МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Европейский союз и его позиция в международных отношениях

    вовлечь Великобританию в ассоциацию, которая была бы не только

    экономической, но и стратегической. Де Голль был уверен, что сможет этого

    добиться. Выборы, состоявшиеся в ноябре 1962 года во Франции, подтвердили

    его авторитет, поскольку он получил большинство в парламенте. Де Голль знал

    о внутриполитических затруднениях Макмиллана, возникших, когда в октябре

    лейбористская партия выступила против присоединения в ЕЭС. Главные доводы

    против вступления в ЕЭС помимо недоверия к слишком тесному сотрудничеству с

    иностранцами были таковы: ЕЭС – бюрократическая, а не демократическая

    организация, в конституционном плане – безответственная форма правления;

    ЕЭС выступает за свободную конкуренцию, а не за планирование, и вступление

    в неё означает отказ от национального планирования не в пользу

    международного планирования, а в пользу свободной конкуренции – laissez –

    faire, парламенту придётся отказаться от контроля над жизненно важными

    аспектами государственного бизнеса в Великобритании; ЕЭС – обращённая

    внутрь себя евро-центристская организация с такими не свойственными

    Великобритании традициями, как многопартийное управление и римско –

    голландское право; процесс управления квалифицированных большинством, т.е.

    предоставление права вето к крупному партнёру, голосующему заодно с менее

    крупным.

    Ближе к концу 1962 года, когда и британский, и французский лидеры,

    намеревались, включить Великобританию в состав ЕЭС и американская

    администрация благословляла этот союз, в Пентагоне было принято решение, за

    которым последовала целая цепь событий, пришедших к срыву переговоров. Это

    было решение снять с производства ядерную ракету «Скайболт» класса «воздух

    – земля», на закупку которой Великобритания заключила с Соединёнными

    Штатами контракт. Решение, принятое в ноябре по финансовым соображениям,

    лишило Великобританию средства, с помощью которого она надеялась после

    прекращения разработки «Блюстрика», сохранить независимые ядерные силы

    вплоть до 1970 года. Покрыв половину расходов на разработку, Англия спасла

    бы «Скайболт» и собственную ядерную программу, но цена была слишком велика,

    и в декабре Макмиллан отправился в Нассау (Багамские острова), чтобы

    встретиться с Кеннеди и изыскать альтернативу. К неудовольствию и удивлению

    де Голля, он не обратился вместо этого к Франции и не использовал крах

    «Скайболт» как вход для перехода от англо – американского ядерного союза к

    англо – французскому или англо – европейскому. Данный факт заставил де

    Голля объявить на собрании журналистов 14 января 1963 года об отказе ей в

    приёме в ЕЭС.

    В Нассау Кеннеди преложил Макмиллану взамен «Скайболта» ракету

    подводного базирования «Поларис». Макмиллан согласился. Кеннеди сделал

    такое же предложение де Голлю, аннулировав тем самым принятое в предыдущем

    году решение не предлагать Франции ядерного оружия. Де Голль отклонил это

    предложение. И Макмиллан, и де Голль настаивали на ядерном суверенитете

    своих стран. Де Голль отказался принять «Поларис». Макмиллан, приняв

    «Поларис» и предложив поставить под контроль НАТО бомбардировочную и

    тактическую авиацию Великобритании, а также ракетные подразделения,

    настаивал на том, чтобы они оставались под британским командованием и,

    чтобы Великобритания имела право выйти из союза. Однако американцы

    стремились к наднациональному решению проблемы совместного контроля над

    ядерными силами НАТО, и в Нассау поверили, что Макмиллан, в отличие от де

    Голля, согласился с их планами в обмен на «Поларис».

    Макмиллан и де Голль разочаровались друг в друге, и Англия прекратила

    искать подходы к Сообществу. В 1964 году к власти вновь пришла

    лейбористская партия, и Гарольд Вильсон занял пост премьер – министра.

