МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • \"ПОЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ\". РЕФЕРАТ.

    \"ПОЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ\". РЕФЕРАТ.

    ОГЛАВЛЕНИЕ

    +------------------------------------------------------------------------+

    | Введение | 3 |

    |-------------------------------------------------------------------+----|

    | 1. Сущность политической модернизации, ее критерии и типы. | 5 |

    |-------------------------------------------------------------------+----|

    | 2. Содержание и основные характеристики политической | 11 |

    | модернизации. | |

    |-------------------------------------------------------------------+----|

    | 3. Модернизационный процесс в Украине: основные проблемы и | 14 |

    | условия их решения. | |

    |-------------------------------------------------------------------+----|

    | Заключение | 19 |

    |-------------------------------------------------------------------+----|

    | Список использованной литературы | 20 |

    +------------------------------------------------------------------------+

    Введение

    Составной частью сложного процесса перехода от традиционного общества к

    современному (modernity) или индустриальному является политическая

    модернизация, содержание которой составляют изменения политической системы

    как неотъемлемой составной части общего системного перехода. В процессе

    политической модернизации происходит как становление новых, так и эволюция

    уже существующих политических институтов, находящихся в сложном

    динамическом взаимодействии. При этом объективно необходимо, с одной

    стороны, сохранить политическую стабильность как важное условие

    общественного развития в целом и, с другой стороны, расширять возможности

    и формы политического участия различных слоев населения в происходящих

    изменениях. Теория модернизации - одна из современных парадигм

    социально-исторического знания.

    Исторический опыт перехода различных стран к индустриальному обществу

    свидетельствует, что общая системная трансформация общества (в современной

    принятой политологической терминологии - транзит) не всегда, особенно на

    первых этапах, сопровождается глубокими сдвигами в области политических

    институтов.

    В мировой науке тема политической модернизации не нова. В западной

    политической науке теория модернизации первоначально возникла в США, новые

    стимулы для своего развития получила в 1950-1960 гг. в связи с

    освобождением целого ряда государств “третьего мира” от колониального

    господства и возникшими перед ними трудностями дальнейшего развития. О

    модернизации писали Ш. Эйзенштадт, Д. Аптер, Э. Шилс, Л. Пай. и другие

    исследователи.

    Современный этап развития украинского государства характеризуется заметным

    оживлением обсуждения проблемы политической модернизации, в связи с

    началом и усилившейся активизации в странах бывшего СССР, Восточной

    Европы, Китая переходных политических процессов.

    Перемены, происходящие в современной Украине на протяжении более чем

    десяти последних лет, могут быть рассмотрены как очередная модернизация,

    как очередной транзит, но осуществляемый в принципиально иной исторической

    ситуации, когда ряд наиболее развитых стран мира вступил уже в новый этап

    развития, чаще всего определяемый как постиндустриальное или

    информационное общество.

    Значительное место в поисках ответа на вопросы о характере и перспективах

    нынешней российской модернизации заняло обращение к историческому опыту

    стран Западной Европы и Северной Америки, составивших \\\"первую волну\\\".

    Можно сказать, что новое осмысление как исторического, так и современного

    опыта модернизации как целостного и закономерного этапа в развитии

    обществ, переходящих в индустриальную стадию и/или преобразующихся внутри

    самой этой стадии, представляет сейчас одну из актуальных задач

    современной отечественной политической науки.

    1. Сущность политической модернизации, ее критерии и типы.

