МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Реферат: Зрелость

    Эриксон подчёркивал, что идентичность личности формируется не ранее чем в 20-летнем возрасте и лишь после этого женщина готова к браку и рождению детей.

    К своим амбивалентным чувствам женщина может относиться по-разному. Она мо­жет полностью игнорировать положительные чувства и подчёркивать лишь отрицательные или же игнорировать отрицательные и подчёркивать только положительные. Если же жен­щине хватает психических ресурсов и она пользуется пониманием и поддержкой близких, то она может одобрять свои амбивалентные чувства, изучать их и, наконец, управлять ими. В этом случае у нее формируется исходная позиция для решения всех противоречий новой ро­ли.

    Чтобы преодолеть противоречие между работой и материнством, женщина должна правильно оценить для себя значение своей работы и найти равновесие между ней и мате­ринством. Она может частично отказаться от личного времени и честолюбивых стремлений и в то же время сохранять профессиональный интерес, пойдя на некоторый компромисс. Противоречия между супружеством и родительскими обязанностями разрешаются гораздо легче, если отношения супругов позволяют им совместно обсуждать текущие и надвигаю­щиеся затруднения. Лишь посредством совместной работы можно избежать, в частности, осложнений и трудностей в распределении труда после рождения.

    Во время первой беременности часто изменяется отношение к своей матери. Будущая мать начинает лучше её понимать и одобрять её поступки и действия Она начинает чувство­вать себя наравне со своей матерью, становится более независимой, легче принимает от неё помощь, давая со своей стороны ей возможность испытывать чувство быть бабушкой.

    Когда женщина, сталкиваясь с переживанием амбивалентных чувств, принимает их, она лучше узнает саму себя, вырабатывает способность принимать себя такой, какая она есть. Тогда женщина может стать матерью, исходя из своих возможностей, не пытаясь ни­кому подражать и не испытывая при этом неуверенности.

    Мужчины же чаще всего начинают больше работать, чтобы лучше обеспечить семью. Появление ребенка становится причиной новых стрессов и трудностей. Изменение ролей происходит внезапно. Оба родителя испытывают новые для себя чувства гордости, волне­ния, к которым примешивается чувство возросшей ответственности, иногда непомерной - и потому тяготеющей. Некоторые мужчины завидуют способности супруги производить на свет потомство и тем тесным эмоциональным связям, которые возникают между матерью и малышом. Супругам приходится сокращать время, которое они уделяли друг другу и своим увлечениям. У многих после рождения ребенка возникают проблемы коммуникативного и сексуального характера, они начинают чаще конфликтовать (8).

    Выводы:   Переход к родительству характеризуется:

    1. Изменением идентичности и внутренней жизни. К этому относится изменения чувства Я родителей  и их предположений о семейной жизни.

    2. Перераспределением ролей и переменами в супруже­ских отношениях. Когда оба супруга измучены недосыпанием и невозможностью быть вместе в их жизни происходят перемены, связанные с неизбежным разделением труда.

    3.Переменами в ролях и отношениях старшего поколения. Переход к родительству затрагивает как родителей, так и бабушек и дедушек.

    4.Изменениями ролей и отношений вне семьи. Внеш­ние изменения касаются, главным образом матери, так как ей приходится оставить работу, хотя бы на время, чтобы посвятить себя заботам о ребёнке.

    5.Новыми родительскими ролями и отношениями. Супруги должны принять на себя новые обязанности, связанные с рождением ребенка (8).

    6.Родительство, с его сложными задачами и требованиями, можно рассматривать в ка­честве высшей фазы как в индивидуальном развитии матери и отца, так и в развитии пары как системы (8).

    5.2. Стадии родительства

    Каждый критический для ребенка период создаёт или вызывает в от­вет критический период для родителей. Галински описывает интерактивный процесс в виде 6 отдельных стадий родительства:

    На стадии формирования образа, длящейся от зачатия до рождения ребёнка, супруги пытаются представить себе, какими родителями они будут, оценивая свои ожидаемые действия согласно собственным стандартам идеального родителя.

    На стадии выкармливания, продолжающейся до момента, когда ребенку исполняется примерно 2 года (пока он не начнет говорить «нет»), у родителей формируется чувство привязанности к своему малышу, и они науча­ются соизмерять эмоциональное участие и время, которое они отдают супругу, работе, друзьям и своим родителям, с потребностями младенца (8).