    Вильсон снова подал заявку от имени Великобритании. Главная цель

    присоединения – экономическое выгоды Великобритании от вступления в ЕЭС

    будут значительными и перевесят как утрату суверенитета, так и неудобства

    более тесных контактов с небританскими народами. Эта перспектива не была

    привлекательной ни для Великобритании, ни для Сообщества. Гарольд Вильсон,

    напротив объявил английской общественности, что экономические издержки

    вступления будут значительными, но утверждая, что со временем выгоды

    окажутся весомее. Он также заявил, что целью является вступление в

    Сообщество. На позицию его самого, нового сторонника британского членства в

    Сообществе, в значительной мере повлиял конфликт между ЕЭС и Соединёнными

    Штатами по поводу "раунда Кеннеди" (ГАТТ), обнаживший уявизмость

    экономически обособленной Британии в случае торговой войны между

    континентальными странами Западной Европы и Северной Америкой. Для Британии

    позиция де Голля, вступление в Сообщество было привлекательным. Хотя пять

    из шести членов были готовы и даже стремились к приёму Британии, де Голль

    по - прежнему мог сорвать его. Связи Англии с Соединёнными Штатами и её

    экономическая зависимость, периодически возникавший дефицит её платёжного

    баланса и сохранение у неё обязательств на других континентах, помимо

    Европы – всё это служило доводами для классификации Англии как "чего - то

    постороннего".

    В понимании де Голля они всегда уравновешивались другими факторами,

    прежде всего беспокойством Франции по поводу Европейского сообщества, в

    котором два государства - сама Франция и Германия - были гораздо мощнее

    остальных и однажды могли столкнуться друг с другом по важному вопросу.

    Поэтому вопрос о Британии имел два аспекта. С одной стороны, она была

    неприемлема как придаток Америки, а с другой - весьма желательна как

    противовес Германии. В 1967 - 1969 годах второй аспект стал перевешивать

    первый - отчасти из - за событий в самом Сообществе, а отчасти потому, что

    отставка де Голля в 1969году ускорила изменение акцентов в Париже.

    В 1969 году де Голль снова намекнул, что настало время принять

    Великобританию. Он пригласил вновь назначенного английского посла

    Кристофера Сомса, чтобы обсудить франко - британские отношения в целом: в

    ходе этой беседы он говорил о более тесном сотрудничестве четырёх держав

    (Франции, Великобритании, Западной Германии и Италии) в Европе и о

    преобразовании ЕЭС с целью включения Англии. Но в результате ряда

    предложений беседа вызвала публичный дипломатический скандал: англичане

    сообщили другим правительствам содержание переговоров, и это подтвердило

    впечатление, что Франция предлагает Англии занять место в ряду крупнейших

    европейских государств в обмен на ликвидацию ЕЭС, а возможно, и НАТО. В том

    же году де Голль ушёл в отставку с поста президента и его сменил Жож

    Пальпиду, человек иного склада и иных взглядов. Через несколько месяцев в

    результате смены правительства в Англии премьер - министром стал Эдвард

    Хит. Он был сторонником вступления Великобритании в ЕЭС ещё в 1961 году,

    когда была подана первая заявка, в декабре 1969 года главы правительств

    "шестёрки" на встрече в Гааге обязались принять Британию, и Хит, не теряя

    времени, заручился подтверждением, что Франция, также под новым

    руководством, поддержит вторую заявку. В мае 1971 года Хит посетил Помпиду

    в Париже, и переговоры о заключении договора несколько месяцев, спустя

    завершились. Согласно договорам, подписанным в январе 1972 года,

    Великобритания, Дания и Ирландия в первый день 1973 года стали членами ЕЭС.

    Правительство Норвегии, проводившее переговоры с ЕЭС совместно с этими

    тремя странами, также согласилось вступить в него. В Дании и Ирландии на

    референдумах договоры о присоединении были одобрены.

    В начале 1974 года Хит, несколько переоценив свои предвыборные

    преимущества, назначил выборы и проиграл их, после чего новая администрация

    Вильсона вступила в переговоры с ЕЭС, в ходе которых главной целью Англии

    было добиться новых, значительно изменённых условий договора. Между тем

    главной задачей участников переговоров со стороны ЕЭС было пойти на все

    необходимые уступки, лишь бы удержать Британию. Основной проблемой был

    размер английского взноса в бюджет Сообщества, и министру иностранных дел

    Джеймсу Каллагэну удалось добиться здесь больших уступок. Британский

    кабинет утвердил новые условия: возражали лишь несколько министров. Так, по

    прошествии 25 лет после того, как Великобритания могла бы присоединиться к

    Сообществу практически на любых поставленных ею же условиях, она пробилась

    в Сообщество, построенное без её участия.