    Теория политической модернизации первоначально возникла в конце 50-х годов

    с целью теоретического обслуживания политики Запада по отношению к

    развивающимся странам. Вырабатывая после второй мировой войны методы

    защиты своих национальных интересов в “третьем мире”, США встали перед

    необходимостью осмысления перспектив развития освободившихся стран,

    передачи им своего опыта и методов, с помощью которых развивающиеся страны

    могли бы стабилизировать у себя политическую и экономическую ситуацию,

    осуществить необходимые реформы и преобразования, превратиться в социально

    и политически стабильные, экономически развитые государства с

    предсказуемой внутренней и внешней политикой, стать надежными

    политическими и экономическими партнерами. Однако со временем концепция

    политической модернизации превратилась в обоснование некой общей модели

    глобального процесса цивилизации, суть которой в описании характера и

    направления перехода от традиционного к рациональному обществу в

    результате научно-технического прогресса, социально-структурных изменений,

    преобразования нормативных и ценностных систем. Основная периодизация

    модернизации связана с неравномерностью ее протекания в мировом

    пространстве и историческом времени, признании независимости общественного

    развития, наличия долговременного периода в развитии государств.

    По самому общему определению, модернизация представляет собой процесс

    перехода от традиционного общества (аграрного, с патриархальной культурой

    и жестко закрепленной социальной иерархией) к индустриальному, основанному

    на крупном машинном производстве и рациональном управлении общественными

    процессами с опорой на законы. В этом случае, как правило, имеются в виду

    развивающиеся страны, входящее в соприкосновение с западной индустриальной

    моделью общества. В теории под модернизацией понимается совокупность

    процессов индустриализации, секуляризации, урбанизации, становления

    системы всеобщего образования, представительной политической власти,

    усиление пространственной и социальной мобильности… и др., ведущие к

    формированию «современного открытого общества» в противовес «традиционному

    закрытому».

    В качестве синонимов понятия “модернизация” в политической, социальной,

    экономической теории можно встретить такие термины как осовременивание,

    инновационные преобразования, переходное развитие.

    В политической науке выделяются несколько основных типов модернизации:

    1) Спонтанная и органичная (Европа и Северная Америка) - протекала

    естественно и органично, начавшись \\\"снизу\\\", с изменения общественного

    сознания, приведя затем к трансформации социально - экономических и

    политических отношений - религиозная Реформация, буржуазные революции и

    промышленный переворот в странах Запада;

    2) Догоняющая и неорганичная в странах \\\"Второго\\\" и \\\"Третьего мира\\\" (часть

    Европы, Латинская Америка, Азия, Африка), отстающих в социально -

    экономическом развитии от стран Запада, которая осуществляется путем

    заимствования у последних преимущественно технических и культурных

    достижений, распространяемых на \\\"чуждой\\\" им \\\"почве\\\";

    3) Догоняющая и неорганичная модернизация часто является авторитарной - из

    - за отсутствия прочной поддержки в обществе инициаторами радикальных

    преобразований выступают государство и правящая элита, преодолевающая

    сопротивление противников реформ. В масштабах страны выделяются периферия

    и центры (столица и крупные города), распространяющие нововведения. Часто

    сопровождается внутренними конфликтами и социальным расколом, способным

    привести к \\\"сворачиванию реформ\\\" (например, Исламская революция 1979 г. в

    Иране в ответ на преобразования шаха Резы Пехлеви);

    4) Форсированная - в этом случае ставка делается на ускоренное развитие

    экономики и экспортного потенциала (30 - 35 лет) при сохранении \\\"узкого

    характера\\\" внутреннего рынка и преимущественно традиционных (авторитарно -

    патриархальных) политических отношений (страны Юго - Восточной Азии -

    Южная Корея, Тайвань, Сингапур и др.);

    5) Частичная - заимствование некоторых элементов цивилизации западного

    типа (экономических, военных, научно - технических) без глубокого

    изменения социально - политических отношений, которые сохраняют

    традиционный характер;

    6) Тупиковая или т.н. тоталитарная модернизация - т.е. форсированное

    создание тоталитарным режимом с опорой на внеэкономическое принуждение

    мощного промышленного, оборонного и научного потенциала в рамках

    мобилизационной модели экономики, которая оказывается неспособной

    приспособиться и нормально развиваться в рыночных условиях, порождая

    глубокий кризис во всех сферах общества (осуществленные в период Сталина

    индустриализация, коллективизация, ликвидация неграмотности).