    На стадии авторитета, в период времени, когда ребёнку примерно от 2 до 5 лет, супруги начинают задаваться вопросом, какими родителями они были и какими будут. Прогресс здесь бывает в том случае, когда родители осознают, что они - и их дети - не всегда соответствуют созданному идеальному образу.

    На интерпертативной стадии, приходящейся на годы среднего детства, родители вынуждены проверять и пересматривать многие из устоявшихся положений. Когда их дети становятся подростками, родители переходят на стадию взаимозависимости, на которой они должны подвергнуть ревизии свои властные от­ношения с теперь уже почти совсем взрослыми детьми. Эти отношения могут стать сопер­ничающими или превратиться в партнёрские (8).

    Наконец, на стадии расставания, когда выросшие дети уходят из дома, родителям приходится не только «отпускать их», но и браться за трудную и порой неприятную задачу критического осмысления того, какими родителями они были. На каждой стадии родители должны суметь разрешить свои внутренние конфликты на новом, более высоком уровне интеграции, иначе они могут просто не справиться с охватившими их труд­ностями. Это неснятое напряжение может негативно сказаться на супружеских отношениях или на способности эффективно выполнять родительские функции.

    Однако родители, которым не удаётся сладить с детьми на какой-то стадии развития, могут вполне успешно управляться с ними на другой стадии. Например, родители, испыты­вающие трудности с младенцами, могут справиться с воспитанием дошкольника или подро­стка. Может быть верно и обратное: родитель, уверенно чувствовавший себя с беспомощ­ным малышом, может иметь множество проблем с добивающимся независимости подрост­ком.

    Семейные пары должны принимать решения и улаживать конфликты таким образом, чтобы каждый из суп­ругов мог оставаться целостной и уважающей себя личностью. Системы, в которой один че­ловек постоянно занимает господствующее положение, второй ради этого приносит себя в жертву, оказываются недолговечными. Дополнительные осложнения, порождаемые бунтующими и стремящимися к независимости подростками, например, требуют, чтобы супружеская и семейные системы видоизменились и предоставили больше свободы этой части автономной личности. Семейная система, отличающаяся излишней жесткостью или недостаточностью структурированная, не способна удовлетворить развивающиеся потребности.

    Вывод:  1. На каждой стадии семейного цикла родители должны не только справляться с новы­ми проблемами и запросами своих растущих и развивающихся детей, но, кроме того, пре­одолеть трудности, возникающие в супружеской и семейной системах.

    5. 3. Отношения со стареющими родителями

    Люди среднего возраста должны приспосабливаться к из­меняющимся потребностям и ролям старых родителей. Когда родите­ли имеют хорошее здоровье и могут жить независимо, их отношения с детьми часто характеризуются взаимным равенством; это означает, что родители и их взрослый сын или дочь оказывают друг другу конкретную помощь. Такие отношения обычно изменяются, когда родители заболевают или становятся слишком слабыми, чтобы жить самостоятельно.

    Как взрослые дети отзываются на потребности своих родителей, в значительной степени зависит от их жизненного опыта и, более конкретно, от стадии семейного цикла. Сорокадвухлетняя женщина со взрослыми детьми, которая находится на вер­шине своей профессиональной карьеры и живет за тысячу миль от своих родителей, может быть вынуждена иначе строить отношения с ними сравнительно с женщиной такого же возраста, которая занимается только домашним хозяйством и живет в од­ном городе со своими родителями. В основе их реакций лежит совокупность сложив­шихся мнений и привычек, определявшая уникальные отношения между родителя­ми и ребёнком в течение многих лет. Со временем развиваются иные стратегии отно­шений и соглашения между родителями и ребенком, которые, в конце концов, приводят к другим структурам взаимодействия и разрешения проблем. Более того, частота обращения родителей к детям за помощью и её характер изменяются от че­ловека к человеку и от семьи к семье.

    Большинство людей среднего возраста поддерживают постоянную связь со своими стареющими родителями. Эта связь включают в себя регулярное общение, общие воспоминания и взаимный обмен помощью. Многочис­ленные обзоры показали, что между взрослыми детьми и их родителями постоянно происходят социальные, эмоциональные и материальные обмены. Многие пожилые родители обеспечивают финансовую поддерж­ку взрослых детей среднего возраста и своих внуков (8).

