\"ПОЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ\". РЕФЕРАТ.
\"ПОЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ\". РЕФЕРАТ.
ОГЛАВЛЕНИЕ
+------------------------------------------------------------------------+
| Введение | 3 |
|-------------------------------------------------------------------+----|
| 1. Сущность политической модернизации, ее критерии и типы. | 5 |
|-------------------------------------------------------------------+----|
| 2. Содержание и основные характеристики политической | 11 |
| модернизации. | |
|-------------------------------------------------------------------+----|
| 3. Модернизационный процесс в Украине: основные проблемы и | 14 |
| условия их решения. | |
|-------------------------------------------------------------------+----|
| Заключение | 19 |
|-------------------------------------------------------------------+----|
| Список использованной литературы | 20 |
+------------------------------------------------------------------------+
Введение
Составной частью сложного процесса перехода от традиционного общества к
современному (modernity) или индустриальному является политическая
модернизация, содержание которой составляют изменения политической системы
как неотъемлемой составной части общего системного перехода. В процессе
политической модернизации происходит как становление новых, так и эволюция
уже существующих политических институтов, находящихся в сложном
динамическом взаимодействии. При этом объективно необходимо, с одной
стороны, сохранить политическую стабильность как важное условие
общественного развития в целом и, с другой стороны, расширять возможности
и формы политического участия различных слоев населения в происходящих
изменениях. Теория модернизации - одна из современных парадигм
социально-исторического знания.
Исторический опыт перехода различных стран к индустриальному обществу
свидетельствует, что общая системная трансформация общества (в современной
принятой политологической терминологии - транзит) не всегда, особенно на
первых этапах, сопровождается глубокими сдвигами в области политических
институтов.
В мировой науке тема политической модернизации не нова. В западной
политической науке теория модернизации первоначально возникла в США, новые
стимулы для своего развития получила в 1950-1960 гг. в связи с
освобождением целого ряда государств “третьего мира” от колониального
господства и возникшими перед ними трудностями дальнейшего развития. О
модернизации писали Ш. Эйзенштадт, Д. Аптер, Э. Шилс, Л. Пай. и другие
исследователи.
Современный этап развития украинского государства характеризуется заметным
оживлением обсуждения проблемы политической модернизации, в связи с
началом и усилившейся активизации в странах бывшего СССР, Восточной
Европы, Китая переходных политических процессов.
Перемены, происходящие в современной Украине на протяжении более чем
десяти последних лет, могут быть рассмотрены как очередная модернизация,
как очередной транзит, но осуществляемый в принципиально иной исторической
ситуации, когда ряд наиболее развитых стран мира вступил уже в новый этап
развития, чаще всего определяемый как постиндустриальное или
информационное общество.
Значительное место в поисках ответа на вопросы о характере и перспективах
нынешней российской модернизации заняло обращение к историческому опыту
стран Западной Европы и Северной Америки, составивших \\\"первую волну\\\".
Можно сказать, что новое осмысление как исторического, так и современного
опыта модернизации как целостного и закономерного этапа в развитии
обществ, переходящих в индустриальную стадию и/или преобразующихся внутри
самой этой стадии, представляет сейчас одну из актуальных задач
современной отечественной политической науки.
1. Сущность политической модернизации, ее критерии и типы.
Теория политической модернизации первоначально возникла в конце 50-х годов
с целью теоретического обслуживания политики Запада по отношению к
развивающимся странам. Вырабатывая после второй мировой войны методы
защиты своих национальных интересов в “третьем мире”, США встали перед
необходимостью осмысления перспектив развития освободившихся стран,
передачи им своего опыта и методов, с помощью которых развивающиеся страны
могли бы стабилизировать у себя политическую и экономическую ситуацию,
осуществить необходимые реформы и преобразования, превратиться в социально
и политически стабильные, экономически развитые государства с
предсказуемой внутренней и внешней политикой, стать надежными
политическими и экономическими партнерами. Однако со временем концепция
политической модернизации превратилась в обоснование некой общей модели
глобального процесса цивилизации, суть которой в описании характера и
направления перехода от традиционного к рациональному обществу в
результате научно-технического прогресса, социально-структурных изменений,
преобразования нормативных и ценностных систем. Основная периодизация
модернизации связана с неравномерностью ее протекания в мировом
пространстве и историческом времени, признании независимости общественного
развития, наличия долговременного периода в развитии государств.
По самому общему определению, модернизация представляет собой процесс
перехода от традиционного общества (аграрного, с патриархальной культурой
и жестко закрепленной социальной иерархией) к индустриальному, основанному
на крупном машинном производстве и рациональном управлении общественными
процессами с опорой на законы. В этом случае, как правило, имеются в виду
развивающиеся страны, входящее в соприкосновение с западной индустриальной
моделью общества. В теории под модернизацией понимается совокупность
процессов индустриализации, секуляризации, урбанизации, становления
системы всеобщего образования, представительной политической власти,
усиление пространственной и социальной мобильности… и др., ведущие к
формированию «современного открытого общества» в противовес «традиционному
закрытому».
