Реферат: Зрелость
У взрослого человека при различных формах
творческой активности интеллектуальная деятельность достигает наиболее
высокого уровня. Экспериментальные исследования отечественных и зарубежных
психологов показали, что кульминационные моменты научного творчества относятся
к 35—40 и 40—45 годам жизни. Средний максимум творческой активности для многих
специальностей отмечается в 35—39 лет. При этом пик творческих способностей
проявляется до 30—34 лет в таких науках, как математика, физика, химия; в 35—39
лет — у геологов, медиков и других специалистов; между 40 и 55 годами —
кульминационные моменты достижений у представителей научной, философской и
политической областей деятельности. При этом наиболее выраженной по критериям
научного вклада, общей полезности и численности публикаций является
продуктивность в 47 лет. Таким образом, период взрослости и начало зрелости
является наиболее продуктивным в отношении высших достижений интеллекта (5).
Как показал Б.Г. Ананьев, интенсивность
старения интеллектуальных функций зависит от двух факторов: внутренним фактором
является одарённость человека, внешним — образование. Образование противостоит
старению, затормаживает его процессы. Следует учесть, что до 35 лет происходит
становление целостности функциональной основы интеллектуальной деятельности
человека; в период между 26 и 35 годами повышается интегрированность
межфункциональной системы; в период между 35 и 46 годами под влиянием
усиливающейся жёсткости связей между функциями и их показателями происходит
снижение возможностей новообразований. Это создает противоречие, выражающееся в
том, что имеют место высокая интеллектуальная активность и продуктивность в
привычных условиях профессиональной работы и вместе с тем серьезные
затруднения в овладении новыми видами деятельности. Поэтому подготовка, переподготовка
и постоянное повышение квалификации работников, создание на производстве
системы непрерывного образования кадров являются важными условиями профессионального
и интеллектуального развития человека.
Зрение человека практические не меняется с
юношеского возраста и до перехода им 50-летнего рубежа, когда острота зрения
начинает снижаться более быстро. Однако близорукие люди часто начинают видеть в
среднем возрасте лучше, чем во времена своей молодости. Но изменение
психофизиологических функций зрения у людей, достигших возраста средней
взрослости, никак не отражается на функционировании их когнитивной сферы (8).
Слух в целом становится
менее острым после 20 - летнего возраста, продолжая ухудшаться и далее, что
вызывает у человека определённые трудности при восприятии звуков высокой
частоты. В целом снижение слуха в среднем возрасте редко бывает настолько
заметным, чтобы не позволять человеку вести обычный разговор. Проводимые
экспериментальные исследования показывают, что вкусовая и обонятельная
чувствительность человека также снижается в разных точках периода средней
взрослости, хотя эти изменения происходят более плавно и не столь заметны, как
снижение зрения и слуха. При этом чувствительность к температурным изменениям
практически остаётся высокой. Кроме того, следует отметить, что описанная выше
закономерность является обобщенной, ни в коей мере не является всеобщей.
Развитие сенсорной сферы носит индивидуально обусловленный характер (2).
Характеризуя данное явление,
А.Н. Ананьев высказывает предположение о том, что «любая сенсорная функция
проявляет свой действительный потенциал лишь в том случае, если находится
систематически в состоянии полезного для нее оптимального (а не только
посильного) напряжения. Это именно то условие, которое обеспечивает
сенсабилизацию функций в процессе труда. По мнению Б.Г. Ананьева, сенсорные
функции, включённые в трудовую деятельность, имеют как бы удвоенную усиленную (по
сравнению с другими сенсомоторными функциями) мотивацию. В таких условиях
происходит эволюция функций, достигающих новых, более высоких уровней развития
и в зрелые годы. Одновременно с этим другие сенсорные функции, не имеющие таких
условий развития, инволюционируют, причём преждевременно, в относительно
молодые годы человеческой жизни. Следовательно, трудовая деятельность человека
также определяет возможность сохранения достигнутого уровня развития
психофизиологических функций (2).
Таким
образом, к 23 - 25
годам многие психофизиологические функции достигают своего максимального
развития и сохраняются на достигнутом уровне до 40 лет.
