МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Анархизм и его отношение к политической власти

    разрушения Государства.

    Надо сказать, что с первых же дней знакомства Маркс и Бакунин

    почувствовали друг в друге соперников. И все их дальнейшие взаимоотношения

    строились с позиций соперничества. Первый удар нанес Маркс, опубликовав 6

    июля 1848 года непроверенную (как позже оказалось - ложную) информацию

    французского корреспондента в своей газете Neue Rheinische Zeitung. В ней

    говорилось о шпионской деятельности Бакунина в пользу России. Несмотря на

    последующие опровержения и извинения, а также внешнее примирение,

    начавшаяся клеветническая кампания против Бакунина оставила свой

    неизгладимый след, что дало повод Бакунину дать резкую оценку Марксу,

    который возненавидел его более других за то, что он не захотел быть

    принужденным посетителем их обществ и собраний.

    Дальнейшие взаимоотношения Бакунина и Маркса были продолжены в 60-х

    годах, когда за плечами у первого остались годы активной революционной

    деятельности и длительного сурового заключения. К этому времени у Бакунина

    (не без влияния в том числе марсизма) окончательно оформилось анархистское

    мировоззрение. Так под воздействием идей К. Маркса Бакунин сделался горячим

    последователем идеи общинной собственности в противоположность

    собственности индивидуальной.

    В конце 1864 года К. Маркс предложил Бакунину вступить в только что

    созданное Международное Товарищество Рабочих (I Интернационал), вполне

    определенно рассчитывая на его помощь в борьбе против влияния мадзинистов в

    итальянском и других национальных революционных движениях. Познакомившись с

    программными документами, Бакунин формально выразил свою готовность

    пропагандировать идеи Интернационала в Италии. Но Бакунин скрыл от Маркса

    тот факт, что он в это время уже имел свое тайное общество. И на это были

    причины.

    Во-первых, различались их принципиальные взгляды на государство и

    методы достижения цели (Бакунин считал, что коммунизм ...сосредотачивает и

    поглощает все силы общества в пользу государства,... неизбежно приводит к

    сосредоточению собственности в руках государства, между тем как я хочу

    уничтожения государства...).

    Во-вторых, Интернационал в то время до событий, "давших ему в 1866 году

    новую жизнь, являлся довольно безвредной организацией - механической

    агломерацией секций и рабочих обществ, не имевшей ни революционного духа,

    ни ярко выраженных социальных идей.

    Бакунин вступил в Интернационал (Женевскую секцию) лишь в июле 1868

    года и попытался с согласия женевских интернационалистов сблизить Лигу Мира

    и Свободы, в которой тогда состоял, с Интернационалом. Однако Брюссельский

    конгресс Интернационала, получивший приглашение Лиги, напыщенно заявил, что

    "Лига Мира и Свободы не имеет причин существовать, раз есть

    Интернационал..."

    Как известно, в Берне на конгрессе Лиги произошел раскол во время

    обсуждения вопроса об отношении к социализму. Бакунин вместе с 18 членами

    вышел из Лиги и основал 25 сентября Альянс Международной социалистической

    Демократии. Этот Альянс заявил, что признает все положения Интернационала и

    считает себя его ветвью". Далее Бакунин предпринял попытку включить Альянс

    коллективным членом в Интернационал, чтобы тот, встав в авангард, успел бы

    "вовремя внести в движение на континенте некоторую долю здорового идеализма

    и революционной энергии".

    Однако Маркс в штыки встретил поползновения Бакунина, считая, что

    представленная программа - это "поверхностно надерганная отовсюду мешанина

    - равенство классов, отмена права наследования как исходная точка

    социального движения (сен-симонистский хлам), атеизм, предписываемый членам

    Интернационала как догма, и т.д., а в качестве главной догмы (по-

    прудонистски) - воздержание от участия в политическом движении".

    Естественно, что бакунинская программа и не могла быть воспринята иначе,

    поскольку противоречила, по мнению Маркса, основным положениям

    Интернационала. Бакунин получил отказ по причине несоответствия структуры

    организации уставным требованиям Интернационала.

    Образовать свою секцию в Интернационале Бакунин смог лишь после внесения

    изменений в программные документы Альянса. Создавая свою коалицию в

    Интернационале, Бакунин преследовал цель воспользоваться существующей

    международной организацией для расширения сферы влияния своих идей.