    По мере старения родителей между людьми среднего возра­ста и старшим поколением постепенно происходит перемена ролей. Пред­ставители среднего возраста становятся поколением, стоящим «у руля», — работа­ющим, воспитывающим детей и, в целом, выполняющим созидательную роль в обществе. Их родители, если они еще живы, могут быть уже на пенсии, иметь плохое здоровье, им может требоваться финансовая помощь или они могут быть зависимы от детей в чём-то ином. Власть постепенно, в течение некоторого периода, переходит к их детям среднего возраста, и если оба поколения не поймут, что такая перемена ролей является неизбежной частью жизненного цикла, то эти новые отношения могут вызывать обиду и возмущение у обеих сторон.

     Дочери значительно чаще, чем сыновья, ухаживают за своими старыми родителями (8). Между помощью, которую оказывают родителям работающие и неработающие женщины, существуют лишь самые незначительные различия. Работающие дочери наряду с эмоциональ­ной поддержкой оказывают помощь в таких делах, как покупки и перевозки, вполне сравнимую по объему с аналогичной помощью, которую оказывают неработающие дочери. Однако дочери-домохозяйки чаще помогают в приготовлении пищи и лич­ном уходе.

    Реакции дочери на потребности своих престарелых родителей во многом зависят от её жизненных обстоятельств, в том числе от её возраста, поло­жения в семейном цикле (выросли ли её дети, или она воспитывает дошкольников), а также от её участия в трудовой деятельности (работает ли она полный рабочий день или занимается исключительно домашним хозяйством). Вкладывая много сил в уход за родителями, дочери могут испытывать физичес­кие перегрузки. Однако если у дочерей есть собственные, еще зависящие от них дети, то они ощущают меньше напряжения, и у них выше уровень чувства благополучия, чем у тех, кто не имеет своих зависимых детей (8).

      Обязанность ухаживать за родителями приносит не только удовлетворение, но может служить источником стрес­са. У некоторых она вызывает напряжение между зависимостью и независимостью. Могут вновь активизироваться старые конфликты, связанные с детской зависимос­тью, или другие проблемы семейных отношений между родителями и ребёнком или между сиблингами. Иногда вновь оживают старые привязанности и союзы между членами семьи или старое соперничество. Кроме того, уход за родителями служит предзнаменованием будущего положения людей среднего возраста, которые сей­час ухаживают за своими родителями, но в недалёкой уже старости им придется столкнуться с собственной зависимостью от своих детей.

    Выводы: 1. Большинство людей среднего возраста поддерживают постоянную связь со своими стареющими родителями. Между взрослыми детьми и их родителями постоянно происходят социальные, эмоциональные и материальные обмены.

    2. По мере старения родителей между людьми среднего возра­ста и старшим поколением постепенно происходит перемена ролей.

    3. Дочери значительно чаще, чем сыновья, ухаживают за своими старыми родителями.

    4. Обязанность ухаживать за родителями приносит не только удовлетворение, но может служить источником стрес­са.

    5. Уход за родителями является предзнаменованием будущего положения, когда придётся столкнуться с собственной зависимостью от своих детей.

    6. Кризис середины жизни

    Некоторые исследователи полагают, что средний возраст воспринимается взрослы­ми людьми как «тот период, когда рушатся надежды, а многие возможности кажутся упущенными навсегда».

    Первая стадия среднего возраста начинается около тридцати лет и переходит в начало следующего десятиле­тия. Эту стадию называют «десятилетием роковой черты» и кризисом «середины жизни». Её главной характеристикой является расхождение между мечтами и жизненными целями человека и действительностью его су­ществования. Поскольку же человеческие мечты почти всегда имеют некоторые нереалистические черты, подчас даже фантастические, оценки их расхождения с действительностью на этой стадии окрашена, как правило, в отрицательные, эмоционально-тягостные тона. Время уходит, дабы сделать разрыв между мечтами и действительностью, обнаруживающихся вдруг с ужасающей резкостью. Заполняя опросники, люди 35-40 лет начинают не соглашаться с такими фразами, как «есть еще уйма времени, чтобы сделать большую часть того, что я хочу». Вместо этого они констатируют: «Слишком поздно что-либо изменить в моей карьере». В 20 и 30 лет человек может быть «подающим надежды» - люди могут сказать о нем: «Вот многообещающий молодой артист, руководитель, психолог или администратор», но после 40 так уже никто не скажет - это время исполнения обещаний. Человек должен принять тот факт, что он никогда уже не станет президентом компании, депутатом, писателем, пользующимся шумным успехом, и даже больше того - что он никогда не станет вице-президентом или незначительным писателем.

