Билеты и ответы по обществознанию (2004-2005 уч. год)
Билеты и ответы по обществознанию (2004-2005 уч. год)
Билет №1
1. Понятие «о-во». Сферы о-ой жизни.
1. В узком смысле – опред. группа людей, объед. для общения, совмест. д-ти,
взаимопомощи и поддержки д/д.
- оперд. этап историч развития чел-ва или
конкретной страны.
В широком смысле – обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная
часть мат. мира, находящаяся в постоянном историч. развитии, состоящая из
индивидуумов, включающая способы взаимодействия и формы объед. людей.
2. Для удобства изучения общества в целом, его условно разделили на сферы:
а) экономическая (матер. пр-во, отношения м/у людьми в процессе пр-ва и
т.п)
б) социальная (структурные образования (классы, слои, нации), и способы их
взаимод.)
в) политическая (политика, гос-во, право и др.)
г) духовная (религия, наука, образование, мораль, культура и т.п)
2. Рыночные отношения в совр. экономике.
1. Рынок - совокупность всех отношений, а также форм и организаций
сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров
и услуг.
На главные вопросы отвечают предприниматель и потребитель
2. Основные системы рынка:
а) рынок товаров
б) рынок рабочей силы
в) рынок капиталов
ж) рынок информации.
3. Признаки рынка:
а) нерегулируемое предложение
б) нерегулируемый спрос
в) нерегулируемая цена
4. Основными признаками свободного рынка являются следующие:
а) неограниченное число его участников;
б) абсолютно свободный доступ на рынок для любого производителя товаров и
услуг;
в) наличие у каждого участника конкурентной борьбы полного объема
информации о ситуации на рынке (о ценах, спросе и предложении, размерах
получаемой прибыли и т. д.);
г) мобильность материальных, финансовых, трудовых и иных ресурсов,
необходимых для производства товаров и услуг;
д) невозможность участников рыночных отношений оказывать влияние на
решения, принимаемые другими проивводителями.
5. Основными параметрами, регулирующими поведение субъектов рынка являются:
а) Спрос — это то количество товаров определенного вида, которое
покупатель готов купить при определенном уровне цен.
б) Предложение — это то количество товара, которое продавец может
предложить покупателю в конкретном месте и в конкретное время.
в) Цена - денежное выражением стоимости, величина которой определяется
вложенными в них затратами производителя.
6. Механизм товарного рынка регулируется двумя законами:
а) законом стоимости
б) законом спроса и предложения
7. В реальности на рынке формируются две цены:
а) цена спроса — та максимальная цена, по которой покупатель согласен
купить товар;
б) цена предложения — та минимальная цена, по которой производитель готов
продать товар.
Рыночная цена - цена, при которой объем спроса в точности равен объему
предложения, не может опускаться ниже цены предложения и подниматься выше
цены спроса. В реальной действительности она колеблется в промежутке между
этими двумя величинами, стимулируя производителей добиваться снижения
затрат на производство товаров и поощряя, таким образом, повышение
производительности труда, внедрение новых технических достижений и
технологий, а также способствуя перераспределению ресурсов для
производства тех товаров, которые пользуются устойчивым или повышенным
спросом.
Билет №2
1. Человек, индивид, личность.
1. Человек – самое загадочное существо. Одна из специфических особен. ч-ка
– это свойство задумываться о себе.
2. Со временем сформировались два подхода к изучению ч-ка:
а) извне – ч-к в сравнении с природой, о-вом, Богом, самим собой.
б) изнутри – ч-к с точки зрения биологического строения, психики,
нравственной, духовной, обществ. жизни.
3. Формирование познания о ч-ке:
а) Др. Греция – мера всего существующего
б) Средние века – образ и подобие Бога
в) Возрождение – безграничность творческих возможностей ч-ка
г) кон. ХVIII-ХIХ – творец духовной жизни, культуры, носитель всеобщего
идеального начала – духа или разума
4. Индивид – характеристика ч-ка как одного из людей, описывает ч-ка с
точки зрения его самобытности, особен.
