МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Авторитаризм

    Авторитаризм

    Глава 1. АВТОРИТАРИЗМ И ТОТАЛИТАРИЗМ.

    1. Природа авторитаризма и условия его возникновения.

    Авторитаризм — политический режим власти, не ограниченной правом,

    опирающейся на прямое насилие и осуществляемой единоличным правителем или

    правящей элитой. В истории общества можно выделить различные его формы:

    древневосточные деспотии, тиранические режимы античности, абсолютистские

    монархии позднего средневековья и Нового времени, западноевропейские

    империи XIX века, военно-полицейские, фашистские и коммунистические режимы

    в XX в. Историческое многообразие форм авторитаризма показывает, что этот

    политический режим совместим с различными по природе общественными и

    политическими системами — рабовладением, феодализмом, капитализмом,

    социализмом, демократией и монархией. Отсюда — трудности, связанные с

    попытками определения общей природы авторитаризма, вычленения его

    сущностных, устойчиво повторяющихся характеристик.

    К числу общих черт авторитарных режимов относят следующие:

    —авторитарная власть имеет своим источником насильственный захват власти.

    Она не формируется народом и не ограничивается правом — кодифицированным

    либо обычным, опирающимся на традицию;

    — для нее характерно слияние законодательной, исполнительной и судебной

    властей, либо их формальное, показное разделение;

    — при авторитаризме власть опирается на административный, полицейский и

    военно-карательный аппарат, держится на неприкрытом насилии или возможности

    его непосредственного применения;

    — авторитаризм предполагает жесткий централизм управления, монополизацию

    власти в руках правящей элиты или вождя;

    — в социальном плане авторитаризм пытается стать выше классовых различий,

    выразить общенациональный интерес, что сопровождается социальной

    демагогией, популизмом;

    — во внешней политике для него характерны агрессивные имперские установки.

    Все эти характеристики дают в сумме явление авторитаризма только в том

    случае, если наличествует его духовный и практический стержень — авторитет.

    Под авторитетом понимается общепризнанное неформальное влияние отдельной

    личности или какой-то организации в различных сферах жизни общества. В

    более узком смысле авторитет — одна из форм осуществления власти, стоящей

    выше права. М. Бебер выделял три типа

    авторитета: 1) основанный на рациональном знании, 2) на

    традиции, 3) на харизме вождя. В первом случае носителем

    авторитета является учитель-пророк, во втором - проповедник,

    в третьем - вождь. Без личности такого рода авторитаризм

    невозможен. Она является знаком, символизирующим единство

    нации, ее суверенитет, ее великое прошлое, настоящее

    и будущее.

    Каковы условия возникновения режима авторитарной власти?

    1. Социальный и политический кризис общества, выража-

    ющий переходный характер переживаемого времени. Для такого

    кризиса характерна ломка устоявшихся традиций, образа жизни,

    исторического уклада, которая связана с резкой модернизацией

    основных сфер общественной жизни и совершается в течение

    одного-двух поколений.

    2. С ломкой исторического уклада жизни общества связано

    размывание наличной социально-классовой структуры, происхо-

    дит маргинализация основной массы населения. Появление боль-

    ших масс людей, из традиционных сущест-

    вования, лишенных собственности и видящих в государстве

    и олицетворяющей его фигуре вождя единственный шанс на

    выживание, в значительной мере радикализирует социальное

    и политическое поведение маргинальных переходных слоев, по-

    вышает степень их активности, заряженной отрицательной энер-

    гией разрушительства.

    3. В сфере социальной психологии и идеологии нарастают

    настроения заброшенности и отчаяния, стремление к социальной справедливости путем установления пого-

    ловного равенства, потребительское отношение к жизни берет

    верх над этикой производительного труда. Рождается образ вра-

    га народа, персонифицируемого в лице какого-либо обществен-

    ного института, социальной группы или нации. Возникает культ

    личности вождя, с которым связываются последние надежды на

    преодоление кризиса.

    4. В большой степени возрастает роль исполнительных ор-

    ганов государственной власти и основной военной силы - ар-

    мии, обращаемой внутрь общества. Особое значение приобретает

    бюрократия, без которой невозможно функционирование - бо-

    лее или менее успешное - исполнительной власти в условиях

    нарастающего кризиса и которая становится источником и хра-

    нителем власти, стоящей над обществом.