    Освобождение от иллюзий, которое не является чем-то необычным для 35 или 40 лет мо­жет оказаться угрожающим для личности. Данте так описал своё собственное смятение в начале десятилетия роковой черты: «Земную жизнь пройдя до половины, я оказался в сумрачном лесу, путь правый потеряв во тьме долины». Элеонора Рузвельт шесть дней спустя после своего 35-летия выразила свое ощущение хотя и не так поэтично, но не менее сильно. «Не думаю, что я ещё когда-нибудь испытаю столь странные чувства как в минувшем году... Вся моя самоуверен­ность исчезла вдруг...».

    Анализ жизни художников и артистов почти в каждом случае обнаруживает те или иные драматические изменения в их творчестве где-то около 35 лет. Некоторые из них, как например Гоген, начали творческую работы в это время. Другие, наоборот, около 35 лет утратили свои творческие способности и мотивации, а многие из них умерли. Частота смерти художников и артистов между 35 и 39 годами ненормально возрастает. Те же из них, кто переживает роко­вые черты, сохраняя творческий потенциал, обычно обнаруживают значительные изменения в характере творчества. Часто эти изменения касаются интенсивности их работы: например бле­стящая импульсивность уступает место более свободному и зрелому творчеству. Действительно, одна из причин кризиса середины жизни у артистов и художников в том, что «импульсивный блеск» молодости требует больших жизненных сил. Хотя бы отчасти это физические силы, так что никто не может сохранять их беспредельно. В 35 и 40 лет ведущий напряженную жизнь ар­тист (или руководитель, или профессор) должен изменить темп своей жизни и не так «выклады­ваться». Таким образом, проблема убывающих физических сил неизбежно возникает в жизни человека любой профессии.

    Убывание физических сил и привлекательности - одна из главных проблем, с которыми сталкивается человек в годы кризиса среднего возраста и потом. Для тех, кто полагается на свои физические качества, когда был моложе; средний возраст может стать периодом тяжелой де­прессии. Истории красивых и очаровательных женщин, борющихся с разрушительным действи­ем времени стали банальностью. Стихийное бедствие падающих физических сил людей неожи­данно широкого круга профессий, включая, художников и артистов. Университетские профес­сора с сожалением вспоминают свою способность в студенческие годы проводить несколько дней без сна, если того требовало важное дело. Многие люди просто жалуются на то, что они начинают слишком часто уставать. Хотя хорошо продуманная программа ежедневных упражне­ний и соответствующая диета оказывает своё действие, большинство людей в среднем возрасте начинают всё больше и больше полагаться на «мозги», а не на «мышцы». Они находят новые преимущества в знании, аккумулирующем жизненный опыт, приобретают мудрость.

    Второй главный вопрос среднего возраста - это сексу­альность. У среднего человека наблюдаются некоторые отклонения в интересах, способ­ности и возможности, особенно по мере того, как подрастают дети. Многие люди поражаются тому, сколь большую роль играла сексуальность в их отношениях с людьми, когда они были моложе.

    Удачное достижение зрелости в среднем возрасте требует значительной гибкости. Один важный вид гибкости включает «способность изменять эмоциональный вклад от человека к человеку и от деятельно­сти к деятельности. Эмоциональная гибкость необходима, конечно, в любом возрасте, но в среднем возрасте она становится особенно важной, по мере того как умирают родители, подрас­тают, и покидают дом дети (8).

    Другой вид гибкости, который тоже необходим - это «духовная гибкость». Среди людей зрелого возраста существует известная тенденция к растущей ригидности в их взглядах и действиях, к тому, чтобы сделать свои умы закрытыми для новых идей. Эта умственная закрытость должна быть преодолена или она перерастает в не­терпимость или фанатизм. Кроме того, жёсткие установки ведут к ошибкам и неспособности воспринимать творческие решения проблем. Успешное разрешение кризиса включает обычно переформулировку идей в рамках более реалистичной и сдержанной точки зрения и осознание ограниченности времени жизни каждого человека. Супруг, друзья и дети приобретают всё большее значение, тогда как собственное Я всё более лишается своего исключительного поло­жения. Наблюдается всё более усиливающаяся тенденция довольствоваться тем, что есть, и меньше думать о вещах, которые, скорее всего, никогда не удастся достичь.