В качестве синонимов понятия “модернизация” в политической, социальной,
экономической теории можно встретить такие термины как осовременивание,
инновационные преобразования, переходное развитие.
В политической науке выделяются несколько основных типов модернизации:
1) Спонтанная и органичная (Европа и Северная Америка) - протекала
естественно и органично, начавшись \\\"снизу\\\", с изменения общественного
сознания, приведя затем к трансформации социально - экономических и
политических отношений - религиозная Реформация, буржуазные революции и
промышленный переворот в странах Запада;
2) Догоняющая и неорганичная в странах \\\"Второго\\\" и \\\"Третьего мира\\\" (часть
Европы, Латинская Америка, Азия, Африка), отстающих в социально -
экономическом развитии от стран Запада, которая осуществляется путем
заимствования у последних преимущественно технических и культурных
достижений, распространяемых на \\\"чуждой\\\" им \\\"почве\\\";
3) Догоняющая и неорганичная модернизация часто является авторитарной - из
- за отсутствия прочной поддержки в обществе инициаторами радикальных
преобразований выступают государство и правящая элита, преодолевающая
сопротивление противников реформ. В масштабах страны выделяются периферия
и центры (столица и крупные города), распространяющие нововведения. Часто
сопровождается внутренними конфликтами и социальным расколом, способным
привести к \\\"сворачиванию реформ\\\" (например, Исламская революция 1979 г. в
Иране в ответ на преобразования шаха Резы Пехлеви);
4) Форсированная - в этом случае ставка делается на ускоренное развитие
экономики и экспортного потенциала (30 - 35 лет) при сохранении \\\"узкого
характера\\\" внутреннего рынка и преимущественно традиционных (авторитарно -
патриархальных) политических отношений (страны Юго - Восточной Азии -
Южная Корея, Тайвань, Сингапур и др.);
5) Частичная - заимствование некоторых элементов цивилизации западного
типа (экономических, военных, научно - технических) без глубокого
изменения социально - политических отношений, которые сохраняют
традиционный характер;
6) Тупиковая или т.н. тоталитарная модернизация - т.е. форсированное
создание тоталитарным режимом с опорой на внеэкономическое принуждение
мощного промышленного, оборонного и научного потенциала в рамках
мобилизационной модели экономики, которая оказывается неспособной
приспособиться и нормально развиваться в рыночных условиях, порождая
глубокий кризис во всех сферах общества (осуществленные в период Сталина
индустриализация, коллективизация, ликвидация неграмотности).
Современные и модернизирующиеся общества эволюционировали на базе
огромного разнообразия традиционных, слаборазвитых обществ. В Западной
Европе они сформировались на основе федеральных или абсолютистких
государств с сильными городскими центрами, в Восточной Европе - из более
автократических государств и менее урбанизированных обществ.
Под собственно же политической модернизацией в политической науке понимают
процесс создания эффективных властных институтов и механизмов,
формирование компетентной и эффективной бюрократии европейского типа,
расширение участия масс в политике, становление правового государства и
гражданского общества. При этом политическая модернизация является
составной и неотъемлемой частью общего процесса модернизации - без
определенных изменений во властной и политической сфере невозможно
обеспечить ускоренное развитие экономики, сферы образования и науки, но, в
свою очередь, интенсивное развитие новых экономических отношений и
гражданской культуры требует изменения политических институтов. При этом в
тех странах, где модернизация осуществлялась в рамках спонтанной и
органичной модели (Западная Европа и Северная Америка) экономические и
культурные изменения (развитие капиталистических отношений в недрах
феодализма и религиозная Реформация) предшествовали политическим
(буржуазные революции, слом системы абсолютизма и переход к
конституционному правлению). В странах же, где модернизация имела
догоняющий, авторитарный либо частичный характер (страны \\\"Второго\\\" и
\\\"Третьего мира\\\"), изменения в политике и сфере власти, в сознании правящей
элиты предшествовали широкомасштабным экономическим и культурным
изменениям (реформы основоположника современного турецкого государства
Кемаля Ататюрка 20 - 40 - х гг., \\\"белая революция\\\" шаха Резы Пехлеви 60 -
70 - х гг. в Иране, преобразования, начатые лидером КПК Дэн Сяопином в 70
- ые гг. и продолжающиеся по сей день в Китае).
Выделим ряд критериев модернизации в различных сферах общественной жизни:
* в социальной области - дифференциация и специализация ролевых функций
индивидуумов и групп во всех главных институционных сферах разделения
функциональных ролей, выполняемых разными индивидуумами в обществе, в
особенности разделения между обязанностями в общественном
производстве, в политике, в семье, разделение сфер частной и
общественной жизни, вытеснение отношений личной зависимости между
людьми отношениями их личной независимости, основанной на
эквивалентном обмене вещами;
* в экономике - развитие промышленной системы, связанной с применением
технологии, основанной на использовании научного (рационального)
знания, появления вторичного (индустрия, торговля) и третичного
(услуги) секторов хозяйства, углубления общественного и технического
разделения труда, развития рынков товаров, денег и занятости;
* в политической области - образование централизованных государств,
управляемых на основе разумного принципа разделения властей ( как на
макро-, так и на микро- уровнях),включения широких масс населения в
политический процесс (хотя бы посредством расширения представительской
формы политического участия), установления демократии, с
сопутствующими ей институтами; формирования осознанных интересов
различных общественных групп;
* в культурной сфере - растущая дифференциация культурных систем и
ценностных ориентаций, секуляризация образования и распространение
грамотности, многообразие философских и научных течений, религиозный
плюрализм, развитие новейших средств распространения и передачи
информации, приобщение населения к достижениям культуры.
