МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Авторитаризм

    районного масштаба обладал всеми атрибутами власти — партийной,

    хозяйственной, судебной, карательной и т.п. Поэтому для функционирования

    тоталитарной власти не нужно было принуждения, идущего сверху вниз:

    тоталитарный индивид добровольно подчинялся вышестоящему, получая в обмен

    на покорность возможность абсолютной власти «на своем месте». Можно

    сказать, что ограничения в структуре тоталитарной власти вытекали из

    пересечения индивидуальных властей, что создавало непрерывное и постоянное

    напряжение во всех узлах системы и было источником энергии, питавшей

    существование этой системы.

    С тоталитарной властью неразрывно связана тайна власти. Властный поступок

    тоталитарного индивида всегда непредсказуем, спонтанен, вызывается не

    столько внешней необходимостью, какими-то реальными обстоятельствами,

    сколько тайными движениями его души. Теми движениями, которые имеют свою

    индивидуальную логику, непредсказуемую с точки зрения нормальной логики. В

    силу этой тайны система тоталитарной власти пронизана страхом. Страх есть

    необходимое дополнение абсолютной власти, он столь же абсолютен, и это

    страх не только перед «другими», но и перед самим собой. Абсолютный страх в

    душе тоталитарного индивида перевоплощается и снимается в виде стремления к

    абсолютной власти. Карательные органы в этой системе — материализация

    повсеместного страха, своего рода арбитр в споре, столкновении

    индивидуальных властей. Но их существование в большей степени вызвано

    необходимостью искоренять инакомыслящих — тех, кто не принял условия

    тоталитаризма, правила его игры, и имя им — миллионы. Они и составляли

    основной контингент ГУЛАГа.

    Верхний и нижний уровни в структуре тоталитарной власти взаимосвязаны и

    взаимно необходимы друг для друга. На ее вершине находился Сталин, он был

    символом абсолютной власти, поклонение ему как бы освящало и узаконивало

    для каждого собственное приобщение к субстанции власти. В этой структуре

    харизматический образ Ленина тускнел и отодвигался на периферию

    общественного сознания, ибо системе нужен был живой символ, человек — знак

    абсолютной власти. Образ Ленина слился с мавзолеем — материальным

    воплощением «начала» этой власти. И ритуальное действо вокруг мавзолея,

    совершаемое дважды в году, заново подтверждало законность системы. Нижний

    уровень носителей тоталитарной власти, был также необходим Сталину — иначе

    не хватило бы никаких усилий карательных органов, чтобы держать в

    повиновении огромные массы людей. Причем отношение массы тоталитарных

    индивидов к Сталину было интимно-психологическим и личностным: он был не

    просто символическим знаком судьбы, но еще и индивидуальностью. Его

    индивидуальные качества срослись с символическими, и в этой системе он

    занимал место Бога. Славословия в его адрес заменили молитву и были

    ритуальным элементом существования и осуществления тоталитарной власти

    каждым на своем месте. Поэтому смерть Сталина означала конец тоталитаризма.

    Естественно, не мгновенный, а протяженный в историческом времени.

    Исчезновение личностного символа системы изменило духовную атмосферу внутри

    ее. Новые поколения как бы вышли из-под влияния той идеологической и

    психологической силы, которая формировала в каждом качестве тоталитарного

    индивида.

    Попытки заменить Сталина не удались — уж очень тесно срослись его личные и

    символически-знаковые черты. В поле тоталитарного сознания его преемник

    Хрущев получил значение комического героя — шута, напялившего на голову

    корону.

    Маршальские погоны, звезды Героя и орден Победы не превратили Брежнева в

    того мифологического героя, каким воспринимался Сталин. Исчезла тайна

    личности вождя, а вместе с ней и вождь. Вождь должен быть, по крайней мере,

    равен системе, а не быть частицей, рожденной этой системой.

    После смерти Сталина тоталитаризм в течение долгих тридцати лет переживал

    обратное перерождение в авторитаризм, и именно механика этого обратного

    перерождения диктовала необходимость обращения к Ленину, его наследию, но

    не к тому, где он отказывался от социалистической утопии в пользу реально

    достижимых целей, а к Ленину «до 21-го года», автору и творцу авторитарного

    режима. Обращение к Ленину 21-го года ставило человека в положение если и

    не диссидента, то оппозиционера по отношению к существовавшему режиму. С

    этого обращения началась перестройка.

    5. Тоталитаризм и личность

    Существует ли угроза восстановления в нашей стране тоталитарного режима?