    Современные и модернизирующиеся общества эволюционировали на базе

    огромного разнообразия традиционных, слаборазвитых обществ. В Западной

    Европе они сформировались на основе федеральных или абсолютистких

    государств с сильными городскими центрами, в Восточной Европе - из более

    автократических государств и менее урбанизированных обществ.

    Под собственно же политической модернизацией в политической науке понимают

    процесс создания эффективных властных институтов и механизмов,

    формирование компетентной и эффективной бюрократии европейского типа,

    расширение участия масс в политике, становление правового государства и

    гражданского общества. При этом политическая модернизация является

    составной и неотъемлемой частью общего процесса модернизации - без

    определенных изменений во властной и политической сфере невозможно

    обеспечить ускоренное развитие экономики, сферы образования и науки, но, в

    свою очередь, интенсивное развитие новых экономических отношений и

    гражданской культуры требует изменения политических институтов. При этом в

    тех странах, где модернизация осуществлялась в рамках спонтанной и

    органичной модели (Западная Европа и Северная Америка) экономические и

    культурные изменения (развитие капиталистических отношений в недрах

    феодализма и религиозная Реформация) предшествовали политическим

    (буржуазные революции, слом системы абсолютизма и переход к

    конституционному правлению). В странах же, где модернизация имела

    догоняющий, авторитарный либо частичный характер (страны \\\"Второго\\\" и

    \\\"Третьего мира\\\"), изменения в политике и сфере власти, в сознании правящей

    элиты предшествовали широкомасштабным экономическим и культурным

    изменениям (реформы основоположника современного турецкого государства

    Кемаля Ататюрка 20 - 40 - х гг., \\\"белая революция\\\" шаха Резы Пехлеви 60 -

    70 - х гг. в Иране, преобразования, начатые лидером КПК Дэн Сяопином в 70

    - ые гг. и продолжающиеся по сей день в Китае).

    Выделим ряд критериев модернизации в различных сферах общественной жизни:

    * в социальной области - дифференциация и специализация ролевых функций

    индивидуумов и групп во всех главных институционных сферах разделения

    функциональных ролей, выполняемых разными индивидуумами в обществе, в

    особенности разделения между обязанностями в общественном

    производстве, в политике, в семье, разделение сфер частной и

    общественной жизни, вытеснение отношений личной зависимости между

    людьми отношениями их личной независимости, основанной на

    эквивалентном обмене вещами;

    * в экономике - развитие промышленной системы, связанной с применением

    технологии, основанной на использовании научного (рационального)

    знания, появления вторичного (индустрия, торговля) и третичного

    (услуги) секторов хозяйства, углубления общественного и технического

    разделения труда, развития рынков товаров, денег и занятости;

    * в политической области - образование централизованных государств,

    управляемых на основе разумного принципа разделения властей ( как на

    макро-, так и на микро- уровнях),включения широких масс населения в

    политический процесс (хотя бы посредством расширения представительской

    формы политического участия), установления демократии, с

    сопутствующими ей институтами; формирования осознанных интересов

    различных общественных групп;

    * в культурной сфере - растущая дифференциация культурных систем и

    ценностных ориентаций, секуляризация образования и распространение

    грамотности, многообразие философских и научных течений, религиозный

    плюрализм, развитие новейших средств распространения и передачи

    информации, приобщение населения к достижениям культуры.

    Одним из «родоначальников» теории модернизации является один из самых

    влиятельных американских политологом Сэмюэль Хантингтон. В соответствии с

    его концепцией стимулом для начала модернизации служит некоторая

    совокупность внутренних и внешних факторов, побуждающих политическую элиту

    начать реформы. В книге «Столкновение цивилизаций и преобразование

    мирового порядка» (1996) изложены те взгляды автора на соотношение сил

    современном мире, которые впервые были представлены им в статье

    «Столкновение цивилизаций?», опубликованной в 1993 году в журнале «Foreign

    Affairs». Книга, вышедшая спустя три года, несет в себе целый ряд

    прогнозов автора, и в первую очередь относительно роста влияния на мировую

    политику этнических, религиозных, языковых и других различий, основанных

    на следовании устоявшимся традициям. «Сегодня гораздо более выпукло,

    нежели когда-либо ранее, проявляются границы, разделяющие различные

    цивилизационные типы, и возникают конфликты по этим, как их называет

    автор, «демаркационным линиям». Учитывая, что одна из наиболее важных, по

    мнению С. Хантингтона, «линий» отчасти пролегла и внутри отдельных стран

    СНГ, предлагаемый в книге анализ крайне актуален для россиян.