2.2. Критерии когнитивной
зрелости
Анализом
типичных образцов мышления человека в период ранней зрелости занимался Клаус
Ригель, который выделял понимание противоречий как важное
достижение когнитивного развития. Он называл это диалектическим
мышлением (8). К. Ригель считал, что если и есть пятая
стадия когнитивного развития, следующая за 4-й, заключительной стадией, описанной
Пиаже, то это диалектическая стадия, на которой человек обдумывает мысли,
синтезирует или интегрирует их.
Причём
в качестве особо важного объекта диалектического мышления Ригель выделял
интеграцию идеального и реального. Так, практический, обычный мир по его
мнению, служит диалектической коррекцией искусственности абстрактного мышления,
это позволяет человеку адекватно воспринимать окружающую его действительность и
принимать адекватные решения. В этом, по мнению Ригеля, и заключается сильная
сторона мышления взрослого человека (8).
Другой
исследователь-теоретик, Гизела Лейбоуви-Виф, в качестве критерия
когнитивной зрелости взрослых считал обязательность и
ответственность. По её мнению, ход когнитивного развития должен
включать как развитие логики, описанное Пиаже, так и развитие саморегуляции на
переходе от детства к зрелости. Она согласна с тем, что логика может достичь
своей конечной стадии в подростковом возрасте, одновременно с развитием
формально-операционального мышления, однако подлинная когнитивная зрелость, по
её мнению, наступает значительно позже, когда взрослые люди становятся
действительно автономными и обретают способность справляться с противоречиями и
неопределённостями жизненного опыта. А это происходит лишь тогда, когда человек
приобретает навыки самостоятельного принятия решений (8).
Таким
образом, данная точка зрения подтверждает мнение о том, что интеллектуальное
развитие в период ранней зрелости проходит в тесном единстве с формированием
личности. Это связано с тем, что способность самостоятельно принимать решения,
о которой говорит Лейбоуви - Виф, основывается на осознании своих обязанностей
и понимании той ответственности, которая возлагается на индивида принятым
решением.
Следует
отметить, что не все исследователи склонны рассматривать особенности
интеллектуального развития человека в период ранней взрослости в качестве 5-й
стадии когнитивного развития. Например, К. Уорнер считает, что отличительным
признаком взрослого мышления является гибкость, с которой взрослые могут
использовать все те когнитивные способности, которыми обладают. Шайи полагает,
что в детстве, отрочестве и юности в мышлении человека складываются все сложные
структуры, необходимые ему для понимания и объяснения мира. Мощные инструменты
мышления на уровне формальных операций являются высшим достижением этого
периода, который Шайи называет периодом приобретения. Приобретённые в детстве и
юности интеллектуальные способности человек, по мнению Шайи использует в ранней
взрослости для того, чтобы сделать карьеру и избрать стиль жизни. Этот период
был назван периодом достижения (8).
Это
очень важный период в когнитивном развитии взрослого человека, когда он применяет
в жизни свои способности думать, анализировать и принимать решения,
укладывающиеся в план его жизни. Люди, которые успешно справляются с этим,
приобретают определённую степень личной независимости и переходят к следующей
фазе когнитивной зрелости - периоду социальных обязанностей.
Согласно
Шайи, в среднем возрасте человек использует свои когнитивные способности, чтобы
решать проблемы других - в семье и на работе. У некоторых эти обязанности могут
стать довольно сложными, требующими налаживания отношений в рабочем коллективе
и предполагающими владение человека разносторонними знаниями. Такие люди имеют
возможность проявить свои когнитивные способности, выполняя административные
функции. В более позднем возрасте, по мнению Шайи, характер решаемых проблем
вновь меняется. Главной задачей становится задача реинтегрирования
субъективных следов событий все предшествующей жизни, осмысление своей жизни
как целого и оценка пройденного пути (8).
Из всего вышесказанного следует, что для Шайи суть
когнитивного развития в период взрослости заключается не в расширении круга
способностей и не в изменении их структуры, а скорее, в гибком использовании
интеллекта в разные периоды жизни человека.
Выводы: 1. Развитие психофизиологических функций человека носит
неравномерный гетерохронный характер.
2.
Развитие
психофизиологических функций, определяющих особенности сенсорно-перцептивной
сферы человека, продолжается на начальной стадии периода ранней взрослости и
достигает своего оптимума к 25 годам. Затем развитие сенсорно-перцептивной
сферы стабилизируется и сохраняется до 40 летнего возраста.
3.
Развитие высших психических процессов, или интеллектуальных характеристик,
продолжается на протяжении всего периода ранней взрослости.