Одним из «родоначальников» теории модернизации является один из самых
влиятельных американских политологом Сэмюэль Хантингтон. В соответствии с
его концепцией стимулом для начала модернизации служит некоторая
совокупность внутренних и внешних факторов, побуждающих политическую элиту
начать реформы. В книге «Столкновение цивилизаций и преобразование
мирового порядка» (1996) изложены те взгляды автора на соотношение сил
современном мире, которые впервые были представлены им в статье
«Столкновение цивилизаций?», опубликованной в 1993 году в журнале «Foreign
Affairs». Книга, вышедшая спустя три года, несет в себе целый ряд
прогнозов автора, и в первую очередь относительно роста влияния на мировую
политику этнических, религиозных, языковых и других различий, основанных
на следовании устоявшимся традициям. «Сегодня гораздо более выпукло,
нежели когда-либо ранее, проявляются границы, разделяющие различные
цивилизационные типы, и возникают конфликты по этим, как их называет
автор, «демаркационным линиям». Учитывая, что одна из наиболее важных, по
мнению С. Хантингтона, «линий» отчасти пролегла и внутри отдельных стран
СНГ, предлагаемый в книге анализ крайне актуален для россиян.
Цивилизационный подход, в том в де, как он представлен в книге,
существенно отличается от того «цивилизационного» метода, который активно
проповедовался в российском обществоведении конца 80-х — первой половины
90-х годов Автор не противопоставляет свой подход исследованию фаз
экономической эволюции хозяйственных систем, а скорее пытается изучить
взаимодействие экономических и социокультурных составляющих общественной
жизни, что придает содержащимся в работе гипотеза и выводам глубоко
взвешенный и аргументированный характер.
Политическая модернизация, которую Хантингтон понимает как \\\"демократизацию
политических институтов общества и его политического сознания\\\"
обуславливается, на взгляд автора, целым рядом факторов социального
характера. Какими бы мотивами не руководствовалась правящая элита, начиная
реформы, они почти всегда ведут к вполне детерминированным изменениям.
Любые шаги, направленные на социально-экономический прогресс, неизбежно
способствуют заимствованию передовых идей.
Главным образом с необходимостью модернизации сталкиваются в странах, где
рыночные и демократические традиции недостаточно развиты. Исколючением в
этом смысле не является и Украина. Модернизация оказывается сопряжена с
привнесением в общественную жизнь институтов и норм, являющихся
инокультурными, а иногда даже иноцивилизационными. Условием модернизации
во многих случаях становится критическая переоценка национального прошлого
и настоящего. Существенное содержание самого процесса модернизации
составляют изменение тех или иных черт национального характера, а
результатом процесса становится объективное снижение резкости
межкультурных и межцивилизационных различий.
Обычно выделяют два типа модернизации. Первый из них - тип оригинальной,
спонтанной модернизации, характерен для стран, переживших переход к
рациональным общественным структурам в результате постепенного,
длительного развития внутренних процессов, через постепенное
самопроизвольное накопление предпосылок в тех или иных областях
общественной жизни, соединение которых давало качественный толчок (США,
Англия).
Второй тип - вторичная, отраженная модернизация, характерен для стран, по
тем или иным причинам отставших в своем развитии и теперь за счет широкого
использования опыта передовых государств, пытающихся их догнать по уровню
и качеству жизни, то есть это осовременивание вдогонку.
Основным фактором вторичной модернизации являются социокультурные контакты
с уже существующими центрами “универсальной мировой культуры”.
И в том, и в другом случае успешность модернизации во многом зависела от
того, насколько процесс изменений протекал органично, то есть имманентно
вписывался в национальные институты, воспринимался обществом или хотя бы
значительной его частью как естественный и поддерживался ими.
2. Содержание и основные характеристики политической модернизации.
Рассматривая теорию политической модернизации, следует признать, что
сегодня она представляет самостоятельное направление теоретического
исследования, обладающее специфической логикой политологического анализа,
которая позволяет адекватно описывать и анализировать сложные переходные
процессы и состояния развивающихся обществ.
Многочисленные исследования, формирующиеся в русле этой теории,
подтверждают общую направленность развития мирового сообщества к
индустриальной (постиндустриальной) фазе своей эволюции. Этот глобальный
процесс преобразований развивается в тесной связи с распространением
научных достижений и переходных технологий, расширением экономического
сотрудничества и торговле между странами, культурного взаимодействия между
обществами, постоянным совершенствованием коммуникаций, ростом
Страницы: 1, 2
|