    Ядром Сообщества был франко - германский союз, сложившийся - в

    порядке эксперимента, но прочно - при создании Европейского объединения

    угля и стали. Ожидалось, что вступление Великобритании в Сообщество

    расширит и укрепит его основу, но этого не случилось, если инициатором

    создания союза была Франция, то его становление связано с Германией. После

    образования западногерманского государства Аденауэр прежде всего стремился

    привязать его к Западу посредством тесной дружбы с Соединёнными Штатами и

    членства в НАТО. "Франция становилась более bundnisfahig (достойным

    союзником), и одновременно разочаровалась в Англии и освободилась от

    послевоенных распрей с Германией». Прошедший в 1955 году плебисцит в Сааре

    устранил последний источник серьёзных политических разногласий между

    Францией и Германией. Франция избавлялась от репутации страны, нестабильной

    в политическом и экономическом отношении, и за решительными мерами по

    ликвидации алжирского кризиса в мае 1958 года последовали две встречи между

    Аденауром и де Голлем Коломбе - ле - Дёз - Эглиз и Бад - Кройцнахе, которые

    поставили франко - германские отношения на новую основу. В период между

    этими встречами Франция сделала заявление, в котором наотрез отвергла

    предложения Англии о создании зоны свободной торговли.

    Тем не менее, имелись серьёзные расхождения в подходах Франции и

    Германии к проблеме развития ЕЭС. Франция при поддержке Италии в 1959 году

    предложила проводить регулярные встречи шести министров иностранных дел с

    помощью секретариата, базирующегося в Париже. В Римском договоре ничего не

    говорилось о политической интеграции, и немцам и странам Бенилюкса,

    входившим в состав Сообщества, казалось, что французы пытаются создать в

    Париже политическую организацию международного характера, отличающуюся от

    учреждений в Брюсселе и призванную обходить, ограничивать и даже подменять

    своими действиями проводившиеся там наднациональные экономические

    мероприятия. Подозрения обострились в следующем году, когда французы

    детализировали свой план и преложили создать совет глав правительств с

    секретариатом в Париже. "Шестёрка" передала всю эту проблему на

    рассмотрение специального комитета (комитет Фуше, позднее - комитет

    Каттани), который обсудил последовательно два плана, предложенных

    французами, и возражения против них. Суть возражений сводилась в целом к

    утверждению, что в данных планах были выпущены все главные моменты

    собственного устава ЕЭС, поскольку отсутствовали положения о парламентском

    органе, о независимой исполнительной власти и об окончательном решении

    большинством голосов.

    Следующий спор возник по вопросу о выработке единой

    сельскохозяйственной политики (ЕСП). ЕСП была одной из острейших проблем

    Сообщества. Яблоком раздора на этапе переговоров был уровень

    устанавливаемых единых цен на зерновые. В 1963 году д - р Сикко Мансхолт,

    один из двух заместителей председателя Комиссии Европейских сообществ,

    которому было специально поручено курировать сельскохозяйственные вопросы,

    разработал план единовременного, не поэтапного установления общей цены. Она

    должна была быть ниже цены, сложившейся в Германии; поэтому рвение Франции

    наталкивалось на упорные отговорки в Бонне, поскольку в 1963 году

    руководство делами перешло к Эрхарду, имевшему виды на всеобщие выборы,

    которые должны были состояться в конце 1965 года. Де Голль сыграл на том,

    что Эрхард беспокоился о выработке согласованной позиции ЕСП в отношении

    предстоящих переговоров в рамках ГАТТ. Эти переговоры, названные "раундом

    Кеннеди", были частью периодических компаний по снижению тарифов членами

    ГАТТ, и "шестёрка" планировала участвовать одной командой в переговорах со

    своими главными торговыми партнёрами - Соединёнными Штатами и ЕАСТ. Закон

    1962 года о расширении торговли уполномочивал американского президента на

    основе взаимности сократить тарифы даже наполовину, но срок действия этих

    полномочий истекал 1 июля 1967г. Тарифы, введённые "шестёркой", были

    сгруппированы в диапазоне от 6 до 20%, тогда как американские и английские

    тарифы были либо гораздо выше, либо равнялись нулю. Комиссия ЕЭС и

    французское правительство настаивали на подрезании относительно высоких

    тарифов. В конце 1963 года были достигнуты компромиссы, с целью обеспечить

    продолжение "раунда Кеннеди" и дальнейшую работу над ЕСП.

