МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Государство в политической системе общества

    Государство в политической системе общества

    Министерство Образования РФ

    Самарская Государственная Экономическая Академия

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

    по Политологии на тему:

    «Государство в политической системе общества».

    Выполнил:

    Студентка 5 курса

    экономического факультета

    заочного отделения

    специальности

    Проверил:

    ______________________

    Оценка: ______________

    Тольятти

    2002 год

    С О Д Е Р Ж А Н И Е

    |1. |Государство как основной институт политической власти. |3 |

    | |Причины его возникновения …………………………………………… | |

    | | | |

    |2. |Формы государственного устройства и правления …………………. |8 |

    | | | |

    |3. |Правовое государство и гражданское общество ……………………... |12 |

    | | | |

    | |Список литературы ……………………………………………….……… |19 |

    I. Государство как основной институт политической власти.

    Причины его возникновения.

    Государство выступает в качестве основного средства осуществления

    политической власти. Это обстоятельство придает ему статус центрального

    института политической системы. В качестве такового государство само

    обладает сложной институциональной структурой, выполняет специфические

    функции, характеризуется определенными формами устройства и типологическими

    чертами.

    Термин «государство» употребляется в узком и широком значениях:

    1) в узком значении — как институт господства, как носитель

    государственной власти. Государство существует в виде того, что

    противостоит «обществу»;

    2) в широком — как государственно оформленная всеобщность, союз

    граждан, как община. Здесь оно обозначает целое, охватывающее «государство»

    (в узком смысле) и «общество».

    Отправной пункт политологического анализа государства — определение

    его основным элементом, сердцевиной политической системы.

    Античная мысль не знала сущностного разделения общественной и

    государственной жизни, усматривая в последней лишь способ решения «общих

    дел» всех граждан. Средневековье ограничивалось констатацией божественной

    сущности государства. Различение собственно государственно-политической

    сферы начинается с Нового времени. С XVI—XVII вв. термином «государство»

    стали обозначать все государственные образования, которые до того

    назывались «княжеское господство», «городская община», «республика» и т.д.

    Заслуга введения понятия государства принадлежит Н.Макиавелли,

    использовавшего для обозначения государства термин «stato» (лат. Status —

    положение, статус), которым он объединил такие понятия, как «республика» и

    «единовластное правление». Сначала термин «государство» укореняется в

    Испании («estado») и во Франции («etat»), позднее — в Германии («Staat»). С

    этого времени понятия «государство» и «гражданское общество» стали

    различаться. К XVIII в. с завершением становления европейского понятия

    нации-государства оно решительно и повсеместно вытесняет широкое понятие

    республики как политического сообщества вообще.

    Существует несколько концепций происхождения, природы и социального

    назначения государства.

    Теократическая концепция рассматривает государство как Божий промысел,

    основываясь на тезисе «вся власть от Бога». Подчинение людей воле Божьей,

    принципам божественного разума обеспечивает порядок в обществе,

    самосохранение и продолжение человеческого рода. Указанная концепция имела

    под собой реальные исторические факты: первые государственные образования

    имели религиозные формы (правление жрецов), божественное право придавало

    власти авторитет, а решениям государства — обязательность. Современный

    католицизм также предполагает божественный генезис идеи государства и

    принципов власти при преходящем характере и происхождении конкретных актов

    ее осуществления.

    Патриархальная концепция интерпретирует государственную власть как

    опекунскую, отеческую, возникающую в результате соединения родов в племена,

    племен в общности. Государство трактуется как большая семья, в которой

    отношения монарха и его подданных отождествляются с отношениями отца и

    членов семьи. Еще Конфуций изложил патриархально-патерналистскую концепцию

    государства. Он призывал правителей строить отношения с подданными на

    началах добродетели. Государство — это развитая форма патриархальной

    власти, осуществляемая от имени всех и к общей пользе. На Руси к исходу

    средневековья использовалась родовая идея вождя как господа (господаря /

    государя), т.е. могущественного деятеля, регулирующего отношения с другими

    — чужаками.

    В XVII—XVIII вв. оформляются договорные (контрактные) теории

    происхождения государства (Дж.Локк, Т.Гоббс, Ж.Ж.Руссо). С точки зрения

    сторонников этих теорий, государство возникло в результате сознательного и

    добровольного соглашения людей, которые прежде пребывали в естественном,

    догосударственном состоянии, но потом для того чтобы обеспечить свои права

    и свободы, решили создать государственные институты. Как отмечал

    французский мыслитель Д.Дидро, люди «осознали, что каждому человеку нужно

    поступаться частью своей естественной независимости и покориться воле,

    которая представляла бы собой волю всего общества и была бы… общим центром

    и пунктом единения всех их воль и всех их сил».

