Государство в политической системе общества
Государство в политической системе общества
Министерство Образования РФ
Самарская Государственная Экономическая Академия
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по Политологии на тему:
«Государство в политической системе общества».
Выполнил:
Студентка 5 курса
экономического факультета
заочного отделения
специальности
Проверил:
______________________
Оценка: ______________
Тольятти
2002 год
С О Д Е Р Ж А Н И Е
|1. |Государство как основной институт политической власти. |3 |
| |Причины его возникновения …………………………………………… | |
| | | |
|2. |Формы государственного устройства и правления …………………. |8 |
| | | |
|3. |Правовое государство и гражданское общество ……………………... |12 |
| | | |
| |Список литературы ……………………………………………….……… |19 |
I. Государство как основной институт политической власти.
Причины его возникновения.
Государство выступает в качестве основного средства осуществления
политической власти. Это обстоятельство придает ему статус центрального
института политической системы. В качестве такового государство само
обладает сложной институциональной структурой, выполняет специфические
функции, характеризуется определенными формами устройства и типологическими
чертами.
Термин «государство» употребляется в узком и широком значениях:
1) в узком значении — как институт господства, как носитель
государственной власти. Государство существует в виде того, что
противостоит «обществу»;
2) в широком — как государственно оформленная всеобщность, союз
граждан, как община. Здесь оно обозначает целое, охватывающее «государство»
(в узком смысле) и «общество».
Отправной пункт политологического анализа государства — определение
его основным элементом, сердцевиной политической системы.
Античная мысль не знала сущностного разделения общественной и
государственной жизни, усматривая в последней лишь способ решения «общих
дел» всех граждан. Средневековье ограничивалось констатацией божественной
сущности государства. Различение собственно государственно-политической
сферы начинается с Нового времени. С XVI—XVII вв. термином «государство»
стали обозначать все государственные образования, которые до того
назывались «княжеское господство», «городская община», «республика» и т.д.
Заслуга введения понятия государства принадлежит Н.Макиавелли,
использовавшего для обозначения государства термин «stato» (лат. Status —
положение, статус), которым он объединил такие понятия, как «республика» и
«единовластное правление». Сначала термин «государство» укореняется в
Испании («estado») и во Франции («etat»), позднее — в Германии («Staat»). С
этого времени понятия «государство» и «гражданское общество» стали
различаться. К XVIII в. с завершением становления европейского понятия
нации-государства оно решительно и повсеместно вытесняет широкое понятие
республики как политического сообщества вообще.
Существует несколько концепций происхождения, природы и социального
назначения государства.
Теократическая концепция рассматривает государство как Божий промысел,
основываясь на тезисе «вся власть от Бога». Подчинение людей воле Божьей,
принципам божественного разума обеспечивает порядок в обществе,
самосохранение и продолжение человеческого рода. Указанная концепция имела
под собой реальные исторические факты: первые государственные образования
имели религиозные формы (правление жрецов), божественное право придавало
власти авторитет, а решениям государства — обязательность. Современный
католицизм также предполагает божественный генезис идеи государства и
принципов власти при преходящем характере и происхождении конкретных актов
ее осуществления.
Патриархальная концепция интерпретирует государственную власть как
опекунскую, отеческую, возникающую в результате соединения родов в племена,
племен в общности. Государство трактуется как большая семья, в которой
отношения монарха и его подданных отождествляются с отношениями отца и
членов семьи. Еще Конфуций изложил патриархально-патерналистскую концепцию
государства. Он призывал правителей строить отношения с подданными на
началах добродетели. Государство — это развитая форма патриархальной
власти, осуществляемая от имени всех и к общей пользе. На Руси к исходу
средневековья использовалась родовая идея вождя как господа (господаря /
государя), т.е. могущественного деятеля, регулирующего отношения с другими
— чужаками.
В XVII—XVIII вв. оформляются договорные (контрактные) теории
происхождения государства (Дж.Локк, Т.Гоббс, Ж.Ж.Руссо). С точки зрения
сторонников этих теорий, государство возникло в результате сознательного и
добровольного соглашения людей, которые прежде пребывали в естественном,
догосударственном состоянии, но потом для того чтобы обеспечить свои права
и свободы, решили создать государственные институты. Как отмечал
французский мыслитель Д.Дидро, люди «осознали, что каждому человеку нужно
поступаться частью своей естественной независимости и покориться воле,
которая представляла бы собой волю всего общества и была бы… общим центром
и пунктом единения всех их воль и всех их сил».