    Однако в 1964 году разногласия между Францией и Германией, вместо

    того, чтобы исчезнуть, обострились, поскольку Франция продолжала тянуть с

    принятием важнейших предварительных условий для "раунда Кеннеди", добиваясь

    от Бонна согласия с единой ценой на зерновые. Год закончился другим

    компромиссом - одним из тех, которые становились отличительной чертой

    Сообщества. Бонн согласился на установление единой цены на зерновые в обмен

    на специальные субсидии и на отсрочку введения единой сельскохозяйственной

    политики с 1966 года на июль 1967 года. Это была победа де Голля, вызвала

    возмущение Бонна и желание взять верх над Францией во время нового кризиса,

    который вызвала политика де Голля в следующем году.

    Причиной кризиса стали предложения председателя Комиссии д-ра

    Хальштейна расширить полномочия Комиссии и ассамблеи в рамках Сообщества за

    счёт совета министров, во - первых, путём ускорения перехода в совете от

    принципа единогласия к принятию решения большинством голосов и, во -

    вторых, путём направления суммы сельскохозяйственных сборов непосредственно

    Комиссии, а не национальным правительствам для передачи Комиссии. Эти

    предложения шли вразрез со взглядами де Голля и некоторые коллеги

    Хальштейна предупреждали его о том, что он проявляет опрометчивую

    торопливость. Более того, внеся свои предложения вначале в ассамблеею, а не

    совет, как того требовали правила. Представитель Франции был отозван из

    Сообщества, и в течение шести месяцев Франции не участвовала в заседаниях

    совета. Эта тактика оказалась успешной. Кризис "пустого кресла" был

    разрешён в начале 1966 года на ряде встреч в Люксембурге, которые

    фактически являлись правительственными переговорами между Францией и пятью

    её партнёрами. Согласно люксембургскому компромиссу члены Сообщества

    неофициально согласились с тем, что любой член может настаивать на

    дальнейшем обсуждении какого - либо конкретного предложения, которое

    считает представляющим особый интерес, пока не будет достигнуто

    единогласие. Таким образом, Франция добилась права вето в обстоятельствах,

    судить о которых и определять которые в каждом случае надлежало ей самой.

    Пойдя на этот компромисс, партнёры Франции не сделали больших уступок на

    бумаге, но признали, что членство и полное сотрудничество Франции

    существенно необходимы для Сообщества. После этого люксембургский

    компромисс отступил на задний план. Великобритания сменив Францию в роли

    неуступчивого партнёра: к тому времени Сообщество, десятилетиями

    существовавшее без Англии, уже не считало, что угрозы наподобие тех, с

    которыми выступала Франция в 60 - е годы, опасны для самого его

    существования.

    Эти споры носили конституциональный характер. Имелись также и

    финансовые трудности, особенно в связи с ЕСП, которая к 80 - м годам

    поглощала 70% бюджета Сообщества, расходуя больше на закупку излишков для

    перепродажи с убытком, чем на субсидии фермерам. Сообщество нуждалось в

    определённой сельскохозяйственной политике, поскольку очень многие его

    жители были заняты в сельском хозяйстве и поскольку сообщество не

    обеспечивало себя многими продуктами питания, но эта политика вышла из -

    под контроля и вместо того, чтобы превратить недопроизводство в достаточное

    производство, обернулась непомерно крупными излишками. Кроме того,

    Сообщество втянулось в соперничество с Соединёнными Штатами, где субсидии

    фермерам также приводили к образованию излишков, которые приходилось

    продавать или пускать по демпинговым ценам на тех же рынках, что и излишки

    Сообщества. В финансовом плане проблемы Сообщества усугублялось в

    результате колебаний курсов валют его членов. Чтобы уменьшить воздействие

    этих взлётов и падений, Сообщество ввело специальную "зелёную" валюту,

    однако валютные дилеры злоупотребляли операциями с ней.