    Аналогичную цель преследовал Маркс.

    Принимая в свою организацию бакунистов, он надеялся открыть себе путь в

    те тайные организации, где сильны были позиции сторонников Бакунина. А они

    бесспорно имели большое число сподвижников в Италии, Испании и юрской части

    Швейцарии, в отдельных слоях населения Франции и Германии. Именно поэтому

    не развернулась дискуссия в момент принятия анархистов в Товарищество.

    Однако дальнейшая история взаимоотношений коммунистов и анархистов в

    Интернационале представляет собой целую череду идеологических столкновений

    по политическим вопросам революционного движения, столкновений

    "авторитарного и умеренного крыла ассоциации с революционным и анархическим

    течением, представленным Бакуниным и его товарищами".

    В переписке Маркса и Энгельса 1869 года сквозило подозрение, что

    Бакунин хочет встать во главе европейского рабочего движения. "Быть может,

    его придется официально исключить из Интернационала" - писал Маркс;

    "...нужно не дремать и постараться его обезвредить" - вторил ему Энгельс. С

    конца этого года началась подпольная кампания интриг и клеветы со стороны

    марксистской части Интернационала, направленная на устранение идейной

    оппозиции, достижение единомыслия во всех ее частях.

    Первое серьезное столкновение взглядов произошло у Бакунина и Маркса в

    оценке Парижской Коммуны - народного правительства, просуществовавшего 72

    дня. Бакунин упрекал ее за то, что она "проявляла склонность к

    законодательной деятельности, изданию декретов, никоим образом не

    стремилась стимулировать анархию" и не имела ни малейшего представления о

    путях "упразднения всех политических и юридических институтов". Маркс же

    писал о том, что Коммуна "была, по сути дела, правительством рабочего

    класса", явилась первой исторической формой государства пролетарской

    диктатуры.

    Попытки внедрить теорию бунтарского анархизма Бакунина в революционную

    практику были продолжены в Испании и Италии. Однако здесь последовали

    неудачи, причина которых вероятно в ошибочно выбранной тактике, недооценке

    политических методов. Но такая тактика соответствовала бунтарской доктрине

    Бакунина. Тем не менее, это послужило причиной резких обвинений со стороны

    Маркса и его сторонников в предательстве анархистами интересов рабочего

    класса.

    Организованный марксистами 2-7 сентября 1872 года в Гааге конгресс

    Интернационала превратился в настоящее судилище над анархистами,

    обвиненными во всех смертных грехах. Место проведения конгресса было

    выбрано так, чтобы среди участников было меньше федералистов. Накануне

    конгресса комиссией, состоящей из марксистов, некоторым федерациям и

    секциям секретно была разослана брошюра "Мнимый раскол в Интернационале",

    направленная против Бакунина и его сторонников. Авторство брошюры

    оставалось явно за Марксом, который "собрал через своих агентов все, по его

    мнению, наиболее компрометирующие данные, группировал их и снабдил своими

    комментариями".

    Узнав об этом циркуляре, Бакунин выразился так: "Дамоклов меч, так

    долго висевший над нашими головами, наконец, упал. Собственно говоря, - это

    не меч, а обычное оружие Маркса - куча грязи...".

    Собранные факты были не бесспорны и даже относились к другой организации

    (нечаевской). Более того, есть основания полагать, что большая их часть

    была специально инспирирована с вполне определенной целью устранения

    политического соперника. Обвинение было построено по поводу ведения

    анархистами раскольнической деятельности внутри Товарищества при помощи

    законспирированной тайной организации. Однако, предъявляемые документы

    этого доказать не могли и главенствовали исключительно эмоции. Особенно

    марксистов возмущал тот факт, что по деятельности бакунистов судили о

    тактике и стратегии всего Интернационала.

    Бакунина также обвинили в преступной связи с русским авантюристом

    Нечаевым, хотя ранее Бакунин уже признал, что слишком доверился

    "представителю российской революционной организации". Бакунину приписали

    авторство "Катехизиса революционера", к которому он имел, по-видимому, лишь

    косвенное отношение. Председатель Комиссии Куно на конгрессе заявил, что у

    них в действительности нет ни одного материального доказательства,

    подтверждающего приписываемые обвиняемым инкриминируемые факты, но Комиссия

    "по отношению к этим гражданам имеет моральную уверенность в их виновности

    и поэтому, не имея возможности представить конгрессу определенных

    доказательств, Комиссия просит Конгресс довериться ее заключению". Таким

    образом Интернационал был очищен от "анархистского духа".