    В XIX в. были созданы основы марксистского учения о классах и

    государстве, согласно которому государство представляет собой политическую

    машину для подавления господствующими классами трудящихся масс. Государство

    возникает вместе с разделением общества на классы и ростом классовых

    антагонизмов. В.И.Ленин подчеркивал: «Государство есть орган классового

    господства, орган угнетения одного класса другим, есть создание «порядка»,

    который узаконивает и упрочивает это угнетение, умеряя столкновении

    классов». Марксизм предполагает, что классы исчезнут так же неизбежно, как

    неизбежно они в прошлом возникли. С исчезновением же классов исчезнет

    («отомрет») и государство — таков конечный вывод марксистской теории.

    В конце XIX в. объяснение генезиса государства пополняется теорией

    завоевания (насилия). Ее сторонники (Л.Гумплович, К.Каутский) полагали, что

    первые государства возникли в результате воздействия внешнего фактора —

    завоевания воинственными кочевниками или викингами земледельческих обществ

    и эксплуатации их победителями. Не божественное провидение, общественный

    договор или идея свободы, а столкновение враждебных племен, грубое

    превосходство силы, насилие — «вот родители и повивальная бабка

    государства», — полагал Л.Гумплович. В целом, как показали сравнительно-

    исторические исследования последних десятилетий, не существует единой и

    обязательно причины возникновения государства. На этот процесс оказывали

    влияние самые разнообразные внутренние и внешние факторы: увеличение

    прибавочного продукта, совершенствование технологий географические условия,

    этнические отношения, рост народо-населения, экология, война и завоевание,

    внешнее влияние и торговля идеологический и фактор и т.д. Так, причиной

    появления первого в истории славян государства Карантании (территория

    нынешней Словении) стали не классовые антагонизмы, а сильное влияние Рима.

    Абсолютная монархия на Руси складывалась в силу необходимости национальной

    обороны. И в то же время процесс централизации государственной власти был

    процессом насильственного присоединения русских земель — княжеств к единому

    центру, Москве.

    В зависимости от особенностей взаимоотношений власти и личности,

    воплощения в государственном устройстве рациональности, принципов свободы и

    прав человека в политической науке выделяются следующие типы государства:

    традиционные, сложившиеся преимущественно стихийно и имеющие неограниченную

    власть над подданными, и конституционные, ограничивающие власть правом

    (конституцией) и строящиеся на основе разделения властей.

    Государство Нового времени (современное государство) имеет ряд

    характерных черт, важнейшие из которых признаны мировым сообществом и

    используются им в качестве критериев признания отдельных государств

    субъектами международных отношений, обладающими определенными правами и

    обязанностями. Такими критериями выступают три важнейших конституирующих

    элемента государства: территория, население (народ) и суверенная власть.

    Территория - это физическая, материальная основа государства.

    Территориальный признак построения отличает государство от родоплеменных,

    религиозных, общественно-политических и других объединений.

    Территория как признак государства нераздельна (принадлежность земли

    многим частным собственникам не делит между ними территорию);

    неприкосновенна, что находит свое выражение, в частности, в принципе

    невмешательства публичной власти в дела другого государства исключительна

    (на территории государства господствует власть только этого государства);

    неотчуждаема (государство, лишившееся территории, перестает быть

    государством).

    Население как составляющий элемент государства есть человеческое

    сообщество, проживающее на территории данного государства и подчиняющееся

    его власти. В международном праве народ фактически отождествляется с

    населением, которое может быть полинациональным, состоять из различных

    племен, народностей и даже наций, при этом необязательно, чтобы все они

    идентифицировали себя с государством или титульной нацией (таковы,

    например, курды в Турции).

    Целостность народа, т.е. всеобщее подчинение населения существующей

    власти, является важнейшим условием целостности государства. Раскол

    населения по социально-классовому или иному (этническому, религиозному)

    признаку представляет серьезную угрозу существованию государства.

    Суверенная власть является определяющим элементом (признаком)

    государства. Суверенитет (лат. «Super» - над) - не зависимое от каких-либо

    сил, обстоятельств и лиц верховенство. Основоположник теории абсолютного

    суверенитета Жан Боден отмечал, что «без единой и неделимой Государственной

    воли не может быть и единого национального интереса».

    Государственная власть суверенна, т.е. обладает верховенством внутри

    страны и независимостью в отношениях с другими государствами. Будучи

    суверенной, государственная власть, во-первых, является универсальной,

    распространяясь на все население и на все общественные, в том числе

    политические организации; во-вторых, обладает прерогативой отменить любые

    проявления всех иных общественных властей; в-третьих, имеет исключительные

    средства воздействия, которыми никто, кроме нее, не располагает (армия,

    полиция, тюрьмы и т.д.).

    В отличие от коллективной власти родового общества государственная

    власть непосредственно не совпадает с населением. Осуществление публичной

    власти требует определенной организации — формирования государственных

    учреждений, становления специального аппарата (чиновников, армии,судей и

    т.д.).