    Главным механизмом ЕСП была ежегодная фиксация цен Комиссией. Эти цены

    устанавливались на уровне несколько выше мировых целью обеспечить фермерам

    и сельскохозяйственным рабочим достаточный уровень жизни. Комиссия

    обязывалась закупать излишки по фиксированным ценам и облагала импортными

    пошлинами иностранные продовольственные товары всякий раз, когда цены

    падали ниже предписанных уровней. Когда эта система превратила производство

    в перепроизводство. Сообщество столкнулось с логичной потребностью

    сократить площади сельскохозяйственных угодий.

    Ухудшение общей экономической обстановки в 70-х годах, совпавшее со

    вступлением Великобритании в Сообщество, вызвало серьезную нестабильность

    валют, остановило экономическое развитие в Сообществе, привело к росту

    безработицы, достигшей более 10% от численности рабочей силы.

    В последней предлагалось установить десятилетний период, в течение

    которого постепенно сдерживались бы колебания курсов, снимались ограничения

    с перемещения капиталов и проводились совместные консультации по вопросам

    национальной экономической и бюджетной политики, что к концу десятилетия

    привело бы к созданию полного валютного союза с единой валютой и

    центральным банком Сообщества. Этот план был возрожден в период, когда

    председателем Комиссии был Рой Дженкинс, и. в частности, благодаря новому

    анко-германскому импульсу со стороны Валери Жискар д'Эстена и ГельмутаТ

    Шмидта. Последний сформулировал принципы создания европейской валютной

    системы (ЕВС—ЕМS) с жесткими пределами колебаний курсов, резервной валютой

    и центральным резервом в 50 млрд. долл. золотом и в иностранной валюте.

    ЕВС, которая начала действовать в 1979 году, была создана всеми

    "членами Сообщества, но четверо из них — Великобритания, Греция, Испания и

    Португалия - оставались за рамками этого валютного механизма (механизма

    валютного обмена — МВО).

    Глава II. Россия и Европейский союз

    1. История взаимоотношений России Европейского союза

    До начала 80-х годов СССР не имел прямых связей с Европейскими

    сообществами. В 1963 году Сообщества был направлен в СССР меморандум с

    выражением надежды на нормализацию взаимоотношений.[2] В 1972 году ЕС

    предпринял попытку нормализовать отношения с центрально- и

    восточноевропейскими странами на формальной основе. В 1974 году Комиссия ЕС

    предложила заключить отдельные торговые соглашения Сообществ с каждым

    европейским членом СЭВ. Эти попытки, однако, были безуспешными.

    Между тем неурегулированность отношений между СССР и ЕС создавала для

    Советского Союза серьезные проблемы как политического, так и торгово-

    экономического характера. С одной стороны, непризнание Советским Союзом

    Сообществ осложняло развитие двусторонних отношений со странами

    "двенадцати", в число которых входили основные торгово-экономические

    партнеры СССР в западном мире. Ситуация усугубилась еще больше, когда

    присоединяющиеся к ЕС новые страны-члены денонсировали двусторонние

    соглашения с СССР о торговле. СССР оказывался перед реальной угрозой

    изоляции.

    Со второй половины 80-х в СССР начинается коренной пересмотр подходов

    к ЕС: был взят курс на всестороннее развитие политических и торгово-

    экономических отношений. Летом 1988 года была подписана совместная

    политическая декларация ЕС-СЭВ, закрепившая новые тенденции в отношениях

    сторон; устанавливаются дипломатические отношения СССР-ЕС; немногим позже

    произошел обмен постоянными представительствами в Брюсселе и Москве.

    В 1989 году было заключено первое соглашение с ЕС - "О торговле и

    экономическом и коммерческом сотрудничества", которое положило начало

    полнокровному сотрудничеству между ЕС и Советским Союзом.

    Торгово - экономическое соглашение между ЕС и СССР было заключено

    сроком на 10 лет. Одним из его участников стал Евратом, поскольку у ЕС была

    большая заинтересованность в ядерных исследованиях и ядерной безопасности.

    В соответствии с соглашением ЕС в основном отменил с 1 августа 1991

    года специфические количественные ограничения советского экспорта в

    Сообщество. В ответ СССР ввел недискриминационный режим для товаров из ЕС.

    В 1994 году между ЕС и его странами-членами, с одной стороны, и

    Россией - с другой было подписано широкомасштабное Соглашение о партнерстве

    и сотрудничестве (СПС), регламентирующее практически все стороны возможного

    политического, торгового и экономического взаимодействия сторон. В

    дополнение к СПС были подписаны соглашения о торговле текстильными

    изделиями и некоторыми изделиями из стали.