    Цивилизационный подход, в том в де, как он представлен в книге,

    существенно отличается от того «цивилизационного» метода, который активно

    проповедовался в российском обществоведении конца 80-х — первой половины

    90-х годов Автор не противопоставляет свой подход исследованию фаз

    экономической эволюции хозяйственных систем, а скорее пытается изучить

    взаимодействие экономических и социокультурных составляющих общественной

    жизни, что придает содержащимся в работе гипотеза и выводам глубоко

    взвешенный и аргументированный характер.

    Политическая модернизация, которую Хантингтон понимает как \\\"демократизацию

    политических институтов общества и его политического сознания\\\"

    обуславливается, на взгляд автора, целым рядом факторов социального

    характера. Какими бы мотивами не руководствовалась правящая элита, начиная

    реформы, они почти всегда ведут к вполне детерминированным изменениям.

    Любые шаги, направленные на социально-экономический прогресс, неизбежно

    способствуют заимствованию передовых идей.

    Главным образом с необходимостью модернизации сталкиваются в странах, где

    рыночные и демократические традиции недостаточно развиты. Исколючением в

    этом смысле не является и Украина. Модернизация оказывается сопряжена с

    привнесением в общественную жизнь институтов и норм, являющихся

    инокультурными, а иногда даже иноцивилизационными. Условием модернизации

    во многих случаях становится критическая переоценка национального прошлого

    и настоящего. Существенное содержание самого процесса модернизации

    составляют изменение тех или иных черт национального характера, а

    результатом процесса становится объективное снижение резкости

    межкультурных и межцивилизационных различий.

    Обычно выделяют два типа модернизации. Первый из них - тип оригинальной,

    спонтанной модернизации, характерен для стран, переживших переход к

    рациональным общественным структурам в результате постепенного,

    длительного развития внутренних процессов, через постепенное

    самопроизвольное накопление предпосылок в тех или иных областях

    общественной жизни, соединение которых давало качественный толчок (США,

    Англия).

    Второй тип - вторичная, отраженная модернизация, характерен для стран, по

    тем или иным причинам отставших в своем развитии и теперь за счет широкого

    использования опыта передовых государств, пытающихся их догнать по уровню

    и качеству жизни, то есть это осовременивание вдогонку.

    Основным фактором вторичной модернизации являются социокультурные контакты

    с уже существующими центрами “универсальной мировой культуры”.

    И в том, и в другом случае успешность модернизации во многом зависела от

    того, насколько процесс изменений протекал органично, то есть имманентно

    вписывался в национальные институты, воспринимался обществом или хотя бы

    значительной его частью как естественный и поддерживался ими.

    2. Содержание и основные характеристики политической модернизации.

    Рассматривая теорию политической модернизации, следует признать, что

    сегодня она представляет самостоятельное направление теоретического

    исследования, обладающее специфической логикой политологического анализа,

    которая позволяет адекватно описывать и анализировать сложные переходные

    процессы и состояния развивающихся обществ.

    Многочисленные исследования, формирующиеся в русле этой теории,

    подтверждают общую направленность развития мирового сообщества к

    индустриальной (постиндустриальной) фазе своей эволюции. Этот глобальный

    процесс преобразований развивается в тесной связи с распространением

    научных достижений и переходных технологий, расширением экономического

    сотрудничества и торговле между странами, культурного взаимодействия между

    обществами, постоянным совершенствованием коммуникаций, ростом

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.