Билеты и ответы по обществознанию (2004-2005 уч. год)
организациями. Эти правила поведения прежде всего должны соблюдать члены
данных организаций. Реализация таких норм обеспечивается внутренними
убеждениями людей, входящих в эти организации, либо страхом быть
исключенными из них;
3. Социальные нормы определяют границы допустимого поведения людей
применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности. Соблюдение данных
норм обычно обеспечивается внутренними убеждениями людей либо путем
применения к ним социальных поощрений и социальных наказаний в виде так
называемых социальных санкций.
Социальная санкция - реакция общества или социальной группы на поведение
индивида в общественно значимой ситуации. По своему содержанию санкции
могут быть позитивными (поощрительными) и негативными (наказывающими).
4. Отклоняющееся (девиантное) поведение - такое поведение, которое не
соответствует требованиям принятых в обществе социальных норм.
Иногда подобные отклонения могут иметь позитивный характер и приводить к
положительным последствиям, но в большинстве случаев об отклоняющемся
поведении говорят как о негативном социальном явлении, наносящем вред
обществу.
5. Наиболее серьезными проявлениями такого поведения являются преступность,
наркомания и алкоголизм.
Алкоголизм и наркомания - вид хронического заболевания, которое развивается
в результате систематического употребления человеком спиртных напитков или
наркотиков.
Преступление – посягающее на порядок общественно опасное деяние,
предусмотренное уголовным кодексом.
Особенность преступности – наличие определённого контингента лиц –
преступника, для части к-х преступная д-ть стала профессиональной.
2. Человек в системе рыночных отношений.
1. Экономические отношения, в которые на протяжении жизни вступает человек,
многообразны. Место человека в экономических отношениях в первую очередь
характеризуют:
а) его положение в отношениях собственности
б) его роль в процессе труда (производства)
в) его участие в бизнесе и предпринимательстве
г) его положение в отношениях распределения и потребления произведенного
в обществе продукта
2. Вступая в отношения собственности, человек реализует права:
а) владения
б) распоряжения,
в) пользования.
Объем этих прав зависит от формы собственности: общей, частной или
смешанной.
3. Важнейшая экономическая роль человека — его участие в процессе труда.
Объективными характеристиками трудовой д-ти человека являются:
а) производительность
б) эффективность
в) место в системе общественного разделения труда
4. Оценка трудовой д-ти определяется степенью соответствия важнейшим
требованиям, к ней предъявляемым:
а) профессионализма и квалификации
б) трудовой, технологической и договорной дисциплины
в) исполнительности и инициативности
В современных условиях сильнейшее влияние на характер труда оказывает
научно-техническая и технологическая революция.
5. Одной из важных форм участия человека в экономических отношениях в
современных условиях становится предпринимательская деятельность.
Предпринимательство - осуществляемая по собственной инициативе, на свой
риск и ответственность, самостоятельная, направленная на получение прибыли
деятельность людей.
6. Требования, предъявляемые к ч-ку, занимающемуся П.Д.:
а) изобретательность
б) глубокие знания,
в) инициативность,
г) силу воли,
д) готовность к риску,
е) твердость,
ж) умение самостоятельно принимать ответственные решения,
з) верность слову.
7. Известны различные формы распределения произведенного в обществе
продукта:
а) заработная плата,
б) банковский процент,
в) земельная рента,
г) дивиденд по купленным акциям
8. Вступая в отношения потребления, человек на полученные доходы
приобретает необходимые ему товары и услуги, удовлетворяет имеющиеся
материальные и духовные потребности.
Билет № 6
1. Познание. Истина и ее критерии.
1. Познание - процесс деятельности человека, основным содержанием которой
является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом —
получение нового знания об окружающем мире.
2. Ученые выделяют следующие тесно взаимосвязаные виды познания:
а) обыденное,
б) научное,
в) философское,
г) художественное,
д) социальное.
