МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Анархизм и его отношение к политической власти

    Анархизм и его отношение к политической власти

    МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА

    Служба «РОСМОРФЛОТ»

    НОВОРОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННПЯ МОРСКАЯ АКАДЕМИЯ

    Кафедра Философии

    Реферат

    «Анархизм и его отношение к политической власти»

    Рецензент: преподаватель

    Розенфельд Э.В.

    Выполнил: студент 531 гр.

    Аврамченко Р.Г.

    НОВОРОССИЙСК

    1999 Г.

    Оглавление

    Введение. 3

    Как марксизм боролся с анархизмом 7

    Анархо-коммунизм П.А. Кропоткина 12

    Заключение 18

    Список используемой литературы: 20

    Введение.

    Цель данного реферата уяснить что такое анархизм, как возник ( т.е. его

    исторические корни), чего добиваются его последователи и какими методами

    они хотят прийти к желаемому результату. Прежде всего хотелось бы узнать

    что означает само слово анархизм, для этого обратимся к Советской

    энциклопедии: Анархизм - (от греческого Anarhia - безвластие) общественное

    политическое движение которое выступает за немедленное уничтожение всякой

    государственной власти (в результате "самовольного" стихийного бунта масс)

    и создание федерации мелких автономных ассоциаций производителей, отвергает

    политическую борьбу рабочего класса и диктатуру пролетариата. Известна и

    формулировка этого слова одного из представителей анархизма П. Кропоткина:

    Анархия — это учение, которое стремится к полному освобождению человека от

    ига Капитала и Государства. Определив, что такое анархизм поговорим о его

    истоках.

    Элементы анархического мировоззрения были известны на протяжении многих

    веков. Стремление к полной свободе личности в свободном обществе, отрицание

    власти и эксплуатации – подобные настроения в той или иной форме можно

    обнаружить у античных киников и у китайских даосов, у средневековых

    анабаптистов и у английских диггеров, у русского еретика Ф. Косого и

    французского мыслителя конца XVIII в. С. Марешаля. Роднящее упомянутых

    мыслителей умонастроение уместно обозначить термином протоанархизм.

    Однако анархизм в собственном смысле этого слова, несомненно, порожден

    реалиями нового времени. Лишь с конца XVIII столетия, когда Европа вступила

    в эпоху великих революций, способствовавших утверждению человеческой

    индивидуальности и крушению основ традиционного общества, постепенно

    оформляется анархизм – сначала как философское учение, а затем как

    революционное движение.

    Анархизм стал реакцией на достижения и неудачи Великой Французской

    революции: манящий идеал свободы, равенства и братства обернулся новым

    отчуждением; парламентская демократия не принесла желанного освобождения

    личности[1].

    Анархизм окончательно сформировался в 1830–1840-е гг. – в борьбе и

    полемике с либерализмом и государственным социализмом. Если первый

    подчеркивал значение политической свободы гражданина (признавая

    необходимость сохранения, хотя и предельно минимизированного, государства),

    то второй выступал за социальное равенство, считая инструментом его

    осуществления тотальную государственную регламентацию. Девизом же

    анархизма, противостоявшего обоим течениям, можно считать знаменитые слова

    Михаила Бакунина: «Свобода без социализма есть привилегия и

    несправедливость... Социализм без свободы есть рабство и скотство».

    Рождение российского анархизма

    Рождение российского анархизма затянулось на несколько десятилетий. Лишь

    в 80-е годы XlX в. он сформировался в революционное движение и начал играть

    определяющую роль в системе общественно-политических взглядов народников.

    Большинство из них поначалу, находились под влиянием бакунинских идей.

    М.А. Бакунин, на первое место выдвигал борьбу всеми дозволенными способами

    с государством и его институтами и громогласно объявил себя врагом любой

    власти. В манифесте-книге “Государственность и Анархия” - он предложил

    своим последователям единственную форму революционной борьбы - немедленное

    всенародное восстание для разрушения государственного строя. Взамен

    предлагалось организация вольного братского союза “производительных

    ассоциаций, общин и областных федераций, обнимающих безгранично, потому

    свободно, людей всех языков и народностей”

    По мнению Бакунина, долгом каждого честного революционера должна была

    стать поддержка в народе инстиктунтивного духа протеста, его постоянной

    готовности к революции. “ Живой ток революционной мысли, воли и дела”

    должен был разбить традиционную замкнутость крестьянского мира, наладить

    связь между фабричными работниками и селянами и создать на их основе

    несокрушимую силу, способную одним махом произвести в стране социальную

    революцию.