    Вступившие в силу 1 декабря 1997 года СПС устанавливает безусловный

    режим наибольшего благоприятствования в торговле. Оно содержит развернутый

    раздел мер по отраслевому, научно-техническому, таможенному, социальному,

    инвестиционному, финансовому сотрудничеству, а также хозяйственным связям

    регионов РФ и ЕС. Регламентируется обмен в сфере услуг, предусмотрены

    дополнительные переговоры о режиме космических запусков и поставках в ЕС

    российских материалов ядерного топливного цикла, процедуры консультаций для

    решения спорных вопросов.

    2. Экономическое сотрудничество

    Сегодня Европейское сообщество - крупнейший в современном мире торгово-

    экономический блок из 15 государств с единым внутренним рынком в 380

    миллионов человек, с ВВП, равным американскому, и порядка 40% мировой

    торговли - является основным политическим и экономическим партнером России,

    на его долю приходится около 40% оборота российской торговли и порядка 1/3

    иностранных инвестиций в ее экономику.

    Россия занимает 6-е место в списке стран - экспортеров в ЕС и 7-е

    место среди импортеров.

    Среди основных товаров российского экспорта в ЕС - нефть и

    нефтепродукты (14,1% всего европейского импорта), продовольственные товары

    (2,2%), химическая продукция (2,6%), машинно-техническая продукция (0,1%),

    транспортные средства (0,2%), текстильные товары (0,4%).

    ЕС поставляет в Россию машины и оборудование (2,7% российского

    импорта), продукты питания (7,7%), транспортные средства (1,4%), химические

    товары (2,4%), текстильные товары и одежду (3,1%).

    Торговля с ЕС характеризуется традиционно положительным сальдо

    торгового баланса России.

    Рынок ЕС является стратегически важным для России также и вследствие

    географических факторов: коммерчески выгодный сбыт ряда важнейших товаров

    российского экспорта (например, нефтепродуктов, природного газа, товаров

    ядерного топливного цикла, черной металлургии, отдельных видов удобрений,

    химической продукции и прочее) массовыми партиями возможен только в

    Евросоюзе, с которым Россия уже сегодня имеет непосредственную границу

    (Финляндия). Структура российского экспорта в ЕС продолжает оставаться

    неблагоприятной: треть приходится на минеральное сырье, еще примерно треть

    - на металл и лес. В свою очередь, импорт носит на 1,3 "проедаемый"

    характер (продовольствие, ширпотреб). Соотношение машинотехнического обмена

    составляет 30:1 в пользу ЕС. Таким образом, большинство наших товаров в

    перспективе будет сталкиваться в ЕС с ограниченным спросом ввиду снижения

    ресурсоемкости местного производства и станут особо уязвимыми к конъюнктуре

    с постепенным падением стоимости единицы экспорта.

    Однако имеются в ЕС и существенные проблемы для развития взаимных

    товаропотоков (сертификация различных товаров, антидемпинговые меры ЕС в

    отношении российских товаров, нерешенность вопроса торговли ядерным

    топливом, непродуманность ряда российских законодательных актов,

    регулирующих импорт и его обращение на российском рынке после таможенной

    очистки). В последние годы имел место рост числа антидемпинговых процедур в

    отношении ряда важнейших статей российского экспорта в ЕС. Так, по

    состоянию на сегодня в ЕС действует 13 антидемпинговых мер, затрагивающих

    прежде всего металлопродукцию, удобрения и химикаты с годовым объемом

    экспорта на сумму порядка 250 миллионов ЭКЮ.

    Российская Федерация является крупнейшим получателем технического

    содействия со стороны Европейского союза в рамках программы ТАСИС. За

    период с 1991 года из бюджета ТАСИС на содействие проводимым в России

    экономическим реформам было выделено около 1,5 миллиарда долларов США. В

    целом в России в рамках сотрудничества реализовано, реализуется и находятся

    в стадии подготовки свыше 700 проектов.

    Россия также является получателем технического содействия в рамках

    наднациональных программ (Межгосударственная программа СНГ, программа по

    ядерной безопасности, программа содействия сотрудничеству в приграничных

    районах).