3. В процессе познания всегда присутствуют две стороны: субъект познания и
объект познания.
4. Существуют две ступени познавательной деятельности
а) первая - чувственное (сенситивное) познание - человек получает
информацию о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов
чувств.
формами чувственного познания являются:
. ощущение - отражение отдельных свойств и качеств предметов
окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы
чувств
. восприятие - в процессе его у субъекта познания формируется
целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы
чувств предметы и их свойства
. представление - чувственное отражение (чувственный образ) предметов
и явлений сохраняется в сознании, что позволяет воспроизводить его
мысленно даже в том случае, если он отсутствует и не воздействует на
органы чувств.
б) вторая - рациональное познание - опираясь на данные, полученные в
результате непосредственного взаимодействия человека с окружающим миром, с
помощью мышления осуществляется их упорядочение и предпринимается попытка
постичь сущность познаваемых предметов и явлений.
Рациональное познание осуществляется в формах:
. Понятие - представляет собой форму (вид) мысли, которая отражает
общие и существенные признаки познаваемых предметов или явлений.
. Суждение - есть форма мысли, в которой устанавливается связь
между отдельными понятиями и
с помощью этой связи утверждается или отрицается что-либо.
. Умозаключение - получение новых суждений на основе уже имеющихся с
помощью использования законов логического мышления.
Рациональное познание тесно связано с отображаемой действительностью, т. е.
с чувственным познанием, которое служит для него основой. Однако, в отличие
от чувственного познания, существующего в форме образов, результаты
рационального познания закрепляются в форме знаков или в языке. Таким
образом, человеческое мышление, опираясь на чувственный опыт, путем
сравнения, уподобления, обобщения, абстрагирования преобразует чувственный
образ, а результаты преобразования фиксирует в знаковой форме.
5. Сущностью процесса познания является получение как можно более
объективного, полного и точного знания об окружающем мире.
6. Истина — это соответствие полученных знаний содержанию объекта познания.
7. Характерной чертой истины является наличие в ней сторон:
а) объективная - показывает нам истину в той ее части, содержание которой
от нас не зависит, поскольку оно существует в объективной реальности.
б) субъективная - указывает на тот факт, что по своей форме истина всегда
субъективна, поскольку при ее получении в процессе познания происходит
взаимодействие объекта и субъекта познания, в котором непосредственное
участие принимает сознание последнего.
8. Принято выделять истину:
а) абсолютная - полное, неизменное, раз и навсегда установленное знание о
каком-либо предмете либо явлении.
б) относительная - неполное, ограниченное знание, верное лишь в
определенных условиях, которым обладает человек (человечество) на данном
этапе своего развития.
9. Движущей силой процесса познания, а также критерием истины являются
подходы:
а) практический (эмпирики)
б) формально-логический (рационалисты) - применяется в тех условиях,
когда нет возможности опереться на практику
2. Социальная структура.
Тенденции изменения социальной структуры российского о-ва.
1. Социальная структура (стратификация) – совокупность взаимосвязанных и
взаимодействующих общностей и отношений между ними.
2. Термин «стратификация» ведет свое происхождение от латинского слова
stratum — слой, пласт.
Страты - большие группы людей, отличающиеся по своему положению в
социальной структуре о-ва.
Основой стратификационной структуры о-ва является естественное и социальное
неравенство людей.
Критерием неравенства людей служит:
а) К. Маркс назвал таким критерием факт обладания человеком собственности
и уровень его доходов.
б) М. Вебер добавил к ним социальный престиж и принадлежность субъекта к
политическим партиям, к власти.
в) П. Сорокин считал причиной стратификации неравномерность распределения
прав и привилегий, ответственности и обязанностей в о-ве.
г) Сторонники теории структурного функционализма в качестве критерия
предлагали учитывать социальные функции, к-е выполняют те или иные
социальные слои в о-ве.