4. Интеллектуальное развитие человека
происходит в тесном взаимодействии с формированием или трансформацией его
личности.
5. С
прекращением развития психофизиологических функций на рубеже 25 лет
интеллектуальное развитие не прекращается.
6. Развитие когнитивной
сферы человека в значительной степени имеет индивидуально обусловленный
характер: взрослый человек в состоянии самостоятельно контролировать ход своего
интеллектуального развития и добиваться высот мастерства и творчества. На этот
процесс оказывают влияние многие факторы, в частности уровень одарённости
человека, уровень его образованности и род деятельности.
3. Ведущая
деятельность в зрелом возрасте
Под ведущей
деятельностью в зрелом возрасте, видимо, следует понимать основную цель
жизненного пути, в отношении которой насыщаются смыслом другие виды
деятельностей, развивается личность, изменяются психические процессы. С позиции
акмеологии в зрелом возрасте ведущей деятельностью можно считать максимальную
реализацию сущностных сил человека в ходе активного включения в
производительную жизнь общества, вхождение в которую сопряжено с профессиональным
становлением личности. Однако под реализацией сущностных сил человека в
самом широком смысле, следует понимать физические, социальные
(моральные), нравственные (духовные), ментальные и многие
другие достижения в развитии взрослого человека.
3.1. Профессиональное становление.
Под профессиональным становлением понимается
индивидуальный личностный процесс, основным элементом которого является личный
выбор.
Основоположник
научно-психологического подхода к проблеме профессионального становления
личности Ф. Парфонс (1908) первым сформулировал тезис о том, что каждой
профессии соответствует определённый набор психологических и физиологических
качеств. А успешность и удовлетворённость человека профессиональной
деятельностью зависит от степени соответствия индивидуальных качеств личности
требованиям профессии.
В дальнейшем Ш. Бюллер и Д.
Сьюпер утверждали, что поиск профессии обусловлен детскими мечтами о профессии,
ролевыми играми на предыдущих возрастных этапах и достижениями определённого
уровня личностного развития.
А. Адлер считал, что выбор
профессии основан на стремлении человека к гиперкомпенсации неудовлетворенных
свойств своей личности, таким образом, человек выбирает именно ту профессию,
которая наименее соответствует его индивидуальным особенностям, но может помочь
утвердить себя в его собственных глазах. Отчасти этот подход к выбору профессии
подтверждается в современных исследованиях (20).
Э. Роу (1956) связывает
профессиональное становление человека с характером предшествующих
детско-родительских отношений. Она обнаружила, что работу с людьми выбирает
человек, в семье которого преобладали эмоциональная атмосфера принятия и сотрудничества,
методы убеждения и поощрения, чёткое распределение семейных функций. Сфера
искусства выбирается тогда, когда во взаимоотношениях родителей с детьми
ведущую роль играла эмоциональная сторона. Профессии, имеющие отношение к
работе с вещами, предпочитаются людьми, в атмосфере семьи которых было
отчуждение, недопонимание, преобладали методы наказания.
В переходный экономический
период выбор профессии человека могут определить и те виды специальностей,
которые сегодня наиболее востребованы.
Существуют ряд взаимоисключающих точек зрения
на сущность профессионализма. По мнению А.К. Марковой, «психология
профессионализма выявляет условия и закономерности продвижения человека в
процессе восхождения к профессионализму». Психология профессионализма в таком
понимании описывает психологические критерии и уровни профессионализма, этапы и
ступени на пути продвижения к профессионализму, возрастные и индивидуальные
особенности становления профессионала. Факторы, вызывающие снижение
профессионализма, пути их преодоления.
Данная точка зрения созвучна
с пониманием сущности профессионализма как проявления профессионального
мастерства. Мастерством в психологии труда называется
свойство личности, приобретённое с опытом, как высший уровень профессиональных
умений в определённой области, достигнутый на основе гибких навыков и
творческого подхода.
Очевидно,
что такое понимание профессионализма и профессионального мастерства отражает
главным образом то, что связано с деятельностным аспектом, при этом личность и
её развитие в труде как бы остаются на втором плане.
Более перспективным
направлением изучения профессионализма является его рассмотрение в неразрывной
связи с развитием (в том числе личностно-профессиональным) субъекта труда. Б.Г.