    В среднем возрасте как мужчины, так и женщины пере­сматривают свои цели и размышляют о том, выполнили ли они ранее поставленные перед собой задачи. В период ранней взрослости люди утверждают себя в профес­сиональной области. В среднем возрасте они часто по-иному начинают смотреть на свою работу. Большинство при этом сознают, что они сделали свой профессиональный выбор и должны с ним жить. Часть тех, кто разочаровался в своей работе, потерял её или не достиг того профессионального положения, на которое надеялся, может ис­пытывать горечь и упадок духа. Другие могут перестроить свою систему приорите­тов. Изменение приоритетов происходит не только в области профессиональной де­ятельности. Например, некоторые люди в середине жизни решают уделять больше внимания межличностным отношениям или моральным обязательствам и меньше — профессиональному развитию.

    6.1. Мужчины в середине жизни

    Фаррелл и Розенберг исследовали, как мужчины реагируют на достижение середины жизни. Они проинтервьюировали 300 мужчин среднего возраста, задавая им вопросы, касавшиеся семьи, работы и физических данных, и сравнили их ответы с ответами более молодых мужчин. Исследования подтвердили их точку зрения, что каждый человек — через свою реакцию на окру­жающий мир — играет активную роль в том, как складывается его существование. Они обнаружили, что мужчины склонны реагировать на достижение середины жиз­ни индивидуально, но все же в рамках некой общей схемы. Большинство мужчин ощущали обязательства как по отношению к работе, так и по отношению к семье. Большая часть из них выработала привычный образ жизни, который помогал им справляться со своими заботами и проблемами. Многие мужчины сталкивались с одинаковыми проблемами: забота о стареющих и зависимых родителях, сложности с детьми -подростками, привыкание к ограничениям, признание своей физической уязвимости (8).

    Хотя традиционно считалось, что в середине жизни психологическое благополучие мужчины связано только с его профессиональной ролью, Фаррелл и Рйзенберг указывают на важность семейных отношений.  Другие исследования подтверждают эту точку зрения. По результатам недавно проведённого исследования качество выполнения мужчинами супружеской и родительской ролей значимо предсказывает их уровень психологического дистресса и влияет на степень дистресса, испытываемого ими на работе (8).

    Фаррелл и Розенберг считают, что существуют 4 главных пути развития в среднем возрасте. Первый из них — это путь трансцендентно-генеративного муж­чины. Он не испытывает кризиса середины жизни, так как нашел адекватные решения большинства жизненных проблем. Для такого мужчины середина жизни может быть временем реализации своих возможностей и достижения поставленных це­лей. Второй путь — это путь псевдо-развитого мужчины. Этот мужчина справля­ется с проблемами, делая вид, что всё происходящее его удовлетворяет или нахо­дится под его контролем; на самом деле он, как правило, чувствует, что потерял направление, зашел в тупик или что ему всё осточертело. Мужчина в кризисе сере­дины жизни третий путь — находится в замешательстве и ему кажется, что весь его мир рушится. Он не в состоянии удовлетворять предъявляемые к нему требова­ния и решать проблемы. Для одних мужчин этот кризис может быть временной фа­зой развития; для других он может стать началом непрерывного падения. Четвер­тый путь развития — это путь обездоленного судьбой мужчины. Такой мужчина был несчастлив или отвергаем другими большую часть своей жизни и проявляет признаки кризиса середины жизни. Обычно он не в состоянии справиться с пробле­мами (8).

    Фаррелл и Розенберг в заключение отмечают, что общество вынуждает мужчин соответствовать единому образцу успеха и мужественности, и большинство мужчин пытаются соответствовать этому образцу. Ряд проблем возникает у мужчин в середине жизни как раз из-за того, что им приходится свыкнуть­ся с мыслью, что они не удовлетворяют этому образцу, или из-за того, что они вы­нуждены были отказываться от многих собственных желаний, пытаясь достичь со­ответствия ему. Лишь немногим мужчинам удается в это время избежать ощущения неудачи, внутреннего разлада или потери самоуважения.

