МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Билеты и ответы по обществознанию (2004-2005 уч. год)

    организациями. Эти правила поведения прежде всего должны соблюдать члены

    данных организаций. Реализация таких норм обеспечивается внутренними

    убеждениями людей, входящих в эти организации, либо страхом быть

    исключенными из них;

    3. Социальные нормы определяют границы допустимого поведения людей

    применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности. Соблюдение данных

    норм обычно обеспечивается внутренними убеждениями людей либо путем

    применения к ним социальных поощрений и социальных наказаний в виде так

    называемых социальных санкций.

    Социальная санкция - реакция общества или социальной группы на поведение

    индивида в общественно значимой ситуации. По своему содержанию санкции

    могут быть позитивными (поощрительными) и негативными (наказывающими).

    4. Отклоняющееся (девиантное) поведение - такое поведение, которое не

    соответствует требованиям принятых в обществе социальных норм.

    Иногда подобные отклонения могут иметь позитивный характер и приводить к

    положительным последствиям, но в большинстве случаев об отклоняющемся

    поведении говорят как о негативном социальном явлении, наносящем вред

    обществу.

    5. Наиболее серьезными проявлениями такого поведения являются преступность,

    наркомания и алкоголизм.

    Алкоголизм и наркомания - вид хронического заболевания, которое развивается

    в результате систематического употребления человеком спиртных напитков или

    наркотиков.

    Преступление – посягающее на порядок общественно опасное деяние,

    предусмотренное уголовным кодексом.

    Особенность преступности – наличие определённого контингента лиц –

    преступника, для части к-х преступная д-ть стала профессиональной.

    2. Человек в системе рыночных отношений.

    1. Экономические отношения, в которые на протяжении жизни вступает человек,

    многообразны. Место человека в экономических отношениях в первую очередь

    характеризуют:

    а) его положение в отношениях собственности

    б) его роль в процессе труда (производства)

    в) его участие в бизнесе и предпринимательстве

    г) его положение в отношениях распределения и потребления произведенного

    в обществе продукта

    2. Вступая в отношения собственности, человек реализует права:

    а) владения

    б) распоряжения,

    в) пользования.

    Объем этих прав зависит от формы собственности: общей, частной или

    смешанной.

    3. Важнейшая экономическая роль человека — его участие в процессе труда.

    Объективными характеристиками трудовой д-ти человека являются:

    а) производительность

    б) эффективность

    в) место в системе общественного разделения труда

    4. Оценка трудовой д-ти определяется степенью соответствия важнейшим

    требованиям, к ней предъявляемым:

    а) профессионализма и квалификации

    б) трудовой, технологической и договорной дисциплины

    в) исполнительности и инициативности

    В современных условиях сильнейшее влияние на характер труда оказывает

    научно-техническая и технологическая революция.

    5. Одной из важных форм участия человека в экономических отношениях в

    современных условиях становится предпринимательская деятельность.

    Предпринимательство - осуществляемая по собственной инициативе, на свой

    риск и ответственность, самостоятельная, направленная на получение прибыли

    деятельность людей.

    6. Требования, предъявляемые к ч-ку, занимающемуся П.Д.:

    а) изобретательность

    б) глубокие знания,

    в) инициативность,

    г) силу воли,

    д) готовность к риску,

    е) твердость,

    ж) умение самостоятельно принимать ответственные решения,

    з) верность слову.

    7. Известны различные формы распределения произведенного в обществе

    продукта:

    а) заработная плата,

    б) банковский процент,

    в) земельная рента,

    г) дивиденд по купленным акциям

    8. Вступая в отношения потребления, человек на полученные доходы

    приобретает необходимые ему товары и услуги, удовлетворяет имеющиеся

    материальные и духовные потребности.

    Билет № 6

    1. Познание. Истина и ее критерии.

    1. Познание - процесс деятельности человека, основным содержанием которой

    является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом —

    получение нового знания об окружающем мире.

    2. Ученые выделяют следующие тесно взаимосвязаные виды познания:

    а) обыденное,

    б) научное,

    в) философское,

    г) художественное,

    д) социальное.