    Чтобы ответить на этот вопрос, надо выяснить условия, необходимые для

    этого. Объективные условия налицо —сохраняется, а в ряде республик и

    обновляется авторитарный режим, адаптирующийся к новым, демократическим

    тенденциям, к восстановлению политической жизни. Но решающими для

    возникновения тоталитаризма являются субъективные условия, а именно тот

    исторический тип личности, который можно назвать тоталитарным индивидом.

    Что это такое? Попробуем разобрать, этот вопрос на примере, так сказать,

    классического образца. Предшественником тоталитарного индивида был маргинал

    — человек, крутой ломкой истории вырванный из привычного «гнезда»

    существования и заброшенный в новый мир. Маргинализация охватила во второй

    половине XIX — начале XX века практически все классы русского общества.

    Маргинал — человек переходного времени, как бы повисший между двумя

    историческими эпохами и сделавший эту переходность принципом отношения к

    действительности, принципом самоопределения. Для маргинала прошлое и

    настоящее — не подлинное, умирающее бытие, которое несет на себе печать

    неминуемого уничтожения, смерти. Будущее же для него под знаком вопроса,

    это своего рода чистая возможность, полностью зависящая от воли человека-

    творца. В среде профессиональных революционеров психология маргинальности

    еще более усиливалась вследствие особого, «чемоданного» (между тюрьмами и

    ссылками) образа жизни. Связь с действительностью подменялась прожектерским

    конструированием утопии не только относительно будущего, но и относительно

    настоящего. Реальная действительность пугала маргинала, представлялась ему

    абсолютно чуждой силой.

    В условиях революционной катастрофы, когда ход событий бросил

    революционеров в самую пучину переворота, некоторые из них, вследствие

    этого страха перед реальным миром, застыли в ситуации неопределенности,

    отказавшись от выбора, выключившись из активной борьбы. Таким человеком и

    был Сталин, по выражению Р. Слассера, человек, проспавший революцию. Да и в

    годы гражданской войны, как пишет о нем Д. Волкогонов, он был скорее

    послушным исполнителем, хотя занимал формально одно из самых высоких мест в

    партийной иерархии. Такой индивид полностью отдается воле событий, тому

    самому миру, которого он боится. Единственное для него средство сохранить

    себя — это стремление к абсолютной власти, дающей полное господство над

    чуждой, враждебной действительностью. И чем более неопределенным — в силу

    своей новизны — оказывается мир после революции, когда уже не помогает

    прежняя теория и когда нет рядом берущего на себя всю ответственность вождя-

    вожака, тем больше овладевает душой теперь уже тоталитарного индивида это

    стремление к власти, это переживание власти как высшего смысла бытия.

    Позволяет ли современная обстановка прогнозировать возможность появления

    нового тоталитарного индивида? На наш взгляд, нет. Во-первых, потому, что

    появление тоталитарного индивида непредсказуемо, его тайна — в глубинах

    индивидуальной души. Во-вторых, потому, что история не ходит дважды одними

    и теми же путями. Конечно, согласно Марксу, возможно повторение

    трагического в виде комического, но такой герой не может стать кумиром

    современной массы. Нынешние сталинисты ждут другого героя. Что же касается

    новых поколений, выросших после Сталина, то последние сорок лет выработали

    у них прочный иммунитет против тоталитаризма: у них нет восторженной до

    самоотречения веры в коммунистическую или какую-то иную, но столь же мощную

    в социально-психологическом и идеологическом плане идею. От тоталитаризма

    нас спасает безверие. Гораздо большую и реальную опасность представляет

    собой авторитаризм консервативного или откровенно реакционного плана,

    объективные и субъективные условия для появления которого налицо или, как

    говорил Маркс, находятся в процессе становления.

    Глава 2. ПРЕОДОЛЕНИЕ ТОТАЛИТАРИЗМА И СТАНОВЛЕНИЕ ДЕМОКРАТИИ В СОВРЕМЕННОЙ

    РОССИИ.

    За последний более чем 70-летний период у нас сложилась такая политическая

    система, которая весьма эффективно служила целям сохранения обеспечивавшего

    ее социально-экономического строя. Эта эффективность достигалась благодаря

    абсолютному контролю со стороны политических структур — партии и

    государства — над всеми сферами общественной жизни. Такая политическая

    система может быть определена как тоталитарная. Понятно, что без разрушения

    ее общественный прогресс невозможен. Большим шагом вперед в понимании

    сущности общества, сложившегося в нашей стране, явился уже сам факт

    признания тоталитаризма. Однако одного признания мало. Для преодоления

    тоталитаризма необходимо точное знание его сущности, закономерностей

    функционирования, элементов, обусловливающих его стабильность.