5. Индивидуальность – отличие ч-ка от др. людей, подразумевая не только
внеш. облик, но и всю совокуп. соц. значимых качеств
6. Личность – ч-кий индивид как субъект отношений и сознательной д-ти,
обладающий совокуп. соц. значимых черт, свойств и качеств, к-е он
реализует в о-ой жизни.
2. Экономическая сфера жизни о-ва.
1. Экономика в широком смысле - систему общественного производства, т. е.
процесс создания материальных благ, необходимых человеческому обществу для
его нормального существования и развития.
2. Существует понятие производительные силы о-ва, т.е. совокупность средств
производства и рабочей силы, необходимых для достижения целей, связанных с
получением необходимых им благ.
Производительные силы — это люди, обладающие производственными навыками и
осуществляющие производство материальных благ, созданные обществом
средства производства, а также технология и организация процесса
производства.
3. Две взаимодополняющих друг друга сферы экономикки:
а) материальное производство - изготавливаются вещественные блага
(промышленность, сельское хозяйство) и оказываются материальные услуги
(торговые, коммунальные, транспортные и т. д.)
б) непроизводственная сфера - создание духовных, культурных и иных
ценностей и оказание аналогичных услуг (образовательные, медицинские и т.
д.).
Производственными отношениями – отношения в к-е люди вступают между собой
процессе производства.
4. Основу экономических отношений в любом обществе составляют отношения
собственности на средства производства.
Собственность в широком смысле - отношения между человеком или группой
людей, с одной стороны, и предметами и вещами, с другой стороны.
5. Несколько типов собственности:
а) общая собственность - все средства производства и произведенные блага
принадлежали объединенным в коллективы людям.
б) частная собственность - отдельные люди относились к средствам
производства как к принадлежащим лично им.
Частная собственность — это форма юридического закрепления за человеком
прав владения, пользования и распоряжения каким-либо имуществом, которое
он может использовать не только для удовлетворения личных потребностей, но
и для ведения коммерческой деятельности.
в) смешанная собственность - сочетаются признаки первых двух типов.
. корпоративная собственность, или акционерного общества - капитал
такого общества образуется в результате продажи ценных бумаг —
акций, которые свидетельствуют о том, что их владелец внес свой
вклад в капитал корпорации и имеет право на получение дивиденда.
. индивидуальная частная собственность
. государственная собственность - государство сосредоточивает в своих
руках предприятия и отрасли, имеющие стратегическое значение для
существования и развития страны (железные дороги, предприятия
связи, атомные и гидроэлектростанции и т. д.), приватизацию которых
оно считает нецелесообразным.
. кооперативная собственность - группа людей, объединившаяся для
совместного использования некоторого имущества, осуществляет
управление этим имуществом.
. коллективная собственность - собственником является коллектив этого
предприятия, который принимает участие в управлении процессом
производства
Билет № 3
1. Человеческая деятельность, ее многообразие.
1. Деятельность - форма активности человека, направленная на преобразование
им окружающего мира.
2. В структуре любой деятельности принято выделять:
а) объект – то, на что направлена д-ть
б) субъект – тот, кто производит д-ть (чаще всего ч-к)
в) цель – осознанный (идеальный) образ того будущего результата, на
достижение к-го направлена д-ть
г) средства достижения
в) результат
3. Мотив д-ти – желание удовлетворить свои потребности
4. Потребности:
а) физиалогические
б) социальные
в) идеальные
5. Важную роль в мотивах д-ти играют убеждения.
Убеждения – это устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы, а также
стремление воплотить их в жизнь через свои действия и поступки.