    3. В процессе познания всегда присутствуют две стороны: субъект познания и

    объект познания.

    4. Существуют две ступени познавательной деятельности

    а) первая - чувственное (сенситивное) познание - человек получает

    информацию о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов

    чувств.

    формами чувственного познания являются:

    . ощущение - отражение отдельных свойств и качеств предметов

    окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы

    чувств

    . восприятие - в процессе его у субъекта познания формируется

    целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы

    чувств предметы и их свойства

    . представление - чувственное отражение (чувственный образ) предметов

    и явлений сохраняется в сознании, что позволяет воспроизводить его

    мысленно даже в том случае, если он отсутствует и не воздействует на

    органы чувств.

    б) вторая - рациональное познание - опираясь на данные, полученные в

    результате непосредственного взаимодействия человека с окружающим миром, с

    помощью мышления осуществляется их упорядочение и предпринимается попытка

    постичь сущность познаваемых предметов и явлений.

    Рациональное познание осуществляется в формах:

    . Понятие - представляет собой форму (вид) мысли, которая отражает

    общие и существенные признаки познаваемых предметов или явлений.

    . Суждение - есть форма мысли, в которой устанавливается связь

    между отдельными понятиями и

    с помощью этой связи утверждается или отрицается что-либо.

    . Умозаключение - получение новых суждений на основе уже имеющихся с

    помощью использования законов логического мышления.

    Рациональное познание тесно связано с отображаемой действительностью, т. е.

    с чувственным познанием, которое служит для него основой. Однако, в отличие

    от чувственного познания, существующего в форме образов, результаты

    рационального познания закрепляются в форме знаков или в языке. Таким

    образом, человеческое мышление, опираясь на чувственный опыт, путем

    сравнения, уподобления, обобщения, абстрагирования преобразует чувственный

    образ, а результаты преобразования фиксирует в знаковой форме.

    5. Сущностью процесса познания является получение как можно более

    объективного, полного и точного знания об окружающем мире.

    6. Истина — это соответствие полученных знаний содержанию объекта познания.

    7. Характерной чертой истины является наличие в ней сторон:

    а) объективная - показывает нам истину в той ее части, содержание которой

    от нас не зависит, поскольку оно существует в объективной реальности.

    б) субъективная - указывает на тот факт, что по своей форме истина всегда

    субъективна, поскольку при ее получении в процессе познания происходит

    взаимодействие объекта и субъекта познания, в котором непосредственное

    участие принимает сознание последнего.

    8. Принято выделять истину:

    а) абсолютная - полное, неизменное, раз и навсегда установленное знание о

    каком-либо предмете либо явлении.

    б) относительная - неполное, ограниченное знание, верное лишь в

    определенных условиях, которым обладает человек (человечество) на данном

    этапе своего развития.

    9. Движущей силой процесса познания, а также критерием истины являются

    подходы:

    а) практический (эмпирики)

    б) формально-логический (рационалисты) - применяется в тех условиях,

    когда нет возможности опереться на практику

    2. Социальная структура.

    Тенденции изменения социальной структуры российского о-ва.

    1. Социальная структура (стратификация) – совокупность взаимосвязанных и

    взаимодействующих общностей и отношений между ними.

    2. Термин «стратификация» ведет свое происхождение от латинского слова

    stratum — слой, пласт.

    Страты - большие группы людей, отличающиеся по своему положению в

    социальной структуре о-ва.

    Основой стратификационной структуры о-ва является естественное и социальное

    неравенство людей.

    Критерием неравенства людей служит:

    а) К. Маркс назвал таким критерием факт обладания человеком собственности

    и уровень его доходов.

    б) М. Вебер добавил к ним социальный престиж и принадлежность субъекта к

    политическим партиям, к власти.

    в) П. Сорокин считал причиной стратификации неравномерность распределения

    прав и привилегий, ответственности и обязанностей в о-ве.

    г) Сторонники теории структурного функционализма в качестве критерия

    предлагали учитывать социальные функции, к-е выполняют те или иные

    социальные слои в о-ве.