    Развивая теоретические построение Бакунина, члены кружка А.В. Долгушина

    вскоре предложили идею “хождение в народ” с целью подготовки крестьянских

    восстаний для осуществления социальной революции. Через “хождение в народ”

    прошли многие видные люди эпохи, искавшие действительные способы борьбы с

    самодержавием.

    Дальнейшее развитие анархические построения нашли в лице П.А,

    Кропоткина. Осенью 1873 г. по поручению “чайковцев” (членов кружка Н.В.

    Чайковского) - он составил программный документ организации, манифест -

    "Должны ли мы заняться рассмотрением идеала будущего строя ?" В этом

    документе идеалом будущего строя объявлялась “анархия “ - т.е. “союз

    вольных коммун”, без центральной государственной власти. Движущими силами

    для проведения в жизнь анархической программы Кропоткин считал не только

    крестьян, но и городских рабочих:

    “Здесь мы должны распространять наши воззрения, здесь должны мы

    подыскать товарищей. Прежде всего восстание должно произойти в самом

    крестьянстве и городских рабочих только тогда может оно рассчитывать на

    успех”.

    Насколько сильна была вера в осуществимость анархических построений у

    российской молодежи той поры, показывает тот факт, что в первых больших

    судебных процессах 70-х годов, организованных правительством против

    революционеров (процессы “50-ти”и“193-х”), наиболее видные обвиняемые

    почитали за честь называть себя анархистами.

    В начале ХХ в. в России, в условиях общего революционного подъема и

    невиданной по накалу классовой борьбы, анархизм - вечный спутник революций

    и социальных потрясений вновь заявил о себе, как об общественно-

    политическом движении, объединяющем леворадикально, демократически

    настроенные слои общества.

    Первые шаги к усилению роли анархизма в общественно-политической жизни

    страны были сделаны за границей. В 1900 г. в Женеве возникает организация

    российских анархистов-эмигрантов “Группа русских анархистов за границей“,

    издавшее воззвание с призывом к свержению самодержавия и социальной

    революции. Ее лидерами были Мендель Дайнов, Георгий и Лидия Гогелия.

    Супруги Гогелия в 1903 г. в Женеве создали группу анархистов-коммунистов

    “Хлеб и Воля”, принесшую известность Российскому анархизму. “Хлебовольцам”

    при поддержке Кропоткина, М. И. Гольдсмит и В. Н. Черкезова удалось в том

    же году организовать первого российского анархического печатного органа за

    границей - газеты “Хлеб и Воля”.

    В самой России первые анархистские группы появляются весной 1903 г. в

    г.Белостоке Гродненской губернии среди еврейской интеллигенции и

    присоединившихся к ней ремесленных рабочих; летом - в г. Нежине

    Черниговской губернии в среде учащийся молодежи. Начавшийся процесс

    образования анархистских групп на территории страны шел по восходящий

    линии, и уже к концу 1903 г. функционировало 12 организаций в 11 городах, а

    в 1904 г. - 29 групп в 27 населенных пунктах северо-запада, Юго-запада и

    Юга страны.

    География российского анархизма четко обрисовалась в 1905-1907 годах.

    “Столицами” движения считались Белосток, Екатиринослав и Одесса.

    Социальную основу анархического движения составляли преимущественно

    кустари, ремесленники, торговцы, крестьяне, деклассированные элементы,

    часть интеллигенции, а также немногочисленные группы рабочих недовольные

    существующими порядками, но слабо представляющие пути и средства борьбы с

    ними. Если попытаться составить обобщенный портрет анархиста периода первой

    российской революции, то он бы выглядел так: это был бы молодой человек

    (или девушка) 18-24-летнего возраста, имевший начальное образование и

    представлявший, как правило демократические слои общества. Среди анархистов

    практически не было лиц зрелого возраста. Самым пожилым в движение были -

    его основатель Кропоткин (1842) и его ближайшая последовательница М. И.

    Гольдсмит (1858). Основная масса крупных организаторов движения - М. Э.

    Данилов, Н. И. Музиль, Я. И. Кирилловский, А. А. Боровой, В. И.