6. Существуют различные класификации видов д-ти. Одна из них делит д-ть на:
а) практическую - направлена на преобразование реальных объектов природы и
общества. Включает в себя:
. материально-производственную - преобразование природы
. социально-преобразовательную - преобразование общества
б) духовная деятельность - изменение сознания людей. В нее входят:
. познавательная - отражение действительности в художественной и научной
форме, в мифах и религиозных учениях
. ценностно-ориентировочная - определение положительного или
отрицательного отношения людей к явлениям окружающего мира,
формирование их мировоззрения
. прогностическая - планирование или предвидение возможных изменений
действительности.
Также к д-ти относят:
а) творческую – порождает нечто новое, никогда ранее не создававшееся
б) трудовая – отличительные черты – практическая полезность, наличие
результата
в) игровая – важен на результат, а процесс
2. Россия на пути к рыночной экономике.
1. Переход к рыночной модели экономического развития в России был начат
правительством России в октябре 1991 г. Основными направлениями первой
программы радикальных экономических реформ были:
а) переход к свободному ценообразованию
б) разгосударствление и приватизация государственных предприятий в
промышленности, торговле и сфере услуг.
2. С помощью этих мер авторы программы рассчитывали, с одной стороны,
ослабить существующий экономический кризис, ликвидировать дефицит, а с
другой стороны, создать в России новый класс — класс собственников.
3. Результаты экономических реформ противоречивы:
а) самая серьезная проблема стала проблема освоения населением новой
системы ценностей и формирование у граждан качеств, необходимых для
успешного ведения своего дела в условиях рынка: инициативности и
ответственности.
б) переход к свободному ценообразованию, так называемая либерализация цен,
привел фактически к конфискации денежных средств у населения, резкому
снижению уровня жизни. Государство оказывало поддержку лишь слоям
населения не способным позаботиться о себе сами: сиротам, инвалидам,
пенсионерам. Однако несмотря на многочисленные заявления и предпринимаемые
усилия, до сих пор не удается обеспечить этим категориям граждан
минимальный жизненный уровень.
в) лишение населения накопленных денежных средств не позволило достичь
эффективности при реализации программы разгосударствления и приватизации.
4. Разгосударствление - процесс сужения государственного сектора в
экономике, создание условий для развития иных, негосударственных форм
собственности, а в конечном итоге — многоукладной экономики.
5. Приватизация - процесс передачи государственной собственности в частные
руки.
6. Формы приватизации:
а) бесплатная раздача гражданам части государственной собственности
б) аренда с последующим выкупом
в) преобразование государственных предприятий в акционерные общества
г) выкуп предприятий на конкурентной основе.
Если на первом этапе приватизации преобладали первые три формы, то в
последнее время началась активная продажа предприятий на аукционах. Однако
цель приватизации — создание широкого слоя частных собственников в стране —
пока не достигнута.
7. Положительными итогами проводимых реформ можно считать:
а) формирование в стране рыночной инфраструктуры, т. е. сети коммерческих
банков, фондовых и товарных бирж, аукционов, без которой нормальное
функционирование рыночной экономики невозможно.
б) разработка и внедрение правовой базы, регулирующей экономические
процессы в стране.
в) решение ряда стратегических задач:
. остановлена инфляция,
. достигнута относительная финансовая стабилизация, которая дала
возможность провести деноминацию рубля.
Билет № 4
1. Деятельность и общение.
1. Основные подходы к взаимосвязи д-ти и общения:
а) общение то же самое, что и д-ть, т.к. обладает теми же признаками
б) общение есть нечто иное, чем д-ть, т.к. оно может выступать как условие
д-ти, неотъемлемое св-во д-ти, но не как сама д-ть
в) общение – самостоятельное, но равноправное явление
2. Общение — это процесс обмена информацией между равноправными субъектами
деятельности. Субъектами общения могут быть как отдельные люди, так и
социальные группы, слои, сообщества и даже все человечество в целом»
3. Выделяют несколько видов общения:
а) общение между реальными субъектами - например, между двумя людьми
б) общение с реальным субъектом и иллюзорным партнером - например,
человека с животным, которое он наделяет некоторыми несвойственными ему
качествами
в) общение реального субъекта с воображаемым партнером - под ним
подразумевается общение человека со своим внутренним голосом
г) общение воображаемых партнеров - например, литературных персонажей
4. Обмен мнениями может происходить в виде:
а) диалога
б) обмена монологами или репликами
5. От общения необходимо отличать коммуникацию.