    3. Социальная общности – это реально существующие совокупности людей,

    связанные едиными признаками.

    а) классы

    б) сословия

    в) соц. группы

    г) соц. слои

    Социальные отношения – это отношения между устойчивыми социальными

    общностями людей

    4. Следует сказать, что каждый ч-к имеет свой социальный статус.

    Социальный статус – это положение ч-ка в о-ве, занимаемое им в соответствии

    с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением.

    Социальная мобильность – возможность ч-ка переходить с одного уровня на

    другой, повышая или понижая при этом свой социальный статус, либо из одной

    группы, расположенной на каком-либо уровне, в другую, расположенную на том

    же уровне.

    Виды соц. мобильности

    а) вертикальной мобильности – переход с одного уровня на другой, повышая

    или понижая при этом свой социальный статус

    б) горизонтальной – переход из одной группы, расположенной на каком-либо

    уровне, в другую, расположенную на том же уровне

    Высокий показатель вертикальной социальной мобильности при иных равных

    условиях считают важным свидетельством демократичности общества.

    5. Формирующаяся в настоящее время социальная иерархия в России отличается

    противоречивостью, неустойчивостью и склонностью к существенным переменам:

    а) К высшей страте (или элите) (они составляют около 3—5% населения)

    сегодня могут быть отнесены представители:

    . буржуазии

    . государственного аппарата,

    . интеллектуалы, занятые в сфере финансового бизнеса

    б) средний класс (10 до 15%) - к нему в основном будут принадлежать:

    . представители класса предпринимателей,

    . рабочие, занятые высококвалифицированным трудом,

    . работники умственного труда.

    в) низшая страта (~80% населения) - это:

    . рабочие различных профессий, занятые трудом средней и низкой

    квалификации,

    . канцелярские служащие.

    Следует отметить тот факт, что процесс социальной мобильности между данными

    уровнями в России носит ограниченный характер. Это может стать одной из

    предпосылок будущих конфликтов в обществе.

    6. Основные тенденции, наблюдающиеся в изменении социальной структуры

    современного российского общества:

    а) социальная поляризация, т. е. расслоение на богатых и бедных,

    углубление социальной и имущественной дифференциации;

    б) размывание интеллигенции, которое проявляется либо в массовом уходе

    индивидуумов из сферы умственного труда, либо в смене ими места жительства

    (так называемая «утечка мозгов»);

    в) процесс стирания границ между специалистами с высшим образованием и

    высококвалифицированными рабочими.

    Билет № 7

    1. Научное познание. Значение научной теории.

    1. Наука является основной формой человеческого познания. Научное познание

    отличается от обыденного:

    а) стремлением к максимальной объективности в описании изучаемых предметов

    и явлений;

    б) особым языком, используемым для их описания;

    в) специфическими способами обоснования истинности полученных знаний;

    г) желанием получить знания, которыми удовлетворяются не только

    сиюминутные потребности общества, но и важные для будущих поколений.

    2. Выделяют два уровня научного познания:

    а) эмпирический - описание предметов и явлений, а основной формой

    получаемого знания — эмпирический (научный) факт.

    б) теоретический - объяснение изучаемых явлений, получаемое знание

    фиксируется в форме законов, принципов и научных теорий, в которых

    раскрывается сущность познаваемых объектов.

    3. Основными методами, используемыми в процессе эмпирического познания,

    являются методы:

    а) наблюдение - целенаправленное изучение отдельных предметов и явлений, в

    ходе которого происходит получение знания о внешних свойствах и признаках

    изучаемого объекта. Наблюдение опирается на такие формы чувственного

    познания, как ощущение, восприятие, представление.

    б) эмпирическое описание - полученные сведения фиксируются с помощью

    средств языка либо в других знаковых формах.

    в) эксперимент - это такой метод изучения явлений, который осуществляется

    в строго определенных условиях, причем последние могут при необходимости

    воссоздаваться и контролироваться субъектом познания.