    Федоровловский (Д. Новомирский), - родились в середине - конце 70-х гг. XIX

    в., т.е. к моменту революции им было около 25 - 32 лет. В основном

    руководители и теоретики анарходвижения имели высшее или среднее

    специальное образование, большие навыки агитационной работы.

    Июльский политический кризис 1917 г. закончился поражением сил

    революции и частичным разгромом анархических организаций. В этот период на

    передней край борьбы вновь выходит Кропоткин. Его фигура привлекла внимание

    не только революционеров, но и сторонников правительства, пытавшихся

    использовать в своих целях авторитет великого ученого и мыслителя. А. Ф.

    Керенский делал невероятные усилия, чтобы уговорить Кропоткина войти во

    Временное правительство, предлагая ему на выбор любой пост министра.

    Кропоткин отказался ответив: "Я считаю ремесло чистильщика сапог более

    честным и полезным”. Очевидно, результатом длительных размышлений стало его

    участие в работе Государственного совещания в Москве,15 августа 1917г.

    Консервативные круги вряд ли ожидали услышать от теоретика анархизма

    проповедь идеи классового примирения всех сил “и правых и левых”,

    действующих в революции. Возможно, это был хитрый ход политика считавшего,

    что достичь царства анархии можно будет только в условиях мира и

    демократии. Но за такое положение дел анархистам еще предстояло бороться.

    Накануне Октября 1917 г. они были все еще в значительной степени

    разрозненны. Колебание различных частей анархического движения не спасли

    его от подчинения решительной и властной тактике большевиков. В дни Октября

    большевики использовали анархистов в качестве боевой, разрушительной силы

    против буржуазии, оказывая им всемерную помощь оружием, продовольствием и

    пр. Анархисты, окунувшись в родную стихию борьбы и разрушения, участвовали

    в октябрьских событиях 1917 г. в Петрограде, Москве, Иркутске и других

    городах.

    Но для большевиков утвердившихся у власти, анархизм, с его лозунгами

    борьбы за свободу личности и против государственных институтов, был хорош

    только до той поры, пока не мешал осуществлению собственных планов

    государственного строительства. Большевики опасались соединения идей

    анархии с лозунгами своих противников из среды демократических слоев

    общества. Для борьбы с анархистами и их попутчиками были использованы все

    методы: от обвинения их в поддержке “буржуазных контрреволюционеров”, в

    организации “пьяных погромов” до попыток формирования ими собственных

    отрядов.

    17 декабря в газете петроградских анархистов появился призыв к созданию

    собственных вооруженных сил. “Вольные анархические дружины” нужны были

    анархистам ”для организованного удара... по власти, для смертельной за

    социальную революцию”. В публикации содержалась прямая угроза большевикам:”

    Если вы станете на нашем пути к анархии, к коммуне, мы растопчем и вас”.

    Весной 1918 г. анархисты приступили к созданию постоянных боевых отрядов.

    Кадры “боевиков” предназначались для борьбы “за идеалы анархизма”, с

    “контрреволюцией” в России, а также для подавления выступлений “германских

    белогвардейцев”.

    Постоянная нацеленность анархистов на задачи мирового революционного

    развития не мешала им устраивать прозаические налеты на квартиры, грабить

    склады и магазины, и даже захватывать здания. Московские анархические

    группы зимой 1918 г. устроили настоящие соревнование по захвату особняков

    в городе.

    Почувствовав за собой некую силу, анархисты решили добиться

    окончательного своего признания Советской властью. Весьма важной для них

    была задача обеспечения оружием и продовольствием в равных пропорциях с

    красногвардейцами. Власти Москвы и Петрограда признали требования

    анархистов недопустимыми и запретили им выдачу оружия.

    Анархисты не могли смирится с таким решением властей. В конце марта 1918

    г. члены Московской Федерации анархических групп официально уведомили

    Моссовет о захвате помещения купеческого собрания на Малой Дмитровке дом №

    6 и размещении там своих организаций. Такая позиция создала угрозу

    возможных насильственных действий против большевиков. Насколько такая

    задача была реальной и выполнимой для анархистов?

    Сейчас трудно ответить на этот вопрос. Во всяком случае, в Москве стали

    усиленно распространятся слухи о готовящемся выступление анархистов.