    6.2. Женщины в середине жизни

    Хотя женщинам среднего возраста посвящено гораздо меньше исследований, чем мужчинам, для них середина жизни также часто является временем перехода и переоценки. Наряду с широкими индивидуальными различиями, в реакциях женщин на средний возраст существуют и общие тенденции. Традиционно женщины в большей степени определяют себя в рамках семейного цикла, чем исходя из своего положения в профессиональном цикле. В недавнем исследовании женщин, проживающих на среднем западе США, было обнаружено, что они склонны считать глав­ными жизненными переходами 3 точки в семейном цикле. 80 % женщин ответили, что коренная смена их роли была связана с рождением ребенка и уходом за ним в первые годы жизни. Это обычно происходило в возрасте от 27 до 30 лет. Однако остальные два важных жизненных перехода происходили позднее. 40 % женщин из этой выборки сообщили, что важным переходом было время, когда подросшие дети покидали родительский дом. Лишь немногие женщины считали этот переход очень болезненным. Последний важный переходный период (для 33 % женщин) приходился на постродительский период. При анализе этих изменений в жизненных це­лях, установках и ценностях женщин легче обнаруживается их связь с семейным циклом, чем с предсказуемыми возрастными уровнями или с этапами профессио­нального цикла (8).

    Модель развития, в основу которой положено понятие времени наступления событий, особенно хорошо применима к женщинам среднего возраста. Это означает, что время наступления ключевых событий в семейном и профессиональном цик­лах определяют статус, образ жизни и выбор женщин среднего возраста — их ос­новные занятия, радости и горести, круг коллег и друзей. Женщина, которая откла­дывает замужество и рождение ребенка до 40 лет, часто делает это для того, чтобы преуспеть в карьере. После рождения ребёнка она может за годы его детства не­сколько раз бросать и снова начинать работать. Если она примет решение сочетать семью с полноценной профессиональной деятельностью, то уменьшит для себя ве­роятность испытать бедность в старости. Специфи­ческий характер ролевых конфликтов и ролевого напряжения также определяется временем наступления событий. Ролевой конфликт имеет место тогда, когда тре­бования одной роли противоречат требованиям другой. Общими для женщин сред­него возраста являются ролевые конфликты, связанные с тем, что им трудно найти время и для семьи, и для работы. В отличие от ролевого конфликта ролевое напряжение связано со слишком большим количеством требований в рамках одной роли.

    В западном обществе о женщине обычно судят по внешности, и, для того чтобы считаться привле­кательной, она должна молодо выглядеть. Некоторым женщинам морщины на лице, седеющие волосы и другие признаки старения говорят о том, что им уже больше не быть такими желанными и женственными, как прежде. Кто-то из них может также отрицательно реагировать на менопаузу, сожалея о потере способности рожать де­тей. Поэтому не удивительно, что исследователи сообщают о высокой частоте депрес­сий у женщин среднего возраста по сравнению с другими возрастными группами (8).

    Выводы: 1. Главной характеристикой кризиса среднего возраста является расхождение между мечтами и жизненными целями человека и действительностью его су­ществования.

    2. Убывание физических сил и привлекательности - одна из главных проблем, с которыми сталкивается человек в годы кризиса среднего возраста.

    3. Удачное достижение зрелости в среднем возрасте требует значительной эмоциональной и духовной гибкости.

    4. Каждый человек — через свою реакцию на окру­жающий мир — играет активную роль в том, как складывается его существование.

    5. Общество вынуждает мужчин соответствовать единому образцу успеха и мужественности. Из-за того, что мужчинам приходится свыкнуть­ся с мыслью, что они не удовлетворяют этому образцу, или из-за того, что они вы­нуждены были отказываться от многих собственных желаний, пытаясь достичь со­ответствия ему, возникает ряд проблем.

    6.   Женщины сильнее, чем мужчины, реагируют на физическое старение.

    7. Общими для женщин сред­него возраста являются ролевые конфликты, связанные с тем, что им трудно найти время и для семьи, и для работы.

    7.   Время наступления ключевых событий в семейном и профессиональном циклах определяют статус, образ жизни и выбор женщин среднего возраста — их ос­новные занятия, радости и горести, круг коллег и друзей.

    Заключение

        Зрелость – самый длительный для большинства людей период жизни, даже если принимать её по минимуму, продолжительность составляет более четверти века. Не существует жёстких границ начала и завершения каждой стадии развития индивида, а верхняя граница зрелости зависит от индивидуальности человека и может отодвигаться в сторону ещё большего возраста.