В XIX в. были созданы основы марксистского учения о классах и
государстве, согласно которому государство представляет собой политическую
машину для подавления господствующими классами трудящихся масс. Государство
возникает вместе с разделением общества на классы и ростом классовых
антагонизмов. В.И.Ленин подчеркивал: «Государство есть орган классового
господства, орган угнетения одного класса другим, есть создание «порядка»,
который узаконивает и упрочивает это угнетение, умеряя столкновении
классов». Марксизм предполагает, что классы исчезнут так же неизбежно, как
неизбежно они в прошлом возникли. С исчезновением же классов исчезнет
(«отомрет») и государство — таков конечный вывод марксистской теории.
В конце XIX в. объяснение генезиса государства пополняется теорией
завоевания (насилия). Ее сторонники (Л.Гумплович, К.Каутский) полагали, что
первые государства возникли в результате воздействия внешнего фактора —
завоевания воинственными кочевниками или викингами земледельческих обществ
и эксплуатации их победителями. Не божественное провидение, общественный
договор или идея свободы, а столкновение враждебных племен, грубое
превосходство силы, насилие — «вот родители и повивальная бабка
государства», — полагал Л.Гумплович. В целом, как показали сравнительно-
исторические исследования последних десятилетий, не существует единой и
обязательно причины возникновения государства. На этот процесс оказывали
влияние самые разнообразные внутренние и внешние факторы: увеличение
прибавочного продукта, совершенствование технологий географические условия,
этнические отношения, рост народо-населения, экология, война и завоевание,
внешнее влияние и торговля идеологический и фактор и т.д. Так, причиной
появления первого в истории славян государства Карантании (территория
нынешней Словении) стали не классовые антагонизмы, а сильное влияние Рима.
Абсолютная монархия на Руси складывалась в силу необходимости национальной
обороны. И в то же время процесс централизации государственной власти был
процессом насильственного присоединения русских земель — княжеств к единому
центру, Москве.
В зависимости от особенностей взаимоотношений власти и личности,
воплощения в государственном устройстве рациональности, принципов свободы и
прав человека в политической науке выделяются следующие типы государства:
традиционные, сложившиеся преимущественно стихийно и имеющие неограниченную
власть над подданными, и конституционные, ограничивающие власть правом
(конституцией) и строящиеся на основе разделения властей.
Государство Нового времени (современное государство) имеет ряд
характерных черт, важнейшие из которых признаны мировым сообществом и
используются им в качестве критериев признания отдельных государств
субъектами международных отношений, обладающими определенными правами и
обязанностями. Такими критериями выступают три важнейших конституирующих
элемента государства: территория, население (народ) и суверенная власть.
Территория - это физическая, материальная основа государства.
Территориальный признак построения отличает государство от родоплеменных,
религиозных, общественно-политических и других объединений.
Территория как признак государства нераздельна (принадлежность земли
многим частным собственникам не делит между ними территорию);
неприкосновенна, что находит свое выражение, в частности, в принципе
невмешательства публичной власти в дела другого государства исключительна
(на территории государства господствует власть только этого государства);
неотчуждаема (государство, лишившееся территории, перестает быть
государством).
Население как составляющий элемент государства есть человеческое
сообщество, проживающее на территории данного государства и подчиняющееся
его власти. В международном праве народ фактически отождествляется с
населением, которое может быть полинациональным, состоять из различных
племен, народностей и даже наций, при этом необязательно, чтобы все они
идентифицировали себя с государством или титульной нацией (таковы,
например, курды в Турции).
Целостность народа, т.е. всеобщее подчинение населения существующей
власти, является важнейшим условием целостности государства. Раскол
населения по социально-классовому или иному (этническому, религиозному)
признаку представляет серьезную угрозу существованию государства.
Суверенная власть является определяющим элементом (признаком)
государства. Суверенитет (лат. «Super» - над) - не зависимое от каких-либо
сил, обстоятельств и лиц верховенство. Основоположник теории абсолютного
суверенитета Жан Боден отмечал, что «без единой и неделимой Государственной
воли не может быть и единого национального интереса».
Государственная власть суверенна, т.е. обладает верховенством внутри
страны и независимостью в отношениях с другими государствами. Будучи
суверенной, государственная власть, во-первых, является универсальной,
распространяясь на все население и на все общественные, в том числе
политические организации; во-вторых, обладает прерогативой отменить любые
проявления всех иных общественных властей; в-третьих, имеет исключительные
средства воздействия, которыми никто, кроме нее, не располагает (армия,
полиция, тюрьмы и т.д.).
В отличие от коллективной власти родового общества государственная
власть непосредственно не совпадает с населением. Осуществление публичной
власти требует определенной организации — формирования государственных
учреждений, становления специального аппарата (чиновников, армии,судей и
т.д.).