    Но победа оказалась Пирровой победой. Уже на самом конгрессе даже со

    стороны сторонников Маркса высказывалось недовольство его диктаторскими

    замашками. Чувствуя это, Маркс с целью сохранения своего руководства решил

    перенести Генеральный Совет Интернационала в Нью-Йорк.

    "Итак, раскол в Интернационале был провозглашен" - писали Маркс и

    Энгельс, Гаагский конгресс, таким образом, разделил интернационалистов на

    два полюса: сторонников и противников Бакунина, а значит, и по отношению к

    основным методам политической деятельности.

    Идейное и организационное размежевание предопределило судьбу

    Международного Товарищества Рабочих, Генеральный Совет которого вынужден

    был распустить самого себя в Филадельфии. "Это произошло 15-го июля 1876

    года через 2 недели после смерти Бакунина".

    Много ярких и страстных страниц посвятил Бакунин всесторонней критике

    государства и его разрушительного влияния на людей – как управляемых, так и

    управляющих. «Государство – это самое вопиющее, самое циничное и самое

    полное отрицание человечности, – писал русский анархист. – Оно разрывает

    всеобщую солидарность людей на земле и объединяет только часть их с целью

    уничтожения, завоевания и порабощения всех остальных». Бакунин считал, что

    произвол, чинимый над человеком и обществом, государство напыщенно именует

    «законом».

    Государство, по Бакунину, является не чем иным, как «официальной и

    правильно установленной опекой меньшинства компетентных людей ... чтобы

    надзирать за поведением и управлять поведением этого большого неисправимого

    и ужасного ребенка – народа». Поскольку всякая власть стремится себя

    увековечить, «ребенок» никогда не достигнет совершеннолетия, пока над ним

    господствует упомянутая опека. «Итак, там, где начинается государство,

    кончается индивидуальная свобода, и наоборот. Мне возразят, что

    государство, представитель общественного блага, или всеобщего интереса,

    отнимает у каждого часть его свободы только с тем, чтобы обеспечить ему всё

    остальное. Но остальное – это, если хотите, безопасность, но никак не

    свобода. Свобода неделима: нельзя отсечь ее часть, не убив целиком. Малая

    часть, которую вы отсекаете, – это сама сущность моей свободы, это всё...

    Такова уж логика всякой власти, что она в одно и то же время неотразимым

    образом портит того, кто ее держит в руках, и губит того, кто ей подчинен».

    Осуждая патриотизм как государственно-националистическую идеологию

    рабства и ненависти, Бакунин подвергает подробной критике и

    представительную демократию, опирающуюся, по его мнению, на манипулирование

    управляемыми массами. Проблемы государства и социальной революции Бакунин

    анализирует в связи с национальными особенностями различных европейских

    народов, с их историей и культурой. Если бисмарковская Германия

    представляется Бакунину воплощением духа государственничества, централизма,

    милитаризма и бюрократии, то романские и славянские народы мыслитель

    рассматривает как среду, стихийно порождающую анархистов. Надо признать,

    что именно в славянских странах и в Южной Европе анархическое движение

    получило наибольший размах в 1860–1870-е гг. и позднее.

    В своих произведениях Бакунин последовательно критикует государственный

    социализм (прежде всего марксизм). Не веря во временный характер

    предлагавшейся Марксом «диктатуры пролетариата» (поскольку всякая диктатура

    стремится себя увековечить), отрицая марксистскую идею правления «научных

    социалистов» и возможность введения социализма через тотальное

    огосударствление общественной жизни и производства, Бакунин доказывал:

    поскольку эксплуатация и власть неразрывно связаны друг с другом,

    уничтожение первой при сохранении второй неизбежно приведет к появлению

    нового класса – «красной бюрократии», идущей на смену старым

    привилегированным классам.

    Бакунин призывал к социальной революции, разрушающей классово-

    государственные институты общества и заменяющей их безгосударственно-

    социалистической федерацией общин, коммун, трудовых коллективов. Главной

    силой, способной совершить революцию, Бакунин считал в Европе пролетариат

    («чернорабочий люд»), а в России – крестьянство.