    Для процессов созревания и инволюции характерны неравномерность и гетерохронность. Развитие психофизиологических функций, определяющих особенности сенсорно-перцептивной сферы человека, продолжается в ранней взрослости и достигает своего оптимума к 25 годам, затем оно стабилизируется и сохраняется до 40-летнего возраста.

    Развитие когнитивной сферы человека в значительной степени имеет индивидуально обусловленный характер: взрослый человек в состоянии самостоятельно контролировать ход своего интеллектуального развития и добиваться высот мастерства  и творчества. На этот процесс оказывают влияние многие факторы, в частности уровень одарённости человека, уровень его образованности и род деятельности. С учётом влияния внешних и внутренних по отношению к индивиду причин скорость и качество развития его организма, процессы развития и старения, а значит и их итоги, к определённому периоду времени будут сугубо индивидуальными.

    Жизненный путь человека в периоды юности, молодости, взрослости, зрелости и пожилом возрасте является целостным процессом, в котором профессиональное самоопределение и развитие являются его неотъемлемой частью. Профессиональный цикл начинается с приобретения жизненного опыта, ведущего к выбору определённой профессии и продолжается всё то время, в течение которого человек занимается выбранным делом. Существуют различные уровни развития профессионализма. Их оценка базируется на системе акмеологических показателей, в которых определены личностный и деятельностный аспекты. Средний возраст является периодом профессиональной преемственности и изменений. Многие люди в этом возрасте переоценивают свою профессиональную карьеру для того чтобы понять, чего им удалось достичь из намеченного и следует ли им изменить свои цели. Часто такая переоценка приводит к изменениям в карьере. Потеря работы может сопровождаться реакцией горя (впрочем, как и любая другая потеря), пока работник не сможет принять эту потерю и у него не появится надежда вновь найти работу или альтернативное решение имеющихся проблем.

    Духовность как свойство личности является фундаментальным качеством человека. Формируясь уже в первобытном обществе, духовность развивается на основе единства морали и религии, которые выполняют охранительную функцию по отношению к обществу. Это двуединое основание духовности прослеживается до настоящего времени. Мышление человека, как и другие психические функции, одновременно индивидуально и морально. Эмоциональность и творчество, присущие детству, являются основой его духовности, которая базируется на свободе ребёнка, понимаемый как внутренний источник, как жизненная сила. Свобода эта сочетается с формирующейся саморегуляцией. Познание смысла, предназначения, ценности предметов и явлений мира и себя в этом мире является важнейшей частью духовного становления личности. Сущность духовного становления это процесс постоянного переосмысливания себя, своего поведения, своих качеств и своих действий, поступков и отношений. По мере развития духовности человек может достичь такой ступени нравственного сознания, когда будет способен осудить сам себя за дурные мысли, только за стремление ко злу. Важнейшим фактором духовной жизни в зрелом возрасте является осознание конца жизни.

    По Эриксону одно из главных достижений ранней взрослости - развитие близости, неотъемлемой части устойчивой, приносящей удовлетворение эмоциональной связи, является основой любви. Любовь развивается на основе биологических предпосылок, поднимаясь до духовных вершин, когда она одухотворяет поведение человека, изменяет его, усиливает его способности, способствует творческим достижениям. Развитие любви зависит от состояния и опыта и сопровождается активной работой ума и воображения. Для того чтобы находиться в истинно интимных отношениях с другим человеком, необходимо, чтобы к этому времени у индивидуума было определённое сознание того, что он собой представляет. Любовь – «это выражение близости между двумя людьми при условии сохранения целостности обоих». Неспособность устанавливать спокойные и доверительные личные отношения ведёт к чувству одиночества, социального вакуума и изоляции. Однако, выбор в пользу одинокого образа жизни может быть результатом тщательно взвешенного решения – нахождения баланса между свободой и связывания себя обязательствами, между самодостаточностью и взаимозависимостью.