    В ночь с 11 на 12 апреля в городе силами ВЧК, воинских частей и

    латышских стрелков из охраны Кремля был проведен захват зданий, занимаемых

    анархистами, и разоружение сторонников анархии. В некоторых местах

    анархисты оказывали сильное сопротивление, но в основном застигнутые

    врасплох, сдавались. Вскоре было проведено разоружение анархических групп в

    Петрограде, Вологде, подавлен анархо-мятеж в районе Бугуруслана-Самары.

    Верхушка движения не имевшая после смерти П. А. Кропоткина в 1921 г.

    подлинного руководителя и теоретика, раскололась на несколько частей.

    Многие анархисты заявило о кризисе движения, его перерождение своем

    желании трудится на благо большевиков и вступило в РКП(б). Другая часть

    духовному гнету и лжи предпочла эмиграцию и выехала или была выслана за

    границу. Наконец, оставшийся в стране приверженцы анархии пытались

    проводить какую-то работу но их было ничтожно мало.

    Многие анархисты тяжело переживая разрыв с родиной, одиночество, и

    усталость от бесполезной борьбы, принимают решение вернуться в СССР. Кто-то

    возвращался по своей воле, кто-то из-за связей с чекистами, но как правило

    конец жизни эти в прошлом идейные анархисты проводили одинаково - на

    стройках и лагерях

    ГУЛАГа. В 1929 г. на воле уже практически ни кого не было. Анархические

    организации в стране прекратили свое существование.

    Как марксизм боролся с анархизмом

    Советская историография рассматривала взаимоотношения Маркса и Бакунина

    всегда с одной позиции, с позиции официально принятой идеологической

    доктрины. Всегда Маркс оказывался носителем истины, а Бакунин - злодеем, не

    желавшим подчиняться уставным требованиям и создавшим свой "подпольный"

    Альянс с целью захвата власти в Международном Товариществе Рабочих. Однако

    сегодня есть возможность и необходимость посмотреть на давние события более

    трезвым и независимым взлядом.

    Известно отношение Ленина к анархизму, как к движению, имеющему общую

    цель с коммунистами. Расхождение определялось лишь в принципах достижения

    безгосударственного общества. Можно поэтому полагать, что и ранее в I

    Интернационале напряженная борьба между марксистами и бакунистами

    разгорелась в основном не по вопросам целеопределения, а вокруг

    определяющих управление организацией должностей, т.е по вопросам влияния.

    Деятельность Бакунина в Интернационале неразрывно связана с его

    взаимоотношениями с К. Марксом, которые, в свою очередь, сложились во

    второй половине 40-х годов XIX века под воздействием появившегося у

    Бакунина интереса к коммунистическим идеям.

    Впервые о коммунизме Бакунин узнал из книги "Die Socialisten in

    Frankreich" (1848) доктора Лоренца Штейна, в которой излагались системы

    французских социалистов Бабефа, Сен-Симона, Фурье и других. Эта книга

    открыла ему новый мир, в который он "бросился со всею пылкостью алчущего и

    жаждущего..." С этого момента Бакунин с большим вниманием следил за

    развитием теории, поскольку смотрел на коммунизм, как на "естественный,

    необходимый результат экономического и политического развития Западной

    Европы; видел в нем юную, элементарную, себя еще не знающую силу,

    призванную или обновить или разрушить в конец западные Государства".

    Познакомился Бакунин и с работами Вейтлинга о коммунизме. Естественно,

    что этот его интерес не мог не привести к основоположникам марксизма, К.

    Марксу и Ф. Энгельсу. Бакунин высоко оценил личные качества Маркса. Однако,

    не смотря на уважение его "за его знания и за его страстную и серьезную

    преданность делу пролетариата", большой интерес к его теории, Бакунин был

    далек до полной близости марксистским идеям. И причиной этому было еще

    подсознательно складывающееся к концу 40-х годов анархистское

    мировоззрение, категорически отрицающее любую форму государственности, в

    том числе и пролетарскую.

    Для К. Маркса государство "подлежало некоторым починкам и

    долженствовало, как таковое, играть роль в деле улучшения быта рабочего

    класса". Бакунин же придерживался другой цели - "окончательного и полного

    освобождения рабочих и народного труда от ига всех его эксплуататоров -

    хозяев, владельцев сырого материала и орудий производства, словом всех

    представителей капитала, а также уничтожения всякой политики посредством

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.