    4. Методы, относящиеся к теоретическому уровню научного познания:

    а) мыслительный эксперимент - заданные условия являются воображаемыми, но

    обязательно соответствующими законам науки и правилам логики; ученый

    оперирует не реальными объектами познания, а их образами или

    теоретическими моделями. Можно сказать, что мыслительный эксперимент -

    особый вид эксперимента является как бы связующим звеном между двумя

    уровнями научного познания — теоретическим и эмпирическим При проведении

    мыслительного эксперимента

    б) гипотеза - выдвижение и обоснование некоторых предположений, с помощью

    которых рассчитывают объяснить те эмпирические факты, которые не

    укладываются в рамки прежних учений.

    . Объяснительные - формулирование законов, принципов или теорий,

    объясняющих явления окружающего мира.

    . Экзистенциальные гипотезы - предположения о существовании явлений,

    которые еще не известны науке, но, возможно, вскоре будут открыты

    в) научной теории – особым образом построенная система взаимосвязанных

    утверждений, законов науки. Любая научная теория помимо описательной

    функции выполняет еще и функцию прогностическую: она помогает определить

    направление дальнейшего развития общества, происходящих в нем явлений и

    процессов. В этом состоит ее основное значение.

    2. Национальные отношения в современном мире.

    Проблемы межнациональных отношений в нашей стране.

    1. Этнос — большая группа людей имеющих родственные отношения, быт и

    культуру.

    2. Социальные общности, выделяемые по этническому признаку:

    а) племена

    б) народности

    в) нации – исторически сложившаяся устойчивая общность людей, образующаяся

    в процессе формир. их террит., экон. связей, литературного языка, особен.

    культуры и духов. облика.

    В мире не менее двух тысяч различных этносов.

    3. Характер национальных отношений определяют две взаимосвязанные

    тенденции:

    а) к дифференциации - стремление к саморазвитию, к сохранению

    национального своеобразия, языка, культуры

    б) к интеграции - тесного взаимодействия, сотрудничества, обмена

    культурными ценностями, преодоления отчуждения, поддержания взаимовыгодных

    контактов

    4. Национальное самосознание – это важный фактор, определяющий нацию как

    общность и ч-ка как члена этой общности

    5. Межнациональные отношения. Нарушение или ущемление национальных

    интересов, дискриминация отдельных наций порождают чрезвычайно сложные

    проблемы и конфликты.

    Причины межнациональных конфликтов:

    а) территориальными спорами;

    б) исторически возникшей напряженностью в отношениях между народами;

    в) политикой дискриминации, проводимой господствующей нацией в отношении

    малых наций и народов;

    г) попытками национальных политических элит использовать национальные

    чувства в целях собственной популярности;

    д) стремлением народов к выходу из многонационального государства и к

    созданию собственной государственности.

    6. При решении межнациональных конфликтов необходимо соблюдение

    гуманистических принципов политики в области национальных отношений:

    а) отказа от насилия и принуждения

    б) поиска согласия на основе консенсуса всех участников

    в) признания прав и свобод человека важнейшей ценностью

    г) готовности к мирному урегулированию спорных проблем

    Билет № 8

    1. Роль искусства в познании мира. Новаторство и традиции в культуре,

    1. Искусством - специфическая форма общественного сознания и человеческой

    деятельности, которая представляет собой отражение окружающей

    действительности в художественных образах.

    Посредством создания произведений искусства происходит реализация такого

    вида познавательной деятельности людей, как художественное познание.

    Предметом искусства является человек, его отношения с окружающим миром и

    другими индивидами, а также жизнь людей в определенных исторических

    условиях.

    2. Специфика искусства как формы художественного познания заключается в:

    а) оно является образным и наглядным. Худ. образы, будучи результатом

    вымысла, тем не менее отражают действительность и всегда несут на себе

    отпечаток реально существующих предметов, событий и явлений.

    Художественный образ - с помощью него происходит процесс художественного

    обобщения, выделения существенных признаков познаваемых предметов.

    Созданные образы составляют культурное наследие общества и способны, став

    символами своего времени, оказывать серьезное влияние на общественное

    сознание;

    б) для художественного познания характерны специфические способы

    воспроизведения окружающей действительности, а также средства, при помощи

    которых происходит создание художественных образов.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.