    Переход к родительству характеризуется: 1) изменением идентичности и внутренней жизни. К этому относится изменения чувства Я родителей  и их предположений о семейной жизни; 2) перераспределением ролей и переменами в супруже­ских отношениях. Когда оба супруга измучены недосыпанием и невозможностью быть вместе, в их жизни происходят перемены, связанные с неизбежным разделением труда; 3) переменами в ролях и отношениях старшего поколения. Переход к родительству затрагивает как родителей, так и бабушек и дедушек; 4) изменениями ролей и отношений вне семьи. Внеш­ние изменения касаются, главным образом матери, так как ей приходится оставить работу, хотя бы на время, чтобы посвятить себя заботам о ребёнке; 5) новыми родительскими ролями и отношениями. Супруги должны принять на себя новые обязанности, связанные с рождением ребенка; 6) родительство, с его сложными задачами и требованиями, можно рассматривать в ка­честве высшей фазы как в индивидуальном развитии матери и отца, так и в развитии пары как системы.

    На каждой стадии семейного цикла родители должны не только справляться с новы­ми проблемами и запросами своих растущих и развивающихся детей, но, кроме того, пре­одолеть трудности, возникающие в супружеской и семейной системах. Большинство людей среднего возраста поддерживают постоянную связь со своими стареющими родителями. Между взрослыми детьми и их родителями постоянно происходят социальные, эмоциональные и материальные обмены. По мере старения родителей между людьми среднего возра­ста и старшим поколением постепенно происходит перемена ролей, однако обязанность ухаживать за родителями приносит не только удовлетворение, но может служить источником стрес­са. Уход за родителями является предзнаменованием будущего положения, когда придётся столкнуться с собственной зависимостью от своих детей.

    Главной характеристикой кризиса среднего возраста является расхождение между мечтами и жизненными целями человека и действительностью его существования. Удачное достижение зрелости в среднем возрасте требует значительной эмоциональной и духовной гибкости. Убывание физических сил и привлекательности - одна из главных проблем, с которыми сталкивается человек в годы кризиса среднего возраста, причём женщины сильнее, чем мужчины, реагируют на физическое старение. Общими для женщин сред­него возраста являются ролевые конфликты, связанные с тем, что им трудно найти время и для семьи, и для работы. Время наступления ключевых событий в семейном и профессиональном циклах определяют статус, образ жизни и выбор женщин среднего возраста — их ос­новные занятия, радости и горести, круг коллег и друзей.

    Общество вынуждает мужчин соответствовать единому образцу успеха и мужественности. Из-за того, что мужчинам приходится свыкнуть­ся с мыслью, что они не удовлетворяют этому образцу, или из-за того, что они вы­нуждены были отказываться от многих собственных желаний, пытаясь достичь со­ответствия ему, возникает ряд проблем.

    Каждый человек — через свою реакцию на окру­жающий мир — играет активную роль в том, как складывается его существование и каким будет его будущее.

    Литература

    1.   Ананьев Б.Г.  Избранные психологические труды в 2 томах. Под ред. А.А.Бодалёва, Б.Ф.Ломова. – М., 1980 т.1.

    2.   Ананьев Б.Г. Психология и проблема человекознания. – М.- Воронеж, 1996.

    3.   Бестужев-Лада И.В. Молодость и зрелость. – М., 1984.

    4.   Бодалёв А.А. Вершина в развитии взрослого человека. – М., 1998.

    5.   Гомезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология. Личность от молодости до старости. – М., 2001.

    6.   Дарвин Ч. Происхождение видов. – М., 1935.

    7.   Ермолаева М.В. Психология развития. – М., 2000.

    8.   Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2001.

    9.   Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов н/Д., 1996.

    10.  Крымская М.Л. Климактерический период. – М., 1988.

    11.  Массен П., Конгер Дж., Гивитц Дж. Развитие личности в среднем возрасте. Психология личности, тексты. – М., 1980.

    12.  Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики: пер. с англ. – СПб., 1997.

    13.  Морфология человека. Под ред. Б.А.Никитюка, В.П.Чтецова. – М.,1990.

    14.  Николаев Г. Мужчина и женщина. Биология любви. – М., Наука и жизнь, 1996, № 5.

    15. Психология человека от рождения до смерти. Под ред. А.А.Реана. – СПб., 2001.

    16.  Стендаль. О любви. Собр. Соч. в 12 т. – М., 1978, т. 7.

    17.  Толстых А.В. Возрасты жизни. – М., 1988.

    18.  Фельдштейн Д.И. Психология взросления. – М., 1999.

    19.  Фромм Э. Психоанализ и этика. – М., 1998.

    20.  Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 2001.

    21.  Шадриков В.Д. Происхождение человечности. – М., 1999.

    22. Эриксон  Э. Детство и общество. – СПб., 2000.

     

     


    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.