    Предшествующий анализ позволяет сформулировать следующее обобщенное

    определение государства как центрального института политической системы.

    Государство — особая форма организации политической власти в обществе,

    обладающая суверенитетом, монополией на применение узаконенного насилия и.

    осуществляющая управление обществом с помощью специального механизма

    (аппарата).

    Государство выполняет ряд функций, которые отличают его от других

    политических институтов. Функции отражают главные направления в

    деятельности государства по выполнению им своего предназначения. К

    внутренним функциям государства можно отнести экономическую, социальную,

    организаторскую, правовую, политическую, образовательную, культурно-

    воспитательную и т.д.

    Экономическая функция выражается в организации, координации,

    регулировании экономических процессов с помощью налоговой и кредитной

    политики, создания стимулов экономического роста или осуществления санкций,

    в обеспечении макроэкономической стабильности.

    Социальная функция государства проявляется в осуществлении заботы о

    человеке как члене социума: удовлетворение потребностей людей в жилье,

    работе, поддержании здоровья, образовании; поддержка незащищенных групп

    населения и т.д.

    Организаторская функция заключается в упорядочении всей властной

    деятельности: принятии, организации и исполнении решений, формировании и

    использовании управленцев, осуществлении Контроля за исполнением законов,

    осуществлении координации деятельности различных субъектов политической

    системы и т.д.

    Правовая функция включает обеспечение правопорядка, установление

    правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан.

    Политическая функция государства состоит в обеспечении политической

    стабильности, осуществлении властных полномочий выработке программно-

    стратегических целей и задач развития общества.

    Образовательная функция реализуется в деятельности государства по

    обеспечению демократизации образования, его непрерывности, предоставлении

    людям равных возможностей получения и т.д.

    Культурно-воспитательная функция государства направлена на создание

    условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой

    духовности, гражданственности.

    Среди внешних функций следует выделить функцию взаимовыгодного

    сотрудничества в экономической, политической, культурной и других сферах с

    другими государствами и функцию обороны страны.

    II. Формы государственного устройства и правления.

    Государство представляет собой особую форму организации политической

    власти, которая имеет определенное устройство. Организацию, устройство и

    реализацию государственной власти отражает понятие «форма государства».

    Форма государства как совокупность внешних признаков государства

    включает три элемента: форму государственного устройства, форму правления,

    политический режим.

    Форма государственного устройства — это национально-территориальная

    организация государства и взаимоотношения центральных, региональных

    органов.

    Основными формами государственного устройства являются конфедерация,

    унитарное государство, федерация.

    Конфедерация. Эта форма государственного устройства представляет из

    себя постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения каких-

    либо общих, преимущественно внешнеполитических, целей. Каждый член

    конфедерации, сохраняя государственную самостоятельность и объединяясь с

    другими государствами в добровольный союз, делегирует центру строго

    ограниченный круг полномочий. Для осуществления согласованной политики

    государства, входящие в состав конфедерации, создают один или несколько

    специальных органов и должностных постов. Решения принимаются на основании

    консенсуса и вступают в силу лишь после утверждения центральными органами

    власти соответствующих государств. Отсутствует единая налоговая и правовая

    системы. Конфедеративный договор можно расторгнуть по желанию одной из

    сторон.

    Примером конфедерации в прошлом могут служить США (1776—1787),

    Швейцария (1815—1848), Германский союз (1815—1867). Некоторые черты

    конфедерации прослеживаются ныне в Европейском Союзе.

    Унитарное государство. Эта форма государственного устройства

    характеризуется высокой степенью централизации политической власти. Она

    имеет наибольшее распространение в мире. Примером могут служить такие

    страны, как Финляндия, Франция, Испания, Великобритания, Япония и многие

    другие.

    В унитарном государстве действует единая конституция, нормы которой

    применяются на всей территории страны; централизованная судебная система;

    единая система высших органов государственной власти; единое гражданство и

    единая система права. Территория унитарного государства подразделяется на

    административно-территориальные единицы (департаменты, области, районы и

    т.д.), которые не обладают политической самостоятельностью.

    В настоящее время существует несколько унитарных государств

    (Великобритания, Испания, Италия, Дания, Финляндия), устройство которых

    характеризуется наличием административной автономии для отдельных

    территорий, например, в состав Великобритании входят Шотландия и Северная

    Ирландия, которые пользуются ограниченной автономией.

    Федерация. Федерация представляет собой союзное государство, состоящее

    из государственных образований, обладающих юридической и определенной

    политической самостоятельностью. Федерация является достаточно

    распространенной формой государственного устройства (Россия, США, Канада,

    Бразилия, Танзания и др.)

    Объединяющими началами федерации выступают единое социально-

    экономическое пространство, единая денежная система, федеральное

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.