Ананьев указывал на необходимость проведения фундаментальных исследований
зрелости, отмечая, что это наиболее важные периоды развития личности, для
которых характерна высокая и творческая и социальная активность. Под его
руководством в 1965 году в Ленинграде была создана школа экспериментального
исследования личности, а проведённые исследования сломали существовавшие
представления о зрелости как о периоде «окаменения». Именно данный аспект
проблемы - высокая продуктивность деятельности и достижений - стал решающей
предпосылкой для формирования акмеологии как науки.
В
настоящее время акмеология определяется как наука, возникшая на стыке естественных,
технических и гуманитарных дисциплин и изучающих закономерности и механизмы
развития человека на ступени его зрелости и, особенно, при достижении им
наиболее высокого уровня в этом развитии.
Столь
широкое понимание сущности акмеологического создало предпосылки для
формирования и развития различных направлений в акмеологии. В силу общественной
потребности наибольшее развитие получило направление, связанное с достижениями
акме в профессиональной деятельности, то есть профессионализм. Поэтому объектом
данного направления акмеологии стал именно профессионализм деятельности, а
предметом - объективные и субъективные факторы, содействующие и препятствующие
достижению вершин профессионализма. При этом в контексте достижения
профессионализма рассматривались вопросы, связанные с достижением высокой
эффективности или продуктивности деятельности, личностно-профессиональным
развитием, оптимизацией деятельности, разработкой новых способов и алгоритмов
решения профессиональных задач и многое другое.
Достижение профессионализма в акмеологическом понимании
связано с развитием личностных качеств (целеустремлённости, инициативности,
организованности), черт характера (упорства, настойчивости,
последовательности), интеллектуальных качеств, в совершенствовании и
обогащении профессиональных умений, раскрытием творческого потенциала личности
и её нравственным совершенствованием. Поэтому профессионализм связан с личностно-профессиональным
развитием.
Личностно-Профессиональное
развитие - это процесс
формирования личности (в широком понимании) и ее профессионализма в саморазвитии, профессиональной
деятельности и профессионализма в саморазвитии, профессиональной деятельности
и профессиональных взаимодействий (4).
Обобщение проведенных
исследований (1, 5, 7, 9) позволяет утверждать, что в процессе личностно-профессионального
развития происходят следующие структурные изменения личности:
1. Изменение
направленности личности:
• расширение круга
интересов и изменение системы потребностей;
• актуализация
мотивов достижения;
• возрастание
потребностей в самореализации и саморазвитии;
2. Увеличение
опыта и повышение квалификации:
• повышение
компетентности;
• развитие и
расширение умений и навыков:
• освоение новых
алгоритмов решения профессиональных задач:
• повышение
креативности деятельности.
3. Развитие
сложных частных способностей.
4. Развитие
профессионально важных качеств, определяемых спецификой деятельности.
5. Развитие
личностно-деловых качеств.
6. Повышение
психологической готовности.
Существуют
различные уровни развития профессионализма. Их оценка должна базироваться на
системе акмеологических показателей, в которых должны быть определена
личностный и деятельностный аспекты. Она включает следующие показатели:
·
Продуктивность или эффективность деятельности;
·
Уровень квалификации и профессиональной компетентности;
·
Оптимальная интенсивность и напряжённость труда;
·
Точность и надежность деятельности;
·
Организованность;
·
Низкая зависимость от внешних факторов;
·
Владение современным содержанием и современными средствами
решения профессиональных задач;
·
Стабильность высоких показателей деятельности;
·
Уровень развития личностно-деловых и профессионально важных
качеств;
·
Уровень мотивации достижений;
·
Возможность развития субъекта труда как личности;
·
Направленность на достижение положительных социально значимых
целей.
Если деятельность специалиста характеризуется высоким профессионализмом с
опорой на данную систему показателей, то считается, что у него высокий
акмеологический уровень.
3.1.1. Постоянство работы и перемены
профессиональной жизни
До
недавнего времени считалось, что профессиональная жизнь человека должна
состоять из поступления на конкретную должность в молодости и продолжении
непрерывной работы в избранной области вплоть до выхода на пенсию. Такая
предпочтительная профессиональная карьера требовала обдуманного выбора
профессии и тщательной подготовке к ней. Когда человек поступал на работу,
ожидалось, что он на всю жизнь закладывает основы своей карьеры и должен
стараться как можно быстрее подниматься по служебной лестнице.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|