    С указанными положительными сторонами программы ТАСИС необходимо

    отметить тот факт, что в последние годы наблюдается тенденция снижения

    финансирования технического содействия, оказываемого России Европейским

    союзом в рамках программы ТАСИС.

    Также нас не полностью устраивает реализация программы ТАСИС.

    Принципиальные вопросы распределения средств в рамках программы ТАСИС

    решаются в Брюсселе, и Россия в недостаточной степени вовлечена в процедуру

    отбора проектов для финансирования. Выбор проектов не всегда носит

    объективный характер.

    К исполнению проектов практически не привлекаются российские

    организации. Около 80% средств тратится на услуги организаций ЕС. С

    участием российских организаций исполнение проектов было бы эффективнее.

    Для повышения эффективности и отдачи от программы ТАСИС необходимо

    наладить действенное сотрудничество между российскими органами и Комиссией

    ЕС при выборе и реализации проектов, активнее привлекать российских

    представителей к участию в исполнении проектов.

    Новый Регламент программы ТАСИС на 2000-2006 годы частично учитывает

    высказанные ранее российской стороной замечания по деятельности ТАСИС в

    России.

    Вместе с тем с рядом положений нового Регламента программы ТАСИС

    трудно согласиться. Так, из перечня приоритетных направлений исключаются

    такие важные области сотрудничества, как энергетика, которая ограничена

    только нефте- и газопроводами, линиями электропередачи, а также высшее

    образование и подготовка кадров. В этом случае из Программы исключается

    подпрограмма ТЕМПУС (сотрудничество вузов и обучение российских студентов в

    вузах стран - членов ЕС) и подготовка молодых российских предпринимателей в

    странах - членах ЕС.

    Страны ЕС являются нашими основными инвесторами. Так, по состоянию на

    август 1998 года, то есть начало финансового кризиса, более половины

    совокупных иностранных капиталовложений (27 миллиардов долларов), вложенных

    в экономику России, приходилось на членов ЕС. Основные из них: Германия

    (8,6 миллиарда), Великобритания (2,1 миллиарда), Франция (3,3 миллиарда),

    Италия (2 миллиарда). [3]

    Сейчас обе стороны нацелены на дальнейшее расширение и углубление

    торговли. ЕС заинтересован в еще большей роли России в мировой экономике, и

    будет активно поддерживать этот процесс. В частности, Союз прилагает

    значительные усилия для скорейшего вступления России во Всемирную Торговую

    Организацию (ВТО). Членство в ВТО укрепит выгоды и устойчивость

    экономических реформ, обеспечит стабильные предсказуемые условия для

    международной торговли и инвестиций.

    Торговые отношения находятся в постоянном развитии. Единая позиция по

    стали, например, прокладывает путь к полной либерализации двусторонней

    торговли, более 85% которой уже либерализована. Россия сможет увеличить

    продажи ЕС, вместе с тем постепенно развивая нормальные конкурентные

    условия в этом секторе, особенно в области конкурентной политики,

    государственной поддержки и защиты окружающей среды.

    С каждым годом ЕС будет постепенно убирать остающиеся ограничения, и

    этот процесс может ускориться, если Россия создаст условия, делающие ее

    торговлю сталью полностью совместимой с торговлей ЕС.

    Для Европейского Союза Россия имеет первостепенное значение по ряду

    причин. Россия играет важную роль на мировой арене, и от нее во многом

    зависит стабильность на всем европейском континенте. Россия также обладает

    значительным экономическим, торговым и научным потенциалом. Сегодня ЕС

    является не только основным торговым партнером России, но - с

    присоединением к нему Финляндии в 1995 г. - и ее соседом.

    Россия и страны Европейского Союза связаны друг с другом на протяжении

    многих веков. В политическом, культурном и коммерческом отношении история

    России тесно переплетается с историей ее европейских партнеров. Однако

    стратегическое партнерство между Россией и европейскими странами начинает

    развиваться только сейчас, по мере того, как сотрудничество начинает

    приносить плоды. Обе стороны привержены развитию тесных и взаимообогащающих

    партнерских отношений.

    Европейский Союз первым оценил масштабы задач политических и

    экономических перемен, к которым приступила Россия. Он также первым стал

    активно содействовать этому процессу. В качестве основы такого содействия

    ЕС в 1994 году подписал с Россией Соглашение о партнерстве и сотрудничестве

    (СПС), предназначенное для развития диалога и обеспечения равноправного

    партнерства практически по всем направлениям потенциального сотрудничества.