3. Социальная общности – это реально существующие совокупности людей,
связанные едиными признаками.
а) классы
б) сословия
в) соц. группы
г) соц. слои
Социальные отношения – это отношения между устойчивыми социальными
общностями людей
4. Следует сказать, что каждый ч-к имеет свой социальный статус.
Социальный статус – это положение ч-ка в о-ве, занимаемое им в соответствии
с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением.
Социальная мобильность – возможность ч-ка переходить с одного уровня на
другой, повышая или понижая при этом свой социальный статус, либо из одной
группы, расположенной на каком-либо уровне, в другую, расположенную на том
же уровне.
Виды соц. мобильности
а) вертикальной мобильности – переход с одного уровня на другой, повышая
или понижая при этом свой социальный статус
б) горизонтальной – переход из одной группы, расположенной на каком-либо
уровне, в другую, расположенную на том же уровне
Высокий показатель вертикальной социальной мобильности при иных равных
условиях считают важным свидетельством демократичности общества.
5. Формирующаяся в настоящее время социальная иерархия в России отличается
противоречивостью, неустойчивостью и склонностью к существенным переменам:
а) К высшей страте (или элите) (они составляют около 3—5% населения)
сегодня могут быть отнесены представители:
. буржуазии
. государственного аппарата,
. интеллектуалы, занятые в сфере финансового бизнеса
б) средний класс (10 до 15%) - к нему в основном будут принадлежать:
. представители класса предпринимателей,
. рабочие, занятые высококвалифицированным трудом,
. работники умственного труда.
в) низшая страта (~80% населения) - это:
. рабочие различных профессий, занятые трудом средней и низкой
квалификации,
. канцелярские служащие.
Следует отметить тот факт, что процесс социальной мобильности между данными
уровнями в России носит ограниченный характер. Это может стать одной из
предпосылок будущих конфликтов в обществе.
6. Основные тенденции, наблюдающиеся в изменении социальной структуры
современного российского общества:
а) социальная поляризация, т. е. расслоение на богатых и бедных,
углубление социальной и имущественной дифференциации;
б) размывание интеллигенции, которое проявляется либо в массовом уходе
индивидуумов из сферы умственного труда, либо в смене ими места жительства
(так называемая «утечка мозгов»);
в) процесс стирания границ между специалистами с высшим образованием и
высококвалифицированными рабочими.
Билет № 7
1. Научное познание. Значение научной теории.
1. Наука является основной формой человеческого познания. Научное познание
отличается от обыденного:
а) стремлением к максимальной объективности в описании изучаемых предметов
и явлений;
б) особым языком, используемым для их описания;
в) специфическими способами обоснования истинности полученных знаний;
г) желанием получить знания, которыми удовлетворяются не только
сиюминутные потребности общества, но и важные для будущих поколений.
2. Выделяют два уровня научного познания:
а) эмпирический - описание предметов и явлений, а основной формой
получаемого знания — эмпирический (научный) факт.
б) теоретический - объяснение изучаемых явлений, получаемое знание
фиксируется в форме законов, принципов и научных теорий, в которых
раскрывается сущность познаваемых объектов.
3. Основными методами, используемыми в процессе эмпирического познания,
являются методы:
а) наблюдение - целенаправленное изучение отдельных предметов и явлений, в
ходе которого происходит получение знания о внешних свойствах и признаках
изучаемого объекта. Наблюдение опирается на такие формы чувственного
познания, как ощущение, восприятие, представление.
б) эмпирическое описание - полученные сведения фиксируются с помощью
средств языка либо в других знаковых формах.
в) эксперимент - это такой метод изучения явлений, который осуществляется
в строго определенных условиях, причем последние могут при необходимости
воссоздаваться и контролироваться субъектом познания.