Коммуникация - процесс взаимодействия между двумя или более субъектами с
целью передачи некоторой информации. В процессе коммуникации, в отличие от
общения, передача информации происходит только в направлении одного из его
субъектов (того, кто ее получает) и обратная связь между субъектами, в
отличие от процесса общения, отсутствует.
2. Государство и экономика.
Современный рынок не регулируется только с помощью механизма свободного
ценообразования. Действуя стихийно, законы рынка дают не только
положительный эффект, но и порождают негативные тенденции в экономике,
такие, как монополизм, безработицу и др.
1. Ограниченность возможностей рыночного механизма регулирования экономики
стала особенно очевидна в конце XIX — начале XX в., когда на смену эпохе
свободной конкуренции пришли монополии, захватившие производство и рынок
сбыта товаров. В 1929—1933 гг. в мире разразился экономический кризис,
следствием которого было падение объемов производства и массовая
безработица.
2. В 1936 г. английский экономист Дж. Кейнс выпустил в свет книгу «Общая
теория занятости, процента и денег». В ней он доказывал, что проблемы, с
которыми в период кризиса столкнулись капиталистические страны, могут быть
решены только в том случае, если рыночная экономика будет регулироваться
государством. Вмешательство последнего поможет свести к минимуму
отрицательные последствия, вызываемые действием рыночных законов.
3. Существуют различные методы регулирования экономической жизни:
а) Правовые методы - государство принимает законы, призванные упорядочить
взаимоотношения участников рыночной игры. Особое место среди этих законов
занимает так называемое антимонопольное законодательство.
б) Финансово-экономические методы:
. налоги
. Денежная политика - политика государства по управлению денежной
массой и кредитами. Главную ответственность за ее проведение, как
правило, несет государственный банк страны, который регулирует
ставку банковского процента. С ее помощью банк либо ограничивает,
либо расширяет возможности получения предпринимателями кредита на
развитие производства.
. таможенные пошлины
Пошлина — это специальный налог государства на товары, покупаемые за
границей, призванный сдерживать импорт и защищать отечественного
производителя.
в) Экономическое программирование - государство составляет примерные планы
развития экономики на некоторый период. В рыночной экономике они носят
рекомендательный характер и на практике обычно оказывают определенное
влияние на частных товаропроизводителей.
Т.о., в современных условиях гос-во активно вмешивается в экономику,
стараясь воздействовать в зависимости от необходимости на ситуацию на том
или ином рынке.
Основные принципы гос-го регулирования экономики могут быть сформулированы
следующим образом: гос-во должно экономике не мешать, помогать и лишь при
необходимости ее ограничивать.
Билет № 5
1. Социальные нормы и отклоняющееся поведение.
1. Социальные нормы - установленные в обществе правила, образцы, эталоны
поведения людей, регулирующие общественную жизнь.
2. Выделяют следующие виды социальных норм:
а) нормы традиций и обычаев - исторически сложившихся правил поведения,
вошедших в привычку в результате их многократного повторения. Реализация
этого вида норм обеспечивается силой привычки людей
б) нормы морали - такие нормы, в которых выражаются представления людей о
хорошем и плохом, о добре и зле, о справедливости и несправедливости,
реализация которых обеспечивается внутренним убеждением людей либо силой
общественного мнения
в) правовые нормы — формально определенные правила поведения,
установленные либо санкционированные государством, реализация которых
обеспечивается его авторитетом или принудительной силой
г) религиозные нормы - относят правила поведения, содержащиеся в текстах
священных книг либо установленные религиозными организациями. Люди
исполняют эти правила, руководствуясь своей верой либо под угрозой быть
наказанными Богом или церковью
д) политические нормы — нормы, устанавливаемые различными политическими
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|