Предшествующий анализ позволяет сформулировать следующее обобщенное
определение государства как центрального института политической системы.
Государство — особая форма организации политической власти в обществе,
обладающая суверенитетом, монополией на применение узаконенного насилия и.
осуществляющая управление обществом с помощью специального механизма
(аппарата).
Государство выполняет ряд функций, которые отличают его от других
политических институтов. Функции отражают главные направления в
деятельности государства по выполнению им своего предназначения. К
внутренним функциям государства можно отнести экономическую, социальную,
организаторскую, правовую, политическую, образовательную, культурно-
воспитательную и т.д.
Экономическая функция выражается в организации, координации,
регулировании экономических процессов с помощью налоговой и кредитной
политики, создания стимулов экономического роста или осуществления санкций,
в обеспечении макроэкономической стабильности.
Социальная функция государства проявляется в осуществлении заботы о
человеке как члене социума: удовлетворение потребностей людей в жилье,
работе, поддержании здоровья, образовании; поддержка незащищенных групп
населения и т.д.
Организаторская функция заключается в упорядочении всей властной
деятельности: принятии, организации и исполнении решений, формировании и
использовании управленцев, осуществлении Контроля за исполнением законов,
осуществлении координации деятельности различных субъектов политической
системы и т.д.
Правовая функция включает обеспечение правопорядка, установление
правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан.
Политическая функция государства состоит в обеспечении политической
стабильности, осуществлении властных полномочий выработке программно-
стратегических целей и задач развития общества.
Образовательная функция реализуется в деятельности государства по
обеспечению демократизации образования, его непрерывности, предоставлении
людям равных возможностей получения и т.д.
Культурно-воспитательная функция государства направлена на создание
условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой
духовности, гражданственности.
Среди внешних функций следует выделить функцию взаимовыгодного
сотрудничества в экономической, политической, культурной и других сферах с
другими государствами и функцию обороны страны.
II. Формы государственного устройства и правления.
Государство представляет собой особую форму организации политической
власти, которая имеет определенное устройство. Организацию, устройство и
реализацию государственной власти отражает понятие «форма государства».
Форма государства как совокупность внешних признаков государства
включает три элемента: форму государственного устройства, форму правления,
политический режим.
Форма государственного устройства — это национально-территориальная
организация государства и взаимоотношения центральных, региональных
органов.
Основными формами государственного устройства являются конфедерация,
унитарное государство, федерация.
Конфедерация. Эта форма государственного устройства представляет из
себя постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения каких-
либо общих, преимущественно внешнеполитических, целей. Каждый член
конфедерации, сохраняя государственную самостоятельность и объединяясь с
другими государствами в добровольный союз, делегирует центру строго
ограниченный круг полномочий. Для осуществления согласованной политики
государства, входящие в состав конфедерации, создают один или несколько
специальных органов и должностных постов. Решения принимаются на основании
консенсуса и вступают в силу лишь после утверждения центральными органами
власти соответствующих государств. Отсутствует единая налоговая и правовая
системы. Конфедеративный договор можно расторгнуть по желанию одной из
сторон.
Примером конфедерации в прошлом могут служить США (1776—1787),
Швейцария (1815—1848), Германский союз (1815—1867). Некоторые черты
конфедерации прослеживаются ныне в Европейском Союзе.
Унитарное государство. Эта форма государственного устройства
характеризуется высокой степенью централизации политической власти. Она
имеет наибольшее распространение в мире. Примером могут служить такие
страны, как Финляндия, Франция, Испания, Великобритания, Япония и многие
другие.
В унитарном государстве действует единая конституция, нормы которой
применяются на всей территории страны; централизованная судебная система;
единая система высших органов государственной власти; единое гражданство и
единая система права. Территория унитарного государства подразделяется на
административно-территориальные единицы (департаменты, области, районы и
т.д.), которые не обладают политической самостоятельностью.
В настоящее время существует несколько унитарных государств
(Великобритания, Испания, Италия, Дания, Финляндия), устройство которых
характеризуется наличием административной автономии для отдельных
территорий, например, в состав Великобритании входят Шотландия и Северная
Ирландия, которые пользуются ограниченной автономией.
Федерация. Федерация представляет собой союзное государство, состоящее
из государственных образований, обладающих юридической и определенной
политической самостоятельностью. Федерация является достаточно
распространенной формой государственного устройства (Россия, США, Канада,
Бразилия, Танзания и др.)
Объединяющими началами федерации выступают единое социально-
экономическое пространство, единая денежная система, федеральное
Страницы: 1, 2
|