    Таким образом, Бакунин радикализировал прудоновский анархизм, развил его

    и популяризировал в рабочем движении. Итогом деятельности Бакунина явилось

    широкое распространение анархизма – прежде всего в Испании, Италии,

    Швейцарии, России, Бельгии, Голландии, во Франции. Наиболее заметным

    проявлением этого процесса стали возникновение анархистского крыла в

    Международном товариществе рабочих (Первом Интернационале) и Парижская

    Коммуна.

    Промарксистский Генеральный совет Интернационала вел борьбу с Бакуниным

    довольно постыдными методами; в ход было пущено всё: закулисные аппаратные

    интриги; организация фиктивных секций, создавших мнимое марксистское

    большинство на Лондонской конференции 1871 г. и на Гаагском конгрессе 1872

    г.; бездоказательные обвинения, клевета. Однако достигнутая подобными

    средствами победа Маркса оказалась Пирровой – после «исключения» Бакунина

    из Интернационала «весь Интернационал восстал против недостойной комедии

    Гаагского съезда, так грубо подтасованного Главным советом». Почти все

    секции Интернационала: бельгийские, французские, английские, испанские,

    итальянские, голландские, швейцарские и американские – отвергли решения,

    принятые в Гааге, и отказались подчиниться Генеральному совету,

    поддержавшему Маркса. Большинство этих секций, соединившись, образовали

    новый, анархический Интернационал, просуществовавший до 1879 г. Попытка

    Маркса превратить Международное товарищество рабочих в централизованную

    партию, исповедующую одну – «научно-социалистическую» – доктрину, полностью

    провалилась.

    Поддержавшие Бакунина секции Интернационала, объединявшие десятки тысяч

    рабочих по всей Европе, дали толчок мощному развитию анархического движения

    в 1870-е гг. В некоторых странах, где был высок уровень социальной

    напряженности и отсутствовали реальные гражданские свободы (в Испании, в

    Италии), это движение вылилось в ряд восстаний; в других (в Швейцарии, в

    Бельгии) сложились открыто действующие рабочие союзы анархической

    направленности. Роль идейного центра этого движения играла Юрская федерация

    (в Швейцарии).

    Наиболее грандиозным выступлением народных масс, в котором анархисты

    сыграли видную роль, конечно, стала Парижская коммуна (март–май 1871 г.).

    Анархисты (прудонисты) составляли значительную часть Совета коммуны.

    Важнейшим мероприятием Коммуны в социально-экономической сфере,

    осуществленным по инициативе прудонистов, был принятый 16 апреля 1871 г.

    декрет о передаче бездействующих предприятий, брошенных бежавшими из Парижа

    предпринимателями, в руки рабочих производственных ассоциаций. Этой и

    другими подобными мерами прудонисты стремились подготовить создание мощного

    сектора коллективизированных самоуправляющихся предприятий, альтернативных

    и частнокапиталистическим, и государственным. Декларация «К французскому

    народу», принятая Парижской коммуной 19 апреля, провозглашала вполне

    анархические идеи: федерализм, децентрализацию, самоуправление и автономию

    коммун – в качестве принципов устройства будущей социалистической Франции.

    Сама Коммуна, по признанию Карла Маркса, уже не была «вполне государством»:

    ликвидация чиновничьей иерархии, регулярной армии, самоуправление снизу

    доверху, опирающееся на принцип делегирования, – всё это куда больше

    походило на прудоновские и бакунинские модели общества, нежели на

    марксистскую «диктатуру пролетариата». Известно, что, учтя опыт Коммуны,

    Маркс, по образному выражению Ф.Меринга, снял перед ней шляпу и в работе

    «Гражданская война во Франции» несколько пересмотрел свою доктрину в

    прудоновском духе.

    Однако полуанархический социально-революционный эксперимент, как

    известно, длился недолго – 72 дня. Памятником «штурмующим небо» коммунарам

    осталась песня – «Интернационал», созданная участником тогдашних событий,

    анархистом Эженом Потье.

    История нашей страны наглядно показала утопичность взглядов марксистов

    на построение социального будущего путем усовершенствования пролетарского

    государства, также как и справедливость критики Бакуниным некоторых черт

    коммунистической организации. Сегодня мы на историческом опыте можем

    подтвердить, что государство в любой его ипостаси, как институт власти,

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.