    5. Наконец, решающим условием возникновения авторитариз-

    ма является лидер, обладающий авторитетом, признаваемый

    большинством нации, что обеспечивает возможность бескров-

    ного, мирного захвата власти определенной политической груп-

    пировкой. В ином случае неизбежна гражданская война, реша-

    ющая спор между партиями и вождями.

    Поскольку режим авторитарной власти появляется не столько

    в результате случайного стечения обстоятельств, но всегда

    в той или иной мере выражает историческую необходимость,

    постольку он не может оцениваться однозначно. Наряду с ав-

    торитарными режимами консервативного (Сулла в Древнем

    Риме) или откровенно реакционного толка (Гитлер, например),

    были и такие, которые играли прогрессивную роль в исто-

    рическом развитии своей страны, например Наполеон Бонапарт,

    Бисмарк, Петр 1.

    2. Авторитаризм и социализм: командно-административная система

    Иллюстрацией вышеприведенного тезиса может быть ко-

    мандно-административная система, установившаяся в нашей

    стране после Октябрьской революции и победы большевиков

    в гражданской войне. Эта система - результат предшествующе-

    го исторического развития России, а не злонамеренной воли

    одной партии или группы лиц (Ленина, Троцкого, Свердлова

    и др.). Она не была создана Сталиным, как утверждают многие

    ученые и публицисты, но только была доведена им до образ-

    цового состояния. Анализ природы командно-административной

    системы необходим по двум причинам. Во-первых, отождествле-

    ние командно-административной системы и сталинизма выводит

    из-под критического анализа политическую практику послеок-

    тябрьского периода и не дает возможности объективно осмыс-

    лить характер Октябрьской революции, а также оценить деятель-

    ность Ленина и партии большевиков в 1917 году. И во-вторых,

    потому, что теоретически и политически непродуманная, хаоти-

    чески суетливая и непоследовательная десталинизация нашего

    общества таит в себе угрозу возникновения новых авторитарных

    режимов как в стране в целом, так и в ряде республик, в первую

    очередь в тех, где десталинизация проводится наиболее ради-

    кально (Грузия, Россия). Либо возможна консервация прежнего

    типа авторитаризма - коммунистического (Азербайджан, Ка-

    захстан, республики Средней Азии).

    Каковы основные черты послеоктябрьской политической си-

    стемы, позволяющие охарактеризовать ее как авторитаризм?

    Начиная с 1861 г., Россия переживала процесс индустриализа-

    ции, сопровождаемый реформированием многих сторон жизни

    общества, резкой ломкой традиционного исторического уклада.

    Поскольку этот процесс шел зигзагообразно, то муки модер-

    низации не находили соответствующего разрешения, что вело к накоплению

    кризисных явлений, приведших к первой русской революции. Мировая война

    усугубила кризис общества, доведя его до высшей точки, точки

    антагонистического противостояния самодержавного государства и общества.

    В этот период в России происходило становление новой социально-классовой

    структуры общества, но становление затянутое. Новые индустриальные классы

    составляли малую часть населения, большая часть которого все более

    подвергалась пауперизации, включая и дворянство. Это обеспечивало

    господство маргинальных слоев в городе и деревне, размытый характер

    социальных отношений, резко повышало степень социальной и политической

    активности этих слоев. Последнее, в свою очередь, оказывало разрушительное

    давление на формирующуюся социально-классовую структуру, тормозило ее

    становление.

    Война в высшей степени усилила роль государства, его вмешательство в жизнь

    общества и контроль за нею, возросло значение бюрократии для успешного

    функционирования исполнительной власти, усилилась роль армии во внутренней

    жизни страны. Страна вставала на грань выживания, что способствовало

    укреплению в массовом сознании национальной идеи и поиску сильной личности,

    способной воплотить эту идею в жизнь, спасти страну от военного,

    экономического и политического краха. Предоктябрьская Россия искала в

    авторитаризме выхода из кризиса, и вероятность демократической альтернативы

    была крайне мала. Керенский или Корнилов — два вождя, за которыми стояли

    различные варианты авторитарного режима. Составившие третью силу большевики

    были обречены на авторитаризм, ибо иной вариант выхода из кризиса был

    невозможен в той ситуации. Разразившаяся после революции гражданская война

    была только спором между различными вариантами авторитаризма.

