возникли многочисленные

    организации, объединения, ассоциации, центры, союзы, фонды, движения,

    отвечающие всем характеристикам гражданского общества. Они появились

    во всех сферах общественной жизни: экономической, социальной,

    политической, духовной и др. Кроме уже названных, сюда относятся:

    Ассоциация российских банков, Межрегиональный биржевой союз,

    Ассоциация биржевых структур агропромышленного комплекса,

    Всероссийская организация брокеров и т.д. Все перечисленные

    организации относятся к субъектам гражданского общества в

    экономической сфере. В других сферах общественной жизни, например в

    социальной и духовной, их возникло еще больше.

    Бурный рост организаций гражданского общества объясняется не только

    становлением частной собственности и рыночной экономики, что сделало

    их появление необходимым, но и созданием важных условий, которые

    сделали развитие гражданского общества возможным. Речь идет о

    демократизации общественно-политической жизни в стране.

    Экономические, политические и юридические основы формирования

    гражданского общества в России зафиксированы в ее Конституции. Она

    провозглашает, что Россия является демократическим правовым

    государством (ст. 1). В стране гарантируется единство экономического

    пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых

    средств, поддержка добросовестной конкуренции, свобода экономической

    деятельности. Конституция России признает и защищает равным образом

    частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности

    (ст. 8).

    Каждый гражданин согласно Конституции имеет право на свободное

    использование своих способностей и имущества для предпринимательской

    деятельности (ст. 34). Право частной собственности охраняется законом.

    Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться

    и распоряжаться им. Никто не должен быть лишен своего имущества иначе

    как по суду. Право наследования гарантируется (ст. 35, 36).

    В соответствии с теорией естественного права российская Конституция

    провозглашает, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и

    принадлежит каждому от рождения (ст. 17). Утверждается право на жизнь,

    свободу, равенство, достоинство личности.

    Гражданский кодекс Российской Федерации закрепляет и развивает

    гражданские права и свободы, провозглашенные в Конституции Российской

    Федерации. Гражданское законодательство основывается на признании

    равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности

    собственности, свободы договора, недопустимости вмешательства кого-

    либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления

    гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их

    судебной защиты (ст. 1.1).

    Гражданское законодательство определяет правовое положение

    участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок

    осуществления права собственности и других имущественных прав,

    исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности

    (интеллектуальная собственность),регулирует договорные и иные

    обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные

    неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и

    имущественной самостоятельности их участников (ст. 2.1).

    Становление российского гражданского общества предполагает не

    только права и свободы, но и гражданскую ответственность, всеобщее

    прямое и равное избирательное право, независимый суд и прокуратуру,

    совершенное законодательство. Для развития гражданского общества в

    России (как и любой другой стране) необходимы экономическая и

    политическая стабильность.

    Становление гражданского общества в России вызвало к жизни новые

    тенденции, внесло изменения в ранее существовавшие общественные

    организации, привело к созданию новых организаций и объединений.

    В процессе формирования гражданского общества в России намечается

    тенденция включить противоречивые социальные явления в рамки

    переговорного процесса, создав механизм социального партнерства,

    регулирующий трудовые отношения. Инициатива создания такой системы

    идет сверху. Профсоюзы и предприниматели вследствие своей

    разобщенности не могут обойтись без посредничества государства.

    Практика заключения коллективных договоров, определяющую социальную

    ответственность сторон, начинает расширяться прежде всего на

    горнодобывающих предприятиях.

    Формирование системы социального партнерства - длительный процесс.

    В США он занял около 30 лет. Главное условие успеха построения системы

    партнерства состоит в содержании и сроках проведения экономических

    преобразований, в успешном функционировании других сфер гражданского

    общества.

    В профсоюзном движении растет число новых профсоюзов,

    альтернативных государственным. Новые профсоюзы более однородны

    социально и профессионально, лишены громоздкого бюрократического

    аппарата. Конфедерация труда, созданная в мае 1990 г.,

    трансформируется в Объединение негосударственных и общественных

    организаций.

    Традиционные профсоюзные структуры, в частности Федерация

    независимых профсоюзов России, используя лозунги социальной защиты,

    взяли на вооружение многие приемы борьбы негосударственных профсоюзов

    (Независимого профсоюза горняков): создание стачкомов, выдвижение

    проектов генеральных тарифных соглашений и т.п.

    Гражданское общество в современной России включает немало

    организаций, в которые входят трудовые коллективы. Например в 1992г.

    оформился Российский совет трудовых коллективов. Он поставил перед

    собой такие задачи, как: развитие самоуправления, осуществление

    законодательной инициативы, независимой экспертизы проектов и решений

    органов власти относительно предприятий, представительство и защита

    интересов членов советов трудовых коллективов в государственных,

    общественных и судебных органах и др.

    В настоящее время в России созданы и действуют разнообразные фонды

    социальной защиты граждан и культуры: Фонд защиты от разрушения

    исторических памятников Санкт-Петербурга; защиты материнства и

    детства; Пенсионный фонд и т. п. О развитии гражданского общества в

    России свидетельствует движение потребителей, организовано

    оформившееся в России в Конфедерацию обществ потребителей. Оно

    призвано защищать права и интересы потребителей, координировать усилия

    их организации. Информационно и юридически оно выступает против

    плохого качества или опасных грузов, вводящей в заблуждение рекламы,

    несправедливых цен, недобросовестной практики бизнеса.

    Рассмотрение вопроса о становлении гражданского общества в России

    позволяет сделать два вывода: 1) гражданское общество в нашей стране

    делает хотя и существенные, но первые шаги; 2) становление

    гражданского общества у нас имеет свою специфику, но в целом

    развивается в направлении, по которому прошли демократические страны

    Запада

    .

    Используемая литература.

    1. Конституция Российской Федерации. М., 1993.

    2. Выступление Президента РФ Б. Ельцина на церемонии торжественного

    подписания Договора об общественном согласии //Российская газета.

    1994. 29 апреля.

    3. Городецкая И. Консьюмеристское движение на Западе //МЭ и МО. 1993.

    N5.

    4. Городецкая И. Благотворительные и другие добровольческие организации

    Великобритании // МЭ и МО. 1994. N4.

    5. Кумар К. Гражданское общество. М., 1994.

    6. Матвеев Р.Ф. Теоретическая и практическая политология. М., 1993.

    7. Майданик К. Левые движения в поставторитарном обществе // Свободная

    мысль. 1994. N9.

    8. Медушевский А..Н. Общество и государство в русском историческом

    процессе // Вестник Московского университета. Серия 12.- 1993. N1.

    9. Местное самоуправление. Политологический подход. Саратов, 1994.

    10. Ольсевич Ю. Социальное партнерство в России: имеются ли предпосылки

    ? //Вопросы экономики. 1994. N5.

    11. Политологический словарь. М., 1994. Ч. I и II.

    12. Пригожин А.И. Социология организаций. М., 1980.

    13. Резник Ю.М. Гражданское общество как феномен цивилизации. М., 1993

    14. Семененко И. Предпринимательские ассоциации в странах Восточной

    Европы и России // МЭ и МО. 1993. N4.

    15. Стариков Е.Н. Социальная структура переходного общества (опыт

    инвентаризации) //Полис. 1994. N4.

    16. Туров И.С. Общество как социальная система // Социально-политический

    журнал. 1994. N12.

    17. Френк Ричард Д. Государство, общество и бизнес в условиях

    индустриальной демократии // Проблемы теории и практики управления.

    1993. N1.

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.