4. Методы, относящиеся к теоретическому уровню научного познания:
а) мыслительный эксперимент - заданные условия являются воображаемыми, но
обязательно соответствующими законам науки и правилам логики; ученый
оперирует не реальными объектами познания, а их образами или
теоретическими моделями. Можно сказать, что мыслительный эксперимент -
особый вид эксперимента является как бы связующим звеном между двумя
уровнями научного познания — теоретическим и эмпирическим При проведении
мыслительного эксперимента
б) гипотеза - выдвижение и обоснование некоторых предположений, с помощью
которых рассчитывают объяснить те эмпирические факты, которые не
укладываются в рамки прежних учений.
. Объяснительные - формулирование законов, принципов или теорий,
объясняющих явления окружающего мира.
. Экзистенциальные гипотезы - предположения о существовании явлений,
которые еще не известны науке, но, возможно, вскоре будут открыты
в) научной теории – особым образом построенная система взаимосвязанных
утверждений, законов науки. Любая научная теория помимо описательной
функции выполняет еще и функцию прогностическую: она помогает определить
направление дальнейшего развития общества, происходящих в нем явлений и
процессов. В этом состоит ее основное значение.
2. Национальные отношения в современном мире.
Проблемы межнациональных отношений в нашей стране.
1. Этнос — большая группа людей имеющих родственные отношения, быт и
культуру.
2. Социальные общности, выделяемые по этническому признаку:
а) племена
б) народности
в) нации – исторически сложившаяся устойчивая общность людей, образующаяся
в процессе формир. их террит., экон. связей, литературного языка, особен.
культуры и духов. облика.
В мире не менее двух тысяч различных этносов.
3. Характер национальных отношений определяют две взаимосвязанные
тенденции:
а) к дифференциации - стремление к саморазвитию, к сохранению
национального своеобразия, языка, культуры
б) к интеграции - тесного взаимодействия, сотрудничества, обмена
культурными ценностями, преодоления отчуждения, поддержания взаимовыгодных
контактов
4. Национальное самосознание – это важный фактор, определяющий нацию как
общность и ч-ка как члена этой общности
5. Межнациональные отношения. Нарушение или ущемление национальных
интересов, дискриминация отдельных наций порождают чрезвычайно сложные
проблемы и конфликты.
Причины межнациональных конфликтов:
а) территориальными спорами;
б) исторически возникшей напряженностью в отношениях между народами;
в) политикой дискриминации, проводимой господствующей нацией в отношении
малых наций и народов;
г) попытками национальных политических элит использовать национальные
чувства в целях собственной популярности;
д) стремлением народов к выходу из многонационального государства и к
созданию собственной государственности.
6. При решении межнациональных конфликтов необходимо соблюдение
гуманистических принципов политики в области национальных отношений:
а) отказа от насилия и принуждения
б) поиска согласия на основе консенсуса всех участников
в) признания прав и свобод человека важнейшей ценностью
г) готовности к мирному урегулированию спорных проблем
Билет № 8
1. Роль искусства в познании мира. Новаторство и традиции в культуре,
1. Искусством - специфическая форма общественного сознания и человеческой
деятельности, которая представляет собой отражение окружающей
действительности в художественных образах.
Посредством создания произведений искусства происходит реализация такого
вида познавательной деятельности людей, как художественное познание.
Предметом искусства является человек, его отношения с окружающим миром и
другими индивидами, а также жизнь людей в определенных исторических
условиях.
2. Специфика искусства как формы художественного познания заключается в:
а) оно является образным и наглядным. Худ. образы, будучи результатом
вымысла, тем не менее отражают действительность и всегда несут на себе
отпечаток реально существующих предметов, событий и явлений.
Художественный образ - с помощью него происходит процесс художественного
обобщения, выделения существенных признаков познаваемых предметов.
Созданные образы составляют культурное наследие общества и способны, став
символами своего времени, оказывать серьезное влияние на общественное
сознание;
б) для художественного познания характерны специфические способы
воспроизведения окружающей действительности, а также средства, при помощи
которых происходит создание художественных образов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|