    Таковы исторические предпосылки, обусловившие авторитарный характер

    послеоктябрьской политической системы. Ее основные черты: 1) монополия

    компартии на политическую власть (диктатура партии), превратившаяся после Х

    съезда партии в монополию на власть правящей верхушки, внутри которой шла

    ожесточенная борьба за лидерство, обострившаяся после болезни и смерти

    Ленина; 2) слияние законодательной, исполнительной и судебной власти; 3)

    сверхцентрализация управления экономической, политической и духовной жизнью

    общества; 4) роль бюрократии и военно-полицейского аппарата (ВЧК—ОГПУ)

    становится решающей; 5) прямое использование насилия по отношению к

    оппозиции и инакомыслящим и государственный терроризм; 6) агрессивные

    внешнеполитические установки, выражавшиеся то в стремлении разжечь пожар

    мировой революции, то в создании образа страны — «осажденной крепости»;

    7) идеология особого — советского и социалистического — национализма,

    которая внутри страны проявлялась в унификации национально-культурных черт

    различных народов, в стремлении создать единый советский народ, а вовне — в

    попытке навязать советский образ жизни другим странам;

    8) создание харизмы Ленина, под прикрытием которой и от имени которой

    действовали его преемники, освящая этой харизмой («верность заветам

    Ленина», «верность принципам марксизма-ленинизма») свое правопреемство,

    объявляя ее источником легитимности собственной власти.

    Какова общая оценка советского авторитаризма? Он был выражением и

    продолжением политики, направленной на индустриализацию страны, и в этом

    отношении отвечал исторической необходимости. Но в то же время он был

    детищем непоследовательности этой политики и ее альтернативой. Продолжая

    политику царского правительства на централизацию управления экономикой,

    советский авторитаризм разрушил слабую еще систему институтов гражданского

    общества, несомненно способствовавших индустриализации и цивилизации

    русского общества, как якобы главного их противника. Считая, как и

    Столыпин, патриархальность деревни тормозом экономического развития,

    большевики пошли в прямо противоположном направлении. Тем самым политика

    авторитарного государства вошла в резкое противоречие с потребностями

    исторического развития, вызвав необходимость перерастания советского

    авторитаризма в какую-то новую форму.

    3. Сущность и предпосылки тоталитаризма.

    Эту новую форму организации политической власти, сложившуюся в нашей стране

    в 30-е годы, в литературе часто называют тоталитаризмом. Если же мы

    попытаемся вычленить смысловое ядро данного понятия, то обнаружим, что

    слово «тоталитаризм» используется для обозначения превосходной степени

    других известных понятий — диктатура, авторитаризм, насилие, деспотизм.

    Этимологически оно производно от слов тоталитарность, или «целостность».

    Употребляя его, имеют в виду, что авторитарная власть становится

    всепроникающей, контролирующей жизнь человека и общества в ее самых

    частных, мельчайших проявлениях. При этом забывают, что рост количественных

    изменений в какой-то момент приводит к появлению нового качества, а новое

    качество не есть удвоенное или утроенное старое: сохраняя со старым в том

    или ином отношении сходство, оно, тем не менее, принципиально от него

    отличается.

    Для того чтобы раскрыть содержание понятия «тоталитаризм», нужно перейти от

    оценочного употребления термина к научному, существенно ограничив область

    его применения. Во-первых, хронологически, отказавшись от истолкования в

    качестве тоталитарных тех или иных политических режимов прошлого —

    древневосточных деспотий, исламских теократий, Русского государства времен

    Ивана Грозного и т.п. В истории мы можем найти лишь слабые прообразы

    тоталитаризма, сходные с ним формально, структурно, но не по существу.

    Тоталитаризм — явление, присущее исключительно XX веку. И, во-вторых, что

    не менее важно, надо сузить область применения термина в структурном

    аспекте: многое из того, что совершалось в сталинскую эпоху, не связано

    напрямую с тоталитаризмом, а вполне объяснимо с учетом логики авторитарного

    режима. Следовательно, и сам тоталитаризм — явление, не сводимое к

    экономическим, социальным или политическим условиям того времени. Его

    нельзя представить как следствие причины под именем «авторитаризм 20-х

    годов».