    В современной зарубежной политологии явление тоталитаризма изучено

    сравнительно глубоко. Для нас же, выросших и воспитанных в условиях

    тоталитаризма, представляет еще большую трудность увидеть в привычном,

    «естественном» способе политического существования жесткие черты,

    объединяющие его с фашистскими системами Германии, Италии, Испании,

    репрессивными государствами Южной Америки.

    Исторический опыт и практика показывают, что тоталитарную систему нельзя

    изменить, реконструировать, ее можно только разрушить. Вслед за

    конструктивным преодолением тоталитаризма общество неизбежно должно прийти

    к демократизации всех сфер общественной жизни.

    Таким образом, только теоретический анализ позволит преодолеть комплекс

    «современника», позволит взглянуть как бы со стороны на происходящие в

    обществе процессы, увидеть корни существующего сегодня порядка вещей, а,

    следовательно, научно обосновать пути его изменения. Именно такой

    теоретический анализ мы и попытались осуществить в этой главе.

    1. Понятие и сущность тоталитаризма

    Тоталитаризм возник в Европе, точнее, на периферии европейской цивилизации,

    как результат некоего синтеза элементов азиатского деспотизма (включая

    крепостничество в его русском и прусском вариантах) с радикальными

    идеологическими доктринами, так или иначе апеллирующими к идеям социализма.

    При этом «периферию европейской цивилизации» следует понимать не только

    географически, но и как взаимодействие социокультур-ных и политических

    комплексов двух типов цивилизаций, в результате которого и рождался этот

    синтез. Европейская капиталистическая структура с ее веками отработанными

    институтами республиканизма, парламентской демократии, рыночно-

    частнособственнической экономики, с ее заботой о свободах, правах и

    гарантиях индивида, т.е. со всем тем, что в наши дни именуется гражданским

    обществом и правовым государством, по сути своей несовместима с

    тоталитаризмом. В то же время европейские свободы позволили появиться на

    свет радикальным доктринам, не считающимся с моралью и человеком. Это, по

    сути, издержки самих свобод, прав и демократических институтов,

    выработанных веками. В противовес европейской традиции в неевропейском

    мире, и, прежде всего на традиционном Востоке, господствующая система

    связей была построена на возвышении власти и принижении личности, на

    господстве командно-административного способа управления в экономике,

    политике, в обществе в целом. И хотя религиозно-этические нормы оказывали в

    этом смысле смягчающее воздействие, именно неевропейская структура

    (азиатский деспотизм с присущим ему «поголовным рабством») была

    фундаментом, на котором при благоприятных условиях мог созреть (или на

    который можно было, уже в наши дни, в почти готовом виде перенести)

    тоталитарный режим.

    Столкновение элементов восточной и европейской структур на периферии Европы

    (Россия, Пруссия, Испания) при благоприятных для этого обстоятельствах

    (социальный кризис и рост радикализма) способствовало выходу на передний

    план явного или латентного азиатского деспотизма, который и стал опорой

    носителей радикальных теорий переустройства мира. Естественно, что чем

    сильнее были элементы азиатчины, тем большим оказался простор для произвола

    бесчеловечного и аморального радикализма.

    При первом приближении тоталитаризм характеризуют следующие взаимосвязанные

    и взаимообусловленные признаки: — тотальный государственный контроль над

    обществом;

    — всеобщая монополизация и централизация власти в руках государственной

    бюрократии;

    — система жесткого полицейского террористического контроля над всеми

    гражданами (исключение — только для вождя);

    — политизация (в плане пропаганды) всей жизни и уничтожение политики как

    таковой;

    — господство единственной правящей массовой партии, которая является ядром

    политической системы тоталитарного общества. При этом подобная партия не

    является политической: она не способна действовать без государственной

    власти, строго централизована и выступает в качестве дополнения к правящей

    группировке. Члены такой массовой партии — корпоративная элита, сплоченная

    сознанием избранности и морального превосходства над обществом. Ее функции:

    управление тоталитарным обществом и контроль над ним; подготовка и

    выдвижение новых лояльных режиму кадров. Она является буфером между

    центральной властью и обществом и осуществляет репрессивные функции к

    инакомыслящим;

    — идеологизация общества и общественной жизни на основе единой

    государственной идеологии;

    — унификация и регламентация политической, общественной и духовной жизни

    (например, единый политдень и пр.);

    — ставка на обновление общества на основе утопических глобальных идей;

    — ставка на свою расу (может быть, в скрытом и закамуфлированном виде,

    например, в нашей стране идея «единого советского народа»).