    Одновременно им была предложена осязаемая поддержка в области передачи ноу-

    хау через Программу ТАСИС[4], которая была запущена в 1991 году. Таким

    образом, Европейским Союзом была разработана и усовершенствована целостная

    стратегия отношений с Россией, сочетавшая все аспекты диалога по

    политическим, экономическим и секторальным вопросам, а также проблемам

    безопасности.

    Заключение

    Рассмотрев историю Европейского Союза с момента его создания и поняв

    принципы, необходимо отметить, что Европейский союз представляет собой

    определённую систему, которая основана как на договорных, так и на

    юридических нормах.

    Все отношения, которые существуют между государствами регулируются

    самими государствами через созданный ими Сообщество. Эта организация

    возникла на определенной ступени развития человеческого общества.

    Появление государств, а затем системы государств осуществление ими не

    только внутренних, но и внешних функций привело к возникновению

    международного права и созданию ЕС. Главное место занимают государства,

    каждое из которых обладает суверенитетом. Государства путём соглашений

    между собой создают нормы международного права и образуют различные

    межправительственные организации. Именно от государств зависит стабильное

    функционирование международной системы в целом. Поскольку государства в

    созданной организацией обладают реальной силой, то они сами и через

    созданную организацию обеспечивают соблюдение и выполнение международных

    обязательств. Через созданное Сообщество регулируются: политические,

    экономические, научно-технические и культурные отношения. Наличие

    созданного Европейского союза даёт определённые гарантии в решении

    международных конфликтов, т.к. их нормы определяют нормы поведения

    государств в отношениях между собой. Создание ЕС основано, прежде всего, на

    основе свободного согласования и волей суверенных государств. Выражение

    своего согласия на создание Союза является заключение конкретных

    международных договоров.

    Разрешая те или иные вопросы, заговаривающиеся стороны на добровольной

    и равноправной основе вырабатывают возможные решения с учётом законных

    интересов всех участником. Характерной особенностью развития человечества

    является постоянное совершенствование технического прогресса, хозяйственной

    и культурной жизни всех народов, отсюда происходит повышение удельного веса

    международных отношений. Отсюда возникает необходимость решения

    международных проблем, но не с помощью военной силы, а через созданную

    организацию. Повышение роли Европейского союза создаёт для государств

    определённые гарантии, как в решении различных споров, так и в

    предотвращении военных конфликтов. Существование и создание Европейского

    союза раскрывает более широкие возможности сближение всего человечества и

    способствует наиболее быстрому развитию цивилизации. Необходимо отметить,

    что на современном уровне отношений человечество всё больше стало сообща

    решать вопросы не только роста технического прогресса, но и других

    глобальных проблем.

    Европейский союз представляет собой классический вариант региональной

    социально – экономической интеграции в составе 15 (по состоянию на конец

    1998г.) западноевропейских государств: Франции, Германии, Италии, Бельгии,

    Нидерландов, Люксембурга, Великобритании, Дании, Ирландии, Греции, Испании,

    Португалии, Швеции, Финляндии и Австрии.

    Официально провозглашённые цели ЕС – постепенное устранение всех

    ограничений в торговле между странами – участницами, установление общего

    таможенного тарифа в торговле с третьими странами, ликвидация ограничений

    для свободного передвижения людей, капиталов и услуг и проведение общей

    политики в области транспорта, сельского хозяйства, создание валютного

    союза, унификация налоговой системы, сближение законодательства, разработка

    принципов согласованной экономической политики.

    Общая стратегия Европейского Союза по отношению к России – стратегия с

    добрыми намерениями, но еще не обретшая завершенные формы. Она подчеркивает

    общность судеб России и Европейского Союза, и каждый, кто может что-то

    привнести в это будущее – морально обязан это сделать. Единственный путь

    который в принципе неприемлем в отношениях между Россией и Европейским

    Союзом – это конфронтация.

    -----------------------

    [1] 1. Кальвокоресси П. Мировая политика после 1945 года. Кн. 1.М., 2000.

    [2] http://www.world.ng.ru

    [3] http://www.library.ru

    [4] Журнал «Мировая экономика и международные отношения» (№8), 2000

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.