    Тоталитаризм находится в ином измерении, нежели экономика и политика, ему

    присуща иная логика, нежели логика объективного процесса. Выражаясь с

    известной долей условности, можно сказать, что тоталитаризм есть душа,

    телом которой является командно-административная система, это явление не

    экономического, социального или политического плана, а культурно-

    идеологическое по своей сущности. С точки зрения человека,

    придерживающегося «нормальной» причинности, Сталин выглядит сумасшедшим:

    сверхиндустриализация затормозила экономическое развитие страны,

    коллективизация поставила ее на грань голода, репрессии в партии грозили

    разрушением политического костяка общества, разгром офицерского корпуса

    накануне неизбежной войны с Германией существенно понизил

    обороноспособность страны. Тем не менее, во всем этом была логика, но

    совсем иная, свидетельствующая о том, что Сталин не был авторитарным

    вождем, «социалистическим монархом-самодержцем». Кем же он был?

    Сталин отличался от своих предшественников: для Ленина и его соратников

    власть, сколь угодно жесткая и насильственная, была все-таки средством для

    достижения определенной цели — построения социализма в планетарном

    масштабе. Утопический характер цели обусловил нарастание насилия, но

    корректировка ее в 1921—22 годах привела к либерализации политики (нэп,

    линия на мирное сосуществование с капитализмом и т.д.). Не то — Сталин. Для

    него целью была именно власть, а социализм, марксизм-ленинизм — только

    средствами ее достижения, поэтому он так легко менял не только тактику, но

    и стратегию, вступая в любые коалиции и разрушая их. Но дело не только в

    личной воле и качествах Сталина — за его индивидуальностью проступали черты

    нового исторического типа личности, и это были черты не только

    психологические, но и исторические.

    Ленин в «Письме к съезду», говоря о личных качествах Сталина, подчеркнул,

    что это не мелочь, поскольку в наших условиях она может иметь самые

    серьезные последствия.

    Вторая часть нашего определения: тоталитаризм — это переживание власти как

    абсолютной ценности и высшего смысла человеческого существования,

    транслированное по всем этажам социальной иерархии и признанное в таком

    качестве большинством индивидов. Для того чтобы возник и существовал

    тоталитаризм, нужен был не только Сталин, но и масса индивидов, отравленных

    ядом абсолютной власти — власти над историческими закономерностями,

    временем, пространством («Мы покоряем пространство и время, мы — молодые

    хозяева земли»), над собой и другими людьми. Эта власть зачастую не давала

    материальных благ, напротив, она требовала величайшей самоотдачи,

    самопожертвования, и если сначала, как Павка Корчагин, не щадили себя,

    позже, как Павлик Морозов, не щадили родного отца, то в застенках Ежова —

    Берии уже не щадили никого.

    Появление такого, тоталитарного, индивида — первая предпосылка формирования

    тоталитаризма, без которой он не мог возникнуть даже в том случае, если бы

    были налицо остальные. Вторая предпосылка — тенденция к идеократии,

    проявившаяся с самого начала революционного движения и получившая зрелую

    форму в условиях советского авторитаризма, на базе общественной

    собственности и централизованного управления обществом, планового ведения

    хозяйства. План здесь выступал как директива, как закон: речь шла о вполне

    гегелевском по духу господстве идеи над действительностью. Практически

    идеократия реализовалась через партократию — монополию компартии на власть,

    не ограниченную, по существу, никаким законом и даже уставом самой партии.

    Третья предпосылка тоталитаризма — культ народа в революционном сознании до-

    и послеоктябрьской эпохи. Этот культ освобождал народные массы от всякой

    моральной самооценки и самоцензуры, ставил их по ту сторону добра и зла.

    Тем самым в структуре массового революционного действия высвобождалась

    энергия разрушения, направляемая этикой революционной целесообразности на

    уничтожение всяких ограничений, препятствующих достижению абсолютной власти

    революционного субъекта над действительностью. Все, что творилось,

    оправдывалось благом народа и именовалось борьбой с врагами народа.

    4. Структура тоталитарной власти

    Режим тоталитарной власти в отличие от авторитаризма оказывается

    внеполитическим образованием — в эпоху тоталитаризма политические отношения

    и институты в обществе, по существу, исчезают или становятся формально-

    декоративными. Организация тоталитарной власти имеет иерархический

    характер: вверху пирамиды находится вождь, обладающий абсолютной, ничем не

    ограниченной властью; внизу — массы, столь же абсолютно ему подвластные.

    Такая организация власти формально сходна с авторитаризмом. В

    действительности же тоталитарная власть неделима на уровни: на любом уровне

    социальной иерархии индивид, обладая властью, обладал тем самым абсолютной

    властью над вверенным ему «объектом». Различие было именно в объекте

    приложения власти, но не в ее характере. Например, любой начальник

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.