    Тоталитарные политические режимы бывают правого (фашизм) и левого

    (коммунизм) толка. Между ними существуют определенные различия.

    Фашизм находится в состоянии противоборства с коммунистами и социал-

    демократами. Это защитная реакция капиталистического способа производства

    на радикализацию общества. В рамках фашистских режимов произошло

    установление монопартийной диктатуры над органами государственного

    управления без уничтожения старой государственной машины. Монопартийная

    диктатура осуществляет тотальный контроль над обществом. В то же время

    сохраняется узкая сфера экономической свободы граждан от государства

    (например, заводы Круппа в Германии остались в частной собственности).

    Коммунизм возникает как реакция азиатского способа производства на попытки

    его радикальной капитализации. В рамках коммунистического режима происходит

    слом государственной машины «до основанья, а затем...» — замена старого

    типа государства новым, Советами. Устанавливается тотальный контроль над

    обществом и тотальное руководство всем общественным развитием.

    В 1925 г. термин «тоталитаризм» впервые ввел в политический лексикон

    Муссолини для характеристики своего движения и режима. При этом он опирался

    на философские труды одного из ведущих идеологов итальянского фашизма

    Джованни Джентиле. Однако в Германии этот термин не привился: Гитлер не

    любил заимствований и предпочитал определять свой режим как авторитарный.

    Мощный импульс к осмыслению и концептуальному оформлению тоталитаризма дала

    война. Исследованию этого феномена посвящены работы многих западных

    политологов, например Ханны Арендт «Истоки тоталитаризма» (Нью-Йорк, 1951);

    Карла Фридриха и Збигнева Бжезинского «Тоталитарная диктатура и автократия»

    (1956); Беррингтона Мура «Террор и прогресс в СССР: некоторые причины

    изменений и стабильности в советской диктатуре»; Г. Маркузе «Борьба

    тоталитаризма против либерализма» и другие.

    В нашей стране термины «тоталитаризм», «тоталитарный» появились в

    послевоенный период и до последнего времени использовались в

    пропагандистских целях для характеристики фашистских и профашистских

    режимов на Западе. Однако даже такое употребление этих терминов было весьма

    эпизодическим, предпочтение отдавалось другим формулировкам —

    «агрессивный», «террористический», «авторитарный», «диктаторский». Даже в

    четвертом издании Советского энциклопедического словаря (1986) вслед за

    беглым упоминанием о том, что «понятие тоталитаризм употреблялось буржуазно-

    либеральными идеологами для критической оценки фашистской диктатуры»,

    следует основная характеристика этого понятия: «активно используется

    антикоммунистической пропагандой по отношению к социалистическим

    государствам, которые клеветнически отождествляются с «тоталитарными»

    режимами и противопоставляются «демократическому «свободному» обществу».

    2. Основная характеристика тоталитарной системы

    Тоталитаризм (от лат. «тоталь» — всеобщий, всеобъемлющий) — это

    политический режим, при котором гражданин является объектом полного

    контроля и управления. Он характеризуется фактическим бесправием индивидов

    при формальном сохранении их прав. Политический режим зависит от степени

    развития общества, внешних факторов, от власти.

    В антиутопиях Е. Замятина «Мы», Дж. Оруэлла «1984» тоталитарный строй

    описан как замкнутое рационально-технократическое общество,

    расчеловечивающее человека, превращающее его в «винтик» на основе

    психофизической инженерии и уничтожения морали, любви, религии, подлинного

    искусства и науки. С середины 30-х годов различные концепции тоталитаризма

    начинают распространяться в социально-философской и художественной

    литературе как осмысление практики нацизма и сталинизма.

    Мы попытаемся дать характеристику тоталитарной политической системы на

    примере нашей страны по следующим направлениям: идеология, политика,

    экономика.

    За 75 лет СССР прошел три этапа тоталитаризма: первый — с 1917 года до

    конца 20-х годов; второй — с конца 20-х до середины 50-х годов; третий — с

    середины 50-х до середины 80-х годов.

    Тоталитаризм есть качественно иное явление, нежели любая другая власть,

    сколь бы суровой она ни была. Это феномен идеологический, и тоталитарные

    режимы, прежде всего — режимы идеологические. Они рождены идеологией и

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.